Как подготовиться к егэ по обществознанию в 2022 году

Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ

Эссе – это набросок в прозе на выбранную тему, где выражается свое личное мнение. Написание эссе становится трудновыполнимой задачей, если автор не имеет представления, из каких частей обязательно состоит работа, какая структура и план должны быть. Упростить ее можно при помощи имеющихся общих клише, по которым можно быстро и легко составить текст. Чтобы написать эссе, необходимо:

  • прочитать предложенные темы, а после выбрать ту, в которой автор будет наиболее хорошо разбираться или что ему будет интересно;
  • определить главную мысль и сформулировать ее своими словами;
  • набросать на черновике структуру и примерный план работы, ключевые термины, точки зрения специалистов и ученых, теоретические положения;
  • высказать личное суждение и отношение к теме, свое понимание смысла высказывания;
  • тщательно подойти к подбору аргументов (мнения ученых, исторические факты, жизненные факты и др.);
  • изложить все сведения, аргументы и личные мнения в четкой последовательности;
  • завершить работу выводом и личными рассуждениями.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Структура

Как и любая другая творческая самостоятельная работа учащегося, эссе всегда предусматривает определенную типовую структуру. Благодаря этому можно грамотно структурировать и выстроить имеющийся объем информации. Если это будет эссе по обществознанию структура следующая:

  1. Вступительная часть. При помощи введения можно заинтересовать читателя или слушателя в прочтении работы от начала до самого конца. Здесь должны быть следующие пункты:
  • формулировка проблемы;
  • суть проблемы;
  • риторический вопрос;
  • цитата и что-то подобное для создания эмоционального настроя читателя.
  1. Основная часть. Здесь обязательно затрагивается история исследуемого вопроса, разные точки зрения по теме. Внутри основной части также присутствуют подпункты:
  • тезис – автор приводит доказываемое суждение;
  • обоснование – указываются аргументы, доказывающие этот тезис;
  • подвывод – частичный ответ на ранее заявленный вопрос.

Особое внимание уделяется аргументации, автор должен найти такие суждения, при помощи которых возможно убедить читателя в истинности приведенной точки зрения. Это могут быть исторические факты, ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства

Аргументация строится по следующему плану – утверждение, пояснение, наглядный пример, подведение итога, заключение.

  1. Заключение. Здесь необходимо воссоединить все те выводы, что были сделаны в ходе работы по каждому заявленному тезису. На основании приведенных аргументов читателя должен сделать вывод. Сначала формулируется проблема, а следом указывается ее заключение.

Если вступительная часть направлена на максимальное вовлечение интереса читателя, то заключение добавляет целостности картине, наталкивает на размышления и оставляет впечатление в памяти.

Клише для эссе

Чтобы правильно составить текст эссе по обществознанию клише станут настоящей палочкой-выручалочкой. Определить количество таких клише можно в ходе написания, отталкиваясь от структуры и плана работы. Но, как правило, это несколько пунктов:

  1. Шаблонные фразы для формулировки понимания высказывания и проблемы внутри темы, их актуальности. Например:
  1. Шаблонные фразы для выражения собственной позиции касательно темы и поставленного вопроса. Например:
  1. Примерные образцы, как сформулировать многоаспектность анализа высказывания, например:
  1. Два уровня аргументации, чтобы максимально убедить читателя в актуальности темы. А именно:

теоретический уровень:

эмпирический уровень:

  1. Шаблонные фразы, как составить идеальный вывод в пункте с заключениями:

Пример плана написания

Не стоит сразу же перед написанием работы составлять приблизительный шаблон плана. Гораздо легче будет составлять черновой вариант, который будет редактироваться в процессе написания. Основное преимущество эссе – отсутствие рамок и ограничений, пунктами плана могут быть самые основные мысли.

Если предполагается эссе по обществознанию план может быть следующим:

  1. Цитата.
  2. Проблема, ее актуальность.
  3. Перефразирование смысла высказывания.
  4. Приведение своего мнения.
  5. Теоретическая аргументация:
  • понятия;
  • термины;
  • тезисы.
  1. Фактическая аргументация:
  • примеры из других областей знания (экономика, социология, политология, история, правоведение и др.);
  • проведенный лично социальный опрос;
  • реальные случаи из социума.
  1. Вывод.

Предлагаем в качестве образца примерный шаблон плана эссе по обществознанию:

План эссе по обществознанию

Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:

  1. Сделать вступление.
  2. Написать теоретическую часть.
  3. Первый аргумент и его пояснение.
  4. Второй аргумент и его пояснение.
  5. Вывод.

Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.

Вступление

В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.

Пример:

«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).

Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.

Для вступления вы можете использовать следующие клише:

  1. В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
  2. Смысл её/ его слов заключается в следующем: …

Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.

НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.

Теоретическая часть

В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.

Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.

Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».

Первый и второй аргументы

С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.

Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:

«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.

В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:

«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.

Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.

Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

Вывод

Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.

В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:

«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»

Стиль искусства

Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.

Стили искусства:

Романский или готический. Признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, скульптур, резьбы.

Барокко. Признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

Рококо. Признаки: изысканность форм, причудливость орнамента.

Классицизм. Признаки: ясность, гармония, чёткость, простота. Обращение к образам и формам античности как наиболее совершенным.

Сентиментализм

Признаки: внимание к душевному  миру человека, чувственность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

Романтизм. Признаки: утверждение национального и индивидуального своеобразия, изображение идеальных чувств и героев, стремящихся к свободе, вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм – Признаки: правдивое, объективное отражение действительности.

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Самореализация

Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.

Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.

Виды самопознания

  • Непосредственное – самонаблюдение
  • Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.

Пути самопознания

  • Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
  • Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
  • Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
  • Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
  • Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.

Виды самооценки

  1. Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
  2. Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
  3. Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.

«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.

Интернет-вестник

Граждански значимые качества личности возможно определить лишь через социально-значимые качества, для чего изначально необходимо дать определение самому понятию «личность». И.С.Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нем социальные черты .

Д.А.Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых черт человека, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л.Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки людей (действия, реализующие или выражающие отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности .

Социолог М.А.Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально-значимых черт, свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы, в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности .

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О.Гапонов, Т.А.Бурцева, Н.Б.Русских). Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Нас более всего интересует работа Костюченко А.А., в которой социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина

.

В связи с этим рассматриваются процессы воспитания у учащихся самостоятельности, активности, ассертивности (Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских), ответственности, социальной активности, направленности самореализации в деятельности, склонности к сотрудничеству (М.И.Бобнева, Т.А.Бурцева), социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, С.В.Васильев, И.А.Гладышева), субъектности (И.А.Гусева, Л.М.Митина, Н.Б.Тарасова), рефлексии, эмпатии, идентификации, динамизма, эмоциональной устойчивости (К.В.Вербова, Г.В.Пар).

Проведенный анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что объем понятия «социально-значимые качества личности» и понятия «граждански значимые качества личности» не совпадают.

Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных показателей (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория. Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельные ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Темы эссе по социологии

«Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н. Шевелев «Семья – это кристалл общества». В. Гюго «Семья более священна, чем государство». Пий ХI «Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». И.Н. Шевелев «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм». И.Н. Шевелев «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму». Б. Вашингтон «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». Н.А. Бердяев «Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски». А. Солженицын «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык». И.Н. Шевелев «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д. Джебран «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям». Л.Н. Гумилев «Люби все другие народы, как свой собственный». В. Соловьев «Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли». Ф. Энгельс «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». Ж. Ренан «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». П. Верньо «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг «Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». И.С. Кон «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». Ж. Ваньер «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений». Э. Гидденс «Общество – не простая группа индивидов, но система…». Э.Э. Дюркгейм «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд «Масса – это множество людей без особых достоинств». Х. Ортега-и-Гасет «Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды». Б. Паскаль «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково». И. Робертсон «Для других мы создаем правила, для себя исключения». Ш

Лемель «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить». Э

Сервус «Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо «Человек… очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости». И. Кант «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». Р. Дарендорф «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо

Смотри также:

  • Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ?
  • Критерии оценивания заданий ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно

Рассмотрим плюсы и минусы подготовки в одиночку. 

Минусы

  • Вторая часть с развёрнутыми ответами и эссе требует проверки педагога. Только специалист сможет указать на ошибки, дать обратную связь и помочь понять, в каком направлении двигаться. 
  • Самоподготовка к ЕГЭ по обществознанию требует высокого уровня ответственности и дисциплины. 
  • При самостоятельных занятиях отсутствует структура, ориентиры и чёткий план, разработанный преподавателем, — школьник будет чувствовать себя неуверенно. 
  • Могут возникнуть проблемы с мотивацией — даже если в начале школьника захлёстывает энтузиазм, то пройдёт время, и появятся другие дела или мелкие проблемы. 
  • Выпускник действует «вслепую» — некому научить его нюансам экзамена или подсказать «фишки». 

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию теоретически возможно. На практике же мы рекомендуем готовиться с экспертами — так вы будете уверены в прогрессе и успехе. Если хочется высокие баллы — точно стоит тренироваться под руководством преподавателей. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ваши тесты и эссе будут проверять действующие эксперты ЕГЭ и другие профессионалы.

Общение.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения.

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения» (например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Свойства, характерные только для человека.

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector