Как стать нейропсихологом
Содержание:
- О профессии нейропсихолога в деталях
- Карьера
- Чем нейропсихолог отличается от психолога, дефектолога, психиатра и психотерапевта
- Кому необходима консультация нейропсихолога?
- Диагностические методы
- Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
- Проблемы нейропсихологии
- Вам особенно необходима консультация нейропсихолога,если:
- Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога
- Оплата труда
- Компании, где можно работать нейропсихологом
- Карьера
- Известные люди этой профессии
- Обучение на Нейропсихолога
- На что обратить внимание при выборе специалиста
- Чем нейропсихолог отличается от других специалистов, работающих с детьми
- Методы нейропсихологии
О профессии нейропсихолога в деталях
Нейропсихолог занимается коррекцией восприятия, улучшением памяти, внимания, особенностей мышления, речи и координации. Также этот специалист проводит обследования для диагностики патологических состояний мозга, при которых у пациентов наблюдаются проблемы с психикой и центральной нервной системой
Важно понимать, что нейропсихолог не может исправить абсолютно все психические заболевания, но во власти квалифицированного специалиста сделать так, чтобы снивелировать их развитие и диапазон проявления
Выделяют два направления нейропсихологии: детская и взрослая. При работе со взрослыми специалист помогает пациентам справиться с негативными условиями жизни, в которых те оказались. Детский нейропсихолог помогает самым маленьким пациентам развить основные функции психики в нужном направлении. Например, компетентности этого эксперта хватает, чтобы помочь ребенку адаптироваться в социуме и начать контролировать свое поведение. К нейропсихологу ведут детей, которые страдают:
- ДЦП;
- нарушением процесса контроля собственного поведения;
- синдромом дефицита внимания;
- гиперактивностью;
- повышенной утомляемостью;
- замедленным умственным или физическим развитием;
- проблемами со счетом, письмом или чтением в младшем школьном возрасте.
Под наблюдением специалиста оказываются дети, которые имеют травму головного мозга, родовую травму или перенесли тяжелую операцию под общим наркозом. Также этот эксперт может помочь ребенку лучше и быстрее справиться с усвоением школьной программы.
Взрослые пациенты нейропсихолога – это люди, которые вследствие травмы головы, сильного шока или отравления наркотическими веществами столкнулись с нарушением:
- речи, слухового, зрительного или тактильного восприятия;
- мышления, памяти, внимания или координации;
- контроля собственного поведения и проявления эмоций.
Карьера
Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.
Профессиональные знания
Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:
- психофизиология;
- клиническая и возрастная анатомия;
- гигиена и физиология;
- психотерапия;
- неврология;
- физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
- психиатрия;
- физиология ЦНС.
Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов
В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать
Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.
Чем нейропсихолог отличается от психолога, дефектолога, психиатра и психотерапевта
Многие люди путают между собой все эти специальности. Чтобы разобраться в них, давайте сначала разгруппируем их на две категории: врачи и не врачи. К врачам относятся психиатры и психотерапевты. Не врачи: психологи, клинические психологи, дефектологи и нейропсихологи.
Психиатры имеют дело с психически тяжелобольными людьми. Для лечения психики своих пациентов они используют в основном только медицинские препараты. Для работы психиатром обязательно нужно иметь высшее медицинское образование.
Психотерапевты работают над исцелением психически больных преимущественно с помощью бесед, построенных определенным образом. Для ускорения выздоровления эти врачи могут выписывать лекарства. Для работы нужно медицинское образование.
Психологи работают с психически здоровыми людьми. Основные запросы клиентов на приеме у психолога связаны с конфликтами, ссорами, проблемами самореализации. Психологи не работают с расстройствами психики, потому что это уже компетенция психотерапевта или психиатра, в зависимости от сложности случая. Для работы психологом медобразование не нужно.
Клинические психологи – тоже не врачи, хотя они могут работать в медучреждениях. Они не имеют право выписывать пациентам лекарства или ставить диагнозы. В их компетенции работа с чуть более сложными случаями, чем за которые берется обычный психолог. Специалист лечит пациентов, просто беседуя с ними определенным образом про их чувства и эмоции.
Дефектолог работает над исправлением некорректно работающих психических функций человека. Этот специалист помогает пациентам с помощью развивающих игр, специальных упражнений и творчества. И он не врач.
Нейропсихологи работают практически с теми же дефектами психики, что и дефектологи и клинические психологи, только причину появления патологии они ищут в самом мозге пациента, а не только в психике и сознании. Несмотря на то что нейропсихология граничит с медициной, эта область все-таки не является медицинской.
Кому необходима консультация нейропсихолога?
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 2 до 12 лет.
Дети, которые приходят сегодня на консультацию к нейропсихологу — это дети с задержкой формирования мелкой моторики рук, с общей моторной неловкостью, часто с невнятной речью, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности с дефицитом внимания).
Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них «оживает» не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – им трудно усидеть на месте).
Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).
Самый важный довод для обращения за консультацией к нейропсихологу:
Нарушения работы нервной системы у ребёнка имеют значительно более серьёзные последствия, чем у взрослого. У ребёнка это приводит либо к невозможности дальнейшего развития мозга (остановка развития), либо к развитию патологии (аномальное развитие). У взрослого структура ВПФ (высших психических функций) уже сформирована и нарушения работы нервной системы приводят к нарушению только отдельных её составляющих (например, зрительная пространственная агнозия у ребёнка приведёт к распаду общих представлений о часах и времени, а взрослый не сможет лишь правильно определять время по расположению стрелок на часах).
Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу (от 2 до 10 лет):
До 10 лет мозговые структуры ребёнка только формируются и в этом периоде возможна результативная психологическая коррекция. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения ребёнка, создавшиеся сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребёнка, общую дезадаптацию и будут с трудом поддаваться коррекционной работе.Нейропсихологическая диагностика показана, если:
- имеются наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации;
- беременность или/и роды проходили с патологией;
- ребёнок был на искусственном вскармливании;
- ребёнок столкнулся с холодностью и враждебностью матери сразу после рождения;
- у ребёнка проявились:
- послеродовая желтуха; дисгармоничность раннего речевого развития; нарушение срока прорезывания или смены зубов; ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон; гипо/гипертонус; метеозависимость; укачивание в транспорте, нарушения равновесия;
- быстрая утомляемость или возбудимость; частые «простуды»; аллергия; бронхиальная астма; головные боли; проблемы ЖКТ;
- аутистические проявления или мутизм(отказ разговаривать);навязчивые состояния (навязчивые страхи, навязчивые мысли, навязчивые движения: теребит волосы, дёргает ногами, когда пишет или рисует, грызёт ногти или др.предметы и т.п.); резкие перепады настроения; повышенная тревожность, слезливость, подавленность, другие неадекватные эмоциональные реакции;
- диагноз СДВГ(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), сложности школьной адаптации; плохое чтение; постоянно не дочитывает окончания слов или предложений; плохой почерк; обилие грамматических ошибок; трудности счета; непонимание условий задач; «глупые» ошибки «по невнимательности» (пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально); неровная учёба (то 5, то 2); трудности усвоения понятий право/лево; нарушение звукопроизношения;
- неусидчивость; невнимательность; суетливость; трудности контактов со сверстниками; неумение организовать свою деятельность; чрезмерная медлительность; случаи «выпадения» из действительности («ребёнок меня как будто не слышит»);
- неловкость, неуклюжесть, угловатость в движениях;
ребёнок:
- наблюдается/наблюдался у врача-невролога;
- получил общий наркоз;
- пишет, рисует левой рукой;
- имел ЧМТ(травмы головы);
Диагностические методы
Нейропсихолог детский — это специалист, который в состоянии провести самостоятельную диагностику ребенка, нуждающегося в нейрокоррекционной помощи. Существует несколько основных методик нейропсихологического обследования, применяющихся для детей возрастом от 3 до 12 лет.
Проба на реципрокную координацию рук
Данный вид тестирования нейропсихологического состояния ребенка применяется для определения уровня взаимодействия между двумя полушариями головного мозга.
Проведение этого метода диагностики выглядит следующим образом:
- Ребенок присаживается за стол.
- Затем пациент кладет верхние конечности на поверхность стола ладонями вниз.
- По команде нейропсихолога ребенок одну руку сжимает в кулак, а вторую расправляет.
- Данные движения верхних конечностей происходят поочередно.
Продолжительность этого тестирования составляет не менее 20 с. Если у ребенка сохранено нормальное взаимодействие полушарий головного мозга, то в данном случае будет наблюдаться синхронная работу сразу двух ладоней верхних конечностей.
Таблица Шульте
Таблица Шульте — это эффективный метод нейропсихологического обследования, который разработан немецким психиатром Вальтером Шульте. Данное тестирование направлено на определение интеллектуальных способностей ребенка, а также свойств внимания.
Этот способ диагностики проводится следующим образом:
- На стену крепится прямоугольная таблица, разбитая на 25 квадратов.
- В каждой клетке находятся цифры от 1 до 25, которые хаотично разбросаны по всей таблице.
- По команде специалиста ребенок должен поочередно найти все числа, расположенные в клетке.
По результатам обследования нейропсихолог дает оценку скорости работы пациента, подсчитывает количество допущенных ошибок. После этого делаются соответствующие выводы, касающиеся работоспособности центров головного мозга ребенка.
Тест Бурдона
Данный метод диагностики также известен под названием корректурная проба, а его целевым предназначением является определение скорости утомляемости пациента.
Проведение этого нейропсихологического обследования выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Ребенок присаживается за письменный стол.
- Затем нейропсихолог выдает ему бланк с печатным текстом, в содержании которого находятся лишние символы.
- По команде «начали» ребенок должен быстро перечитать данную информацию с одновременным зачеркиванием заранее указанных букв или цифр.
Продолжительность процесса тестирования составляет от 3 до 10 мин. в зависимости от того, какая симптоматика присутствует у конкретного ребенка. По результатам диагностики нейропсихолог определяет скорость чтения пациента, точность, уровень его внимания.
Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи.
Врачи
К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.
Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты.
Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.
Не врачи
Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.
Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.
Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог.
Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.
Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.
Проблемы нейропсихологии
Их много, как и в любой отрасли науки, но мы выделим 4 основных:
- Проблема локализации. Одна из целей нейропсихологии — определение этапов и особенностей формирования «карты мозга», а также ее последующего изменения. Известно, что разные участки мозга могут отвечать за разные функции. Но в то же время ученые знают: неиспользуемые участки «захватываются» соседними (например, у слепых людей зрительная часть «карты» нередко перераспределяется между слуховой и тактильной — они не видят, но зато у них очень острый слух и высокая чувствительность кожи). Кроме того, известно, что здоровые участки мозга могут брать на себя функцию поврежденных. Но до полного понимания процессов формирования «карты мозга» еще далеко.
- Проблема методов. Некоторые из них уже устаревают. Кроме того, ученые стремятся к разработке новых, более эффективных и точных методов исследования и воздействия на мозг.
- Проблема объекта. Изначально само понятие нейропсихологии предполагало работу с людьми и животными, у которых есть локальные поражения мозга. Теперь все чаще возникает вопрос, как эта отрасль науки может помочь здоровым людям. Так постепенно расширяются предмет и задачи нейропсихологии.
- Проблема роли полушарий. Существует классическая точка зрения, согласно которой левое полушарие отвечает за аналитическое мышление и оценку времени, а правое — за творческое мышление и оценку пространства. Но у нейропсихологов уже есть пациенты с одним полушарием (это может быть врожденная особенность мозга, результат травмы или операции). И они, как правило, вполне самостоятельны — одно полушарие выполняет функцию обоих. Эти случаи еще предстоит детально изучить.
Решение этих проблем может открыть новые возможности для человечества.
Вам особенно необходима консультация нейропсихолога,если:
- В роддоме ребёнку поставили диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы);
- До года малыш мало ползал или не ползал вообще, принимал антибиотики;
- Малыш путает день и ночь (нарушение ритмики организма);
- У него «каша во рту», повышенное слюноотделение в процессе речи;
- Не сразу откликается на своё имя;
- В 5-6 лет не может самостоятельно одеться и завязать шнурки;
Консультацию проводит
руководитель Центра Речи, нейропсихолог, нейрореабилитолог Свирина Елена Леонидовна
Чтобы записаться на консультацию, уточнить детали, а также задать все интересующие вопросы
Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога
Понятно, что, помимо научных знаний и умений, детский нейропсихолог должен обладать и личностными качествами, без которых в этой профессии не обойтись.
Вот 6 основных особенностей характера и навыков, которые вам потребуются.
- Главным тут будет, безусловно, умение расположить к себе и вызвать безоговорочное доверие юного пациента. Ведь без доверия не получится взаимоотношений и взаимопонимания, а, значит, и само лечение становится невозможным.
- Терпение и железная выдержка также будут способствовать результату работы. Ведь разговаривать придется с маленькими детьми, а ребенок не всегда способен внятно объяснить свое состояние или понять, зачем ему выполнять все наставления врача.
- Способность к эмпатии и сочувствию не исключают обязательной способности вовремя абстрагироваться от рабочих моментов, чтобы не заполучить проблемы самому. Ведь именно профессия психолога находится в группе риска по эмоциональному выгоранию.
- Устойчивая нервная система поможет справиться с высокой долей ответственности за здоровье детей.
- Знание английского языка способствует ведению нейропсихологических исследований, поскольку большая часть научных работ публикуется на английском, а на международных семинарах будет возможность обмена опытом со специалистами из других стран.
- Желание постоянно совершенствоваться и учиться, в том числе самостоятельно.
Оплата труда
Компании, где можно работать нейропсихологом
Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.
Карьера
Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.
Профессиональные знания
Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:
- психофизиология;
- клиническая и возрастная анатомия;
- гигиена и физиология;
- психотерапия;
- неврология;
- физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
- психиатрия;
- физиология ЦНС.
Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов
В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать
Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.
Известные люди этой профессии
Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.
Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.
Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.
Обучение на Нейропсихолога
Курсы
Российский институт профессионального образования «ИПО»
Российский институт профессионального образования, НАНО «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальностей: «Нейропсихология» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 2000+ курсов обучения. 15000+ выпускников из 200+ городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Вузы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
Государственный университет «Дубна»
Патопсихологическая диагностика и психотерапия (Факультет социальных и гуманитарных наук Университета «Дубна»)
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова
Клиническая психология (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова)
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Клиническая психология (Психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова)
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Клиническая психология (Факультет клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова)
Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.
На что обратить внимание при выборе специалиста
От специалиста любого направления медицины зависит весь результат проделанной работы. Чтобы работа не оказалась бессмысленной, нужно очень ответственно подойти к выбору профессионала. Нужен не только знать теорию, но и обладать большим практическим опытом работы с детьми. Специалист, проводя диагностику, собирает и узнает от родителей все необходимые данные:
- как протекала беременность и роды;
- как ребенок развивался.
Обязательно задает домашнее задание или упражнение, которое обязательно нужно будет выполнять ежедневно.
Если занятия будут качественными с учетом индивидуальных особенностей ребенка, то в скором времени можно будет наблюдать такие стойкие улучшения у ребенка, как повышение работоспособности, получение высоких оценок в школе, стабильность эмоционального и психического фона, развитие сенсорных и моторных навыков.
Чем нейропсихолог отличается от других специалистов, работающих с детьми
— Чем нейропсихолог отличается от невролога, психолога, логопеда, дефектолога?
— Психологи занимаются в основном эмоциональными проблемами, эмоционально-личностной сферой ребенка, реже — познавательными процессами: памятью, вниманием, мышлением. Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия
В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка.
Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия
В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка.
Но, к сожалению, большинство логопедов ставят звуки и на этом работа с ребенком заканчивается. Многие компоненты речевой системы оказываются неразвитыми. И иногда к нейропсихологам приходят такие дети, мы помогаем им научиться говорить связно, грамматически верно, лексически красиво.
Если нейропсихолог — это специалист сопровождения, который часто использует педагогические методы, то невролог — это врач, который ставит диагнозы и назначает лечение. Я как нейропсихолог не имею права ставить диагнозы «дислексия», «дисграфия», «дискалькулия». Я описываю симптоматику, предполагаю механизмы нарушения или трудностей ребенка.
Врач назначает медикаментозную поддержку, если это нужно. Я некомпетентна даже БАДы предлагать — рыбий жир, витамины. Могу рассказывать только о различных педагогических воздействиях или каких-то других развивающих методиках.
— «Я еще не родила, но уже записала ребенка к нейропсихологу». Как вам такое сообщение с форума?
— Во время беременности записываться к нейропсихологу точно не нужно. Нейропсихолог — специалист, к которому обращаются, если действительно что-то беспокоит в развитии и обучении ребенка.
И большинство нейропсихологов работают с детьми, начиная от старшего дошкольного возраста. Довольно мало специалистов, которые работают с ранним возрастом, это особая специфика.
Методы нейропсихологии
Методы нейропсихологии подбираются с учетом конкретных задач и направленности диагностических или лечебных мероприятий.
Для того чтобы оценить нейропсихологические синдромы, ассоциация нейропсихологов Москвы рекомендует применять наиболее распространенную и успешную систему – Лурия, которая позволяет диагностировать и описать существенные психические потери при поражениях определенных участков мозга:
документально описывается клинический случай (с описанием истории болезни, результатов инструментальных и лабораторных исследований);
описывается психическое состояние больного с акцентом на особенности его сознания, способности к ориентации в пространстве и времени, критичности и эмоциональном статусе;
исследуется произвольное и пассивное внимание;
изучается эмоциональный фон больного;
исследуются особенности визуального восприятия (с использованием реальных предметов, объектов, букв, цифр, цвета, контурных рисунков);
исследуется тактильное восприятие пациента (он распознает объекты по ощупыванию или прикосновению);
исследуется слуховое восприятие в различных ситуациях;
исследуется двигательная активность, координация движения, способность к воспроизведению определенных поз, копированию движений;
исследуются навыки речи (способность больного к пониманию речи, повторению звуков и слов, созданию логико-грамматических конструкций);
анализируются особенности письма;
исследуется чтение, память, система счета, интеллектуальные процессы.
За последние годы в «копилку» методов нейропсихологии добавились инновационные разработки, основанные на модернизации известных методик и внедрении в практику передовых инструментальных исследований.
Нейропсихологические исследования направлены не только на выявление нарушения деятельности мозга, но и на распознавание его патогенетических механизмов.
Записаться на приём