Что лучше: специалист или бакалавр?

Перспективы и навыки: что студент получает и на что может рассчитывать в будущем?

Магистратура – это достаточно узконаправленное и специализированное образование. Она предполагает, что у студента есть уже определенный багаж знаний, и ему нужно только добрать и углубить недостающие.

Несмотря на то, что в России у абитуриентов нет образовательных ограничений при поступлении (в Германии, к примеру, после конкретной программы пойти учиться дальше не по специальности практически невозможно, необходимо добрать курсы), чаще всего молодые люди выбирают ту магистратуру, которая пересекается со специальностью, полученной ими ранее.

Поступление предполагает сдачу экзаменов или участие в конкурсе портфолио, а это значит, что, в противном случае, абитуриенту самостоятельно придется осваивать программу другой специальности, чтобы пройти на программу.

Плюс в том, что в магистратуре, как и в бакалавриате, есть бюджетные места, на которые может рассчитывать любой абитуриент, достаточно выиграть конкурс и обойти конкурентов.

Магистратура чаще всего состоит из курсов по выбору, которые студенты выбирают при поступлении. Это дает возможность выстроить собственный узконаправленный трек обучения. Кроме того, магистранты учатся вечером, что дает возможность совмещать учебу со стажировкой или работой.

Диплом магистранта нередко выглядит более солидно перед работодателем. Он показывает, что профессия освоена глубоко, возможно, что с получением дополнительных навыков из смежных сфер (к примеру, если диплом бакалаврианта – филологический, а магистратуры – журналистский).

Также это дает возможность отсрочить еще на два года взрослую жизнь и попробовать себя в качестве стажера, параллельно получая практические знания и навыки.

Второе высшее образование – это освоение новой специальности, приобретение общих и фундаментальных знаний.

Второе высшее – это хороший плюс в ваше портфолио. Такой диплом доказывает, что вы более многофункциональны и можете совместить несколько специальностей, выполнить более широкий спектр задач. Кроме того, если у вас хватило сил снова вернуться в стены вуза и стать студентом, совмещая обучение с основной работой, то это определенно может служить доказательством вашей целеустремленности и заинтересованности в новом деле.

Поступление после окончания специалитета

Специалитет остается некой формой исключения из правил. Будучи популярной в прошлом программой профессиональной подготовки, он является одноуровневым полным высшим образованием и дает право дальнейшего обучения.

Чтобы получить степень магистра держателю диплома специалиста достаточно:

  • подать документы на поступление;
  • пройти экзаменацию (собеседование, тесты);
  • выбрать форму обучения;
  • получить студенческий билет, приступить к занятиям.

Значение профиля предыдущего образования

Важный нюанс: после специалитета магистрат может считаться как следующим уровнем первого образования, так и получением II ВПО. Это зависит от выбора конкретного профиля, программы, которую он прошел (дипломированный специалист, специалист).

Распространенные варианты:

  • выбор смежного профиля часто «проходит» как первое высшее;
  • освоение новой специальности — получение второго образования.

Для бакалавров такие ограничения не действуют (что утверждает закон 273-ФЗ). Студент может освоить сразу две смежные (принципиально отличные) спецификации по одной системе обучения, выбрав профессию магистратуры, отличную от профиля, освоенного на бакалавриате. Выбор смежной специальности, правда, дает ученику право перезачета отдельных дисциплин, ускоренной подготовки.

Считается ли магистратура после бакалавриата за второе высшее?

Закон четко устанавливает статус программ подготовки бакалавров и магистров — это два уровня одного образования. Потому даже при кардинальной смене профессии переход на вторую степень не будет считаться получением II ВПО.

Для экономии времени студент может осваивать одновременно несколько профилей в первые четыре года учебы. Затем — поступить по одной из специальностей магистрата или другому направлению. Вторым образованием это будет считаться только при наличии у абитуриента диплома магистра/специалиста, полученного ранее.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Диплом бакалавра, специалиста или магистра — какой лучше?

На фоне двух других видов обучения диплом, полученный при завершении бакалавриата, выглядит менее значительным. 

Получив образование фундаментального уровня в определённой профессии, молодой сотрудник, приступая к трудовым обязанностям, будет приобретать опыт и совершенствоваться. После прохождения обучения в специалитете его практические навыки будут более развитыми, однако нет гарантии, что он найдёт место в точности по своей специализации.

Высшее образование представляет собой не только набор фундаментальных или специализированных знаний, но и умение думать и работать. Современной жизни присущи быстрые изменения и необходимость принятия сложных решений. На любой ступени обучения при получении высшего образования студенты учатся этому.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Отличия от специалиста

Проще перечислить, что у бакалавра и специалиста общего (список получится более коротким). Обе ступени относятся к первому высшему. В обоих случаях поступить на курс можно, только окончив 11 классов общеобразовательной школы или ссуз. В остальном больше отличий, чем схожих качеств.

  1. Длительность учебного процесса. Для бакалавра это 4−4,5 года против 5−6 лет на специалитете.
  2. Дальнейшее обучение. Поступление после бакалавриата в магистратуру рассматривается образовательным законодательством, как этап непрерывного процесса учебы. Для специалиста же это второе высшее. Зато ему не нужно становиться магистром, чтобы поступать в аспирантуру.
  3. Болонская система действует в большинстве стран мира, а специалитет сохранился в немногих государствах. С первым дипломом при условии его нострификации можно трудоустроиться практически в любой точке мира. Специалисту придется подтверждать квалификацию или проходить обучение заново.

Какие документы выдаются по окончании обучения

Перед подачей документов в выбранный ВУЗ нужно проверить у него наличие лицензии

Выдавать документы, признаваемые в стране и за границей, имеют права только лицензированные вузы. Такие высшие учебные заведения имеют право осуществлять учебную деятельность. Проверить лицензию – обязанность абитуриента, выбравшего вуз Сделать это можно на сайте Рособрнадзора. Достаточно в пустую графу внести ИИН образовательного учреждения.

По завершении вуза студенты получают документы об окончании. Они имеют несколько основных видов, в зависимости от прослушанного курса.

  1. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования в течение 4-6 лет по системе бакалавриата.
  2. Для получения документа после специалитета или магистратуры, надо проучиться 5 лет в первом случае и 2 после бакалавриата – во втором.
  3. Диплом об окончании аспирантуры выдается после трехгодичного обучения. Возможность поступить есть у выпускников специалитета и магистратуры.

Проучившись 5 лет студент получает диплом о высшем профессиональном образовании

Студенты, проходившие обучение за границей, должны пройти процедуру нострификации – подтверждения диплома и установления соответствия его российским стандартам. Такой проблемы со специалитетом нет, так как в западных ВУЗах действует двухступенчатая система подготовки кадров.

Личный опыт

О возможности целевого обучения я узнал на дне открытых дверей в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Там госкомпании активно набирали людей. Моя специальность «Системы обработки информации и управления» была только у одной компании — её и выбрал. Поступал я по результатам ЕГЭ. Там есть конкурс среди «целевиков». Например, на 10 мест могут претендовать 15 человек. Мне хватило баллов. У меня было 218 из 300 возможных. 

Договор с организацией подписывается до поступления (примерно в конце августа). Из документов нужны только паспорт, СНИЛС и ИНН. Ещё требуется согласие родителей, если не исполнилось 18 лет. Согласно моему договору, за обучение платит государство, а компания выплачивает мне с сентября по июнь дополнительную стипендию в размере 3500 ₽. Если самому оплачивать обучение, то оно стоит 300 тысяч ₽ в год. 

Отличия бакалавра от магистра

В первую очередь нужно понимать, что и то, и то – это полное образование. Но имея на руках диплом магистра, вы с большей вероятностью найдете работу. Разница очевидна. Она в сроках обучения, в полноте знаний и опыта. Магистратура дает углубленные знания в специальности, что, с точки зрения работодателя, весьма привлекательно. Вы можете устроиться на работу, но в будущем все равно продолжать получать знания, защищать свою степень и так далее.

На самом деле, дипломы можно также отличить не престижем, а целями. Если вы хотите реализовать себя с практической точки зрения, то бакалавриат вполне подходит в этом плане

Если важно развиваться в выбранном направление, то ваш путь – однозначно магистратура

Кстати, наличие диплома бакалавра дает возможность получить второе высшее образование. Поэтому однозначно обучение такого плана пригодится.

Структура ВУЗовского образования

Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.

Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности – около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования — четыре и два года соответственно.

Длительность обучения за рубежом

Болонская система, действующая в настоящее время почти повсеместно, предполагает единые стандарты профессиональной подготовки, но здесь есть два уточнения.

  • Существуют исключения — страны, которые не перешли на унифицированную систему, у них бакалавриат может длиться от трех до пяти лет и дольше.
  • Разные государства применяют отличные стандарты.

Средние сроки обучения бакалавров Европы составляют 3−6 лет. Американские молодые люди сами определяют длительность своей подготовки, формируя индивидуальный набор осваиваемых дисциплин. Статистика показывает, что четырех лет большинству для прохождения своего списка предметов достаточно. Британцы получают BD через три года, но для них обязателен еще один год предвузовской подготовки.

Как уменьшить срок обучения

Российские учащиеся готовятся 4−4,5 года, если поступали в вуз после 11 класса средней школы. Колледжисты могут закончить обучение за три года благодаря зачислению на 2−3 курс (зависит от выбора профиля) после получения СПО. Чтобы воспользоваться возможностью ускоренной подготовки, нужно выбирать ту же спецификацию, по которой ученик готовился в колледже.

Еще один способ сократить время обучения — проявить личную инициативу. Актуально когда студенты работают по индивидуальной программе или бакалавриат — это очередная ступень после колледжа (некоторые предметы уже пройдены). По договоренности с кафедрой своего вуза ученик может досрочно сдать экзамены, чтобы приблизить выдачу BD (по аналогии с американской системой).

Основные виды российских вузов

Институт занимается обучением специалистов одного профиля (например, в области экономики, юриспруденции или медицины). Университет — это многопрофильное заведение. В этом и основная разница между ними. Определенную роль играют престижность вуза. Поэтому разницы в том, сколько лет учиться в университете или институте, нет.

Институт позволяет получить степень бакалавра и специалиста. Обычно доступно поступление в аспирантуру и магистратуру. Кроме того, остается вести свою деятельность как подразделение университета.

Новшества в системе образования позволяет перевестись в другой вуз при достижении квалификационного уровня без потери курса или. Некоторые институты предлагают только получение квалификации бакалавра, и для многих студентов перевод в будущем — это возможность расширить перечень образовательных учреждений, куда они могут поступить. После получения начальной квалификации им нет необходимости чрезмерно беспокоиться, как получить достичь уровня специалиста.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр — это высшее образование или нет?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура. 

Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разницамежду которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Магистратура — это второй уровень высшего образования

Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру.  На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования,  мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова  И. В. Ярмоленко.

— Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?

Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр — магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

— Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?

— Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и  после прикладного бакалавриата.

— Что такое «прикладная магистратура»?

— Прикладная магистратура — подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков «улучшенный инженер».

— Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
—  Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.

— Как проводится обучение?

— Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.

— Сколько лет нужно учиться в магистратуре?

— Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме — 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года

— Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?

— При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.

— Когда начинается прием документов?

В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля — на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа — на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря — на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.

— Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?

 Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К  нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) — 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.

Подготовила интервью Виктория Горяйнова

Положение аспирантуры в структуре СО

Что предшествует

: Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или
специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.

Сколько учиться

: Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе
никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать
выпускником раньше не получится.

Куда поступать

: У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее
наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Куда дальше

: После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего
образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил
диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных
ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти
диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не
в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто
обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.

Болонская декларация

Министры образования Европы подписали совместное заявление в Болонье в 1999 году. В декларации говорится о создании единой зоны европейской высшего образования и намерении стран, которые ее подписали, продвигать систему европейского ВО по всему миру. Наша страна присоединилась к этому движению в 2003 году, она стала 40-й по счету, кто ее подписал.

Естественно, есть и противники прозападной системы образования. Не без основания считается, что российская модель образования по ряду направлений подготовки не только не уступает западной, но и превосходит ее. Поэтому унификация образования не отразится положительно на ее улучшении. Также есть мнение, что равноценность дипломов подтолкнет выпустившихся специалистов к отъезду из страны. Несовершенство же базы многих вузов не даст им возможности участия в Болонском процессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector