Дирижер

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)

Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.

Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.

Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.

Детство и юность

Сергей Скрипка родился 5 октября 1949 г. в г. Харькове (Украина). Отец мальчика был военным, а мама – домохозяйкой. Как ни странно, но карьеру вокалиста родители прочили брату Сергея Ивановича. Брат в итоге выбрал для себя кибернетику, а с музыкой жизнь связал Сергей.

Изначально семья собиралась отдать сына на класс фортепиано, но, поскольку все места были заняты, он поступил в хор мальчиков и пел там до подросткового возраста. В период ломки голоса ребят начинали учить хоровому дирижированию, что давало возможность позже стать хормейстером.

Дирижер Сергей Скрипка

Эту профессию юноше дало дальнейшее образование в Харьковском институте искусств. Параллельно с основной учебой он подрабатывал и посещал как вольнослушатель факультатив по симфоническому дирижированию.

Отработав год на кафедре родного института, молодой человек решил подать документы в Московскую консерваторию им. Петра Чайковского. Сюда он поступил в класс профессора Лео Гинзбурга и остался по окончании учебы в аспирантуре на стажировке, чтобы заниматься исполнительством. В дипломе мастера стоит специальность «оперно-симфоническое дирижирование».

Семен Елизаров, скрипка

Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.

О родительской воле и детских протестах

Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.

Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.

И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.

К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.

И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.

Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.

О совместных поисках эталона

Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.

Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.

Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.

Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.

На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.

Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.

Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.

За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.

Юлия Чечикова, “М24“

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Виртуозы

Слаженность симфонического оркестра, стройное звучание многочисленных музыкальных инструментов достигается за счет мастерства дирижера. Недаром наиболее талантливые из них удостаиваются различных высоких званий и титулов, а в народе их называют «виртуозами». И действительно, безупречное владение дирижерской палочкой позволяет довести до каждого музыканта, сидящего в оркестровой яме, все нюансы творческого порыва. Огромный симфонический оркестр вдруг начинает звучать как единое целое, а музыкальная композиция при этом раскрывается во всем своем великолепии.

Известные дирижеры объединяются по признаку мастерства, все они прошли школу высокого искусства, не сразу к ним пришла популярность и признание широкой публики. Популярность приобретается годами. В большинстве своем известные дирижеры, помимо концертной деятельности, занимаются преподаванием, ведут курсы обучения для молодых музыкантов, а также мастер-классы.

функция

Дирижер развивает работу с музыкантами оркестра или хора и исполняет ее. С этой целью он, в частности, берет на себя следующие задачи:

Техническая и художественная координация задействованных музыкантов: при дирижировании он определяет темпы, которые являются обязательными для музыкантов (см. Рисунок перкуссии ), и разрабатывает музыкальное выражение (см. Описание презентации ).

Суверенность интерпретирующего дизайна: Работа должна быть разработана и выполнена в соответствии с концепцией дирижера.

Выбор музыки и определение репертуара. Как художественный руководитель, он берет на себя отбор пьесы и отвечает за репетиции и репетиции. В случае небольших оркестров дирижер часто берет на себя планирование выступлений оркестра (« гастроли ») или, соответственно, участвует

Затем он принимает во внимание акустику помещения и любые звуковые технологии, которые могут потребоваться для достижения наилучшего звука.

В профессиональной сфере дирижер не несет ответственности за репетицию отдельных частей. Каждый член оркестра берет на себя эту задачу для себя. Как правило, певчие являются репетировали их хормейстер , солисты имеют в репетитором в театре или в оперных школах .

литература

  • Арне Штольберг и Яна Вайсенфельд (редакторы): DirigentenBilder. Музыкальные жесты — воплощенная музыка , Базель 2015, ISBN 978-3-7965-3478-2 .
  • Дитфрид Бернет : Аргументы в пользу джентльмена в хвосте: все, что вы всегда хотели знать о дирижировании … Лимбус Верлаг (Австрия) 2008 ( ISBN 978-3-902534-14-9 )
  • Джулиан Каскел — Хартмут Хайн (Ред.): Справочник дирижеров. 250 портретов, Кассель 2015
  • Эльке Маша Бланкенбург : Женщины-дирижеры в 20 веке: портреты от Марин Олсоп до Симоны Янг , Europäische Verlagsanstalt, Гамбург 2003, ISBN 3-434-50536-9 .
  • Ханс-Клаус Юнгхайнрих: Великие дирижеры. Важнейшие переводчики ХХ века, Дюссельдорф, 1986 г.
  • Норман Лебрехт: миф о маэстро. Дирижер. Типология профессии , Atlantis Musikbuch 1993
  • Илья Мусин : Техника дирижирования (Техника дирижирования), Издательство «Музыка», Москва, 1967.
  • Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования Ильи Мусина (Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина) . Книга и DVD (текст на итальянском, английском, немецком и испанском языках). Edizioni Curci Milano, 2007.
  • Ален Пари: Классическая музыка в 20 веке. Инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры , Мюнхен: dtv 1997 ( ISBN 3-423-32501-1 )
  • Вольфганг Шрайбер: Великие дирижеры , Мюнхен — Цюрих, 2005 г.
  • Юлия Спинола: Великие дирижеры современности . С подробной энциклопедией, Берлин: Henschel 2005, ISBN 3-89487-480-5
  • Анке Стейнбек: По ту сторону мифа о маэстро: женщины-дирижеры 21 века, Дор, Кельн, 2010, ISBN 978-3-936655-74-2

Когда появились дирижеры?

Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.

Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.

Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.

Интересно: Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.

В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.

Современные инструменты дирижёра — партитура и палочка

Расцвет искусства дирижирования

Настоящий взлет дирижерского искусства произошел в конце XIX века. На мировой музыкальной арене появилась плеяда талантливейших дирижеров: Г. Бюлов, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Моттль, Г. Рихтер, Р. Штраус.

Их традиции сохранили и преумножили дирижеры XX-XXI века – А. Тосканини, Э. Ансерме, О. Клемперер, О. Фрид, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, В. Талих, Дж. Джорджеску, Г. Вуд и другие.

Блестящие достижение русской дирижерской школы продемонстрировали композитора М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. В качестве дирижеров успешно выступали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, Н. Рубинштейн, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Э. Направник. Когорту выдающихся дирижеров выдвинула и советская музыкально-исполнительская культура. Среди них – Н. Голованов, С. Самосуд, А. Гаук, Е. Мравинский, О. Димитриади, Е. Светланов, Г. Рождественский.

Записи

Чикагский симфонический оркестр собрал обширную дискографию. Записи CSO получили 63 премии Грэмми Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук . К ним относятся несколько наград «Классический альбом года», награды за лучшее классическое исполнение в категориях вокал-солист, хоровое, инструментальное, инженерное и оркестровое исполнение.

1 мая 1916 года Фредерик Сток и оркестр записали Свадебный марш из музыки Феликса Мендельсона к «Сон в летнюю ночь» для Columbia Records . Сток и CSO сделали множество записей для Columbia и Victor Talking Machine Company / RCA Victor . Первые электрические записи Чикагского симфонического оркестра были сделаны для Виктора в декабре 1925 года, включая исполнение увертюры Карла Голдмарка « Весной» . Эти ранние электрические записи были сделаны в студии Виктора в Чикаго; через пару лет Виктор начал записывать CSO в Orchestra Hall. Сток продолжал записываться для Columbia и RCA Victor до своей смерти в 1942 году.

В 1951 году Рафаэль Кубелик сделал первые современные высококачественные записи с оркестром в Оркестровом зале для Меркьюри . Как и самые первые электрические записи, эти выступления были сделаны с использованием одного микрофона. Philips переиздал эти исполнения на компакт-диске с оригинальной этикеткой Mercury и примечаниями на обложке.

Сэр Георг Шолти

В марте 1954 года Фриц Райнер сделал первые стереофонические записи с CSO, снова в Оркестровом зале, для RCA Victor, включая исполнение двух симфонических стихов Рихарда Штрауса : Ein Heldenleben и Также sprach Zarathustra . Райнер и оркестр продолжали записывать для RCA Victor до 1963 года. В основном они были записаны в трехканальном процессе RCA Victor «Living Stereo». RCA ремастерировала записи в цифровом виде и выпустила их на CD и SACD. Джин Мартинон также записывалась с CSO для RCA Victor в течение 1960-х, продюсируя выступления, которые были переизданы на компакт-дисках.

Сэр Георг Шолти записывался с CSO в первую очередь для Decca Records . Эти записи Solti были выпущены в США на лондонском лейбле и включают высоко оцененную серию Малера , частично записанную в историческом храме в Медине — некоторые части были записаны в Центре Краннерта в Университете Иллинойса (Урбана, Иллинойс), а также в Sofiensaal в Вене , Австрия . Многие записи с Даниэлем Баренбоймом были выпущены на Teldec .

В 2007 году Чикагский симфонический оркестр основал собственный лейбл CSO Resound . После достижения соглашения с музыкантами оркестра были приняты меры для выпуска новых записей в цифровом виде в онлайн-магазинах и на компакт-дисках. Весной 2007 года был выпущен первый компакт-диск CSO Resound с записью исполнения Хайтинком Третьей симфонии Малера. Следующие выпуски включали Седьмую симфонию Брукнера, Шестую симфонию Малера и Четвертую симфонию Шостаковича (лауреат Грэмми), дирижировавшие Хайтинком; Пятая симфония Шостаковича под управлением Мён-Вун Чонга ; «Традиции и трансформации: звуки Шелкового пути в Чикаго» с творческим консультантом Оркестра Джадсоном и Джойс Грин Йо-Йо Ма (обладатель Грэмми); и записи Реквиема Верди (обладателя Грэмми) и Отелло под управлением Мути.

Чикагский симфонический оркестр и хор записали музыку для двух фильмов: « Фантазия 2000» под управлением Джеймса Левина и « Линкольн» (фильм 2012 года) под управлением Джона Уильямса. Выдержки из оркестра и записи хором Московского о Иоганна Себастьяна Баха «s Страстей по Матфею , проведенного сэр Георг Шолти, были использованы в фильме казино .

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Юрий Темирканов (р. 1938).

Немногие дирижеры сделали такую ​​долгую и плодотворную карьеру, как Темирканов, который с 1988 года остается верным Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру. Как и многие советские мальчики его поколения, Юрий учился музыке в детстве. Он учился в Ленинградской консерватории и собирался стать альтистом. Однако после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Темирканову пришлось отложить свои первоначальные планы в сторону. Лауреат был приглашен в тур по Европе и США с гениальным советским альтистом Давидом Ойстрахом и Московской филармонией.

Темирканов дебютировал с Петербургской филармонией в 1967 году. Ему довелось буквально поработать рука об руку с маэстро Евгением Мравинским. Он также был главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра с 1968 по 1988 год. Темирканов руководил многими великими оркестрами мира. По мнению музыкальных критиков, немногие маэстро могут заставить звучать Чайковского и Шостаковича так великолепно. В 1992 году он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра. С 1992 по 1997 год он также был главным приглашенным дирижером Дрезденской филармонии, Симфонического оркестра Датского национального радио, Большого театра и многих других. 

Роли

Военный дирижер возглавляет оркестр ВМС США во время церемонии Дня поминовения, проводимой на Арлингтонском национальном кладбище.

Роли дирижера сильно различаются между разными дирижерскими позициями и разными ансамблями. В некоторых случаях дирижер также является музыкальным руководителем симфонии, выбирая программу на весь сезон, включая концерты приглашенных дирижеров, концертных солистов, эстрадные концерты и так далее. Старший дирижер может присутствовать на некоторых или всех прослушиваниях для новых членов оркестра, чтобы гарантировать, что кандидаты обладают тем стилем игры и тоном, которые предпочитает дирижер, и чтобы кандидаты соответствовали самым высоким стандартам исполнения. Некоторые хоровые дирижеры нанимают для подготовки хора на несколько недель, которым впоследствии будет руководить другой дирижер. Хорового дирижера обычно отмечают за подготовительную работу в концертной программе.

Некоторые дирижеры могут играть важную роль в связях с общественностью, давая интервью местным новостным каналам и участвуя в телевизионных ток-шоу, чтобы продвигать предстоящий сезон или конкретные концерты. С другой стороны, дирижер, приглашенный для дирижирования одного концерта, может отвечать только за репетицию оркестра для нескольких произведений и проведение одного или двух концертов. В то время как несколько дирижеров стали известными знаменитостями , например Леонард Бернстайн , большинство из них известны только на сцене классической музыки.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Профессия дирижер

Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.

Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.

Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.

Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.

Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.

Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru

На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!

Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

  • ансамблевой;
  • оркестровый;
  • хоровой;
  • оперный.

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений

Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки

Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Германия

Город Оркестр Дирижер Национальность
Бамберг Бамбергский симфонический оркестр Якуб Хруша чешский язык
Берлин Берлинский филармонический оркестр Кирилл Петренко русский
Берлин Симфонический оркестр Берлинского радио Владимир Юровский русский
Берлин Немецкий симфонический оркестр Берлина Робин Тиччати Британский
Берлин Концертхаусорчестер Берлин Кристоф Эшенбах Немецкий
Берлин Staatskapelle Berlin Даниэль Баренбойм Аргентинский
Бремен Deutsche Kammerphilharmonie Bremen Пааво Ярви эстонский
Кёльн Gürzenich Orchestra Кельн Франсуа-Ксавье Рот французкий язык
Кёльн WDR Funkhausorchester Франк Штробель Немецкий
Кёльн Симфонический оркестр WDR Кёльн Кристиан Макелару румынский
Дортмунд Дортмундерский филармонический оркестр Габриэль Фельц Немецкий
Дрезден Дрезденский филармонический оркестр Марек Яновски Польский
Дрезден Государственная капелла Дрездена Кристиан Тилеманн Немецкий
Эссен Эссенская филармония Томаш Нетополь чешский язык
Франкфурт Франкфуртская опера — оркестр музеев Себастьян Вайгле Немецкий
Франкфурт hr-Sinfonieorchester Ален Алтыноглу французкий язык
Галле Staatskapelle Halle (должность вакантна)
Гамбург Гамбургер Симфоникер Сильвен Камбрелинг французкий язык
Гамбург Симфонический оркестр NDR Алан Гилберт Американец
Ганновер НДР Радиофилармония Эндрю Манце Британский
Гейдельберг Филармонический оркестр Гейдельберга Элиас Гранди Немецкий
Херфорд Нордвестдойче филармония Ив Абель Канадский
Hilchenbach Филармония Südwestfalen Чарльз Оливьери-Манро Мальтийский
Йена Jenaer Philharmonie Саймон Гауденц Швейцарский
Карлсруэ Badische Staatskapelle Джастин Браун Британский
Кобленц Государственный оркестр Рейнской филармонии Гарри Уокер Британский
Констанц Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz Ари Расилайнен Финский
Людвигсхафен-на-Рейне Государственная филармония Рейнланд-Пфальц Майкл Фрэнсис Британский
Лейпциг Лейпцигский Гевандхаус Оркестр Андрис Нельсонс Латышский
Лейпциг Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio Деннис Рассел Дэвис Американец
Любек Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck Рюсукэ Нумаджири Японский
Мюнхен Симфонический оркестр Баварского радио Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) Британский
Мюнхен Баварский государственный оркестр Владимир Юровский русский
Мюнхен Мюнхенский камерный оркестр Александр Либрейх Немецкий
Мюнхен Мюнхенский филармонический оркестр Валерий Гергиев русский
Мюнхен Оркестр Мюнхенского радио Иван Репушич хорватский
Мюнхен Мюнхенский симфонический оркестр Кевин Джон Эдусей Немецкий
Нюрнберг Нюрнбергский симфонический оркестр Кахчун Вонг Сингапурский
Recklinghausen Neue Philharmonie Westfalen Расмус Бауманн Немецкий
Штутгарт Штутгартский филармонический оркестр Дэн Эттингер Израильский
Веймар Staatskapelle Weimar Доминик Бейкирх Немецкий
Вупперталь Sinfonieorchesters Wuppertal Патрик Хан Австрийский

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector