Моряк
Содержание:
- Как устроиться
- Где могут работать моряки дальнего плавания?
- Сколько зарабатывают моряки из России на внутренних и иностранных судах
- В чем заключаются особенности работы
- Как стать моряком дальнего плавания? Куда пойти учиться?
- Специализации моряков
- Океанология – занятие для настоящих романтиков
- Образование
- От чего зависит доход
- Издержки профессии
- Должности и зарплаты
- Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
- На берегу
Как устроиться
Заработки в сфере морского дела находятся на достойном уровне, особенно если поучить устроиться в крупную компанию, в том числе иностранную, набирающую интернациональный экипаж. В связи с этим, многих интересует вопрос, как устроиться на работу моряком? Работа в морском деле, включает в себя разнообразный набор специальностей, но со своими особенностями. Поэтому, для трудоустройства потребуется соответствующий диплом. Получить его, можно окончив мореходное училище. Без диплома мореходки, можно устроиться работать поваром или другим гражданским специалистом, но диплом по специальности все равно потребуется.
Без образования можно претендовать только на низшие должности в морской иерархии или на работу в речном флоте. Сотрудников без опыта работы, но с дипломом и хорошей успеваемостью с большим желанием принимают на работу. Как правило, набраться необходимого опыта можно уже в первом рейсе.
Как стать моряком дальнего плавания? Учитывая более высокую оплату труда и прочие специфические особенности дальних рейсов в том числе в другие страны и государства, помимо опыта и наличия соответствующего образования к соискателям предъявляются и другие требованиям. В частности, обязательно необходимо знание английского языка. В первую очередь это правило обязательно для штурманов, лоцманов, инженеров связи, капитанов и прочих сотрудников высшего звена, которым приходиться взаимодействовать с представителями иностранных властей, портовым руководством. Обязательно наличие заграничного паспорта, въездной визы в государство, которое предполагается посетить.
Таким образом, чем выше заработок у специалиста, тем выше и требования к нему, как и в любо другой специальности.
Источники
- https://www.profguide.io/professions/kapitan-sudna.html
- https://profitworks.com.ua/professii/transportnaya-sfera/kapitan-sudna
- https://propostuplenie.ru/article/rabota-v-more-kem-mozhno-stat-i-gde-uchitsya/
- https://Sprint-Olympic.ru/uroki/karera/101740-kak-stat-kapitanom-korablia-opisanie-professii-obiazannosti-i-zarplata.html
- https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/kak-stat/kak-stat-kapitanom
- https://zen.yandex.com/media/hrmonitor_ru/skolko-zarabatyvaiut-moriaki-i-kak-ih-zarplata-zavisit-ot-vida-vypolniaemoi-raboty-matrosy-koki-i-kapitany-5eb856cb0481e006c6ca1ac7
- https://namillion.com/zarplata-moryaka.html
Где могут работать моряки дальнего плавания?
В советские времена особого выбора не было, разве что между Балтийским или Черноморским пароходством, поскольку единственным судовладельцем было государство. Сегодня моряки могут работать на самых разных судовладельцев. Для того, чтобы устроиться на судно, нужно обратиться в крюинговую компанию. Это специализированные фирмы-посредники, которые по поручению судовладельцев осуществляют подбор кадров для судов разного типа, например, для пассажирских и грузовых (причем в последнюю категорию входят и контейнеровозы, и танкеры, и другие типы транспорта – зарплата, как и условия работы, во всех случаях будут разными).
Другие профессии: Сколько получают охранники?
Крюинговые компании могут нанимать моряков по всему миру, особенно учитывая возможности современных коммуникаций. Они поддерживают связь со специалистами по телефону или электронной почте, хотя иногда бывает необходимо и личное присутствие в офисе.
Крюинговые компании занимаются и оформлением документов, которые необходимы для того, чтобы моряк мог беспрепятственно проследовать на судно, ведь оно может находиться в любом порту, а не только на территории России.
Список требований у разных судовладельцев может быть разным. Иногда достаточно пройти собеседование в телефонном режиме. Но бывает и так, что моряк должен получить лицензию страны, под флагом которой будет ходить. В таком случае нужно сначала сдавать экзамен в той стране, которая выдает соответствующий документ.
Крюинговые компании заключают с моряками контракты, в которых и прописывают зарплату. Следует отметить, что контракт заключают на определенный срок, например, на 9-10 месяцев. Когда говорят, что моряк получает, скажем, 1500 долларов за месяц, это означает, что речь идет о месяце работы. Таким образом, то время, что моряк проводит на берегу между рейсами, не оплачивается. И поэтому заработок моряка не так высок, как могло бы показаться на первый взгляд.
Сколько зарабатывают моряки из России на внутренних и иностранных судах
Быть моряком престижно: в советское время это занятие позволяло без проблем путешествовать по миру и привозить домой импортные вещи, а сейчас это призвание с хорошим окладом. Несмотря на то что средние зарплаты представителей данной профессии исчисляются тысячами долларов, спрос на хороших работников превышает предложение. Мы разобрались, сколько зарабатывают моряки в России и за рубежом.
От чего зависит зарплата моряка
Старший помощник капитана Сергей из Ростова-на-Дону рассказал Т—Ж об особенностях работы моряком и зарплатах. Доходы моряков зависят от:
- типа судна;
- видов работ;
- уровня компании.
Самые большие зарплаты на вспомогательных кораблях, работающих на нефтегазовые компании, и на танкерном флоте. На рыболовных судах на итоговую сумму дохода влияет установленный процент от улова, количество заготовленной продукции, выполнениеневыполнение рейсового задания, количество брака, другие возможные убытки, порода осваиваемых рыб, тип судна, продолжительность рейса, наличие профсоюзного комитета.
Сколько зарабатывают моряки в России
Российские моряки чаще всего устраиваются работать в европейские компании — зарплата выше. Например, младший офицер грузового флота из Калининграда рассказал The Village, что получает 62 тыс. руб. в месяц. И это в европейской компании, в российской зарплата в два раза ниже.
Судоходных компаний с достойной зарплатой в России единицы. Есть сильные танкерные компании, но туда сложно попасть. Мелкие компании платят, например, помощнику капитана 120-200 тыс. руб. за каждый месяц в море, зарплата в танкерной организации — около 650 тыс. руб., в ведущих компаниях мира — 750-800 тыс. руб.
Зарплата капитана
Капитаны и старшие механики на международных рейсах зарабатывают 5 000-15 000 долларов (319-957 тыс. руб.) за месяц в море, старший помощник капитана и второй механик — 4000-12000 долларов (252-765 тыс. руб.), второй помощник капитана и третий механик — 2500-4500 долларов (159-287 тыс. руб.). На внутренних рейсах платят в два-три раза меньше.
Зарплата матроса
Российские матросы и мотористы, трудоустроенные в зарубежных компаниях, получают 1000-2200 долларов (63 800-140 360 руб.) за месяц работы на судне. Зарплата на рейсах внутри страны в два раза меньше — 600-700 долларов (38 280-44 660 руб.)
Больше всего получают матросы на круизных лайнерах и кораблях дальнего плавания. Например, работодатель в Калининградской области готов предложить оклад от 150 тыс. руб. в месяц (контракт заключается на 6-8 месяцев). Открытая вакансия размещена на городском сайте.
Зарплата подводника
Адмирал Николай Евменов, командующий Северным флотом, рассказал, что денежное довольствие на подводном флоте — одно из самых больших в российских ВС. Более конкретные цифры указал вице-адмирал Олег Бурцев: оклад командира подлодки — 250 тыс. руб.мес., а средняя зарплата матросов, старшин и мичманов — 70 тыс. руб.
Доходы моряков других специальностей
Автор Т—Ж, работающий на немецкого судовладельца, приводит такие цифры для моряков разных специальностей:
- повар — 1200-2200 долларов (76 560-140 360 руб.);
- сварщик — 1500-2200 долларов (95 700-140 360 руб.);
- электромеханик — 4000-7000 долларов (255 200-446 600 руб.).
На рыболовных судах оклад очень отличается. Там есть специалисты по добыче, обработке, упаковке, технологи, тралмастеры, рефмеханики. Их зарплаты состоят из небольшой фиксированной части и пая от улова. Совокупный доход получается больше, чем на грузовых судах (контейнеровозах).
Сколько получают моряки в других странах
Сейчас “морские” национальности — украинцы, филиппинцы и индусы. Украинцы более конкурентоспособны, что объясняется вводом безвизового режима со странами ЕС и хорошими учебными заведениями, оставшимися в наследство от СССР. Рядовые моряки на рыбацком и торговом флоте получают 1200-2000 долларов (76 560-127 600 руб.) в месяц, командный состав — 2800-4000 долларов (178 640-255 200 руб.). У тех, кто работает на иностранных судах, зарплаты одинаковые вне зависимости от национальности. Оклады отличаются только по должности. В Европе, например в Германии, моряки работают по коллективному договору, подписанному профсоюзом Verdi и ассоциацией судовладельцев. Капитаны судов зарабатывает 7000 евро (498 629 руб.) в месяц, помощники капитана — 5500 евро (391 780 руб.), электрики — 4300-4800 евро (306 300-341 917 руб.), коки — 4000-4500 евро (284 930-320 547 руб.). В дополнение к базовому окладу оплачиваются праздничные и выходные дни, сверхурочные, ночные смены. Профессия моряка может обеспечить финансовую стабильность и достойную жизнь, но это сложное дело, которое не каждому оказывается по плечу.
В чем заключаются особенности работы
Если смотреть, чем занимается моряк, то тут нужно сказать, что на корабле все роли распределены и обязанности прописаны в должностной инструкции, а так же в контракте. Зачатую им приходится выполнять несколько обязанностей, так как численность экипажа всегда ограничена, а работы бывает очень много.
В чем привлекательность профессии? Многих привлекает не только высокая зарплата, но и возможность карьерного роста. Особенно много возможностей у тех, кто имеет профильные специальности или проходит обучение. Ведь показав свой уровень мастерства, свои знания и практический опыт, матрос будет расти и по карьерной лестнице, одновременно увеличивая и размеры своего вознаграждения.
Профессия моряк позволяет даже построить свой собственный бизнес. Например, капитан корабля или штурман, может создать свою фирму или компанию, осуществляя грузовые или пассажирские перевозки.
Стоит сказать, что моряк во время рейса находится полностью на содержании владельца судна. Именно он обеспечивает экипажу питание, униформу, проживание в гостиницах во время выполнения рейса. Естественно, что еще будет довольно солидная зарплата. В результате у экономного моряка по возвращении домой набегает довольно солидная сумма.
Моряки-международники могут повидать мир и при этом зарабатывать. По возвращению домой, моряк имеет право на отпуск, продолжительность которого может составлять 4-5 месяцев
Такое описание может привлечь внимание тех, кто имеет крепкое здоровье и готов отправиться в путешествие, выполняя на судне определенные задачи
Стоит сказать, что нанимаясь на корабль с международной командой, есть возможность выучить иностранные языки, ведь очень часто моряки нанимаются за суда, принадлежащие зарубежным компаниям. Одновременно с языком можно изучить культуру, традиции и даже кухню.
Сама профессия моряка привлекательна для детей, которые могут попробовать свои силы в специальных школах юнг или военных училищах, где готовят будущих специалистов для военного флота.
Как стать моряком дальнего плавания? Куда пойти учиться?
Для молодых людей, выбравших профессию моряка, работах на судах – это призвание, смысл жизни. Что же еще может сподвигнуть человека на длительное пребывание в море, вдали от семьи и друзей?
Тот, кто с детства мечтает о путешествиях в далекие страны и познании нового, должен пройти обучение в специальных учебных заведениях, а затем обрести практический опыт и допуск к работе на кораблях.
Как стать моряком дальнего плавания в России? Как стать моряком торгового флота? Как стать военным моряком в России? Как стать моряком-подводником? В каких учебных заведениях обучают моряков?
Как стать моряком дальнего плавания в России?
Все российские моряки делятся на несколько категорий – машинная или палубная команда и обслуживающий персонал. Чтобы стать обычным матросом, достаточно пройти матросские курсы. Их проводят торговые порты, компании, занимающиеся промышленным уловом рыбы, а также некоторые мореходные училища.
После получения матросского свидетельства нужно устроиться на работу в порт и пройти практику, после чего можно заключить контракт с одним из судов и отправиться в свой первый рейс.
Если вы хотите стать офицером или моряком командного состава, необходимо поступать в мореходное училище или институт. В ВУЗах будущие мореплаватели проходят медкомиссию, теоретическую и практическую подготовку, а затем могут устроиться на грузовое судно либо на круизный лайнер.
Вы можете остаться работать в России или выбрать иностранную компанию, но в последнем случае необходимо хорошее знание английского языка.
Как стать моряком торгового флота?
Для освоения профессии моряка торгового флота следует пройти обучение в специальных ВУЗах, занимающихся подготовкой по дисциплинам «Управление судном», «Инженер-судоводитель», «Механик» и другим. Нужно учитывать, что окончание учебного заведения еще не дает права работать по специальности, поскольку выпускнику нужно дополнительно получить так называемый «рабочий диплом».
Для этого придется на протяжении года поработать обычным матросом, набраться опыта и сдать экзамены в Морской квалификационной комиссии. Во время прохождения практики нужно будет получить сертификаты «Безопасность жизнедеятельности в море» и «Плоты и шлюпки». Только после этого вам выдадут «рабочий диплом» и допустят к трудоустройству по специальности.
Как стать военным моряком в России?
Военных моряков готовят в военно-морских училищах и академиях. В России таких учебных заведений не более десяти.
Некоторые из них, как например Нахимовское училище в Санкт-Петербурге, принимают на обучение несовершеннолетних, то есть подготовка к профессии начинается уже в детском возрасте (обычно после окончания 4-го класса обычной школы).
Будущим морякам предлагается на выбор ряд структурных подразделений, таких как «Вооружение надводных кораблей» или Штурманско-гидрографический факультет. После окончания учебного заведения выпускник может заключить контракт и поступить на службу на одно из военных судов.
Как стать моряком-подводником?
Профессию моряка-подводника осваивают в высших учебных заведениях. Заниматься этим делом могут только те люди, кто морально готов долгое время жить в закрытом пространстве подводной лодки и не боится опасностей, ведь в случае экстремальной ситуации спастись бегством не получится.
Подводников готовят по таким специальностям, как штурман подводной лодки, специалист в области военного вооружения или специалист минного и торпедного вооружения.
В каких учебных заведениях обучают моряков?
В России существует множество учебных заведений, где дают отличные знания, плавпрактику и перспективу устройства на работу. Для обучения на моряка торгового флота можно поступить в Государственный университет морского и речного флота имени Макарова или Московскую академию водного транспорта.
Военных моряков, помимо Нахимовского училища, готовят в военно-морских училищах Санкт-Петербурга, Владивостока и Калининграда. Подводником можно стать после учебы в Санкт-Петербургском военно-морском институте.
Специализации моряков

Профессия моряк имеет огромное количество специализаций. На рынке труда регулярно появляются новые вакансии для соискателей. Моряки могут иметь разные специализации. Они могут работать на суднах, которые перевозят:
- Газ.
- Особые грузы, которые содержат химические вещества.
- Машины.
- Вагоны для поездов.
- Животных.
А также огромное количество других грузов. Чтобы работать на корабле каждого типа, моряку необходимы дополнительные знания в выбранной сфере. Также, специалисты могут работать на суднах, которые занимаются транспортировкой пассажиров.
Особенности работы экипажа на каждом судне
Каждое судно, вне зависимости от его предназначения, подразделяется на две команды специалистов. Одни работают на палубе. Вторые — в машинном отделении.
Капитан корабля является главным человеком на лодке. В его подчинении находятся все моряки, заступившие на службу. В палубном отделении.
У капитана есть несколько помощников. Они помогают ему руководить кораблем. Отслеживают, чтобы его приказы исполнялись. Помощники капитана, и сам руководитель, являются представителями офицерского состава.
На корабле есть и рядовые должности. Речь идет о боцманах. Матросах. А также официантах и поварах (если речь идет о гражданском судне).
На военных судах в обязательном порядке присутствуют связисты. А также один или несколько врачей.
В случае, если перевозка осуществляется на гражданском судне, то количество личного состава может быть в разы выше. На подобных кораблях работают специалисты более широкого спектра. Чтобы охватить все сферы жизнедеятельности пассажиров. Примечательно, что личный состав корабля, который осуществляет перевозку людей, может быть очень большим. Вплоть до полутора тысяч человек.
Чем занимается палубная команда?

Команда, которая работает на палубе, несет ответственность за трюмы с грузами. А также за те механизмы, которые расположены на внешней части корабля. Следит за тем, чтобы они стабильно функционировали. Красит. Убирается на палубе. Смазывает механизмы.
В задачи личного состава, который работает на палубе, входит:
- Прокладывание курса поездки. Для этого моряки применяют карту. Или специальные приборы.
- Ежедневная проверка устройств и оборудования различных видов.
- Обучение экипажа.
- Попеременное дежурство на судне.
- Осуществление швартовки корабля во время захода в порт определенной страны.
И многое другое.
Чем занимается машинная команда?
Машинная команда находится под контролем у моряка с должностью старший механик. Его слушаются офицеры, работающие с механизмами. Также, в его подчинении находятся и служащие с более низкими званиями. Рядовой состав корабля.
Задача машинной команды — сделать так, чтобы корабль успешно функционировал. Не останавливался. Не ломался во время путешествия.
Дело в том, что каждое судно находится на ходу благодаря работе огромного количества других механизмов. Если бы на корабле не было специального отдела, который бы поддерживал жизнедеятельность устройств, то передвигаться команде по морю было бы невозможно. А в случае поломки она бы и вовсе не смогла вернуться домой.
Океанология – занятие для настоящих романтиков
Человек живёт на суше, вода не является для него естественной средой обитания, поэтому водный мир сложно изучать. Мировой океан исследован менее чем на 50%. Технический прогресс, новейшее оборудование и инновационные методики позволяют проникать всё дальше, изучать глубоководные слои, открывая новых обитателей.
Описывать не изученные виды водных растений и животных, разузнавать, чем дышит Мировой океан, выявлять взаимосвязи водного природного объекта с наземными ландшафтами – в этом и состоит работа океанолога.
Изучением глубоководных участков занимаются настоящие энтузиасты, увлечённые романтики. Они наблюдают за взаимосвязями животных и растений в подводных сообществах, изучают морское дно, влияние водной оболочки на сушу.
Специалисты, изучающие гидросферу, имеют узкую специализацию, помогающую досконально справиться с поставленной задачей. Океанология является совокупностью наук о природных и обменных процессах в Мировом океане. Подразделяется на несколько направлений деятельности.
- Физическая океанология. Исследует динамику водных масс (приливы и отливы, морские течения, волны), структуру воды, закономерности взаимодействия гидросферы с атмосферой (акустику, гидротермодинамику, оптику), электромагнитные поля и радиоактивность воды.
- Геологическая океанография. Отслеживает тектонические подвижки, землетрясения, описывает рельеф дна, разведывает залежи полезных ископаемых.
- Химия океана. Исследует минеральный состав воды, дна и материкового шельфа, отслеживает закономерности обменных процессов, трансформации химических веществ, колебания солёности океанической воды.
- Метеорология и климатология океана. Осуществляет мониторинг за воздействием океанов на глобальное изменение климата, отслеживает зарождающиеся в море смерчи, цунами.
- Биология моря и океана. Изучает флору и фауну, их взаимосвязи и сообщества, выявляет критерии оценки закономерностей формирования биомассы, изучает миграции и ареалы обитания морских обитателей.
- Промысловая океанология. Учитывает запасы рыб, млекопитающих и беспозвоночных, отслеживает их миграции, даёт рекомендации по квотам на вылов без ущерба для популяции.
- Техническая океанология. Отвечает за оборудование, разрабатывает оснащение для научных исследований во время морских экспедиций, обслуживает и ремонтирует приборы.
Образование
В России находится один морской государственный университет, две государственные морские академии, шесть средних специальных морских учебных заведений, которые в последнее время включаются в университетские комплексы. Все перечисленные учебные заведения – закрытого типа, где курсанты находятся на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, проживание, стипендии). Среди таких вузов, например, Государственная Морская Академия имени Адмирала С.О. Макарова в Мурманске, Севастопольская Морская Академия, Морской государственный институт им. Г.И. Невельского во Владивостоке. Перед поступлением абитуриенты проходят медкомиссию и психологические тесты, у них обязательно проверяются навыки в плавании.
Военно-морское образование основано по принципу непрерывного обучения и включает три этапа: морские лицеи – колледжи – академии.
В таких вузах ведется дополнительная подготовка по специальностям плавсостава, оказанию первой медицинской помощи, английскому языку, морскому праву и специальным морским тренажерам. Кроме тренажеров при каждой возможности студенты практикуются на реальном судовом электронно-навигационном и энергетическом оборудовании, а также учебно-производственных судах.
Сразу после выпуска из ГМА молодой специалист по закону может претендовать на должности вахтенного помощника капитана, вахтенного механика и радиооператора. Для занятия более высоких должностей выпускник академии должен наработать определенный плавательный ценз в судоходной компании и затем вернуться в учебное заведение для повышения своей профессиональной компетентности до уровня управления (все морские специальности можно разделить на специальности эксплуатации и управления).
Программы профессионального дополнительного образования реализуются Институтом повышения квалификации специалистов морского транспорта, региональными учебно-тренажерными центрами, факультетами и курсами повышения квалификации специалистов.
Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих различные критические ситуации. Использование компьютерных тренажеров позволило сократить время обучения и переподготовки, однако практика показала двоякий характер достигаемого здесь эффекта. Наряду с сокращением срока обучения обнаружилось, что данный подход сказывается на безопасности мореплавания.
Прошедшие обучение на компьютерных тренажерах отдельные морские специалисты оказывались совершенно беспомощными в принятии быстрых и правильных решений и адекватной профессиональной оценке складывающейся ситуации. Оказалось, что в рамки конкретной обучающей программы, заложенной в компьютерный тренажер, невозможно внести все многообразие нетипичных ситуаций морской практики.
От чего зависит доход
Уровень зарплаты моряков складывается из ряда факторов. Наиболее значимыми можно назвать следующие:
- Место трудоустройства. Уровень заработной платы в одной компании может существенно отличаться от дохода сотрудников другой. Причем разница варьируется как в большую, так и в меньшую сторону. Помимо этого, заработок сотрудников коммерческого мореходства, вооружённых сил или моряков-подводников отличается весьма существенно.
- На корабле требуется большое количество должностей. Помимо капитана и матросов, здесь есть обслуживающий и ремонтный персонал, мастера добычи рыбы, медицинский и другой специализированный штат. Каждый выполняет свои обязанности и получает за это заработок, который может отличаться от дохода других.
- Срок службы не играет роли для выплат при работе на частные компании. В случае с государственными: рыболовство, вооружённые силы, морская полиция и так далее — учитывается срок службы. Чем дольше времени человек трудится в морском флоте, тем существеннее его надбавки к окладу.
Данные факторы являются ключевыми при определении уровня дохода моряков. Однако сумма может зависеть и от других условий.
Полезно знать! Все вопросы, касающиеся соблюдения интересов моряков России, Украины и других стран мира, регулируются под контролем ITF (Международной Федерации Транспортных Рабочих).
Издержки профессии

Нехватка рабочей силы в краях с тяжёлыми климатическими условиями – не новость. Включая рыбопромысловые суда. Вот и ехали добровольцы за длинным рублём. Заработки и правда, большие, но доставались непросто. Работа на рыболовных судах в штормовом море, тяжёлая и отупляющая однообразием, в течение нескольких месяцев настраивает на грустные мысли. Восстановиться, или отвлечься не получается. К тому же условия далеко не комфортные. Постоянная качка, вибрация судна – не каждый выдержит. В совокупности это требует физических сил, здоровья и мобилизации духа. Угнетённость накапливается, мысли удручающие – нужна разрядка. Выброс энергии наступает после рейса и получения немалых денег в рыболовецкой конторе. Семьи за тысячи километров, остановить некому. Начинается загул. Сначала с ресторана, а заканчивался в притоне без копейки. Приходилось вновь идти в рейс, чтобы заработать и отвезти деньги семье. Так повторялось неоднократно, но сохранить заработанное не удавалось.
На работе эти отголоски тоже сказывались из-за употребления алкоголя: лишение премий, понижение в должности. В итоге человека списывали, и работа в море на рыбопромысловых судах на этом заканчивалась, начиналось падение человеческой личности. Далеко не каждый моряк отдыхает подобным образом, однако назвать это исключением из правил нельзя.
Должности и зарплаты
Начнем с капитана, который является самым главным ответственным лицом, руководящим на корабле, выполняющим основную функцию по управлению судном, подчиняющим себе весь нижестоящий по рангам состав специалистов. Это сложная работа, оплачиваемая весьма достойно. Уровень заработной платы капитана редко ниже 500 000 рублей в месяц. Если груз, перевозимый кораблем, носит опасный характер, или если поставленные задачи уникальны, то заработная плата капитана оговаривается заранее и увеличивается пропорционально.
Следующий в списке старший механик, который отвечает за бесперебойную работу машинного отделения, устранения возможных и, к сожалению, неизбежных неисправностей в работе машин и механизмов. Он подчиняет себе работу машинистов, механиков и мотористов. Заработная плата этого специалиста оценивается не ниже 300 000 рублей в месяц. Так же, как и у капитана, возможно значительное увеличение заработной платы в зависимости от сложности задачи, поставленной перед экипажем.
Далее по списку помощник капитана. Замещая капитана в его отсутствие, отвечает за навигацию маршрута, отвечает за организацию работы команды на корабле. Уровень заработной платы также зависит от величины и типа судна, количества плавательного состава и прочих факторов. Заработная плата у помощника капитана не ниже 200 000 рублей в месяц. Помощников капитана может быть несколько, существуют вторые и третьи помощники. Функционал и заработные платы в таком случае чуть различаются, но не на много.
Это было высшее звено руководства судном, или же офицерский состав. Далее состав, образно относящийся к рангу служащих.
Боцман – руководитель низшего звена судового состава. Он организует сменность работы – вахты для мотористов и матросов, несет ответственность за соблюдение бытовых условий проживания на корабле. Заработная плата не ниже, чем 100 000 рублей в месяц.
Матрос, находясь в подчинении боцмана, является младшим сотрудником на борту судна. Характер деятельности самый разнообразный – от уборки палубы до швартовки судна в портах. Для него обязательны к исполнению все палубные работы, поручаемые боцманом или тем, кто выше его по званию. Заработная плата матроса на уровне 50 000–60 000 рублей в месяц.
Моторист, как и матрос, является младшим сотрудником, находясь в подчинении механика, несет свою службу в машинном отделении корабля, отвечает за обслуживание механизмов и эксплуатацию судовых вспомогательных механизмов и оборудования. Заработная плата, как и у матроса, на уровне 50 000–60 000 рублей в месяц.
Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.
Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.
Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.
На берегу
Современные суда и транспортные системы проектируются так, чтобы сократить до минимума простои дорогостоящих судов в портах. Например, танкер любого размера должен выгружаться не долее, чем за 12 часов. Стоянка контейнеровоза в порту – считанные часы. Тенденция такова, что экипажу всё труднее получить возможность выхода на берег для отдыха.
Но и на берегу моряка подстерегает множество опасностей. Как правило, он ступает на твердую землю после окончания рабочего дня – в вечернее и ночное время. В это время припортовые районы кишат любителями легкой наживы. Местная полиция, даже если и появляется, обычно не защищает интересы иностранца, а скорее, и сама не откажется поучаствовать в процессе приобретения материальных ценностей.
В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей – даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара – это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.
Значительная часть территории планеты располагается в тропической зоне, где моряка подстерегают непривычные болезни – хотя бы та же малярия. Местные бактерии не оказывают такого влияния на жителей страны, как на ее гостей.
А что с родным берегом?
Психология человека, годами бороздившего океаны, меняется. Исчезает тоска по дому, мир становится настолько знакомым, что пропадает понятие привязанности к определенной местности. Человек начинает считать, что вправе выбрать для проживания любую страну. Многие так и поступают в силу каких-то личных обстоятельств – обзаводятся семьями и живут в разных уголках нашей прекрасной планеты. Тем более что дома их порой уже не ждут: не секрет, что не все способны долго ждать моряков.
Береговым знакомым и даже родственникам бывает трудно понять того, кто живет в море. Возвращаясь на родину, скиталец каждый раз попадает в новый для него мир, к которому нужно заново адаптироваться. Ему трудно приспособиться к уже чужому для него, забытому ритму береговой жизни. Результатом бывает одиночество: те, кто могут понять моряка, в основном, тоже моряки, а моряки, как водится – в море. Порой друзья не могут встретиться годами.
И всё же даже в промежутках между рейсами моряк продолжает жить морем. Он скучает по океанскому простору, лазурной воде, свежему ветру, новым странам. По ясному установленному укладу жизни, в которой каждый полезен и необходим.
Автор статьи: Валентин Фомин
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия моряк подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>