Огэ по литературе

Темы для подготовки к ОГЭ по литературе

Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.

  1. Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
  2. Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
  3. Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
  4. Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
  5. Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  6. Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
  7. Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
  8. Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).

Подготовка

Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.

Пишите шпаргалки

Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день.

Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:

  1. Что такое реализм?
  2. Что такое классицизм?
  3. Что такое романтизм?
  4. Что такое постмодернизм?
  5. Что такое антиутопия?
  6. Сходства и различия романтических и реалистических героев.

Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.

Читайте критику

Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки.

Ведите дневники

Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.

В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».

Спокойствие и сон

Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день.

Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.

Порядок выполнения заданий

Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17.

Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.

Лучшие сборники и справочники для подготовки к ОГЭ

Проверяйте наличие эмблемы ФИПИ на обложке. Она является показателем качества. Остальная литература в сравнении будет значительно малоэффективна. 

  1. «Типовые экзаменационные варианты ОГЭ 2020» под редакцией И.П. Цыбулько. Данное пособие можно использовать как преподавателям русского языка, так и ученикам самостоятельно. 
  2. Еще одним отличным вариантом является сборник для подготовки к ОГЭ Сениной Н.А. «Русский язык».
  3. Если вам легче воспринимать информацию в виде картинок и схем, вам срочно нужен сборник для подготовки к ОГЭ, разработанный Березиной и Борисовым «Русский язык в схемах и таблицах». 
  4. Также советуем универсальный сборник для подготовки к ОГЭ Г. Т. Егораевой.  Он поможет вам отработать определенные задания, научит правильно заполнять бланк, находить и отрабатывать свои ошибки.
  5. По математике поможет сборник задач для подготовки к ОГЭ под редакцией И.В.Ященко, и ещё под редакцией Л.  И. Слонимского, И.С. Слонимской.
  6. По обществознанию подойдет сборник для подготовки к ОГЭ, разработанный О. Котовой и Т. Лисковой.
  7. Найти сборник для подготовки к ОГЭ по английскому сложно, для ЕГЭ их значительно больше. Предлагаем воспользоваться тренажерами для ЕГЭ, например «‎Тренажер для грамматики» Ю.С. Веселовой. Сборник для подготовки к ОГЭ Е. Музлановой.
  8. По химии советуем сборник для подготовки к ОГЭ «Типовые варианты экзаменационных заданий», разработанный Ю. Н. Медведевым, А. С.Корощенко, Г. Н. Молчановой, а также справочник для подготовки к ОГЭ Е. Савинковой.
  9. По физике хотелось бы порекомендовать книги для прочтения, которые откроют вам мир физики. Я. Перельман написал одну из них — «Занимательная физика». В ней иллюстрируется множество житейских фактов, которые объясняются с точки зрения физики. Отличный справочник для подготовки к ОГЭ есть у А. И. Черноуцана.

Каждый упомянутый сборник и справочник для подготовки к ОГЭ является лучшим. Их рекомендуют многие специалисты. 

Оценивание работ

На ОГЭ по литературе в 9 классе можно набрать максимум 39 первичных баллов, которые распределяются по схеме, приведенной в таблице ниже.

Часть экзамена Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного первичного балла
Первая 2 12 31
1 8 21
Вторая 1 13 33
Оценка за грамотность Учитываются все задания 6 15
Всего 4 39 100

Как видим, для учеников, которые рассчитывают на высокий результат, имеют значение все заданий, поскольку их ценность сопоставима. Первые два упражнения – базового уровня сложности, третье – повышенного, а четвертое – высокого.

В отличие от экзаменов по точным наукам, оценивание ОГЭ по литературе грешит определенной субъективностью и в какой-то мере зависит от понимания критериев каждым экзаменатором.

Номер задания Перечень критериев

Важные нюансы

1,2

1. Соответствие ответа заданию.

2. Использование для аргументации текста.

3. Соблюдение норм речи и логичность изложения.

За выполнение каждого критерия можно получить по 2 балла. Если за первый критерий выставляют 0 баллов, то задание считается невыполненным, и дальше его не проверяют. Если его оценили в 1 балл, то за второй оценку выше не ставят. Если второй критерий не выполнен (0 баллов), то за первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают.
3

1. Сопоставление произведений.

2. Использование текста произведения для аргументации при сопоставлении.

3. Логичность и соблюдение речевых норм. первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают.

Ценность первого и третьего критериев – по 2 балла, второго – 4 балла. Ноль за первый критерий – и задание считается невыполненным. Ноль за второй критерий – и третий уже не проверяется.
4

1. Соответствие теме и ее раскрытие.

2. Использование текста для аргументации.

3. Применение теоретико-литературных понятий.

4. Логичность и композиционная цельность.

5. Соблюдение норм речи.

Первый, второй и четвертый критерии стоят по 3 балла, третий и пятый – по 2. Основной – первый критерий. Если за него выставляют ноль, то задание отбрасывается как невыполненное. Причиной такой оценки может быть несоответствие заданной тематике или количество слов менее 150.

Девятиклассникам также следует обратить внимание на грамотность. С 2020 года за это можно получить до 6 баллов, но только если ученик выполнил хотя бы два задания первой части и справился с сочинением

Набранные школьниками первичные баллы после проверки работ переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале:

  • 0–13 баллов – двойка, экзамен не сдан;
  • 14–22 балла – тройка;
  • 23–31 балл – четверка;
  • 32–39 баллов – пятерка.

В профильный литературный класс рекомендуют зачислять учеников, набравших на ОГЭ не меньше 26 первичных баллов. Каждая школа устанавливает свои требования к таким классам, но обычно они ориентируются на рекомендации ФИПИ.

Литература – сложный выбор для сдачи на ОГЭ. От школьника требуется начитанность, эрудиция, грамотность, наличие своего мнения и способность его аргументировано излагать в письменном виде. Те, кто хочет просто сдать экзамен и забыть о нем, обычно не записываются на литературу. Этот вариант больше подходит ученикам, которые планируют поступать в гуманитарные вузы на специальности, связанные с филологией, преподаванием или журналистикой.

6 Из русской литературы второй половины XIX в.

6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору

6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору

6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Ещё шумел весёлый день…»*, «Чародейкою-зимою…»*

6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…»*, «Ещё весны душистой нега…»*, «На заре ты её не буди…»*

6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*

6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*

6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору

6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору

6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*

6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*

Сервисы и приложения

В век цифровых технологий существует множество сайтов и приложений. Всё, что вам потребуется — это скачать одно или несколько из них, и приступить к их использованию.

РЕШУ ОГЭ — самый популярный сайт для практики.  Вы можете решать как отдельные задания по каждой теме, так и появляющиеся каждый месяц новые варианты. Многие из них взяты с открытого банка заданий ФИПИ

Но следует обратить внимание на тот факт, что нередко встречаются ошибки и неактуальные задания, поэтому нужно быть предельно внимательными.
Приложение «‎Незнайка» включает как бесплатные, так и платные услуги. Есть услуга проверки сочинения или эссе экспертом.
«Экзамер» — приложение для тех, кто не может организовать себя

Подготовка проходит в виде игры.

Вы выбираете именно тот справочник для подготовки к ОГЭ, который по структуре более подходит для вас. Мы посоветовали вам лишь некоторые из них. Существует множество приложений, помогающих в подготовке. Справочник для подготовки к ОГЭ является незаменимым атрибутом для ученика выпускного класса.   Мы в вас верим!

Книги, которые надо прочитать для сдачи ОГЭ

Список литературы довольно обширен, с полным списком всегда можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

Обязательно нужно знать:

  1. «Слово о полку Игореве»;
  2. Стихотворения М. В. Ломоносова;
  3. «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  4. Стихотворения Г. Н. Державина;
  5. Повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  6. Басни И. А. Крылова;
  7. Лирика В. А. Жуковского;
  8. Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
  9. Произведения А. С. Пушкина;
  10.  Стихотворения и поэмы М. Ю.Лермонтова;
  11.  Произведения Н. В. Гоголя;
  12.  Пьесы А. Н. Островского;
  13.  Сборник повестей И. С. Тургенева;
  14.  Стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова;
  15.  Сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина;
  16.  Повести и рассказы Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и А. П. Чехова;
  17.  Сборники произведений А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина;
  18.  Проза и поэзия второй половины ХХ вв..

Это основные книги, чтобы сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, но список не полный. Рекомендуемый и более конкретный список литературы, с отметкой об обязательных произведениях авторов меняется каждый год.

Трудно ли сдать ОГЭ по литературе?

Литература считается одним из наиболее сложных для сдачи предметов. Ее выбирают около 5% учеников, для сравнения доля обществознания, например, составляет 70%. Но, если разобраться, при правильном походе к подготовке ничего трудного в нем нет.

На вопрос, сложно ли сдавать литературу в 9 классе, подавляющее большинство школьников отвечает утвердительно.

Но на уточняющий вопрос, почему, большинство отвечает, что их пугает не сам экзамен, а объем текста, который предстоит прочитать.

Если школьник умеет хорошо анализировать полученную информацию, складно и грамотно излагать свою речь на бумаге, то сложности возникнуть не должно.

Сама сложность даже не в темах, а структуре экзамена — нет тестовой части. Необходимо дать три развернутых ответа на вопросы и написать сочинение. При хорошем знании школьной программы и дополнительной подготовке к написанию сочинений — это вполне выполнимая задача.

Для положительных ответов на вопросы необходимо обязательно использовать цитаты из произведений, понимать основную мысль произведения и уметь сравнивать различные тексты между собой.

Для облегчения задачи еще на этапе подготовки к экзамену целесообразно завести словарик-цитатник, в который нужно записывать некоторые предложения из произведений и краткое их содержание. Не лишним будет туда же вносить свои мысли по поводу того или иного события, или героя.

К плюсам экзамена можно отнести то, что разрешены дополнительные вспомогательные материалы – полные тексты художественных произведений и сборников лирики.

Секреты подготовки

В 2021 году, как и ранее, сдавать ОГЭ по литературе будут школьники, которые планируют, закончив 9 класс, перейти в профильные филологические учебные заведения. Естественно, это будут люди, которые любят читать, знают предмет и на протяжении всего периода обучения старательно практиковались в написании сочинений и анализе литературных произведений. Для данной категории учащихся сдать ОГЭ с хорошим результатом не будет сложной задачей, но пренебрегать подготовкой все же не стоит.

Читая произведения из списка ФИПИ, представленного выше, ведите дневник, в который заносите важные факты, поднимаемые автором проблемы, отношение автора к героям и выводы, которые лично вы можете сделать после прочтения.

Репетиторы составили в помощь выпускникам краткий список вопросов к самым популярным произведениям, ориентируясь на который, вы сможете максимально быстро выполнить анализ литературы.

Вторым этапом, естественно, является практика написания эссе и сочинений. Учитесь выражать свои мысли лаконично и четко, избегая «стоп-слов» и укладываясь в рекомендуемые объемы текстов.

Подробнее о том, как научиться быстро писать сочинение на ОГЭ по литературе в 2021 году, смотрите в видео уроке:

  • ОГЭ по истории в 2021 году
  • ОГЭ по информатике в 2021 году
  • ОГЭ по химии в 2021 году

Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе

В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.

  • Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
  • Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
  • Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса.
  • Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.

Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

  • На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
  • В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
  • Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1 Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

2 Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.

Основная часть

  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»

Выберите отсылки к тексту произведения.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

Как действовать на экзамене

Как отвечать на вопросы к тексту

️ Внимательно читайте текст задания.

Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.

️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.

При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.

️ Не искажайте авторскую позицию.

В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.

️ Не стремитесь выразить своё мнение.

Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.

Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста

Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.. ️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.

ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16

Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.

Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.

Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.

Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.

7 Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*

7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*

7.3 В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*

7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*

7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)

7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*

7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)

7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору)

Формат и особенности экзамена

Согласно статистике, только немногим более 3% выпускников сдают литературу в конце 9 класса, ведь это один из немногих предметов, где полностью отсутствуют вопросы с выбором одного из предложенных ответов. Вместо этого экзаменуемым необходимо анализировать тесты и позицию автора, выражать собственное мнение и аргументировать свои суждения.

На протяжении всей истории ОГЭ, экзамен по литературе является наименее востребованным из дисциплин ГИА-9, и в 2021 году картина, скорее всего, картина не изменится в лучшую сторону. Для сдачи предмета необходима серьезная подготовка, а в 9 классе многие выпускники еще не определились с будущими профессиями и хотят сделать ставку на максимально легкие для сдачи предметы.

В 2021 году формат проведения ОГЭ по литературе не изменится и актуальными останутся такие его особенности, как:

  • длительность 235 минут (3 ч. 55 мин.) – это действительно самый долгий экзамен;
  • количество вопросов в КИМе – всего 5 заданий (в 2020 году было 4);
  • вариативность КИМов (экзаменуемым предоставляется право выбора);
  • во время экзамена 9-классники смогут воспользоваться предоставленными организаторами сборниками лирики и полными текстами литературных произведений (приносить книги с собой запрещено)

Но самый главный факт, который порой настораживает и отпугивает выпускников – в ОГЭ 2021 года по литературе отсутствуют задания с кратким ответом в виде числа, буквы или последовательности символов, а также тесты с готовыми ответами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector