Специальность «радиотехника» (бакалавриат)

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления могут претендовать на должности техников, наладчиков и разработчиков в компании, производящие электрооборудование, а также на предприятия по разработке средств спутниковых и телекоммуникационных систем, в организации радиоэлектронного профиля, теле- и радиокомпании. Специалисты с опытом работы могут проявить себя в направлении исследовательской деятельности.

Что же касается уровня будущей заработной платы, то здесь все зависит от опыта и сферы применения знаний и умений специалиста. На государственных предприятиях средний оклад радиотехника составляет от 20 до 40 тысяч рублей, в коммерческих организациях заработок может составить до 80 тысяч.

Профессия радиотехник

Описание профессии

Радиотехник – это бытовое, разговорное обозначение специалиста по приборостроению. Официальное название специальности – радиоаппаратостроение.

Эта профессия родственна профессии радиомеханика. Разница в том, что радиотехник умеет не только чинить радиоэлектронные устройства и системы, но может также самостоятельно их проектировать.

Если для ремонта и обслуживания радиоэлектроники обычно (хотя и не всегда) достаточно начального профессионального образования, то для аппаратостроения требуется по крайней мере среднее специальное образование

Как и любая другая техника, радиоэлектронная аппаратура претерпевает изменения, она совершенствуется. Чтобы собрать радиоэлектронный прибор, необходимо совершить множество манипуляций. Монтажные операции (электрическое соединение отдельных элементов аппаратуры) – являются финальными. Эту процедуру выполняют радиотехники.

Они занимаются сборкой и настройкой радиоприборов и электронной техники. Радиотехник устанавливает навесные радиодетали на платах (специальные схемы с обозначенными местами креплений деталей и расположения проводов), производит узловую сборку и электрический монтаж по монтажным и принципиальным схемам, осуществляет сборку узлов на шасси и межузловой электрический монтаж, используя при этом пайку, приклеивание, проволочный и печатный монтаж.

Личные качества

Эта профессия для тех, кому нравится работать с аппаратурой, копаться в мелких деталях. Для внимательных и усидчивых.

Образование (Что надо знать?)

Основы радио- и телевизионной техники, принципы действия и эксплуатации аппаратуры, правила ремонта, настройки и регулировки радио- и телевизионной техники, правила пользования контрольно-измерительными приборами.

Самое главное в этой работе — понимать, как происходят процессы внутри того или иного аппарата, уметь мыслить логически. Ведь радиомагнитные волны и радиолучи — вещи невидимые и неосязаемые, однако, нужно суметь представить себе их движение и распространение.

Место работы и карьера

Место найти несложно — услуги радиотехника сегодня нужны на любом среднем или крупном предприятии. Это заводы, производящие различную технику (начиная с бытовой и заканчивая военной), научные исследовательские институты, медицинские учреждения, видео- и аудиосалоны, телеателье. Многие выпускники колледжей идут работать в бурно развивающуюся область сотовой связи, где не хватает специалистов, разбирающихся в радиоэлектронной аппаратуре.

Родственные профессии:

Автомеханик, Инженер-электрик, Слесарь, Строитель, Электрик

Полезные курсы:

Моделирование радиоэлектронных устройств

Направление: Компьютерные курсы, Телекоммуникации, связь, электроника

Уральский радиотехнический колледж имени А. С. Попова

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Направление: Рабочие специальности

Уральский радиотехнический колледж имени А. С. Попова

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Направление: Компьютерные курсы

Уральский радиотехнический колледж имени А. С. Попова

Все курсы по направлению Компьютерные курсы

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы обучения Стоимость за год (рубли) Проходной балл (2018 г.)
Уральский технический институт связи и информатики (филиал ГОУ ВПО «СИБГУТИ » в г. Екатеринбурге) Радиотехника Очная (4 года) бесплатно (8 мест) 111 740 165
Южно-уральский государственный университет
Высшая школа электроники и компьютерных наук Радиоэлектронные системы и комплексы Очная (5 лет) бесплатно (16 мест) 146 400 от 221
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Институт радиоэлектроники и информационных технологий — РтФ Радиоэлектронные системы и комплексы Очная (5 лет) бесплатно (45 мест) 168 000 от 192
Институт радиоэлектроники и информационных технологий — РтФ Радиотехника Очная (4 года) Заочная (5 лет) бесплатно (40 мест) 168 000 85 000 от 208
Колледжи и техникумы по специальности Специальность Прием на базе 9 классов Прием на базе 11 классов Стоимость за год (рубли)
очная заочная очная заочная
Уральский радиотехнический колледж имени А. С. Попова Радиоаппаратостроение 3 г 10 2 г 10 3 г 03 бесплатно (50 мест) 39 000 (заочно)
Уральский радиотехнический колледж имени А. С. Попова Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники 3 г 10 2 г 10 бесплатно (50 мест) 52 000

Кем и где работать

Учеба позади, диплом в руках. Куда пойти работать, причем, желательно, за приличное вознаграждение?

В Москве и других крупных городах существует ряд государственных предприятий с негосударственными зарплатами. Как правило, эти предприятия заключают договоры с факультетами на целевую подготовку специалистов. То есть подписывается трехсторонний договор между предприятием, вузом (факультетом) и студентом, по которому вуз обучает студента по особой программе, отличающейся от программы выбранной специальности. За это обучение платит предприятие, а студент после окончания учебы обязуется отработать сколько-то лет на этот предприятии. Существует и другой вариант: студент (как правило, дипломник или учащийся на последнем курсе) начинает работать на этом предприятии, учась по обычной программе

Рекомендует на работу студента в этом случае факультет или кафедра, поэтому, помимо желания работать, важно находиться на хорошем счету, то есть иметь высокий средний балл и активно заниматься подготовкой к диплому (как вариант – участвовать в НИРСах, научно-исследовательских работах студентов). Преимущество такого способа в том, что студент изначально никому не должен, так как с ним заключается только стандартный трудовой договор, как и при любом приеме на работу

В числе прочих дисциплин студенты радиофакультетов изучают технологии беспроводных систем передачи данных – практику и теорию. Это технологии Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX. Им, а также стандартам, на которых они базируются, посвящены вполне серьезные учебники университетского уровня и бесчисленное множество статей и ресурсов в Интернете. То есть выпускник радиофакультета может быть не просто системным администратором, но и специалистом по беспроводным сетям, а востребованность таких специалистов более чем высока, да и зарплату предлагают очень солидную.

Ну, а тем, кто пошел учиться, «чтобы в армию не попасть», остаются самые низкооплачиваемые варианты: ремонт бытовой техники в телеателье, работа в НИИ. Платят, конечно, очень мало, но без работы не останетесь. Как правило, все радиофакультеты занимаются научно-исследовательской деятельностью и готовят аспирантов, следовательно, есть шанс найти себе руководителя и выбрать тему. Стоит смотреть правде в глаза: с точки зрения карьерных перспектив учеба в аспирантуре радиофакультетов – выбор далеко не лучший, ведь работа в НИИ, а уж тем более преподавательская деятельность, оплачиваются очень плохо. Единственный плюс – повышение своего образовательного уровня путем учебы и последующего написания диссертации. А специалиста с кандидатской степенью с большим удовольствием возьмут на высокооплачиваемую работу, не связанную с наукой.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия радиоинженер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Что изучается

Во времена Советского Союза на радиофакультеты, помимо тех, кто шел по призванию, подавали документы абитуриенты, напуганные печально известными предметами конструкторских факультетов. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знакомства с сопроматом, теоретической механикой, теорией машин и механизмов (ТММ для многих студентов расшифровыввалось как «тут моя могила»), конструкционными материалами и технологией их обработки. Да и черчение длилось один семестр вместо двух курсов.

Но не все коту масленица: на втором курсе приходит расплата, причем независимо от выбранной  специальности. ОТЦ (основы теории цепей), плавно переходящие в РТЦиС (радиотехнические цепи и сигналы) будут идти два курса, заставляя просыпаться посреди ночи в холодном поту. Также на всех специальностях проходят антенно-фидерные, радиопередающие и радиоприемные устройства. Плюс курсовые работы и проекты, то есть проектирование и расчет того или иного устройства.

Еще изучаются электронные приборы (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), элементная база (жизненно необходима инженерам-схемотехникам и при курсовом проектировании). В общем-то, все перечисленные предметы существовали и во времена Советского Союза, так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются при проектировании только отечественные, микросхемы – тем более. Единственное, что исчезло, – это практикумы по пайке. Так что, если не мечтаете колдовать над печатными платами с паяльником в руках и вычищать из-под ногтей канифоль, то проблем нет.

Появились и новые предметы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных и радиотелефонных сетей, сети и системы передачи данных. В какой-то степени на старших курсах радиофакультетов учат не на радистов, а скорее на специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное, и потерпеть ради этого 3 года можно вполне.

Плата в России

Специалисты этой профессии наибольшим спросом пользуются в Московской обл. – 20,4%.

Большинство работодателей предлагают зарплату:

  • от 16800 ($287) до 32600 руб. ($558);
  • 10% из них обещают доход до 48400 руб. ($828);
  • 5% — заработок до 64200 ($1099);
  • 2% — оклад свыше этой суммы.

Средняя зарплата радиомехаников (в руб.):

  • в Москве от 46000 ($787) до 61000 ($1043);
  • в Санкт-Петербурге от 31000 ($530) до 43000 ($690);
  • по России – от 25000 ($427) до 37000 ($633).

Среднестатистические данные по стране (в руб.):

  • Московская обл. – 45000 ($770);
  • Приморский край – 42551 ($728);
  • Ленинградская обл. – 40417 ($691);
  • Томская обл. – 32833 ($561);
  • Мурманская обл. – 31667 ($541);
  • Алтайский край – 30000 ($513).

Начинающий радиомеханик без опыта работы не может рассчитывать на оклад свыше 20000 руб
.

Остальные зарабатывают в зависимости от опыта работы и занимаемой должности (в руб.):

  • проектировщик ОВК – 66667 ($1140);
  • мастер по ремонту – 63333 ($633);
  • инженер технадзора – 60667 ($1038);
  • инженер ПТО – 54167 ($927);
  • мастер по ремонту электробытовых приборов – 40000 ($684);
  • радиомонтажник РЭА – 30000 ($513);
  • мастер по ремонту РЭА – 40000 ($684);
  • мастер по ремонту телефонов и планшетов – 75000 ($1206).

В отдаленном уголке России, в каком-нибудь районном центре, радиомеханик без опыта получает минимальный доход – 7700 руб. ($131)
.

В среднем по России профессионалы получают 28144 руб. ($481)
.

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Иностранный язык — по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Химия — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза

Электроника и ее разновидности (квантовая, оптическая, промышленная и др.) является очень востребованной специальностью на сегодняшний день и будет иметь большие перспективы в будущем. Без нее невозможна работа автомобилей, бытовой техники и даже наружной рекламы. Специальность 11.03.04 «Электроника и наноэлектроника» позволяет изучить принципы работы электронных устройств и систем, применяемых во всех сферах жизни. К списку изучаемых относятся системы сбора и обработки данных, системы силовой электроники и управления различными технологическими процессами. Также изучаются способы создания квантовых усилителей, светодиодных излучателей, лазеров и прочего. Применить свои знания можно во многих отраслях науки, вплоть до медицины.

Список вузов

Охватить весь перечень высших учебных заведений, ведущих подготовку по профилю «Радиотехника», затруднительно – их около сотни.

Несмотря на сложность изучения, направление популярно и официально признано стратегически значимым для страны. Самые рейтинговые радиотехнические вузы России рассмотрены в таблице.

Позиция в рейтинге Interfax Аббревиатура Полное название вуза Количество бюджетных мест на очное отделение Годовая стоимость обучения, руб. (для очной формы)
13 СФУ Сибирский федеральный университет 35/25/15 * 154 306
14-15 УрФУ Уральский федеральный университет им. Первого президента Б. Н. Ельцина 40 168 000
14-15 СПбПУ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 50 191 000
18 ЮФУ Южный Федеральный университет 25/26** 125 000
25 НИУ МИЭТ Национальный исследовательский университет МИЭТ 20/30** 117 300
34 ИРНИТУ Иркутский Национальный исследовательский технический университет 20/25** 148 000
45 СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» 100/70/48/26*** 166 000
51-54 ОмГТУ Омский государственный технический университет 25 130 800
55-56 КубГУ Кубанский государственный университет 28/27 ** 111 010
68 НГТУ Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева 32/40/32/30*** 134 160
69-70 КНИТУ Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева 84 133 818
71-72 СамГТУ Самарский государственный технический университет 22 110 000
89 ВГТУ Воронежский государственный технический университет 45 103 800
95 ТГТУ Тамбовский государственный технический университет 15/13/13* 107 100
103-105 ВолГУ Волгоградский государственный университет 21/20** 125 000
123-125 ГУАП Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 25/90/25* 180 000
155-156 МТУСИ Московский технический университет связи и информатики 50/73** 199 100
192-196 РГРТУ Рязанский государственный радиотехнический университет 80/47/50/100*** 106 400
212 СевГУ Севастопольский государственный университет 30 109 500
УлГТУ Ульяновский государственный технический университет 13/12/14/10*** 103 170

* По направлениям 11.03.01 «Радиотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств».

** По направлениям 11.03.01 «Радиотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

*** По направлениям 11.03.01 «Радиотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы».

Лидеры по приему на обучение за счет средств государственного бюджета – Рязанский радиотехнический и Питерский электротехнический университеты (что неудивительно, учитывая то, что они профильные). В каждом из радиотехнических вузов России есть и платные места. Разброс расценок представлен на графике.

Дороже всего образование обойдется в столичном МТУСИ и Санкт-Петербургском Политехе. Подавляющее большинство радиотехнических университетов придерживается гибкого подхода к формированию цен. За успехи в учебе часто предоставляются скидки, вплоть до возможности перевода на бюджет при наличии вакантного места. Порядок получения льгот надо уточнять в конкретном вузе.

§ 122. Радист-радиолокаторщик 7-го разряда

Характеристика работ. Включение, проверка основных параметров, настройка, регулирование, полный ремонт радиолокационной системы посадки. Полная настройка с заменой отдельных узлов всего комплекса радиолокационной станции и проверкой ее функциональной схемы. Подготовка к работе и комплексная настройка в отдельных эксплуатационных режимах радиосвязной, радионавигационной и радиолокационной наземной техники; обеспечение полетов перед летными испытаниями. Выявление сложных дефектов в обслуживаемых технике (оборудовании), аппаратуре и системах, а также в принципиальных и монтажных схемах. Анализ выявленных дефектов и их устранение в аэродромных и лабораторных условиях. Настройка контрольной аппаратуры радиомаяков, радиостанций и радиолокационных станций. Проведение работ по замерам взаимопомех и выявление причин их возникновения. Подготовка к облету и облет обслуживаемой техники. Оказание помощи руководителю полетами в выводе летательных аппаратов на точку в неблагоприятных условиях.

Должен знать: устройство, принцип действия и режимы работы обслуживаемого оборудования; конструктивные и электрические особенности электронных устройств, выполненных на интегральных микросхемах; назначение и возможности использования контрольно-измерительной аппаратуры на базе микропроцессорной техники, программы испытаний и исследований; методы и способы электрического, механического и комплексного регулирования обслуживаемой аппаратуры; элементы расчета схем радиоустройств (преобразователей частоты, модуляторов, УПЧ и т.д.); основы схемотехники и микропроцессорной техники.

Требуется среднее профессиональное образование.

Шифр 1-39 01 01

Описание специальности

Специальность «Радиотехника» занимает ведущее место среди специальностей радиотехнического профиля. Инженеры этой специальности являются профессионалами в области радиотехники и подготовлены для исследовательской, проектно-конструкторской и организационно-управленческой деятельности. Радиоинженеры владеют широким арсеналом знаний и практических навыков, которые позволяют им заниматься разработкой, проектированием, наладкой, эксплуатацией и ремонтом разнообразных по назначению и сложности радиоэлектронных устройств и систем, средств вычислительной техники и сетей телекоммуникаций. 

Специальность ориентирована на подготовку специалистов в области проектирования, разработки и эксплуатации аппаратно-программных комплексов различного назначения. Это системы и сети связи и телекоммуникаций, мобильные радиоэлектронные средства, включая средства сотовой связи, радиотехнические и информационные системы, сеть Интернет. 

Основные изучаемые дисциплины:

  • высшая математика
  • физика
  • химия
  • теория вероятностей
  • математическая статистика
  • электронные приборы
  • теория электрических цепей и др.

Выпускники, подготовленные по специальности «Радиотехника», могут работать на предприятиях Республики Беларусь, связанных с проектированием, разработкой и эксплуатацией специализированных радиоэлектронных устройств, контрольно-измерительных приборов для цифровых линий передачи информации, программно-технических средств организации каналов цифровой радиосвязи. 

Места распределения выпускников: Предприятия Парка высоких технологий, ряд предприятий Республики Беларусь, работающих над проблемами организации мобильной радиосвязи, аппаратуры наблюдения и охраны ответственных зон учреждений, производства радиоэлектронной и телевизионной аппаратуры.

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

    • направление специальности 1-39 01 01-01 «Радиотехника (программируемые радиоэлектронные средства)» (проходные баллы в , )
    • направление специальности 1-39 01 01-02 «Радиотехника (техника цифровой радиосвязи)» (проходные баллы в , )
    • направление специальности 1-39 01 01-02 » Радиотехника (специальные системы радиолокации и радионавигации)» (проходные баллы в , , , , )
  • Полоцкий государственный университет (проходные баллы в , , , )

Предыдущая статья
Специальность Радиоинформатика

Следующая статья
Специальность Радиофизика

Оценить статью:
4.3

Тэги: техника технологии радиотехника

Сфера деятельности выпускника

Обучение на данной специальности включает детальное изучение методов и средств деятельности человека, направленной на все виды исследований, а также на моделирование (математическое либо компьютерное). Бакалавр научится разбираться в способах конструирования, проектирования и в технологиях производства. Учащийся сможет в полной мере эксплуатировать электронные устройства, их компоненты и материалы, из которых они изготовлены. В процессе обучения студент овладеет навыками использования вакуумной, плазменной, оптической и иной нанотехники различного функционального назначения.

Как стать полноценным радиооператором

Мир насыщен радиоволнами – начиная от сотовых телефонов, заканчивая радио- и телесигналами цифрового диапазона. Люди уже привыкли, что повсюду постоянно «говорит» радио.

Наверняка у школьников возникает интерес, как происходит процесс радиопередачи сигналов. Естественно, у выпускников СШ возникает непреодолимое желание попробовать свои силы в этой области, а потому они задумываются, где учиться. Радиооператоров готовят в специальных образовательных заведениях, обучая классическим наукам вроде математики и физики, а также посвящая в основы электротехники, кибернетики, радиоэлектроники и других предметов. Кроме этого, молодые люди изучают:

  • потенциальные места, в которых можно поместить средства связи и необходимое оборудование;
  • проведение первичной проверки установленных на месте устройств;
  • настройку приемников-передатчиков на выделенные частоты;
  • проведение техобслуживания источников сигналов, диагностики и исправление помех в работе приборов;
  • как монтировать электросиловые устройства;
  • что нужно для проведения простейших электрических измерений;
  • способы обеспечения постоянного и безаварийного функционирования доверенных аппаратов для связи.

И это еще не все, что изучают студенты специализированных колледжей. Радиооператоры постигают основу того, ради чего они и поступали в учебное заведение:

  1. проведение приема и передачи оперативной информации по каналам связи телеграфным способом – азбукой Морзе с установленной скоростью;
  2. обмен информацией с применением современных компьютерных сетей;
  3. основы работы телефониста;
  4. обеспечение радиообмена согласно установленным правилам радиосвязи.

Но по окончании колледжа у выпускников появляется другая проблема – кем работать. Радиооператор в эфире – это абсолютно другая должность. Но не следует отчаиваться, ведь знания никогда не бывают лишними, а потому даже на радиостанции будут рады принять на службу тех, кто уже имеет за плечами определенный багаж сведений.

Квалификация: ТЕХНИК-МЕХАТРОНИК*

Форма обучения

Уровень образования

Срок обучения

Основа обучения

Очная

9 классов

3 года 10 месяцев

Бюджетная основа

11 классов

Очно-заочная

Прием не осуществляется

Специальность входит в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективныхпрофессий среднего профессионального образования

Процесс автоматизации, позволяет осуществлять управление технологическим процессом без непосредственного участия человека, либо оставляет за человеком право принятия наиболее ответственных решений. В состав автоматизированных систем входят как механические составные части, так и электронное оборудование. Основу системы составляет управляющая часть на базе микроконтроллера. Это «мозг» любой автоматизированной системы.

Обеспечивать работоспособность мехатронных систем и роботизированных комплексов призван техник-мехатроник. Он осуществляет работы по монтажу, диагностике и ремонту мехатронных систем, контролирует их работоспособность и занимается программированием управляющей системы, согласно поставленным производственным задачам. Появление в Санкт-Петербурге, предприятий ведущих мировых компаний, имеющих автоматизированные линии производства, диктует повышение спроса в соответствующей отрасли.

Основные виды деятельности:

  • монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем;
  • техническое обслуживание, ремонт и испытание  мехатронных систем;
  • разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем;
  • эксплуатация мобильных робототехнических комплексов;
  • конструирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт мобильных робототехнических комплексов.

Область профессиональной деятельности выпускников: ракетно-космическая промышленность; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; автомобилестроение; авиастроение; сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:  технические средства и системы автоматического управления, в том числе технические системы, построенные на базе мехатронных модулей, используемых в качестве информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих устройств, необходимое программно-алгоритмическое обеспечение для управления такими системами;техническая документация, технологические процессы и аппараты производств (по отраслям);метрологическое обеспечение технологического контроля, технические средства обеспечения надежности;первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

—       Монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем.

—       Техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем.

—       Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем.

—       Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» (18494).

Лаборатории по специальности:

—         электронной и вычислительной техники;

—         электрических машин;

—         пневматики и гидравлики;

—         лаборатория мехатроники (автоматизации производства);

—         программируемых логических контроллеров.

Мастерские по специальности:

—       Слесарная.

—       Электромонтажная.

—       Модульных производственных систем.

База производственной  практики обучающихся  и  предприятия-партнёры:

ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ООО «ТЭПЛОЭНЕРГО», АО «НПП «Радар ММС», ОАО «Авангард», АО «Таурас-Феникс», ООО «Нордфил», АО «Компрессор», ООО «Всеволожский крановый завод», ЗАО «Фортекс», АО «НПО Поиск», ОАО «МЗ «Арсенал» и др.

Ведущие ВУЗы, принимающие на обучение выпускников по специальности:

—       Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова

—       ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения».

Возможные медицинские противопоказания для обучения по данной специальности: заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, радикулит); заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхательных органов (бронхиальная астма); сниженное зрение (не компенсируемое очками); повышенная чувствительность к воздействию химических веществ.

Специальности

Радиоcпециальности отличаются от специальностей машиностроительных и приборостроительных факультетов тем, что имеют иную систему классификации и делятся на системотехнические, схемотехнические и конструкторские.

В чем их различие? Системотехнические специальности учат мыслить, решать проблему в комплексе – проектировать не отдельные устройства (передатчики, приемники), а целые системы. Рассмотрим радиолокационную станцию (РЛС). При ее проектировании заказчик выдает техническое задание на всю систему. А РЛС состоит из четырех главных компонентов – антенная подсистема, передающая подсистема, приемная подсистема и программно-аппаратный комплекс. Знать, как именно устроена каждая часть, инженеру-системотехнику не нужно, да и хранить в голове столько информации зачастую не под силу. Грубо говоря, для него подсистемы – это кубики, «черные ящики». Он не знает, что в них содержится, но знает, что у него на входе и что на выходе. Беря различные «кубики» и соединяя их, инженер получает систему с заданными параметрами. Такие специальности требуют выработки системного подхода – умения мыслить масштабными категориями, видеть проблему как единое целое.

У схемотехников другая головная боль – как раз эти самые «черные ящики». Они проектируют подсистему с заданными характеристиками – на входе такие сигналы, на выходе другие. Зато вопрос применения разработанного устройства инженера-схемотехника никак не волнует. Он решает множество небольших задач, создает отдельные блоки, но дальнейшая их судьба не его забота. Для таких специальностей необходима усидчивость и умение работать с задачами, не видя полной картины.

Наконец, инженеры-конструкторы занимаются миниатюризацией устройств, проблемами теплоотвода и охлаждения, проектируют корпуса приборов и оптимизируют принципиальные схемы для их дальнейшего расположения на печатных платах.

Сейчас на радиофакультетах, как правило, обучают следующим специальностям:

  • «Радиотехника». По сути, это схемотехническая специальность. На ней учат проектированию передатчиков, приемников, антенн, основам конструирования РЭС, основам цифровой обработки информации.
  • «Радиоэлектронные системы». Больше системотехническая специальность. Помимо общих предметов изучается проектирование систем и комплексов, теория телекоммуникаций, радиоуправление.
  • «Конструирование радиоэлектронных средств» (РЭС). Конструкторская специальность. Если выбрали ее, то готовьтесь к детальному изучению конструирования и проектирования для изготовления РЭС. Придется изучить работу в PCAD и AutoCAD, а схемы, которые надо скомпоновать для расположения на печатной плате, будут долго сниться.
  • «Связь с подвижными объектами». Системотехническая специальность. В деталях изучается статистическая радиотехника, теория оптимального приема, теория телекоммуникаций.
  • «Комплексная защита объектов информации». Сугубо системотехническая специальность. Изучается теория телекоммуникаций, теория защиты информации, программирование на языках высокого уровня, аппаратные и программные методы защиты информации.
  • «Радиофизика». Математическая специальность. Расчет, моделирование и имитация процессов, происходящих в антенных, приемных и передающих устройствах. Детально изучается электродинамика, теория антенно-фидерных устройств.
  • Особые специальности для вузов связи и телекоммуникаций.

Часть специальностей изучается как на дневном, так и на вечернем отделениях радиофакультетов. Причем если раньше для учебы на вечернем отделении требовалась справка с места работы (желательно по профилю), то теперь подобных препятствий нет.

Обучение

Следует отметить, что данная специальность требует достаточно высокого уровня образования. Как минимум нужно пройти обучение в техникуме или колледже, а лучше окончить институт.

Обучение в вузе открывает более широкие возможности, но и отнимает больше времени. В институты поступают абитуриенты, получившие полное среднее образование и сдавшие экзамены по математике, русскому языку, информатике и информационно-коммуникационным технологиям. На данном этапе некоторые специальности можно изучить на вечерних отделениях или заочно. В колледж поступить можно и после 9-го класса.

Во всех крупных городах есть учебные заведения, готовящие радиотехников. Наиболее известные – это Московский авиационный институт, Московский технический университет связи и информатики, Дальневосточный федеральный университет и другие.

На факультетах телекоммуникаций, инфо­коммуникационных технологий и систем связи можно получить образование на уровне бакалавра, и для этого понадобится 4 года. Если вас привлекает работа в области исследований, то вам прямая дорога в магистратуру. Но при этом стоит помнить, что это еще один год обучения.

Если вы хотите побыстрее приступить к работе, то вам дорога в колледж. У многих на слуху довольно известный Московский техникум космического приборостроения МГТУ им. Н. Э. Баумана, но есть и много других достойных заведений. Обучение может происходить как за счет государства, так и за личные средства.

Развитие электроники идет вперед семимильными шагами. Не все могут справиться с постоянно растущим объёмом знаний, которые требуются для того, чтобы соответствовать современному уровню радиотехники. Знания, приобретённые в учебном заведении, устаревают.

ВУЗы:

  • Винницкий национальный технический университет, ВНТУ
  • Военный институт телекоммуникаций и информатизации Государственного университета телекоммуникаций, ВИТИ
  • Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
  • Государственный Университет Телекоммуникаций, ГУТ
  • Днепровский Государственный Технический Университет, ДГТУ
  • Днепропетровский Национальный Университет имени Олеся Гончара, ДНУ
  • Донецкий национальный технический университет
  • Житомирский военный институт имени С.П. Королева Национального авиационного университета, ЖВИ НАУ
  • Житомирский государственный технологический университет, ЖГТУ
  • Запорожский Национальный Технический Университет, ЗНТУ
  • Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, ИФНТУНГ
  • Киевский Национальный Университет имени Тараса Шевченко, КНУ
  • Кременчугский национальный университет имени Михаила Остроградского, КНУ
  • Луцкий национальный технический университет, ЛНТУ
  • Международный Научно-Технический Университет им. академика Юрия Бугая, МНТУ
  • Национальный Авиационный Университет, НАУ
  • Национальный Горный Университет, НГУ
  • Национальный Технический Университет Украины «Киевский Политехнический Институт», КПИ
  • Национальный университет «Львовская политехника»
  • Одесская Национальная Академия Связи им. А.С.Попова, ОНАС
  • Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка, ПНТУ
  • Ужгородский национальный университет, УНУ

Колледжи:

  • Васильковский колледж НАУ
  • Винницкий колледж НУПТ
  • Горно-электромеханический техникум
  • Запорожский колледж радиоэлектроники
  • Киевский колледж компьютерных технологий и экономики
  • Киевский колледж связи
  • Колледж инженерии та управления НАУ
  • Колледж связи и информатизации
  • Колледж электронных приборов
  • Криворожский колледж НАУ
  • Львовский колледж телекоммуникаций и компьютерных технологий
  • Николаевский политехнический колледж
  • Новокаховский приборостроительный техникум
  • Светловодский политехнический колледж
  • Техникум газовой и нефтяной промышленности ОНАХ
  • Технический колледж Национального университета “Львовская политехника”
  • Технический колледж Тернопольского национального технического университета имени Ивана Пулюя
  • Харьковский колледж Государственного университета телекоммуникаций
  • Харьковский радиотехнический техникум
  • Экономический колледж ДГТУ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector