Как правильно писать конспект: советы и методы в помощь студенту

Базовые правила конспектирования

Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).

В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались)

В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером)

Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:

Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку

Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем)

Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.

Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:

Используйте графический конспект. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.

Используйте диктофон. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.

Используйте конспект-план. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы

Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.

Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий

Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.

Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте

Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, , знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Как правильно писать конспект

Конспект предполагает краткое изложение информации. Это достаточно сложная задача, так как в распространенных случаях простые и понятные формулировки становятся нечитабельными через некоторое время

Поэтому важно ответственно подойти к вопросу оформления конспекта

Работать с рукописным текстом будет проще, если заранее приобрести качественные канцелярские товары. Основными инструментами являются тетради, блокноты, ручки и текстовыделители. Ручки должны быть комфортными в использовании, обладать эргономичной формой и хорошо писать. Можно заранее протестировать их, составляя несколько записей.

Существует ряд простых правил, которые помогут правильно и грамотно выполнить конспектирование. Полезные рекомендации:

  • быстро сориентироваться в записях можно, если выделять основные моменты разным цветом или использовать специальные текстовыделители;
  • следует писать конспект от руки, так как информация при этом формулируется своими словами и быстрее запоминается;
  • залог успеха — умение грамотно сокращать информацию с помощью пропуска гласных букв или использования значков взамен наиболее часто используемых слов таких, как «который», «если», «потому что».

К составлению конспекта предъявляется ряд важных требований. Основные нюансы конспектирования:

  • текст должен быть удобным и понятным в первую очередь автору;
  • для передачи информации целесообразно использовать готовые методики, а также модифицировать их под свои индивидуальные потребности;
  • можно протестировать несколько эффективных способов конспектирования, чтобы выбрать для себя наиболее приемлемый из них.

Информация конспектируется обычно в тетрадь. Лучшим выбором являются конструкции со сменными блоками. В них удобнее структурировать информацию с помощью замены или удаления отдельных листов. Неиспользованные страницы в дальнейшем можно перенести в другую тетрадь при необходимости.

Целью конспектирования является сохранение важной информации. Для того чтобы быстро восстановить в памяти лекцию, после нее можно потратить несколько минут на составление плана из ключевых тезисов и вспомнить материал

Спустя некоторое время автору будет полезно перечитать конспект. В процессе следует исправить неточности, выделить основные моменты, дополнить информацию. Затем останется лишь повторить лекцию по памяти.

Рекомендации к написанию

Чтобы правильно законспектировать книгу, нужно знать алгоритм составления конспекта:

определите цели конспектирования;
внимательно прочитайте материал, мысленно разделяя на смысловые блоки, выделяя яркие цитаты и главные мысли автора;
после прочтения книги составьте подробным план, на который вы смогли опираться во время конспектирования;
для наглядности важности тех или иных фраз выделяйте или подчеркивайте предложения;
свои мысли по поводу затронувших вас тем лучше записывать отдельно от конспекта на полях.

Важно понимать, что для человека любой текст изначально – непроработанный материал. Из множества фраз и предложений нужно найти и выделить только те, которые являются наиболее значительными, со смысловым наполнением

Из множества фраз и предложений нужно найти и выделить только те, которые являются наиболее значительными, со смысловым наполнением.

И тогда по прошествии времени, открыв конспект, вы сможете легко вспомнить, о чем была прочитанная вами когда-то книга.

В этом видео вы узнаете об интересных способах самостоятельно учить материал, в том числе и о ведении конспекта:

Начальный этап

От выбора ручки и тетрадки зависит почерк

К лекциям надо предварительно подготовиться и хоршие канцтовары играют здесь важную роль. Нужно подобрать удобные и практичные тетради, блокноты, ручки, текстовыделители. Здесь всё индивидуально. Помните: выбирая канцтовары, отдавайте предпочтение тем, которые вам нравятся, ведь работать с ними намного приятнее. Прикупив новые удобные ручки, сразу хочется испробовать их и сделать несколько записей.

Выбираем тетрадь

Самый лучший вариант – это тетради со сменным блоком. В них удобнее структурировать информацию, можно бесконечно менять листы и легко убирать ненужное. А ещё – необязательно носить стопку тяжёлых тетрадей. Достаточно взять листы и, придя домой, разложить их. Когда мы используем обычные тетради, половина листов часто остаётся неиспользованной. В итоге и тетрадь жалко выкидывать, и для нового предмета её уже не возьмёшь. Тетрадь со сменным блоком решает и эту проблему.

Как вести записи

Применяйте предложенные ниже советы:

  1. Используется разноцветные ручки и текстовыделители, чтобы быстро ориентироваться в записях. Например, выделяйте заголовки одним цветом, а основное содержание – другим. Можно разработать собственную систему цветов. К примеру, зелёным выделяйте определения, жёлтым – даты, синим – примеры, розовым – выводы.
  2. Если это возможно, старайтесь конспектировать от руки. Согласно результатам исследования, это помогает лучше запоминать материал, ведь вы не просто печатаете всё, что слышите или читаете, а формулируете информацию своими словами.
  3. Учитесь сокращать. Например, можно пропускать гласные буквы или использовать значки вместо часто используемых, но не несущих информацию слов, как «который», «если», «потому что».

Важные нюансы

Ведение конспекта

Главное в каждом конспекте – он должен быть удобным и понятным, в первую очередь, вам. Чтобы передать информацию, вы можете использовать самые разные способы или подстраивать уже существующие, под свои потребности. Пробуйте разные методики конспектирования и отмечайте, с какими вам проще и интереснее работать, в дальнейшем используйте именно их. Таким образом, ведение конспекта, из скучного процесса превратится в увлекательное и одновременно полезное занятие.

Сразу после лекции…

Вспомните план лекции или быстро набросайте его в уме, если он не был дан. Мысленно «пробегитесь» по ключевым моментам, которые были озвучены, вспомните интересные примеры и факты. А затем проверьте, всё ли вам удалось вспомнить. Всего 5 минут, но они помогут легко запомнить материал.

Спустя время…

Перечитайте конспект, исправьте все неточности и выделите важные моменты, например, цветными ручками. Затем дополните информацию. Если не хватает места, используйте стикеры. Затем остаётся только повторить лекцию по памяти целиком.

Как писать конспект по истории или иному предмету: фиксирование опорных моментов

Если предстоит переносить на бумагу лекционный материал, составлять конспект «Учиться говорить и писать» или другой книги, принцип здесь один: надо учиться выделять ключевые моменты. Не нужно дословно переписывать все, что успел произнести за время своего продолжительного монолога преподаватель. Это нереально, если не строчить со скоростью света. Опытные лекторы часто сами выделяют в собственной речи главное, начиная в определеннные моменты рассказывать немного медленнее, чтобы предоставить студентам возможность все зафиксировать. Для вникания в подробности существуют учебники, а лекции предназначаются для получения учащимися представления об основных принципах, законах и аксиомах изучаемого.

Виды конспектов

В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.

1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями

Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного

2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.

3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.

4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.

5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.

6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.

Длина конспектов и заметок

Вы делаете заметки на собраниях, которые посещаете, или пишете конспекты текстов, которые читаете? Восьмой принцип работы мозга применим и здесь: не переусердствуйте! Количество слов в вашем конспекте и качество воспроизведения информации взаимозависимы. Интересно, что эта зависимость обратная. Чем больше слов вы запишете, тем больше забудете. Может показаться странным, но этому есть понятное объяснение: когда мы пишем, наш мозг пассивно обрабатывает информацию.

Прежде всего так происходит, потому что вы записываете все подряд, вам некогда вкладывать в материал собственные мысли

Если же вы записываете только ключевые слова, вам приходится отклоняться от оригинального текста и решать, что важно, а что нет

Когда записано много информации, перечитывание становится еще более пассивным. Если ваш конспект состоит из полных предложений, вы легко можете прочитать все содержимое, а это не дает мозгу никакой нагрузки. Если же вы записываете только ключевые слова, то мозгу приходится активно включаться, чтобы их интерпретировать. Так мозговая активность возрастает, что приводит к развитию более сильных связей в памяти. Как вы понимаете, эта концепция связана с пятым принципом работы мозга — «Думайте активно».

Если коротко, чем меньше вы записываете, тем больше запоминаете. Конечно, есть ограничения — вы не можете законспектировать длинный текст, записав одно слово! Возвращаемся к идее нахождения баланса. Если вы записываете слишком много, то упускаете информацию. Но, если вы записываете слишком мало, вы ее тоже не запоминаете.

Реализация этой идеи требует мужества. Вы думаете: «Что если эта техника не сработает и я упущу информацию? Что если я не запомню информацию?» Это понятные опасения. Мой вам совет: не переходите на новую технику сразу, делайте это постепенно.

Простой способ проверить, насколько вам подходит эта техника, — заносить задачи в список дел максимум тремя словами. Вы должны понимать, что помните, что имели в виду, как будто записано полное предложение. Если у вас получилось, переходите к написанию конспектов и заметок в более краткой форме. Начните с записывания информации в формате телеграммы, затем — к заметкам только с помощью ключевых слов.

Поймите меня правильно: иногда действительно нужно записать полное предложение, а короткое предложение будет полезнее, чем отдельные ключевые слова. Но в большинстве случаев постарайтесь писать кратко.

Основные правила конспектирования

Данная информация подходит для всех способов ведения конспектов

Любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы.
Подготовьте все необходимые материалы и принадлежности для ведения конспекта.Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
Конспектирование всегда начинается с даты и названия

Если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк (или начать писать на новой странице): так информация не будет сливалаться.
Самое важное и существенное желательно выделять цветом (например, писать ручкой другого цвета или выделять маркером понятия, определения, примеры и т.п.). Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.Но не стоит перебарщивать с выделением цветом: яркие записи с большим количеством выделений лишь ухудшат восприятие информации. Не стоит выделять каждое слово маркером и использовать много цветов на одной странице

Это помешает вам сконцентрироваться на чтении, да еще потребует время на оформлениеЛучше всего для каждого конкретного цвета придавать конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
Информации всегда много (в учебники или у лектора), но не всегда конкретно по теме. Поэтому вы должны учиться определять наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.К тому же в попытке успеть записать все слова лектора или преподавателя вы рискуете уйти в механическую работу, отключить голову и ничего не запомнить.
Не используйте отдельные листочки для конспектов, ведь их можно легко потерять. Если вы это делаете или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь…. хотя можно нумеровать и складывать листочки в отдельную папку.
Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы.Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации. При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения.
Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в конспекте, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Это же относится и к информации, которую лектор повторяет два и более раза.
Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить краткое описание текста. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии.
В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно — т.е. иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение (об этом есть пример ниже). В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector