Университеты казахстана

Можно ли отменить сельские квоты и ввести ваучеры?

Ректоры полагают, что предоставляя сельскую квоту, государство делает медвежью услугу абитуриентам. По их мнению, в первые семестры студенты из сельской местности набирают «неуды» и после этого не могут соответствовать уровню своего вуза. Причина кроется в низком качестве образования в школах на селе. Помогать стоит только талантливой молодёжи, уверены руководители вузов.

Ректор Narxoz Эндрю Вахтель / Фото Виктории Ли

«Допустим, государство выдаёт грант, который стоит примерно 600 тысяч тенге, тогда можно предложить студенту получить этот грант, но пойти с ним в частный вуз, доплатив разницу. По типу ваучера: софинансирование со стороны самого студента. Ведь в получении знаний, а не просто диплома, заинтересован сам обучающийся. Вуз со своей стороны тоже будет поддерживать талантливую молодёжь: перспективных студентов стимулируют, в том числе, финансово», – говорит Эндрю Вахтель.

По мнению экспертов, объявленная Министерством образования и науки академическая свобода в некотором смысле действительно даёт свободу действий. Но передовые вузы Казахстана, для того чтобы держать планку и давать качественные знания, работали по тем же принципам и без объявления автономии.

Другое дело, что объявленной свободы ректорам вышеназванных учебных заведений мало. Сфера образования и рынок труда настолько непредсказуемы, что требуют постоянной корректировки.

Проблемы

В связи с нехваткой школьных помещений или учителей некоторые начальные и средние школы проводят три занятия вместо двух, поэтому одна группа учеников посещает с 8 до 13 часов, вторая — с 13 до 6. Это приводит к перегрузке учителей. , студенты, которые не спят допоздна, и чрезмерно используемые помещения.

Азиатский банк развития (АБР) опубликовал доклад о финансировании народного образования в Казахстане в 2004 году, в котором упоминается широко согласованный критику системы государственного образования в других источниках . Согласно этому отчету, финансирование государственного образования является низким, а механизмы введения частного финансирования оказались безуспешными. Более того, Бюджетный кодекс и закон «Об образовании» не содержат четкого разграничения обязанностей местных и центральных органов власти, а также не включают достаточных механизмов для мониторинга бюджетных расходов.

В 2014 году Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчет о системе образования в Казахстане. Согласно отчету, Казахстан добился значительного улучшения качества образования и расширения доступа к начальному и среднему образованию

В отчете также указано, что Казахстан приступил к глубоким реформам, направленным на повышение качества системы образования, и все больше обращает внимание на международные стандарты и передовой опыт.

Обязательно ли учиться на дневном отделении?

В зависимости от ритма вашей жизни, от образования, полученного ранее, от перспектив, вы имеете полное право выбрать именно тот формат обучения, который вам будет наиболее близок. Допустим, если вы закончили школу, и не планируете идти сразу же работать (да и никакого образования еще для этого нет), то лучше выбрать очное обучение. Если же, допустим, у вас уже есть среднее специальное образование, то можно выбрать для себя другой формат обучения — систему part-time обучения, которую постепенно внедряют в Казахстане, и которая приходит на смену заочному обучению, про что мы писали в нашем материале про отмену заочного образования.  

Многие задумаются, а нужно ли мне вообще высшее образование? Здесь тоже важно ответить на этот вопрос в глубине души честно. Если вы понимаете, что сами не готовы потратить несколько лет своей жизни на регулярное обучение, а внутри вас возникает желание уже сейчас заняться какой-то практической деятельностью, то, возможно, стоит пойти на курсы или в среднее специальное учреждение, потратив деньги и время с большей пользой

В любом случае, каким бы ни был ваш выбор — он всегда будет правильным. Главное всегда прислушиваться к себе. 

Как поступить на бюджет?

Условия поступления на бюджет в вузах Казахстана следующие:

  • Принять участие в электронном ЕНТ с 15 апреля по 30 июня. Если вас не удовлетворяет результат первого тестирования, его можно пересдать повторно в любой другой день до 30 июня. Для участия в конкурсе на грант вы можете подать сертификат с высшим баллом. 

  • Определиться с группой образовательных программ, которая соответствует вашим профильным предметам ЕНТ. 

  • Определиться с высшим учебным заведением.

  • Подать заявление на грант с помощью портала приемной комиссии выбранного вами университета или портала электронного правительства. При подаче заявления можно указать 4 специальности в рамках группы образовательных программ. Заявления на присуждение грантов можно подать с 13 по 20 июля. 

Государственные гранты распределяются не по вузам, а по специальностям. На каждую специальность выделяется определенное количество грантов. Эту информацию нужно узнавать в приемной комиссии вуза. Также гранты больше не привязаны к языкам обучения. В прошлом году объем государственного заказа на бакалавриат в целом составил 53864. На 2021-2022 учебный год планируется выделить 51500 грантов для поступления на бакалавра. 

Принять участие в конкурсе могут:

  • выпускники 11-х классов текущего года или прошлых лет;

  • выпускники училищ, колледжей, техникумов;

  • казахстанцы, которые окончили учебные заведения за рубежом и не являются гражданами РК;

  • выпускники, которые обучались за границей по программам международного обмена школьниками.

Гранты из республиканского бюджета распределяются специальной комиссией, куда входят представили Минобразования, Ассоциации высших учебных заведений и других неправительственных организаций. Гранты из местных бюджетов присуждаются комиссиями из местных исполнительных органов. 

Преимущественное право на бесплатное обучение имеют обладатели отличий «Алтын белгі», «Медаль Елбасы», победители международных олимпиад и конкурсов, дети-сироты, инвалиды І и ІІ групп и другие льготные категории. 

Грант на обучение можно получить с проходным баллом 65 для национальных вузов и 50 для остальных вузов. Для педагогических специальностей порог составляет 70 баллов, для медицинских – 65, для сельскохозяйственных и ветеринарных – 60. При этом по каждому из 5-ти предметом нужно набрать не менее 5 баллов. 

Историческая справка

Отправной точкой в истории становления системы образования в стране стал год, в котором Казахстан был признан отдельным государством. Большая часть школьников ХХ века обучались в медресе, учеба в котором касалась в основном религиозных вопросов. До 1917 года функционировало несколько школ с казахским и русским языком, но в советское время ситуация резко изменилась.

В начале 90-х годов страна насчитывала уже около 8.5 тысяч средних школ, количество учащихся в которых составляло 3 миллиона, и 61 вуз с 272 тысячами студентов. Однако развитие системы обучения происходило по устаревшей методологии. Исследования ЮНЕСКО продемонстрировали наличие устойчивой тенденции к снижению его качества.

Образование не было направлено на подготовку школьников ко взрослой жизни и не формировало у них четких планов на будущее, а отсутствие обучения для дошкольников негативно отражалось на уровне их подготовленности к школе. С началом экономического развития страны правительством Казахстана стали приниматься меры для улучшения качества обучения.

Система дошкольного обучения

Правительство страны серьезно отнеслось к вопросу получения дошкольного образования. Частные и государственные инвестиции привели к быстрому росту количества учреждений для дошкольного обучения. Существенные изменения претерпели и подходы к воспитанию детей. Люди осознали, что детский возраст — это не только подготовка к жизни в школе, но и отдельный важный этап в формировании личности человека. Основным стало развитие у ребенка самостоятельности и самодостаточности.

Процесс обучения для дошколят стал строиться на основе игры с постепенным усложнением задачи и перерастанием из развлечения в творчество. Такой подход позволяет сохранить заинтересованность ребенка в получении новых знаний и сформировать модель человеческих отношений.

Больше всего суициду подвержена вузовская молодёжь

Авторы доклада изучили случаи суицида среди возрастных групп, которые охватывает система образования. В основном, этому подвержены молодые люди от 18 до 24 лет. В 2018 году зарегистрировано 556 случаев суицида среди молодёжи.

«Суицидальному настроению больше всего подвержена вузовская молодёжь. Среди регионов большое количество суицидов в возрасте 18-24 лет наблюдается в Туркестанской и Восточно-Казахстанской областях. В свою очередь, в Туркестанской области очень сильно выделяется суицид среди детей 5-17 лет. Их количество значительно больше, чем в других регионах и даже больше, чем суицид среди молодёжи 18-24 лет в регионе», – указали авторы исследования.

Инфографика информационно-аналитического центра

Детский и подростковый суицид остаётся малоизученным. Причины тоже часто остаются неизвестными. Частой бывает формулировка «одиночество с чувством отверженности». Также по распространённости суициды происходили из-за тяжёлого материального положения, заболеваний, конфликтов с родственниками.

Что делает Postupi.kz как представитель вузов?

    • Специалисты приемной комиссии и менеджеры помогают определиться со специальностью и учебным заведением. Расскажут о возможностях программ, о том, как происходит обучение, о перспективах, которые получает выпускник каждого вуза.
    • Готовит к поступлению. Менеджер вышлет все материалы, которые понадобятся для сдачи вступительных испытаний и примеры заданий. Расскажет, что вас ждет на собеседовании.
    • Оформляет поступление на дистанционное обучение в университет. Специалисты приемной комиссии работают с вашими документами, проводят собеседования, удаленно сопровождают сдачу вступительных экзаменов и тестов.
    • Обеспечивает моментальную связь между студентом и вузом. Если появляются технические проблемы, не получается связаться с деканатом, если студент чего-то не понимает – в центре ответят на любые вопросы и решат любые затруднения.

Все вузы используют лучшее ПО электронных университетов: instudy + приложение «МИП», «Росдистант», Moodle, ЭИОС

Центр дистанционного обучения Postupi.kz

Postupi.kz – лицензированный представитель вузов и региональная приемная комиссия. Мы стремимся сделать дистанционное образование в лучших высших учебных заведениях доступным, интересным, простым для любого, кто хочет учиться.

Список вузов дистанционного обучения Postupi.kz:

  • Московский международный университет
  • Тульский государственный университет
  • Московский институт психоанализа
  • Тольяттинский государственный университет
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
  • Московская международная академия
  • Белорусский национальный технический университет

Институты и университеты

Среди всех стран СНГ Казахстан провел самые радикальные изменения в системе высшего образования. В 2007 г. был определен следующий порядок получения высшего образования:

  • Базовое. Продолжительность — 4 года, по окончании вуза присвоение степени бакалавра. Программа нацелена на углубленное изучение выбранной профессии.
  • Специальное. Продолжительность — 2 года, по окончании — получение диплома магистра. Обучение доступно только после прохождения базового обучения.
  • Докторантура. Продолжительность — 3 года, по окончании — получение степени доктора наук.

Каждый студент имеет право пройти обучение на бакалавриате по одной специальности, а степень магистра получить по другой. Казахстанская система высшего образования насчитывает большое количество частных вузов, однако большая часть студентов предпочитает обучаться в государственных учреждениях. В стране приняты следующие формы получения высшего образования:

  • Очная — подразумевает регулярное личное посещение студентом всех лекций и экзаменов.
  • Заочная — учащийся должен дважды в год посещать сессии продолжительностью в один месяц. После каждой сессии студенты сдают экзамены.
  • Дистанционная — обучение осуществляется через интернет. В сети представлен весь материал, предназначенный для самостоятельного ознакомления. Защита дипломов осуществляется в стенах университета.

Процесс получения высшего образования находится в непрерывном совершенствании, что оказывает явное влияние на рост уровня подготовки студентов. К основным изменениям, внедренным в систему высшего образования, относятся:

  • Увеличение грантов на 20 тысяч.
  • Профилизация вузов. Ежегодно по некоторым направлениям в учебных заведениях случается серьезный недобор в связи с невостребованностью специальностей среди молодежи. Государством было принято решение забирать лицензию вузов на данные направления подготовки. Это позволит постепенно сформировать конкурентные и востребованные направления обучения и улучшит качество преподавания.
  • Антиплагиат для проверки работ учащихся. С развитием интернета и общедоступности информации самостоятельное выполнение студентами курсовых, дипломных, рефератов и сочинений резко снизилось. Учащиеся нередко сдают на проверку чужую работу, скачанную из сети. Поэтому была разработана и внедрена система, позволяющая проверять все труды студентов на уникальность и выявлять, заимствована работа или это личное исследование учащегося.
  • Из колледжа в вуз — название пилотного проекта, в рамках которого выпускники колледжей могут продолжить обучение в вузах на основании своих оценок.

Разработка онлайн-курсов носит фрагментарный характер

С наступлением пандемии казахстанцы столкнулись с проблемами в онлайн-обучении. Практика показала, что вузы и школы не были готовы к резкому переходу на дистанционное образование. Это было ясно и в 2018 году, когда заочное обучение начало заменять дистанционное. Вузы проявили большую активность, нежели школы в попытках перейти «на цифру». К примеру, КазНУ имени аль-Фараби предлагал более 40 курсов по 15 направлениям с охватом в 16 тысяч человек. Университет Нархоз попытался охватить более восьми тысяч человек онлайн-курсами.

«Несмотря на положительные старания вузов в развитии электронного образования, разработка онлайн-курсов вузами всё ещё носит фрагментарный характер. Дальнейшее продвижение платформ открытого образования позволит обогатить содержание образовательных программ, расширить перспективы вузов и связать преподавателей казахстанских вузов с экспертами других стран», – сказано в исследовании.

Наибольшее число крупнейших провайдеров онлайн-образования сосредоточено в США, в числе которых Coursera, edX, Udacity, Kadenze, Canvas Network, Stanford Languita. Признанными платформами открытого образования также считаются:

  • FutureLear в Великобритании;
  • XuetangX, CNMOOC, Chinese MOOCs в Китае;
  • Gacco, Fisdom, OpenLearning, JMOOC в Японии;
  • Federica.eu в Италии;
  • OpenHPI в Германии;
  • Open Education в России.

Вузы Казахстана объединили усилия и создали собственную Национальную платформу открытого образования moocs.kz. Она предлагает 25 онлайн-курсов по базовым дисциплинам бакалавриата. На сайте запустили интернет-проект Open Master Class с бесплатными онлайн-курсами от медийных личностей Казахстана, в числе которых:

  • доктор медицинских наук, президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов;
  • основатель Astana Group, бизнесмен Нурлан Смагулов;
  • победитель международных соревнований NASA и Microsoft Тимур Рыспеков;
  • директор благотворительного фонда ДОМ Аружан Саин;
  • международный шахматный гроссмейстер Жансая Абдумалик и другие.

В колледжах не хватает оборудования и нет связи с работодателями

В организациях технического и профессионального образования противоположная проблема. Здесь систематически недобирают абитуриентов, из-за чего в Казахстане возник феномен «малокомплектных колледжей» с контингентом менее 200 студентов. Из 821 организации ТиПО 23% – малокомплектные, где обучались от 18 до 200 студентов.

Следующая проблема – оснащённость колледжей компьютерной техникой. 25% из всего числа техники требует замены, 19% – морально устарела. В 2018 году на один компьютер в среднем по Казахстану приходилось восемь студентов. Особенно дефицит наблюдался в Жамбылской, Мангистауской областях и в Шымкенте. Также в организациях ТиПО нехватка специального оборудования, предназначенного для обучения студентов с особыми потребностями.

Причина тому – слабое финансирование колледжей. В развитых странах оно превышает показатели Казахстана почти в три раза.

Колледжи не всегда работают в тесной связке с работодателями, нет мониторинга, насколько они удовлетворены выпускниками. А это нужно, чтобы оценить качество подготовки кадров и, возможно, корректировать образовательные программы. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

«В Казахстане опросы мнения работодателей проводятся эпизодически. Часто такие опросы являются поверхностными и не отражают действительную ситуацию востребованности выпускников. Кроме того, культура участия в профессиональных опросах не развита. Работодатели оценивают качество системы ТиПО на 3,7 – чуть выше среднего. Такой результат говорит о необходимости всестороннего анализа и мониторинга причин неудовлетворённости работодателей ТиПО на системной основе», – посчитали авторы исследования.

Мало и инвестиций работодателей в обучение будущих кадров. Пока у бизнеса нет достаточной мотивации для этого. В 2018 году доля студентов, обучающихся за счёт работодателей, составила всего 0,2% от общего контингента обучающихся.

Но несмотря на проблемы, большинство выпускников (83%) находят себе работу после обучения. Возможно, в жизнь воплощаются прогнозы экспертов, которые говорили о том, что к 2022 году наиболее востребованными специалистами будут «синие воротнички» – представители рабочих специальностей.

«Ожидается рост спроса на таких специалистов как парикмахеры, визажисты, косметологи, рабочие химчистки и крашения, мастера индивидуального пошива и ремонта одежды, специалисты по ремонту квартир, мебели, электробытовых приборов, телеаппаратуры, работники фотостудий и другие», – сказано в исследовании.

Такая тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и во всём мире.

Какие преимущества дает дистанционное обучение

Нур-Султан

  • ЕАГИ, Евразийский гуманитарный институт
  • ФинАК, Финансовая Академия Нур-Султана
  • КазАТУ, Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
  • КазГЮУ, Казахский гуманитарно-юридический университет
  • КазУТБ, Казахский университет технологий и бизнеса
  • КазУЭФМТ, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
  • Университет Туран-Астана
  • Академия Кайнар

Алматы

  • АТУ, Алматинский технологический университет
  • КазАТиСО, Казахская академия труда и социальных отношений
  • КУПС, Казахский университет путей сообщения
  • УИЯиДК, Университет иностранных языков и деловой карьеры
  • ЦАУ, Центральный Азиатский университет
  • АЭП, Академия экономики и права имени У.А. Джолдасбекова
  • КазНПУ, Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • КазНУ, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
  • НАРХОЗ
  • Каспийский Университет

Актау

  • МГТУ, Мангистауский гуманитарно-технический университет
  • КГУТиИ — Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова
  • Актауский филиал Университета Кайнар

Актобе

  • АРГУ, Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова
  • АУБ, Актюбинский университет имени С. Баишева
  • КРМУ, Казахско-Русский Международный университет

Атырау

  • АИГИ, Атырауский инженерно-гуманитарный институт
  • АИНиГ, Атырауский институт нефти и газа
  • АТГУ, Атырауский государственный университет им.Х. Досмухамедова

Караганда

  • АЭСА, Алматинская академия экономики и статистики (Карагандинская филиал)
  • МБА, Международная Бизнес-Академия
  • КарГТУ, Карагандинский государственный технический университет
  • КГИУ, Карагандинский государственный индустриальный институт
  • КЭУК, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

Костанай

  • КГПУ, Костанайский государственный педагогический университет им. У.Султангазина
  • КГУ, Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова
  • КИнЭУ, Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова
  • КосСТУ, Костанайский социально-технический университет
  • РИИ, Рудненский индустриальный институт

Кокшетау

КГУ, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Кызылорда

  • КГУ, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
  • Академия Болашак

Павлодар

  • ПГПУ, Павлодарский государственный педагогический университет
  • ПГУ, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Петропавловск

СКГУ, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбваева

Семей

  • Государственный университет города Семей имени Шакарима
  • КазГЮИУ, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
  • Университет Кайнар
  • КазФЭА, Казахская финансово-экономическая академия

Тараз

  • ЖГТУ, Жамбылский гуманитарно-технический университет
  • ТарГПУ, Таразский государственный педагогический университет
  • ТарГУ, Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати
  • ТарТИ, Таразский технический институт

Уральск

  • ЗКАТУ, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
  • АТиСО, Академия труда и социальных отношений
  • КазИИТУ, Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем

Усть-Каменогорск

  • ВКГТУ, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева
  • ВКГУ, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
  • КАСУ, Казахстанско-Американский открытый университет

Шымкент

Не хватает преподавателей для работы со студентами-инвалидами

В Казахстане пытаются развивать инклюзивное образование. В 2018 году выпускникам спецшкол разрешили поступать в колледжи, этим правом воспользовались почти три тысячи человек. Но, как оказалось, сами организации ТиПО ещё не готовы к этому – нет педагогических кадров, имеющих навыки работы с такими студентами, а именно:

  • тифлопедагоги;
  • сурдопереводчики;
  • дефектологи.

«Слабо налажена работа по выстраиванию психолого-медико-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями. В колледжах необходимо ввести штатную единицу таких специалистов. Кроме того, в учебных заведениях ТиПО существует дефицит в специальном оборудовании, предназначенным для их обучения. Вызовом также является обеспечение условий для дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями», – сказано в докладе.

Наибольшая доля студентов с ограниченными потребностями приходится на людей с нарушением слуха и зрения.

Почему получить обучение за границей выгодно?

Казалось бы, чем отечественная система хуже западной? Почему в Алматы не может быть достойного уровня? Образование за границей отличается более высоким уровне в связи с тем, что в него дольше времени и больше денег вкладывается. Можно сказать, что там система образования стала меняться намного раньше отечественной, что само по себе не могло не повлиять на весь процесс. Сегодня учеба в привычных школах и институтах для казахстанцев заканчивается на заучивании чаще всего. За границей программы обучения регулярно пересматриваются и обновляются.
Также одной из отличительных особенностей является то, что образование в Европе или США финансируется больше, чем в Казахстане.

Как поступить в университет Казахстана

Допуск к высшему образованию предоставляется лицам, получившим высшее профессиональное, полное среднее и начальное высшее образования.

Абитуриент имеет право поступить за счет личных средств (платно) либо посредством государственного образовательного заказа (гранта).

Претендовать на грант могут граждане РК, люди казахской национальности без гражданства Казахстана и люди, постоянно проживающие на территории Республики.

Студенты поступают в ВУЗы на основе ЕНТ (Единого Национального Тестирования) или при помощи КТА (Комплексного Тестирования Абитуриента). Отличие этих двух экзаменов в том, что ЕНТ проводится для всех учеников школ в 11 классе, а КТА — для определенных категорий поступающих: для выпускников прошлых лет, которые не сдали ЕНТ должным образом, для выпускников технических и профессиональных организаций, а также выпускников школ с не казахским и не русским языками обучения.

Сдавать КТА обязаны и абитуриенты, окончившие учебные заведения за границей.

Иностранцы поступают на базе собеседования, которое проводит комиссия учебного заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector