«геймдизайнер

Зачем игровые студии нанимают продюсеров?

Как подметил в своём посте Эрнст тен Босх (World of Warcraft), многие продюсеры сами затрудняются объяснить, чем они занимаются. Они, как уже говорилось выше, не вносят непосредственного вклада в разработку: не пишут код, не делают уровни или анимации и даже не подсчитывают бюджет. Так зачем же они нужны?

Бернард Йе, продюсер Oculus и Bungie, объяснял нужду в его профессии на примере молодой игровой компании. Когда студия только открывает свои двери, её коллектив состоит из кучки единомышленников, отлично друг друга знающих и понимающих без лишних слов.


Кадр из фильма «Крёстный отец»

Со временем штат компании начинает расти — и вот уже в студии работает не пять, а сорок пять человек с разным бэкграундом, опытом и спецификой работы. Теперь уже на схожесть во взглядах и личную симпатию положиться нельзя: команда становится слишком большой и разобщённой — и то же самое может случиться с проектом, над которым она работает.

«Вы достигаете точки, когда возникают неизбежные ограничения в коммуникации внутри коллектива, — говорит Бернард Йе. —  в отсутствие информации у людей появляется убеждение: „Я не знаю, что они делают, они обязательно налажают“».

Поэтому студии нанимают продюсеров — людей, которые отвечают за то, чтобы у всех в команде было единое видение проекта.

«Именно продюсер чаще всего отвечает за то, чтобы игру сделали в оговорённый срок, с определённым бюджетом и требуемым качеством. Часто от продюсера зависит ещё и то, каким этот продукт получится — начиная с жанра и сеттинга и заканчивая конкретными механиками».

Михаил Свиблов, продюсер Adamant Games

Творческий вклад продюсера, как правило, зависит от практик, принятых в компании. Так, в одной из фирм, где работал Михаил, все решения принимал триумвират из геймдизайнера, продюсера и проектного менеджера.

«Геймдизайнер отвечал за фан от игры, менеджер — за сроки и бюджет разработки, а продюсер — за финансовые результаты проекта. Я нахожу такой компромисс между ролями оптимальным, но в других студиях бывает по-другому», — рассказывает специалист.

Тут стоит уточнить разницу между двумя похожими профессиями — продюсера и проектного менеджера:

«Продюсер отвечает за весь проект и его качества — от идеи и бизнес-плана до постпродакшна и продаж, проектный менеджер же занимается каким-то одним аспектом — например, разработкой или планированием. Продюсер может выполнять задачи проектного менеджера, проектный менеджер же для функций продюсера не предназначен».

Алексей Пешехонов, глава студии Blini Games

Продюсер может вести один проект или сразу несколько, причём как непосредственно в студии, так и со стороны игрового издателя. Кроме того, продюсер может отвечать за работу отдельной команды — например, нарративных дизайнеров или художников по спецэффектам.

В процессе он решает самые разные задачи, которые сильно различаются в зависимости от этапов производства. Михаил Свиблов, продюсер студии Adamant Games, называет некоторые из них:

Начальные этапы разработки:

  • Анализ рынка и конкурентов.
  • Генерация идей.
  • Создание питчей и верхнеуровневого дизайн-документа.

Середина разработки:

  • Планирование проекта и верхнеуровневая постановка задач.
  • Фичекат и ведение бэклога.

Поздние этапы разработки и релиз:

  • Контроль качества на всех этапах — от программирования до маркетинга.
  • Анализ метрик проекта и поиск способов улучшить эти метрики.

Полный список задач игрового продюсера составить невозможно, убеждён Михаил. Специалист должен уметь решать любые проблемы, возникающие во время работы над проектом.

На крупных проектах сами продюсеры иногда делятся по ролям в зависимости от их вовлечённости в творческий процесс:

  • Креативные продюсеры задают общее видение игры и следят за качеством конечного результата.
  • Производственные продюсеры занимаются непосредственно менеджментом: следят за графиком, финансовыми показателями и так далее.

Даша Насонова

«В детстве я больше всего любила придумывать истории и в какой-то момент решила, что рассказывать их через видеоигры гораздо интереснее. Но я была уверена, что даже для самого простого проекта обязательно нужна команда из ста человек, и это меня останавливало», — вспоминает Даша Насонова.

В 2012 году состоялась премьера фильма Indie Game: The Movie, получившего награду фестиваля «Сандэнс». Картина рассказывала о разработчиках популярных инди-игр Super Meat Boy, FEZ и Braid, пожертвовавших деньгами, нервами и здоровьем ради того, чтобы донести миру свои идеи и чувства.

По образованию она архитектор. За ее плечами учеба в престижнейшем МАрхИ и стажировка в одном из лучших учебных заведений США — Колумбийском университете. Этот бэкграунд заметно отразился на ее творчестве. Например, в Saving Constructivism, ставшей реакцией на снос Таганской АТС, нужно защищать архитектурные памятники советского авангарда от современных «постмодернистских монстров». А игра What the site? — пример того, как жители любого района могли бы доносить свои идеи по его благоустройству до проектировщиков. Пользователь виртуально обустраивает локацию, а затем отправляет архитекторам получившийся эскиз. Собрав и проанализировав все работы, те могут предложить проект благоустройства территории, соответствующий ожиданиям жителей.

Скриншот из игры What the site? Из архива Даши Насоновой

А еще Даша читает лекции о взаимодействии видеоигр и архитектуры и пишет для «Новой газеты», «Теорий и практик», Strelka Mag.

Насонова уверена: урбанистам есть чему поучиться у гейм-разработчиков.

Эта идея получила название «игровой урбанизм». «Термин придумали британские архитекторы Сандра Юхана и Люк Каспар Пирсон. Они ведут одноименный образовательный модуль в профильной Bartlett School, где учат студентов создавать видеоигры такого рода, — объясняет Даша. — Идея в том, чтобы через геймплей переосмыслить существующие теории и практики проектирования».

Проблему архитектурного образования Насонова видит в том, что будущий пользователь как бы выносится за скобки, игнорируется. «Студенты сдают проекты в формате рендеров, чертежей, и макетов, куда нельзя поместить человека, а значит невозможно изучить поведенческие привычки пользователей, которые могут изменить здание до неузнаваемости», — пишет Даша в своем блоге . Гейм-дизайн же позволяет сделать это на самом раннем этапе разработки и анализировать взаимодействие персонажа с окружающим миром до выпуска финальной версии игры.

В качестве примеров таких проектов с конструируемой интерактивной средой Насонова называет «песочницы» вроде Dreams. Это игра, в которой пользователи могут создавать собственные уровни, сооружать здания, редактировать текстуры, писать музыку, моделировать персонажей и, самое главное, делиться результатами своего труда с другими геймерами. Насонову такой подход вдохновляет: «Представьте, если бы студенты-архитекторы так же делились друг с другом учебными проектами, на этапе проектирования ходили друг к другу „в гости“ и обменивались элементами зданий, а преподаватели судили о качестве проектных решений не только по чертежам и макетам, но могли бы посетить здание и оценить его изнутри».

Скриншот из игры Dreams. Источник

Даша верит, что за киберурбанистикой будущее. А рассуждая о направлениях развития гейминга в целом, замечает, что многим ее знакомым не хватает свободы во взаимодействии с неигровыми персонажами:

Профессиональные и личные качества геймдизайнера

Чем занимается геймдизайнер:

  • играет важную роль в разработке новых игр;
  • много общается с командой и инвесторами;
  • рекламирует свой проект;
  • контролирует процесс разработки;
  • определяет задачи членов команды.

Профессиональные

Если заинтересовались этой профессией, развивайте следующие качества:

  1. Креативность, способность генерировать интересные и уникальные идеи.
  2. Хорошая осведомленность о рынке компьютерных игр.
  3. Знание теории игр – с этим можно ознакомиться в учебниках или специальных книгах.
  4. Умение разрабатывать сценарии, хотя бы в общих чертах (проработкой деталей будет заниматься сценарист).
  5. Способность работать с математическими переменными для расчета оптимального баланса новой игры.
  6. Знание основ программирования для понимания процесса реализации задуманного, а также выполнения небольших сопутствующих задач, связанных с кодингом (но геймдизайнер – это не программист!).
  7. Знание психологии потребителя (это можно узнать из учебников и книг) для понимания, чего хочет геймер, как дать ему желаемое через свой проект.
  8. Способность ясно и грамотно выражать свои мысли – навык пригодится при общении с командой и подготовке специальных документов, в частности для инвесторов.
  9. Знание английского языка – так как большинство компьютерных игр сегодня создается для международного рынка, этот навык точно будет плюсом при устройстве на работу.

Личные

Нужно развить в себе:

  1. Любовь к компьютерным играм. Без этого разрабатывать собственные проекты будет невозможно, вы должны жить этим, спать с этим и никогда не выбрасывать из головы.
  2. Способность справляться с большим количеством задач одновременно. Геймдизайнер постоянно решает много вопросов, выполняет разные функции, а справиться с многозадачностью дано далеко не каждому.
  3. Умение работать в команде. Реализация любого проекта – командная работа, вы должны уметь правильно общаться с коллегами, доносить до них свои мысли и отстаивать свою точку зрения, а также уметь принимать чужую, ведь ваша не всегда верная.
  4. Отменный художественный вкус для продумывания визуальной части проекта.
  5. Ответственность, следование дедлайнам. Над вами никто не будет стоять с постоянным контролем, вы должны сами себя организовывать и выполнять запланированные задачи в установленные сроки.

Где что искать?

Два самых лучших варианта – заходить на сайты студий в раздел о сотрудничестве или просто гуглить. Настрой себе в гугле оповещения появления нужных вакансий в нужных тебе компаниях – ведь они появляются также быстро, как и исчезают. Также не забудь иметь резюме, где ты укажешь основные и самые нужные данные: кто ты, что умеешь делать и ссылку на портфолио или работы. Чтобы набраться опыта попробуй создавать моды или инди игры в небольшой студии или сам.

И не забывай посещать разные игровые конференции, выставки и заводить контакты.

Такие профессии в игровой индустрии ты можешь занять. Сам(а) понимаешь, что работать нужно много и усердно, но если душа требует творить игры – ты знаешь, в какой роли ты можешь это делать.

Психолог

В киберспорте он играет важную роль. Психолог помогает членам команды справиться с выгоранием, депрессией, длительными перелётами. Хороший специалист находит индивидуальный подход к человеку: одному просто нужно дать пару выходных, а другому необходимо выговориться, чтобы почувствовать себя лучше.

Психолог незаменим во время турниров, он должен найти правильные слова и настроить коллектив на победу. Если что-то идёт не так, между матчами он ведёт беседу с геймерами, выясняет, почему у них не получается играть в полную силу, и старается избавить их от стресса.

Зарплата

зависит от опыта, уровня специалиста и формата работы: будет ли это постоянное участие в жизни клуба или помощь команде на конкретном турнире.

В России даже просто спортивный психолог – редкая профессия. Есть вакансии, которые начинаются со 100 тыс. в месяц. Без конкуренции по-настоящему топовый специалист может повышать запросы.

Как попасть в профессию?

Кандидат должен иметь образование в сфере спортивной психологии и любовь к видеоиграм, чтобы легче находить общий язык с кибератлетами.

Фото: Александр Гришин, «Чемпионат»

VALUES VALUE​

Таня Локтионова — основательница Values Value​ — запустила онлайн-платформу InGame Job в 2019 году. Рекрутинговая и HR-консалтинговая компания составляет базы специалистов в сфере разработки игр. Она помогает игровым студиям нанимать целые команды.

«На постоянной основе мы пользуемся порталами InGame Job и LinkedIn. В 2020 году 10% вакансий Values Value было закрыто откликами с InGame Job. LinkedIn мы используем как базу опытных кандидатов — начинающим специалистам рекрутёры там пишут редко. Но уже сейчас можно начинать строить свою сеть профессиональных контактов в LinkedIn».

Таня Локтионова,
основательница Values Value

Values Value​ проводит ежегодный анонимный опрос участников рынка геймдева. На основе исследования компания формирует статистику по зарплатам и трендам. В пятом опросе 2021 года приняли участие 2 413 специалистов из стран СНГ.

С помощью этого исследования соискатели могут составить впечатление о сфере и, что главное, узнать о зарплатных «вилках», ведь в подавляющем большинстве вакансий зарплата не указана.

«Values Value активно помогает джуниор-специалистам. Мы регулярно публикуем в своём блоге и соцсетях подборки находящихся в поиске работы джунов. Так молодые специалисты становятся более заметными для работодателей. На игровых конференциях DevGAMM и Games Gathering мы организуем „Стены вакансий“. В онлайне можно найти специальный раздел на сайте, в офлайне — большой баннер на конференциях».

Таня Локтионова,
основательница Values Value

Совет №7. Работайте регулярно

Старая пословица гласит: «Быстро — это медленно, но без перерывов». То же правило действует в геймдизайне.

Избегайте больших пауз в работе. Старайтесь выкроить хотя бы час в день на разработку игры. Постепенно это превратится в привычку — и у вас не будет чувства, что вы топчетесь на месте.

Алексей Малороссиянов объясняет: «Изучать программирование непросто и требует определённого майндсета. Но когда начинает получаться, вы испытываете огромное удовольствие от результата… Не сдавайтесь и планомерно каждый день хотя бы немного времени уделяйте разработке и изучению движка. И всё у вас обязательно получится».

Цель

Цель — это то, чего добивается игрок или какая перед ним поставлена задача. Иногда главный герой должен спасти мир или защитить родину на войне, но бывают и такие игры, где нужно найти выход из психиатрической лечебницы или отомстить за убийство семьи.

Какой бы ни была цель, игрок должен понимать, почему ее нужно достичь

То есть он должен видеть, что это важно для его персонажа и что у него есть мотивация. Например, если он мстит за жену и детей, то нужно показать, что они действительно были близки — проводили время вместе и радовались

Тут хорошо работают контрасты: когда сначала показывают счастливого героя в кругу семьи, а потом его же, но уже в депрессии из-за утраты.

Даже если речь идет о спасении мира, то это тоже должно касаться персонажа — а следовательно, и игрока — лично. Высокие побуждения героя никого не впечатлят, потому что это избито. Нужно что-то большее, чем всеобщее благо, — собственные интересы.

Например, иногда персонаж понимает, что если умрут все, то вместе с ними и он. Или же им движет жажда славы или наживы, а может, герой просто следует за своей любовью и параллельно успевает всех спасти. Как бы то ни было, необходимо показать чувства, которые знакомы игроку, чтобы он мог ассоциировать себя с главным героем.

ВАЖНО!

Игру нужно рассчитывать на определенную аудиторию — кому-то интересно играть за вора, который хочет стать лучшим в своем деле, но кому-то больше по душе боевые действия для захвата мира.

Геймдизайнер

Самая распространенная профессия в игровой индустрии и самая известная среди обывателей. Парадокс, но с учетом такой известности многие люди вообще не понимают, что делает геймдизайнер. В умах большинства геймдизайнеры – это такие лентяи, сидящие в кресле и рассуждающие: «Хмм, а сделаю я игру похожею на смесь Red Dead Redemption 2, Assassins’s Creed и The Sims, а потом добавлю туда королевскую битву… Я гений! Где там моя зарплата?». Все не так просто. Зачастую геймдизайнер занимается созданием базовых механик, которые часто не работают и их приходится делать заново. А во-вторых, он проектирует уровни (пути их прохождения) и геометрию всего.

Мало иметь идею, нужно создавать. Пробуй устраивается на эту должность если ты сделал несколько хороших уровней, например в Portal 2 или создал парочку игр в RPG-Maker.Также тебе нужно уметь писать скрипты, а для этого будь так любезен имей базовые знания в программировании. И вообще, ты должен уметь делать все понемножку.

Gaijin Entertainment (2002)

Gaijin Entertainment находится на слуху, ведь она стала популярной на весь мир благодаря военному симулятору War Thunder (2012). Но это не единственное достижение компании – с 2002 года она регулярно разрабатывает и издает различные игры. В начале пути она занималась игровой адаптацией известных фильмов, таких как «Бумер» (2003), «Параграф 78» (2007), а также выпустила шуточные игры по мотивам «Властелин колец»: «Братва и кольцо» (2006) и «Две сорванные башни» (2009).

«Братва и кольцо» (2006)

Из громких проектов также можно отметить симулятор боевых вертолетов Apache: Air Assault (2010), авиасимулятор Birds of Steel (2012) и приключенческий боевик Blades of Time (2012).

Blades of Time (2012)

С релизом War Thunder подход компании изменился – студия «апнула уровень» и уже сама к разработке игр приступает куда реже, перейдя в статус издателя. Например, творцы из Gaijin издали MMO космосим Star Conflict (2012) и постапокалиптический боевик Crossout (2017), которые, к слову, созданы руками также российских разработчиков из Targem Games.

Взаимное расположение профессий

Сфера \ Этап
Идея
Реализация
Компоновка
Доработка
Выпуск игры
Контроль
Менеджер
Оформление Геймдизайнер Художник Программист Тестер Пиарщик
Механика Геймдизайнер Программист Программист
Геймдизайнер Дизайнер карт Программист

Игры состоят из трех основных сущностей: оформление (графика, музыка, звук, интерфейс), механика (правила игры, режимы игры, внутренняя логика), содержание (персонажи, сюжет, диалоги). Каждый специалист занимается своей частью игры. Художники — рисуют; программисты — реализуют механику игры; дизайнеры карт, сценаристы, актеры – наполняют игру смыслом

Но всё это разделение важно только на этапе реализации. Этап придумывания и проектирования полностью лежит на плечах геймдизайнера

Этап компоновки полностью на ответственности программистов. Все прочие специалисты напрямую не участвуют в разработке, а лишь помогают непосредственным участникам. Тестеры выявляют ошибки в пробных рабочих версиях игры, пиарщики занимаются подготовкой аудитории к встрече с игрой. Всеми этими процессами сверху управляют менеджеры: продюсеры, директора, начальники отделов.

Как видно, для разработки игры нужна как минимум связка из геймдизайнера и программиста, все прочие профессии – излишество для инди разработчиков, но уже давным-давно насущная необходимость для больших игровых студий.

Теперь рассмотрим каждую профессию по отдельности. Каковы их задачи, права и обязанности, предпочтительные личные качества. Кроме сухих формулировок так же постараемся создать образы типичных геймдизайнеров, программистов, художников, отразив известных представителей, их рабочие места, примеры готовых работ.

Обучение геймдизайну в России

В России на гейм-дизайнера в вузах не учат — таких образовательных программ нет. Пройти обучение можно только на специализированных курсах.

Геймдизайн можно осваивать самостоятельно, но наступает момент, когда надо выбрать оффлайн- или онлайн-курсы

В сети разработчики охотно делятся  своими знаниями с новичками, есть профильные ресурсы (например, Gamasutra), бесплатные вебинары и книги (Джесси Шелл «Искусство геймдизайна»).

Новичкам желательно изучить:

  • программы Sketch, Photoshop;
  • принципы создания интерфейса Apple’s UI Do’s and Don’ts, Google Material Design;
  • создание 2D-объектов в Paint Tool SAI, Gimp, Photoshop;
  • создание 3D-объектов: Max (отрисовка), Blender (сложное обучение), Maya (анимация);
  • игровые ассеты (элементы игрового контента): Open Game Dev Art (библиотека графики), Behance (шрифты и иконки), KennyNL (готовые к использованию объекты).

Платные онлайн-курсы обучения геймдизайну

Выпускники большинства IT-школ с дистанционным обучением по завершению курса готовы к работе в студии на позиции гейм-дизайнера, инженера по данным, специалиста по контролю качества. Знаний, которые дают на онлайн-курсах достаточно, чтобы выпустить собственный коммерческий продукт.

Вводная часть любого курса — лекции по игровым классификациям, психологии, менеджменту и маркетингу, формированию геймплея, процессу разработки игры, мастер-классы. Обязательно есть практическая часть, презентация и защита концептов. Большинство платных курсов предполагают получение диплома.

Бесплатные курсы геймдизайна

Бесплатные курсы небольшие по продолжительности, но хорошо проработанные по разным аспектам геймдизайна. Такие проекты запускают крупные студии-разработчики и зарубежные университеты. Большинство программ обучения на английском.

Лучшие курсы геймдизайна в Москве

Очные курсы в Москве — это возможность разработать собственную игру под руководством опытного наставника. Прежде чем записываться на курс, желательно посетить пробное занятие, чтобы ознакомиться с методикой подачи материала, преподавателем, программой. Лучше выбирать курсы, которые ведут гейм-дизайнеры действующих студий.

CryENGINE 3 Free SDK

CryENGINE 3 — бесплатный игровой движок созданный компанией Crytek, которая выпустила первую версию движка в 2002 году. Третья же версия появилась на свет в 2009 году. Мировая известность этого движка оправдана потрясающими графическими показателями выпускаемых продуктов, некоторые из которых выглядят невероятно фотореалистично.

Возможности:

  • Лучшей демонстрацией возможностей я считаю уже готовые игры и тут у CryENGINE 3 есть чем похвастаться. За все время этот движок использовался разработчиками таких игр как Far Cry, Crysis и AION. Конечно же, список созданных игр гораздо больше, но я привел наиболее известные игры.
  • CryEngine 3 является кроссплатформенным движком и поддерживает PC, PlayStation 3 и Xbox 360 .
  • Импортировать текстуры можно из 3ds max, maya а также из предыдущих версий движка.
  • Процитирую слова основателя компании Цеват Ерли: «Движок был готов к следующему поколению еще 3 года назад. У нас давно есть продвинутая система частиц, GPU-рендеринг, Deferred shading, тесселяция, поддержка DX11 и так далее» — Действительно, реальные примеры созданных игр, говорят о многом.

С чего начать?

SDK скачивается в виде архива, без инсталлятора. В архиве содержится несколько папок, каждая из которых имеет свое назначение. Например, для запуска редактора используйте папки bin32 или bin64 (в зависимости от разрядности вашей системы). Файл редактора editor.exe, ну а для просмотра результата — launcher.exe.

Собственно это небольшое пояснение, к тому, что Вы скачаете, все остальное Вам расскажут многочисленные видеоуроки. К счастью, данный движок оказался очень популярным и для него есть целое русскоязычное сообщество (ссылка ниже), тут Вы найдете обучающие материалы и сможете задать вопрос. Это, несомненно, играет в пользу движка для русскоязычных разработчиков, ведь процесс разработки игры не так прост, и не обходится без ознакомления с технической документацией.

Ограниченность бесплатной версии состоит в том, что Вы не сможете получить лицензию и распространять (продавать) разработанную Вами игру.

Язык интерфейса: Английский

Видеоуроки по CryENGINE 3 Free SDK

Интрига

Раньше никто не беспокоился об интриге, потому что игры были в новинку и в основном подкупали графикой и геймплеем. Но сейчас многие хотят чего-то большего — как раз того, из-за чего им будет любопытно и интересно играть.

Если раньше можно было сказать игроку: «Вот враг, убей его», то сейчас такая прямота выглядит натужно и топорно. Гораздо лучше дать игроку намеки и свободу выбора, чтобы он сам догадался, кому можно доверять, а кому нет.

Разгадав загадку, человек получит удовольствие: ведь он увидел то, что было показано неявно. Если же не сможет разобраться сам, то удовольствие ему принесет неожиданный поворот.

Также интригу можно добавить в дизайн локаций, чтобы игрок не знал, что поджидает его в следующей комнате. Для этого нужно всего лишь не расставлять орды монстров за каждой дверью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector