Как подготовиться к егэ по литературе в 2021: эффективные методики
Содержание:
- Подготовка
- Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
- 1-7
- 8 и 15
- Тексты
- Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
- Романтизм
- Лирические произведения. Основные термины и понятия
- Критерии оценивания
- Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы
- С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?
- Сочинение на все 100
Подготовка
Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.
Пишите шпаргалки
Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день.
Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:
- Что такое реализм?
- Что такое классицизм?
- Что такое романтизм?
- Что такое постмодернизм?
- Что такое антиутопия?
- Сходства и различия романтических и реалистических героев.
Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.
Читайте критику
Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки.
Ведите дневники
Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.
В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».
Спокойствие и сон
Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день.
Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.
Порядок выполнения заданий
Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17.
Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.
Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
Синтаксические средства
Риторический вопрос | Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение | Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? (А.С. Пушкин «Медный всадник») |
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя | Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! (Н. Некрасов) |
Риторическое обращение | Условное обращение | А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов) |
Повтор | Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания | Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего (Ф.М. Достоевский) |
Анафора | Повтор начального слова в нескольких смежных строках | Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий) |
Эпифора | Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи | Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, везде фестончики (Н.В. Гоголь) |
Инверсия | Нарушение привычного порядка слов в предложении | И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. (А.С. Пушкин) |
Градация | Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости | Барина холить, беречь, ублажать. (Н. Некрасов) |
Антитеза (контраст) | Противопоставление | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений | Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий) |
Умолчание | Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи | И эту секунду бенгальскую, громкую Я ни на что б не выменял, — я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах») |
Фонетические приемы
Аллитерация | Повтор согласных | Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою (В. Жуковский) |
Ассонанс | Повтор гласных звуков | Живи, да будет лик твой тих И чист, как той весною ранней, Среди оставшихся в живых Воспоминаний Поминаний; Перед весной бывают дни такие, И дома своего не узнаёшь (В. Соколов) |
Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Эпитет | Образное определение | Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой) |
Метафора | Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии | Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев) |
Метонимия | Перенос наименования по смежности | Торговал только рынок. (И. Бунин) |
Синекдоха | Обозначение части вместо целого | «Дожить до седых волос» вместо «дожить до старости» |
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых понятий | Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский) |
Сравнение | Сопоставление двух предметов по общему признаку | Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов) Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов) |
Гипербола | Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления | Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин) |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов) |
Перифраз | Замена слова описательным выражением | Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок) |
Оксюморон | Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу | Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин) |
Аллегория | Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ | Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин) |
1-7
Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.
Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:
Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:
- Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
- Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
- Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
- Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)
Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.
Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:
Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.
4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.
5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.
Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.
8 и 15
8 и 15 задания – это мини-сочинения, которые представляют собой развернутый ответ на вопрос. Организаторы выписали те умения, которые необходимы для выполнения этого задания.
Если первые три пункта Многомудрый Литрекон разобрал в предыдущем параграфе, то 4 и 5 ему только предстоит описать. Как же самостоятельно научиться интерпретировать и находить с нуля? Вот простые советы:
- Сделайте индивидуальный план ответа на вопросы по тексту. Формулируйте главные вопросы к тем книгам, которые читаете, и отвечайте на них письменно, используя план. Так и натренируете этот навык;
- Сделайте план для анализа текста и самостоятельно заполняйте те пункты, которые раскрывают Ваше мнение о содержании книги: проблематика, идея, вывод, конфликт, мораль, тематика и т.д. За помощью обращайтесь к нам в группу.
Разобравшись с подготовкой, перейдем на поле боя. Вот так выглядит пример задания № 8 из ЕГЭ по литературе.
Задание 15 – аналогичное, но о лирическом произведении:
Как их делать? Формируем универсальный план для мини-сочинений 8 и 15 на ЕГЭ по литературе.
- Вступление – перефразированный вопрос: Конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» зарождается уже на первых страницах книги.
- Основная часть – 2 тезиса (разные!) и аргументы к ним: Во-первых, автор передает возникшее напряжение через жесты Павла Кирсанова: он спрятал руку в карман, а не поздоровался с гостем, потому что побрезговал подать холеную руку неопрятному Евгению. Во-вторых, писатель показывает контраст между мировоззрениями своих героев через отношение к внешнему виду: Базаров после дороги не захотел почиститься, хотя был весь в пыли, а Павел Петрович, напротив, тщательно следил за собой, демонстрируя уженные руки и модный костюм даже в деревне.
- Заключение — ответ на поставленный вопрос: Таким образом, автор через жесты и внешний вид героев дал понять, что эти люди сильно отличались друг от друга, и конфликт между ними был неминуем.
Данная работа оценивается по трем критериям
При ответе важно сохранять грамотность и культуру речи (2 балла), привлекать приведенный текст для аргументации (2 балла), но главное — постоянно сверяться с главным вопросом, чтобы ответ был логичным и точным (2 балла). Только такое сочинение заслужит максимум баллов – 6
Таким образом, чтобы выполнить 8 и 15 задания, нужно уметь письменно изъясняться и внимательно читать текст. Этого достаточно, чтобы получить целых 12 первичных баллов!
Тексты
Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе – в разделах со второго по восьмой.
Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. п. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше.
Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
1 Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
2 Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения на литературные темы.
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Романтизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | конец XVIII — первая половина XIX века. Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
|
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Лирические произведения. Основные термины и понятия
Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Основные тематические разновидности лирики
- Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
- Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
- Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
- Гражданская лирика (Н. Некрасов)
- Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
- Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)
Лирические жанры
Ода | Г. Р. Державин «Бог» |
Лирическое стихотворение | А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина» |
Элегия | А.А. Фет «Ласточки» |
Послание (лирическое послание) | С.А. Есенин «Письмо матери» |
Авторская песня | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» |
Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.
Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.
Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.
Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.
Критерии оценивания
Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 17 заданий можно получить 58 первичных баллов.
Отдельно за 8 и 15 задание можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:
- Соответствие условию.
- Аргументы взяты из литературных произведений.
- Логичность мысли, соответствие речевым нормам.
По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.
Задания 9 и 16 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Максимальный балл – 10. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.
Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов, конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:
- Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
- Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
- Опора на теоретико-литературные понятия. (2б)
- Логичность и композиционная целостность. (3б)
- Соблюдение речевых норм. (3б)
Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы
Основные направления литературы
Классицизм
(конец XVII – нач. XIX вв.)
Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических
произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала
Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник»
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.)
Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.)
Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль»
Реализм (XIX век)
Изображение типической личности в типических обстоятельствах
А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И
Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Модернизм (XX век)
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поиск нового стиля; внимание к форме
А.Блок, О. Мандельштам, А
Ахматова, В. Маяковский
Роды литературы
Эпос | Объективное описание событий и характеров | Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» |
Лирика | Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) | М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери» |
Драма | Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок | М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери» |
Лиро-эпос (лиро-эпический) | Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни | А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри» |
Эпические жанры
Рассказ | И. Бунин «Чистый понедельник» |
Повесть | Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» |
Роман | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Роман-эпопея | Л.Н. Толстой «Война и мир»td> |
Драматические жанры
Комедия | Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад» |
Трагедия | А. С. Пушкин «Борис Годунов» |
Драма | А. Н. Островский «Гроза» |
Лиро-эпические жанры
Поэма | Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Роман в стихах | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Легенда | Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль») |
Сказ | Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша») |
С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?
- Просмотрите кодификатор ФИПИ по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.
- После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.
- Также советуем завести литературный словарь и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т.д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.
- Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.
Сочинение на все 100
Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.
Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:
- Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
- Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
- Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.
Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.
Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении
Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.
По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.
Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.
Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.