Кто такой философ и что он делает
Содержание:
- Философ и рынок труда
- Кто такой философ?
- Перспективность профессии
- Обязанности
- Профессия — Редактор
- Теолог
- Специализация, карьера и перспективы
- Обучение
- Чем занимаются философы? Зачем нужна философия?
- Возможные задачи CPO
- Профессия Философ
- Преподавание философии в школах
- Кафедры
- Где учиться на данную профессию
- Харрисон Форд
- Как поступить на философский факультет
- Как поступить на философский факультет
- Философ
- Так где же работают философы
Философ и рынок труда
Философ может прекрасно состояться в любой профессии, даже не получая второго образования. Все зависит от человека. Это, кстати, тоже стереотип и тоже правдивый. Но состояться в другой профессии — это лишь один из возможных путей для человека, который получает философское образование. Есть люди, у которых доминирует эрос познания: они хотят постичь идею, совершить открытие. Именно эти люди останутся в профессии философа, будут исследователями и преподавателями. От них зависит облик профессии. Страсть к познанию как таковому — это и есть отличие людей науки. Философии, возможно, в особенности. Те молодые ребята, которые в себе это чувствуют, должны идти на философский факультет.
Кто такой философ?
Во все времена людей разных культур занимали вопросы о правилах устройства их окружающего мира, смысле жизни, и так далее. Каждая эпоха рождала людей, которые пытались дать ответы на мучавшие общество вопросы. Первоначально ответы на такие вопросы давались на уровне сочинительства различных сказок, объясняющих то или иное явление природы, свойство человека и так далее. Конкретного автора у этих сказок не было. До нас они дошли лишь в виде легенд, мифов, сказаний, эпоса того или иного народа. Перечень народов, имеющих такого рода коллективное творчество будет огромен и не является целью данной статьи, поэтому приводить здесь его не имеет смысла.
Однако на определенном этапе общественного развития наступает такой момент, когда всем членам общества становится не нужно от рассвета до заката быть занятым добыванием пищи. Это происходит тогда, когда производится и добывается ресурсов больше чем потребляется. Начиная с этого момента, интеллектуально одаренные члены человеческого общества получают возможность и «общественное разрешение» не заниматься производительным трудом, а посвящать все свое время умственным занятиям. Тогда они начинают искать ответы на вопросы, мучающие их современников, если и не всех, то, по крайней мере, наиболее развитую их часть.
Первой страной, положившей начало философии, давшей возможность интеллектуально развитым людям не заботиться о хлебе насущном, а целиком посвятить себя умственному труду, была Греция. Оттуда вышла целая плеяда всемирно знаменитых в наше время философов. И там же родилось название ныне всеми признанной науки – «философия». Этот термин произошел в результате слияния двух греческих слов: 1) «филиа» — любовь, стремление, жажда, 2) «софиа» — мудрость. Таким образом, дословный перевод науки «философия» будет – «любовь к мудрости».
А философ, следовательно, есть тот кто занимается наукой «философия». Кто же он такой философ? Мне приходилось слышать крайне полярные точки зрения в диапазоне от «ученый» до «пустобрёх». Здесь мы дадим такой ответ – философ – это тот, кто пытается найти ответ на следующие группы вопросов, которые в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: 1) Познаваем ли мир? 2) Существует ли Бог? 3) Что такое истина? 4) Что такое хорошо? 5) Что первично: материя или сознание?, и другие вопросы.
Мы можем сделать вывод, глядя на эти вопросы, что в каком-то смысле мы все являемся философами, а многие из нас, находясь в состоянии алкогольного опьянения, частенько воспаряют в философские выси и «изрекают» различные умные мысли, превращаясь в это время в доморощенных Кантов, Гегелей, Сократов, Платонов и Ницше вместе взятых.
Известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев в одной лекции высказал мысль о сущности философии, как о систематизированном сомнении. Иными словами, это наука о том, как сомневаться. Кураев – уважаемый мною человек, поэтому я присоединяюсь к его точке зрения, прибавляя при этом слово «мудрец», и получаю ответ на вопрос о том, кто такой философ, это – сомневающийся мудрец.
Перспективность профессии
Обучение на философском факультете дает фундаментальное образование. Что вы получите, кроме диплома? Выпускник умеет мыслить свободно, обретает критичность, нестандартный подход к привычным вещам, гибкий ум. Он способен принимать креативные решения. Все эти умения, навыки и качества высоко ценятся в любой сфере деятельности.
Следует отметить, что философы зачастую оказываются в лучшей ситуации, чем узкопрофильные специалисты. Ведь полученная в университете специальность со временем может попросту устареть или утратить прибыльность. Тем более сейчас наметилась тенденция к автоматизации. Грядет эра искусственного интеллекта. Многие профессии неизбежно уйдут в прошлое
А вот способность хорошо разбираться в современном мире, уметь определять вещи стратегической важности, быстро овладевать новыми знаниями останутся ценными в любое время и при любых условиях
Обязанности
Философ, числящийся в штате компании, должен обладать определённым набором знаний и навыков, чтобы выполнять предписанные ему обязанности:
- В первую очередь специалист такого плана — это мыслитель. Он занимается решением поставленных перед ним задач. Эта работа даётся ему легче, чем другим людям, благодаря нестандартному взгляду на вещи.
- Этот профессионал выводит компанию, которая его наняла, на новый этап развития. Он может представлять интересы компании в переговорах или помогать в их ведении.
- Это специалист широкого профиля, который при необходимости может выполнять обязанности менеджера, администратора, преподавателя. Его умственные способности позволяют ему быстро обучаться, а затем обучать и вести других.
- Его критичность применима не только в естественных науках, но и в технических дисциплинах. Философ видит суть вещей и понимает принципы их функционирования, поэтому его навыки часто оказываются полезны на инженерных и технических предприятиях.
Профессия — Редактор
Широкопрофильные ВУЗы предлагают обучиться на редактора, специальность так и называется «Редакторское дело», обучение отнимет у вас от 4 до 6 лет. Не рекомендуется получать образование дистанционно, ключевые навыки вами не будут освоены.
Редактор отвечает за содержание контента, который выпускает газета, интернет-издание, радиостанция, телекомпания или издательство
Редакторов примут на работу книжные издательства, журналы и газеты. Возможно, придется начать работу с должности помощника редактора, после чего появится собственное рабочее место. Через несколько лет можно получить повышение до главного редактора.
Редактор вычитывает тексты, находит лексические ошибки, отправляет материал на доработку
Важно, чтобы статья удерживала читателя
Профессия предполагает готовность к кропотливому труду, пропущенная ошибка может стоить рабочего места.
Есть возможность работать на фрилансе, распространяя свои услуги через интернет.
Теолог
Теолог-религиовед изучает философию, богословие, лингвистику, историю, искусствоведение. Его знания и экспертное мнение нужны в различных организациях. Например, знаток истории религий или религиозного искусства понадобится в научно-исследовательском центре. Востребованы специалисты по вопросам религии в СМИ, общественных организациях, посольствах и даже в органах госбезопасности. Но в основном теологи работают в церквях, костёлах, мечетях, синагогах. Для поступления необходимо сдать «комплект» ЦТ «язык + общество + история Беларуси». Институт теологии есть только в БГУ. Проходные баллы на бюджет в прошлом году были от 223. Учиться необходимо 4 года.
Специализация, карьера и перспективы
Наличие специального образования в этом случае не обязательно. Профессионально значимые качества философа могут быть приобретены в процессе самообучения. Считается, что человек, который развил в себе качества, достаточные для этой деятельности, имеет больше перспектив, чем тот, над которым работали преподаватели.
Так как этот специалист должен в первую очередь уметь поглощать и обрабатывать информацию, самообразование демонстрирует его способность это делать. Построить достойную карьеру может тот профессионал, который проявляет инициативу и способствует развитию компании, на которую он работает.
Рост и повышение в этом случае могут происходить не строго по иерархии специальности. Часто философы в качестве повышения получают должность в другой отрасли производства — например, из менеджера вырастают в главного администратора. Сколько времени уходит на личностный рост — зависит от самого работника.
Обучение
Для того чтобы преподавать философию и заниматься ей профессионально, необходимо профильное высшее образование. Учиться можно в таких вузах, как: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.
Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest
Чем занимаются философы? Зачем нужна философия?
Я бы сказал, что философия нужна для того, чтобы учиться ставить новые вопросы и самостоятельно отвечать на них, чтобы учиться видеть неочевидное в том, что кажется очевидным. Много тысяч лет людям, к примеру, казалось очевидным, что Солнце вращается вокруг Земли и никак иначе. Эмпирически доказано. А тут античные филсоофы пришли и такие: а что, если мы попробуем так? А если вот так? А если ещё по-другому? Может и не Земля вовсе в центре мира? И примечательно, что все эти вопросы не прошли напрасно — Коперник ссылается именно на античные пифагорейские математические модели в качестве обоснования возможности строить различные модели вселенной.
Иными словами, философия, как верно замечал советский философ Мераб Мамардашвили, начинается там, где Вы заканчиваете делать то, что Вы делаете, и начинаете спрашивать себя: зачем я это делаю? почему я это делаю именно так, а не другим способом? и т.д. Для кого-то это может показаться бесполезным отрывом от реальной работы, но, с другой стороны, сам уход в конкретную деятельность можно рассматривать как бегство от реальных проблем, от своей неспособности всерьез сталкиваться с более глубокими вопросами. А без такого столкновения никакой прогресс невозможен.
Проще говоря, философия создает интеллектуальную среду, позволяющую обществу рефлексировать по поводу самого себя, своих убеждений и т.д., нащупывать новые точки развития. Любой прогресс в той же науке начинается с появления новых философских идей. Посмотрите на теорию Дарвина, к примеру, — ей предшествовала эпоха немецкого идеализма, который вынес на первый план идею развития, прогресса, качественного, а не просто внешнего, механического (как у Ламарка, который плоть от плоти Просвещения), изменения в природе. Советской космической программе предшествовал целый ряд философов-мечтателей вроде Федорова и Циолковского. За экономическими успехами современного Китая лежит возвращение к конфуцианской этике и развитие современного китайского марксизма. Научным успехам США предшествовало в XIX веке рождение американского трансцендентализма и прагматизма.
Эти примеры я могу умножать до бесконечности, но проще задать другой вопрос — сколько Вы сможете назвать стран, в которых бурному и плодотворному развитию науки не предшествовало бы складывание и развитие философских традиций?
И это только половина истории. Вторая половина состоит в том, что философия критически важна для социального прогресса. Философские идеи в буквальном смысле меняют наше общество. Например, Просвещение принесло нам идеи естественного права (основа доктрины прав человека), общественного договора (государство наделяют полномочиями люди и только люди, нет никакой объективной власти государства — а следовательно, государство, нарушающее договор, нелегитимно и может быть демонтировано — а это основа для Французской революции, Американской революции и т.д.), разделения властей и т.д. В ХХ веке идеи Льва Толстова, в частности, о «непротивлении злу силою», вдохновляли Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга (The Guardian, например, пишет о том, что они считали Толстова «моральным героем») — а уж о том, как они изменили современный мир, я думаю, говорить не стоит.
Иными словами, быть может, философия за всё время своего существования так и не дала ни одного окончательного ответа на свои вопросы, зато постановка и дискуссия по этим вопросам, равно как и сама культура дискуссии, изменили наше общество к лучшему. И если Вы благодарны кому-то за отмену крепостного права, равноправие полов, развитие науки и т.д. и т.п., то благодарить за это надо, прежде всего, именно философию.
Ну и парочка статей в тему вопроса:
- Как и где могут найти себя выпускники философских факультетов? (Российская газета, 2015)
- Зачем изучать философию, если на ней не заработать? (Newtonew, 2017)
Возможные задачи CPO
-
Помощь в планировании, построении долгосрочных программ развития, формировании методологической базы
-
Интеграция ценностей и норм в работу компании
-
Концептуализация, проблематизация, вопрошание, рефлексия
-
Этический анализ
-
Проверка деятельности на соответствие ценностям и нормам
-
Помощь в формулировке целей и задач, обнаружение ограничений и ресурсов
-
Составление, проверка образовательных программ
-
Составление, проверка этического кодекса
-
Индивидуальное консультирование
-
Диагностика и корректировка мыслительной деятельности
-
Создание, определение, проверка методов и инструментов
-
Обучение таким навыкам, как слушание, вопрошание, понимание, рефлексия
Возвращаясь к Г .П. Щедровицкому, отмечу обязанности, которые он видел для оргуправленца. По его мнению, философ в компании должен быть методологом, чтобы выстраивать отношения и процессы согласно своим идеям.
«…размышлять, определять стратегические и перспективные линии» (с. 109), «должен иметь ясную голову и держать определенную цель. При изменении условий — менять цели, перестраиваться» (с. 126). Оргуправленец «имеет за своей спиной принятые в данном сообществе методы и способы работы. В тот момент, когда сообщество заходит в тупик, он должен выйти в рефлексивную позицию, рассмотреть, как здесь работают, и описать саму работу — это и есть анализ ситуации. Потом он должен начать смотреть вперед… должен увидеть то, чего еще нет. Он должен это увидеть в воображении, или сконструировать как идеальный объект» (с. 149–150).
Профессия Философ
В чем суть профессии Философ?
Философы имеют дело с духовными основами и условиями существования человека. Это востребовано, например, в области редакционных, общественных отношений, образования для взрослых или науки и образования.
От публикации к общественным отношениям
В издательствах философы ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Философы пишут, например, специализированные статьи или отчеты для издательств, телевидения, радио или других средств массовой информации, исследования для материалов на философские и культурно-исторические темы и в качестве, например, научных журналистов или журналистов готовят материалы на философские и другие социально значимые темы для широкой аудитории. Для деятельности в журналистике обычно в дополнение к завершенному образованию философа необходима стажировка или соответствующая практическая журналистская квалификация.
В образовании для взрослой аудитории философы разрабатывают и проводят непосредственно мероприятия по философским, культурным или культурно-историческим темам. Они также могут начать свой бизнес с философской практикой и консультациями клиентов. Темы варьируются от карьерных решений и целей до личных проблем, таких как конфликты пары, с более абстрактными вопросами о нравственности или осмысленности. Философский диалог стоит на переднем плане: соответствующая проблема отрабатывается с точки зрения причины и мышления.
Деятельность в области общественных отношений, например, связана с подготовкой пресс-конференций и дат и написанием пресс-релизов.
Для руководящих должностей часто требуется степень магистра.
В научных исследованиях и образовании
В академических исследованиях философы занимаются субдисциплинами, такими как онтология и метафизика (смысл и цель бытия), когнитивные и научные теории, логика и этика. Кроме того, существуют и другие области, такие как философия религии, философия права или философия истории. Философы анализируют и интерпретируют исторические и современные труды философских авторов, получают обзор литературы, делают ссылки и развивают теории дальше. Они сравнивают и оценивают теории с точки зрения их убедительности и обобщаемости. В основном речь идет о понимании человеческого существования и основных возможностях познания и понимания.
Философы формулируют и сохраняют результаты исследований в статьях или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о своих находках и достижениях. В лекциях они передают знания студентам, контролируют научную работу и принимают экзамены.
Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра и докторская степень.
Преподавание философии в школах
В российских государственных школах философию пока не преподают. Есть факультативные курсы по истории философии в некоторых частных школах. Но выпускники-философы могут вести уроки по таким предметам, как «Основы религиозной культуры», «Основы светской этики», «Мировая художественная культура», а также разрабатывать и вести факультативы по гуманитарным предметам.
В процессе изучения философии школьники могли бы научиться грамотно вести дискуссии по различным вопросам, осмысленно подходить к решению проблем человеческого бытия
Это особенно важно в максимально автоматизированном мире 21-го в. Но, чтобы преподавание было качественным, нужно решить проблему учебников и подготовки (или переподготовки) преподавателей
Ведь учить школьников и студентов одинаково не только невозможно, но и бессмысленно.
Кафедры
- Кафедра логики. Создана в 1947 году, первая кафедра логики в истории СССР. Заведующие: П. С. Попов (1947—1948), В. И. Черкесов (1948—1957), В. Ф. Асмус (1957—1958), М. Н. Алексеев (1958—1965), И. С. Нарский (1965—1966), А. А. Зиновьев (1967—1968), А. А. Старченко (1968—1982), Ю. В. Ивлев (1982—2003), В. И. Маркин (с 2003).
- Кафедра истории и теории мировой культуры (заведующие акад. Вяч. Вс. Иванов, А. Л. Доброхотов, Т. Ю. Бородай, В. К. Шохин, А. А. Кротов)
- Кафедра онтологии и теории познания (в 1960—1993 годах — кафедра диалектического материализма, в 1993—2000 годах — кафедра теоретической (или систематической) философии). С 1998 по 2020 год заведующим кафедрой был декан философского факультета МГУ (1998—2020), доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАН В. В. Миронов . С ноября 2020 года и.о. заведующего кафедрой стала доктор философских наук, профессор З.А. Сокулер.
- Кафедра социальной философии и философии истории (зав. кафедрой К. Х. Момджян)
- Кафедра философии и методологии науки (зав. кафедрой В. Г. Кузнецов)
- Кафедра этики. Была учреждена в 1969 году и стала первой специализированной кафедрой этики в стране. Первый заведующий профессор С. Ф. Анисимов. Зав. кафедры — А. В. Разин.
- Кафедра эстетики (и. о. зав. кафедрой Кондратьев Е. А.)
- Кафедра истории русской философии (в 1955—1988 годах называлась кафедрой истории философии народов СССР, в 1988—1991 годах — кафедрой истории отечественной философии; создана в 1943 г. по инициативе М. Т. Иовчука, заведующие: 1943—1947 М. Т. Иовчук, 1947—1983 И. Я. Щипанов, 1983—1985 и. о. В. В. Богатов, 1985—1992 В. А. Кувакин, c 1992 М. А. Маслин)
- Кафедра истории зарубежной философии (образована в 1939 г. в МИФЛИ как кафедра истории философии, с 1943(4?) кафедра истории западноевропейской философии, с 1950-х кафедра истории зарубежной философии; заведующие: 1939-40 акад. Г. Ф. Александров, 1940-44 Б. С. Чернышев, 1944-48 В. И. Светлов, 1949-68 акад. Т. И. Ойзерман, 1968-85 Ю. К. Мельвиль, 1985—2004 А. Ф. Зотов, с 2004 г. В. В. Васильев)
- Кафедра философии религии и религиоведения (зав. кафедрой О. Ю. Бойцова)
- Кафедра философской антропологии (зав. кафедрой Гиренок Ф. И.)
- Кафедра философии политики и права (зав. кафедрой Е. Н. Мощелков)
- Кафедра философии языка и коммуникации (зав. кафедрой А. А. Костикова)
- Кафедра философии образования (зав. кафедрой Е. В. Брызгалина)
- Кафедра философии гуманитарных факультетов (Возникла в 1953 году. Вначале именовалась кафедрой диалектического и исторического материализма, затем кафедрой марксистско-ленинской философии, пока не получила нынешнее название. Обеспечивает преподавание философии на историческом, юридическом, филологическом, экономическом, психологическом факультетах, а также на факультетах журналистики, иностранных языков и государственного управления). Первый заведующий З. Я. Белецкий: также кафедрой руководили Д. М. Угринович и др. Ныне заведующий — А. П. Алексеев.
- Кафедра философии естественных факультетов (зав. кафедрой В. А. Шапошников)
Где учиться на данную профессию
Закончить философский факультет можно в гуманитарных или любых других крупных высших учебных заведениях, так как этот профиль является классическим. Сегодня по этой направленности существует много различных специальностей и программ, помогающих студентам попробовать себя в профессиональной среде, предусмотрены практики и стажировки во время обучения. Образование осуществляется по программе бакалавриата (очная – 4 года, очно-заочная 5 лет), после окончания которого можно закончить магистратуру (2 года).
Москва
МГУ (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Философский факультет
Направления: Философия, Религиоведение, Культурология, Реклама и связи с общественностью, Политология
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ, абитуриент должен сдать дополнительный письменный экзамен по обществознанию
Проходной балл: 328
ГАУГН (Государственный академический университет гуманитарных наук)
Факультет философии
Выпускающие кафедры: Философской и политической мысли Востока, Эпистемологии и логики, Философской компаративистики, Философии науки и техники, Истории философии, Метафизики и сравнительной теологии, Социальной философии
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 219
РУДН (Российский университет дружбы народов)
Философский факультет
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 246
РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)
Философский факультет
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 244
Санкт-Петербург
СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет)
Философский факультет
Направления: Религиоведение, Конфликтология, Прикладная этика, Культурология
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 252
Поступить в философский университет можно и после получения первого высшего образования, что поможет структурировать мышление и обрести навык работы с информацией.
Харрисон Форд
Будущий Индиана Джонс и Хан Соло учился на факультете философии и английского языка в колледже Рипон, штат Висконсин. Главными научными интересами Форда были трансгрессивный потенциал вина
и феноменология алкогольного опьянения. Проще говоря, вместо учёбы он бухал по-чёрному, из-за чего
на последнем курсе его отчислили, не дав защититься.
Профессор философии Уильям Тайри, преподававший у Форда и ставший его другом, пытался образумить своего студента, но не преуспел. Позднее, когда Харрисон взялся за ум и стал известным актёром, он отдал дань уважения Тайри, настояв на том, чтобы в сценарий фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» внесли изменения. Герой Форда в этой картине произносит такую фразу:
Тайри вспоминал, что был удивлён и растроган, когда при первом просмотре «Индианы Джонса» услышал своё имя.
Уильям Тайри
Позднее колледж предложил Харрисону Форду «почётную степень», но актёр от неё отказался. А в коридоре этого учебного заведения появились два знака. На одном написано «Истина», и указывает он на кабинеты, в которых преподают философию. На втором – «Факты». Он показывает на третий этаж, где раньше находилось отделение археологии.
Кстати, история жизни Уильяма Тайри не менее интересна, чем приключения героев Форда. Он родился в 1917 году в США, изучал философию и теологию в Эдинбурге и Кембридже, во время Второй Мировой войны служил капелланом на флоте, побывал во многих странах, занимался пением, танцами и катанием на коньках. Доктор Тайри ушёл из жизни 2 января 2016 года в возрасте 98 лет. Его похоронили в родном Иллинойсе с воинскими почестями.
Как поступить на философский факультет
Поступление в вузы проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Нужно представить документы с баллами по истории, русскому языку, обществознанию. В некоторых вузах обязательным предметом при поступлении является иностранный язык.
В престижных вузах, где конкурс традиционно большой, нужно еще сдать дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по обществознанию. Конкретную информацию абитуриент всегда может найти на сайте вуза, в который он решил поступать.
Практически во всех вузах обучение начинается с программы бакалавриата, которая длится 4 года. Продолжить обучение можно в двухгодичной магистратуре, не обязательно в том же вузе. С дипломом магистра можно поступать в аспирантуру и готовить кандидатскую диссертацию по выбранной теме, согласованной с научным руководителем.
Как поступить на философский факультет
Поступление в вузы проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Нужно представить документы с баллами по истории, русскому языку, обществознанию. В некоторых вузах обязательным предметом при поступлении является иностранный язык.
В престижных вузах, где конкурс традиционно большой, нужно еще сдать дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по обществознанию. Конкретную информацию абитуриент всегда может найти на сайте вуза, в который он решил поступать.
Практически во всех вузах обучение начинается с программы бакалавриата, которая длится 4 года. Продолжить обучение можно в двухгодичной магистратуре, не обязательно в том же вузе. С дипломом магистра можно поступать в аспирантуру и готовить кандидатскую диссертацию по выбранной теме, согласованной с научным руководителем.
Философ
Почти для всех абитуриентов философский факультет является своего рода «темной лошадкой». Возникает вопрос: какие преимущества дает философское образование в процессе поиска работы?
Прежде всего следует понять, что после философского факультета выпускник не становится философом в полном смысле слова. Философ – это не профессия, сводящаяся к набору знаний и умений. Это определенный тип мышления и миропонимания. Философом можно стать, и для этого необязательно оканчивать философский факультет. Тогда что может дать такое образование в современном мире?
Исторически философские факультеты готовили и продолжают готовить в первую очередь преподавателей, педагогическую элиту страны. Получив степень бакалавра, выпускник имеет право преподавать в средних и средних профессиональных образовательных учреждениях. Степень магистра дает возможность претендовать на пост преподавателя вуза. А это прямой путь к академической карьере.
В то же время понятно, что далеко не каждому абитуриенту профессия преподавателя интересна. Но это вовсе не значит, что философский факультет для него закрыт. На вопрос «где работают выпускники философского факультета?» самым простым и честным ответом является – «везде».
Философское образование – это фундаментальное образование, которое дает умение свободно мыслить, учит критичности, нестандартным подходам к обыденным вещам, развивает гибкость ума и способность к креативным решениям. Эти качества ценятся в любой сфере, какую бы ни избрал для себя выпускник. Также данное образование не является чисто гуманитарным, но включает естественно-научные дисциплины.
При этом выпускники философского факультета нередко оказываются даже в лучшем положении, чем более узкие специалисты. Приобретенная однажды специальность может устареть или стать неприбыльной. Но способность ориентироваться в современном мире, умение выделять стратегически важные вещи, осваивать новые знания остаются ценными во все времена.
Выпускники философских факультетов работают в сферах, связанных с переводческой и редакторской деятельностью, аналитикой в области культурной политики и СМИ, реализацией медийных и арт-проектов, в журналистике, политической сфере, бизнесе и творческих профессиях.
Получить философское образование можно практически во всех крупных университетах России, среди которых ведущими являются философские факультеты таких университетов, как МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, РУДН, СПбГУ и УрГУ.
Выпускники школ или бакалавры часто стоят перед возможностью продолжить обучение на философском факультете. Чтобы сделать этот жизненный выбор, необходимо понимать, в чём заключается суть профессии философа и на что можно рассчитывать, отдавая себя этой специальности.
В статье будут рассмотрены основные обязанности философа на рабочем месте, возможные места работы, востребованность профессии и основные требования к владеющему ей человеку.
Так где же работают философы
Кем работать выпускнику-философу зависит от многих факторов. В частности, большую роль играют зарплатные ожидания выпускника, область его научных интересов, опыт работы, например, во время студенческой практики.
Обязательного трудоустройства выпускников вузов сейчас нет. Каждый выпускник может самостоятельно определить профиль будущей деятельности. Это не обязательно философия. Есть много смежных направлений. Так, на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова есть такие направления, как философия, религиоведение, культурология, реклама и связи с общественностью. Студенты могут пройти специализацию на одной из 16 кафедр по таким современным направлениям, как логика, философия и методология науки, философия политики и права и многим другим.
Традиционное место трудоустройства философов – учебные заведения различного профиля (вузы, школы, колледжи). Те, кто чувствует склонность к исследовательской работе, могут трудоустроиться в Научно-исследовательские институты (НИИ) философского профиля. Наиболее известен исследованиями в области философии Институт философии РАН.
Научно-исследовательскую работу ведут подразделения вузов. Например, в Санкт-Петербургском педагогическом университете им. А.И. Герцена есть Институт философии человека. Это не только учебное, но и научное учреждение. В частности, в составе Института есть исследовательский центр ювенальной философии, который занимается проблемами преподавания философии детям и подросткам.
Институт философии человека издает альманах Vita Cogitans, который бесплатно публикует научные статьи по философии студентов и аспирантов.
Еще одна область применения философских знаний – аналитическая работа и проведение экспертизы проектов. Еще в середине 20-го в. появилось такое направление, как аналитическая философия. Сильные научные школы в этой области сложились в Кембридже и США.