Музыка для улучшения работоспособности мозга и развития памяти

Влияние разных звуковых частот на мозг

Не только направление музыки и ее громкость являются решающими в плане воздействия на головной мозг. Каждая нота имеет определенную частоту, которая тем или иным образом влияет на нервную систему. И это также надо учитывать, составляя плей-лист с целью вызвать те или иные реакции в головном мозге, повлиять на самочувствие.

Волны Уровень герц Создаваемый эффект Когда слушать
Бета 14-40 Пробуждение, активизация сознания, прилив сил Для повышения работоспособности и энергичности
Альфа 8-14 Спокойствие, расслабление Для медитации, расслабления, во время перерывов на работе, для активации творческого настроения
Тета 4-8 Глубокая релаксация Когда хочется помечтать, уйти в состояние глубокого расслабления
Дельта 0-4 Глубокий сон без сновидений Когда необходимо быстро восстановить силы и отдохнуть

Музыка способна улучшать здоровье, сделать нас счастливее, умнее и активнее. Исследователи из разных стран нашли множество подтверждений того, что разные мелодии в той или иной степени влияют на наш мозг. Конечно, это еще не повод в корне менять свои музыкальные предпочтения. Слушайте то, что вам нравится и помните, что мелодия в наушниках в первую очередь должна приносить удовольствие, но не забывайте про безопасный уровень громкости. Руководствуйтесь своим вкусом и предпочтениями, хотя прислушиваться к советам исследователей иногда также будет не лишним.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Дружикина Виктория Юрьевна

Специальность: терапевт, невролог.

Общий стаж: 5 лет.

Место работы: БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ».

Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции

Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями

Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Экономика образования

Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

Секрет людей, обладающих феноменальной памятью

Сначала надо выяснить как запоминали люди, обладающие суперпамятью. Эти вопросы также изучались в Советском Союзе и не просто так.

Например, йоги могут пересказывать дословно в течение многих дней очень длинные древние тексты. А люди, которые считают быстрее компьютера? Что помогает им?

А есть люди, которые получают данные, недоступные следователям и разведчикам? Как они все это делаю и доступно ли это обычному человеку, можно ли к этому приблизиться?

Я же не говорю о том, чтобы стать гениальным, хотя почему бы и нет?

Ученые выяснили, что эти люди запоминают находясь в определенном состоянии, их мозг испускает преимущественно волны низкого уровня, его еще называют альфа-уровня (7-13 Гц в секунду).

Это происходит, когда мозг работает в замедленном режиме, когда тело полностью расслаблено. Конечно, полной противоположностью является наш бодрствующий режим.

Когда мы бежим, что-то делаем, думаем, анализируем, наш мозг испускает бетта-волны и он очень далек от гипермнезии — от суперпамяти.

И наоборот, когда наше тело расслаблено, а мозг работает в расслабленном режиме, наши способности усиливаются. Такого состояния йоги достигают при помощи медитаций.

Мы же можем этого достичь используя необходимую музыку, просто нажав на кнопочку Play.

Как вы можете догадаться, что в таком состоянии оба полушария головного мозга начинают работать в параллельном режиме или как обычно говорят синхронно.

Музыка для развития детского мозга

В зависимости от того, какой музыкальный стиль чаще слышит ребенок, формируются его вкусовые предпочтения и даже частично характер. Для того чтобы научиться складывать числа или улучшить чтение, ребятишкам лучше всего отдать предпочтение классике. Именно такие мелодии помогают развивающемуся мозгу и организму в целом.

Увеличение ассортимента классических мелодий только поможет облегчить всестороннее развитие ребенка. Однако кроме классики следует слушать и другие композиции

Крайне важно, чтобы они не содержали агрессивных и чрезмерно ускоренных мотивов

Не только музыка положительно влияет на мозг: научное сообщество уже доказало, что мозг можно развивать через специальные когнитивные тренировки. Викиум собрал научные исследования современных нейрофизиологов и на основе их создал увлекательные игровые тренажеры. Попробуйте прямо сейчас!

музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:07

    музыка
    для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:17

    Музыка для работы
    (

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    42:52

    музыка для работы
    _

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    28:04

    музыка
    для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:30

    Музыка
    Для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:56

    ¿¿
    Музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:00:54

    музыка
    для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:22:53

    Музыка для работы
    Музыка для работы: для сосредоточенной работы за компьютером

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:37

    Музыка для Офиса
    музыка для работы в офисе,для работы, офисная музыка, фоновая музыка в офис

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:13

    Музыка для работы
    Музыка для работы: фоновая музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:07

    Музыка для работы
    Музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:56

    музыка для работы
    музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:19

    Музыка для работы
    Музыка для работы: стимуляция мозговой активности

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:21

    Музыка для работы
    Музыка для работы: тренировка ума

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:25

    Музыка для работы
    Музыка для работы: улучшение концентрации

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:31

    МУЗЫКА для работы 2
    хорошая музыка во время работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:04

    МУЗЫКА для работы
    хорошая музыка во время работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:37

    Музыка для Массажа Расслабляющая, Nature Sounds Nature Music
    Музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:52

    Музыка для Массажа Спа, Mindfulness Meditations
    Музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:55

    Музыка для работы
    Спокойная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:55

    Музыка для работы ●•●•очень красивая музыка●•●•
    восточная

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:02:07

    МУЗЫКА МОЙ ВЕРТОЛЁТ
    музыка для работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:22

    Музыка Релакс Коллекция
    Музыка для Работы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:36

    Музыка для работы
    Фоновая музыка — Захватывающий Воспоминания

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:01

    Музыка для работы
    Вальяжный Фоновая музыка Работать дома

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:40

    Музыка для работы
    Музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:25

    Музыка для работы
    Живой Провинция — Музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:32

    Музыка для работы
    Музыка, Необычайный

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:09

    Музыка для работы
    Фоновая музыка, Живой чтение

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:29

    Музыка для работы
    Гладкий; плавный (Фоновая музыка)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:29

    Музыка для работы
    Фоновая музыка — Игривый Готовка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:05

    Музыка для работы
    Фоновая музыка (Утонченный Спать)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:05

    Музыка для работы
    Сноподобная (Фоновая музыка)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:42

    Музыка для работы с чакрами
    3 чакра

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:37

    музыка для работы
    TELEPOPMISIK-breathe (range)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:27

    музыка
    для работы Вовану

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:59

    Музыка для работы 6
    (

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:55

    Музыка для Работы 1
    (

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:39

    Музыка для работы 7
    (

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:25

    Музыка для работы
    Marilyn Manson — Tainted love (remix?)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    56:56

    Музыка для работы и отдыха
    <19>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:17

    Музыка для работы и отдыха
    <25>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:09

    Музыка для работы и отдыха
    <14>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:38

    Музыка для работы и отдыха
    <22>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:56

    Музыка для работы и отдыха
    <24>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:00

    Музыка для работы и отдыха
    <23>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:47

    Музыка для работы и отдыха
    <15>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:03

    Музыка для работы и отдыха
    <08>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:09

    Музыка для работы и отдыха
    <03>

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:38

    Музыка для работы и отдыха
    <06>

  • 1

Как повысить продуктивность работы

Если вы хотите повысить продуктивность, можно включить в наушниках энергичное произведение. Это может быть и не классика. Мозг начинает обрабатывать все звуки, которые поступают к нему от слуховых рецепторов. При этом человеку легче сосредоточиться на работе

Важно, чтобы в мозг поступали именно звуки музыки, а не сторонний шум

Если музыка настраивает на продуктивную работу, то посторонний шум вызывает стресс, снижает выработку гормона удовольствия дофамина. При шуме начинаются сбои в работе префронтальной коры мозга. Именно она отвечает за последовательные действия, внимательность, восприятие импульсов. Если же включить музыку, которая вам нравится, можно поднять настроение, успокоиться.

Выполнять монотонные действия на работе будет легче и продуктивнее, если заниматься этим под музыку. Как показывают наблюдения, в этом случае работается бодрее, веселее, а ошибок становится меньше, также растет производительность.

Нравится ли мозгу музыка

Если вы считаете, что на планете нет людей, которым бы музыка любого направления не нравилась вообще, то ошибаетесь. Ученые говорят, что примерно 5% населения Земли абсолютно равнодушны к музыкальным звукам. Сотрудники университета Макгилла (Канада) сравнили процессы, происходящие в головном мозге меломанов и людей, не переносящих музыку.

Оказалось, что у антимеломанов во время прослушивания любой мелодии не активизируются участки мозга, призванные обрабатывать звуковые сигналы. Также выяснилось, что в их организмах на фоне музыки не вырабатываются гормоны удовольствия.

Но в то же время эти участки мозга у антимеломанов не всегда «молчат». В остальных случаях они реагируют вполне адекватно. Почему так происходит, исследователям еще предстоит разобраться. А пока известно, что на фоне прослушивания мелодий у большинства людей улучшается настроение, проходят депрессии, апатия, то есть музыка определенно благотворно влияет мозг, можно сказать, что она ему нравится.

Международная группа ученых провела исследование, в рамках которого доказала, что любовь к мелодиям у людей закладывается на генетическом уровне и тесно взаимосвязана с выработкой дофамина (нейромедиатор головного мозга, отвечающий за чувство удовольствия). И чем больше прослушиваемая мелодия нравится человеку, тем больше дофамина вырабатывает организм.

Как разные мелодии влияют на наши эмоции

Исследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Наверное, многим приходилось наблюдать за тем, как маленькие дети под понравившуюся им мелодию сначала начинают улыбаться, а затем двигаться в такт. Еще один пример – колыбельные песни. В течение веков во всех странах мира матери поют малышам песни. Дети слушают, успокаиваются и засыпают. Нередко и сами мамы засыпают под колыбельные, причем даже раньше малышей.

Одной из причин таких эмоциональных изменений является гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Именно этот гормон называют причиной тесной взаимосвязи между матерью и ребенком, слушающим колыбельные.

Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Кроме того, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.

Что для мозга лучше: веселая или грустная мелодия

Группа ученых из Финляндии и Великобритании обнаружила, что даже грустные мелодии могут вызывать в головном мозге процессы, которые улучшат настроение. Подводя итоги наблюдения, исследователи указали на то, что люди, как ни странно, испытывают особый вид удовлетворения и эмоций во время просмотра трагических фильмов или прослушивания грустных песен.

Свой вклад в изучение сделали и японские ученые. Они определили, что грустные переживания для нашего мозга обычно ассоциируются с романтическими чувствами, а некоторым людям в состоянии печали полезно слушать минорную музыку, так как она действует на мозг как психологическая уловка – позволяет легче пережить собственную трагедию.

В это же время мужской и женский мозг по-разному реагирует на грустную и агрессивную музыку. У женщин на фоне таких мелодий активизируется часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль. У мужчин все происходит наоборот. Поэтому сильному полу в состоянии грусти минорные мотивы лучше не слушать.

Интересный эксперимент с прослушиванием мажорных и минорных мелодий провели ученые из Ирландии. Они нашли подтверждения тому, что прослушивание определенной музыки может повлиять на восприятие эмоций другого человека. Участникам эксперимента дали несколько фотографий незнакомцев и попросили определить, какую эмоцию передает выражение лица. В итоге оказалось, что под веселые мелодии люди рассматривали в незнакомых лицах счастье, под грустные напевы в тех же самых фотографиях испытуемые видели нейтральную или печальную мимику.

Главный миф музыкальной терапии

Одна из самых популярных спекулятивных теорий в области использования музыки для повышения результатов умственной деятельности — так называемый эффект Моцарта. Утверждают, что музыка Моцарта — жизнерадостная и позитивная — помогает решать задачи и учиться. 

Судя по всему, это мнение породило исследование, опубликованное в журнале Nature, в котором ученые анализировали влияние музыки разного темпа и тональности на состояние обучающихся. Проблема в том, что участникам эксперимента давали слушать одну и ту же сонату Моцарта в более быстром или более медленном темпе, в миноре или мажоре. Результаты показали, что быстрая и жизнерадостная музыка лучше способствует решению пространственных задач. Ну а выбор был: Моцарт или Моцарт. Так что победил Моцарт. Возможно, музыка великого композитора действительно позитивно влияет на состояние и помогает настроиться, однако с говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» полностью опровергает красивую теорию. Скорее всего, это просто влияние позитивной мажорной музыки. Например, к таким выводам пришли организаторы исследования 2017 года.

Музыка делает повторяющуюся работу более приятной

Эффективность музыки зависит от того, насколько глубокого погружения в работу требует та или иная задача.

Согласно исследованию журнала Applied Ergonomics, музыка особенно полезна, когда задача точно определена и является механической.

В ходе экспериментов была выявлена связь между успешностью выполнения рутинных задач и играющей в это время фоновой музыкой. Эти результаты подтверждают то, что использование музыки в работе может дать экономическую выгоду.

Более новое исследование, проведенное доктором Терезой Лесюк, показало, что такой всплеск продуктивности – заслуга не самой музыки, а хорошего настроения, которое появляется при прослушивании любимых композиций.

Было обнаружено, что музыка без четкой мелодии никак не влияет на продуктивность, хотя более приятные жизнерадостные песни давали результат: «Работники достигали более высокой производительности, когда слушали более приятную фоновую музыку».

Классический стиль музыки

Для развития умиротворенности разума отлично подходит Моцарт. Он и вдохновляет на новые мысли и идеи. Еще давно классический музыкальный стиль считался прерогативой интеллектуальных людей. В наше время ситуация, конечно же, поменялась из-за обилия самой разной музыки, но в целом умные люди и сегодня нередко слушают классику. Кроме этого, Моцарт оказывает позитивное влияние на развивающихся детей.

Мелодии, написанные Моцартом, заслуженно считают целебными, потому что в ней содержится огромное количество различных музыкальных комбинаций. Они помогают пробудить мозговую активность. Но следует отметить, что далеко не вся классика оказывает столь положительное воздействие. Например, музыка Баха к таковым не относится.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Что надо знать об открытии Георги Лозанова? И музыка для развития мозга и памяти у взрослых

Георги Лозанов с его коллегой Алеко Наваковым, изучив этот вопрос, доказали, что музыка, имеющая ритм 60 ударов в минуту, дающая альфа состояние, может помочь изучить иностранные языки, любые предметы.

Не только запомнить нужную информацию, но и расширить память. Вы вспомните то, что давно знали, но забыли. Милтон Эриксон и Линн Купер обнаружили такой же эффект от альфа состояния.

К такой музыке относятся медленные части произведений Баха, Вивальди, Телемана.

Нужная нам музыка начинается с 3:32 минуты.

Усиление любого обучения, любого усвоения информации дает музыка именно с темпом от 60-64 ударов в минуту. Он используется в медленной части произведений.

Эти произведения часто писались для струнных инструментов, дающих высокочастотные звуки, для скрипки, гитары, мандолины.

Слушая такую музыку студенты расслаблялись и слушали информацию, которую необходимую запомнить на ее фоне. Студенты Георги Лозанова и Алеко Навакова, находясь в расслабленном состоянии, запоминали на высокой скорости и до 98 процентов от всего объема.

И это очень хороший результат. За 10 лет работы Г. Лозанов научился обучать студентов 3000 иностранным словам в день, а если вы знаете столько слов, то вы можете бегло общаться на языке.

Представьте, что сегодня вы язык не знаете, а завтра вы на нем разговариваете. Кстати его методика сегодня частично используется в некоторых ВУЗах иностранных языков в Москве.

Но, конечно, мы не Георги Лозанов, он обладал поистине удивительными способностями, но мы можем использовать музыку и его открытие. Мне бы хватило 500 иностранных слов в вдень)

Но не так все просто.

А если все таки просто слушать музыку?

А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.

Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.

Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.

То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.

О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.

Взять, например, музыку Моцарта.

Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)

Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.

Талант Моцарта

Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.

Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.

Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.

Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.

Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.

Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других  композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.

Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.

Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.

Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.

Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.

Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».

Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!

Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.

Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)

Вывод

Для того чтобы музыка стала полезной для мозга, нужно выработать привычку ежедневно слушать классические произведения хотя бы 10-15 минут. Находиться под ее воздействием полезно взрослым и детям. При этом имеет значение темп, ритм, общее настроение произведения. Если одни мелодии будут успокаивать, умиротворять, то другие могут возбуждать, стимулировать к работе, повышать проводимость нервных импульсов. Выбирая, что послушать, нужно подумать над тем, какого именно результата вы хотите добиться.

Например, прослушивание Моцарта поможет повысить умственную деятельность, снизить влияние стресса. Дети под его музыку могут лучше развиваться интеллектуально, повышается их способность к обучению. Спокойные мелодии произведений великого композитора создают устойчивый эффект увеличения альфа-волн мозга. Такое воздействие научно подтверждено. Каждая соната Моцарта – это гармоничный шедевр, всегда свежий и актуальный.

Пусть в вашем доме, автомобиле или просто в телефоне звучит музыка классиков. Поверьте, что ваша голова будет за это благодарна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector