Концепция дополнительного образования детей до 2020 года

Как бизнес может сотрудничать с допобразованием

Юлия Воротникова подчеркнула, что систему взаимоотношений бизнеса и организаций дополнительного образования невозможно выстроить раз и навсегда, как и невозможно полностью унифицировать — обучение должно учитывать особенности того или иного региона. Универсальные системы, по её словам, не всегда целесообразны, потому что локальные системы дают ту самую «изюминку», которая может помочь сформировать специалистов для конкретного региона.

Сегодня у СИБУРа есть уже несколько кейсов по развитию образования и сотрудничеству со школами. Свои проекты компания реализует, например, в Тюменской и Амурской областях. Осенью 2020 года холдинг «СИБУР» запустил проект с Ямало-Ненецким автономным округом, который предполагает открытие в местных школах совместно с Российским химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева «менделеевских классов». Эти проекты учитываются в долгосрочном плане развития компании. А реализовать их помогает интеграция современных практик вузов, собственного корпоративного университета и партнёрских программ.

Несколько проектов по развитию новых практик образования и подготовке будущих кадров для технологической отрасли есть и у РОСНАНО: например, к ним относятся программа «Школьная лига РОСНАНО» и акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего».

РОСНАНО — это взрослый институт развития, мы развиваем крупные предприятия, выращиваем взрослые стартапы, но откуда они возьмутся, если мы не будем «выращивать» для этого детей? У меня есть пример из нашей жизни, когда нам в наших стартап-студиях и наноцентрах нужны люди с предпринимательским мышлением и способные придумать какую-то новую технологию. Мы разыскиваем их по стране — и только процентов на десять удовлетворяем свой спрос. Нет таких людей, в какой-то степени мы потеряли молодое поколение, и теперь мы задумались о том, что их надо «выращивать». И начинать делать это нужно как можно раньше, — подчеркнула Светлана Решетникова, руководитель направления по развитию дополнительного образования детей и педагогов ФИОП (Группа РОСНАНО).

Решетникова также отметила, что система общего образования неповоротлива, но именно дополнительное образование позволяет восстановить пробел и давать современные навыки, которые будут нужны бизнес-сектору и экономике страны. Кроме того, допобразование ставит во главу угла интересы самих школьников, которые, по словам Светланы Решетниковой, хотели бы, например, усовершенствованную систему проектной работы — создавать проекты в команде, а не писать очередной школьный реферат на заданную тему. По словам спикера, у родителей, системы образования в целом и самих ребят уже есть запрос на эффективность проектов и возможность их применения в реальной жизни. И если пока не под силу создать сильный кружок в каждой школе, то можно консолидировать усилия корпораций и школ дистанционно, в том числе с помощью трекеров и онлайн-систем.

Педагогов тоже нужно «выращивать»

Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.

«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии.

Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.

«Нужно научить наших педагогов консолидироваться — педагогов допобразования с учителями общего образования, — чтобы они говорили с детьми на одном языке, рассказывали, как всё (разные знания и навыки. — Прим. ред.) можно соединить вместе», — сказала спикер.

С этим согласился и Павел Зенькович. Он считает, что одним из способов обеспечить метапредметность и соотносимость того, что дети проходят в школе, с содержанием дополнительного образования, могла бы стать работа в допобразовании педагогов основного образования после уроков. «Если, конечно, у них есть такое желание и готовность», — добавил он.

Чтобы собирать и распространять лучшие наработки допобразования, нужен специальный масштабный проект. ВЭБ.РФ уже задумался о создании специального акселератора лучших практик ДО, которые федеральный концессионер «ПроШкола» сможет масштабировать на российские школы.

«Мы, скорее всего, действительно запустим акселератор или программу, модель наставничества над каждой создаваемой школой в партнёрстве с крупными корпорациями, лучшими промышленными технологическими игроками в каждом регионе, а также с вузами с лучшими практиками, уже сложившимися в региональном допобразовании. Без этого эти школы будут просто, простите, „коробками“, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей, и не сделают их будущее счастливым, и не сделают процесс образования для них интересным, нужным и готовящим их к жизни в будущем мире», — резюмировала Алиса Денисова.

Каким целям должно служить допобразование

Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.

Удовлетворение интересов детей

Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.

Источник радости и способ полюбить учиться

Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».

Ранняя профориентация

Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.

«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.

С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.

Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.

Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.

Основные характеристики

Стратегия развития дополнительного образования до 2020 года охватывает широкий спектр вопросов, направленных на повышение статуса и авторитета дополнительного образования. Главные аспекты стратегии касаются:

  • личностно-развивающего потенциала;
  • конкурентных преимуществ перед другими образовательными формами;
  • уникализации программ ДО.

Личностно-развивающий потенциал

Это принципиально новый подход к учебному процессу в целом и ребенку как индивидууму. Он достигается благодаря комплексному подходу, включающему:

  • Добровольный выбор учащимся учебной программы, интенсивности ее изучения, преподавателя.
  • Возможности экспериментировать с содержанием программ ДО, формами их подачи, оценкой итоговых результатов.
  • Введение в учебный процесс социального взаимодействия и практики. Это может быть волонтерская деятельность и любая другая социальная практика.
  • Тесную взаимосвязь образовательного процесса и жизни. Сегодня некоторые составляющие учебного процесса – теория, оторванная от реальности.
  • Объединение учащихся разных возрастов в группы. Это станет новым социальным и культурным опытом, улучшит коммуникацию разных возрастных групп.
  • Право на собственный опыт детей и подростков, приобретаемый методом проб и ошибок.

Конкурентные преимущества

У концептуального ДО есть конкурентных преимуществ перед существующим формальным подходом к образовательным программам. Среди основных плюсов следует выделить:

  • Свободу выбора.
  • Его индивидуальность.
  • Доступность интересующей информации каждому желающему.
  • Глобальные знания в выбранной отрасли.
  • Оперативную адаптацию программ к изменениям в мире и обществе. Она достигается за счет вариативности их содержания.
  • Персонализацию обучения.

Авторы Концепции уделили много внимания именно персонализации программ, личностным правам ребенка. Без этого не получится создать оптимальные условия для социализации и адаптации подрастающего поколения, удовлетворить их интеллектуальные и эстетические интересы.

Стратегия развития образования от 2020 до 2025 года: видео

  • Пятидневка в школах в 2019-2020 году
  • Отменят ли ЕГЭ в 2020 году
  • Запись в 1 класс на 2019-2020 год

Миссия

Документ акцентирует внимание на миссии, целях и задачах, реализация которых позволить радикально сместить акценты в существующей образовательной системе. Это необходимо, так как задача массово обеспечить обязательное обучение и сделать более доступным среднее специальное и высшее образование, решена

Ценности и потребности современного общества меняются – меняется и миссия дополнительного образования. Концепция видит ее:

  • В создании условий для личностного развития детей, предоставлении им возможности для самовыражения.
  • Мотивации младшего поколения к творческому, научному, спортивному, трудовому развитию.
  • Внедрении в программы обучения вариативности, их персонализации.

Цели

Вовлечь как можно больше детей и подростков в работу кружков, секций и курсов – так была обозначена основная цель проекта. К концу 2020 года три четверти российских детей должны быть охвачены допобразованием в кружках, работающих при школах и садиках, в специальных центрах, домах творчества и частных компаниях.

Проект предусматривает создание целевой модели управления дополнительным образованием на основе современных организационно-экономических механизмов. Для этого было введено персонифицированное финансирование, по которому средства на оплату кружков государство в определенном объеме выделяет на каждого ребенка. В регионах создаются крупные «узлы» дополнительного образования, так называемые модельные центры. Они координируют работу всех детских кружков, помогают им ресурсами, методическими материалами, повышают квалификацию преподавателей и в целом помогают наладить эффективное использование ресурсной базы и кадров.

Для обеспечения доступности дополнительного образования должен быть создан общероссийский навигатор, который сосредоточит данные о программах дополнительного образования – где и чему можно учиться, на каких условиях. Сайт нужен прежде всего для информирования родителей о доступных направлениях образования, в том числе и для детей из сельской местности, одаренных учеников, школьников с ограниченными возможностями здоровья. Можно выбрать свой муниципалитет, увидеть все кружки и построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ребенка.

Вторая цель проекта – максимальное развитие естественно-научного и технического направления в дополнительном образовании. Многие модельные центры создаются на базе детских технопарков «Кванториум», их финансирование стало приоритетным. В глубинке действуют мобильные технопарки.

Направления деятельности «Кванториумов». Инфографика АСИ (Агентства стратегических инициатив)

Одновременно ставились цели обновить содержание дополнительного образования, организовать независимую оценку его качества, уточнить понятие внеурочной деятельности, разработать профстандарты для педагогов.

Этапы

Проект принят в 2016 году и реализуется в 6 этапов. Первый – организационный, со второго –началась работа с региональными системами дополнительного образования. В 2017 году открылись первые модельные центры в пилотных субъектах РФ, стартовало финансирование и создание технопарков «Кванториум», уточнен профстандарт педагога допобразования.

Третий этап (2018 год) предполагал шаги по модернизации образовательной инфраструктуры и программ, продолжение создания модельных центров (их количество доведено до 31) и «Кванториумов» (58), а также внедрение персонифицированного финансирования.

Сеть технопарков «Кванториум». Карта АСИ

С этого этапа и до конца действия проекта отдельные субсидии предоставляются тем регионам, где дополнительное образование менее развито: охват детей занятиями в секциях из года в год ниже, чем в среднем по России.

На четвертом этапе (2019 г.) проводится апробация стандарта обеспечения доступности допобразования для детей с ОВЗ, для школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и для одаренных детей. Расширяется список регионов, где созданы модельные центры, «Кванториумы», продолжается создание федерального сайта-навигатора и внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования.  

На 5-6 этапах (2020 и 2021 годы) модельные центры и детские технопарки должны работать уже во всех регионах, предполагается, что будет модернизировано не менее 12 % учебных мест. К моменту завершения проекта 75 % детей должны учиться по программам допобразования.

Что такое дополнительное образование

Под допобразованием подразумеваются сверхнормативные программы, не включенные в перечень обязательных к изучению, согласно федеральных и региональных стандартов.

В сфере ДО существует достаточно проблем:

  • Нет эффективного мониторинга, позволяющего оценить качество программы и знания учащихся.
  • Устарела учебная база и инфраструктура.
  • У родителей, преподавателей и детей отсутствует мотивация.

Приведенный перечень не полный. Концепция развития, упомянутая выше, разработана для обновления существующего дополнительного образования, повышения его конкурентоспособности.

Механизмы развития ДОД согласно Концепции

Государственная Концепция дополнительного образования предусматривает:

  • формирование положительного имиджа дополнительного образования в СМИ;
  • создание условий для кооперации между различными учреждениями;
  • сотрудничество государства, бизнеса и общества в вопросах улучшения качества образования;
  • формирование конкурентной среды, которая будет способствовать актуализации программ обучения;
  • учреждение ведомств, контролирующих систему дополнительного образования;
  • разработку единого регламента проверки уровня достижений в различных программах;
  • построение финансовой системы, обеспечивающей доступ каждому ребенку к интересующим его образовательным программам;
  • должное обеспечение права доступа граждан к актуальной и полной информации;
  • поддержку и реализацию специализированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, из необеспеченных семей и других категорий, требующих от общества и государства особого подхода.

Также Концепция развития дополнительного образования гарантирует доступность программ и определяет основные пути их совершенствования:

  • выделение материальных ресурсов для поддержки уже действующих программ;
  • создание доступных информационных сервисов, которые смогут удовлетворять требования всех желающих получить индивидуальное обучение;
  • реализация информационной кампании для мотивации учащихся к занятиям.

Концепция дополнительного образования будет реализована в несколько этапов: первый намечен на 2014-2017 годы, второй — на период с 2018 по 2020 год.

На завершающей ступени Концепция предполагает изучение результатов реализации образовательных программ на территории РФ и дальнейшее развитие инфраструктуры ДОД.

Концессия даст школам больше возможностей

Дополнительное образование во многом зависит от возможностей школ, именно поэтому участники сессии сосредоточились прежде всего на теме создания образовательных учреждений нового типа. Алиса Денисова, руководитель направления «Современная образовательная среда» ВЭБ.РФ, напомнила, что в послании президента России были даны установочные цифры по вводу к 2024 году не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 года).

Это значит, что с 2021 года по 2024 год новых объектов будет порядка 800, как раз по новой программе, которую ведёт ВЭБ.РФ совместно с  Минпросвещения, — уточнила она.

Особенностью этой программы, по словам спикера, станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее — концессионное соглашение. Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер — инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это, считает Алиса Денисова, очень хорошо, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками.

Подобные концессионные соглашения уже активно заключаются в регионах. Например, в 2018 году «Сбер» объявил о финансировании концессии по строительству школы в Ханты-Мансийске, а в 2019 году одобрил финансирование создания большого учебного комплекса в Нижнем Новгороде. В апреле 2021 года портал РБК сообщал, что банк также планирует построить девять школ в Пермском крае. На ПМЭФ ВЭБ.РФ и федеральный концессионер «ПроШкола» (его финансовым партнёром выступает «Сбер») заключили с регионами сразу несколько соглашений — например, о строительстве трёх школ во Владимирской области.

Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector