Теория к заданию 18 по русскому языку егэ 2022

Содержание:

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Задание 11

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый Ответ:____________________

Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.

Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.

Смешанные

  • Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
  • Годичный — годовалый — годовой
  • Гуманистический — гуманитарный — гуманный
  • Деловитый — деловой — дельный — деляческий
  • Действительный — действенный — действующий
  • Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
  • Дружный — дружественный — дружеский
  • Информативный — информационный — информация — информированность
  • Исходный — исходящий
  • Красочный — крашеный — красящий
  • Коренастый — коренной — корневой
  • Комфортабельный — комфортный
  • Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый
  • Мороженый — морозильный — морозный
  • Покупательный — покупательский — покупной
  • Производительный — производственный — производительность
  • Почтенный — почтительный — почетный
  • Царский — царственный – царствующий

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 5 задание 
  • тренировочные варианты

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2017 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2018 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2019 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений

Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234

Виды комического

Юмор Добрый смех, незлобная насмешка Рассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин
Ирония Скрытая насмешка в речи повествователя В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин)
Сатира Беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя
Сарказм Гневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

Правописание приставок

Неизменяемые приставки

о- обежать, остановка, одуматься
у- увести, убежал, успокоиться
до- дожить, дойти, доставка
по- побежать, подворье, посмотреть
про- прокатить, пробел, просмотр
пра- «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- нападки, накрыть, надавить
за- закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-) надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-) подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-) отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-) облететь, обтереть, обойти
в- (во-) вдоволь, вверх, вовлечь
вы- вылавливать, выход, выстоять
с- (со-) сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-)
дез- дезинформировать
контр- контраргумент
транс- трансатлантический
пост- постмодернизм
суб- субкультура
супер- супергерой
пан- панъевропейский
пред- (предо-) пере-

предпочтение, предрешать, предостеречь

перерыв, перелить, перекос

Изменяемые приставки

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

  • без-/бес- безработный, бессмертный
  • раз-/рас- разрозненный, распустить
  • воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
  • из-/ис- избежать, испуг
  • низ-/нис- низвергать, нисходить
  • через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Значения приставки ПРЕ: значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень. Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный

значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений). Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда

Слова которые нужно запомнить беспрекословный преимущество преклонный прелестный пренебречь, пренебрежение знаки препинания преподнести Значения приставки ПРИ: «приближение» Например: приходить, приезжать. «присоединение» Например: пришить, приклеить. «недодействие» Например: прикрыть, присесть. «завершенное действие» Например: придумать, приготовить. «близость к чему-либо» Например: прибрежный, придорожный. Слова которые нужно запомнить: прибаутка прибор привереда привидение привычка пригодный придирчивый

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения

рас-/рос (раз-/роз-)

  • Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
  • Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например: роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной

  • Решай задание 10 по русскому языку с ответами
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибки
Пример ошибки
Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами
«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»
«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами
«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»
«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения
«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»
«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных
«Двое тигров охотились на антилоп»
«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью
«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»
«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами
«Наука опирается и изучает законы природы»
«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением
Я читаю книгу «Войну и мир»
Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
«Те, кто умеют ждать, достигают цели»
«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
«Он берёт косу и пошёл на луг»
«Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №9–15

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4…СЛОГИ
бАнты тОрты  тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы  кОнусов лЕкторы  лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей  (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4… СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ 2-3…СЛОГИ
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго

↑ Список наречий меры и степени

Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.

Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.    

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Вспомогательный краткий конспект

ПРИСТАВКА

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставка выделяется

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.

ПРИСТАВКИ НА З(С)

В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться

Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать

Надо запомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу. Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З. Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд. Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.

Приставки ПРЕ-/ПРИ-

Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.

Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать. 6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:

Надо запомнить:

Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:

играть – подыграть, разыграть, сыграть искать – отыскать, подыскать, разыскать.

Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь. Надо запомнить: взимать.

После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.

После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.

СУФФИКС

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обозначается острой крышечкой

Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.

Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.

3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)

Она работает на « Заре» ( П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Пример:

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector