Нейропсихология взрослых. диагностика и реабилитация лиц, имеющих нарушения высших психических функций различного генеза с присвоением квалификации «нейропсихолог» (340ч)

Содержание:

Ваши результаты

  • Вы знаете структуру головного мозга, взаимосвязь его отделов, функции, которые они выполняют.
  • Вы разбираетесь в видах ВПФ, симптомах, которые свидетельствуют о их нарушениях.
  • Вы способны выстроить стратегию и тактику обследования на основании изучения истории болезни, результатов клинической беседы.
  • Вы можете применять тестовые методики проведения разных видов нейропсихологических проб.
  • Вы знаете, как подготовить заключение, разработать рекомендации по результатам диагностики.
  • Вы способны подготовить и реализовать комплексную программу, направленную на восстановление, компенсацию нарушений мозговой деятельности.

Чем нейропсихолог отличается от психолога, дефектолога, психиатра и психотерапевта

Многие люди путают между собой все эти специальности. Чтобы разобраться в них, давайте сначала разгруппируем их на две категории: врачи и не врачи. К врачам относятся психиатры и психотерапевты. Не врачи: психологи, клинические психологи, дефектологи и нейропсихологи.

Психиатры имеют дело с психически тяжелобольными людьми. Для лечения психики своих пациентов они используют в основном только медицинские препараты. Для работы психиатром обязательно нужно иметь высшее медицинское образование.

Психотерапевты работают над исцелением психически больных преимущественно с помощью бесед, построенных определенным образом. Для ускорения выздоровления эти врачи могут выписывать лекарства. Для работы нужно медицинское образование.

Психологи работают с психически здоровыми людьми. Основные запросы клиентов на приеме у психолога связаны с конфликтами, ссорами, проблемами самореализации. Психологи не работают с расстройствами психики, потому что это уже компетенция психотерапевта или психиатра, в зависимости от сложности случая. Для работы психологом медобразование не нужно.

Клинические психологи – тоже не врачи, хотя они могут работать в медучреждениях. Они не имеют право выписывать пациентам лекарства или ставить диагнозы. В их компетенции работа с чуть более сложными случаями, чем за которые берется обычный психолог. Специалист лечит пациентов, просто беседуя с ними определенным образом про их чувства и эмоции.

Дефектолог работает над исправлением некорректно работающих психических функций человека. Этот специалист помогает пациентам с помощью развивающих игр, специальных упражнений и творчества. И он не врач.

Нейропсихологи работают практически с теми же дефектами психики, что и дефектологи и клинические психологи, только причину появления патологии они ищут в самом мозге пациента, а не только в психике и сознании. Несмотря на то что нейропсихология граничит с медициной, эта область все-таки не является медицинской.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая профессия, нейропсихология имеет как свои преимущества, так и сложности.

Явными плюсами будут:

  • способность оказывать помощь маленьким пациентам;
  • безусловная востребованность, благодаря узкой специфике знаний (разумеется, при условии, что у специалиста достаточно точечных навыков и имеется соответствующее образование);
  • интересные кейсы в практике;
  • возможность собрать необходимую информацию для собственных исследований (научной работы).

К минусам относят:

  • высокую степень ответственности перед собой, обществом и родителями за здоровье и жизнь маленьких пациентов;
  • тяжелые последствия совершенных ошибок: необходим высокий профессионализм и предельная внимательность, ведь от выбранных методов лечения и рекомендаций нейропсихолога напрямую зависит дальнейшее психологическое состояние ребенка;
  • невысокая заработная плата при трудоустройстве в госструктуры;
  • неизменные трудности в процессе работы с детками, которые противятся выполнять корректирующие упражнения.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Национальный университет современных технологий

Курс профессиональной переподготовки «Нейропсихология детского возраста» позволит вам дистанционно освоить следующие ключевые дисциплины:

  • §1. Общая психология
  • §2. Нейропсихология как наука. Отечественная нейропсихология. Отрасли нейропсихологии
  • §3. Основные принципы строения мозга
  • §4. Особенности мозговой организации высших психических функций у детей
  • §5. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии
  • §6. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии

Обучение где и когда удобно

В университете современная образовательная платформа, которая позволяет обучаться в любом месте и в любое время. Вам нужен только смартфон, планшет или ноутбук и выход в интернет.

Вопросы курса

При подготовке на нейропсихолога вам предстоит изучить:

  • Становление и развитие нейропсихологии как науки.
  • Характеристика российского и западного направлений в нейропсихологических исследованиях.
  • Содержание экспериментальных исследований ВПФ.
  • Организация психических процессов в головном мозге.
  • Характеристика ВПФ как сложных психических и функциональных систем.
  • Локализация ВПФ, их взаимосвязь с отделами головного мозга.
  • Виды поражений мозговых отделов в зависимости от их локализации. Характеристика нейропсихологических синдромов.
  • Первичные и вторичные нарушения как следствие очаговых изменений.
  • Исследование, оценка отклонений в работе ВПФ. Учёт возрастных особенностей пациентов.
  • Технологии выявления повреждённых и сохранных звеньев ВПФ.
  • Составляющие комплекса методик синдромного анализа нарушений ВПФ.
  • Правила подготовки и проведения нейропсихологического обследования.
  • Нейропсихологические методы восстановления функций речи, счёта, чтения, письма, памяти, внимания.
  • Принципы разработки, особенности реализации комплексных реабилитационных программ для больных с поражениями мозга различной локализации.

Ваши результаты

  • Вы знаете структуру головного мозга, взаимосвязь его отделов, функции, которые они выполняют.
  • Вы разбираетесь в видах ВПФ, симптомах, которые свидетельствуют о их нарушениях.
  • Вы способны выстроить стратегию и тактику обследования на основании изучения истории болезни, результатов клинической беседы.
  • Вы можете применять тестовые методики проведения разных видов нейропсихологических проб.
  • Вы знаете, как подготовить заключение, разработать рекомендации по результатам диагностики.
  • Вы способны подготовить и реализовать комплексную программу, направленную на восстановление, компенсацию нарушений мозговой деятельности.

Ваши перспективы

Завершив обучение на курсах по нейропсихологии, вы сможете работать в реабилитационных центрах, санаториях, отделениях восстановительной терапии стационаров. Востребованы также индивидуальные занятия с нейропсихологом.

Оплата труда

Компании, где можно работать нейропсихологом

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов

В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Международный университет экономических и гуманитарных наук

О программе:

  • Программа включает в себя объем знаний, необходимый для получения качественной профессиональной подготовки, и соответствует ФГОС
  • К разработке программы привлекали: клинических психологов, нейропсихологов, дефектологов, доцентов и кандидатов наук, профессоров и докторов наук ведущих государственных и частных вузов, а также специалистов медицинских учреждений.
  • Вы можете стать слушателем, имея ЛЮБОЕ среднее профессиональное или высшее образование.
  • Вы будете обладать глубокими знаниями в области нейропсихологии.
  • Программа обучения включает в себя весь спектр профессиональных дисциплин.
  • Выдается диплом государственного образца, содержащий все степени защиты государственных документов.
  • Дистанционная форма позволяет учиться без отрыва от работы и в сжатые сроки получить новые знания и новую специальность.

О профессии нейропсихолога в деталях

Нейропсихолог занимается коррекцией восприятия, улучшением памяти, внимания, особенностей мышления, речи и координации. Также этот специалист проводит обследования для диагностики патологических состояний мозга, при которых у пациентов наблюдаются проблемы с психикой и центральной нервной системой

Важно понимать, что нейропсихолог не может исправить абсолютно все психические заболевания, но во власти квалифицированного специалиста сделать так, чтобы снивелировать их развитие и диапазон проявления

Выделяют два направления нейропсихологии: детская и взрослая. При работе со взрослыми специалист помогает пациентам справиться с негативными условиями жизни, в которых те оказались. Детский нейропсихолог помогает самым маленьким пациентам развить основные функции психики в нужном направлении. Например, компетентности этого эксперта хватает, чтобы помочь ребенку адаптироваться в социуме и начать контролировать свое поведение. К нейропсихологу ведут детей, которые страдают:

  • ДЦП;
  • нарушением процесса контроля собственного поведения;
  • синдромом дефицита внимания;
  • гиперактивностью;
  • повышенной утомляемостью;
  • замедленным умственным или физическим развитием;
  • проблемами со счетом, письмом или чтением в младшем школьном возрасте.

Под наблюдением специалиста оказываются дети, которые имеют травму головного мозга, родовую травму или перенесли тяжелую операцию под общим наркозом. Также этот эксперт может помочь ребенку лучше и быстрее справиться с усвоением школьной программы.

Взрослые пациенты нейропсихолога – это люди, которые вследствие травмы головы, сильного шока или отравления наркотическими веществами столкнулись с нарушением:

  • речи, слухового, зрительного или тактильного восприятия;
  • мышления, памяти, внимания или координации;
  • контроля собственного поведения и проявления эмоций.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога

Понятно, что, помимо научных знаний и умений, детский нейропсихолог должен обладать и личностными качествами, без которых в этой профессии не обойтись.

Вот 6 основных особенностей характера и навыков, которые вам потребуются.

  1. Главным тут будет, безусловно, умение расположить к себе и вызвать безоговорочное доверие юного пациента. Ведь без доверия не получится взаимоотношений и взаимопонимания, а, значит, и само лечение становится невозможным.
  2. Терпение и железная выдержка также будут способствовать результату работы. Ведь разговаривать придется с маленькими детьми, а ребенок не всегда способен внятно объяснить свое состояние или понять, зачем ему выполнять все наставления врача.
  3. Способность к эмпатии и сочувствию не исключают обязательной способности вовремя абстрагироваться от рабочих моментов, чтобы не заполучить проблемы самому. Ведь именно профессия психолога находится в группе риска по эмоциональному выгоранию.
  4. Устойчивая нервная система поможет справиться с высокой долей ответственности за здоровье детей.
  5. Знание английского языка способствует ведению нейропсихологических исследований, поскольку большая часть научных работ публикуется на английском, а на международных семинарах будет возможность обмена опытом со специалистами из других стран.
  6. Желание постоянно совершенствоваться и учиться, в том числе самостоятельно.

Вы узнаете и научитесь

Обучение на курсе предполагает подробное рассмотрение тем:

  • Строение мозга как субстрата психических процессов.
  • Современные технологии коррекционно-восстановительной работы со взрослыми, имеющими нарушения ВПФ очагового характера.
  • Диффузные поражения кортикальных структур: определение, виды, нейропсихологическая помощь.
  • Задачи мультидисциплинарной бригады в ходе оказания помощи лицам с органическими поражениями кортеса.

Результаты и перспективы

  • Вы понимаете особенности очаговых поражений и их влияние на высшие психические функции.
  • Вы знаете, как правильно организовать диагностику и реабилитационную помощь при диффузных поражениях мозговых структур.
  • Вы владеете современными методами нейропсихологической диагностики взрослых, имеющих различные повреждения головного мозга.

Применение результатов обучения

Завершив обучение, вы будете иметь необходимые теоретические знания и практические навыки для работы в качестве нейропсихолога, ознакомитесь с базовыми принципами реабилитации и восстановительного обучения больных с поражениями мозга различной природы.

Полученные в ходе обучения компетенции (при условии наличия высшего образования) позволят вам работать в различных медицинских учреждениях и реабилитационных центрах. Вы сможете оказывать квалифицированную помощь взрослым с нарушением ВПФ врождённого характера, вызванными черепно-мозговыми травмами, опухолевыми образованиями или кровоизлияниями в мозг.

Чем занимается нейропсихолог

Нейропсихолог обязан:

выявлять ресурсные и дефицитарные стороны мозговой деятельности пациента, а также степень нарушений высших психических функций путем проведения нейропсихологической диагностики;
устанавливать взаимосвязи между выявленными повреждениями мозговых структур и присутствующими нарушениями психических процессов;
применять нейродиагностические методы, позволяющие выявить особенности восприятия, мышления, саморегуляции, уровня контроля и координации движений пациента;
оценивать степень тяжести выявленных нарушений восприятия (речь, внимание, зрительные образы, пространственная ориентация, способность выполнять целенаправленные двигательные акты);
разрабатывать и осуществлять индивидуальные программы нейрокоррекции (включает двигательную и когнитивную сферы);
вести контроль за качеством выполнения коррекционных упражнений, направленных на улучшение адаптации, развитие и обучение;
вносить дополнения в программу нейрокоррекции;
при органических поражениях участков мозга проводить нейропсихологическую реабилитацию, активируя компенсаторные механизмы высшей нервной деятельности;
оказывать консультационную помощь.

Этот специалист должен обладать:

  • знаниями в области психофизиологии, неврологии, возрастной и клинической анатомии, физиологии ЦНС и сенсорных систем, а также психиатрии и психотерапии;
  • эмпатией, стрессоустойчивостью, уравновешенностью, умением расположить к себе пациента;
  • выдержкой и терпением, которые необходимы при работе с пациентами детского возраста;
  • достаточным уровнем знания английского языка для постоянного повышения квалификации (основная часть исследований по нейропсихологии публикуется на английском языке).

Практические задания курса

Практические задания курса направлены на отработку умений:

  • учитывать нейропсихологические особенности детей, обучающихся в начальной школе при решении профилактических и коррекционных задач;
  • опираясь на характеристики ребёнка, оптимальным образом определять его место в группе сверстников;
  • ориентироваться в вариантах выполнения нейропсихологических упражнений;
  • понимать сущность и содержание принципов нейропсихологической коррекции в детском возрасте;
  • соблюдать последовательность внедрения метода замещающего онтогенеза в процесс психолого-педагогического сопровождения;
  • применять знания о роли полушарий головного мозга в психических процессах;
  • соотносить разновидности детей с ЗПР по И. И. Мамайчук (с примерами упражнений/игр, применяемых в работе с детьми);
  • составлять индивидуальные рекомендации для родителей ребёнка дошкольного возраста, нуждающегося в нейропсихологической коррекции;
  • составлять конспект нейропсихологического коррекционного занятия с ребёнком/детьми дошкольного возраста;
  • составлять характеристику-описание развития речевой функции в онтогенезе (период от 0 до 3-х лет).

Заполнение таблиц:

  • «Современные нейропсихологические концепции» с краткой характеристикой каждой указанной концепции.
  • Установление соотношения видов горизонтальных восьмерок с видами восприятия, которые развивает их рисование.
  • Установление соотношения видов школьной дезадаптации и примеров упражнений, специфичных для нейропсихологических занятий с дезадаптированными детьми.
  • Установление соотношения задач нейропсихологической коррекции и примеров упражнений.
  • Морфофункциональные особенности головного мозга.

Методические материалы:

  • Анамнестические данные и клиническая беседа.
  • Глоссарий по дисциплине «Мозг как морфофизиологический субстрат психической деятельности. Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга».
  • Игры и упражнения для развития когнитивной сферы дошкольников, навыков программирования и контроля, операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, сенсорной интеграции, сенсомоторной коррекции.
  • Опросники по латеральным предпочтениям.
  • Организация обучения в зависимости от нейропсихологических особенностей детей.
  • Памятка для практического детского нейропсихолога.
  • Способ количественной обработки материалов.
  • Упражнения по мозжечковой стимуляции.

Программа обучения по детской нейропсихологии даст ответы на вопросы:

  • Какие отрасли составляют структуру нейропсихологии?
  • Поражения каких участков головного мозга приводят к тактильным, зрительным, слуховым агнозиям?
  • Каковы проявления нарушения памяти, внимания и мышления при локальных поражениях мозга?
  • Как проводить нейропсихологическую диагностику в детском возрасте?

Результаты и перспективы:

  • Вы умеете вести деятельность в сфере детской нейропсихологии, компетентны в вопросах диагностики психических нарушений, вызванных локальными поражениями головного мозга.
  • Вы способны распознать симптоматику сенсорных и гностических расстройств, нарушений познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) у детей и подростков, провести консультирование их родителей.

Вы узнаете и научитесь

В ходе обучения Слушатели, будущие нейропсихологи, актуализируют знания по следующим проблемам:

  • Мозг как основа психической деятельности человека.
  • Структура и функции отделов мозга, их онтогенез.
  • Основные синдромы поражений головного мозга у детей, их причины.
  • Организация и технологии проведения нейропсихологической диагностики у детей с нарушениями высшей нервной деятельности.
  • Нейропсихологические методы коррекции ВПФ у детей дошкольного и школьного возраста с поражениями головного мозга.
  • Нейропсихологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями высших психических функций.

Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы

Психическое развитие ребёнка неразрывно связано с деятельностью мозга. При отсутствии нарушений мозговой деятельности развитие, как правило, протекает нормально, в то же время локальные мозговые травмы способны вызвать нарушения познавательной сферы, зрительные и гностические расстройства. Данная программа посвящена рассмотрению механизмов нейропсихологии детского возраста.

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Изучить вопросы истории и теории, структуру нейропсихологии.
  • Освоить методику проведения нейропсихологического обследования.
  • Познакомиться с нейропсихологическими причинами нарушений психического развития ребенка.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 8 недель (144 часа).

Вы узнаете и научитесь

В ходе освоения учебного плана будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Структура нейропсихологии как науки. Отечественная и зарубежная психология.
  • Принципы строения мозга, мозговая деятельность у детей.
  • Нейропсихологические факторы зрительных, слуховых, тактильных расстройств.
  • Локальные поражения мозга и их влияние на нарушения познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
  • Нейропсихологическая диагностика.
  • Работа с родителями детей, страдающих нарушениями психического развития.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector