Календарный план практики

Как сделать анализ практики

Для того, чтобы по итогам практики у вас получился качественный отчет, содержание самой практической деятельности должно быть на должном уровне. Для этого к производственной работе необходимо тщательно подготовиться:

  1. Ознакомиться с местом прохождения практики. Оценить его расположение, материально-техническое оснащение, структуру групп, миссию ДОУ, изучить нормативно-правовые документы и должностную инструкцию, познакомиться с педагогическим составом и руководителем детского сада. 
  2. Сделать визитную карточку ДОУ на основании полученной информации: название, адрес, телефон, ФИО руководителя, методиста и воспитателей, название группы, режим дня, ФИО воспитанников.
  3. Ознакомиться с методическими материалами, по которым проходит обучение детей; методом наблюдения и бесед с воспитанниками выяснить уровень их развития. 
  4. Составить подробный план трудовой деятельности воспитателя: расписание обязанностей по часам, начиная с прихода на работу и заканчивая уходом с нее.
  5. Составить план учебно-образовательной деятельности воспитателя на определенный период.
  6. Детально подготовить и описать в отчете свою самостоятельную работу с детьми. Это может быть несколько разноплановых коротких занятий или одно масштабное творческое. Обязательно указать его цели, задачи, этапы выполнения, полученные результаты, выявленные недочеты.
  7. Сделать выводы о полученном за период практики опыте работы. Необходимо указать, какие новые знания и умения были получены за этот период, что показалось наиболее интересным, что хотели бы доработать, какие моменты остались неизученными.

Какие факторы необходимо учитывать

При оформлении отчета о практике, важно учитывать требования своего учебного заведения к оформлению этого документа. Как правило, все вузы и ссузы придерживаются ГОСТовских стандартов

Однако могут быть особенные требования к оформлению титульного листа, приложений и пр.

Пример оформления отчетов можно запросить у своего научного руководителя. Обычно на кафедре есть все необходимые образцы оформления студенческих работ.

Разновидности, характеристики

Практика у студентов бывает нескольких видов:

  1. Учебно-ознакомительная. Позволяет студенту от теории перейти к реальному опыту и на деле узнать, как проходят рабочие будни воспитателя в детском саду. Главные задачи студента — освоиться в учреждении, понять, каким образом строится работа в нем; наблюдать, как работает с детьми педагог. В конце практики студент должен провести несколько самостоятельных занятий с детьми под контролем своего куратора. Главная цель такого вида практики заключается в получении первоначального опыты работы.
  2. Производственная. Предполагает глубокое изучение деятельности педагога, максимальную вовлеченность студента в процесс работы с детьми, большой объем самостоятельных занятий с ними. 
  3. Преддипломная. Итоговая практика студента, которая должна показать его уровень педагога, сформировать необходимые знания и навыки для написания и защиты дипломного проекта.

Учебная

Учебно-ознакомительную и производственную практику часто называют просто учебной, не разделяя эти два вида, так как они ставят схожие цели и задачи перед студентами-практикантами.

Основные задачи учебной практики:

  1. Знакомство с образовательным учреждением и нормативно-правовой документацией.
  2. Получение знаний по технике безопасности.
  3. Знакомство с режимом дня в ДОУ.
  4. Оценка современного учебно-воспитательного процесса в детском саду.
  5. Изучение должностных инструкций педагогов ДОУ.
  6. Наблюдение и анализ работы воспитателя с детьми.
  7. Изучение документации группы.
  8. Участие в воспитательном процессе в роли помощника педагога.
  9. Выполнение заданий руководителя учреждения.
  10. Получение опыта работы в педагогическом коллективе.

Преддипломная

Преддипломная практика преследует другие задачи, нежели учебная: 

  1. Получение необходимого опыта для начала профессиональной деятельности.
  2. Проверка готовности молодого специалиста к самостоятельной работе воспитателя.
  3. Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

По итогам этого вида практики студент должен:

  1. Уметь осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность в ДОУ.
  2. Правильно ставить и грамотно решать педагогические задачи.
  3. Знать и уметь пользоваться основными педагогическими методами и приемами.
  4. Эффективно и рационально использовать материальную и методическую базу конкретного детского сада.
  5. Уметь взаимодействовать с родителями.
  6. Применять творческий подход при планировании воспитательной работы с детьми.
  7. Использовать психолого-педагогические знания при взаимодействии с отдельными детьми и целым коллективом. 
  8. Сформировать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  9. Разрабатывать сценарии утренников и театрализованных спектаклей.

Этапы практики студента

Период практики студента условно делится на 3 этапа:

  1. Ориентационный. Это период ознакомления студента с программой практики и конкретным ДОУ, адаптация практиканта к профессионально-педагогической среде: детям, педагогам, администрации детского сада.
  2. Основной. Подразумевает решение профессионально-педагогических задач студента, отраженных в его плане на практику. Как правило, студенту необходимо провести 5 разноплановых занятий для дошкольников (на физическое, экологическое, математическое, художественное и речевое развитие), ежедневно осуществлять педагогическое общение с детьми и продемонстрировать умение организовать и провести сюжетно-ролевую игру, прогулку, вечер развлечений.
  3. Аналитический. Подведение итогов педагогической практики, написание подробного отчета о практической деятельности.

Содержание отчета, разделы

Отчетность о практике состоит из:

  • дневника;
  • отзыва или характеристики от куратора из ДОУ;
  • письменного отчета практиканта. 

Что такое дневник практики, мы уже разобрались — это расширенный календарный план практики с комментариями студента и подписью куратора под каждым выполненным пунктом. С характеристикой тоже все ясно — ее пишет куратор из ДОУ и заверяет печатью и подписью руководитель образовательного заведения. Разберем подробнее, что такое отчет студента о практической деятельности.

Отчет студента о практике обязательно должен содержать следующие разделы:

  1. Характеристика ДОУ: название и адрес детского сада, виды групп и возрастная категория воспитанников, приоритеты и миссия образовательного учреждения, принципы работы, материально-техническое оснащение. В качестве приложений к этому разделу можно приложить должностную инструкцию педагога и другие документы.
  2. Описание своей работы в ДОУ за период практики: план каждого проведенного занятия, его цели и задачи, эмоции детей, полученные результаты, замечания педагога, недочеты, обнаруженные в процессе прохождения занятия, поправки к нему.
  3. Анализ воспитательно-педагогического процесса в конкретном ДОУ. Предложения по его усовершенствованию. Этот раздел не обязателен для отчета по учебно-ознакомительной и производственной практике, но необходим в отчете о преддипломной.

Объем отчета может составлять от 5 до 40 страниц, в зависимости от вида практической деятельности и задач, которые стояли перед студентом.

Учебная практика в детском саду — описание

Воспитатель — это важная и ответственная профессия. Функции педагога, работающего с маленькими детьми, можно перечислять долго:

  1. Воспитание в детях доброты, вежливости и лучших человеческих качеств.
  2. Обучение их всем необходимым навыкам.
  3. Установление в коллективе доброжелательной атмосферы.
  4. Организация образовательной деятельности детей и их отдыха.
  5. Развитие каждой личности.
  6. Формирование навыков общения у детей и др.

Для того, чтобы молодой специалист, закончив профильное учреждение, смог реализовать все эти функции в своей работе, одних только теоретических знаний недостаточно. Будущим педагогам необходим реальный опыт взаимодействия с детьми в детском саду. Такую возможность студентам как раз и дает учебная практика.

Прохождение практики

Как правило, производственная практика продолжается 14 дней, распределение которых обозначается следующим образом:

  • 1 день – ознакомление с индивидуальным заданием на практику, планирование порядка работы совместно с научным руководителем на кафедре учебного заведения;
  • 2 день – составление предварительного индивидуального плана работы на предприятии и утверждение его на кафедре; подготовка к предстоящей работе, повторение изученного материала по профилю деятельности;
  • 3-4 день – знакомство с коллективом и работой в организации, изучение устава и основных принципов работы, утверждение индивидуального плана работы с руководителем практики на предприятии;
  • 5-9 день —  выполнение порученных заданий, анализ информации соответственно поставленным целям и задачам, выяснение возможных недостатков в организации работы или собственных знаниях;
  • 10-11 день – сбор необходимой информации для отчета, подготовка всех материалов и прочих данных, подведение итогов своей деятельности;
  • 12-13 день – подготовка отчета по практике, оформление необходимой документации на предприятии;
  • 14 день – сдача отчета на кафедру.

Очевидно, что представленная структура имеет обобщенный вид и требует серьезной корректировки. Так, основной период работы непосредственно на предприятии (5-9 день) разбивается еще на несколько этапов относительно поставленных задач перед студентом. В дальнейшем этот план соответствует содержанию работы (названию глав), а также частично совпадает с данными из дневника практики

Поэтому очень важно составить план совместно с научным руководителем как можно подробнее, чтобы при формировании отчета и непосредственно самой работе не возникало лишних вопросов. Как правило, календарный план прохождения практики включает конкретные задания, сроки их выполнения и место (структурное подразделение фирмы или кафедра в вузе)

Предполагается, что студент составляет этот план заранее, до начала практики, заверяет его в вузе и на предприятии подписями всех ответственных лиц и печатями, однако на деле всё происходит несколько иначе. Студент совместно с руководителем из вуза составляет примерный план, а на предприятии его подписывают непосредственно во время практики или даже по ее завершению. Но, конечно, бывают и исключения.

Так как план имеет индивидуальный характер и создается для каждого студента, частично его менять можно даже в процессе работы. Например, когда студент только пришел на практику и познакомился со своим руководителем на предприятии, документ может быть изменен из-за особенностей дел в организации. Однако чаще всего на производстве не придают особого значения плану прохождения практики и просто загружают студента работой, а решить поставленные цели и задачи он должен самостоятельно, оперативно взявшись за порученные дела.

Индивидуальный план практики

План осуществления практической деятельности составляется совместно научным руководителем и студентом и одобряется представителем ДОУ, на базе которого студент будет отрабатывать теоретические знания.

Куратор подробно прописывает в плане, в какие даты и дни практикант должен выполнить те или иные задачи:

  • освоить теоретическую часть практики (ознакомиться со структурой ДОУ, изучить нормативные документы, пройти инструктаж по технике безопасности и т. п.); 
  • провести практическую работу (занятия на моторику, логику, лепку, физические упражнения, развитие музыкальных способностей и т.д.);
  • проанализировать свою деятельность в рамках периода работы в ДОУ и написать отчет.  

Результатом выполнения индивидуального плана является дневник практики, который представляет собой расширенный календарный план, подтвержденный личной подписью куратора от детского сада. 

Сроки проведения практики устанавливаются учебным заведением в соответствии со своими учебными планами. 

Оценка практической деятельности проводится на основании письменного отчета студента-практиканта и отзыва руководителя практики от ДОУ.

Советы по планированию практики

  • Составлять план практики нужно в соответствии с ее этапами и программно-методической составляющей.
  • План лучше составлять сложный, когда дело дойдет до планирования основного этапа, разбейте его на отдельные дни и распишите свои действия.
  • Равномерно распределите между пунктами плана самостоятельную работу. Не перегружайте ею конец практики, так как в это время вам понадобится достаточно много времени для составления и оформления отчета, подготовки к его защите.
  • В плане должны быть указаны даты выполнения заданий, больше времени нужно выделить на основную часть и самостоятельную работу, на втором месте – подготовительный этап, и меньше всего времени следует оставить для организационного этапа.

Об организации прохождения ознакомительной практики в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого вы можете узнать, посмотрев видео:

На сколько этапов разделяется ознакомительная практика?

Этапы ознакомительной практики

Ознакомительная практика занимает гораздо меньше времени, чем научная и производительная. Вся деятельность студентов умещается в 2 недели, отведенных для практики. Несмотря на такой срок, в практике выделяют 3 этапа:

  • подготовительный или организационный;
  • основной;
  • итоговый (заключительный, отчетный) этап.

В некоторых методичках этапы практики называют разделами, а кроме названных трех иногда выделяют еще этап самостоятельной работы, хотя она реализуется в процессе всей практической деятельности.

Что нужно сделать на организационном этапе?

Организация ознакомительной практики

Цель организационного этапа – подготовка студента к предстоящей практике. Начинается он с ознакомительной (установочной) «конференции», в ходе которой будущий практикант должен:

  1. Ознакомиться с приказом по практике.
  2. Ознакомиться со списком программно-методического материала и основными его положениями.
  3. Познакомиться с образцами документов (текущими и отчетными).
  4. Определить цели и задачи ознакомительной практики.
  5. Ознакомиться и выучить права и обязанности практикантов.

На этом этапе начинают готовить отчет:

  • требуется оформить титулку итогового отчета;
  • составить индивидуальный план практики и утвердить его у руководителя практикой;
  • начать вести дневник практики, записав на первом его листе цели, задачи, содержание предстоящей деятельности, свои права и обязанности (другими словами – это краткий конспект установочной конференции).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector