Методы исследования в дипломной работе: пример и образец

Отличие объекта от предмета исследования

Разницу между объектом и предметом исследования проще всего понять через их соотношение. Как научные категории данные понятия соотносятся как общее (объект) и частное (предмет). Иными словами, их взаимосвязь заключается в том, что предмет является одной из составляющих частей объекта. Объект, будучи категорией более широкой, может включать в себя несколько предметов, то есть в рамках одной и той же проблемы можно выделить различные аспекты и исследовать каждый из них в отдельности.

Например, если объектом является внешняя политика России, то в качестве предмета такого исследования могут выступать ее энергетический, торгово-экономический или разоруженческий аспекты. Более того, каждый из этих аспектов может представлять из себя самостоятельное поле для исследования, то есть быть объектом. В таком случае формулировка предмета исследования будет значительно уже: например, «влияние российско-арабских отношений на энергетическую политику России».

Что такое объект дипломной работы

Суть понятия «объект дипломной работы» проще всего сформулировать с опорой на общепринятое для всех отраслей научного знания и повседневной жизни значение слова «объект». В самом широком смысле оно подразумевает часть действительности, на которую направлена предметно-практическая, познавательная деятельность любого субъекта. Применительно к ВКР понятие сужается.

Объект дипломной работы – это явление, предмет, факт, событие, лицо, социальная группа, разные стороны и характеристики которых будут исследованы в связи с тем, что автором выявлена требующая решения определенная проблема в их состоянии или функционировании.

Объектом в дипломе могут быть:

  • сфера знаний, научное направление, учение, теория и т. д.;
  • социальные и правовые институты;
  • процессы и явления интеллектуальной или духовной жизни общества;
  • экономические законы, тенденции;
  • конкретные предприятия, инновационные материалы, методики работы, программное обеспечение и т. д.

Объект намечает границы, в которых проводится исследование, указывает узкую сферу определенной отрасли знаний, к которой относится тема.

Основные элементы

Раздел Структура Среднее количество страниц и процент от всего текста
1. Введение Не разделяется на главы, параграфы и подпункты. Во вступительной части кроме актуальности темы и ее значимости, объекта, предмета и методов исследования обязательно указывается общая цель работы и подчиненные ей частные задачи, которые решались автором, чтобы достичь заявленной цели. 2–5
(не больше 5–7%)
2. Основная часть Состоит минимум из двух глав, в которых описывается решение поставленных во введении задач разного уровня, формулировки которых, соответственно, становятся логически обоснованными наименованиями глав и параграфов.
Правильная структура диплома отражает ход исследования и демонстрирует траекторию продвижения к достижению цели работы.
30–50 (около 80%)
3. Заключение Не разделяется на какие-либо структурные части. Итоги могут перечисляться в формате нумерованного списка. 4–5 (6–7 %)
4. Библиография Как правило, это алфавитный (возможен тематический или хронологический) перечень использованных источников. 2–4 (3–4 %)

Тексту дипломной работы всегда предшествует оглавление, которое представляет собой последовательное перечисление основных структурных частей ВКР – от введения до приложений – с указанием страниц, на которых они расположены.

Конечно же, исследования юриста и ботаника не могут быть абсолютно одинаковыми. Естественно, что в силу специфики образовательных программ и направлений обучения вузовские факультеты и кафедры вносят в методические рекомендации особые требования к содержанию и форме всех разделов дипломной работы. Но в структуре ВКР, которые пишутся по определенным дисциплинам и специальностям, есть общие моменты – какие именно, разберем наглядно.

Как определить предмет и объект курсовой работы.

В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета изыскания. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной работы. Тем самым происходит конкретизация проблемы, которую рассматривает автор. Правильная организация подготовки к написанию и раскрытию темы зависит от корректной формулировки данных пунктов.

Каждый объект может содержать в себе несколько предметов. От учащегося требуется определить актуальную проблему, после чего детально рассмотреть ее, оставляя при этом в стороне другие составляющие и стороны объекта.

К примеру, в медицине объектом может выступать человек, а его предметом — опорно-двигательный аппарат, либо любая другая система.

В курсовой объекты и предметы исследования всегда имеют соотношение, как общее к частному. Каждый объект научного исследования предусматривает огромное количество предметов.

Если фонетическая система английского языка выступает объектом, то в качестве предмета рассматриваются дифтонгли, диалектные вариации звукового произношения, согласные и гласные звуки, прочее.

Каждый студент должен правильно определить предмет своей курсовой работы. Таким образом, ему удастся сузить круг поиска необходимого материала. Занимаясь подбором базовой литературы, учащемуся не придется читать тонну книг и просматривать тысячи тематических сайтов. Куда быстрее и проще искать источники по конкретному вопросу.

Как самостоятельно определить объект и предмет

Зачастую, объект исследования указывается в теме курсовой работы. Тогда как из него и определенных целей вытекает предмет. Если объект изначально будет слишком размытым, а предмет чрезмерно обширным, произойдет нарушение логической цепочки взаимосвязей, из-за чего учащемуся не удастся полноценно раскрыть тему курсовой.

Куда более эффективно подходить к формулировке продвигаясь от конкретизации к подробной детализации рассматриваемой проблемы.

Небольшая хитрость: нередко предмет исследования в курсовой работе является повторение темы, либо отделение от нее наиболее важной информации. Наглядные примеры

Наглядные примеры

Для более простого определения предмета и объекта исследования, рассмотрим примеры этих формулировок. Все они касаются исследовательских работ учащихся.

Пример 1

Объектом исследования являются чипсы.

Предмет исследования — влияние чипсов на здоровье человека.

Пример 2

Объект — два гепарда, привезенные в зоопарк из Африки.

Предмет — адаптация и поведение гепардов в условиях зоопарка.

Пример 3

Объект — стерилизованные яблочные соки в упаковке, прошедшие тщательную фильтрацию.

Предмет — состав меди и железа в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 4

Объект — микроклимат в учебных заведениях.

Предмет исследования — условия микроклимата в кабинетах учебного заведения.

Пример 5

Объект — педагогический школьный коллектив.

Предмет — анализ одной из ее характеристик (это может быть образовательный уровень, структура, состав по возрасту, количество человек в коллективе, структура и т. д.).

Подбирая предмет исследования, важно помнить про актуальность и научную новизну. Лучше всего рассматривать малоизученные или вовсе неизученные аспекты

Заключение

В курсовой работе необходимо предельно точно указывать цель и предмет, чтобы рецензенты, а также все заинтересованные читатели смоли правильно составить представление о содержании работы и вопросах, которые в ней рассматриваются. Потому как название курсовой далеко не всегда определяет суть исследования.

Другая методология

Академиком А.Я.Флиером была выделена несколько другая система методов, которые применяются при подготовке самостоятельных творческих работ учащихся. Он считал, что все имеющиеся методы исследования диплома можно выделить в две группы: гуманитарные и социально-научные.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Гуманитарные методы

Исторический метод, описывающий историю культуры согласно принципам построения линейной хронологической последовательности явлений и событий.

Герменевтический метод, под которым подразумевается исследование культуры посредством раскрытия вложенных при создании смыслов культурных явлений.

Феноменологический метод, трактует исторические культурные факты в том плане, насколько они оказались неожиданными для наблюдателя и ищущий в них смыслы, которые актуальны в отрыве от исторического контекста.

Историко-психологический метод, суть которого заключается в изучении исторической динамики культуры с определением в ней устойчивых цивилизационных типов состояния психики и социально обусловленного сознания.

Постструктурализм и культурный символизм, под которыми подразумевается эклектическая методология, которая трактует материал в рамках контекста. Рамки устанавливают авторы, отталкиваясь от тех или иных оснований.

Социально-научные методы

Эволюционизм, исследующий историю культуры с точки зрения признания ее прогрессивности с поэтапным усложнением структур.

Волновые и циклические модели культурной динамики — описание культур в качестве самодостаточных цивилизаций и протекающих в них процессов как повторяющихся волновых движений или же замкнутых циклов.

Структурный функционализм, который является толкованием культурно-исторических процессов, где они воспринимаются в качестве функциональных, решающих те или иные имманентные задачи социума, цель которых — удовлетворение его интересов и нужд.

Структурализм, в котором описываются культурно-исторические объекты с целью поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, проводится изучение структуры культуры в качестве системы знаков.

Пограничные методы, которые определяют постмодернизм и новые проблемные зоны культурной и исторической науки.

Как написать

О проблеме исследования, наряду с другой информацией, нужно написать во вводной части дипломного проекта сразу после формулировки темы. 

Ее важно описать так, чтобы подчеркнуть актуальность вашей научной работы. 

Шаблонные фразы и клише

Мы привыкли с негативом воспринимать шаблонные обороты речи. Но это не относится к научному стилю и написанию диплома. В данном случае стандартные фразы существенно облегчают работу над самой трудной частью диплома — введением. 

Примеры шаблонных фраз в дипломном проекте:

  • В своей работе автор рассматривает (ставит, затрагивает, освещает) следующую проблему…
  • Противоречие данной темы заключается в… 
  • Проблемой данного исследования является… 
  • Главный вопрос, на который предстоит ответить автору в ходе своей работы, — это… 
  • В центре данного исследования стоит вопрос о… 
  • Главное противоречие, которое предстоит разрешить автору, — это… 

Что входит в теоретическую часть

Как и все главы дипломной работы, теоретическая часть должна иметь четкую логичную структуру и правильное оформление. Для этого она подразделяется на главы и параграфы. Все разделы должны быть взаимосвязаны и следовать одной общей теме. Перед написанием попробуйте составить план и кратко опишите аспекты, которые собираетесь осветить в главе. Четкий план поможет не отходить от намеченной темы и не терять главную мысль.

Вот пример структуры теоретической главы:

В качестве клише в написании основной части можно использовать следующие конструкции:

  1. Автор данной работы считает, что
  2. В данной статье автор предложил следующие концепции…
  3. Книга представляет интерес, потому что…
  4. В качестве объекта исследования был выбран…
  5. Наиболее важным и актуальным источником является…
  6. На основании вышесказанного можно сделать вывод…
  7. Со всей определенностью можно утверждать, что…
  8. Как показал анализ вышеперечисленных примеров…
  9. Данное утверждение представляется спорным, так как…
  10. Большой значение в вопросе исследования имеет…

Пример объекта и предмета исследования в дипломной работе

Справочник по написанию дипломной работы на «отлично»:

  1. Дипломная работа пример и образец оформления
  2. Актуальность дипломной работы
  3. Аннотация к дипломной работе
  4. Апробация дипломной работы
  5. Введение в дипломной работе
  6. Рецензия на дипломную работу
  7. Гипотеза в дипломной работе
  8. Цели и задачи в дипломной работе
  9. Структура дипломной работы
  10. Как выбрать тему дипломной работы
  11. Как написать дипломную работу
  12. Как написать заключение в дипломной работе
  13. Как написать план дипломной работы
  14. Как написать теоретическую часть дипломной работы
  15. Как написать практическую часть дипломной работы
  16. Как оформить сноски в дипломной работе
  17. Как оформить цитирование в дипломной работе
  18. Клише для дипломной работы
  19. Лист нормоконтроля для дипломной работы
  20. Методы исследования в дипломной работе
  21. Этапы исследования в дипломной работе
  22. Научная новизна дипломной работы
  23. Титульный лист дипломной работы
  24. Объем дипломной работы по ГОСТу
  25. Оформление рисунков в дипломной работе
  26. Оформление схем в дипломной работе
  27. Оформление таблиц в дипломной работе
  28. Порядок подготовки дипломной работы
  29. Оформление презентации для дипломной работы
  30. Приложения в дипломной работе
  31. Рамки и списки в дипломной работе
  32. Речь на защиту дипломной работы
  33. Список литературы в дипломной работе по ГОСТ
  34. Список сокращений в дипломной работе
  35. Чем дипломная работа отличается от курсовой работы
  36. Что такое плагиат в дипломной работе

Объект исследования в дипломной работе

Определившись с предметом исследования, студент должен перейти к объекту дипломной работы. В восприятии большинства учащихся объект и предмет – это очень близкие по смыслу понятия. Однако подобное восприятие данных элементов введения в корне неверно. В качестве объекта исследования рассматривается та часть практики или научного знания, которая подлежит изучению.

При этом всегда нужно помнить, что объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования всегда находится в границах объекта.

В качестве объекта исследования могут выступать, например:

  1. индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность;
  2. явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры;
  3. правовые институты, правовые явления;
  4. экономические явления, экономические процессы и т.д. и т.п.

Например, тема дипломной работы – «Совершенствование управления основным капиталом предприятия торговли города (на примере ООО «Весна»)». Предмет исследования – экономические отношения, связанные с движением основного капитала организации. Объект исследования – основной капитал ООО «Весна».

Еще больше примеров формулировки объекта исследования в дипломной работе представлено в таблице ниже.

Тема дипломной работы

Формулировка объекта исследования

1

Управление государственной собственностью на примере Департамента городского имущества г. Москвы

Объект исследования – это Департамент городского имущества г. Москвы.

2

Условия содержания осужденных в исправительных учреждениях и правила их поведения

Объектом исследования являются проблемы организационно – правовых отношений, возникающих в сфере осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

3

Понятие, содержание и юридическое значение гражданской дееспособности физических лиц

Объектом научного анализа настоящей работы являются дееспособность физических лиц.

4

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Объект исследования – особенности размещения государственного заказа таможенными органами

5

Игра в обучении детей младшего школьного возраста изобразительной деятельности

Объект исследования – игровые методы на уроках ИЗО в младшей школе.

Таким образом, правильно написанное введение – это большой шаг к отличной оценке на защите. Введение не считается написанным корректно, если в нем отсутствует правильное определение предмета и объекта исследования.

Как написать объект и предмет

Введение отражает суть исследования. Для оформления одного из главных разделов дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями конкретного учебного заведения. Структура вводной части содержит следующие аспекты:

  • актуальность темы;
  • цель;
  • задачи;
  • объект;
  • предмет.

Объем текста с описанием объекта и предмета дипломной работы, как правило, составляет половину страницы формата А4 печатного текста. Допускается оформление данного блока вводной части в виде отдельного пункта с подзаголовками «Объект/предмет дипломной работы». Также можно выделить тематический материал с помощью обособленных абзацев. В первую очередь следует обозначить объект исследования, а затем — предмет.

Некоторые студенты стараются написать введение с указанием основных параметров работы, включая объект и предмет, до того, как сформирована основная часть диплома. Однако в процессе научных изысканий может оказаться, что исследование выходит за рамки, установленные в самом начале работы. В этом случае придется исправлять вводную часть. Наиболее эффективным решением станет составление плана, согласование его с научным руководителем, написание основных глав дипломной работы, составление введения на основе имеющихся данных.

Шаблонные фразы и клише

Грамотно сформулировать и изложить мысли студентам при написании дипломного проекта помогут стандартные фразы. Речевые клише используются повсеместно для того, чтобы облегчить процесс написания текста и структурировать логику работы. Вот несколько примеров фраз, которые целесообразно использовать при написании вводной части диплома, включая описание объекта и предмета исследования:

На начальных этапах исследование интересно по нескольким причинам…;
Первостепенное значение для достижения цели дипломной работы имеет…;
Изучение..

служит исходным моментом в исследовании…;
В качестве исходного пункта в аналитической части работы обоснованно используется …;
Основные концептуальные положения теории позволили исследовать…;
Новая область изысканий представлена…;
Предмет исследования привлекает внимание в аспекте проблематики дипломной работы по причине…;
Предметы работы наиболее эффективно отражают специфику объекта исследования…. Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком

Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома

Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком. Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома.

Как связаны понятия объекта и предмета между собой?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.

Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Способы, которые помогают определить предмет исследования

Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:

Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня

Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.

Роль руководителя работы

Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:

  • выбор темы;
  • систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
  • контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
  • консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
  • помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
  • рекомендации по поводу используемых источников.

Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны

Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны

Примеры объектов и предметов исследования

Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:

Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.

Что такое объект диплома?

Объектом дипломной работы следует считать сферу или область, которую планируется исследовать. Это достаточно широкое, абстрактное понятие. Для определения объекта нужно понимать, какое направление науки необходимо изучить, чтобы добиться полного раскрытия темы дипломного проекта. Пример того, как сформулировать объект исследования дипломной или другой научной работы можно отыскать, пролистав диссертации или монографии. Научные статьи также порой содержат в себе описание объекта, но это зависит, прежде всего, от требований издательства, а не от желаний автора. Только после того, как вы четко поняли, на какую тему будет писаться диплом, объект определится правильно. Приведем примеры объектов с указанием темы диплома, чтобы вы лучше поняли существующую взаимосвязь. Диплом на тему «Стратегическое планирование в коммерческом банке» во вступлении содержит такое описание объекта – «это процесс стратегического планирования в коммерческом банке». Если исследование выполнено на тему «Использование информационных облачных технологий в сфере образования», то объектом являются облачные технологии. При названии «Международный франчайзинг и особенности его использования в России» можно указать в качестве области изучения международный франчайзинг. Определение области легко можно сделать на основании анализа тематики дипломной работы. Но не всегда формулировка размыта или абстрактна, иногда она бывает несколько конкретизирована. Случается это когда имеется некая база исследования, предприятие, организация, на основе которых проводится анализ.Например:

  •  процесс разработки и реализации рекламной кампании торгового предприятия ООО «Континент Групп».
  • процесс управления инвестиционной деятельностью коммерческого банка АО «ОТП Банк».
  • внешнеэкономическая деятельность предприятия ООО «Интегратор». Или же четко обозначается изучаемая отрасль, сфера деятельности организации, если они имеют некие особенности, существенно отличающие их от других сфер хозяйствования. Например:
  • стратегия осуществления аутсорсинга на логистических предприятиях России.
  • позиционирования предприятий на рынке салонов красоты.
  • корпоративный имидж страховой организации.

Вывод в теоретической части

Ни для кого не секрет, что часто представители комиссии не успевают прочитать все дипломные работы, ограничиваясь изучением выводов по каждой главе

Поэтому этой части теоретической главы стоит уделить особое внимание

Для подготовки вывода недостаточно привести цитаты из тематической литературы — важно обозначить собственное мнение и в краткой форме структурировать наиболее важные аспекты главы. Выводы теоретической и практической главы должны логично дополнять друг друга

Объем выводов по каждой главе, как правило, не превышает двух страниц. Пишите лаконично и структурировано — читатель вашей работы должен получить полное представление о теоретической составляющей изучаемой темы

Выводы теоретической и практической главы должны логично дополнять друг друга. Объем выводов по каждой главе, как правило, не превышает двух страниц. Пишите лаконично и структурировано — читатель вашей работы должен получить полное представление о теоретической составляющей изучаемой темы.

Чтобы немного упростить задачу, используйте следующие шаблонные фразы:

  1. Детальное изучение теории позволило сделать ряд выводов…
  2. Обобщая все вышесказанное, мы пришли к следующим выводам…
  3. В завершение главы, мы хотели бы представить основные выводы…
  4. Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…
  5. Выводы по теоретической статье можно представить в следующих пунктах…
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector