Кто такой социальный педагог и в чем заключается его работа
Содержание:
- Социальный педагог в школе
- Когда учитель может и должен обратиться к социальному педагогу?
- Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?
- Чем занимаются представители профессии
- Должностные обязанности соц педагога
- В чем состоит работа социального педагога
- Недостатки профессии
- О плюсах и минусах профессии социального педагога
- Особенности профессии
- Социальная педагогика и психология: чем занимается социальный педагог?
- Образец должностной инструкции социального педагога
Социальный педагог в школе
Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.
Когда учитель может и должен обратиться к социальному педагогу?
Возможные и реальные правонарушения школьников. Если учитель был свидетелем правонарушения со стороны своих учеников, он должен рассказать об этом социальному педагогу и заместителю директора. Никто их педагогов не имеет права допрашивать виновного — этим занимается полиция. Учитель может случайно узнать о правонарушении: например, ребята хвастались, как украли чипсы из магазина.
Тогда он может рассказать социальному педагогу о поступке ребят или взять ребят под пристальное наблюдение. Учителю не нужно бояться и считать себя стукачом — социальный педагог не равен следователю. Он поймет, как помочь ребятам, как отучить их от противоправных действий или намерений.
Неправоправное обращение к ученикам со стороны коллег. Учителя стараются уважительно относиться к ученикам, но получается не у всех. Если учитель увидел, как его коллега оскорбил или ударил ученика, он должен поговорить с ним лично. Но стоит поставить в известность социального педагога. Тот может провести индивидуальную консультацию: не обвинять педагога, а понять, что ему помешало общаться с учеником конструктивно. Если таких учителей несколько, то социальный педагог может провести тренинг или лекцию для всех педагогов.
Если учитель сам унизил ученика словом или действием, он тоже может обратиться за помощью к психологу или социальному педагогу. Осознать неадекватность своего поведения и обратиться за помощью лучше, чем скрывать правду от себя, еще больше выгорать эмоционально и снова срываться на детей.
Проблемы в семье у школьников. Социальный педагог обязан работать с семьями учеников. Если учитель видит, что ребенок приходит на уроки с синяками или в постоянно плохом настроении, он должен бить тревогу. Даже если синяков нет, учителю стоит понимать, высыпается ли ребенок, кормят ли его, есть ли у него одежда на каждый сезон. Социальный педагог не только может навестить семью ребенка, он подскажет им, как получить материальную помощь от государства при необходимости.
Правоохранительные органы пытаются нарушить права ребенка. Если полиция задержала несовершеннолетнего, социальный педагог об этом узнает. Но они могут не сообщать ему, что допрашивали ученика без присутствия совершеннолетних. Если учитель узнал об этом, нужно срочно обращаться к социальному педагогу. Тот примет меры — свяжется с правоохранительными органами, подключит юриста школы или правозащитные организации.
Негативное влияние «улицы». Каждый ребенок пересекается со шпаной и другими «трудными подростками». Далеко не всегда это приводит к дракам и вовлечению в криминал. Но учитель должен бить тревогу, если подозрительные подростки постоянно «ошиваются» во дворе школы или ученики жалуются на угрозы и насилие. Социальный педагог сможет подключить полицию, даже если сам ребенок боится идти туда с заявлением.
Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?
В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:
а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:
высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
При этом:
требования к опыту практической работы не предъявляются:
к педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Чем занимаются представители профессии
Выражение, что чужих детей не бывает, подтверждают социальные педагоги. Окончив учебные заведения, они отправляются работать в школы, детские сады, дома-интернаты, соц службы.
Роль социального педагога – предотвращение правонарушений в среде несовершеннолетних, работа с неблагополучными семьями и детьми, нуждающимися в помощи, дает результаты
В функциональные обязанности педагога входит:
- выявление проблем и оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, из-за социальных условий;
- нахождение подхода и разработка программ для адаптации детей в обществе;
- проведение консультаций для родителей, воспитателей детских садов, учителей и учеников.
В зависимости от того, в каком учреждении трудится специалист, его работа содержит дополнительные функции:
- координация и взаимодействие между учителями и приглашенными профессионалами: логопедами, психологами, представителями отдела по делам несовершеннолетних;
- социальные педагоги в интернатах и детских домах занимаются трудоустройством выпускников;
- проведение методических семинаров для учителей, непосредственно занимающихся воспитанием детей.
Должностные обязанности соц педагога
Важно понимать, что хоть на эту работу и можно прийти после получения образования, здесь не задержатся люди, которым не близка сама профессия и дети, подростки. И, конечно, нужно понимание, что от тебя зависит их будущее.
Об этом в должностных обязанностях социального педагога школы, колледжа или детского сада (именно там они и работают) не пишут
Но это предполагается по умолчанию.
Об этом в должностных обязанностях социального педагога школы, колледжа или детского сада (именно там они и работают) не пишут. Но это предполагается по умолчанию.
Вот почему, для выполнения своих функциональных обязанностей соцпедагогу нужно:
- быть наблюдательным;
- быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- обладать выдержкой и самоконтролем.
И, конечно же, нужно не забывать о профессиональных качествах. А это, прежде всего:
- Коммуникативные навыки, то есть умение общаться, находить общий язык с любой категорией учащихся, родителей, с другими работниками, представителями органов власти
- Педагогические качества
- Нравственные качества
Социальный педагог в школе — должностные обязанности
Должностные обязанности соцпедагога в школе очень обширны и затрагивают как учебно-воспитательный и образовательный процесс, так и соцзащиту учащихся.
В своей работе социальный педагог знает не только личность учащихся, но и углубленно изучает семью, условия проживания, знает привычки и то, чем любят заниматься учащиеся.
Социальный педагог своевременно обнаруживает трудности и проблемы, которые возникают у учеников и старается незамедлительно помочь и поддержать таких учащихся.
Функциональные обязанности социального педагога школы условно подразделяются на блоки.
1 блок – это непосредственная работа с учащимися. Прежде всего, это работа с детьми из семей низкого социального статуса (семьи, где есть выпивающие родители, аморальные семьи), с детьми сиротами и оставшимися без попечения родителей, с учащимися которые состоят на учете в ПДН и КДН, с детьми с поведением, отклоняющимся от нормального, с неуспевающими учениками. По каждому из таких учеников соцпедагог разрабатывает план работы, причем работает с детьми как в стенах образовательной организации, так и выезжает в составе комиссий непосредственно по адресам, где проживают ученики.
2 блок должностных обязанностей школьного соцпедагога ‑ сотрудничество с органами, службами, ведомствами. Социальный педагог тесно работает со специалистами органов опеки, комиссией по делам несовершеннолетних, полицией. Часто соцпедагога привлекают к допросам несовершеннолетних. Соцпедагог является представителем образовательной организации в судах.
3 блок ‑ это ведение и работа с документами и локальными актами. У социального педагога есть множество документов: план на учебный год, совместные с правоохранительными органами планы работы, социальные паспорта отдельно по классами по учреждению, всевозможные списки учащихся, протоколы Совета профилактики, журналы проведенных рейдов, осмотров, обследований жилищных условий, информация о занятости во внеучебное время учащихся из «группы риска», статистика правонарушений и другие.
В чем состоит работа социального педагога
- духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое воспитание учеников;
- социализация школьников в современном мире;
- развитие и поддержка в обучающихся позитивных общественных инициатив с учетом их индивидуальных потребностей.
На человеческом языке это значит, что главная задача — помощь детям в прохождении тернистого пути многолетнего обучения в школе, выстраивании гармоничных отношений со своим окружением и в поиске своего места в жизни.
А основные направления в работе:
- Выявление детей, не получающих от родителей должного воспитания и внимания. Восполнение этого пробела для предотвращения антиобщественных и противоправных поступков школьников.
- Развитие навыков у школьников с разным уровнем жизни и материальным достатком в семье жить в мире и согласии с самими собой и окружающим миром. Психологическая поддержка учеников в трудных жизненных ситуациях.
- Контроль и помощь всестороннему развитию личности ребенка.
Специалисту следует выстроить свою деятельность так, чтобы слыть «своим человеком» как среди детей, в т.ч. с проблемным поведением, так и среди учителей, от которых обычно поступает сигнал о наличии проблемного ребенка в классе. Если не наладить доверительных отношений как с первыми, так и со вторыми, мало что получится из этой хорошей затеи.
Вот как выглядит описание должностных обязанностей в должностной инструкции:
, чтобы прочитать.
Недостатки профессии
- Требования. Педагог должен обладать большим количеством знаний и навыков, касающихся этой должности. Ему необходимо получить высшее или среднее специальное образование в педагогических учебных заведениях. Наличие диплома обязательно. Это не минус профессии, а скорее, одна из сложностей. Сотрудник должен разбираться в психологии, анатомии, физиологии воспитанников, а также знать законодательные и нормативные акты. Он обязан обладать выдержкой, терпением, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, толерантностью, организованностью. Работа с компьютером и мультимедийным оборудованием также относится к умениям профессионала. Социальный работник — это порядочный и честный человек, любящий детей.
- Нагрузка. Данная работа является очень тяжелой в эмоциональном и физическом плане. Сотрудник сталкивается с большим количеством бумажной работы, с посещением множества семей, учреждений. Каждый ребенок уникален, к нему необходимо найти правильный подход. Но это, к сожалению, не всегда получается, ведь дети поройотказываются получать психологическую помощь, не поддаются воспитанию и не идут на компромиссы.
- Ответственность. Социальный работник отвечает за своего воспитанника, за предоставление ему всех необходимых условий.
- Зарплата. Данная должность не является высокооплачиваемой. Оклад зависит от региона, учреждения, профессионального стажа.
- Риск. Общение с неблагополучными семьями подразумевает ежедневную опасность для эмоционального или физического здоровья сотрудника.
- Наличие вакансий. Так как профессия сейчас очень востребована, а конкуренция велика, не так легко быстро найти работу. Чаще всего требуются люди только с высшим образованием и большим опытом.
- Отсутствие карьерного роста. Сотрудник может только повышать свою квалификацию. Присвоение определенной категории помогает педагогу увеличить свой уровень мастерства и заработную плату. Чтобы добиться высшей категории, необходимо иметь немалый стаж и успехи в работе с воспитанниками.
- График работы. Он у сотрудника является ненормированным. Из-за большого количества обязанностей на работу уходит много часов, заполнение документаций порой приходится доделывать дома, что существенно сокращает свободное время.
О плюсах и минусах профессии социального педагога
Преимущества:
- Профессия социально значимая, успехи учеников дают сильную моральную поддержку. Социальный педагог, без преувеличений, влияет на будущее детей.
- Много вакансий, легко найти работу после обучения.
- Минимум рутины — много общения, движения, сложных задач.
- Можно рассчитывать на финансовые надбавки и льготы.
- Есть возможность работать с некоторыми детьми в индивидуальном порядке, повышать свой заработок.
- Профессия интересна многим людям — опытный специалист может давать консультации, вести блог, писать книги, выступать с лекциями.
Недостатки:
- Высокие эмоциональные нагрузки, большая ответственность.
- Ненормированный рабочий день.
- Сравнительно невысокая зарплата — эту профессию выбирают не ради больших заработков.
- Приходится работать со сложными семьями, проблемными детьми.
Особенности профессии
Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. д. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.
Социальный педагог – один из таких специалистов, деятельность которого в первую очередь направлена на психологическую реабилитацию и юридическую помощь. Он общается с ребенком, определяет фронт работ и разрабатывает план мероприятий, направленных на:
- психологическую стабилизацию;
- развитие навыков, необходимых для жизни в социуме;
- корректирование поведенческих проблем;
- выявление талантов;
- защиту прав и свобод;
- организацию культурно-досуговой деятельности;
- обеспечение медицинской помощи в случае необходимости;
- профориентацию, позволяющую его подопечным найти свое призвание;
- трудоустройство.
Социальные педагоги умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добраться до сути любой проблемы. Они применяют тестирование, анималотерапию, арт-терапию, психолого-педагогическую коррекцию и т. д. Социальные педагоги сталкиваются с приступами агрессии, отрицанием, угрозами. В сфере их интересов находятся дети с ограниченными возможностями, сироты, ребята из неблагополучных семей, жертвы буллинга или те, кто попал в сложную ситуацию.
Социальная педагогика и психология: чем занимается социальный педагог?
Профессия социального педагога является достаточно новой. Данная профессия появилась в сфере образования как ответ на возрастающую необходимость в специалисте, создающем благоприятные условия для гармоничного развития и благополучной социализации личности ребенка. В последние годы возросло количество семей, которые не могут обеспечить условия для успешного становления ребенка, вырос уровень детской преступности, стало больше детей с девиантным (отклоняющимся) поведением. Соответственно, был нужен специалист, который бы комплексно занимался детскими проблемами подобного рода. Таким специалистом и стал социальный педагог (социальный педагог-психолог). Специализация социальных работников может быть различной: работа с детьми, подростками, взрослыми, пожилыми людьми, семейный социальный педагог, медицинский социальный работник, социальный эколог и другие. Социальный педагог по работе с дошкольниками — одна из специализаций в рамках социальной работы. К целям и задачам социального педагога по работе с дошкольниками относится раннее выявление социальных проблем развития ребенка, создание условий для успешной социализации ребенка в обществе, защита прав ребенка (в широком смысле), предупреждение социальной и педагогической запущенности. Социальный педагог может выступать как друг, наставник, помощник, советчик, посредник, эксперт, психотерапевт, адвокат.
Функции социального педагога по работе с дошкольниками многочисленны и очень важны:
- исследование и диагностика социальной среды ребенка (выявление причин отклоняющегося поведения ребенка, изучение особенностей развития ребенка, постановка «социального диагноза»);
- составление программы процесса воспитания и прогноза развития личности ребенка на основе проведенной диагностики;
- организация комплексной помощи ребенку различных структур;
- коррекция воспитательных влияний (семьи, социальной среды): усиление положительных влияний на ребенка и нейтрализация отрицательных воздействий;
- психологическая помощь ребенку (улучшение эмоционального состояние ребенка, разрешение конфликтов и др.).
Профессия социального педагога предполагает наличие у специалиста также и особых личностных качеств: способность сопереживать другим, эмпатия, хорошо развитые коммуникативные навыки, умение выстаивать взаимоотношения с другими людьми.
Образец должностной инструкции социального педагога
1. Общее положение
1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к числу педагогических сотрудников.
1. 2. Специалист находится в подчинении директора образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
1. 3. Лицо, принимаемое на должность и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с дальнейшей переподготовкой.
1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень обязательных знаний:
- педагогики;
- законов и постановлений Российской Федерации, связанных непосредственно с реализацией методик, программ и образования в целом;
- методики работы в области социальной педагогики;
- некоторых основ трудового и семейного права РФ, социальной политики РФ;
- основ психологии (детской, возрастной и социальной).
1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог во время ведения деятельности:
- действующее Законодательство РФ;
- приказы администрации и директора учебного заведения;
- Устав учебного заведения;
- Правила внутреннего распорядка заведения;
- собственно текущим документом.
2. Функции
В число обязательных функций социального педагога входит четыре основных:
2. 1. Реализация мер по образованию, воспитанию, развитию учащегося по месту жительства и в учебном заведении.
2. 2. Определение проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри коллектива учащихся, оказание социальной помощи.
2. 3. Исследование особенностей и социальных характеристик коллектива и общества учащихся.
2. 4. Сотрудничество с органами соцзащиты.
3. Должностные обязанности
В число стандартных обязательных к выполнению видов деятельности сотрудника входят:
3. 1. Реализация роли третьего компетентного лица между обучающимися и:
- учебным заведением;
- семьей;
- администрацией учебного заведения и другими административными органами;
- социальными службами.
3. 2. Обеспечение прав и свобод личности учащихся, предусмотренных Законодательством РФ и иными правовыми документами.
3. 3. Организация, разработка и реализация проектов и мероприятий, вовлекающих в полезную деятельность обучающихся. Развитие идей и инициатив обучающихся, помощь в их реализации.
3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов обучающимися в различные инстанции. Выполнение деятельности по трудоустройству, обеспечению социальных выплат, оформлению депозитов и ценных бумаг для обучающихся-сирот.
3. 5. Обеспечение психологического комфорта для обучающихся в коллективе и учебном заведении, охраны здоровья и жизни.
3. 6. Взаимодействие с социальными службами и организациями для обеспечения предоставления помощи учащимся с ограниченными возможностями, сиротам, лицам, отличающимся девиантным поведением. Организация предоставления помощи обучающимся ситуациях, требующих незамедлительного решения.
3. 7. Предоставление компетентных консультаций обучающимся и их родителям (опекунам), сотрудникам учебного заведения.
4. Права
В категорию предоставляемых сотруднику прав входят возможности:
4. 1. В деловых рамках выстраивать взаимодействие и взаимоотношения с иными учебными заведениями, учреждениями спорта, социально-психологической помощи, соцзащиты, здравоохранения, органами правопорядка, различными вспомогательными службами и организациями.
4. 2. Передавать рекомендации и распоряжения сотрудникам учебного заведения в рамках установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках компетенции передавать распоряжение учащимся.
4. 3. Передавать требования о предоставлении нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной рабочей деятельности и выполнения собственных обязанностей, предусмотренных должностью.
4. 4. Вносить на рассмотрение предложения о корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия с обучающимися, недостатков.
4. 5. Принимать решения по вопросам, находящимся в рамках установленных прав и компетенции сотрудника.
5. Ответственность
Сотрудник занимаемой должности должен нести ответственность при:
5. 1. Несвоевременном, недостаточном или неправильном выполнении установленных должностью обязанностей.
5. 2. Распространении и передаче конфиденциальной информации третьим лицам, передаче сведений, недоступных для разглашения соответствующими документами.
5. 3. Несоблюдении техники безопасности, установленных правил дисциплины и трудового распорядка.