Чем занимается лаборант
Содержание:
- Информация о должности
- Новые образовательные подходы STEM и STEAM
- Разряды профессии лаборант спектрального анализа
- Обучение
- Плюсы и минусы профессии
- Обучение на Врача клинической лабораторной диагностики
- Биологам и врачам-лаборантам
- Привычные биологические профессии и специальности
- Лаборант-аналитик: кто это и чем занимается
- Строгие требования
- Зарплата
- Интервью с Мариной Гусевой, профи естественно-научного дня проекта «Профориентационные каникулы»
- Бланки: Должностная инструкция химику
- Профессия цитолога-лаборанта всегда будет востребована
- Информация о должности
- Почему биология никогда не устареет как наука
Информация о должности
В различных источниках можно найти подробное описание профессии лаборанта химического анализа. Работа этого специалиста заключается в исследовании и синтезе различных веществ. Такое тестирование позволяет выявить несоответствия стандартным требованиям, предъявляемым к тому или иному химическому составу.
Обучение молодёжи
Обучение лаборантов химического анализа проводят в техникумах и колледжах, расположенных в различных регионах России.
Учебный план рассчитан на выпускников школ, которые имеют достаточные знания в области химии. Курс обучения рассчитан на 3 года, по прошествии которых абитуриент сдаёт экзамены и получает профессию лаборанта, химика-аналитика или инженера-химика (зависит от выбора направления).
В России учиться на такую профессию можно в следующих городах:
- Рошаль;
- Щелково;
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Иркутск;
- Ангарск;
- Усть-Илимск;
- Чита;
- Владимир;
- Волгоград;
- Тольятти;
- Тамбов;
- Кемерово;
- Дзержинск.
Требования к кандидатам
Все претенденты на должность лаборанта химанализа должны соответствовать предусмотренным требованиям.
Они не слишком строгие, поэтому занять вакантную должность сможет даже выпускник техникума или колледжа, получивший соответствующее удостоверение.
Согласно должностной инструкции лаборанта химического анализа, кандидаты обязаны обладать некоторыми важными знаниями.
Среди них должны быть такие:
- основы химии;
- способы обращения с радиоактивными веществами;
- характеристики всех используемых во время работы веществ;
- устройство и правила пользования оборудованием, необходимым для выполнения работы;
- основы методов анализа полученных данных;
- правила безопасности на рабочем месте;
- нормативы пожарной безопасности;
- санитарные правила;
- нормативы организации, сотрудником которой хочет стать претендент на должность.
Обязанности сотрудников
Лаборант является вспомогательным сотрудником, который занимается проведением химического и физико-химического анализа веществ. Несмотря на это в его обязанности входит довольно много важных функций. Основными из них являются следующие:
- определение характеристик благородных и редкоземельных металлов;
- проведение контрольных анализов, необходимых при возникновении каких-либо разногласий (например, между покупателем и поставщиком);
- проверка сплавов на соответствие предъявляемым требованиям;
- проведение анализов, связанных с применением радиоактивных или взрывоопасных веществ;
- участие в разработках новых способов анализа;
- тестирование новых методов определения характеристик вещества.
Возможность карьерного роста
Чтобы заниматься более сложными проектами и получать максимально возможную зарплату, необходимо постоянно работать над повышением квалификацию, а также доказывать существующий профессиональный уровень. Для выполнения некоторых работ может понадобиться переподготовка, пройдя которую лаборант совершенствует собственные навыки.
В профессии лаборанта существует 7 квалификационных разрядов:
- I и II — выполнение простейших однородных анализов;
- III и IV — проведение более сложных исследований с возможностью первоначального разделения компонентов;
- V и VI — определение характеристик с помощью специальных сплавов, изготовленных на основе титана, кобальта и никеля;
- VII — выполнение работ любой сложности с применением новых методик и специального оборудования.
Новые образовательные подходы STEM и STEAM
Частью тренда на многопрофильность и работу на стыке дисциплин стал STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — комбинация науки, технологий, инжиниринга и математики. Эти четыре дисциплины могут стать наиболее востребованными в новом цифровом будущем, где оставаться узким специалистом уже неэффективно. Вариант этого подхода — STEAM — те же четыре дисциплины плюс искусство или творчество (Art).
Навыки творчества не может заменить ни одна машина, потому что они не поддаются алгоритмам.
В STEM- и STEAM-моделях естественные и инженерные науки объединяются и преподаются единым «предметом». Их сразу доносят до учеников в связке друг с другом: объясняют биологию в комплексе с химическими процессами, математику — с физическими свойствами. Так учащийся не просто видит условную формулу «x + y», а понимает проблему, которую она решает.

Экономика образования
Что такое STEM образование, и почему компании ценят таких специалистов
Как подчеркивает Britannica , помогает и проектная деятельность: создание роботов, моделирование городов и другие задачи. Преимущество такого образования — развитие самостоятельности у учеников. Например, работая над умной теплицей на уроке информатики придется обратиться с вопросами к биологу или искать данные в книгах и интернете.
Еще в 2011 году по программам STEM в университетах обучались от 30 до 50% студентов ряда стран Азии и Европы, причем лидировали Финляндия, Корея и Сингапур. Во многих странах появились свои стратегии развития, связанные со STEM-образованием в школах и университетах. По данным STEM.org Educational Research на 2019 год , более чем в 4,5 тыс. школ США внедрили STEM-образование.
Основы инжиниринга, физики и математики можно показать детям с помощью домашних экспериментов и простых игр. Например, инженеры Dyson придумали 44 технических эксперимента для детей:

Экономика образования
Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому
В России не хватает педагогов, чтобы внедрить STEM-методики, но в некоторых образовательных учреждениях пробуют с ними работать, появляются частные STEM-центры для школьников и студентов. Например, в МГУ работает сеть таких учреждений , РУДН открыл свой центр совместно с Intel . Лаборатория Интеллектуальных Технологий Линтех помогает детям развивать soft skills и изучать профессии, чтобы осознанно принять решение о будущей карьере . В школах STEM-подход выражен в формате мастер-классов, соревнований, тематических недель с дополнительными уроками .
Разряды профессии лаборант спектрального анализа
Уровень квалификации определяет, какой именно фронт работ предстоит специалисту: чем выше разряд, тем более разноплановыми и сложными будут задачи.
Лаборант спектрального анализа 2 разряда
Должен знать различные способы спектрального анализа. В большей степени выполняет подготовительные работы, но под контролем коллеги с более высокой квалификацией может быть допущен до проведения исследований.
Лаборант спектрального анализа 3 разряда
Проводит анализ несложных объектов. Кроме того, знает принципы работы оборудования, может провести их настройку, выявить неполадки.
Лаборант спектрального анализа 4 разряда
Допускается до проведения нестандартных исследований, которые не носят регулярный характер. Он может курировать работу лаборанта 2 разряда и проверять ее качество.
Лаборант спектрального анализа 5 разряд
Умеет готовить растворы, знает принципы автоматизированной обработки информации. Может стать одним из участников исследований, где применяются фотографические, спектрохимические, фотоэлектрические, локальные и другие спектральные технологии анализа.
Лаборант спектрального анализа 6 разряда
Работает над анализом неизвестных образцов. Также в его обязанности входит контролировать готовую продукцию и деятельность коллег с более низким уровнем квалификации.
Лаборант спектрального анализа 7 разряда
Должен знать свойства металлов и сплавов, особенности их строения, какие особенности возникают, если к ним применить спектральный анализ.
Обучение
В нашей стране есть довольно большое количество профильных учебных заведений, которые подготавливают лаборантов-экологов, потому выпускники средних школ без особого труда смогут выбрать учебное заведение, где будут учиться на эту специальность.
Любой человек, окончивший 9 или 11 классов, может поступить в профильное образовательное учреждение и освоить специальность СПО «Лаборант-эколог». Сроки обучения зависят от формы посещения учебного заведения и наличия образования. Все учащиеся проходят преддипломную практику, на которой закрепляют полученные знания. В образовательных учреждениях молодых специалистов научат:
- использовать лабораторную посуду;
- осуществлять подготовку к анализам;
- выполнять экологический контроль производственного процесса;
- осуществлять мониторинг загрязнения окружающей среды;
- определять концентрацию раствора;
- пользоваться специализированным оборудованием и приборами;
- контролировать безопасность производственных отходов;
- анализировать свойства различных веществ;
- определять все свойства исследуемого материала.
Будущие лаборанты-экологи изучают в колледже следующие предметы:
- материаловедение;
- аналитическую химию;
- правила подготовки химической посуды;
- основы электротехники;
- экологический контроль производственного процесса;
- технические измерения;
- лабораторное оборудование;
- способы химического анализа;
- охрану окружающей среды;
- безопасность жизнедеятельности.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Доступность для молодых специалистов: и как основная работа после выпуска, и как практика на старших курсах ВУЗа.
- Возможность заниматься наукой, не имея высшего образования. Можно получить работу лаборантом, окончив узкоспециализированные курсы.
- Интеллектуальный труд, развивающий и облагораживающий человека.
- Перспективы и престиж. Можно подняться по карьерной лестнице ученого.
- Официальное оформление, то есть нормированный рабочий день и обязательная страховка.
Минусы
- Как правило, низкая оплата труда
- Слишком большая ответственность
- Риск для жизни и здоровья при работе с опасными реагентами
Из описанного выше следует вывод, что трудоустройство лаборантом – это не очень большая проблема для тех, кто готов заниматься наукой, и лаборант – востребованная профессия, поскольку каждый день открываются новые лаборатории по всему миру.
Для детей, выбирающих будущую профессию, или взрослых, мечтающих о научной карьере, это один из хороших вариантов, но все же прежде стоит подумать, точно ли он подойдет конкретному человеку?
Обучение на Врача клинической лабораторной диагностики
Курсы
МУИР
Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) проводит профессиональную переподготовку и организует курсы повышения квалификации (сертификационные циклы) для врачей по направлению «Клиническая лабораторная диагностика» на базе оконченного высшего образования. Специалистам предлагаются очно-заочные курсы с применением дистанционных технологий. По итогам обучения МУИР выдает документы: удостоверение, диплом, сертификат.
МУИР
Особенности клинической лабораторной диагностики при новой коронавирусной инфекции COVID-19. Цель программы заключается в формировании и совершенствовании способности и готовности медицинских специалистов к профилактике, ранней диагностике, дифференциальной диагностике, новой коронавирусной инфекции COVID-19. Курс полностью состоит из практических онлайн-вебинаров. Если нет возможности присутствовать на онлайн-вебинаре, все сохраняется в видео- файлах в личном кабинете.
АМО (Академия медицинского образования)
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации, семинары, подготовка к аккредитации по направлению «Клиническая лабораторная диагностика» . включает в себя:
- Индивидуальный подбор программ по Вашей специальности.
- Составление портфолио.
- Внесение всей необходимой информации за Вас на портале Росминздрава.
- Сопровождение вплоть до успешного прохождения аккредитации.
В месяц Академия Медицинского Образования проводит более 20 образовательных мероприятий (семинаров и вебинаров) с выдачей баллов НМО. АМО состоит в реестре ФРДО, а в 2021 году прошла плановую проверку Департамента Образования г. Москвы. СНТА (Современная научно-технологическая академия) (Очно, дистанционно)
СНТА проводит обучение по направлению «Клиническая лабораторная диагностика» :
- Повышение квалификации;
- Профессиональная переподготовка;
- Подготовка к сдаче первичной и переодической аккредитации;
- Образовательные семинары с баллами НМО.
Круглосуточная поддержка клиентов. Доставка документов по всей России. Офис в центре Москвы. Более 7 лет в сфере дополнительного профессионального образования.
Биологам и врачам-лаборантам
МУ ЮТМО: Таблица 1 Подразделение Количество 1. Стационар всего 545 коек
- терапевтическое отделение
- отделение неврологии
- глазное отделение
- ЛОР-отделение
- родильное отделение
- детское соматическое отделение
- детское инфекционное отделение
- взрослое инфекционное отделение
- гинекологическое отделение
- кардиологическое отделение
- травматологическое отделение
- реанимационное отделение
- хоспис
- пульмосанаторий
- тубсанаторий
- 45 коек
- 40 коек
- 20 коек
- 25 коек
- 30 коек
- 25 коек
- 25 коек
- 40 коек
- 50 коек
- 35 коек
- 57 коек
- 3 койки
- 25 коек
- 75 коек
- 50 коек
2. Поликлиника 465 389 посещений в год 3. Травмпункт 26 718 посещений в год 4.
Привычные биологические профессии и специальности
Для любителей биологии найдётся много важнейших профессий, известных каждому с детства.
Ветеринар
По сути, это врач для животного. Требования к ветеринарам обычно такие же, как и к обычным врачам – они должны разбираться во всех нюансах своей работы.
Но в этой профессии есть много ответвлений. Например, ветеринары зачастую работают в судмедэкспертизе. Есть даже понятие «судебно-ветеринарная экспертиза». Ещё не стоит забывать, что помимо прикладных ветеринаров есть исследователи.
Учёный
Учёные в теории и на практике изучают особенности дикой природы и человеческого тела, трудятся над разработками в лабораториях и выпускают книги и статьи в научных и научно-популярных изданиях.
Такие люди посвящают себя многолетним исследованиям и разработкам. И некоторые даже становятся лауреатами Нобелевской премии по физиологии или медицине. Кстати, за время существования премии только 2 учёных из России удостоились её – Иван Петрович Павлов и Илья Ильич Мечников.
Количество лауреатов Нобелевской премии по физиологии или медицине по странам
Учёным приходится сложнее всего, ведь без них прогресс во всех сферах останавливается, и та же медицина без них невозможна.
Медик (врач)
Вряд ли нужно рассказывать, кто такой врач, ведь с представителем этой профессии каждый из нас сталкивался в жизни. Врачебные практики делятся на десятки отраслей и специальностей, но главным остаётся одно – помощь людям.
К слову,с 2017 года начать работать врачом стало возможно сразу после окончания вуза, а не после ординатуры. Но выбирая медицину, будьте готовы к тому, что после 6 лет в вузе врачу всё равно придётся учиться и совершенствоваться всю жизнь.
Агроном
Это специалист в области сельского хозяйства. Агрономы лечат растения, создают удобрения и занимаются выведением новых сортов уже знакомых плодов сельского хозяйства.
А поскольку в наши дни всё это стало высокотехнологичной областью, сегодня агроном-селекционер – вновь актуальная профессия!
Лаборант-аналитик: кто это и чем занимается
Лаборант-аналитик – это сотрудник, который проводит нужные анализы – экспертизу с пробой и составляет свой отчет о соответствии свойств и параметров фактических и нормативных. Работа эксперта очень интересная. Начинается все с того, что лаборант играет роль «диспетчера»: когда ему поступают пробирки с содержимым, он быстро должен отработать и дать экспертную оценку по каждому материалу.
Эти пробирки он расставляет по очерёдности – по «дедлайнам» (это дата или время, сроки выполнения задачи). Работа над содержимым каждой пробиркой, или группы пробирок, ставится на поток.
Отточенными за годы обучения движениями и операциями лаборант, как будто «вглядывается» в состав вещества, после чего выводит результат работы на экран компьютера, сопоставляя его с нормативными данными.
Лаборант составляет сводную таблицу, куда записывает все получившиеся числа, и может дополнить получившийся отчет своими рекомендациями, или комментариями что то вроде: «отклонение показателя N и показателя M свидетельствует о…». Вот и все: никакого общения с клиентами и ненужных споров.
На промышленных предприятиях этот человек занимает почётное место, участвуя в цепочке проверки качества выпускаемой продукции. Чтобы сохранить имидж компании и избежать судебных рисков, все предпочитают действовать на предупреждение и снижать риск выпуска некачественной продукции с конвейера.
Пробник из каждой партии нумеруется и попадает на проверку, где его проверяют на соответствие ГОСТам, стандартам компании, нормам, подтверждающим качество продукции.
Одно неверное решение, и компания может лишиться нормальной партии, понести материальные убытки, из-за судебного иска от потребителей. Работая на должности лаборанта-аналитика, сотрудник несёт повышенную ответственность.
Строгие требования
Как и большинству других медицинских работников, ему время от времени могут пересматривать присвоенный разряд.
Происходит это в зависимости от:
- стажа работы;
- специфики деятельности;
- прохождения дополнительного обучения.
Курсы повышения квалификации традиционно имеются при многих медицинских и исследовательских центрах. После прохождения определенной программы в конце курса выдают тесты, результаты которых определяют судьбу желающих повысить свой уровень.
Делается это для того, чтобы претендовать на более высокую заработную плату или суметь совмещать несколько похожих должностей.
Также стоит приготовиться к тому, что лаборанту поручат не только производить вычислительные и другие графические работы, его попросят сделать выборку данных из литературы, рефератов и даже нормативно-технической базы. Не обойдется без личных поручений руководящего состава, но все они должны быть в рамках общей научной деятельности.
Чтобы претендовать на это место, совершенно необязательно соискателю работать где-то раньше. От будущего помощника даже не всегда требуют полное высшее образование. В некоторых случаях достаточно неоконченного высшего или среднего специального.
Это касается должностей, где по большей части предусмотрена «бумажная волокита» или небольшой круг обязанностей, что свойственно лабораториям в школах.
Это необходимо для того, чтобы охрана труда, личная и коллективная безопасность окружающих сотрудников были под контролем.
Периодически медицинский центр будет отправлять своего младшего помощника на дополнительные курсы, чтобы он не отставал от общепринятых стандартов. Зная действующее законодательство в закрепленной за ним области, а также способы и средства выполнения расчетов, лаборанту будет проще отыскать себе работу.
На месте ему могут помочь уже с непосредственными правилами эксплуатации конкретной техники, а также дать советы касательно правил внутреннего трудового распорядка. Причем они не должны выходить за рамки основ организации трудового производства.
Заключительным важным пунктом выступает проверка текущего состояния здоровья человека, претендующего на должность, а также регулярная его проверка в будущем.
К будущим экспертам выдвигают требования, среди которых выделяют обязательное знание:
- всех материалов, характерных для тематики деятельности;
- методик проведения опытов нужного спектра;
- действующих условий и требований для оформления документации;
- особенностей контрольно-измерительной и прочей аппаратуры.
Объясняется подобная забота со стороны трудового законодательства высокими рисками стать жертвой вредных элементов и реактивов.
Многие из них являются аллергенами, а часть срабатывает в качестве яда при накопительном эффекте, из-за чего профессию признают вредной.
Зарплата
В среднем работодатели готовы платить лаборантам 15–30 тысяч рублей в месяц. От 30 до 45 тысяч предлагает четверть нанимателей. Всего 13 % из них оценивают труд такого специалиста в 45–60 тысяч рублей. В основном это большие производственно-исследовательские центры частного типа или филиалы иностранных организаций.
По данным trud.com, больше всего лаборанты могут заработать в городе Улан-Удэ (Бурятия) – здесь их оклады достигают почти 60 тысяч рублей в месяц. Чуть меньше платят в Республике Саха и Магаданской области – от 42 до 47 тысяч рублей. А вот в столице средняя зарплата составляет порядка 30 тысяч рублей.
Интервью с Мариной Гусевой, профи естественно-научного дня проекта «Профориентационные каникулы»
Удивительно, сколь стремительно меняется мир профессий и какая уникальная возможность есть у современных школьников миксовать, перемешивать свои интересы и знания, увлечения и мечты и складывать их в новые — существующие и те, которые еще не придумали. Клинический биоинформатик, врач-кибернетик, разработчик киберпротезов — список профессий можно продолжить самостоятельно.
Тем, кто любит химию, биологию, физику, информатику, есть, где развернуться, встав у руля новых интересных направлений.У нынешних школьников может возникнуть лишь несколько сложностей: Как в современных специальностях увидеть применение себя в будущем И главное, как найти себя в мире профессий, спрофориентироваться!
Огромную роль в решении этой задачи играют наши Профи, встречающиеся с ребятами в зимние каникулы, с 3 по 7 января.
Одна из самых интересуемых тем – естественнонаучная и биотехническая, будет представлена нашим специалистом, Мариной Гусевой.
Как Марина попала в профессию и что скрывается за специальностью «врач КЛД«, читайте в интервью ЦТР «Гуманитарные технологии» (филиал в Санкт-Петербурге).
Марина Гусева,кандидат технических наук, врач клинической лабораторной диагностики высшей категории. |
— Марина, как Вы пришли в профессию? О чем мечтали в детстве?Марина: С детства я мечтала стать врачом. Дома я всегда играла с игрушками во врача — всех лечила, делала уколы и выписывала рецепты. Моя бабушка, с которой мы жили вместе, была врачом, и она часто дома рассказывала об интересных случаях, и я часто была у нее на работе после детского сада… |
— Эта специальность предполагает движение в науку. Состоялась ли дружба с ней?Марина: Да, после окончания института я осталась на кафедре заниматься наукой, защитила кандидатскую диссертацию. Но потом случился развал СССР и науку тоже перестали финансировать. Поэтому я по примеру коллеги прошла первичную специализацию по КЛД с разрешения Минздрава РФ в Институте для Усовершенствования Врачей на должность врач-лаборант. Тогда была нехватка кадров на эту специальность и на переподготовку брали медиков, биологов и химиков. С тех пор я работаю 21 с половиной год в этой профессии.
Моя специальность уже давно называется «Врач КЛД — врач клинической лабораторной диагностики». Не так давно эта специальность появилась во всех медицинских и биологических вузах.- Можно сказать, что мечта все-таки победила? Марина: Я частично приблизилась к исполнению моей мечты, работаю в медицине, помогаю врачам лечебных специальностей ставить диагнозы. Мне очень нравится моя работа, нравится помогать людям, нравится исследовательская работа. Но все же мечту предавать нельзя. — Но ведь наши интересы меняются! Мы взрослеем, пересматриваем свои взгляды, хотим больше мудрости. Как у Вас это происходит? Смена интересов?Марина: Мне очень нравится психология — мне хочется больше узнавать об устройстве души человека. Об устройстве и функционировании тела человека я уже знаю много!!!))) А то, что это взаимосвязано, — знают все. Поэтому в 2006 году я окончила вечерние курсы психологии на ФДО на базе высшего образования. Постоянно читаю литературу по психологии, хожу на интересующие меня тренинги и внедряю знания в свою жизнь и, по возможности, в жизнь моих близких.- Марина, чему будет посвящен наш пятый каникулярный день, который направлен на изучение естественнонаучной темы?Марина: Мы будем узнавать, чем занимаются специалисты клинической лабораторной диагностики. Что входит в обязанности этих специалистов, какими навыками они должны обладать
Мы также определим, какое образование необходимо для этой профессии и на какие перспективные профессии стоит обратить внимание.Встреча с Мариной Гусевой пройдет 7 января в рамках проекта «Профориентационные каникулы».УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ >>
Кроме того, на нашем сайте вы можете .
Бланки: Должностная инструкция химику
| ____________________________________ | УТВЕРЖДАЮ |
| (наименование организации) | ________________________________________ |
| (наименование должности руководителя организации) | |
| ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ | ______________ _________________________ |
| _____________________ № ____________ | (подпись) (расшифровка подписи) |
| (место составления) | ______________ |
| ХИМИКУ | (дата) |
1. Общие положения
1.1. Химик относится к категории специалистов.
1.2. Химик назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению руководителя структурного подразделения (иного должностного лица).
1.3. На должность
— химика назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности техника-химика I квалификационной категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 5 лет;
— химика II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности химика или других должностях по специальности, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет;
— химика I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности химика II квалификационной категории не менее 3 лет.
1.4. В своей деятельности химик руководствуется:
— нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, определяющими методы проведения химических анализов, физико-механических испытаний и других исследований сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
— Уставом организации;
— приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
— настоящей должностной инструкцией.
1.5. Химик должен знать:
— нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные документы, определяющие методы проведения химических анализов, физико-механических испытаний и других исследований сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
— основы общей, аналитической и физической химии;
— технологические процессы и режимы производства;
— основные технологические и конструктивные данные выпускаемой продукции, действующие в отрасли и в организации стандарты и технические условия;
— требования, предъявляемые к технической документации, сырью, материалам, полуфабрикатам, готовой продукции;
— правила обслуживания и эксплуатации лабораторного оборудования;
— физико-химические свойства анализируемых материалов и применяемых реактивов; методы и средства контроля их качества;
— правила проведения испытаний, приемки и хранения продукции;
— правила ведения документации на выполняемые работы;
— передовой опыт в области производства и контроля аналогичной продукции;
— экономику и организацию производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
В случае временного отсутствия химика его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя организации, которое несет ответственность за надлежащее их исполнение.
2. Должностные обязанности
Химик осуществляет следующие обязанности:
2.1. Осуществляет химический анализ, физико-механические испытания, другие исследования сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции.
2.2. Проводит лабораторный контроль соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам и техническим условиям.
2.3. Участвует в разработке новых и совершенствовании существующих методов лабораторного контроля и внедрении их в производство.
2.4. Участвует в разработке новых методик и инструкций по химическому анализу стандартов, методов испытаний, текущему контролю качества продукции, в том числе экспресс-анализам на рабочих местах, проводит их апробацию.
2.5. Проводит метрологическую оценку результатов нестандартных анализов, наладку обслуживаемого оборудования, установление и проверку сложных титров, составление сложных реактивов и проверку их годности, сборку лабораторных установок по схемам, проведение арбитражных анализов, следит за правильной эксплуатацией оборудования и своевременным представлением его на поверку.
Профессия цитолога-лаборанта всегда будет востребована
С каждым годом методы лабораторной диагностики только совершенствуются, открывается все больше частных клиник с новейшим оборудованием. Многие врачи чаще высказываются о том, что скоро не будет нужды в лаборантах, что всю их работу будут выполнять только специальные анализаторы.

И я бы хотела пожелать всем тем, кому интересны исследования, чтобы они не боялись отправлять заявки на вакансию цитолога. Да, здесь большая ответственность, и не все приходит сразу. Мне тоже было очень сложно, особенно в первые три месяца работы. В самые первые разы я смотрела на препараты и не видела особой разницы между нормальными клетками, не говоря уже о том, как распознать заболевания.
Наберитесь терпения, стремитесь познавать новое, а самое главное — не бойтесь задавать вопросы своему наставнику, и у вас все получится.
Информация о должности
В различных источниках можно найти подробное описание профессии лаборанта химического анализа. Работа этого специалиста заключается в исследовании и синтезе различных веществ. Такое тестирование позволяет выявить несоответствия стандартным требованиям, предъявляемым к тому или иному химическому составу.
Обучение молодёжи
Обучение лаборантов химического анализа проводят в техникумах и колледжах, расположенных в различных регионах России.
Учебный план рассчитан на выпускников школ, которые имеют достаточные знания в области химии. Курс обучения рассчитан на 3 года, по прошествии которых абитуриент сдаёт экзамены и получает профессию лаборанта, химика-аналитика или инженера-химика (зависит от выбора направления).
В России учиться на такую профессию можно в следующих городах:
- Рошаль;
- Щелково;
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Иркутск;
- Ангарск;
- Усть-Илимск;
- Чита;
- Владимир;
- Волгоград;
- Тольятти;
- Тамбов;
- Кемерово;
- Дзержинск.
Требования к кандидатам
Все претенденты на должность лаборанта химанализа должны соответствовать предусмотренным требованиям.
Они не слишком строгие, поэтому занять вакантную должность сможет даже выпускник техникума или колледжа, получивший соответствующее удостоверение.
Согласно должностной инструкции лаборанта химического анализа, кандидаты обязаны обладать некоторыми важными знаниями.
Среди них должны быть такие:
- основы химии;
- способы обращения с радиоактивными веществами;
- характеристики всех используемых во время работы веществ;
- устройство и правила пользования оборудованием, необходимым для выполнения работы;
- основы методов анализа полученных данных;
- правила безопасности на рабочем месте;
- нормативы пожарной безопасности;
- санитарные правила;
- нормативы организации, сотрудником которой хочет стать претендент на должность.
Обязанности сотрудников
Лаборант является вспомогательным сотрудником, который занимается проведением химического и физико-химического анализа веществ. Несмотря на это в его обязанности входит довольно много важных функций. Основными из них являются следующие:
- определение характеристик благородных и редкоземельных металлов;
- проведение контрольных анализов, необходимых при возникновении каких-либо разногласий (например, между покупателем и поставщиком);
- проверка сплавов на соответствие предъявляемым требованиям;
- проведение анализов, связанных с применением радиоактивных или взрывоопасных веществ;
- участие в разработках новых способов анализа;
- тестирование новых методов определения характеристик вещества.
Возможность карьерного роста
Чтобы заниматься более сложными проектами и получать максимально возможную зарплату, необходимо постоянно работать над повышением квалификацию, а также доказывать существующий профессиональный уровень. Для выполнения некоторых работ может понадобиться переподготовка, пройдя которую лаборант совершенствует собственные навыки.
В профессии лаборанта существует 7 квалификационных разрядов:
- I и II — выполнение простейших однородных анализов;
- III и IV — проведение более сложных исследований с возможностью первоначального разделения компонентов;
- V и VI — определение характеристик с помощью специальных сплавов, изготовленных на основе титана, кобальта и никеля;
- VII — выполнение работ любой сложности с применением новых методик и специального оборудования.
Почему биология никогда не устареет как наука
Если вас интересуют живые организмы, биология – лучшая сфера профессиональной деятельности. За последние годы достижения человечества непостижимы: выращивание внутренних органов, крайне сложные пересадки и операции, вылечивание даже безнадежно больных онкологией – всех этих чудес людям удалось достичь благодаря постоянному изучению человеческой и окружающей природы.
Современная медицина позволяет нам получить максимум информации о еще не родившемся ребенке: пол и цвет глаз, потенциальные болезни и предрасположенности. Все эти данные записаны в человеческом гене – вечном носителе информации, который только нужно уметь интерпретировать и обрабатывать полученную информацию.
И биология как наука будет востребованной все то время, пока на планете будут живые существа и организмы.
Марина Гусева,
