Чем занимается дирижер? его основные обязанности
Содержание:
- Кому подходит
- Обучение на дирижера
- Германия
- Семен Елизаров, скрипка
- Теодор Курентзис (р. 1972)
- Плюсы и минусы дирижерства
- Перспективы профессии
- Лучшие вузы для обучения
- Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954)
- Описание профессии
- Дирижер оркестра
- Юрий Башмет
- Индивидуальные доказательства
- История профессии
- Сколько получают
- История
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Вузы
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дирижирование (Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Дирижирование (Факультет церковного пения)
Московский государственный институт культуры
Дирижирование (Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств)
Германия
| Город | Оркестр | Дирижер | Национальность |
| Бамберг | Бамбергский симфонический оркестр | Якуб Хруша | чешский язык |
| Берлин | Берлинский филармонический оркестр | Кирилл Петренко | русский |
| Берлин | Симфонический оркестр Берлинского радио | Владимир Юровский | русский |
| Берлин | Немецкий симфонический оркестр Берлина | Робин Тиччати | Британский |
| Берлин | Концертхаусорчестер Берлин | Кристоф Эшенбах | Немецкий |
| Берлин | Staatskapelle Berlin | Даниэль Баренбойм | Аргентинский |
| Бремен | Deutsche Kammerphilharmonie Bremen | Пааво Ярви | эстонский |
| Кёльн | Gürzenich Orchestra Кельн | Франсуа-Ксавье Рот | французкий язык |
| Кёльн | WDR Funkhausorchester | Франк Штробель | Немецкий |
| Кёльн | Симфонический оркестр WDR Кёльн | Кристиан Макелару | румынский |
| Дортмунд | Дортмундерский филармонический оркестр | Габриэль Фельц | Немецкий |
| Дрезден | Дрезденский филармонический оркестр | Марек Яновски | Польский |
| Дрезден | Государственная капелла Дрездена | Кристиан Тилеманн | Немецкий |
| Эссен | Эссенская филармония | Томаш Нетополь | чешский язык |
| Франкфурт | Франкфуртская опера — оркестр музеев | Себастьян Вайгле | Немецкий |
| Франкфурт | hr-Sinfonieorchester | Ален Алтыноглу | французкий язык |
| Галле | Staatskapelle Halle | (должность вакантна) | |
| Гамбург | Гамбургер Симфоникер | Сильвен Камбрелинг | французкий язык |
| Гамбург | Симфонический оркестр NDR | Алан Гилберт | Американец |
| Ганновер | НДР Радиофилармония | Эндрю Манце | Британский |
| Гейдельберг | Филармонический оркестр Гейдельберга | Элиас Гранди | Немецкий |
| Херфорд | Нордвестдойче филармония | Ив Абель | Канадский |
| Hilchenbach | Филармония Südwestfalen | Чарльз Оливьери-Манро | Мальтийский |
| Йена | Jenaer Philharmonie | Саймон Гауденц | Швейцарский |
| Карлсруэ | Badische Staatskapelle | Джастин Браун | Британский |
| Кобленц | Государственный оркестр Рейнской филармонии | Гарри Уокер | Британский |
| Констанц | Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz | Ари Расилайнен | Финский |
| Людвигсхафен-на-Рейне | Государственная филармония Рейнланд-Пфальц | Майкл Фрэнсис | Британский |
| Лейпциг | Лейпцигский Гевандхаус Оркестр | Андрис Нельсонс | Латышский |
| Лейпциг | Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio | Деннис Рассел Дэвис | Американец |
| Любек | Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck | Рюсукэ Нумаджири | Японский |
| Мюнхен | Симфонический оркестр Баварского радио | Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) | Британский |
| Мюнхен | Баварский государственный оркестр | Владимир Юровский | русский |
| Мюнхен | Мюнхенский камерный оркестр | Александр Либрейх | Немецкий |
| Мюнхен | Мюнхенский филармонический оркестр | Валерий Гергиев | русский |
| Мюнхен | Оркестр Мюнхенского радио | Иван Репушич | хорватский |
| Мюнхен | Мюнхенский симфонический оркестр | Кевин Джон Эдусей | Немецкий |
| Нюрнберг | Нюрнбергский симфонический оркестр | Кахчун Вонг | Сингапурский |
| Recklinghausen | Neue Philharmonie Westfalen | Расмус Бауманн | Немецкий |
| Штутгарт | Штутгартский филармонический оркестр | Дэн Эттингер | Израильский |
| Веймар | Staatskapelle Weimar | Доминик Бейкирх | Немецкий |
| Вупперталь | Sinfonieorchesters Wuppertal | Патрик Хан | Австрийский |
Семен Елизаров, скрипка
Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.
О родительской воле и детских протестах
Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.
Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.
И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.
К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.
И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.
Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.
О совместных поисках эталона
Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.
Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.
Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.
Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.
На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.
Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.
Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.
За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.
Юлия Чечикова, “М24“
Теодор Курентзис (р. 1972)
Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.
За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.
Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году.
Плюсы и минусы дирижерства
В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.
Разберем плюсы:
- Быть старшим и главным всегда приятно;
- Появляется значимость и уважение в коллективе;
- Частые гастроли;
- При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
- Есть вероятность стать медийной личностью;
- Высокий уровень оплаты труда.
А теперь о минусах:
- Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
- Придется долго учиться;
- Высокая ответственность;
- Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954)
Это, вероятно, один из величайших дирижёров первой половины XX столетия. Среди других прославленных гениев дирижерского искусства прошлого Вильгельм Фуртвенглер по праву должен занимать одно из первых мест.
С его кончиной ушла из музыкального мира личность невероятного масштаба, артист, смыслом всего существования которого было умножение красоты и гармонии классической музыки.
Фуртвенглер владел уникальной и многим современникам не понятной техникой дирижирования. На сохранившихся видеозаписях видно, что во время выступления он совершает довольно странные и иногда неуклюжие движения, как будто он находился в своеобразном трансе.
Его жесты могут показаться несколько расходящимися представленным музыкальным ритмом. Однако несмотря на эту необычную методу управления оркестром, а может быть — благодаря ему, музыканты под его руководством действительно оказывались под гипнозом.
Его лучшие исполнения самые удачные выступления были наполнены глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и всплесками эмоциональных кульминаций, базирующихся на вполне логичной трактовке материала.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Дирижер оркестра
Часто тема «Волшебная палочка дирижера» является своеобразным ключом к рассказу о видах оркестра. Симфонический здесь главенствует – это не только наиболее полный состав музыкальных инструментов, но и вершина музицирования.
Могут повторяться в теме «Волшебная палочка дирижера» инструменты, составляющие оркестр (как правило, это делается в игровой форме – в виде загадок, мини-заданий и пр.). Рассказ о роли дирижера возможен и в описании военных, духовых оркестров, малых ансамблей – квартетов, квинтетов. При наличии урочного или внеурочного времени можно порассуждать вместе со школьниками о разнице в управлении этими составами. В разных видах оркестра волшебная палочка дирижера может менять свои функции и внешний вид, то становясь смычком и грифом первого скрипача (в камерных ансамблях), то приобретая вид украшенного жезла в военном марширующем оркестре.
Юрий Башмет
Вот человек со счастливой судьбой. Он, как Юрий Гагарин, — первый. Конечно, его не возят на лимузине с открытым верхом по улицам нашей столицы и всех прочих столиц мира, не называют его именем улицы и площади. Впрочем… Его именем называют музыкальные школы, а восторженные поклонники во всем мире положили к его ногам, наверное, миллион алых роз — а то и больше.
Знал ли он, когда во Львовской центральной музыкальной школе переводился со скрипки на альт, что прославит этот до сих пор считавшийся незатейливым инструмент? А виноваты во всем Beatles. Можно сказать, они подарили миру и альт, и Башмета. Как любой подросток, он увлекся — да настолько, что сколотил собственную группу и тайком от родителей выступал на праздниках. А потом не знал, как признаться, что у него припрятана пачка купюр крупного достоинства, в то время как мама за месяц тратила одну.
Секреты альтиста
Юрий Башмет
2010
66 мин
После Львовской ЦМШ он поступил в Московскую консерваторию, поехал на первый зарубежный конкурс — замахнулся сразу на престижный ARD в Мюнхене (а других-то по альту и не было) и выиграл! Думаете, здесь началась его карьера? Только не на родине. В Большом зале Консерватории он сыграл сольно тогда, когда его альт прозвучал уже в Нью-Йорке, Токио и на европейских сценах. В Москве соблюдали субординацию: «Как мы вам дадим зал, когда у нас в штате заслуженные и народные?» (То, что они были артистами оркестра, значения не имело.)
Не хотите выпускать с сольными программами? Создам оркестр. За «Солистами Москвы» поклонники и поклонницы ездили по всей России, это был один из лучших камерных оркестров СССР. А дальше — звук альта расслышали композиторы, по счастливой случайности (XX век!) искавшие новые средства выразительности. Они сотворили себе и публике кумира, стали писать новые и новые опусы для альта. Сегодня количество посвященных ему сочинений исчисляется десятками, а композиторский азарт все не останавливается: каждый хочет написать для Башмета.
Юрий Башмет сегодня руководит двумя оркестрами («Солисты Москвы» и «Новая Россия»), возглавляет несколько фестивалей (самый известный из них — Зимний, в Сочи), много времени отдает работе с детьми: организует мастер-классы и занимается юношеским симфоническим оркестром, где играют, конечно, лучшие из лучших.
Юрий Темирканов. Фотография: Александр Куров / ТАСС
Индивидуальные доказательства
- См. Кай Кёпп: Иоганн Георг Пизендель (1687–1755) и начало современного оркестрового дирижирования . Шнайдер, Тутцинг 2005, ISBN 3-7952-1140-9 .
- «Вот почему я посоветовал сделать это нескольким канторам / и был очень похвалил / если они много перед ними стоят / что они хотят сыграть на басовой скрипке / бас в хоре / (что тогда легко искусство) / который / потому что не всегда можно иметь хороших басистов во всех школах / великолепно украшает и укрепляет фундамент ». Майкл Преториус, Syntagma Musicum III, стр. 145.
- Иоганн Маттесон: Идеальный капельмейстер , с. 482.
- Кванц: Эксперимент , с. 178
- Фридрих Вильгельм Марпург: Инструкции по музыке в целом и искусству пения . 1763. С. 4.
- Карин Пендл: Монахини Сан-Вито. и Виттория / Рафаэлла Алеотти. В кн . : Женщины и музыка, история. Издательство Индианского университета, Блумингтон / Индианаполис, 1991, ISBN 0-253-34321-6 , стр. 44-45 и стр. 49-51.
- Дэвид Матч: «The Christian Science Monitor», 25 февраля 1976 г., Бостон, США: «Критическое суждение о Гортензии фон Гельмини, единственной женщине-дирижере в Германии, состоит в том, что у нее не только талант, но и образование, энергия и настойчивость. оставить свой след в этой сложной и конкурентоспособной профессии »
- Мартин Берманн: Хоровая дирекция , Том I, с. 147.
- — стол и дубинка: отраслевой журнал дирижеров в базе журнала.
- ( от 6 мая 2016 г. в Интернет-архиве ) condorctorsguild.org (англ.)
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
История
Теодор Томас, отец-основатель и первый дирижер Чикагского симфонического оркестра.
В 1890 году чикагский бизнесмен Чарльз Норман Фэй пригласил Теодора Томаса основать оркестр в Чикаго . Под названием «Чикагский оркестр» оркестр дал свой первый концерт 16 октября 1891 года в Auditorium Theater . Это один из старейших оркестров США, наряду с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Сент-Луиса .
Оркестровый зал , ныне являющийся составной частью комплекса Симфонического центра, был спроектирован чикагским архитектором Дэниелом Х. Бернхэмом и завершен в 1904 году. Маэстро Томас был музыкальным руководителем в течение тринадцати лет до своей смерти вскоре после того, как 14 декабря было посвящено недавно построенное здание оркестра. 1904. Оркестр был переименован в «Оркестр Теодора Томаса» в 1905 году, и сегодня в Оркестровом зале до сих пор на фасаде высечено «Оркестровый зал Теодора Томаса».
В 1905 году Фредерик Сток стал музыкальным руководителем и занимал этот пост до своей смерти в 1942 году. В 1913 году оркестр был переименован в Чикагский симфонический оркестр.
Последующими музыкальными руководителями были Дезире Дефау , Артур Родзинский , Рафаэль Кубелик , Фриц Райнер , Жан Мартинон , Георг Шолти и Даниэль Баренбойм . Шолти считал необходимым поднять международный авторитет оркестра. Он возглавил его в европейском туре 1971 года, играя в десяти странах. Впервые за свою 80-летнюю историю оркестр выступал за пределами Северной Америки. Оркестр получил одобрительные отзывы европейских критиков, а в конце тура его встретили дома с тикерными лентами .
5 мая 2008 года CSO объявила о назначении Риккардо Мути своим 10-м музыкальным руководителем, начиная с сезона 2010–2011 годов, с первоначальным контрактом на 5 лет. Его контракт был продлен еще на пять лет, до сезона 2020 года. Последнее продление контракта Мути с CSO, о котором было объявлено в январе 2018 года, касается сезона 2021–2022 годов. В январе 2020 года CSO подтвердило, что Мути завершит свое музыкальное руководство оркестром в конце сезона 2021–2022 годов.
Оркестр также провел много выдающихся дирижеров гостей, в том числе Томас Бичем , Леонард Бернстайн , Аарон Копленд , Эдвард Элгар , Мортона Гулда , Хиндемита , Эриха Künzel , Эрих Лайнсдорф , Чарльз Мунк , Юджин Орманди , Андре Превеном , Сергея Прокофьева , Сергея Рахманинова , Морис Равель , Арнольд Шенберг , Леонард Слаткин , Леопольд Стокски , Джеймс Левин , Рихард Штраус , Джордж Селл , Клаус Теннстедт , Майкл Тилсон Томас , Бруно Уолтер и Джон Уильямс . Многие из этих гостей также записывались с оркестром. Карлос Клейбер выступил в качестве гостя-симфонического музыканта только в Америке с CSO в октябре 1978 г. и июне 1983 г.
Три главных приглашенных дирижера оркестра — Карло Мария Джулини , Клаудио Аббадо и Пьер Булез .
CSO проводит ежегодный сбор средств, первоначально известный как Чикагский симфонический марафон, а в последнее время как «Радиотон» и «Симфонитон», совместно с чикагской радиостанцией WFMT . В рамках мероприятия с 1986 по 2008 год оркестр выпустил треки из своих архивов трансляций на двойных сборниках LP / CD, а также два больших набора радиопередач и раритетов (CSO: The First 100 Years, 12 CD, 1991; CSO в ХХ веке: Выбор коллекционера, 10 компакт-дисков, 2000).