Что такое профпереподготовка и кому она требуется?
Содержание:
- В чем же разница?
- Особенности курсов переподготовки и дополнительного профессионального образования
- Курсы профессиональной переподготовки на базе высшего образования
- Немного об аттестации
- Зачем нужен диплом о профпереподготовке?
- Виды
- Переобучение на базе высшего образования — какую профессию предпочесть?
- Способы получения
- Что дает
- В чём плюсы профпереподготовки по сравнению со вторым высшим?
- От физики к лирике
- Для чего необходимо повышать квалификацию сотрудников — 4 главные цели
- Обучение «под ключ»
В чем же разница?
Давайте теперь рассмотрим основные отличия, которые имеются между профессиональной переподготовкой и вторым высшим образованием. Таковых можно выделить четыре:
1. В нашем случае речь идет о сокращенных сроках обучения. Ведь ещё одно высшее образование потребует от вас полноценного обучения в течение трех-, четырехлетнего срока в зависимости от выбранной формы и специальности. Не каждый может позволить себе потратить столько времени. Именно в этом случае следует обратиться к варианту повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Ее срок не может быть менее 250 академических часов. Разные виды ее предполагают количество часов от 500 или от 1000. Подобный резкий контраст по срокам обучения объясняется отсутствием в случае профессиональной переподготовки обучения объёмным теоретическим массивам, не несущим практического применения, что в разы сокращает время учебы. Вам дают лишь проверенные практические знания.
2. Такие же существенные отличия и в стоимости обучения. Если возможности получившего диплом о профессиональной переподготовке ничем не отличаются от возможностей того, кто обзавелся вузовской корочкой, то цена вопроса здесь в несколько раз (обычно в 2-3) ниже.
3. Наличие вступительных экзаменов. Без них в вуз вас не примут. В той или иной форме (письменной, устной, тестирования, личного ответа) экзамен обязательно будет. Это порой становится препятствием для неуверенных в своих силах абитуриентов. На курсах переподготовки вступительных экзаменов не предполагается, что в разы расширяет возможности выбора подходящей программы.
4. Предлагаемый нами вариант позволяет вести освоение новой профессии в максимально комфортных условиях с составлением индивидуального графика, подобранного под ваши конкретные потребности. Вы не зависите от жесткой учебной программы, принятой в вузах, и регламентированных учебных рамок.
В заключение следует упомянуть, что профессиональную подготовку и переподготовку стоит назвать возможностью с минимальными денежными и временными затратами повысить собственную рабочую компетентность и сделать решающий рывок в достижении желанной карьеры на выбранном поприще.
Особенности курсов переподготовки и дополнительного профессионального образования
Профпереподготовка – это вид дополнительного профобразования, направленный на глубокое изучение той или иной области для освоения нового вида деятельности. Цель – получить кардинально новую профессию либо дополнительную квалификацию.
Основная особенность профессиональной переподготовки в том, что она позволяет освоить новое дело в краткие сроки: по сравнению с программами второго высшего образования курс переподготовки сжат и содержит только необходимые предметы. Никакой «воды», никаких общеобразовательных дисциплин. В итоге вместо 3-4 лет, которые потратил бы на получение «вышки», человек тратит в среднем от пары месяцев до полутора лет и в разы меньше денег. Вступительные экзамены сдавать не требуется. Часто не требуется даже посещать образовательное учреждение или учебный центр: многие предлагают студентам освоить курсы профессиональной переподготовки дистанционно.
Кроме того, профпереподготовку можно пройти на базе среднего образования, тогда как получить второе высшее (что логично) – только на базе законченного первого.
Курсы профессиональной переподготовки на базе высшего образования
Все более распространена ситуация, когда профпереподготовку выбирают взрослые люди, уже имеющие диплом о высшем образовании, постоянную работу и часто – семью. Они хотят научиться чему-то новому и сменить профиль деятельности сравнительно быстро, не теряя при этом в деньгах и продолжая уделять время работе и близким. Прохождение профессиональной переподготовки на базе высшего образования дистанционно позволяет, как уже отмечено, сэкономить время и средства, отказавшись от поступления в вуз во второй раз, и заниматься в любой удобный для себя момент в комфортной обстановке.
Случается, что люди желают сменить направление работы кардинально: например, бухгалтер решает стать портным, экономист – психологом. Следует учитывать, однако, что не во всех сферах переподготовку можно пройти, не имея именно смежного высшего образования. Иногда желающим обучиться выставляют требования к квалификации. Например, к профпереподготовке для медработников допустят только со средним либо высшим медобразованием.
Уточнить, подходят ли вам те или иные курсы профпереподготовки, можно в Едином квалификационном справочнике.
Программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования предлагают многие вузы, в том числе крупные, и учебные центры. При этом диплом установленного образца о прохождении профпереподготовки сейчас приравнивается к диплому о получении высшего образования и дает право заниматься новым видом деятельности.
Немного об аттестации
Подготовительные этапы пройдены, вы работаете в школе, можно наконец-то выдохнуть. Не тут-то было. Жизнь наших педагогов полна сложностей, и одна из них – аттестация.
Уже на будущий год она будет делиться на добровольную и обязательную. Обязательная предназначена для молодых специалистов и задумана как пропуск в профессию. Спустя два года учитель аттестуется на соответствие занимаемой должности и подтверждает его каждые пять лет.
Чтобы учитель прошел обязательную аттестацию, работодатель подает на него представление, с которым знакомит педагога под роспись (хотя бы за месяц до начала испытания). В этот же срок администрация школы сообщает учителю о дате и месте прохождения аттестации. Экзамен состоит из письменных вопросов или компьютерного теста, чтобы определить уровень вашего владения профессиональными методиками преподавания и воспитательной работы.
Добровольная аттестация нужна для получения первой или высшей категории. Заявление учитель подает самостоятельно. Участвовать в аттестации могут и те, кто отработал в школе менее двух лет. Экспертная комиссия оценивает профессиональное портфолио педагога
Важно, что речь при этом идет о повышении категории не как преподавателя конкретного предмета, а касательно должности учителя вообще. Поэтому если вы преподаете, скажем, и физику, и математику, может указывать свои профессиональные достижения по обоим предметам (хотя это специализации разные)
Если учитель хочет присутствовать при экспертизе, он указывает об этом в заявлении.
Подробнее о новых правилах аттестации мы рассказывали здесь.
Зачем нужен диплом о профпереподготовке?
Потребность в дипломе о профпереподготовке может возникнуть у профессионала, который имеет желание и потребность изменить направление своей проф. деятельности. Так, юрист, специализирующийся на международном праве, может переквалифицироваться в адвоката по уголовным делам. Тоже самое касается учителей: учитель истории может получить новую специальность учителя русского языка и литературы.
Другой случай, когда нужна переподготовка, касается новой специальности и профессии. Например, юрист может стать педагогом, инженер юристом, учитель госслужащим и т.д. Правила получения новой специальности на базе имеющегося профобразования регламентируется также отдельными нормативно-правовыми актами. Например, для медицинских работников таковым является Приказ Минздрава №707.
Диплом о профессиональной переподготовке дает шанс за сравнительно короткий период времени (минимум – 250 академических часов) освоить новую специализацию, получить базовые знания и навыки, необходимые для работы в том или ином направлении. Такой документ позволяет слушателю:
-
сменить профиль;
-
перейти на другое место работы;
-
расширить сферу своей деятельности;
-
добавить дополнительный пункт в свое резюме.
Переподготовиться также могут и те люди, которые теряют интерес к своей основной специализации, разочаровываются в выбранной профессии или же получают интересное предложение от работодателя из другой сферы деятельности.
С документом, подтверждающим переподготовку, разрешена практика: можно официально подавать документы в отдел кадров конкретной организации и, затем, приступать к выполнению своих должностных обязанностей в рамках новой профессии.
Как получить диплом о переподготовке?
Выдачей документов о профпереподготовке заведуют организации, уполномоченные осуществлять образовательную деятельность, при условии, что у них имеются соответствующие программы обучения, достаточная материально-техническая база.
Согласно пункту 11 статьи 76 федерального закона «Об образовании», учеба может осуществляться как в виде непрерывного курса, так и поэтапно. Порядок получения знаний фиксируется той учебным планом, договором об обучении между клиентом и образовательным учреждением.
Алгоритм:
-
сначала нужно выбрать подходящую программу;
-
затем требуется подать заявку на обучение, подписать договор, оплатить услугу;
-
далее слушатель курса получает график занятий (учебный план), учебные материалы;
-
сдача экзаменов (тест, устная или письменная работа);
-
все специалисты, кто успешно прошел проверку знаний, получают дипломы о профессиональной переподготовке.
Способов получения образования этого формата существует несколько. Компании, предоставляющие подобные услуги, могут предлагать обучение без отрыва от производства (дистанционные курсы) и с отрывом от производства (посещение учебного центра).
Профессиональная переподготовка или второе проф.образование?
Когда возникает необходимость перепрофилирования специалиста, перед ним возникает дилемма: профпереподготовка или получение второго высшего образования. По российскому законодательству, диплом о профессиональной переподготовке приравнивается к высшему образованию и позволяет полноценно практиковать освоенный вид деятельности.
Как правило, переподготовка оказывается намного выгоднее получения второго высшего или среднего профессионального образования:
-
во-первых, финансово намного доступнее, на нее уходит в несколько раз меньше времени, чем на учебу в университете;
-
во-вторых, не требуется сдавать вступительные экзамены, выдвигается меньше требований к слушателю;
-
в-третьих, это обучение нацелено на практическое освоение профессии, дает больше актуальных и полезных навыков, которые могут пригодиться в работе.
Диплом о профессиональной переподготовке заведомо проще получить, тем более, что в современных условиях можно окончить курсы даже дистанционно, без физического посещения лекций.
По каким специальностям можно пройти переподготовку?
Сегодня практически нет никаких ограничений для получения новой профессии на базе уже имеющегося профобразования. Исключения составляют некоторые направления. Например, нельзя получить медицинскую профессию без профильного медобразования (как среднего, так и высшего).
Полный перечень направлений по переподготовке специалистов.
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Виды
После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:
- Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
- Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
- Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.
Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.
По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.
Переобучение на базе высшего образования — какую профессию предпочесть?
Иметь высшее образование престижно, но что с того, если выбранная профессия оказалась невостребованной? Увы, порой абитуриенты поступают в вуз наудачу и потом ищут вожделенную должность годами…
В подобной ситуации поневоле приходится решаться на перемены. Можно выбрать одно из двух:
- либо заново поступать в учебное заведение и платно получать второе образование;
- либо вставать на учёт в центр занятости и принимать участие в государственной программе переобучения.
Первый вариант устроит немногих — впрягаться в учёбу ещё на несколько лет, да ещё за собственный счёт досадно. А вот второй вариант…
Специальности для переобучения, сопряжённые с интеллектуальным трудом
Об условиях государственной профессиональной переподготовки мы уже рассказывали. В данной публикации речь пойдёт лишь о наиболее привлекательных профессиях, которые реально получить на бесплатной основе.
Кабинетная работа
Девушкам с высшим образованием — в особенности, педагогам-филологам — в службах занятости часто рекомендуют переучиться на секретаря. Секретарю очень полезен тот багаж знаний, который даётся в университете: пригождается и умение грамотно говорить, и общая эрудированность, и хотя бы минимальное знание иностранного языка.
Работа секретаря даёт неплохие перспективы в плане горизонтальной карьеры. По-настоящему реализовав себя в этой профессии, сотрудник может стать незаменимым помощником для первых лиц компании (подробнее об плюсах и минусах специальности — в отдельной статье).
Неплохой выбор для выпускника вуза — переобучение на бухгалтера. Бухгалтер нужен практически любой компании
Получив такую квалификацию, в будущем вполне реально продвинуться по службе — к солидному положению в организации и хорошей зарплате. Впрочем, данная профессия в силу своих особенностей подойдёт лишь людям с математическим складом ума.
Творческим личностям стоит обратить внимание на профессии, связанные с компьютерным дизайном.
Кого-то наверняка заинтересует программирование
Программисты очень широко востребованы и, что немаловажно, у них вполне приличные заработки.
Профессии, предполагающие трудоустройство в сферу торговли и услуг
Приемлемыми для владельца красивого диплома будут следующие специальности:
- администратор (ресторана, салона красоты, отеля);
- менеджер;
- специалист по рекламе;
- страховой агент.
Перечисленные профессии не очень престижны, но они не предполагают тяжёлого физического труда и дают шанс на дальнейший рост.
Самозанятость
При центрах занятости реализуются программы не только по переобучению наёмных работников, но и по поддержке людей, желающих открыть собственное дело.
Профессия предпринимателя, пожалуй, самая интересная в плане перспектив: безработный сразу же получает статус начальника (другое дело, что не всем удаётся добиться коммерческого успеха).
Поделиться статьей с друзьями!
Способы получения
Если образовательная организация имеет соответствующую программу с достаточной материально-технической базой, туда можно обращаться за профпереподготовкой. Для этого заключают договор, обучение проходит согласно разработанного учебного плана.
Порядок действий для зачисления на курсы стандартный:
- выбирают программу обучения;
- подают заявление, подписывают соглашение, оплачивают услугу;
- получают распорядок по графику занятий;
- выдают учебники;
- сдают аттестацию;
- выдают диплом.
Дополнительное образование можно получить заочно, на дистанционных курсах, посещая учебный центр.
Что дает
Стандартный путь переобучения на другую специальность – поступление в соответствующий профильный вуз или колледж и получение второго образования. Но такая траектория занимает несколько лет, и далеко не всегда значительная трата времени целесообразна. Поэтому во многих случаях более логично пойти более короткой дорогой.
Продолжительность профессиональной переподготовки во многом зависит не только от объема программы, но и от интенсивности занятий. В целом на переобучение уходит от 3 до 12 месяцев. В редких случаях, когда программа особенно насыщенна, оно занимает 1,5 года (3 семестра, примерно 1 000 часов).
По итогам аттестации слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Это полноценный документ установленного образца, который равноценно заменяет диплом о втором высшем или среднем образовании. Срок его действия неограничен.
Таким образом, профессиональная переподготовка дает возможность сменить специальность с минимальными временными и финансовыми затратами. Наличие дополнительного диплома значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда, а в некоторых случаях может даже повлиять на размер заработной платы. Например, бухгалтер с дипломом налогового юриста будет «стоить» выше своих обычных коллег.
В чём плюсы профпереподготовки по сравнению со вторым высшим?
Цена. Профессиональная переподготовка в основном обходится дешевле, чем высшее образование.
Длительность. Чтобы освоить новую профессию в вузе, потребуется отучиться несколько лет – 4 года на дневном отделении или 5 на заочном. При этом ряд профессий (например, медицинские) вообще не предполагают обучения на «заочке». Переподготовка отнимает гораздо меньше времени – порядка 1 – 1,5 лет. По закону подобные курсы не должны быть менее 250 академических часов.
Удобная форма обучения. Пока в России более распространено очное обучение – оно считается более качественным и престижным: заочное же некоторыми работодателями вовсе не котируется. А дистанционное образование начало набирать популярность сравнительно недавно. С профессиональной переподготовкой дело обстоит иначе – среди разных форм обучения (их три: очная, очно-заочная и дистанционная) самой востребованной остается очно-заочная. То есть человек сам изучает предоставленные материалы, не ходит на лекции и работает над практическими занятиями дома, а затем очно сдает экзамен.
Ориентация на работодателя
Учащийся избавлен от необходимости уделять внимание общим предметам, которые не относятся к тому, что он хотел бы изучать. Программа обучения содержательная, без «воды» и позволяет получить конкретные навыки и знания, которых требуют профстандарты и работодатели
А студенты, получающие полноценное высшее образование, нередко знают теорию в разы лучше практики и не приспособлены к работе по полученной специальности.
После профессиональной переподготовки можно при желании продолжить учиться в аспирантуре.
От физики к лирике
Для реализации президентской инициативы необходимо решить, как будет соотноситься дополнительный профессиональный модуль с основной частью учебной программы. А также каким образом учитывать и отражать в дипломе результаты его освоения, объяснила «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
— От этих и других факторов будет зависеть скорость закрепления этого положения в законе, — добавила депутат.
При этом, отметила она, сегодня в стране уже есть успешные примеры реализации подобных программ. Так, у студентов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) есть возможность с первого курса формировать индивидуальные образовательные траектории.
— Наш вуз внедрил такой проект в этом учебном году, и сегодня в нем задействовано порядка 4 тыс. студентов, — объяснила проректор ТюмГУ Таисья Погодаева. — Кроме того, в университете есть Школа перспективных исследований по семи направлениям, и каждый студент после двух лет общей программы выбирает одно из них.
В числе сложностей, возникших при запуске проектов, представитель вуза назвала довольно жесткие требования Федерального государственного образовательного стандарта. На необходимость менять ФГО, делать его более гибким и вариативным, указала и заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Сегодня студент не может перейти, например, с исторической специальности на химическую, где уже с первого курса начинаются профильные предметы.
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что по крайней мере на первом этапе студенты получат возможность выбирать после второго курса только близкие к их специальностям направления.
— С кардинальными переменами есть много вопросов. Например, что делать, если студент при поступлении в вуз не сдавал, допустим, физику, а потом захотел пойти на факультет, где она нужна, — отметила она в беседе с «Известиями».
Высшая школа экономики еще в 2014 году перешла на новый образовательный стандарт бакалавриата, который предусматривает выбор так называемого майнора — основного ядра образовательной программы для изучения на втором и третьем курсах, сообщила «Известиям» старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. Майнор выбирает каждый студент. Главное ограничение — направленность выбираемого майнора не должна совпадать с основным направлением подготовки студента. На внедрение этой системы понадобилось полтора года.
Для чего необходимо повышать квалификацию сотрудников — 4 главные цели
Начиная любое дело, необходимо осознавать, для чего это нужно. Еще Сенека говорил:«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Это действительно так. Нет цели — нет результата.
Это в полной мере относится и к повышению квалификации. Только точно определив цель, которую необходимо достигнуть, вы будете мотивированы на обучение персонала.
Цели могут быть самые разные. Рассмотрим некоторые из них.
Цель 1. Повышение производительности труда
Производительность труда важна для любого предприятия, компании, организации.
Чем выше производительность, тем больше продукции выпущено, товаров продано, услуг оказано, работ выполнено.
Практикой доказано, чем выше квалификация сотрудников, тем производительнее труд. Чтобы добиться роста эффективности труда, увеличения дохода, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень персонала.
А значит, курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки — это то, что нужно!
Цель 2. Снижение текучести кадров
От вас бегут кадры? Текучесть растет день ото дня? Вы пытаетесь решить проблему периодическими премиями, но это дает лишь временный результат?
Согласно исследованиям агентства Acsour, 56% работодателей считают наиболее эффективным способом борьбы с текучкой повышение квалификации за счет работодателя.
Попробуйте внедрить этот способ обучения. Однако подходить к этому процессу надо грамотно. Как это сделать, читайте ниже.
Цель 3. Формирование и развитие персонала
Современные работодатели понимают, что «Кадры решают все» — это не просто красивый лозунг, а современные реалии.
От уровня профессионализма персонала, стабильности коллектива зависит результативность деятельности всей компании.
Поэтому развитие персонала приобретает особую значимость. На такие мероприятия предусматриваются сметные ассигнования, заключаются договоры с учебными центрами на повышение квалификации сотрудников за счет средств работодателя.
Это позволяет компаниям значительно повысить свою конкурентоспособность, а значит, уверенно противостоять рыночным катаклизмам.
Цель 4. Внедрение нововведений
21 век — время бешеных скоростей, высоких технологий, сплошной компьютеризации.
Вспомните слова М. Горького:«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». Сегодня они актуальны, как некогда.
Каждый день мы слышим об очередном открытии, о разработке новой технологии и прочих актуальныхнововведениях.
Чтобы не выпасть из обоймы, необходимо постоянно развиваться, повышать квалификацию работников, приобретать новые навыки, развивать необходимые компетенции. И здесь особую значимость приобретает профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала.
С их помощью удастся создать высокопрофессиональный коллектив, которому будут по плечу любые ноу-хау. Модернизация даже самого сложного оборудования не вызовет затруднения, что положительно скажется на всем бизнесе.
Обучение «под ключ»
Практика частичного применения системы «2 2 2» существует и в ряде вузов, участвующих в проекте «5-100».
— Перевод на новое направление подготовки доступен в Уральском федеральном университете круглогодично. Ежегодно этой возможностью пользуются более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение именно на втором курсе, — рассказал «Известиям» ректор вуза Виктор Кокшаров.
В Дальневосточном федеральном университете учащиеся получили возможность переходить на смежные профессии в 2017 году.
— До сегодняшнего дня это выглядело так: студенты продолжали обучаться по своей основной образовательной программе и сверх нее получали дополнительные модули. Если инициатива президента будет реализована, университеты смогут выстраивать более гибкие образовательные траектории, — сказала «Известиям» проректор вуза по учебной работе Анна Тышецкая.
С 2014 года обучение в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) строится по принципу «2 2 2».
— По окончании третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки, выстраивая свою траекторию обучения на следующие два года, — сообщила проректор вуза по образовательной деятельности Елена Разинкина.
На данном этапе, по мнению сенатора Виктора Кресса, важно ознакомиться с существующим опытом университетов и решить, как органично его масштабировать на всю страну