Проблемы к сочинению егэ по русскому 2020: список тем, примеры сочинений, аргументация своего мнения и комментарий

Содержание:

Неграмотность при письме и чтении

  1. Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.
  2. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения.

Способы найти проблему в тексте

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.

Переформулируем некоторые «неправильные» проблемы

Итак, проблема не в том, что «конкретный сотрудник — ленивый, тупой, алчный урод», а в том, «почему он до сих пор продолжает демонстрировать неэффективное для организации поведение, отклоняющееся от ожидаемых требований, норм и стандартов компании». Согласитесь, при такой постановке вопроса стрелка, которая указывает направление решения, поворачивается совершенно в другую сторону.

Проблема не в «неэффективной системе управления», а в том, что «сложившаяся система принятия решений и используемые инструменты по управлению запасами не позволяют нам выйти на требуемый уровень удовлетворения заказов клиентов (80% вместо 98%), при условии, что оборачиваемость наших товарных запасов даже выше, чем у конкурентов», либо «сложившаяся система управления закупками капусты дает себестоимость на 30% выше обычной цены в продуктовом магазине» и т. п.

«Продажи снижаются из-за плохой погоды»: «Анализ статистики посещаемости розничных магазинов говорит, что при падении температуры ниже -20ºС количество посетителей торговых центров надает на 30%», но нужно выяснить почему мы потеряли в конкретном регионе с аномальной погодой 50% продаж, а не 30%.

«Посещаемость магазина ниже ожидаемого, потому что там не сделан ремонт» — «Посещаемость магазина ниже ожидаемого», то есть нужно провести анализ и установить причины. «В магазине не сделан ремонт», то есть давайте проведем опрос среди покупателей, чтобы оценить, насколько фактор «ремонта» влияет на решение о посещении магазина и решение о покупке.

«У нас плохое качество режущего инструмента». Может быть: «среднее время работы инструмента на станке № 2 и № 3 на 30% ниже, чем на всех остальных при одинаковом сменном задании», либо «среднее время работы режущего инструмента от нового поставщика в 2 раза ниже, чем раньше, при том, что экономия от снижения цен на данный инструмент составила всего 20%». Согласитесь, вроде одна и та же проблема — инструмент стал меньше работать, но от формулировки принципиально зависит, в какую сторону нужно двигаться дальше.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как найти позицию автора?

Для того чтобы правильно найти авторскую позицию, используют следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию поступки героев?

Ответы на эти вопросы и будут авторской позицией.

Чтобы получить эти ответы, важно особенно внимательно прочитать начало и конец экзаменационного текста, так как чаще всего основная мысль текста, а следовательно, и позиция автора находятся либо в вначале, либо в конце исходного текста

1. Дедуктивный способ

Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Например:

В позиция автора по проблеме смены эпох в жизни человечества заявлена в самом начале текста (предложения 1-4): «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества».

2. Индуктивный способ

Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Например:

В позиция автора по проблеме роли воображения в жизни человека выражена в конце текста (предложения 66-68): «… человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Чтобы не допускать ошибок в определении позиции автора, необходимо знать способы выражения авторской позиции.

В зоне риска

Потенциальными «жертвами» данной проблемы являются подростки, которые большую часть времени проводят за электронными гаджетами и компьютерами, предпочитая живому общению виртуальное. К сожалению, большинство современных детей, владеющих компьютером, в возрасте от 12 до 16 лет обладают более низкой грамотностью, чем те, у которых этих гаджетов не было.

По статистике, дети стали меньше читать познавательных книг и проводят свое свободное время за компьютерными играми. Помимо этого, их лексикон также оставляет желать лучшего. В переписке подростков, да и взрослых людей, часто можно увидеть современный «интернетный» сленг: «кек», «лол», «фейспалм», «холивар», «ИМХО». Постоянно общаясь в подобной форме, люди постепенно забывают настоящий русский язык, употребляя примитивные слова.

Проблема осознания ответственности

  1. Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
  2. Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

Историческая память

Проблема исторической памяти — отнюдь не редкость на ЕГЭ по русскому языку

В таком сочинении нужно акцентировать внимание читателей на важности данной темы для всего человечества и делать отсылки к отечественной истории. Вот отличный пример такого эссе. В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

Аргументацию можно найти в следующих источниках:

  1. «Прощание с Матерой» (В. Распутин) . Старики не хотят покидать родного села, где похоронены их предки и близкие люди. Она с негодованием наблюдают, как разрушается старое кладбище, как горит деревня, которая строилась с таким трудом. Каждое дерево, каждый цветок дороги местным жителям, и они с большой неохотой покидают родные земли, боясь утратить связь со своими историческими корнями.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов) . Несмотря на нашествие Красной армии, жители обдонья не хотят покидать свои курени. Многие из них остаются, рискуя погибнуть от рук врага, но не могут покинуть родную землю на произвол судьбы, оставить могилы и те любимые места, к которым так привязались. Здесь вся история их рода, все богатство, накопленное веками. Ильинична и Пантелей Прокофьевич пресекают любое предложение об уходе и покидают дом только под реальной угрозой уничтожения. Казаки справедливо опасались, что вне родных степей они утратят историческую память и национальную идентичность. Так и произошло. Весьма символично, что старик Пантелей находит смерть именно вдали от своего хутора.
  3. Обелиск (В. Быков) . После войны люди решают, стоит ли ставить памятник местному учителю, который пожертвовал собой ради спасения детей. Особенно горячо защищал его добрую память тот ученик, который остался в живых благодаря его подвигу. Именно Мороз отвлек нацистов, дав Павлу шанс бежать. Его сильно ранили, но он сумел выжить. Остальных задержанных детей и их учителя казнили. Он был с ними до последней минуты. Но после войны этот поступок многие партийные деятели сочли глупостью, и фамилия Мороза была приписана к обелиску в честь его учеников белой масляной краской.
  4. «В списке не значился» (Б. Васильев) . Николай Плужников попал в Брестскую крепость накануне войны. Он еще не успел найти свой полк и записать в него, ведь началась оккупация. Нацисты прорвались через границу. Боец сразу же принял на себя удар и стал оборонять вверенный участок. В итоге Николай боролся с захватчиком десять месяцев, прячась в подвалах и выходя по ночам, чтобы убивать врагов, пользуясь покровом темноты. За эти месяцы он потерял здоровье от голода, жажды и вечной погони. Он не значился в списках, но остался в памяти людей, как последний защитник крепости, которому даже враги отдали честь.
  5. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев) . В финале повести сын Риты и старшина Васков приезжают на место их славной гибели и гуляют по тем местам, где когда-то погибли храбрые зенитчицы, задерживая диверсантов. Васкову удалось пронести через года память о своих бойцах, павших за родину.

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора
  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..

Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

  • План
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише
  • Цитаты
  • Требования к оформлению
  • 10 важных советов при написании сочинения

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника. 

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста. 

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция. 

Невозможность найти применение образованию

  1. Многие образованные персонажи выделялись в обществе, но не все сумели найти достойное применение своим возможностям. Читатель встречает разочарованного и поникшего в экзистенциальном кризисе героя романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Молодой дворянин сразу впечатляет начитанную Татьяну Ларину именно тем, что не похож на жителей деревни, к тому же, напоминает ей героя сентиментальных романов. Онегину же все наскучило, науки не приносят удовольствия, и даже любовь не сумела спасти героя. Евгений, представитель молодой дворянской интеллигенции, так и не смог к концу произведения реализовать свои способности.
  2. «Лишний человек» в литературе – герой, который может все, но не хочет ничего. Таким является Григорий Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – молодой офицер, дворянин, который так и не смог обрести счастье, несмотря на то, что мир полон возможностей. Григорий часто анализирует свои поступки, но все равно остается разочарованным. Печорин действительно умен, однако сам размышляет о том, что ему было дано высокое назначение, просто он его не угадал. Лермонтов в своем романе поднимает проблему неспособности найти достойное применение «необъятным силам», которыми наделен человек.
  3. Бывает, что даже способный человек не может или просто не хочет реализовать свои возможности. Обратимся к роману Гончарова «Обломов». Главный герой – дворянин средних лет, который значительную часть своей жизни предпочитает лежать на диване. У Ильи Ильича добрая душа, честное сердце, и сам он довольно не глупый персонаж, но в условиях современного общества Обломов просто не хочет делать карьеру. Лишь Ольга Ильинская побудила героя ненадолго сменить образ жизни, но в итоге Обломов возвращается к исходному месту, так и не переборов свою лень.

План написания сочинения

Первое, что необходимо понять, сочинение – это легко. Какой бы сложной ни казалась тема, помните, что здесь вы свободы в формулировании тезиса и выборе аргументов. Достаточно уметь правильно и красиво оформлять выражения, чтобы получить максимальный балл. План сочинения:

Введение и постановка проблемы

Вступление вашей работы – это сразу постановка проблемы. В представленном тексте будет несколько тезисов, и ваша задача – выбрать любой из них. Обычно это проблема поиска жизненной цели, любви к малой родине, предательства и др.

Объем: 3-4 предложения. Время написания: 5-7 минут.

Клише: «В данном тексте автор затрагивает актуальную (злободневную) проблему…», «Работа автора заставила меня задуматься о том…».

Комментарий к проблеме

Краткий рассказ, почему писатель решил затронуть именно эту тему. Не пишите в комментарии длинного и подробного пересказа – достаточно кратко обрисовать ситуацию, отраженную в представленном тексте.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-7 минут.

Клише: «Проблема, рассмотренная автором, особенно актуальна, поскольку…», «Во время раздумий над проблемой автора, чувствуется его заинтересованность (пишем, в чем это выражается)».

Позиция автора

Запомните, основная проблема (выдвинутый тезис) и позиция писателя – одинаковы. Просто ответьте на вопросы – «Как автор относится к событию?», «Что он считает наиболее важным?», «Что стремится показать читателю?».

Объем: 3-4 предложения. Время написания: 7-8 минут.

Клише: «Автор считает, что…», «Позиция автора ясна, он говорит, что…».

Собственная позиция

Как ни банально, но ваше мнение и позиция писателя должны совпасть – это будет проще, и понравится оценочной комиссии. Фактически вы передаете точку зрения создателя текста своими словами.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-6 минут.

Клише: «Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что…», «По моему мнению, эта проблема актуальна, поскольку…».

Аргументы

Минимум два аргумента – один из русской литературы, другой из жизненного опыта (лучше, если оба примера из литературы). Иными словами, вы вспоминаете произведения, затрагивающие схожую проблему, и сравниваете ситуации

Важно указать название произведения и его создателя

Объем: 8-10 предложений. Время написания: 10-15 минут.

Клише: «В качестве примера приведу произведение….», «Особенно остро эта тема поднимается в произведении…».

Заключение

Подведите итог работы и не забудьте упомянуть, насколько важна и актуальна проблема, поставленная и рассмотренная создателем. Можно кратко написать, как вы впечатлены текстом, или как можно решить возникшую проблему.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5 минут.

Клише: «Прочитав текст автора, я пришел к выводу…», «После прочтения текста, становится понятно, что…».

Историческая память

Проблема исторической памяти — отнюдь не редкость на ЕГЭ по русскому языку

В таком сочинении нужно акцентировать внимание читателей на важности данной темы для всего человечества и делать отсылки к отечественной истории. Вот отличный пример такого эссе. В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

Аргументацию можно найти в следующих источниках:

  1. «Прощание с Матерой» (В. Распутин). Старики не хотят покидать родного села, где похоронены их предки и близкие люди. Она с негодованием наблюдают, как разрушается старое кладбище, как горит деревня, которая строилась с таким трудом. Каждое дерево, каждый цветок дороги местным жителям, и они с большой неохотой покидают родные земли, боясь утратить связь со своими историческими корнями.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Несмотря на нашествие Красной армии, жители обдонья не хотят покидать свои курени. Многие из них остаются, рискуя погибнуть от рук врага, но не могут покинуть родную землю на произвол судьбы, оставить могилы и те любимые места, к которым так привязались. Здесь вся история их рода, все богатство, накопленное веками. Ильинична и Пантелей Прокофьевич пресекают любое предложение об уходе и покидают дом только под реальной угрозой уничтожения. Казаки справедливо опасались, что вне родных степей они утратят историческую память и национальную идентичность. Так и произошло. Весьма символично, что старик Пантелей находит смерть именно вдали от своего хутора.
  3. Обелиск (В. Быков). После войны люди решают, стоит ли ставить памятник местному учителю, который пожертвовал собой ради спасения детей. Особенно горячо защищал его добрую память тот ученик, который остался в живых благодаря его подвигу. Именно Мороз отвлек нацистов, дав Павлу шанс бежать. Его сильно ранили, но он сумел выжить. Остальных задержанных детей и их учителя казнили. Он был с ними до последней минуты. Но после войны этот поступок многие партийные деятели сочли глупостью, и фамилия Мороза была приписана к обелиску в честь его учеников белой масляной краской.
  4. «В списке не значился» (Б. Васильев). Николай Плужников попал в Брестскую крепость накануне войны. Он еще не успел найти свой полк и записать в него, ведь началась оккупация. Нацисты прорвались через границу. Боец сразу же принял на себя удар и стал оборонять вверенный участок. В итоге Николай боролся с захватчиком десять месяцев, прячась в подвалах и выходя по ночам, чтобы убивать врагов, пользуясь покровом темноты. За эти месяцы он потерял здоровье от голода, жажды и вечной погони. Он не значился в списках, но остался в памяти людей, как последний защитник крепости, которому даже враги отдали честь.
  5. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев). В финале повести сын Риты и старшина Васков приезжают на место их славной гибели и гуляют по тем местам, где когда-то погибли храбрые зенитчицы, задерживая диверсантов. Васкову удалось пронести через года память о своих бойцах, павших за родину.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector