Чем функции муллы отличаются от деятельности православного священника
Содержание:
- Основное правило
- Осёл и лошадь = мул, конь и ослица = ? Почему и какая разница ?
- Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату
- Лучшее от лошади и осла
- Что делает имам?
- Х
- Шейх
- На поминки зовут всю родню
- Характер и образ жизни
- Знаменитые имамы и муфтии
- Отрицательный оттенок
- Комментарий имама
- Мулы сегодня
- Мусульманские поминки по шариату
- Рецепт:
- Суфийские ранги
- Д
Основное правило
В прошлом мулла был единственным в сельской местности, кто умел читать и писать, и, следовательно, был важным связующим звеном в обществе. Вплоть до 20 века этот термин использовался для низших священнослужителей, чья компетенция заключалась в том, чтобы рассказывать страстные истории об Ашуре, а не обучать или издавать исламские юридические заключения. Сегодня термин «мулла» включает всех шиитских священнослужителей , а также лидеров молитв, пятничных проповедников и студентов (талибов). Важные религиозные правоведы, получившие богословское образование, также известны как мудштахид . Их религиозные титулы делятся на:
- Сагатолеслам , также Сагхат-ол-ислам (доверенное лицо ислама),
- Ходсхатолеслам , также Ходжат-ол-ислам (доказательство ислама),
- Hodschatoleslam val muslimin, также Hodjat-ol-islam val muslemin (доказательство ислама и мусульман),
- Аятолла (знак Бога),
- Аятолла аль-Озма или Великий аятолла (величайший знак Бога) и
- Mardschaʿ-e Taghlid (абсолютный авторитет / источник подражания), высший титул шиитского духовенства. Совсем недавно он нашел всеобщее признание в лице аятоллы аль-Озмы Борудшерди († 1961).
Осёл и лошадь = мул, конь и ослица = ? Почему и какая разница ?
С конем не получится… тока с Жеребцом….))))))) Лошак (Equus asinus asinus × Equus ferus caballus, англ. Hinny) — гибрид жеребца и ослицы. За исключением головы с короткими ушами (хотя при этом уши всёже длиннее чем у лошадей) внешне лошак мало чем отличается от осла, разве что голос его звучит несколько иначе. Лошаков разводят в странах Средиземноморья и в Азии. Однако, так как они уступают мулам по работоспособности и выносливости, встречаются гораздо реже, чем мулы. В прошлом лошаков как рабочих животных использовала беднейшая часть населения Южной Европы, особенно Испании и Италии. Разводили их и в Америке. В середине 30-х годов в странах Пиренейского полуострова было свыше 2,5 млн. лошаков, в Италии — около 1,5 млн., в Бразилии — 2,7 млн. и в США — почти 5 млн. В Китае от скрещивания крупных шандунских ослиц с жеребцами получают крупных лошаков, более сильных, чем китайские мулы. Хозяйственного значения лошаки почти не имеют (за исключением разводимых в Китае). Лошаки бывают разных размеров. Это потому, что ослы тоже бывают разных размеров, от 61 см. до 152 см. в холке. Таким образом размер лошака ограничивается размером крупнейшей породы осла. Размер мулов же наоборот, зависит от размера самой высокой породы лошадей. Есть некоторые очень большие мулы от бельгийских пород лошадей. Лошаков трудно получить из-за различий в количестве хромосом лошади и осла. Ослы имеют 62 хромосом, в то время как лошади 64. Лошаки, будучи гибридом этих двух видов, имеют 63 хромосом и являются стерильными. Нечётное число хромосом приводит к неполной репродукции. Лошадиные гибриды легче получить, когда меньшее количество хромосом находится у самца. Поэтому селекции лошаков реже получаются удачными, чем селекции мулов. Самцы лошака бесплодны всегда, самки — в большинстве случаев. Самцов лошаков как правило кастрируют, чтобы помочь контролировать свое поведение, и устраняя их интерес к самкам. Лошак может и будет спариваться, но полученный приплод будет стерильным. Самки мулов изредка могуть производить потомство как от жеребца так и от осла, но бывает это крайне редко. С 1527 года было зарегистрировано около шестидесяти таких случаев во всём мире. В отличие от этого есть только один известный случай потомства от самки лошака. Это случилось в Китае в 1981 году, кобыла лошака оказалась беременной от осла и родила жеребёнка, внешнего похожего на что то среднее между мулом и ослом. Лошак — менее удачный вариант, чем мул, поэтому лошаков почти перестали разводить. Есть и другие причины редкости лошаков. Ослицы и жеребцы являются более разборчивы в партнёрах, чем кобыл и ослы. Поэтому часто отказываются спариваться. Разведение больших лошаков является еще более сложной задачей. ПЛЮС ПОЛУЧИТСЯ ЛОШАК Лошак является межвидовым гибридом, ….
Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату
По правилам Шариата траурными являются только первые 3 дня с момента смерти, но не 7, 40 или 52. Отмечать их не рекомендуется. Ранее считалось, что дома у покойного родственники не должны вкушать пищу в течение 3 дней, но это несколько преувеличенное требование, основанное на необходимости больше молиться. Другие правила:
- приглашают всех родных, которые должны обязательно приходить на подобные мероприятия, отказ возможен в крайних случаях;
- пока не пришел имам, Коран читает самый старший мужчина среди членов семьи;
- женщины и мужчины собираются в разных помещениях;
- во время поминальной трапезы нельзя разговаривать.
Нужно помнить, что правилами Шариата не предусмотрено поминовение посредством трапезы. Правила об этом отсутствуют, как нет и запрета на совершение подобных действий. Но современные мусульмане все чаще выступают за проведение поминок.
Поминальный стол
Поминальная трапеза у мусульман
На стол ставят те же блюда, что готовятся дома каждый день. Не приветствуется собирать богатую трапезу. Поминают простой пищей. Отсутствие денег у покойного не является препятствием к проведению поминальной трапезы, т. к. мусульманство запрещает устраивать поминки на средства, принадлежащие умершему.
Правило разделения пришедших по половому признаку действует не всегда. Когда нет возможности предоставить отдельные помещения, помянуть могут только мужчины
Если интересно, как проходят поминки у мусульман, важно запомнить, что постепенно жесткие правила смягчились. И вот уже сегодня есть прецеденты: жена и муж могут находиться в одном помещении на поминках
Это следствие постепенного устаревания традиций.
Лучшее от лошади и осла
Мул — это результат скрещивания осла и кобылы. Эти животные весьма распространены В Южной Америке и Северной Африке, Азии. И уважают их не зря. Ведь в них сочетается работоспособность осла и рост лошади.
Мул — результат скрещивания лошади и осла
Мулы перенимают черты и характеристики обоих родителей. Они крупные, как кобылы, и могут довольно быстро передвигаться. От отца-осла им достаются выносливость и работоспособность. В большинстве случаев мулы крупнее своих родителей. В частности, на размеры влияет мать. Поэтому для получения крупного потомства отбирают самых высоких лошадей. Для мулов характерен обратный диморфизм. Так, представители женской линии крупнее, чем мужской.
Вьючный мул
Различают два типа мулов — вьючный (используется для перевозки грузов, упакованных во вьюки) и упряжной (эксплуатируются как гужевой транспорт). Также этих животных классифицируют как горно-вьючных и упряжно-вьючных.
Упряжные мулы
Тяговое усилие одного животного составляет до 20% собственного веса. При этом ученые не нашли подтверждений тому, что мулы обладают тяговой силой на 25% больше лошадиной, как иногда указывается в источниках.
Таблица 1. Росто-весовые характеристики основных видов мулов
| Вид | Рост в холке, м | Вес, кг |
| Вьючный мул | 1,1–1,4 | 300–400 |
| Упряжный мул | До 1,6 | 400–600 |
Мулы — животные-долгожители: не редкость 40-летние особи. При этом работоспособность они сохраняют до 30 лет. Это вдвое больше, чем продолжительность жизни лошади.
Это интересно. В 2012 году в России появился уникальный мул Патриция. Ее отец — осел, а мама — шетлендский пони Принцесса. Она предпочла «безродного» жениха элитному пони Гаврюше с немецкими корнями.
Мул Патриция
Видео — На что способен мул
От «союза» ослицы и самца лошади получают лошака. От мула он отличается меньшим ростом. Форму бедер, строение хвоста, голос он унаследует от лошади. Но хозяйственного значения гибридное животное почти не имеет, поскольку отстают от мулов в силе и выносливости. Ранее их использовало бедное население Южной Европы.
Исключение по хозяйственному применению составляют гибриды, которые выводятся в Китае. Там скрещивают шаньдунских ослиц с жеребцами. В результате такой селекционной работы удается получать крупных лошаков.
Лошак
Плюсы осла и лошади
Осел обладает следующими ценными качествами, которые передает гибридному потомству:
- выносливость больше, чем у лошади, с учетом разницы в размерах;
- прочность копыт, которые не нужно подковывать;
- неприхотливость в пище;
- способность преодолевать узкие горные тропинки;
- приспособленность к высоким температурам.
Осел — выносливое, но упрямое животное
От лошади гибрид наследует скорость. Установлено, что от случки с ослом получаются наиболее грузоподъемные и сильные животные. При этом они обладают более уверенным шагом, потому их чаще лошадей выбирают для передвижения в гористой местности.
В целом этих домашних животных допускают до тех же дисциплин, в которых занята лошадь (в упряжи, под седлом, на выездке). Вместе с тем им не под силу преодолевать высокие физические преграды. Мулов широко используют для езды. Лучшие особи передвигаются мягкой иноходью, развивая скорость до 12 км/ч.
Мул унаследует от матери скорость
Что делает имам?
Согласно учебнику мусульманского богослова из Казани Рамиля Камиловича Адыгамова «Основы проповеди и обязанности имама», главное, чем должен заниматься священнослужитель в исламе – это проповедовать учение пророка Магомета, доносить до прихожан неискаженный текст Корана и уметь его толковать.
Второе, что требуется от имама – это организация работы молельного дома. Например, проведение ежедневной пятикратной молитвы мусульман, организация праздничных и пятничных молитв, проведение обрядов имянаречения младенца, бракосочетаний и разводов, а так же обрядов, связанных с погребением умерших.
Существует также необходимость разъяснять прихожанам, как следует себя вести согласно правилам, принятым в исламском обществе – как одеваться, как стричься, что говорить и как поступать.
Кроме этого, на современном мулле лежат обязанности создания библиотеки и подписка прихожан на периодику, по возможности создание при мечети медресе для начального обучения желающих и другие, по большей части, светские вещи, например, оплата услуг ЖКХ и ведение банковского счета.
Х
- Хадис — в переводе с арабского означает «сообщение». Исламский термин, использующийся для обозначения рассказа, в котором содержатся слова о Пророке Мухаммаде ﷺ, который описывает его деяния, жизнеописание. Хадисы могут быть слабыми, хорошими, выдуманными, достоверными.
- Хадис Кудси — в переводе с арабского – «святой хадис». Такой хадис, который содержит непосредственно слова Аллаха, которые не вошли в Коран.
- Халяль — в переводе с арабского – «разрешённый». Слово, обозначающее разрешенное или законное действие.
- Ханиф — в переводе с арабского — «единобожник», тот кто поклоняется Одному Богу, последователь религии Ибрахима (Авраама), ханифами были все пророки и посланники, Пророк Мухаммад ﷺ также исповедовал ханифизм до того, как началась его пророческая миссия. Религия Ислам — также относится к религии Единобожия — Ханифия.
- Харам — исламский термин, означающий действие запрещенное или незаконное.
- Хатиб — имам-хатыб – имам, который произносит пятничную проповедь хутбу.
- Ха́физ — в переводе с арабского «хранитель». Так именуют людей, которые знают наизусть Коран, а также ученых-мухаддисов, которые знают наизусть более ста тысяч хадисов.
- Хиджра — этим словом называют переселение мусульман в Медину из Мекки, которое вынужденно состоялось в 622 году, ставшее ново вехой в исламской истории, и с Хиджры начинается мусульманское летоисчисление – со дня, когда состоялось переселение Пророка Мухаммада ﷺ, то есть с 15-16 июля 622 года.
- Хукм — различные виды религиозных предписаний, в том числе необходимые, обязательные, желательные, нейтральные, необязательные, разрешенные, запрещенные, нежелательные.
Шейх
Основная статья: Шейх
Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ) — почётное название видного богослова в Исламе.
Другие значения:
- Духовный наставник, ишан, глава тариката.
- Учитель, руководитель религиозной группы.
- Руководитель группы паломников, совершающих зиярет к святому месту, организующий ритуал.
- Человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам совершить зиярет.
- Вождь племени арабов на Аравийском полуострове.
- Любой человек, являющийся Эмиром именуется Шейхом.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Согласно пророку Мухаммеду с.а.в, обычай вспоминать родных называется Сунной, и он не является обязательным, хотя на официальном уровне никаких запретов нет.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Характер и образ жизни
Положительные черты характера мул перенял от своей прародительницы. Ему не свойственно упрямство осла, напротив, мул — очень умное животное, не терпящее жестокого обращения. За ним не нужен постоянный уход и кормление.
По соотношению затраты на содержание/объём выполняемой работы выгоднее всего купить мула. Животное имеет лишь незначительный недостаток, который заключается в неспособности преодолевать высокие препятствия, однако это компенсируется чрезвычайной работоспособностью и выносливостью.
На фото вьючный мул
Эти качества издавна ценились в этих трудолюбивых животных, поэтому еще в Средневековья на них передвигались дворяне и священнослужители. Позднее, мулов начали разводить в странах Латинской Америки: мексиканцы использовали их для перевозки грузов, испанцы — для работы на плантациях.
В военное время они широко использовались в перевозке артиллерийских снарядов, раненых и провианта. Выращивание мулов распространено в ряде стран Европы и Азии еще с давних времен. В период капитализма их постепенно начали завозить в Северную Америку и Северную Африку.
На территории постсоветского пространства муловодство сосредоточено в странах Закавказья — Армении, Азербайджане и Грузии, а также в центральноазиатском регионе. Мулов используют для выполнения сельскохозяйственных работ. Они приживаются в горных и предгорных районах субтропической зоны.
Вьючный мул с 150 килограммовым грузом за час может проходить 4-5 километров. Работой на регулярной основе их начинают загружать с 3 лет. Спустя год, мул уже способен выдержать тяжелые физические нагрузки.
Знаменитые имамы и муфтии
В период возникновения ислама функции имама исполнял сам Пророк Мухаммад.
Самый известный имам современности — иранец, глава Исламской Республики с 1979 г. Хомейни Рухолла ибн Мустафа Мусави (1900-1989 гг.), которого чаще называли аятолла Хомейни. В 1979 году он был предводителем народного восстания против Пехлеви, в результате которого шах Реза был свергнут.
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.Верховный Муфтий России — Талгат Таджуддин, Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Председатель ЦДУМ России
ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО – условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В отличие от других мировых религий в исламе нет особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью, как нет и института церкви, служащего посредником между верующими и Богом (лишь в шиитском (см. Шииты) исламе признается особая связь «людей веры» с Божеством и имеется более четкая иерархия служителей культа – см. Аятолла). Поэтому среди мусульман теоретически любой совершеннолетний мужчина, обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан (как, например, рукоположение у христианских священнослужителей), не приобретая при этом никаких социальных привилегий. В отечественной исламоведческой литературе духовенство в мире ислама определяется как «социальный слой, в функции которого входят сохранение религиозного знания и осуществление религиозного и морального руководства общиной единоверцев». Зачастую термином «исламское духовенство» обозначаются улама (улемы; от араб. алим – «знающий», «ученый») – знатоки богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама. В понятие «улама» включают как теоретиков, занимающихся разработкой вопросов богословия (улемы, муджтахид) и мусульманского права (факих), так и практических деятелей, специализирующихся на религиозно-общественных функциях – отправлении культа (мулла, муэдзин), судопроизводства на основе шариата (кади), духовном руководстве общиной (имам), орденов и братств (шейх, ишан), традиционном образовании (преподаватели мектебов, медресе и т.д.). В Арабском халифате и последовавших за ним средневековых мусульманских государствах улама не обрели четких организационных форм и строгой субординации, подразделяясь на многочисленные группировки сообразно принадлежности к различным направлениям ислама, общинам и богословско-правовым школам, а также профессиональным занятиям и месту проживания. Корпоративный дух улама получил развитие лишь в пределах крупных мусульманских империй – Османского государства и державы Сафавидов. Здесь в XVI–XVIII вв. при поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал ад-дин), тесно взаимодействующий с государственным аппаратом, и сравнительно строгая иерархия официальных духовных руководителей массы верующих, наиболее заметная в шиитской среде (Иран) и в ряде суфийских братств (см. Суфизм). Руководители орденов и братств некоторых сектантских общин нередко воспринимаются массовым сознанием верующих как выразители интересов и чаяний широких народных масс. См. также Имам, Мулла, Муэдзин, Муджтахид, Ишан, Кади, Муфтий, Шейх-уль-ислам.
Отрицательный оттенок
Еще в середине 17 века индийский принц Великих Моголов Дара Шико в своей работе « критически о догматическом сужении религиозной практики со стороны «муллов», и примерно в 1900 году был упомянут Мухаммед Абдулла Хасан. to по-английски как «безумный мулла». 1979 год, когда произошла исламская революция и свержение в Иране , недавно подкрепленное иранской ядерной программой , выражение «сумасшедшие муллы» или «режим муллы» используется в западных СМИ для обозначения политической системы Ирана . Однако количество мулл, действующих в системе правления Ирана, относительно невелико. В Иране слово мулла также используется светскими иранцами для обесценивания духовенства. Выражение Achund ( перс. آخوند, DMG āḫūnd ) вместо муллы .
Комментарий имама
Аляутдинов Зиннур Рамильевич Имам Об умерших нужно вспоминать как можно чаще – читать молитву. Это позволит душе очиститься, получить прощение за некоторые грехи. Введение правила поминания по определенным дням – традиция, которая возникла, как следствие влияния иноверских обычаев, но пока Шариат не запрещает его. Однако, возможно, со временем будет введен запрет на подобные действия, т. к. изначально, согласно Иману, верующие не устраивали поминок. Пока такие действия не считаются нарушением основ религии. Кроме того, они проводятся с уважением к покойному, родным умершего, Аллаху. Но отсутствие традиции поминания еще не значит, что ее нужно ввести на официальном уровне.
Мулы сегодня
К сожалению, современность утратила нужду и популярность таких животных, как мулы. Многие даже не подозревают, насколько бесценны гибридные животные в науке и жизнедеятельности человека. Из-за того, что ручной труд заменился машинным, инновационные технологии облегчили быт и трудовую деятельность человечества, нужда и значимость мулов резко упала.
Численность животных демонстрирует неутешительную статистику — количество поголовья сокращается. Так как нет хозяйственной нужды в мулах сегодня, редко можно встретить частных и государственных заводов, занимающихся разведение мулов.
Спаривание ослов для многих фермеров – процесс не слишком изученный, так как в России ослов разводят довольно редко. В основном это связано с отсутствием потребности в таких животных и суровым климатом некоторых регионов. Кроме того, численность поголовья увеличивается благодаря естественному размножению — в условиях дикой природы, за такой процесс отвечают инстинкты.
Однако, на юге нашей страны разведение ослов довольно популярно, и знать некоторые нюансы процесса фермеры должны. В первую очередь, чтобы не допустить близкородственных скрещиваний, человеку предстоит контролировать спаривание особей. Сегодня мы и поговорим об этом.
Содержание пошаговой инструкции:
Мусульманские поминки по шариату
В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.
По шариату, делается это согласно следующим правилам:
- Когда умер близкий человек 3 дня нельзя употреблять пищу. В эти дни молятся о почившем, чтобы облегчить его посмертную участь.
- Собираются все родственники, отсутствие считается позором.
- Приглашают имама, который прочтет молитву (дуа). Еще одним правилом является чтение Корана. На похоронах это делает имам, а в последующие дни, близкие умершего. Они собираются у кого-то дома, и молятся. Первой читается сура «Ясин», которая помогает в тяжелых жизненных обстоятельствах.
- Принято подавать блюда, которые готовятся ежедневно. Роскошные яства — харам, то есть грех.
- Похороны и поминки у мусульман для женщин и мужчин проходят отдельно, они сидят за разными столами, а часто и в разных помещениях.
- Запрещено громко разговаривать, пришедшие не должны смеяться, шутить и вести себя вызывающе.
- По окончанию возносятся молитвы о душе покойного, соседям раздают еду с просьбой помянуть умершего.
- Трапезу по усопшему не организовывают на заемные средства или на деньги умершего.
Рецепт:
- 60 мл темного рома
- 100 мл имбирного эля
- Долька лимона или лайма
В охлажденный бокал засыпать лед, налить имбирный эль, сверху долить темный ром (за счет плотности он будет слоем лежать на эле), сверху украсить долькой лайма.
Простой и минималистичный рецепт — часть концепции коктейля, но и тут есть несколько признанных твистов: Light‘n’Stormy (со светлым ромом вместо темного), Ginger Bush (бурбон вместо рома), Turbo Dark N’ Stormy (имбирное вино вместо эля), Turbo Dark N’ Stormy (вместо имбирного эля используется имбирное вино), Cider’n stormy (добавляется сидр).Cider’n stormy — добавляется яблочный сидр.
Суфийские ранги
В суфизме существуют следующие ранги:
- Абдал (араб. — «заменяющий») — ранг суфийской иерархии (авлия).
- Абрар (араб. — «исполняющий обеты») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Автад (араб. — «колья») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Ариф (араб. عارف — «познавший») — обладатель мистического знания, мистик.
- Ахйар (араб. — «самые лучшие») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Ашик (араб. — «влюбленный») — возлюбивший Бога, суфий.
- Баба (тюрк.) — религиозный бродячий проповедник; старец-наставник, глава обители турецкого ордена.
- Вали (араб. ولي — «друг») (мн. ч. авлия) — близко стоящий к Богу, святой, который может обладать сверхъестественными способностями (караматами).; «друг Бога».
- Дервиш перс. درویش — бедняк, нищий) — термин, обозначающий членство в мистическом братстве (тарикат).
- Кутб (араб. قطب — «ось», «полюс», «точка опоры») — ранг суфийской духовной иерархии. Глава суфийского братства, «мастер».
- Мавла, мола, мевла (тюрк.) — господин, покровитель; мавлана — «наш господин», титул Джалаладдина Руми.
- Мурид араб. مريد — суфийский ученик, послушник.
- Муршид (араб. مرشد — руководитель) — в суфизме руководитель тариката, наставник, учитель.
- Нуджаба (араб. — «превосходящие») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Нукаба (араб. — «предводители») — ранг суфийской иерархии (авлийа).
- Пир (перс. (پیر — старец) — старец, название руководителя суфиев в Иране и Индии.
- Устаз (араб. أستاذ — учитель) — в суфизме руководитель тариката.
- Факир (араб. فقیر — бедняк), мн.ч. фукара — бедный, нуждающийся в божьей милости. Синоним дервиша и суфия.
- Халифа (араб. خليفة — «преемник», «заместитель») — заместитель шейха суфийского братства.
- Шахид (араб. شهيد — «свидетель») — возлюбленный; свидетельствующий Бога.
- Шейх (араб. شيخ —)мн.ч.- шуюх, — руководитель суфийской общины; духовный наставник; тот, кто имеет право посвящать в орден.
Д
- Даават — в дословном переводе — «призыв». Дааватом называют прозелитизм, приглашение или призыв в Ислам, к Исламу.
- Джазакаллаху хайран — с араб. — благодарное пожелание «Да вознаградит тебя Аллах благом». Это выражение используется в знак благодарности кому-то за оказание помощи или совершенное доброе дело.
- Джамаат — название в совокупности группы людей или общины, а также общества или коллектива.
- Джамаат намаз — намаз, совершаемый в джамаате, то есть коллективно.
- Джаннат — с араб. — «сады, сад». Используется для названия райского сада, куда попадут после Судного дня или киямата праведники и употребляется наряду с такими синонимами как аль-фирдаус, ‘иллиюн и ан-на‘им, чаще употребляется в значении «рай». С ним связано несколько устойчивых словосочетаний: джаннат ан-на‘им (сады благодати), джаннат ‘адн (эдемские сады), джаннат аль-фирдаус (райские сады), джаннат аль-хульд (сад вечности), джаннат аль-ма’ва (сады пристанища) и джаннатун ‘алия (сад возвышенный).
- Джанаба — с араб. — «осквернение». В исламской терминологии используется для обозначения ритуальной нечистоты, состояния полового осквернения, наступающего после поллюции в состоянии сна или после полового акта, а также при менструальном или послеродовом кровотечении. Состояние джанабы требует большого очищения, гусля.
- Джибриль — с араб. — «могущество Бога» или «человек Бога». Используется для обозначения ангела, который отвечает за передачу сообщения откровений Аллаха его пророкам.
- Джизья — в дословном переводе — «дань». Подушный налог, который взимается с немусульманских взрослых мужчин, которые проживают на территории мусульманского государства. Тот, кто платит джизью, освобождается от службы в армии.
- Джинн — творения, которых Всевышний создал из огня. Невидимые разумные сущности, которые живут параллельно с людьми. Этим существам Богом был дарован разум, свобода выбора, поэтому среди джиннов могут быть и мусульмане, которые уверовали и покорились Единому Богу, и неверующие, ослушавшиеся и возгордившиеся – шайтаны.
- Джихад — с араб. — «усилие», «усердие». Используется для обозначения борьбы за веру, усердия и приложения искренних усилий для совершения благих дел. Также означает борьбу с нафсом, противостояние несправедливому правителю с помощью сказанного слова истины, в том числе и вооруженное противостояние агрессору и угнетателю.
- Джума — используется как часть терминов для обозначения пятницы и отношения к пятничной молитве: пятничная молитва — «джума намаз», «мечеть для пятничной молитвы» — «джума мечеть».
- Духа — в переводе — «утро». Используется для обозначения утреннего времени, в которое совершается утренний намаз, являющийся необязательным.
- Джуз — с араб. — «доля» или «часть». Используется для обозначения одной из тридцати частей Корана.
- Дуа или дога – означает молитву, мольбу к Богу.
- Дунья — этап жизни человека, проведенный на земле, в материальном мире.