Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Мы раскрываем все секреты профессии мастера ногтевого сервиса

Большинство мастеров ногтевого сервиса хотят расти и развиваться. На определенном этапе происходит пресыщение работой с клиентами и хочется чего-то нового.

Вариантов развития карьеры мастера ногтевого сервиса больше, чем кажется.

Сходу могу перечислить семь путей:

  1. Открытие собственного салона.
  2. Открытие собственного магазина.
  3. Открытие представительства компании.
  4. Участие в показах мод / фотосессиях.
  5. Конкурсная карьера.
  6. Автор статей для журналов.
  7. Технолог и преподаватель по маникюру / наращиванию ногтей.

Последний пункт этого списка — преподаватель по моделированию ногтей, самый популярный и при этом один из самых сложных. Научиться делать ногти хорошо не так сложно по сравнению с тем, как научить этому других.

Эта работа требует в пять раз больше терпения и усидчивости, крепких нервов и готовности посвятить ей много времени. Однако и награда высока.

Путешествия по миру, знакомства с интересными людьми, обмен опытом, благодарные ученики. Каждый день не похож на предыдущий, иногда, просыпаясь в самолете, не сразу вспоминаешь куда мы летим.

Однажды я писала в блоге запись об одном дне из жизни судьи ногтевых чемпионатов, где подробно по часам описала свою поездку в Казань.

Меня давно просили сделать что-то подобное, чтобы мастера, которые задумываются о карьере судьи смогли представить, как это выглядит «за кулисами».

Сегодня я расскажу вам что представляет из себя профессия преподавателя ногтевого сервиса, чтобы вы смогли «примерить» ее на себя.

Вам НЕ стоит становиться преподавателем по наращиванию ногтей, если вы:

#1. Не любите дорогу, путешествия, поезда, самолеты. Этого будет очень много.

Иногда мне приходится собирать вещи для поездки, которая будет только через месяц, потому что у меня не будет перерыва между тремя командировками. Только три часа дома, чтобы принять душ, переодеться и сменить чемодан.

#2. Не готовы к постоянным неудобствам. Стол, за которых вас посадят работать может сильно шататься, может не быть настольной лампы, привычных материалов и удобного стула. Модель к вам сядет с самыми сложными руками и вы, скорее всего, не поймете, о чем она просит, потому что язык незнакомый.

#4. Не готовы к публичности. В отличие от работы мастера ногтевого сервиса, где вы можете спокойно сидеть целый день в маске и работать с клиентами, не думать о макияже и одежде, работа преподавателя подразумевает постоянное общение с большим количеством людей. Здесь вы не сможете быть «сапожником без сапог» и поехать на презентацию с ногтями, которые просят коррекции. Вам нужно постоянно хорошо выглядеть и заряжать энтузиазмом других, даже если вы только что сменили 3 часовых пояса и большего всего мечтаете о том, чтобы снять неудобные туфли и лечь спать хотя бы на сутки.

#5. Не любите общение. Мастера ногтевого сервиса могут быть необщительными и при этом достаточно успешными, преподаватели — вряд ли. Ваша работа — это передавать свои навыки и умения другим, а для этого нужно постоянно быть на связи со своими учениками.

Если все вышеперечисленное вас не пугает и вы все равно полны решимости покорить олимпы преподавательского искусства, я с удовольствием расскажу как это сделать!

Советы начинающим преподавателям

Важно не перегибать палку и в строгости, и в дружеском общении со студентами

Любой неопытный работник совершает ошибки. Ниже приведены несколько рекомендаций для того, чтобы неприятных ситуаций возникало меньше:

Отношение к работе. Ни в коем случае нельзя относиться к преподавательской деятельности только как к средству для заработка. Чтобы увидеть плоды своего труда, нужно эмоционально вкладываться в процесс работы.
Стиль общения с обучающимися

Здесь важно найти золотую середину. Не стоит общаться с учениками слишком жестко

Но важно не перегибать палку и в дружеском общении.
Бессмысленно ждать хорошего поведения ото всех учащихся. Такого не бывает. В любом классе или группе будут трудности с поведением некоторых учеников. Преодолеть их поможет знание психологии и понимание других людей.
Многие педагоги плохое поведение учеников принимают на свой счет. В большинстве случаев это ошибка. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что любой человек иногда совершает плохие поступки.
Честность. Преподаватель всегда должен подавать хороший пример своим подопечным. Быть честным – это обязанность любого педагога.
Естественность. Никогда не нужно стараться быть кем-то. С учениками следует всегда быть собой.
Нужно всегда помнить о том, что преподавание – это не только передача знаний. Не последнюю роль играет построение дисциплины, внеклассная работа, общение, атмосфера на занятиях.
Хорошее чувство юмора и оптимизм. Преподавателей, обладающих такими качествами, ученики ценят особо. После выпуска их вспоминают с теплотой и улыбкой. Плюс это проверенный способ найти подход к обучающимся.
Важно не забывать и про собственное развитие. Не стоит ограничивать себя одним преподаванием.
Нельзя навязывать студентам свое мнение по какому-либо вопросу. Их точка зрения может отличаться. Они имеют на это право.
Всегда нужно сохранять спокойствие. Учащиеся могут вывести из себя. Но преподавателю необходимо уметь управлять эмоциями.
Важно быть требовательным. Иначе студенты подумают, что можно не прилагать усилий к обучению.
Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку.
У преподавателя должна быть вера в способности каждого ученика. Если кто-то не проявляет интереса к обучению, стоит поискать к ним другой подход.

Совсем не совершать ошибок, конечно, не получится. Но все придет с опытом.

Многие люди так и не рискуют пробовать себя в преподавательской деятельности из-за страхов, сомнений, неуверенности. Но стать преподавателем может любой, кто чувствует, что это его призвание.

В этом видео вы узнаете, как стать классным преподавателем:

Отдушина

Чтобы не сойти с ума, нам в трудных обстоятельствах нужна какая-то отдушина. К сожалению, довольно распространён вариант с употреблением преподавателями алкоголя. Не стоит здесь говорить о пагубности такого увлечения. Лично у меня увлечением на многие годы стало олимпиадное программирование. Я не только сам им занялся (в 33 года-то!), но и смог привлечь к нему некоторое количество студентов. Благодаря подготовке к участию в олимпиадах я ощутимо повысил свой профессиональный уровень (Кормен и Скиена способствуют), завёл друзей из числа студентов, многие из которых уже выпустились и работают по профессии. А благодаря поездкам на олимпиады я впервые побывал во многих городах России и не только. Правда в последние годы университет стал отказывать в финансировании командировок, и мы вынуждены были сократить программу поездок до минимума, при этом часть поездок оплачивали из своего кармана. Ещё в последние три года я занимался со студентами робототехникой, нам удалось даже достичь в этой области некоторого успеха, несмотря на то что мы не имели специальной подготовки. Но это увлечение оказалось чрезвычайно затратным, и от него пришлось отказаться. В любом случае было очень весело, это была настоящая отдушина. Пожалуй, это единственное приятное воспоминание от работы в вузе.

Но хочу предупредить Вас о следующем. Во-первых, не питайте иллюзий, что Ваше увлечение разделят с Вами многие. Нет, хорошо, если найдётся хотя бы несколько человек! Во-вторых, за Вашу деятельность со студентами Вам не оплатят и аудиторную и методическую нагрузку не снизят. Единственное на что можно попытаться рассчитывать, это, в случае успеха и интереса со стороны начальства, получить от них некоторую степень лояльности и снисхождения к Вашим немощам… Не забывайте также про невосполнимый и дорогой ресурс: про Ваше время.

Что нужно, чтобы стать педагогом (преподавателем)?

Роль учителя сложно переоценить, ведь какую бы специальность не избрал человек, повзрослев, его образование и вторичная социализация начались в школе, где именно преподаватели направляли и поддерживали его от первого и до последнего звонка.

Что же необходимо для того, чтобы стать педагогом в школе, одним из тех людей, от которых зависит образование и воспитание целых поколений?

Кажется, что в первую очередь, нужно самое очевидное — образование. Но учитель – это не только «передатчик знаний», это еще и понимающий специалист, педагог. И пусть говорят, что чужих детей не бывает, но все-таки любовь не к своим детям, желание работать с ними, учить, понимать и совместно со знаниями, нести еще и заботу – это основа работы в профессии преподавателя.

И, конечно же, невозможно стать учителем в школе по русскому языку, не имея для этого знаний по русскому, нельзя стать преподавателем истории, не обладая для этого высокими знаниями истории России и мира. Поэтому потребуется еще и глубоко учиться тому, чему хочется учить.

Нужен будет диплом со специализацией по преподаваемому предмету. Учителю химии надо иметь свою специализацию, а преподавателю экономики будет нужно получить свою.

Основная часть

Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.

Опирайтесь на опыт студентов.

Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.

Чередуйте активности, чтобы удерживать фокус внимания аудитории.

Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.

Давайте обратную связь.

После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста. Пригласите коллегу вести занятие с вами

Пригласите коллегу вести занятие с вами.

Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.

Экономика образования

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Нагрузка

Средняя аудиторная нагрузка на ставку 900 часов. При равномерном распределении часов на весь учебный год это где-то по четыре-пять дней по две-четыре пары. Рабочая же неделя преподавателя шесть дней. Думаете остальные часы и дни Вам достались даром, и можете в них делать что хотите? Хоть отдыхать, хоть работать ещё где-то?

Это не так. Кроме непосредственно проведения занятий Вы должны готовиться к лекциям, писать конспекты, методички. Проверять курсовые проекты и работы, контрольные работы. А ещё есть такая страшная вещь как Полный Методический Комплект, коротко ПМК. Это такая папка на каждый предмет, в которой должны лежать документы, подготовленные по стандартам министерства и вуза, и эти документы будете оформлять и наполнять информацией Вы! Эти папки будут периодически, несколько раз в год, проверяться разными комиссиями, и если будут обнаружены недостатки, а они обязательно обнаружатся, то Вы не только будете наказаны, но ещё будете их исправлять. А по прошествии небольшого количества времени Вам придётся всё переделывать, потому что изменились стандарты и шифры, или даже всё выбросить, потому что такого предмета больше нет, и начать с нуля, потому что на голову упал совершенно новый предмет, раннее не существовавший в природе. А теперь помножьте всё это на количество разных предметов, которые Вы будете вести (обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов)… (Количество ведомых вами предметов будет зависеть от контингента обучающихся. Чем больше студентов, тем больше часов по одному конкретному предмету. Также кроме лекций и практикумов есть практики, курсовые. Это тоже часы, и их объём также зависит от числа студентов. 3 июля 2020.)

Вполне вероятно, что по финансовым соображениям Вы будете работать более чем на ставку. А значит на отдых времени будет оставаться меньше. А за работу над проектами или по профессии вообще забудьте. Выспаться бы…

Особенности репетиторства

Для того чтобы стать частным учителем, необязательно иметь педагогическое образование. Достаточно хорошо разбираться в школьных предметах. Студент профильного языкового факультета со специализацией в английском языке определенно хорошо знает предмет. Этого хватит для того, чтобы работать с людьми, которые хотят получить начальные знания.

Репетитор нужен не только школьникам. Взрослым людям тоже может понадобиться преподаватель. Например, для ведения бизнеса некоторым нужны хорошие знания по иностранному языку или бухгалтерскому учету. Но такие предметы требуют серьезной подготовки от учителя.

Преподаватель может потребоваться и дошкольникам. Обычно это подготовка к школе, развитие высших психических функций и коррекция разных нарушений. Подобная работа подойдет логопедам, дефектологам и воспитателям. Они владеют специальными методиками обучения, и это позволяет им эффективно заниматься.

Нельзя однозначно определить, сколько зарабатывает репетитор, так как все зависит от того, какой предмет он преподает, и от места проживания. В Москве можно получать примерно 50000−100000 рублей, в регионах около 15000−20000 рублей. Стоит учитывать, что в летнее время спрос на услуги учителей падает.

Плюсы работы репетитором:

  • свободный график;
  • востребованность;
  • легче заниматься с одним учеником, чем с целым классом;
  • нет необходимости отчитываться перед директором или завучем.

Варианты работы

Чаще всего репетитор ездит на дом к ученику. Такая работа сопряжена с определенным риском, так как человек не может быть уверенным в своей безопасности. Поэтому лучше сообщать близким людям контакты клиентов.

Не всегда в чужом доме есть все условия для работы. В некоторых случаях придется заниматься на кухне или в зале. Некоторые родители могут контролировать занятие или мешать его проводить. Придется тратить время на дорогу, и в крупных городах на это может уходить по 1−2 часа.

Некоторые репетиторы предпочитают приглашать учеников к себе домой. В таком случае потребуется правильно подготовить комнату для занятий. Она должна быть светлой, оборудованной хорошим письменным столом

В помещении ничто не должно отвлекать внимание учеников. Недостаток такого варианта — не всем комфортно приглашать незнакомых людей к себе.

С каждым годом становится популярным новый формат обучения через «Скайп». Программа позволяет пользователям бесплатно созваниваться и общаться без ограничений по времени. Подобные занятия можно провести с учеником, который находится в другом городе или стране. Онлайн-репетиторство постепенно получает популярность, и разные обучающие курсы все чаще проводят посредством дистанционных технологий.

Найти учеников для репетиторства достаточно просто. Для этого нужно разместить объявления на интернет-сервисах. Можно рекламировать услуги через социальные сети. Учеников стоит искать и через знакомых, так как многие предпочитают выбирать специалиста по рекомендациям друзей.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Сближение со студентами

С одной стороны, дистант лишил преподавателей живой связи со студентами. С другой — а много ли общения было во время офлайн-обучения, если говорить о неформальных человеческих отношениях? Обычно ведь как: преподаватель отчитал лекцию, провёл семинар — и ушёл. Мало кто успевает поинтересоваться жизнью своих студентов, их интересами, планами, рассказать что-то о себе, подробнее поговорить о будущей профессии, хотя это очень сближает. Онлайн-формат, как ни странно, дал шанс наладить более неформальное общение. А если контакт установлен, он не пропадёт и после возвращения в офлайн.

Часто после занятия я завершала запись, но ребята ещё оставались поболтать со мной о новостях, о жизни. Мы подружились.

Марина Коротина,

преподаватель факультета систем управления и робототехники, Университет ИТМО

А ещё дистант дал студентам возможность научить своих преподавателей тому, чего те не умели, а преподавателям помог взглянуть на своих подопечных другими глазами. Это тоже способствовало налаживанию контакта.

Мне кажется, мы стали ближе со студентами, потому что они лучше приспособлены к коммуникациям в цифровой среде, и мы могли учитывать их опыт в применении цифровых инструментов, их пожелания в выборе каналов коммуникации.

Елена Гаврилова,

преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО

Многим преподавателям пришлось во время онлайн-эпопеи проявлять находчивость и креативность, искать новые форматы подачи материалов и взаимодействия с учащимися. Это, в свою очередь, помогло студентам увидеть педагогов в новом свете.

Дистанционное обучение позволило мне раскрыть свой творческий потенциал. Я реализовала давнюю идею — обучение через Instagram.

Анастасия Павлова,

преподаватель факультета биотехнологий Университета ИТМО

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)

Лекции

Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной.

В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст.

Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни.

Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать. Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!). Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии. Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй — на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно.

Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на не слушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором.

4 типа «вечных» студентов с плохими шансами найти работу

Распространённый вид с полным отсутствием мотивации к учёбе. Типичное поведение – прогул лекций, игнорирование учебного процесса, в результате чего трудности на сессии. В редких случаях на экзаменах лентяй раскрывает свой потенциал, проявляет харизму и сообразительность. Чаще всего этот вид не вникает в профессию и не думает о будущем. Результат прозаичен: без навыков, знаний и опыта сталкивается с трудностями в поиске работы, хотя, что мешает сильнее – привычная лень искать или скудная подготовка – вопрос спорный.

Мужские особи встречаются редко. Этот вид ходит на лекции и семинары, зубрит материал и хорошо сдаёт экзамены. Он делает всё, что ему скажут родители — своих же мыслей о будущем не имеет. Его цель – учёба ради учёбы. После четырёх лет оказывается, что студент не знает ничего о реальной жизни и не понимает, чего он хочет. 

Этой категории более всего подходит описание «вечный студент». Студент прилежный прекрасно чувствует себя в стенах вуза, ему нравится всё – профессия, преподаватели и сам учебный процесс. В результате обучение затягивается: это вид может учиться по 10-12 лет и потом, при удачном стечении обстоятельств, остаться работать на кафедре.

Особи с синдромом отличника, или ботаны, в погоне за высокими оценками по всем предметам живут в парадигме «пятёрки = похвала, двойки = наказание». Изо всех сил они стремятся поддерживать статус отличника и ждут, что работодатели примут их с распростёртыми объятиями. Но этого не происходит – на практике никому не интересен цвет диплома или заученные определения ненужных терминов.

Как же выглядит перспективный студент? Хорошие шансы найти работу у тех, кто думает о карьере заранее, понимает ценность практического опыта и не зацикливается на зубрёжке!

Планка качества

Есть такой психологический феномен, как планка качества. Это некий уровень качества, у каждого свой, работая ниже которого, Вы получаете накапливающуюся неудовлетворённость, в последствии ведущую к серьёзным психологическим проблемам, таким как выгорание, апатия, потеря интереса к работе и профессии, неспособность к развитию.

Реальность такова, что для работы в вузе не требуется ни высокая квалификация, ни высокая же планка качества. Студенты ничего не знают и не умеют. Большинство ничего и не хотят. Даже простейшие вещи, давно известные Вам, для них будут на грани великого открытия.

Виной снижения качества также будут: недостаток времени и усталость.

Но я советую по возможности не снижать существенно качество своей работы, постоянно держите себя в тонусе, изучайте что-то новое и современное, делайте свои проекты. А на студентов не ориентируйтесь.

Размеры заработных плат

Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.

По специальностям

Зарплата в муниципальной школе довольно прозрачна. Базируется на минимальном размере оплаты труда на одну ставку, как и у всех работников, получающих выплаты из муниципального бюджета. Но у специалистов, преподающих один предмет, зарплата может значительно разниться. Это связано с введением разноуровневой оплаты труда, в которую включаются такие показатели, как стимулирующие выплаты по итогам работы за год, уровень квалификации педагога, количества нагрузки, наличия классного руководства.

Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.

По регионам

Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице

Регион, город Размер средней зарплаты
Ямало-Ненецкий авт. окр. 77 000 р.
Чукотский авт. окр. 75 400 р.
Немецкий нац. район 65 370 р.
Ханты-Мансийский авт. окр. 56 900 р.
Камчатка край 52 300 р.
г. Магадан 58 800 р.
Якутия обл. 49 140 р.
г. Москва 58 800 р.
Сахалин обл. 53 300 р.
Коми респ. 39 460 р.
г. Хабаровск 34 900 р.
г. Тюмень 33 700 р.
г. Красноярск 33 500 р.
г. Санкт-Петербург 39 000 р.
г. Архангельск 32 600 р.
г. Екатеринбург 29 000 р.
Карелия обл. 29 000 р.
г. Иркутск 30 700 р.
Татарстан респ. 27 200 р.
Бурятия респ. 27 000 р.
г. Нижний Новгород 24 800 р.
г. Ярославль 24 300 р.
г. Тыва 27 400 р.
г. Вологда 26 000 р.
г. Омск 25 580 р.
г. Кемерово 26 140 р.
г. Пермь 26 230 р.
г. Томск 31 400 р.
г. Рязань 23 000 р.
г. Самара 24 930 р.
г. Новосибирск 26 120 р.
г. Ростов 22 600 р.
г. Челябинск 27 000 р.
г. Калининград 26 000 р.
г. Липецк 22 300 р.
г. Смоленск 21 600 р.
г. Калуга 27 000 р.
г. Ставрополь 21 500 р.
г. Владимир 21 800 р.
Алтай и Алтайский край 22 000 р.
г. Оренбург 22 900 р.
г. Воронеж 23 000 р.
г. Волгоград 22 900 р.
г. Астрахань 23 600 р.
г. Тверь 23 820 р.
г. Ульяновск 20 300 р.
Ингушетия респ. 21 170 р.
г. Новгород 24 280 р.
Адыгея респ. 20 170 р.
г. Псков 20 300 р.
Башкортостан респ. 23 500 р.
г. Орел 20 000 р.
г. Тамбов 19 600 р.
г. Брянск 20 200 р.
г. Белгород 22 900 р.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Подведём итог

Теперь, когда Вы, уважаемые читатели и бывшие коллеги, дочитали эту пространную статью, иллюзий о работе преподавателем не должно остаться, а мифы — развенчаны. Здесь я только их перечислю.

  • у преподавателей много свободного времени;
  • преподавание сродни приятной прогулке в приятной компании;
  • преподаватели делают что хотят, и что считают нужным;
  • преподаватели — это элита общества;
  • преподаватели занимаются новейшими разработками и наукой;
  • преподаватели много отдыхают;
  • преподавать не трудно;
  • преподаватели неплохо зарабатывают;
  • преподавание можно совмещать с работой на производстве (над проектами).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector