Какие бывают методы исследования в курсовой работе
Содержание:
- Заключение: как же правильно писать введение в курсовой?
- Практические средства
- Как оформить методы исследования в курсовой
- Как оформить методы исследования в курсовой
- Теоретические способы
- Структурные элементы курсовой работы: описание
- Другая методология
- Теоретические способы
- Оформление практической части курсовой: план работы
- Другая методология
- Что такое теоретические методы исследования
- Количественные исследования
- Структура и основные компоненты
- Частные научные методы исследования в дипломе
Заключение: как же правильно писать введение в курсовой?
Грамотно написанное введение к курсовой — результат долгой подготовки
Теперь вы знаете, как красиво начать введение в курсовую работу, как выстраивать структурные части и оформлять с учётом требований ГОСТа. Осталось лишь запомнить ещё несколько полезных советов специалистов:
- Пишите введение перед тем, как формировать основной текст курсовой, а не наоборот. Это позволит использовать вводную часть как компас, выстроить логичную и полную картинку, что сильно облегчит работу.
- Начинайте каждый пункт введения с нового абзаца. Оформляйте их в логической последовательности. Например, если предыдущий абзац начинался со слов: «Актуальность данного исследования заключается в том, что…», то следующий абзац лучше продолжить фразой: «Помимо актуальности данной темы следует рассмотреть цель и проблематику этого исследования».
- Помните о необходимости использовать ссылки на высказывания и труды известных авторов, которые в своё время уже изучали указанную вами проблему. НО! Вместе с этим желательно, чтобы работа содержала что-то новое. Ведь всегда остаются какие-то спорные моменты, которые не удалось в полной мере решить даже именитым исследователям. А вы можете попробовать найти такое решение в своём проекте.
- Формулируйте научные методы, которые вы используете в проводимых исследованиях на выбранную тематику. Именно этот пункт вызывает определённые сложности у большинства студентов. К сожалению, не существует единого набора, который бы универсально подходил для всех курсовых. Но обычно большинство таких методологий совпадает: метод анализа и синтеза, обобщения и сравнения, анкетирования, метод классификации, расчётный метод.
- Делайте акцент на практической значимости своего исследования. Для этого студенту придётся хорошенько подумать, чтобы отразить, в каких областях (хотя бы ориентировочно) можно использовать достигнутые результаты, выводы, рекомендации и наблюдения. Этот пункт будет свидетельствовать о вашей блестящей подготовке и бесспорной компетентности.
Если грамотно разобраться в рекомендациях по написанию введения в курсовой работе, изучить правила оформления и советы специалистов, не составит никакого труда справиться с работой. А если всё же нет времени писать курсовую самостоятельно, вы всегда можете обратиться в студенческий сервис, где специалисты быстро и в срок справятся с любой работой.
Практические средства
Эмпирические методы применяют в экспериментальной части исследовательской деятельности. Они исследуют практику и её результаты. На основании полученной информации и теоретических средств делают умозаключения.
Известные практические способы:
- Эксперимент. Самый действенный приём выступает главной составляющей для серьёзной научной деятельности. С его помощью исследователь вмешивается в настоящие условия действия и возникновения явлений. Главные принципы эксперимента — повторяемость и доказательность. Для опытов создают определённые условия. Этот метод наглядно демонстрирует и открывает то или иное свойство предмета. Действия во время проводимого эксперимента должны иметь возможность повторяться.
- Наблюдение. Это средство применяется при любом научном познании и выступает ключевым исследовательским методом. Наблюдателю необходимо смотреть за нужным объектом и фиксировать все важные для работы нюансы.
- Измерение. С помощью этого метода фиксируются любые физические параметры объекта (длина, ширина, вес, рост, объём). Полученные результаты выражаются в численных показателях и единицах измерения.
- Моделирование. Модель представляет собой уменьшенную и структурированную копию или имитацию изучаемого объекта. Предметное моделирование предполагает исследование отдельной части аспекта. При знаковом способе используются чертежи, схемы, формулы. Третий вид заключается в мысленных процессах или операциях, проводимых на компьютере.
- Интервью. Сущность метода — личный разговор с человеком, который может донести нужную информацию. Индивидуум может выступать объектом исследования. Интервью отличается регламентированным характером. Во время разговора человек отвечает на вопросы. Интервьюер заранее их формулирует, чтобы без задержек получать необходимые ответы.
- Беседа. Приём напоминает интервью, но он обладает более непринуждённым характером. Во время беседы интервьюер может задавать спонтанные вопросы и озвучивать своё мнение.
- Анкетирование, опросы. Методы охватывают большую группу людей. Оба способа включают заранее составленные вопросы, которые иногда задаются с несколькими готовыми вариантами ответов. Но есть между этими методами и отличия. Анкетирование для респондентов проводится только в письменной или компьютерной версии, а опрос может быть и в устной форме.
Как оформить методы исследования в курсовой
Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его целей и задач. Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.
Методы исследования указываются во введении к курсовой. Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.
Образец оформления
Пример № 1. История.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.
Пример № 2. Право.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.
Пример № 3. Психология.
Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».
Как оформить методы исследования в курсовой
Методологическая основа прописывается во введении к курсовой работе и оформляется по тем же правилам, что и весь текст. В одних случаях допустимо только перечислить способы работы с материалом, в других их придется расшифровать и обосновать. В любом случае этот смысловой блок занимает небольшой объем, 1-3 абзаца.
Иное дело — оформление материала, полученного тем или иным методом, а также хода работы, то есть по сути всей основной части курсового проекта. Здесь нужно руководствоваться государственными стандартами, актуальными на 2021 год. Главный из них ГОСТ 7.32 — 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
В этом документе указано, как следует делать ссылки, сноски, оформлять таблицы, графики, иллюстрации, что можно вынести в приложение (например, анкеты и таблицы измерений).
Теоретические способы
К таким приёмам относятся общие техники научного познания. Они представляют собой логико-познавательный аппарат, который используется наукой ещё с античных времён.
Теоретические методы написания курсовой работы:
- Абстрагирование. При этом способе конкретизируется отдельное свойство объекта или предмета, который изучается в рамках проекта. Другие характеристики и свойства исключаются. Абстрагирование применяется в гуманитарных науках.
- Аналогия. К исследуемому предмету подбирают подобный ему по характеристикам и свойствам объект. На основе знаний о рассматриваемых аспектах делаются выводы. Такой приём эффективен, но не даёт стопроцентного результата. Аналогию применяют, когда исследуемый объект сложно изучать непосредственно.
- Классификация. Самый простой, но эффективный способ применяется в исследовательской деятельности. Его суть заключается в разделении и структуризации объектов на группы по сходным признакам, например, по хронологии, стилю, геополитической принадлежности и т. д. В курсовой может использоваться любая классификация, которая кажется самой точной и удобной.
- Обобщение. Метод используется, когда необходимо объединить несколько объектов и предметов в более крупную группу по сходным признакам, чтобы выявить общие особенности.
- Сравнительный анализ. Теоретический способ исследования заключается в сопоставлении двух или более предметов, между которыми выявляют сходства и различия. Анализ применяют, если необходимо сравнить стили художников, характеристики товаров, методы управления.
- Синтез. Этот способ группирует выявленные свойства и характеристики предмета в единое целое. Синтез применяется в сочетании с анализированием.
Этот приём помогает определить, какие труды принесли дополнительные знания, а какие ещё следует изучить. Чем больше имеется работ на конкретную тему, тем более исследованным считают предмет или явление. Такой же принцип предполагает метод изучения документации и архивов.
Структурные элементы курсовой работы: описание
Мы разобрали краткое описание структуры курсовой работы. А сейчас давайте подробнее рассмотрим каждый из основных элементов состава курсовой. Это позволит понять, как строится структура исследования в курсовой работе, прежде чем перейти к изучению примера.
Титульный лист
Порядок в курсовой работе всегда начинается с титульного листа. На нём указывают все исходящие данные:
- название учебного заведения;
- наименование государственной структуры, к которой относится вуз;
- тему курсовой работы;
- наименование кафедры;
- наименование дисциплины, по которой выполняется работа;
- ФИО студента и куратора;
- город и год.
О том, как оформить титульник правильно, читайте в отдельной статье.
Стоит помнить, что не все вузы относятся к Министерству образования и науки РФ. Так, например, медицинские университеты подчиняются Министерству здравоохранения. Чтобы не перепутать, всегда уточняйте эту информацию у научного руководителя.
Что писать в структуре курсовой работы? В ней точно должно присутствовать содержание, или оглавление. Хотя эта часть считается вспомогательной, без неё не может обойтись ни одна курсовая или дипломная работа. Это список разделов с указанием страниц, на которых они находятся. Мы рекомендуем делать автооглавление, чтобы сэкономить время и не путаться в номерах страниц. И помните, что все составляющие курсовой работы, которые вы указываете в содержании, пишутся с заглавной буквы.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Введение
Во введении студент рассказывает о том, чему работа посвящена, указывает цель, задачи, объект и предмет исследования
Кстати, объект и предмет важно не путать! Поэтому стоит изучить значение каждого определения, перед тем, как писать работу
Во введении также важно объяснить, почему выбранная тема актуальна и в чём её новизна. А также рассказать, какие методы исследования студент использовал в своей работе
Основная часть, главы и разделы в курсовой
Ни одно построение курсовой работы не может обойтись без основной части. А она в свою очередь состоит из двух глав:
- теоретической;
- практической.
В теоретической части описывается теория по заданной теме, перечисляются все необходимые знания, которые есть в открытых источниках. А в практической говорится о том, как с помощью этой теории решалась какая-то конкретная задача.
В конце каждой главы студент должен обобщить всё вышеизложенное и сделать краткий вывод.
Бывают и исключительно реферативные курсовые работы, без практической части. Но это более редкий случай.
Заключение
В заключительной части курсовой работы вспоминаем цели и задачи, поставленные во введении, и делаем отдельные выводы по главам. В конце необходимо подвести общий итог по всей работе и честно себе ответить: удалось ли выполнить поставленные задачи, какая у работы теоретическая и практическая значимость.
Итоговое заключение отличается от выводов в основной части своей глубиной. А в теоретическом и практическом разделах студент просто делает обобщения.
Лайфхак: если результаты работы не совпадают с поставленными целями, можно использовать метод подгона и переформулировать цели уже постфактум, после выводов.
Список литературы
Чуть не забыли. Когда вы пишете курсовую, нужно пользоваться литературой! И не только пользоваться, но ещё и помечать по тексту, что и откуда взято. Именно так в курсовой появляются ссылки и сноски. В конце вся литература в определённом порядке указывается в списке использованных источников. И только попробуйте забыть про этот список, без него преподаватель даже не посмотрит на вашу работу.
Чтобы хорошо написать курсовую, надо изучить много литературных источников
Для такого типа работ, как курсовые, библиографический список должен включать не менее 15 источников. А лучше 20 или 25.
Другая методология
Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.
Гуманитарные методологии
- Историческая — описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
- Герменевтическая — исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
- Феноменологическая — трактует исторические факты культуры с точки зрения их явности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
- Историко-психологическая — изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
- Культурный символизм и постструктурализм — эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.
Социально-научные методологии
- Эволюционизм — исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
- Циклические и волновые модели культурной динамики — описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
- Структурный функционализм — интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
- Структурализм — описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
- Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.
Теоретические способы
К таким приёмам относятся общие техники научного познания. Они представляют собой логико-познавательный аппарат, который используется наукой ещё с античных времён.
Теоретические методы написания курсовой работы:
- Абстрагирование. При этом способе конкретизируется отдельное свойство объекта или предмета, который изучается в рамках проекта. Другие характеристики и свойства исключаются. Абстрагирование применяется в гуманитарных науках.
- Аналогия. К исследуемому предмету подбирают подобный ему по характеристикам и свойствам объект. На основе знаний о рассматриваемых аспектах делаются выводы. Такой приём эффективен, но не даёт стопроцентного результата. Аналогию применяют, когда исследуемый объект сложно изучать непосредственно.
- Классификация. Самый простой, но эффективный способ применяется в исследовательской деятельности. Его суть заключается в разделении и структуризации объектов на группы по сходным признакам, например, по хронологии, стилю, геополитической принадлежности и т. д. В курсовой может использоваться любая классификация, которая кажется самой точной и удобной.
- Обобщение. Метод используется, когда необходимо объединить несколько объектов и предметов в более крупную группу по сходным признакам, чтобы выявить общие особенности.
- Сравнительный анализ. Теоретический способ исследования заключается в сопоставлении двух или более предметов, между которыми выявляют сходства и различия. Анализ применяют, если необходимо сравнить стили художников, характеристики товаров, методы управления.
- Синтез. Этот способ группирует выявленные свойства и характеристики предмета в единое целое. Синтез применяется в сочетании с анализированием.
Этот приём помогает определить, какие труды принесли дополнительные знания, а какие ещё следует изучить. Чем больше имеется работ на конкретную тему, тем более исследованным считают предмет или явление. Такой же принцип предполагает метод изучения документации и архивов.
Оформление практической части курсовой: план работы
Ранее мы уже писали о том, как оформить титульный лист, и введение
Так что сейчас сосредоточим наше внимание на том, как должна правильно оформляться практическая часть в курсовой работе
Как писать практическую часть курсовой, соблюдая все правила? Изучить методические рекомендации на кафедре. В них должным образом прописывают все требования к студенческим работам.
План работы практическая части курсового проекта
Практическая часть курсовой работы должна иметь чёткую структуру. Это позволит студенту в правильном порядке излагать данные, грамотно агрументировать теоретические положения и ничего не забыть в процессе. Вот как она примерно может выглядеть:
- Вступление, в котором необходимо подробно описать объект изучения;
- Формулировка цели и задач исследовательской части курсовой работы;
- Обоснование методов исследования курсовой;
- Описание практического эксперимента и данных, которые будут использоваться;
- Решение, анализ или другое действие, необходимое для эксперимента;
- Финальное решение поставленной в начале задачи;
- Промежуточные выводы по практической части курсовой работы.
Что должно быть в практической части курсовой, чтобы её было интересно читать? Изображения, схемы, диаграммы, таблицы и другие графические изображения, которые позволят проиллюстрировать данные и ход действий студента.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Как начать практическую часть курсовой работы
Чтобы экспериментальная часть выглядела уместной и имела логическую связь с теоретической, стоит воспользоваться определёнными клише для практической части курсовой работы. Среди них можно назвать такие:
С целью решить поставленные задачи..
были проведены следующие исследования…
Для обоснования данных было проведено анкетирование среди аудитории…
Вашему вниманию предоставляются данные, которые были получены…
Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия…
Участникам опроса задали следующий перечень вопросов…
С этой целью был изучен ряд данных…
Примеры для исследования взяты с ресурса…
Результаты эксперимента собраны в таблице №…
На следующей схеме (изображении/чертеже/диаграмме) можно увидеть…
Следует обратить внимание на тот факт, что…. Однако шаблонные фразы могут понадобиться не только для начала практической части курсовой, но и для предварительных выводов после неё
Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать следующие клише:
Однако шаблонные фразы могут понадобиться не только для начала практической части курсовой, но и для предварительных выводов после неё. Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать следующие клише:
- Основываясь на приведённых выше примерах, можно сделать вывод…
- Учитывая изложенные факты, можно утверждать, что…
- Из результатов эксперимента видно, что…
- Анализ вышеизложенных фактов позволяет сделать такие выводы…
- Таким образом, мы можем констатировать…
- Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что…
- Подводя итоги эксперимента, стоит сказать…
- Вышеизложенное подтверждает/доказывает…
Эти же фразы помогут сформировать выводы ко всей курсовой работе, а не только к исследовательской части.
Для написания практической части курсовой стоит изучить все данные
Другая методология
Академиком А.Я.Флиером была выделена несколько другая система методов, которые применяются при подготовке самостоятельных творческих работ учащихся. Он считал, что все имеющиеся методы исследования диплома можно выделить в две группы: гуманитарные и социально-научные.
Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь
Мне нужна помощь
Гуманитарные методы
Исторический метод, описывающий историю культуры согласно принципам построения линейной хронологической последовательности явлений и событий.
Герменевтический метод, под которым подразумевается исследование культуры посредством раскрытия вложенных при создании смыслов культурных явлений.
Феноменологический метод, трактует исторические культурные факты в том плане, насколько они оказались неожиданными для наблюдателя и ищущий в них смыслы, которые актуальны в отрыве от исторического контекста.
Историко-психологический метод, суть которого заключается в изучении исторической динамики культуры с определением в ней устойчивых цивилизационных типов состояния психики и социально обусловленного сознания.
Постструктурализм и культурный символизм, под которыми подразумевается эклектическая методология, которая трактует материал в рамках контекста. Рамки устанавливают авторы, отталкиваясь от тех или иных оснований.
Социально-научные методы
Эволюционизм, исследующий историю культуры с точки зрения признания ее прогрессивности с поэтапным усложнением структур.
Волновые и циклические модели культурной динамики — описание культур в качестве самодостаточных цивилизаций и протекающих в них процессов как повторяющихся волновых движений или же замкнутых циклов.
Структурный функционализм, который является толкованием культурно-исторических процессов, где они воспринимаются в качестве функциональных, решающих те или иные имманентные задачи социума, цель которых — удовлетворение его интересов и нужд.
Структурализм, в котором описываются культурно-исторические объекты с целью поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, проводится изучение структуры культуры в качестве системы знаков.
Пограничные методы, которые определяют постмодернизм и новые проблемные зоны культурной и исторической науки.
Что такое теоретические методы исследования
В научной практике используются различные методы, которые относятся к двум противоположным группам – теоретической и эмпирической.
Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические
Теоретические методы на рациональном уровне познания помогают объяснить аспекты определенных явлений (причины их существования, свойства и признаки явлений, взаимосвязь с другими объектами и прочее).
Теоретические методы основываются на трех китах умственной деятельности: понятие, суждение, умозаключение.
Данные термины известны нам как основные понятия логики.
Эмпирические методы основываются на познании чувственном (человеческое представление, восприятие, ощущение).
Для реализации эмпирических методов проводят наблюдения, эксперименты, сравнивают отдельные явления.
Эмпирическое познание, как правило, основывается на теории, а результаты эмпирических методов стают полем для теоретической работы, ведь любые результаты требуют осмысления.
Поэтому можно смело заявить, что теоретические и эмпирические методы взаимодополняют друг друга.
Все теоретические методы делятся на методы-приемы и методы-подходы. Первые представляют собой конкретные алгоритмы действий или правила, а вторые – включают множество приемов, указывают на общий способ решения проблемы.
Количественные исследования
Данный вид исследования характеризуется тем, что собранные данные обычно выражаются в цифрах и графиках для подтверждения теорий и предположений. Собранные данные являются фактической информацией по теме. В рамках данного метода фактическая информация может быть собрана различными способами:
Опросы. Опросы состоят из списка вопросов с многовариантными ответами или рейтинга, которые могут задаваться лично, по телефону или через Интернет. В своем докладе, прежде чем представить полученные данные, Автор может ознакомить читателей со следующей информацией:
–когда и где проводился опрос;
–сколько времени потребовалось участникам, чтобы ответить на вопросы;
–количество ответивших, и т. д.
Кроме того, Автор может включить форму анкеты в приложение к своей работе, чтобы читатель мог точно знать, какие данные были собраны.
- Эксперименты. В данном случае тестирование для получения данных проводится в контролируемой среде. Этот тип данных используется для ситуаций, в которых переменные контролируются и управляются для установления причинно-следственных связей. Целесообразно будет включить в доклад полную информацию о том, как проводится эксперимент (например, между субъектами или внутри субъекта), какие инструменты, методы и процедуры использует Автор для проведения теста.
- Существующие данные. Идёт сбор данных для исследования из существующих источников (например, публикации или архивные данные). После того как данные были представлены в докладе, необходимо предоставить информацию об источнике, каким образом изначально были получены данные, и какие критерии использовались Автором для выбора диапазона дат.
- Наблюдение. Предполагает наблюдение за людьми в их естественной среде, где переменные не могут контролироваться.
- Контент-анализ (анализ содержания). Предполагает систематическую регистрацию наличия определённых слов или текстов для анализа моделей общения.
В количественные исследования можно включить следующую информацию:
- как были подготовлены данные;
- программное обеспечение, используемое для анализа данных (например, Stata или SPSS);
- использованные статистические методы (например, регрессионный анализ).
Пример количественного исследовательского подхода.
Рассмотрим такой сценарий. Автор опрашивает около 300 студентов в своём университете и задаёт им вопросы типа: «Как Вы оцените профессиональные навыки своего преподавателя по шкале от 1 до 5?»
Исследователь может выполнить статистический анализ данных и сделать следующий вывод: «В среднем студенты оценили профессиональные навыки своих преподавателей на 4.4 балла».
Структура и основные компоненты
Итак, теперь подробно рассмотрим, из чего состоит структура курсовой работы и как правильно раскрыть ее главные составляющие.
Актуальность темы
Актуальность подразумевает особое значение темы и ее важность в общественной и научной жизни. Автору нужно убедить читателя в том, что поднятая проблема нуждается в исследовании и способах разрешения
В тексте введения актуальность раскрывается с использованием таких формулировок:
- актуальность темы заключается…;
- тема моей курсовой работы актуальна, потому что… и т.д.
Проблематика исследования
Должна быть четко и подробно описана во введении. Автор ставит вопрос, на который он должен ответить при раскрытии темы и предложить способы решения.
Обязательно аргументируйте собственную точку зрения относительно проблематики, предлагайте варианты разрешения вопроса и выдвигайте гипотезы – во введении это должно быть сформулировано в краткой форме.
Задачи
Определите круг задач, которые должна решать курсовая работа. Их, как правило, всего 4: 2 для теоретической части проекта, 2 – для практической. С помощью задач должна достигаться основная цель работы.
Они формулируются следующим образом:
Цель
Она должна быть лаконичной и конкретной. Это конечный результат всего проведенного исследования, способствующий решению главной проблемы. Цель должна отвечать на вопрос, для чего проделано исследование, а также соответствовать актуальности. Самое распространенное клише выглядит так: «Цель курсовой работы…».
Объект и предмет
Их студенты нередко путают, но это не тождественные категории. Объект – более широкое понятие, включающее в себя множество предметов. Пример формулировки: «Объектом работы выступает психология человека».
Предметом выступает категория, характеризующая определенные признаки объекта. Им зачастую выступает название темы. Пример: «Предметом исследования является особенности формирования психики детей-аутистов».
Итак, рассмотрим разницу между объектом и предметом.
Например, объектом исследования выступает – студенчество, предметом – уже более детальные элементы студенческой жизни: подработка для студентов, конференции и мероприятия, творческие встречи и т.д.
Методы
К которым прибегал автор в процессе написания курсовой:
- исторический;
- сравнительный метод;
- анализ;
- методы индукции и дедукции;
- эмпирический и т.д.
В конце студент пишет, из каких разделов состоит проект: «Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на два параграфа, заключения и списка использованных источников».
Частные научные методы исследования в дипломе
Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.
Пример частных методов исследования в дипломной работе
| Экономика | Педагогика, психология | Филология |
|---|---|---|
|
|
|
Пример описания методов исследования в ВКР
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.