Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи

Содержание:

Система оценивания

Экзамен по информатике, как и по другим предметам, сначала оценивают в первичных баллах, количество которых зависит от того, насколько трудные задачи выполнил школьник. Максимально экзаменуемый может набрать 30 баллов. По уровню сложности упражнения ЕГЭ распределены так.

Уровень сложности заданий Число заданий Максимально доступный первичный балл Процент от максимально возможного балла
Базовый 10 10 34
Повышенный 13 13 43
Высокий 4 7 23
Итого 27 30 100

Различный уровень сложности упражнений дает возможность максимально полно оценить знания и потенциал одиннадцатиклассников и провести объективную градацию с учетом возможности дальнейшей учебы в вузе. По расчетам специалистов, с заданиями базового уровня справится от 60% до 90% участников, повышенный уровень будет доступен 40–60%, а задачи высокой сложности под силу менее чем 40% учащихся.

Поскольку экзаменационная работа будет выполняться на компьютере, все ответы оценит автоматизированная система. Критерии оценивания отдельных заданий ЕГЭ по информатике выглядят так:

  • Упражнения №1–24 приносят 1 балл, если ответ участника соответствует коду правильного ответа, в противном случае ставится 0 баллов.
  • По заданию №25 дают 2 балла при верном ответе, 1 балл – если ошибки только в одной строке ответа, а также при отсутствии одной строки или наличии одной лишней строки. При большем количестве ошибок ставят 0.
  • Задачи №26 и 27 при правильном ответе оцениваются в 2 балла. Если в ответе только одно верное значение из двух или оба верные, но перепутаны местами – 1 балл, во всех остальных случаях – 0 баллов.

Следует отметить, что в 2021 году в ЕГЭ по информатике не включаются совсем простые вопросы (воспроизведение какого-то правила, термина, понятия или величины). От выпускников требуется умение решать конкретные задачи: применить на практике алгоритм, правило или умение, выбрать из нескольких предложенных наиболее подходящий алгоритм или правило и использовать его.

Что такое тестовые баллы

Когда специалисты подсчитывают первичный результат, он переводится в тестовый балл, он же – окончательный. Максимальная оценка для каждой дисциплины ЕГЭ – 100 баллов. Именно этот результат заносят в сертификат 11-классника и учитывают при поступлении в институт.

Ученикам необходимо стремиться к тому, чтобы количество тестовых баллов превышало минимальные, установленные по каждой дисциплине. Обычно абитуриенты, планирующие поступать в институт, знают заранее, какое количество тестовых отметок необходимо набрать для зачисления в выбранный вуз на определенную специальность, поскольку все учебные заведения публикуют эту информацию на своих официальных сайтах.

Первичные баллы переводятся в тестовые на протяжении 6–8 дней. Эта довольно сложная процедура называется шкалированием. Особая математическая модель и специальная компьютерная программа рассчитывают эту шкалу. Она зависит от статистического анализа результатов экзаменов 11 класса по России и от сложности заданий.

Необходимые баллы для поступления в вузы

Университеты и вузы России отличаются друг от друга по разным параметрам: и уровню престижа, и требованиям к учащимся. Соответственно, баллы, полученные за ЕГЭ, разнятся.

В общем можно сказать, что суммарный проходной балл до 130 встречается в высших учебных заведениях РФ очень редко. В среднем это значение по России составляет от 150 до 250 баллов

Обратите внимание: речь идет не о первичных, а тестовых (!) оценках

Важно, что минимальные баллы для поступления в вузы устанавливают два ведомства – Рособрнадзор и Минобрнауки. В 2020 году последнее решило повысить порог для поступающих на бакалавриат и специалитет

Если выпускник не преодолеет минимальный порог по обязательным для поступления в вуз предметам, он не сможет претендовать даже на обучение по контракту.

Итак, в текущем году в 352 вузах, подконтрольных Минобрнауки, примут новые минимальные баллы. Остальные высшие учебные заведения будут ориентироваться на баллы прошлого года, которые рекомендовал Рособрнадзор.

Таблица баллов по разным дисциплинам, необходимых для поступления в вузы в 2020 году, выглядит следующим образом.

Предмет

Рособрнадзор (2019)

Минобрнауки (2020)

Русский язык

36

40

Математика (профиль)

27

39

Физика

36

40

Химия

36

40

Биология

36

42

Обществознание

42

44

История

32

42

Информатика

40

42

Литература

32

40

Таким образом, поднимая минимальный балл, необходимый для поступления, Минобрнауки намерено повысить студенческий уровень образования. Те, кто не сумел преодолеть минимальный порог, могут учиться в техникумах и колледжах.

Схема перевода баллов ЕГЭ по физике в оценки

Физика является необязательным предметом для сдачи в 11-м классе. Его выбирают выпускники, которые планируют продолжать обучение по техническому или прикладному профилю. Минимальный уровень по физике для получения аттестата — 29 баллов. Эти цифры подтверждают освоение образовательной программы. Для поступления в академию нужно набрать минимум 39 баллов.

Твердые базовые знания по физике позволяют набрать баллы выше среднего. Если начать вовремя дополнительную подготовку, можно на ЕГЭ получить более высокий балл. 

Так переводятся баллы в оценки:

«Отлично»

«Хорошо»

«Тройка»

Экзамен не сдан

Выше 72 баллов

От 53 до 67

От 36 до 52

Ниже 35

Чем выше итоговый балл по физике, тем проще выпускнику поступить в профильное учреждение.

Пояснения по каждому из критериев

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого. Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов. Аналогичным образом человек воспринимает иностранную речь, в по-токе которой изредка попадаются знакомые слова, и слушающему кажется, что именно в них заключено главное содержание сообщения.

2. Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, т. е. с отсутствием инструментальных навыков. Ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. Ошибки этого типа зачастую вызваны либо не вполне грамотным педагогическим руководством со стороны преподавателя, либо неверной реализацией тех или иных методи-ческих рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий. Эти ошибки возможны нескольких типов.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

К6. Точность и выразительность речи

При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

К7–К10. Грамотность

Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

К11. Соблюдение этических норм

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки – этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.

Этическая ошибка1 связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

В работе, оцененной по этому критерию в 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);

– приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».

Что такое первичный результат

Первичный балл ЕГЭ представляет собой предварительный итог работы, который выводится при сложении всех оценок за верные ответы выпускника. Для каждого правильного ответа любой части экзамена устанавливается свой «вес».

К примеру, за большинство верно выполненных заданий первой части экзаменуемый получит по одному баллу, за ответы на вопросы повышенной сложности из второй части — пять-шесть и больше. Для каждого предмета разрабатывается своя система подсчета с учетом критериев оценивания, поскольку экзамены по разным дисциплинам содержат совершенно разные вопросы.

Инструкция по оцениванию ответов ЕГЭ по русскому языку выглядит так.

Критерии оценивания каждого ответа второй части ЕГЭ по биологии разработаны более детально.

Собственные критерии оценивания разработаны и для всех остальных предметов.

Пример расчета

Чтобы понять, как производится расчет первичного балла по ЕГЭ, рассмотрим пример суммирования оценок в экзаменационной работе по русскому языку. Так, за задания первой части есть возможность получить от 1 до 5 за каждый верный ответ — отметка зависит от сложности вопроса.

За сочинение (вторая часть) оценка выставляется с учетом целого комплекса критериев: уровня грамотности, качества аргументации собственной позиции, точности и выразительности речи, общего содержания текста и даже соблюдения фактологической точности и этических норм. В итоге за всю работу на ЕГЭ по русскому языку можно заработать 58 баллов.

Сразу возникает вопрос, как некоторые школьники умудряются набрать 100, если максимально возможный итог равен 58? Очень просто: после перевода первичных баллов во вторичные (их официальное название — тестовые).

Как оценивают работы ЕГЭ 2021 года?

Фактическое оценивание выполненных работ будет производиться в два этапа. Такой подход выбран в связи с тем, что в тестовых заданиях есть ответы краткие, а есть развернутые. Краткие ответы проверяются автоматически, при помощи компьютера, а развернутые – специалисты, опытные педагоги. По завершению проверочных мероприятий все набранные баллы суммируются, и получается итоговое количество.

Как оценивает компьютер?

На начальном этапе проверки оценивать работы будет только компьютер. Здесь предоставляются на проверку тестовые материалы, выполненные выпускниками. На основе базы заданий, собранных на официальном сайте ФИПИ был составлен алгоритм, при помощи которого выполняется проверка данных. После анализа, школьник получает заработанное количество баллов, после чего, работа переходит на второй этап проверки.

Как оценивают эксперты?

Следующий этап проверки – это передача работы с развернутыми ответами по предмету, специалисту. Обычно, проверочные мероприятия осуществляют опытные педагоги из учебных заведений, но никто из учителей не имеет понятия, чей тест он проверяет.

Существует определенный порядок проведения проверки:

  • Сначала работу проверяет один эксперт, а потом второй.
  • В случае единого мнения выставляется итоговая отметка в виде первичных баллов.
  • Если эксперты разошлись во мнении, то к оцениванию привлекается третий специалист и по итогам его проверки выставляются баллы.

Внимание! Если выпускника не согласен с итоговой оценкой по работе, то он вправе подать апелляцию и потребовать повторной проверки теста.

Часть № 1

В каждом из тестовых заданий первой части КИМов на экзамене проверяется умение выпускника применять то или иное правило русского языка.

  • В задании № 1 от экзаменующегося требуется найти главную информацию, изложенную в небольшом тексте научного типа. За правильный выбор ответа из предложенных тезисов ученик получит только 1 балл.
  • В задании № 2 выпускник продолжит анализировать научный текст, с которым он работал в первом задании. Но теперь понадобятся знания частей речи, используемых как средства связи в текстах. За правильный ответ выпускник добавит в свою копилку еще 1 балл.
  • В задании № 3 выпускник снова будет работать с научным текстом, состоящим из 3-4 предложений, который был предложен в первом и втором заданиях. От выпускника потребуется знание лексического значения слова, использованного в анализируемом фрагменте, и работа со словарной статьей, которая приведена в задании. (1 балл.)
  • В задании № 4 экзаменующийся должен продемонстрировать свои орфоэпические знания, найдя ошибку в словах с расставленным ударением (1 балл).
  • В заданиях под № 5 и 6 снова понадобится использовать знания по теме «Лексика», исправив ошибку в употреблении слова и отредактировав предложение. (По одному баллу.)
  • В задании № 7 выпускник поработает с образованием грамматических форм (единственное/множественное число, согласование, сравнительная степень, падежи) различных частей речи. (1 балл.)

Отдельно о восьмом задании

Его называют «дорогостоящим», так как за полный правильный ответ выпускник зарабатывает 5 баллов. Что нужно сделать? Правильно определить тип грамматических ошибок в предложениях правого столбика и соотнести их с категорией, указанной в левом столбце.

5 видов ошибок надо найти в 9 предложениях (скрин неполный).

За каждое верно классифицированное нарушение грамматики предложения дается 1 балл.

Задания с 9 по 15 – на знание орфограмм, с 16 по 21 – пунктуационных правил. Ответы на 22–26 вопросы покажут, насколько выпускник владеет навыками работы с текстом – разбирается ли в художественных тропах, умеет ли определять тип повествования и соотносить предложенные тезисы с содержанием анализируемого отрывка произведения. Задания № 16 и 26 тоже относятся к «дорогим», так как оцениваются в два и четыре балла соответственно.

4 балла за 26 задание можно заработать, если правильно определить все термины, которые должны соответствовать средствам выразительности, которые использованы в анализируемом тексте.

Это могут быть, например, фразеологизм, эпитет, метафора, парцелляция. За каждое правильно указанное соответствие выпускник получит по 1 баллу.

Шкала перевода (таблицы соответствия)

В таблицах нет точного проходного порога, так как во всех ВУЗах страны эта цифра рознится и может варьироваться из года в год. Вместо этого есть «зеленая зона» — это высокий результат, достигнув которого можно претендовать на бюджетное место в одном из университетов России. Но учтите, что для ТОПовых учебных заведений Москвы или Санкт-Петербурга, стоит стремиться к планке 95+.

Русский язык

Во всех смыслах основной для сдающих ЕГЭ 2020 будет шкала перевода баллов по предмету «русский язык», ведь это обязательный экзамен для всех выпускников.

Обратите внимание, что для ЕГЭ по русскому языку есть понятие минимума для получения документа об образовании. В 2020 году это 10 ПБ либо 22 ТБ

Математика

Для ЕГЭ 2020 по математике базового уровня не применяют привычную 100-бальную систему, но существует шкала перевода ТБ в 5-бальную:

ТБ

Оценка

0-6

2

7-11

3

12-16

4

17-20

5

Соответственно, для получения документа об образовании, экзаменуемому необходимо набрать минимум 7ПБ, что и будет соответствовать оценке «3».

Важно! Базовая математика не предоставляет права на поступление в ВУЗы технического направления, физико-математического профиля или специальности сферы IT!

Для профильного экзамена ФИПИ предлагает осуществление перевода согласно такой шкале:

Для получения аттестата 11-классникам необходимо набрать минимум 27 ТБ, что эквивалентно 6 правильным ответам на вопросы из 1-й части.

Обществознание

Обществознание традиционно лидирует среди предметов по выбору и выпускникам, которым предстоит сдавать ЕГЭ по этой дисциплине в 2020 году, пригодится такая шкала перевода баллов.

Минимальный порог сертификата по обществознанию в 2020 году – 42.

История

На этот предмет стоит обратить особое внимание, ведь существует вполне реальная перспектива того, что уже в следующем сезоне он станет обязательным на ГИА-11. В 2020 году в системе оценивания работ ЕГЭ по истории никаких изменений не произошло и актуальной будет такая шкала перевода:

Минимум по истории, который позволит получить сертификат (но не поступить в ВУЗ) – 32, что соответствует 9 правильным ответам на задания с кратким ответов первой тестовой части.

Физика

Перевод ПБ в результирующие, которые и будут занесены в сертификат, в 2020 году будут осуществлять по такой системе:

Самая низкая планка в этот раз – 36 из 100 возможных баллов.

Информатика

Для всех, кто желает связать свою жизнь с популярной сегодня сферой IT, полезно будет ознакомиться с таблицей соответствия для предмета «Информатика и ИКТ»:

Минимальный результат сертификата – 40 ТБ (или 6 первичных).

Химия

Желающим связать свою жизнь и химией или медициной, стоит как можно лучше готовится к испытаниям по данной дисциплине и ознакомиться с таблицей, которую ФИПИ предлагает для интерпретации результата.

Наименьший положительный результат сертификата в 2020 году – 36.

Биология

Шкала для биологии подобна таблице, разработанной для химии, так как у этих предметов одинаковый максимальный и минимальный порог первичных результатов.

Минимум – 36 ТБ в сертификате (или 16 первичных).

География

Таблица интерпретации результата для географии имеет вид:

Минимум 2020 года – 37 ТБ (11 правильных ответов на тесты с кратким ответом).

Литература

Особенность ЕГЭ по литературе в том, что вся работа подлежит экспертной проверке (не используется компьютеризированный метод). Перевод первичных баллов во вторичные на ЕГЭ 2020 проверяющие будут осуществлять по такой шкале.

Порог по предмету составляет 32 итоговых балла (или 15 тестовых).

Иностранные языки

В этом году выпускники смогут выбрать из 5 предметов:

  • английский;
  • французский;
  • немецкий;
  • испанский;
  • китайский.

Изменения в КИМах 2020 года произойдут только в китайском языке. В тоже время, система оценивания работ и сетка соответствия останется неизменной.

Для всех иностранных языков 1ПБ (первичный) = 1ТБ (тестовому), а минимальная планка зафиксирована на уровне 22 ТБ.

Баллы ЕГЭ и оценки

Хотя существует примерная шкала перевода баллов ЕГЭ в привычные всем учащимся оценки, начиная с 2009 года эта система не применяется.

Далее представлена таблица соотношения результатов.

Отказ от перевода в оценки вызван тем, что сумма баллов не влияет на показатель в аттестате. Она фиксируется в отдельном сертификате.

В случае, когда учащийся по одному из обязательных предметов набрал результат меньше минимального, ему не будет выдан ни сертификат, ни аттестат.

Если же это предмет из тех, что сдаются на добровольной основе, результат просто нигде не зачтется.

Если по результатам сдачи экзамена была получена неудовлетворительная оценка, как быть? Все зависит от того, по какому предмету.

  1. Если набранное количество баллов ниже минимального по математике или по русскому языку, можно пересдать экзамен в том же году в один из резервных дней.
  2. Когда неудовлетворительная оценка получена сразу по обоим предметам, пересдача возможна только на будущий год.
  3. Если не получилось набрать достаточно баллов по необязательному предмету, пересдать экзамен можно только в будущем году. Неудовлетворительный результат не отразится ни в одном документе. На самом деле все будет выглядеть так, будто выпускник этот экзамен вообще не сдавал.

В зависимости от предмета, пересдача возможна либо в том же году в резервные дни, либо в следующем.

Таким образом, если учащийся не сдал математику на базовом уровне, он может воспользоваться резервными днями.

А если низкая оценка получилась по результатам профильного уровня, пересдача будет возможна только через год.

Шкала перевода баллов из первичных в стобалльные

Самое загадочное в формате ЕГЭ — перевод первичных баллов во вторичные.

Шкалирование — это процедура перевода первичных баллов в тестовые. Сперва выставляется первичный балл — это сумма баллов за все правильно выполненные задания. Первичный балл переводится в тестовый (вторичный), который учитывается при поступлении в вуз.

Обычно это делается автоматически. Вместе с результатами экзамена, где указаны первичные баллы с отчетом о каждом задании (правильно/не правильно), приходят вторичные, уже переведенные в стобалльную систему. Но всегда ведь хочется знать заранее, сколько заданий нужно сделать, чтобы получить, например, 85 баллов по информатике.

Проще всего, пожалуй, с английским языком. Максимально за экзамен можно набрать 100 первичных баллов, которые автоматически превращаются во вторичные. С остальными экзаменами сложнее, потому что для каждого предмета устанавливается свое соответствие.

Кроме того, в каждом экзамене есть задания, за выполнение которых первичные баллы приносят больше вторичных.

Но узнать это заранее невозможно, так как каждый год производится индивидуальный расчет по каждому предмету на основе результатов работ всех выпускников, которые отсылаются в Москву и там анализируются.

Тем не менее, мы составили примерную таблицу перевода первичных баллов во вторичные на 2021.

Примечание: Чтобы попасть в топовые учебные заведения, такие как МГИМО или МГУ, даже ста баллов может не хватить. Поэтому будьте внимательны ко всему, что приносит дополнительные баллы — итоговому сочинению по литературе, олимпиадам, аттестату с отличием и т.д.

Для чего нужно шкалирование ЕГЭ

  1. Первая причина шкалирования — различный уровень сложности заданий. Было бы ошибкой давать равную оценку за ответ на базовый вопрос и за решение сложной задачи. Чтобы этого избежать, используются два приема – разная оценка за разные уровни сложности либо использование повышающего коэффициента. Коэффициенты эти варьируются в диапазоне от 1 до 6 и зависят от глубины знаний, нужных для решения задачи.
  2. Еще одной причиной введения шкалирования ЕГЭ стало то, что количество заданий даже по одному учебному предмету каждый год разное. При этом результаты тестирования, в соответствии с законом об образовании, действительны для поступления в вуз в течение 4 лет после сдачи экзаменов. Для того чтобы выпускники разных лет имели равные права при поступлении в вузы, нужна единая система. Именно ее и обеспечивает шкалирование.
  3. Третья причина введения перевода первичных результатов во вторичные – шкалирование позволяет сравнивать результаты по разным предметам. Первичные оценки по разным предметам сильно отличаются, например, по русскому языку это может быть 58, а по математике только 30. Вторичные баллы позволяют сопоставлять знания ученика по разным предметам, что может быть учтено при поступлении.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector