Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений
Содержание:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
- Структура плана
- Кто из персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам интересен и почему?
- Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Кто из персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам интересен и почему?
- Как писать сочинение ЕГЭ по литературе 2021
- 1-7
- Шаблоны и клише
- Основные требования к сочинению
- Что потребуется?
- Заключение
- Клише к итоговому сочинению:
- Как готовиться к итоговому сочинению
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
– Родион Раскольников совершил ужасное преступление: он лишил жизни старуху-процентщицу и ее сестру Елизавету, ставшую свидетелем убийства. Но в то же время он был неравнодушен к чужой беде, о чем говорит его отношение к семье Мармеладовых.
– Софья Мармеладова в юном возрасте принесла себя в жертву ради благополучия своей семьи. Она была вынуждена пойти по «желтому билету», чтобы прокормить отца и мачеху с детьми.
– Для Родиона Софья стала светом в конце тоннеля. Именно благодаря ее советам Родион перешагнул через свою гордость и признался в содеянном. Она же помогла ему переродиться и открыть сердце для любви и счастья.
Структура плана
Составляя план, необходимо помнить о том, что сочинение композиционно делится на несколько значимых частей.
Первая часть представляет собой вступление. Во вступлении формулируется основной тезис, который потом раскрывается в основной части сочинения. Вступление подготавливает к началу анализа литературного произведения, который будет помещен во второй части
В первой части очень важно сформулировать цель сочинения (проблему). В зависимости от темы, во вступлении может быть охарактеризована эпоха, история создания произведения, особенности творчества писателя. Вторая часть сочинения, самая большая по объему, называется основной
В этой части, как предполагается, следует полное и разностороннее раскрытие и доказательство тезиса, заявленного во вступлении. Во второй части может быть несколько пунктов и подпунктов. Основная часть – это содержание вашего сочинения
Вторая часть сочинения, самая большая по объему, называется основной. В этой части, как предполагается, следует полное и разностороннее раскрытие и доказательство тезиса, заявленного во вступлении. Во второй части может быть несколько пунктов и подпунктов. Основная часть – это содержание вашего сочинения.
Третья часть – заключение – так же важна, как и основная часть. В заключении необходимо сделать общий вывод, к которому привели рассуждения из основной части
Умение обобщить свои мысли, сделать правильный вывод очень важно при работе над заключением сочинения. Заключение должно быть кратким
Рис. 1. Структура сочинения в таблице.
Все три части должны быть связаны друг с другом по смыслу. Несмотря на то, что они имеют разный размер, все они равны по значению.
План записывается на черновике и может уточняться и конкретизироваться в процессе работы над сочинением.
План должен соответствовать теме сочинения, максимально полно охватывать вопросы, относящиеся к теме, быть логическим, последовательным.
Кто из персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам интересен и почему?
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» более 500 действующих лиц, каждый читатель может найти хотя бы одного персонажа, который подходит ему по характеру. Главные герои произведения – люди, обладающие положительные качествами, но не лишенные недостатков, что делает их живыми. Мой любимый персонаж этой книги – князь Андрей Болконский.
Герой воспитывался без матери, у его отца сложный характер, поэтому Андрей вырос достаточно жестким и холодным человеком. Он не выражает свои эмоции (на этот факт влияют еще и светские приличия), строг и критичен к себе и окружающим. Человеку, который его не знает, Болконский кажется невыносимым, особенно представителям света, которых он не любит (герой понимает лживость и лицемерие высшего общества). Но на самом деле князь способен к преданной дружбе и чистой любви. Андрей проходит через несколько духовных кризисов: смерть жены, разрыв с Наташей Ростовой, собственная рана и приближающая смерть. После всех страданий он не ломается, но смягчается, становится милосерднее, приходит к религии, народу, всех любит и прощает. Такова диалектика души героя. Его жизнь и смерть достойны и от этого еще более трагичны.
Несмотря на то, что народу пытается помочь Пьер Безухов, а его друг Болконский отрицает эту необходимость, именно Андрей делает конкретные шаги для помощи людям. В одном из имений крестьяне переводятся в вольные хлебопашцы, в другом барщина заменяется оброком, крестьянские дети обучаются грамоте, а роженицам помогает акушерка. Когда герой служил, он пытался внедрить в управление государством демократические принципы, сам являлся сторонником философии Монтескье.
Образ Андрея Болконского привлекателен своим абсолютным благородством и волевым характером. Его прекрасные внутренние качества сочетаются с деятельностью. Он меняет окружающую его действительность, и мог бы сделать многое, если бы не погиб. Болконский – отличный пример для подражания.
Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века
(418 слов) Тенденция доминирования темы воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века исторически обусловлена: советский народ победил «коричневую чуму» и избавил Европу от фашизма. Но эта победа далась ему нелегко. Многочисленные жертвы подсчитываются до сих пор. Литература отразила немыслимые страдания людей, которые выше себя поставили нравственный долг по отношению к Родине
Благодарные потомки должны уделить особое внимание анализу послевоенной литературы, где поднимется тема подвига, важная для сохранения исторической памяти
Одним из наиболее известных и резонансных произведений о народном подвиге является повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Автор описал героический поступок отряда зенитчиц, которые своими недостаточными силами удерживали вражеских диверсантов и сорвали их операцию. Под командованием старшины Васкова молодые девушки храбро боролись с солдатами, не жалея своей жизни. Все они погибли, но каждая героиня внесла свой вклад в успех операции… Или не каждая? Собственно, вклад и операция в книге находятся на заднем плане. Автор повествует не о подвиге в традиционно-официозном значении этого слова. Нет в сюжете грандиозных батальных сцен, горы вражеских трупов и феноменальных успехов, как во множестве современных фильмов. Лиза, например, не сделала по врагам ни одного выстрела, она утонула в болоте. Галя и вовсе струсила и выдала свое место положения. Соня попала в засаду и ничего не успела предпринять. Героизм Риты, Сони, Жени, Гали и Лизы заключается именно в том, что они не были героями и не должны были ими быть. Неподготовленные к серьезному бою зенитчицы были специально направлены в тихое место, где ничего не случалось. Однако они не дрогнули перед опасностью и встретили ее достойно, хотя за робость женщин никто бы не осудил. Они же задержали диверсантов своими силами и одержали нравственную и фактическую победу над оккупантами: обычные люди, не озверевшие от крови, не наделенные мощным оружием, смогли остановить вооруженных до зубов бойцов, закаленных в жестоких сражениях. Безликая и бесчеловечная машина фашизма была выведена из строя и кем? Вчерашними школьницами, которые вздрагивают от выстрелов и влюбляются в командиров. За свою землю, за свои идеалы в строй встали даже девушки, сила которых заключается в любви, а не в ненависти. Этот пример позволяет сделать вывод, что подвиг советского народа заключается в человечности и стойкости, которые помогли закончить войну, а не развязать еще одну.
Таким образом, тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века раскрывается в свойственном русским писателям гуманистическом направлении. Б.Л
Васильев, как и многие авторы, акцентировал внимание не на фактическом результате героического поступка и не на его идеологической роли. Они писали о простом человеке, который сделал нравственный выбор и пожертвовал всем, но не своей человечностью
В этом и состоит его сила.
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?
Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).
Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).
Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.
Кто из персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам интересен и почему?
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» более 500 действующих лиц, каждый читатель может найти хотя бы одного персонажа, который подходит ему по характеру. Главные герои произведения – люди, обладающие положительные качествами, но не лишенные недостатков, что делает их живыми. Мой любимый персонаж этой книги – князь Андрей Болконский.
Герой воспитывался без матери, у его отца сложный характер, поэтому Андрей вырос достаточно жестким и холодным человеком. Он не выражает свои эмоции (на этот факт влияют еще и светские приличия), строг и критичен к себе и окружающим. Человеку, который его не знает, Болконский кажется невыносимым, особенно представителям света, которых он не любит (герой понимает лживость и лицемерие высшего общества). Но на самом деле князь способен к преданной дружбе и чистой любви. Андрей проходит через несколько духовных кризисов: смерть жены, разрыв с Наташей Ростовой, собственная рана и приближающая смерть. После всех страданий он не ломается, но смягчается, становится милосерднее, приходит к религии, народу, всех любит и прощает. Такова диалектика души героя. Его жизнь и смерть достойны и от этого еще более трагичны.
Несмотря на то, что народу пытается помочь Пьер Безухов, а его друг Болконский отрицает эту необходимость, именно Андрей делает конкретные шаги для помощи людям. В одном из имений крестьяне переводятся в вольные хлебопашцы, в другом барщина заменяется оброком, крестьянские дети обучаются грамоте, а роженицам помогает акушерка. Когда герой служил, он пытался внедрить в управление государством демократические принципы, сам являлся сторонником философии Монтескье.
Образ Андрея Болконского привлекателен своим абсолютным благородством и волевым характером. Его прекрасные внутренние качества сочетаются с деятельностью. Он меняет окружающую его действительность, и мог бы сделать многое, если бы не погиб. Болконский – отличный пример для подражания.
Как писать сочинение ЕГЭ по литературе 2021
Сочинение по литературе позволяет ученику проявить себя творчески, поделиться своим видением мира. Но чтобы справиться с этим заданием, необходимо соблюдать определенные правила. Ваша работа должна быть не только творческой, но и:
Структурированной. Это очень важный критерий
Неважно, насколько хорош текст, если у сочинения нет четкой структуры (какой, мы расскажем ниже), высокий балл вы не получите.
Аргументированной. В работе должно быть от 3 до 5 аргументов, взятых из литературных произведений
Если это сочинение по лирике, то анализ должен затронуть не менее 3 стихотворений.
Соответствующей авторской точке зрения. Вы должны показать, что поняли замысел автора правильно.
Грамотной. Стоит следить не только за грамматическими и пунктуационными ошибками, но и за качеством речи. Избавиться от ошибок поможет опыт в написании и редактировании текстов во время подготовки.
План написания
Сочинение по литературе должно соответствовать определенному плану. В какой-то степени его нужно подогнать под шаблон, чтобы оно соответствовало критериям оценивания. Действуйте согласно нашему алгоритму:
- В теме сочинения выделите ключевые слова, в которых, как вам кажется, скрывается основной смысл.
- Сформулируйте позицию относительно темы и запишите ее в черновик. Она будет отправной точкой.
- Попробуйте занять позицию оппонента и доказать ему свою правоту, приведя аргументы.
- Вспомните примеры из литературных произведений, которые подтверждают верность вашей позиции.
- Выстройте логический план доказательств и изложите его в черновике.
- Сравните исходную позицию с мыслями, которые пришли после рассуждения. Они лягут в основу заключения.
- Отредактируйте орфографию, пунктуацию и речевые ошибки.
Этот алгоритм поможет отметить самые важные моменты в работе.
Структура
Любой хороший текст должен быть структурированным. А уж тем более это касается сочинения по литературе
Очень важно четко следовать плану работы, чтобы сделать текст лаконичным и выверенным. Идеальное сочинение должно включать все пункты этого плана:
Вступление. С него начинается работа. В этой части нужно выдвинуть тезис и сформулировать главный вопрос
Обратите внимание, правильно ли определено ключевое слово в теме и отражено ли оно во вступлении.
Основная часть. Продумайте корректный переход от вступления к основной части, чтобы текст выглядел гармонично
Далее начинайте рассуждать и анализировать. Доказывая свою позицию, старайтесь обращаться к цитатам.
Заключение. Итог всего вышесказанного. Здесь вы должны дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
Шаблонные фразы и клише
Клише украшают далеко не каждый текст, но как раз в написании сочинения по литературе они могут очень помочь. Импровизации школьников в переходах от вступления к основной части не всегда заканчиваются успехом. Не стоит придумывать что-то новое и экспериментировать, когда вы уже находитесь на экзамене. Ваша главная задача — написать качественный, аргументированный текст с доказательством своей точки зрения. А нестандартные решения лучше оставить профессиональным писателям.
Не стесняйтесь заучить шаблонные фразы — в критический момент они придут на выручку и помогут написать отличную работу. Приведем пример универсальных клише, которые можно использовать:
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…
- Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»
- Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…
- В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…
- В анализируемом тексте (ФИО автора) затронута проблема…
Объем
Рекомендованное количество слов в сочинении — от 350. Тексты, объем которых менее 250 слов, не проверяются.
Вступление должно занимать около 60-70 слов, основная часть — 250 слов, заключение — примерно 60-70. Максимальный объем не устанавливается, но советуем не увлекаться. Не стоит делать сочинение слишком длинным: так вы рискуете написать много лишней информации и уйти от темы.
1-7
Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.
Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:
Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:
- Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
- Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
- Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
- Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)
Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.
Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:
Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.
4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.
5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.
Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.
Шаблоны и клише
Часть структуры текста | Шаблон или клише |
Вступление | 1. Эта тема давно волнует человечество;
2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением; 3. (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»; 4. Эта тема интересует многих писателей. |
Обозначение проблемы | 1. (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …;
2. (Название проблемы) актуальна и по сей день; 3. Данную проблему автор затрагивает в своём произведении. |
Комментарий проблемы | 1. Эта/данная проблема означает…
2. Автор хочет донести до нас…; 3. Суть проблемы состоит в том, что… |
Авторская мысль | 1. Авторская позиция заключается в том, что…;
2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора; 3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…; 4. Автор убеждает нас в том, что… |
Собственное мнение | 1. Я полностью разделяю точку зрения автора;
2. Позиция автора близка и мне; 3. Нельзя не согласиться с (имя автора); 4. Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения. |
Литературная аргументация | 1. Основная мысль чётко выражена в произведении (название);
2. Данная тема отображена в (название произведения); 3. Эта проблема/тема волновала многих писателей; 4. Эта тема встречается во многих произведениях. |
Заключение | 1. Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность;
2. Сложно не согласиться с авторским мнением; 3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…; 4. Подводя итог, можно сказать, что….; 5. Как мы видим… |
Основные требования к сочинению
Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:
- Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
- Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
- Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
- Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.
Что потребуется?
В первую очередь необходимо подготовить выбранную книгу. Желательно, чтобы она была любимой у ребенка, либо просто нравилась ему
Также важно, чтобы ученик уже сам прочитал ее и хорошо помнил сюжет произведения
Родитель также должен знать содержание книги. Прекрасно, если вы читали ее вместе с ребенком или хорошо знаете сюжет. Однако если у вас не хватает на это времени, то прекрасно подойдет краткое содержание. Оно не только освежит вам память, но и станет ребенку помощью, т. к. в кратких содержаниях всегда выделяется все самое главное.
Ну и, конечно, нам потребуется черновик, в котором мы будем делать основные заметки. Теперь можно приступать к работе над сочинением про книгу.
Заключение
Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).
Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.
Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.
Рекомендации
- Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
- Отразите свои личные мысли по выбранной теме
- Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..
Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
- 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
- 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Как готовиться к итоговому сочинению
Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.
Изучите сайт ФИПИ
На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.
Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ
Чтение литературы
Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом
Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.
Тренироваться
Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.
<<Блок перелинковки>>
В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.
План работы над итоговым сочинением
Пишите подростку письма
Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.
Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.
Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.
Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.