Как написать историческое сочинение?
Содержание:
- Анализ ошибок
- Алгоритм написания исторического сочинения
- Что такое история? -Эссе, весьма посредственное, н
- Особая машина времени
- Что нужно уметь
- Выбор темы и периода
- 1855–1881
- План сочинения по истории
- Популярные сочинения
- Полезные советы
- Выбор темы и периода
- Аргументация
- Секреты подготовки
- Сочинение 2
- Клише для исторического сочинения
- Из чего состоит сочинение
- Критерии оценки сочинения по истории
- Как грамотно составить план эссе
- Критерии оценки эссе на ЕГЭ
- 25 задание ЕГЭ по истории: изменения
Анализ ошибок
История предлагает не только знакомство с прошлыми событиями, приведшим к образованию современного мира, а нечто гораздо большее. С ее помощью раскрываются секреты иностранных государств и малоизвестны народностей, кардинально отличающихся традициями, обычаями. Только в результате изучения исторических фактов из прошлого человек может изменить ход событий в лучшую сторону. К таковым относятся:
- революции с последующими государственными переворотами;
- кровопролитные глобальные войны;
- великие научные открытия;
- неграмотность и заблуждения;
- неправильное отношение к окружающей среде, влекущее негативные последствия.
Алгоритм написания исторического сочинения
В первую очередь рекомендуется составить в черновике небольшую таблицу:
Отдельно следует записать исторические термины и понятия, связанные с этим периодом.
Во введении нужно указать, чем вызван выбор начальной и конечной даты. Затем в нескольких предложениях описать этот период, его характерные особенности и главные события.
При написании основной части большую помощь окажет составленная таблица. Каждое событие нужно проанализировать и более подробно описать его причины и последствия, деятельность и роль конкретных личностей.
В заключительной части нужно оценить влияние периода на дальнейшую историю России
Для этого потребуется вспомнить, как дальше развивалась страна, и что по этому поводу писали историки.
Закончив работу в черновике, нужно тщательно проверить сочинение на наличие фактических ошибок (если дата события вызывает сомнения, лучше ее не писать); обратить внимание на связность текста и соответствие основным требованиям (не менее двух событий, личностей и т. д.).
После внесения необходимых исправлений и дополнений сочинение можно переписать на чистовик
Что такое история? -Эссе, весьма посредственное, н
Что такое история? Эссе, весьма посредственное, но годное для сдачи в не особо разборчивое учебное заведение. Corrige praetertum, praesens rege, cerne futurum (лат.) – Анализируй прошлое, руководи настоящим, предусматривай будущее.
История – это гуманитарная наука, область знаний о человеке, конкретно о его прошлом – важных событиях, деятельности, религии, социуме и т.д. История чаще всего изучает прежде всего доступные для изучения источники о прошлом, для того, чтобы установить исторический процесс и сделать выводы о причинах событий. Термин «история» на древнегреческом изначально означал «расследование, установление». В те времена история отожествлялась с установением подлиннсти и достоверности фактов и событий. Вскоре «историей» стали называть также любой рассказ о событиях прошлого, но истории, не подтверждаемые сторонними источниками, не считаются беспристрастным исследованием, каким должна быть часть любой научной дисциплины. Удивительно, что исследователями русские слова «ведать» и «видеть» считаются роджственными с известной нам «историей». Это связано с происхождением этих слов от одного праиндоевропейского корня со значением «знать, видеть». В древнегреческом смысле слово «история» употреблялось как полученное путем исследования знание вообще, а не собственно историю в современном смысле этого слова. Так, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. Слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история. Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). Одни авторы относят историю в ряд гуманитарных наук, другие – общественных, так что ее можно рассматривать как область между ними. «История – это наука и у нее есть свои законы», говорит министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Но и не случайно долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Покровительницей истории в Древней Греции считалась муза Клио, муза истории, ее изображали как молодую женщину с одухотворенным лицом и свитком папируса в руках. До сих пор споры об истории как науки не умолкают, сколько людей, столько и мнений. Стоит заметить, что представители гуманитарных направлений и профессий рассуждают на эту тему наиболее полно и беспристрастно.. Существующее учение Аврелия Августина и его размышления о времени помогает взглянуть на историю и отношение прошлого с будущим с философской точки зрения: «Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.»(Википедия) Интересно то, что изучение истории может как иметь определенные практические цели, так и быть проявлением простого человеческого любопытства, объектом для исследований любого образованного человека. История прекрасна и интересна: и как наука, и как история. Она изменяется, оставаясь прежней, ее можно переписать – не в событиях, но в лицах, и она все равно останется фактом, фактом истории. История объединяет в себе такие важнейшие области знаний, как социология, философия (философия истории, история философии), лингвистика (изучение текстов и языков), культурология и лингвокультурология, антропология и археология, и т.д. и т.п., на основе истории и на стыке ее с другими науками возникли такие научные дисциплины, как генеалогия, геральдика, нумизматика, дипломатика, ономастика и т.д.
Особая машина времени
Изучение и знакомство с разными людьми, событиями часто сравнивается с путешествием в глубину веков. С помощью истории изучается, анализируется прошлое, а также наследие этого прошлого, но уже в настоящем времени. В такой способ человек получает возможность понять, как народы в разных частях планеты и современный мир дошли до своего состояния. С помощью истории раскрываются особенности эволюции.
При раскрытии различных событий и их первопричин становятся явными интригующие, а порой и пугающие загадки. Именно по этой причине предмет на заданную тему так важен для человечества. При нахождении общего знаменателя с обществом прошлого можно понять настоящее и предположить ход событий в будущем.
Что нужно уметь
Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу
Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
Анализировать чужой текст*. Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста
Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.
Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.
Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.
Выбор темы и периода
Это первое, что вы должны сделать, так как от грамотного выбора зависит конечный результат.
Историческое эссе бывает двух типов:
- сочинение на основе высказывания. Простой вариант для студентов непрофильных специальностей. Раскрываете суть цитаты через автора, пишете, что вы думаете по этому вопросу;
- анализ отдельного периода. Часто встречается на ЕГЭ и на экзамене у студентов соответствующей специальности. Вы выбираете из предложенных более близкий и понятный и подробно его раскрываете. Он может быть из раздела по мировой или отечественной истории.
Обычно цитаты — это высказывания исключительно положительных или отрицательных исторических персонажей.
1855–1881
1855–1881 — время правления императора Александра II — эпоха реформ, затронувших основные сферы общественной жизни.
К числу важнейших событий и явлений данной эпохи относятся Крестьянская реформа, осуществление которой началось в 1861 году обнародованием Манифеста 19 февраля и «Положения и о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»; Судебная реформа (1864); реформы местного управления, Земская (1864) и Городская (1870); Военная реформа (1874), появление высших учебных заведений для женщин, Русско-турецкая война (1877-1878), народническое движение.
Период 1855—1881 годов отмечен государственной и реформаторской работой Николая Милютина, Михаила Лорис-Меликова, революционной деятельностью Андрея Желябова, Софьи Перовской, работой художников-передвижников Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, скульптора Петра Клодта.
Николай Милютин явился одним из разработчиков Крестьянской реформы. Занимая пост товарища министра внутренних дел, фактически возглавил работу по подготовке освобождения крестьян. Под руководством Н. Милютина разрабатывались документы, определявшие размеры крестьянских наделов и механизм выкупной операции.
Иван Крамской — художник, организатор «Товарищества передвижных художественных выставок», участники которого ставили задачу приблизить искусство к народу и показывать в своих работах типические черты действительности. Крамской был идеологом группы и, вместе с тем, живописцем, оставившим портреты многих известных деятелей русской культуры середины XIX века.
В целом эпоха 1855–1881 известна в истории как время Либеральных реформ. Последовательность реформ была не случайной. Так, например, Крестьянская реформа вызвала необходимость изменения местной системы управления. До отмены крепостного права крестьяне административно подчинялись помещикам и подлежали их суду. Упразднение власти помещика вызвало необходимость введения новой системы местного управления и судопроизводства. Таким образом, Земская реформа и судебная реформа могут рассматриваться как следствие Крестьянской реформы.
Другая причинно-следственная зависимость прослеживается в развитии народнического движения. Неудачи хождения в народ и пропагандистского периода в деятельности народников вызвали радикализацию определённого числа участников движения, привели к созданию «Народной воли» и убийству Александра II.
Это может быть интересно
![]()
Прошлое на карте
Значение периода 1855-1881 годов в истории России определяется его реформаторским содержанием. 25 миллионов крепостных обрели личную свободу, армия стала всесословной, женщины получили доступ к высшему образованию, появился суд присяжных, ослабла цензура. Реформы открыли дорогу развитию капитализма, росту городов и промышленности, свободному перемещению людей, росту просвещения. В целом реформы Александра II ещё при его жизни получили название Великих, а самого императора стали именовать Освободителем.
План сочинения по истории
Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.
Сочинение по историческому процессу
- Краткая характеристика исторического процесса.
- Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
- Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
- Оценка значимости данного периода для истории страны.
Важно!
— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
— Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное — это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.
Популярные сочинения
- Главные герои произведения Дубровский Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» включает в себя множество различных героев, которые имеют совершенно разный характер. Все персонажи в общем делят произведение на сторону зла и сторону добра.
- Сочинение описание картины Баба-яга Билибина (5 класс) Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям. Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.
- Сочинение Рассвет с описанием Рассвет – это короткий промежуток времени, когда ночь ещё не ушла, а утро пока не проснулось, когда так сладко спится в своей постели людям, и им снятся самые лучшие сны.
Полезные советы
- Избегайте указания точных дат, названий и пр., если этого не требует контекст. Так можно сохранить баллы по критерию К5 (фактические ошибки);
- Заведите отдельную тетрадь, в которую Вы будете записывать по одному-два предложения о каждой крупной исторической личности, которую Вы встречаете в теории при подготовке к ЕГЭ, и указывайте их конкретные действия, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Это поможет получить баллы по критерию К2 (исторические личности и их роль);
- Учите теорию, даты, разбирайтесь в причинах и последствиях исторических событий, без этого Вы не сможете написать качественное историческое сочинение на максимальный балл.
В зависимости от того, какой вариант попадется выпускнику, задание может быть следующим:
- Написать историческое сочинение по одному из трех исторических процессов;
- Написать историческое сочинение по одному из трёх исторических деятелей
Выбор темы и периода
Это первое, что вы должны сделать, так как от грамотного выбора зависит конечный результат.
Историческое эссе бывает двух типов:
- сочинение на основе высказывания. Простой вариант для студентов непрофильных специальностей. Раскрываете суть цитаты через автора, пишете, что вы думаете по этому вопросу;
- анализ отдельного периода. Часто встречается на ЕГЭ и на экзамене у студентов соответствующей специальности. Вы выбираете из предложенных более близкий и понятный и подробно его раскрываете. Он может быть из раздела по мировой или отечественной истории.
Обычно цитаты — это высказывания исключительно положительных или отрицательных исторических персонажей.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Исторических событий.
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Секреты подготовки
Согласно статистике, результат в диапазоне от 90 до 100 баллов показывают менее 10% выпускников, что говорит о недостаточно качественной подготовке к экзаменам и подчеркивает ряд проблем, существующих сегодня в школах.
Можно ли самостоятельно выучить историю и получить желаемый сертификат с высоким баллом ЕГЭ? Если на протяжении всех лет обучения в школе вы действительно учили данный предмет и при этом способны организовать самообучения на систематической основе, то повторить теорию и отработать необходимые практические навыки вполне реально без обращения к дорогостоящим репетиторам.
Подготовка к ЕГЭ 2021 по истории должна включать в себя:
- повторение теоретического материала (по учебникам, печатным изданиям или видео урокам);
- составление дневника, в котором рекомендуется сохранить информацию о важных событиях и личностях разных временных периодов;
- решение тестовых заданий, представленных в открытом банке на сайте ФИПИ;
- написание сочинений (если ранее можно выбрать один из 3-х заранее известных периодов и максимально качественно проработать именно его, то в 2021 году потребуется более тщательная проработка исторического материала);
- решение демонстрационных вариантов (можно сверить правильность ответов с доступными видео-разборами).
Облегчить задачу составления исторического дневника поможет полный перечень событий и дат, который вы можете скачать себе на устройство для дальнейшей работы в режиме офлайн.
Особое внимание на этапе подготовки стоит уделить написанию исторических сочинений. Опытные педагоги рекомендуют придерживаться такого алгоритма в ходе написания сочинения:
- Определитесь с темой.
- Выпишите на черновик важную информацию – даты, данные правителей и личностей, влиявших на ход истории.
- Выделите важные и второстепенные события.
- Установите причинно-следственные связи между событиями выбранного периода.
- Определите причину такого поворота событий.
- Составьте план сочинения.
- Напишите текст на черновике.
- В конце обязательно добавьте несколько предложений с вашей оценкой выбранного периода.
- Вычитайте текст на предмет логических, стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.
- Перепишите сочинение в Бланк ответов №2.
Конечно, в сети можно найти много готовых сочинений для ЕГЭ по истории, но в 2021 году не стоит просто заучивать чужой текст. Если вас уличат в плагиате, такие необходимые для поступления 12 баллов будут потеряны, тогда как написать эссе самостоятельно, основательно подготовившись заранее вполне реально. Разобраться в тонкостях написания исторического сочинения в 2021 году вам поможет этот видео-урок:
- ЕГЭ по литературе в 2021 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2021 году
- ЕГЭ по физике в 2021 году
Сочинение 2
Что же такое история? Обычно, в учебных пособиях и книгах, мы встречаем очень короткие определения, в которых говорится о том, что история является наукой о прошлом, о том, что происходило на нашей земле сотни, тысячи и миллионы лет назад. История передается как в письменном, так и в устном виде, она говорит нам о событиях происходивших в мире, в разных странах и даже в нашем маленьком городе очень много лет назад. События, свидетелями которых являемся мы сейчас, также когда-нибудь станут историей, описанной на страницах школьных учебников.
Нужно ли ориентироваться в истории? Конечно, как минимум для того, чтобы не повторить те ошибки, которые совершали предшествующие поколения людей. Существует множество положительных и отрицательных примеров в истории, которые могут дать необходимую основу для нашего с вами будущего. Видя опыт предыдущих поколений, мы может улучшить мир. Еще один пример, для чего нам нужно знать историю, заключается в познании большого количества информации, взятой из прошлого. Так, мы узнаем законы и обычаи разных обществ и народов, что дает нам шанс познать культуру разных стран.
История очень интересна и полезна. Историческая память о революциях, войнах, героях и подвигах происходивших на нашей земле, дает нам позволение в уважении и гордости к собственной стране. Итак, для начала, само понятие история заключается в судьбах людей, а не только в политических событиях перечисленных выше. Каждая личность несет в себе свою собственную маленькую историю, и совершенно не имеет значения, попадает ли она на страницы учебных пособий или остается только в памяти родных и самых близких для нее людей. О времени, в котором мы сейчас живем, будьте уверены, тоже будет написано на страницах учебников, и следующие поколения будут воспринимать его как далекое прошлое, как историю. Они смогут узнать от том, какой была жизнь до их появления, даже какую одежду раньше носили, какую ели еду, узнают какие были средства передвижения, и о сотрудничестве и вражде разных стран. Используя опыт прошлых лет, они смогут усовершенствовать свой мир.
Ирек Биккин сказал, что люди, не знающие своего прошлого, лишены будущего. С этими словами невозможно не согласиться. Люди, не знающие историю, не способны верно оценивать свое настоящее, вполне возможно, что именно они совершат ошибки прошлого поколения. События, происходящие каждый день, могут оказаться в истории и только мы ответственны за оставленную память для будущего поколения. Это могут быть научные открытия или преодоление границ, разделивших человечество. Для нынешнего поколения главная задача это оставить память для будущего, которой можно будет гордиться.
Клише для исторического сочинения
При написании своего сочинения вы можете воспользоваться следующими клише:
| Для вступления: |
|
| Для основной части (первые три клише подходят под оба события): |
|
| Для заключения: |
|
Используя приведённые клише, составьте для себя «скелет» сочинения, который будете использовать в дальнейшей работе с сочинением, и заучите его.
Из чего состоит сочинение
Определились с темой и периодом? Теперь детализируйте их: определите специфику, дайте характеристику, подберите факты.
Роль исторических фактов
Будьте осторожны, ведь они бывают историческими и научно-историческими. Разница в том, что первые — объективные, зафиксированные во времени и пространстве. Вторые — мнения ученых по какому-либо событию, заключение на основе реального источника.
Приступая к отбору фактического материала, не просто описывайте события, пусть и реальные, а старайтесь выбирать наиболее важные. Они помогут лучше и быстрее охарактеризовать выбранное время.
Как оценить явление
Пример правильного эссе по истории — сочинение с объективной и развернутой оценкой материала. Это значит, что вы приводите как минимум более 2-х точек зрения и версий события.
Экзаменаторы ставят хорошую отметку, если видят, что вопрос раскрыт глубоко, а суждения — аргументированы. Покопайтесь в памяти и постарайтесь найти материал, подтверждающий ваши мысли.
Как охарактеризовать личность
Если вы думаете, что будет достаточно просто пересказать, чего добился тот или иной деятель, вы ошибаетесь
Проверяющему важно увидеть роль этого деятеля в конкретном времени и значение того, что он совершил
Описывайте облик, поступки, интеллектуальные способности и противоречивость натуры.
Помимо прочего, хорошо оценивается работа, в которой приводится нравственная характеристика героя. Но убедитесь, что она логично следует из общей нити рассказа.
Роль причинно-следственных связей
Причинно-следственные связи крайне важны. Одни события становятся причиной других
Важно уметь видеть, в какой момент это происходит, по какой причине и понятно это донести до других. Это серьезная умственная деятельность
При написании нужно учитывать хронологию и все, что относится к выбранной эпохе. В голове сложится четкая логическая схема, и вы сможете связать одно с другим.
Будьте внимательны и избегайте типичных ошибок:
- ошибочного выделения первостепенных и второстепенных причин;
- описания факта вместо раскрытия причины;
- описания факта без установки причинно-следственной связи.
Критерии оценки сочинения по истории
Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.
К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.
К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий
Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса
К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.
К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.
К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.
Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:
К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.
К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.
Как грамотно составить план эссе
Эксперты Studently учли требования, описанные выше, и рекомендуют следующий план:
- сделать краткое описание периода, который вы рассматриваете, выделив ключевые моменты;
- полностью раскрыть первый значимый факт, раскрыв его причины и следствия, показать, с какой личностью оно связано и как;
- раскрыть второй значимый факт по описанному выше сценарию;
- раскрыть следующий значимый факт, если в тексте их больше двух;
- оценить период.
Обязательно нужно указывать причины и итоги любого действия. При этом, явлений может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы. Не поленитесь, и поищите подходящий шаблон в сети.
Критерии оценки эссе на ЕГЭ
Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:
- Древняя история Руси и средневековье.
- Новая история (конец XVII – конец XIX).
- Новейшая история (XX век).
Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:
- два и более эпизода/события прошлого;
- две значимые личности конкретного временного промежутка;
- каузальность исторических явлений определенного периода;
- оценочная значимость данного этапа истории;
- тактичное применение предметных терминов/понятий.
25 задание ЕГЭ по истории: изменения
Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.
Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными.
Пример задания на исторические процессы (из демоверсии)
Пример задания с историческими личностями (из демоверсии)