Эффект моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка для улучшения работы мозга

Ежеминутно человеческому мозгу приходится воспринимать и обрабатывать огромные информационные блоки. Это сильно истощает и утомляет весь организм. Чтобы упорядочить свои мысли, существуют идеально подходящие мелодии. Нередко из-за больших объемов информации в памяти образуются пробелы.

Главной отличительной чертой подобной музыки является то, что мелодии должны быть размеренными и спокойными. Особенным плюсом будут повторяющиеся мотивы то с нарастающим, то с затихающим звуком. Такое умиротворенное звучание создает условия для возобновления нервных клеток

Немаловажно будет перед прослушиванием хорошо проветрить помещение для поступления достаточного количества кислорода

Самое древнее влияние музыки на человека

Все по порядку.

В 17-18 веках великими мастерами создавалась музыка в соответствии с особенными формулами. Они бережно хранились музыкальными школами и передавались из рук в руки с очень древних времен.

Ученые давно интересовались такой музыкой, которая влияет на психику и тело человека. Как музыка, может, например, улучшить сон? Как-то к великому Иоганну Себастьяну Баху обратился граф Кайзерлинг по поводу улучшения сна.

Когда он заболевал, то страдал бессонницей, и просил приведенного с собой юного музыканта Гольдберга играть ему на клавесине всю ночь.

И Бах написал для этого случая вариации, которые были названы в честь игравшего для графа музыканта. Это знаменитые Вариации Гольдберга. Откуда Бах знал какие гармоники могут успокаивать разум?

Вы можете и сами их слушать, если вас мучает бессонница.

В древности считалось, что музыка открывает доступ к другим мирам и имеет сильное воздействие на тело и разум человека.

Еще в Древней Греции существовало требование, что каждый врач должен уметь петь и играть на музыкальном инструменте. Медицина была связана с музыкой очень тесно. Больных лечили музыкой.

Из «Канона врачебной науки» Авиценна следует, что меланхолию необходимо развевать музыкой, боль уходит от хорошего пения.

Музыка может расширить память, снять стресс, ускорить обучение. В 2003 году в России лечение музыкой было признано официальным лечебным методом — музыкотерапией.

У нас, конечно, пока не готовят таких докторов, как на западе, но я думаю, что все впереди.

А раз музыка может лечить болезнь, то здоровый орган она улучшает и развивает. Но конечно, не вся музыка обладает лечебным и развивающим эффектом.

В прошлом веке ученые Советского союза выяснили, что музыка благотворно влияет на пациентов в санаториях и профилакториях.

Когда больные находились в расслабленном состоянии и слушали музыку, она начинала творить чудеса — пациенты выздоравливали.

Специалисты заинтересовались этой музыкой и выяснилось, что это не просто музыка, а музыка определенного ритма.

Музыка барокко?

Да, это была классическая музыка эпохи Барокко. Но и она не вся (эпоха включает в себя 150 лет), и используется она по особенному.

Как же разобраться во всей музыке, что предлагается и что выбрать конкретно для развития мозга и памяти?

Классическая музыка и концентрация внимания

Идеальным помощником человека для улучшения мышления и памяти, концентрации внимания считается классическая музыка. Ее благотворное влияние отмечается и на развитие интеллекта ребенка еще в раннем возрасте.

Ученые также выяснили, что если, например, водитель слушает за рулем музыку, воздействующую на левое полушарие мозга, то его внимательность значительно снижается. Музыка же, влияющая на правое полушарие, наоборот, помогает водителю сосредоточиться и более внимательно следить за дорогой. В данном примере показано воздействие медитативной и классической музыки на человека.

Если необходимо улучшить процесс запоминания информации, увеличить до максимума концентрацию внимания, то без всяких сомнений можно наслаждаться музыкой Моцарта и Гайдна, ведь их произведения отличаются особой мелодичностью и гармонией. Неоспоримо положительное влияние музыки на интеллект человека и мозг, при этом наблюдается значительное улучшение памяти и ускорение обучения.

Неврологи уверены в положительном влиянии классической музыки на концентрацию внимания, поэтому эта музыка идеально подходит для библиотечных читальных залов. Тихое звучание музыки дает возможность улучшить процесс запоминания и обработки информации, таким образом сокращается время для достижения желаемых результатов. Увеличить концентрацию внимания поможет музыка таких композиторов, как: Чайковский, Мендельсон, Дебюсси.

Из всего выше сказанного следует, что музыка эпохи барокко способствует запоминанию, благотворно влияет на внимание, а также на другие интеллектуальные процессы

Эффект Моцарта

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?

Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.

В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.

Секрет людей, обладающих феноменальной памятью

Сначала надо выяснить как запоминали люди, обладающие суперпамятью. Эти вопросы также изучались в Советском Союзе и не просто так.

Например, йоги могут пересказывать дословно в течение многих дней очень длинные древние тексты. А люди, которые считают быстрее компьютера? Что помогает им?

А есть люди, которые получают данные, недоступные следователям и разведчикам? Как они все это делаю и доступно ли это обычному человеку, можно ли к этому приблизиться?

Я же не говорю о том, чтобы стать гениальным, хотя почему бы и нет?

Ученые выяснили, что эти люди запоминают находясь в определенном состоянии, их мозг испускает преимущественно волны низкого уровня, его еще называют альфа-уровня (7-13 Гц в секунду).

Это происходит, когда мозг работает в замедленном режиме, когда тело полностью расслаблено. Конечно, полной противоположностью является наш бодрствующий режим.

Когда мы бежим, что-то делаем, думаем, анализируем, наш мозг испускает бетта-волны и он очень далек от гипермнезии — от суперпамяти.

И наоборот, когда наше тело расслаблено, а мозг работает в расслабленном режиме, наши способности усиливаются. Такого состояния йоги достигают при помощи медитаций.

Мы же можем этого достичь используя необходимую музыку, просто нажав на кнопочку Play.

Как вы можете догадаться, что в таком состоянии оба полушария головного мозга начинают работать в параллельном режиме или как обычно говорят синхронно.

Другая музыка, которая пригодится

Есть и другие положительные воздействия музыки, которые можно использовать в свою пользу. Классическая музыка для учебы и концентрации

При прослушивании классических произведений у человека отмечаются следующие явления:

  • повышается стойкость, 
  • появляются жизненные силы, 
  • понижается тревожность, 
  • снижается вероятность депрессии, 
  • снимается раздражительность,
  • лучше усваиваются знания.

Интересно и то, что определенные композиторы и композиции оказывают на человека определенный эффект:

  1. «Итальянский концерт» Баха борется со злобой, обидой, снижает негативные эмоции.
  2. Произведения Бетховена и Чайковского укрепляют сон, снимают раздражительность.
  3. Музыка Моцарта снимают раздражительность и головную боль.

Металл, рок

Прослушивание тяжелой музыки усиливает любые эмоции: как положительные, так и отрицательные.  Рок-музыка придает человеку энергии, но расшатывает его внутреннюю уравновешенность, меняет восприятие ритма.

Многочисленные исследования отмечают, что монотонность и ритм большинства рок-композиций оказывают негативные последствия на организм, особенно детский при возрасте 11-15 лет.

Поп-музыка

Ученые сумели доказать негативное влияние поп-музыки на память и внимательность, так как в ней преобладает монотонный ритм. Так что такая музыка не подходит для учебы и работы, для запоминания.

Хип-хоп, рэп

Рэп пробуждает в человеке агрессию, а его монотонность способствует появлению злобы, раздражительности, снижению настроения и эмоционального тонуса в целом.

Джаз, рэгги, блюз

Блюз положительно влияет на человеческие эмоции, снимая раздражительность. А вот джаз оказывает скорее негативное влияние, нарушая внутреннюю гармонию. Рэгги способствует улучшению настроения, повышает эмоциональный тонус, препятствует появлению агрессии и злобы.

Жанр «соул» заставляет человека обратиться к своей чувственной стороне. Часто люди испытывают тоску при ее прослушивании

Электронная и клубная музыка

Ученые настоятельно не рекомендуют студентам использовать эту музыку во время учебы, так как она негативно влияет на интеллект. Иногда она становится причиной повышения напряженности, раздражительности.

Зная эту информацию, можно обустроить свой учебный процесс так, что вам придется приложить лишь минимум усилий для запоминания. Львиную же часть работы за вас сделает музыка. А обратившись к сервису студенческой помощи, можете не тратить драгоценное время на выполнение курсовых, контрольных, лабораторных, а наслаждаться жизнью и любимой музыкой!

Понравился материал? Еще больше полезного и интересного можно найти на нашем телеграм-канале.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Приятный джаз или тяжелый рок?

Исследователи изучали влияние на продуктивность не только произведений великого австрийского композитора. Так какую же музыку выбрать? Есть ли универсальные рецепты? 

Для начала стоит сузить круг поисков и рассматривать только приятные мелодии. Непривлекательная музыка, прослушанная до работы, снижает производительность. Некоторые эксперты предлагают слушать саундтреки из видеоигр. Ведь эти композиции составляют специально, чтобы помочь человеку сосредоточиться и погрузиться в процесс.

Тяжелая музыка помогает сбросить напряжение и настроиться на высокий темп работы. Австралийские исследователи провели , в котором людям включали панк-рок, скрим и метал и задавали раздражающие вопросы. Во время прослушивания музыки испытуемые успокаивались быстрее. Уверены, что многие присоединятся к популярному мнению, что жесткий активный блэк-метал помогает разогнаться и сделать работу быстрее.

Такие разные виды музыки, как техно, классика и бразильский поп, могут оказывать похожий эффект. Дело в различимой речи: она способствует рассеянности внимания, а ее отсутствие может стать одним из критериев при выборе фона для продуктивного дня (конечно, если вы не знаете португальский язык).

Боремся с инсультом и другими патологиями

Полезна музыка и при заболеваниях мозга, при нарушениях его работы. Известный физиолог Сяркаме в своей диссертации упоминает о шестидесяти случаях, когда пациенты выздоровели после перенесенного инсульта (ишемического). При этом им каждый день включали на 15-20 минут классические произведения. Можно подобрать бодрящий или успокаивающий ритм, который будет воздействовать на глубинные структуры коры и полушарий. Спустя полгода пациенты восстановили хорошие показатели мозговой активности.

Данные исследования были проведены с 2004 по 2007 гг. В них участвовали специалисты из отделения когнитивных нарушений (Хельсинкский университет), а также сотрудники клиники неврологии, радиологии. В 2011 г. автору удалось защитить диссертацию по этой теме и доказать, что некоторые музыкальные произведения могут стимулировать альфа-волны мозга.

Пациентов разделили на три группы:

  • В первой пациенты музыку активно прослушивали, но выбирали ее по своему вкусу.
  • Для второй использовали аудиокниги.
  • Третья группа была контрольной. Ей не предлагали ничего прослушивать.

Прежде чем принимать участие в этих исследованиях, пациентам было предложено пройти нейропсихологическое исследование.

Музыка для развития детского мозга

В зависимости от того, какой музыкальный стиль чаще слышит ребенок, формируются его вкусовые предпочтения и даже частично характер. Для того чтобы научиться складывать числа или улучшить чтение, ребятишкам лучше всего отдать предпочтение классике. Именно такие мелодии помогают развивающемуся мозгу и организму в целом.

Увеличение ассортимента классических мелодий только поможет облегчить всестороннее развитие ребенка. Однако кроме классики следует слушать и другие композиции

Крайне важно, чтобы они не содержали агрессивных и чрезмерно ускоренных мотивов

Не только музыка положительно влияет на мозг: научное сообщество уже доказало, что мозг можно развивать через специальные когнитивные тренировки. Викиум собрал научные исследования современных нейрофизиологов и на основе их создал увлекательные игровые тренажеры. Попробуйте прямо сейчас!

«Эффект Моцарта»

В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:

  • первая слушала музыку Моцарта,
  • вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
  • третья – проходила тест в тишине.

Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.

Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:

  • 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
  • В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
  • В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.

О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.

Что такое альфа волны

Электрическая работа мозга на частоте 8-12 Гц называется альфа-волнами. Ее можно добиться при хорошей релаксации. При этом человек не должен погружаться в сон, хотя его глаза остаются закрытыми.

У детей мозг большую часть времени находится именно в состоянии альфа-ритма. У взрослых такое состояние наблюдается при расслабленности, медитации, занятиях йогой, прослушивании хорошей музыки и т.д.

При стимуляции деятельности мозга с помощью альфа-волн можно добиться:

  • расслабления тела, сознания;
  • креативного состояния;
  • усиления всех эмоций;
  • усиления своих физических способностей;
  • уменьшения тревожности, стресса;
  • достижения рабочего состояния;
  • повышения обучаемости;
  • укрепления иммунитета;
  • позитивного мышления;
  • повышения выработки серотонина.

У такой стимуляции есть и относительные недостатки:

  • это может быть скучно;
  • может клонить в сон;
  • теряется концентрация;
  • иногда может вызывать депрессию;
  • при избытке стимуляции может появиться усталость;
  • растет восприимчивость.

Преимуществ гораздо больше, чем недостатков. Просто нужно во всем знать меру. Избыточная стимуляция может стать вредной. А если придерживаться разумных границ, можно исцелять мозг и повышать его возможности. Классическая мелодия для малыша или взрослого станет хорошим стимулом и поддержкой.

Вывод

Для того чтобы музыка стала полезной для мозга, нужно выработать привычку ежедневно слушать классические произведения хотя бы 10-15 минут. Находиться под ее воздействием полезно взрослым и детям. При этом имеет значение темп, ритм, общее настроение произведения. Если одни мелодии будут успокаивать, умиротворять, то другие могут возбуждать, стимулировать к работе, повышать проводимость нервных импульсов. Выбирая, что послушать, нужно подумать над тем, какого именно результата вы хотите добиться.

Например, прослушивание Моцарта поможет повысить умственную деятельность, снизить влияние стресса. Дети под его музыку могут лучше развиваться интеллектуально, повышается их способность к обучению. Спокойные мелодии произведений великого композитора создают устойчивый эффект увеличения альфа-волн мозга. Такое воздействие научно подтверждено. Каждая соната Моцарта – это гармоничный шедевр, всегда свежий и актуальный.

Пусть в вашем доме, автомобиле или просто в телефоне звучит музыка классиков. Поверьте, что ваша голова будет за это благодарна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector