Почему повышение квалификации способствует улучшению самооценки

Содержание:

Что значит диплом о профессиональной переподготовке

Помимо «обычного» высшего образования существуют также дополнительные профессиональные программы обучения. Они позволяют за короткое время (от 250 до 2000 академических часов) освоить новую специальность.

Диплом о профессиональной переподготовке: что он дает

Обладатели дипломов такого вида могут работать по любой из специальностей, записанных в документах. Пример: если юрист прошел переподготовку по программированию, он может устроиться на работу в ИТ-компанию.

Статус диплома о профессиональной переподготовке

Диплом о переквалификации государственного образца приравнивается к высшему образованию, но получить его можно быстрее, чем второе высшее.

При этом пройти переподготовку могут только те, у кого есть законченное образование любой формы:

  • среднее специальное,
  • высшее.

Заниматься по дополнительной проф. программе сразу после школы нельзя, но можно учиться на ней параллельно с основным образованием (т. е. быть студентом колледжа или вуза и одновременно проходить переквалификацию дистанционно).

Где можно получить диплом государственного образца о профессиональной переподготовке

Пройти профессиональную переподготовку можно в тех учебных заведениях, у которых есть лицензия на «дополнительное профессиональное образование». Она может быть как у государственных, так и у частных вузов и колледжей.

Различные курсы тоже могут предлагать такие образовательные услуги, но свидетельства, которые выдают после их окончания, не приравниваются к диплому о переподготовке государственного образца.

Нормативная база

Основные принципы ведения образовательной деятельности с применением дистанционного обучения закреплены , конкретизируют его положения приказы Минобрнауки:

  • № 499 от 1 июля 2013 г. – об организации процесса дополнительного профессионального образования;
  • № 816 от 23 августа 2017 г. – утверждает порядок применения дистанционных технологий.

В ФЗ № 273 указано, что учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования имеют право осуществлять обучение дистанционно. Для этого они должны обладать необходимыми материально-техническими средствами, нормативной базой и кадровым персоналом соответствующего уровня. Технические аспекты организации дистанционного обучения в рамках получения дополнительного профобразования регламентированы письмом Минобрнауки от 10.04.2014 года № 06-381.

Приказ Минобрнауки № 22 от 20.01.2014 содержит перечень профессий и специальностей СПО, которые нельзя получить, обучаясь только дистанционно. Но в этом документе речь идет исключительно об основных – не дополнительных – образовательных программах. Для ДПО таких ограничений нет: об этом говорится в письме Минобрнауки от 21.04. 2015 № ВК-1013/06.

Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании могут применять федеральные, муниципальные и частные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Они предлагают курсы в самых разных направлениях:

  • менеджмент;
  • логистика;
  • государственное и муниципальное управление;
  • экономика и финансы;
  • медицина;
  • маркетинг;
  • охрана труда;
  • юриспруденция;
  • техника и инженерия;
  • технологии производства продуктов питания;
  • педагогика;
  • психология;
  • туризм;
  • дизайн;
  • информатика и вычислительная техника и др.

Профпереподготовка и повышение квалификации полностью или частично дистанционно – когда очные занятия сочетаются с удаленными. Какую именно форму обучения выберет учебное заведение, зависит в первую очередь от содержания программы дополнительного образования.

Обучение ведется по договору, который заключается со слушателем или с направляющим на повышение квалификации или переподготовку предприятием (организацией). В первом случае учебу оплачивает сам учащийся, во втором – работники получают дистанционное дополнительное профессиональное образование за счет средств, выделяемых из различных бюджетов (предприятий, муниципалитетов и др.).

Слушатели программ, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, форму документов учреждения и организации допобразования устанавливают самостоятельно. Если с завершающими учебу экзаменами, тестами, зачетами или другими заключительными аттестационными мероприятиями выпускник курсов не справился, ему выдают справку об обучении.

Как отразить расходы на обучение работников в бухгалтерском учете?

Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходов по направлению работников на курсы повышения квалификации.

Пример. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «N-ская областная клиническая больница» с целью повышения квалификации среднего медицинского персонала заключило договор с государственным бюджетным образовательным учреждением «Медицинская академия» на сумму 100 000 руб. (без НДС, поскольку образовательные услуги, оказываемые образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, не подлежат обложению НДС). Условиями заключенного договора предусмотрена уплата аванса в размере 30% (30 000 руб.). Поскольку указанное образовательное учреждение находится в другом населенном пункте, на работников оформлен приказ о направлении их в служебную командировку и по их заявлениям им выдан аванс из кассы учреждения в общей сумме 24 200 руб., из них суточные — 1200 руб., проезд к месту командировки и обратно — 8000 руб., проживание — 15 000 руб. (за счет средств субсидии на выполнение государственного задания).

В учете будут сделаны следующие записи:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,     руб.   
Перечислен аванс в размере 30%      на повышение квалификации работников
4 206 26 560
4 201 11 610
  30 000  
Одновременно сделана запись         
18          
Выданы из кассы суточные            командированным работникам          
4 208 12 560
4 201 34 610
   1 200  
Выданы из кассы денежные средства   на оплату найма жилого помещения    
4 208 26 560
4 201 34 610
  15 000  
Выданы из кассы денежные средства   на оплату проезда в командировку    
4 208 22 560
4 201 34 610
   8 000  
Перечислены денежные средства       (окончательный расчет) на повышение квалификации работников             
4 302 26 830
4 201 11 610
  70 000  
Одновременно сделана запись         
18          
Произведен зачет ранее              перечисленного аванса               
4 302 26 830
4 206 26 660
  30 000  

Виды

После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:

  1. Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
  2. Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
  3. Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.

Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.

По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.

Зачем нужен диплом о профпереподготовке?

Потребность в дипломе о профпереподготовке может возникнуть у профессионала, который имеет желание и потребность изменить направление своей проф. деятельности. Так, юрист, специализирующийся на международном праве, может переквалифицироваться в адвоката по уголовным делам. Тоже самое касается учителей: учитель истории может получить новую специальность учителя русского языка и литературы.

Другой случай, когда нужна переподготовка, касается новой специальности и профессии. Например, юрист может стать педагогом, инженер юристом, учитель госслужащим и т.д. Правила получения новой специальности на базе имеющегося профобразования регламентируется также отдельными нормативно-правовыми актами. Например, для медицинских работников таковым является Приказ Минздрава №707.

Диплом о профессиональной переподготовке дает шанс за сравнительно короткий период времени (минимум – 250 академических часов) освоить новую специализацию, получить базовые знания и навыки, необходимые для работы в том или ином направлении. Такой документ позволяет слушателю:

  • сменить профиль;

  • перейти на другое место работы;

  • расширить сферу своей деятельности;

  • добавить дополнительный пункт в свое резюме.

Переподготовиться также могут и те люди, которые теряют интерес к своей основной специализации, разочаровываются в выбранной профессии или же получают интересное предложение от работодателя из другой сферы деятельности.

С документом, подтверждающим переподготовку, разрешена практика: можно официально подавать документы в отдел кадров конкретной организации и, затем, приступать к выполнению своих должностных обязанностей в рамках новой профессии.

Как получить диплом о переподготовке?

Выдачей документов о профпереподготовке заведуют организации, уполномоченные осуществлять образовательную деятельность, при условии, что у них имеются соответствующие программы обучения, достаточная материально-техническая база.

Согласно пункту 11 статьи 76 федерального закона «Об образовании», учеба может осуществляться как в виде непрерывного курса, так и поэтапно. Порядок получения знаний фиксируется той учебным планом, договором об обучении между клиентом и образовательным учреждением.

Алгоритм:

  • сначала нужно выбрать подходящую программу;

  • затем требуется подать заявку на обучение, подписать договор, оплатить услугу;

  • далее слушатель курса получает график занятий (учебный план), учебные материалы;

  • сдача экзаменов (тест, устная или письменная работа);

  • все специалисты, кто успешно прошел проверку знаний, получают дипломы о профессиональной переподготовке.

Способов получения образования этого формата существует несколько. Компании, предоставляющие подобные услуги, могут предлагать обучение без отрыва от производства (дистанционные курсы) и с отрывом от производства (посещение учебного центра).

Профессиональная переподготовка или второе проф.образование?

Когда возникает необходимость перепрофилирования специалиста, перед ним возникает дилемма: профпереподготовка или получение второго высшего образования. По российскому законодательству, диплом о профессиональной переподготовке приравнивается к высшему образованию и позволяет полноценно практиковать освоенный вид деятельности.

Как правило, переподготовка оказывается намного выгоднее получения второго высшего или среднего профессионального образования:

  • во-первых, финансово намного доступнее, на нее уходит в несколько раз меньше времени, чем на учебу в университете;

  • во-вторых, не требуется сдавать вступительные экзамены, выдвигается меньше требований к слушателю;

  • в-третьих, это обучение нацелено на практическое освоение профессии, дает больше актуальных и полезных навыков, которые могут пригодиться в работе.

Диплом о профессиональной переподготовке заведомо проще получить, тем более, что в современных условиях можно окончить курсы даже дистанционно, без физического посещения лекций.

По каким специальностям можно пройти переподготовку?

Сегодня практически нет никаких ограничений для получения новой профессии на базе уже имеющегося профобразования. Исключения составляют некоторые направления. Например, нельзя получить медицинскую профессию без профильного медобразования (как среднего, так и высшего). 

Полный перечень направлений по переподготовке специалистов.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

В каких случаях повышение квалификации обязательно?

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. В настоящее время законодательно закреплена обязанность по повышению квалификации:

  • водителей. Она установлена ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (действовавшим до 28.03.2011), повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Никаким другим нормативным актом сроки повышения квалификации водителей не установлены;
  • научно-педагогических работников. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • государственных гражданских служащих. В силу ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;
  • медицинских и фармацевтических работников. Перечни специальностей и периодичность проведения повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием учреждений здравоохранения приведены в Приказе Минздрава России от 05.06.1998 N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В свою очередь, правила повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение», занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью, установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»;
  • специалистов в области физической культуры и спорта. Обязательность повышения квалификации указанной категории лиц закреплена в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • судей. Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы в форме обучения в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде, а также в иных формах (ст. 20.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • прокуроров. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе (ст. 43.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как изучали?

Наталья Кармаева и Андрей Захаров опирались на данные лонгитюда — Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) ВШЭ. Зависимые переменные — субъективный контроль и удовлетворенность зарплатой и карьерой — были взяты из 20-й волны РМЭЗ, участие в ДПО и контрольные переменные (от социодемографических — пола, возраста, семейного положения — до характеристик рабочего места) — из 19-й волны. За год респонденты смогли оценить отдачу от недавнего обучения. Выборка включала около 5000 опрошенных в возрасте 18-65 лет, участников обеих волн исследования.

Для измерения субъективного контроля использовалась шкала Пирлина. Она позволяет определить общий уровень воспринимаемого контроля — возможности контролировать важные события жизни в будущем. А для анализа удовлетворенности оплатой труда и опциями профессионального роста авторы использовали ответы респондентов на соответствующие вопросы, перекодировав шкалы в дихотомические («удовлетворен – не удовлетворен»).

На первом этапе оценивалась связь обучения с субъективным контролем или удовлетворенностью трудом без контроля других характеристик респондентов (базовая модель). На втором этапе учитывались социодемографические параметры. На третьем — контролировался также индекс социально-профессионального статуса (International Socio-Economic Index of Occupational Status — ISEI), созданный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (версия 2008 года, ISCO 08). Затем добавлялись особенности труда (стаж работы в организации, сектор, число подчиненных и прочее).

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Поскольку курсы повышения квалификации рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы. Хотя в некоторых случаях работодатель может направить сотрудника на обучение в рабочее время — разумеется, с сохранением заработной платы на весь срок учебного процесса. Однако чаще всего курсы повышения квалификации проводятся в выходные дни, в вечернее время или даже дистанционно.

Очные курсы повышения квалификации позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Такое обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.

Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Обучающийся все также будет встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении по очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса.

Дистанционное обучение требует от обучающегося высокого уровня самоорганизованности, дисциплины и ответственности, поскольку учиться придется преимущественно по индивидуальному учебному плану. Как правило, все необходимые материалы доступны в электронном виде (нормативные документы, презентации, видеоролики и т.п.).  Удобство дистанционного обучения в том, что работник может самостоятельно регулировать интенсивность занятий и выбирать комфортный для себя график.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в внутри страны, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Как его организовать

Обучающий процесс сотрудников производственного коллектива может быть организован различно, исходя из поставленной задачи и получения необходимого объема новых навыков:

  • Краткосрочное обучение, по продолжительности не превышающее 72 ч., обычно оно проходит без отрыва от работы и оканчивается сдачей профессионального теста или защитой научной работы.
  • Семинары по определенной тематике или проблеме производства, они проходят в пределах 100 ч., обычно на них раскрываются новые технологии, научные разработки, экономические и другие вопросы, касающиеся конкретной компании или отрасли в целом.
  • Длительная переподготовка. Для этого вида получения новых навыков необходим отрыв от производства, курсы организуются на базе специализированного учебного заведения.

Форма прохождения повышения уровня квалификации может различаться:

  • Сотрудник прерывает трудовую деятельность по специальности.
  • Обучение в условиях производственного цеха, подразделения или компании без отрыва от трудовой деятельности.
  • Частичным перерывом от своих должностных обязанностей.
  • По форме индивидуального учебного курса.

Учебный процесс может быть организован как в условиях самого предприятия, так и учебных лицензированных заведениях, к которым можно отнести:

  • Академию, как высшее звено получения знаний.
  • Институт отраслевого либо регионального значения.
  • Специализированные обучающие курсы, школа или центр.
  • Либо по программе личного обучения у конкретного специалиста подразделения.

Для направления работников в учебные подразделения необходимо оформление следующей документации:

  • Производственного учебного плана, в котором обоснована необходимость в повышении уровня профессионализма сотрудников.
  • Издание руководством предприятия приказа, в котором присутствует обоснование необходимости в ином уровне профессиональных знаний сотрудников – расширение производственных мощностей, приобретение нового технологического оборудования и т.п. Также необходимо в нем отметить, то направление проходит по распоряжению руководства компании или предприятия.

Необходимые документы

Основным документом будет являться заключаемый с учебным заведением договор на оказание конкретных услуг. В нем следует отразить:

  • Тип обучения: по очной, заочной или комбинированной форме будет проходить переподготовка.
  • Цену договоренностей.
  • Срок действия соглашения.
  • Название документа подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации.

В качестве приложения следует отметить вид учебной программы и количество часов обучения, а также копию лицензии на осуществление подобной деятельности.

Образец приказа на обучение сотрудника вы можете скачать здесь, а тут — договор о повышении квалификации, на образовательные услуги по ПК — здесь.

Договор о повышении квалификации (семинар)

Договор на образовательные услуги

Образец приказа на обучение сотрудника

Ответственные органы

Контроль над проведением обучающих курсов может осуществляться как самим руководством компании, так и контролирующими органами, например, органами исполнительной власти в сфере образования РФ.

Алгоритм оформления

Руководство хозяйствующего субъекта заключает с работником дополнительное соглашение, в котором оговаривается специфика будущей трудовой деятельности по окончанию курсов. Кроме этого, в нем также указывается ответственность работника перед руководством, если им не будут выполнены основные условия договора по обучению, например, возмещение понесенных работодателем убытков, если курсы не будут надлежащим образом окончены, по причине отстранения от занятий в связи нарушением установленного учебного порядка.

Сроки и особенности

Срок учебного курса заранее обговаривается во время подписания соглашения с учебным заведением, если это краткосрочные курсы, то длительность учебы может продолжаться до 100 учебных часов. К особенностям можно причислить сдача тестирования, подготовка реферата по теме обучения или профессиональных экзаменов.

По окончанию переподготовки на руки сотрудник может получить:

  • Удостоверение об окончании учебного процесса по повышению профессиональных навыков.
  • Свидетельство, если длительного учебного процесса превышала 100 учебных часов.
  • Диплом о прохождении переподготовки и обучению другой профессии, при условии, что на занятия отводилось более 500 ч.

Когда и каких работников направляют на повышение квалификации

Повышение уровня квалификации сотрудников может проводиться по инициативе руководства предприятия в целях получения новейших профессиональных навыков, улучшения качества производственного процесса или предоставления услуг населению.

Но для иных профессий она является необходимостью, предусмотренной ст. 196 Закона о Труде. К ним относят:

  • Водительский состав штата сотрудников. Правила дорожного движения в чертах крупных городов постоянно претерпевают изменения, поэтому для обеспечения безопасности всех автомобильных перевозок, в том числе с пассажирами на борту, водители обязаны повышать свое профессиональное мастерство вождения в новых условиях. Занятия могут проводиться ежегодно, если иное не предписано федеральным законодательством или иными правовыми актами местной власти.
  • Научных и педагогических сотрудников коллектива. Изучение новых подходов, методик и способов преподавания в области педагогики является неотъемлемой частью работы преподавателей, а научным руководителям отдельных подразделений необходимо изучать новые разработки технологических производственных процессов регулярно. Поэтому курсы повышения профессиональных знаний для этой категории сотрудников проводятся 1 раз в 5 лет.
  • Сотрудники государственных подразделений органов местного самоуправления проходят переподготовку раз в 3 года. Для этой группы работников необходимо изучение новых норм законодательства и правильное применение их на практике.
  • Медицинские и фармацевтические работники среднего звена обязаны повышать свой уровень знаний раз в три года, а лица с высшим образованием — ежегодно. Это обусловлено заботой о здоровье наших граждан, поскольку в медицинской сфере постоянно изменяются, например, методы диагностики, что в свою очередь влечет назначение новых лекарственных препаратов, ранее отсутствующих и не применяющихся в сфере здравоохранения.
  • Переподготовкой профессиональных знаний должны заниматься специалисты сферы по физической культуре и спортивным достижениям на периодической основе.
  • Судейский и прокурорский состав правоохранительной системы государства – важнейшее звено органов исполнительной власти, поэтому обучение для них является профессиональной необходимостью. Изучение вступивших в силу сводов законов, их изменение и применение на практике проводятся регулярно.

Список профессий, для которых повышение уровня квалификации в той или иной области может быть намного расширен. Каждый сотрудник должен понимать, что без новых технологий, методик и знаний трудно стать настоящим профессионалом своего дела.

Что такое повышение квалификации?

Ниже приведены наиболее популярные трактовки термина «повышение квалификации».

Повышение квалификации (skills training) — это обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Повышение квалификации — это вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям. Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.

Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются:

  • производственно-экономические курсы;
  • курсы целевого назначения;
  • школы передовых приемов и методов труда;
  • курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Повышение квалификации не следует путать с профессиональной переподготовкой, которая представляет собой отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленного на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Профессиональная переподготовка организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.

Зачем необходимо удостоверение о повышении квалификации?

Удостоверение о повышении квалификации – это не просто «корочка», это документ, который наглядно демонстрирует стремление специалиста развиваться и совершенствовать свою профессиональную деятельность. К другим достоинствам удостоверения можно отнести следующее:

  • отличное подспорье при поиске нового места работы;
  • компания, сотрудники которой регулярно подтверждают свой профессиональный уровень более привлекательна в глазах партнеров, клиентов и соискателей;
  • специалист, регулярно повышающий свой профессиональный уровень, имеет право на более высокую заработную плату, а также получение повышения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector