Создание сложной программы
Содержание:
Содержание базовых учебников информатики
Содержание базовых учебников, соответствующее государственным стандартам и единым экзаменам ЕГЭ по информатике:
ТЕМА 1. основы информатики
- . Информация и информационные процессы.
- Информационные ресурсы
- Информатика и информационные технологии.
- Информация и информатизация общества.
ТЕМА 2. Основы компьютерных технологий
- Архитектура и история ЭВМ. ЭВМ.
- Классификация современных ЭВМ.
- Программное обеспечение ЭВМ.
- Элементы математической логики.
ТЕМА 3. Архитектура персональных ЭВМ
- Персональные компьютеры.
- Операционная система Windows.
- Операционная система Linux
- Типология программных средств.
ТЕМА 4. Работа в сети Интернет
- Работа в глобальной сети Интернет.
- Работа с электронной почтой.
- Поиск информации в Интернет.
- Элементы исчисления высказываний.
ТЕМА 5. БАЗОВЫЕ программные средства
- Работа с редакторами текстов.
- Работа с электронными таблицами.
- Работа с базами данных на ЭВМ.
- Элементы исчисления предикатов.
ТЕМА 6. Работа В СЕТЯХ ЭВМ
- Архитектура сетей ЭВМ.
- Создание сайтов в Интернет.
- Язык гипертекстов HTML.
- Интерактивные сайты.
- Сетевые базы данных
ТЕМА 7. алгоритмы и программирование
- Алгоритмы и программы для ЭВМ.
- Языки программирования для ЭВМ.
- Язык программирования Pascal.
- Проверка программ на ЭВМ.
ТЕМА 8. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
- Методы разработки программ для ЭВМ.
- Технология решения задач на ЭВМ.
- Систематическое методы разработки.
- Анализ правильности алгоритмов.
ТЕМА 9. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
- Язык скриптов JavaScript.
- Языки программирования Basic.
- Язык Пролог и базы знаний на ЭВМ.
- Элементы логического вывода.
ТЕМА 10. защита информации В ЭВМ
- Правовые аспекты защиты информации. 73
- Компьютерное право и Интернет.
- Защита информации в ЭВМ.
- Информационная безопасность.
Рекомендуемая литература
Практика
Основных вариантов решения два: логические рассуждения, либо построение таблицы истинности. Иногда проще решать первым методом, иногда вторым.
Первый метод. Логические рассуждения.
Пример:
Логическая функция F задаётся выражением y ∧ (x → z) ∧ ¬w. Во фрагменте таблицы истинности приведены все строки, при которых значение функции F истинно.Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z, w.

Решение:
Итоговая функция всегда истинна для нашей таблицы (единички в значениях F). Заметим, что в последнюю очередь выполняются две конъюнкции, значение которых будет = 1 только тогда, когда значение каждого выражение равно 1.
Вывод:y = 1(x → z) = 1¬w = 1,а значит w = 0
y всегда 1, такой столбик лишь один: y — переменная 4w всегда 0, такой столбик лишь один: w — переменная 2
Для x и z остаётся переменная 1 и переменная 3. Осталось определится с порядком.(x → z) = 1, значит не может быть набора, когда x = 1, а z = 0. Во второй строчке перем1 = 1, а перем3 = 0. Следовательно, z — переменная 1, x — переменная 3.
z — переменная 1w — переменная 2x — переменная 3y — переменная 4Ответ: zwxy
Второй метод. Таблица истинности
Пример:
Логическая функция F задаётся выражением (y → w) ∨ (¬x ∧ z). Во фрагменте таблицы истинности приведены все строки, при которых значение функции F ложно. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z, w.

Решение:
Итоговая функция всегда равна нулю. Между скобками дизъюнкция, значит обе скобки должны быть ложными. Рассмотрим каждую скобку отдельно:
y → w = 0

¬x ∧ z = 0

Объединяем все переменные в одну таблицу:

2013 год
- Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 по информатике, 11 класс
- ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
- ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
- ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
- ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, Типовые экзаменационные варианты, 10 вариантов, Крылов С.С., Чуркина Т.Е., 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, Типовые экзаменационные варианты, 10 вариантов, Крылов, Чуркина, 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Демонстрационный вариант
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №1, Вариант 3-4, 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №2
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Кодификатор
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Пробный экзамен
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Спецификация
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа № 1, 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, Вариант 3-4, 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №3
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №4
- ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Центр
- ЕГЭ 2013, Информатика, Оптимальный банк заданий, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П.
- ЕГЭ 2013, Информатика, Оптимальный банк заданий, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2014
- ЕГЭ 2013, Информатика, Самое полное издание типовых вариантов заданий. Ушаков Д.М., Якушкин А.П.
- ЕГЭ 2013, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, Сдаем без проблем, Островская Е.М., Самылкина Н.Н., 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, Тематические тестовые задания ФИПИ, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
- ЕГЭ 2013, Информатика, Тематические тестовые задания ФИПИ, Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2013
- ЕГЭ 2013, Информатика, Тематические тренировочные задания, Самылкина Н.Н., Островская Е.М., 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, Тренировочные задания, Самылкина Н.Н., Островская Е.М., 2012
- ЕГЭ 2013, Информатика, Шпаргалки
- ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с критериями оценки, 11 класс, Варианты 401-402, 11.12.2013
- ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с ответами, 11 класс, Варианты 301-304, 11.12.2013
- ЕГЭ 2014, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2013
- ЕГЭ 2014, Информатика, Тематическая диагностическая работа, 11 класс, Варианты 201-202, 08.10.2013
- ЕГЭ 2014, Информатика, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 101-104, 08.10.2013
- ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Дальний Восток, 2013
- ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Сибирь, 2013
- ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Урал, 2013
- ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Центр, 2013
- ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Дальний Восток, 2013
- ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Сибирь, 2013
- ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Урал, 2013
- ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Центр, 2013
- ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Дальний Восток, 2013
- ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Сибирь, 2013
- ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Урал, 2013
- ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Центр, 2013
- ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Дальний Восток, 2013
- ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Сибирь, 2013
- ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Урал, 2013
- ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Центр, 2013
- ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Дальний Восток, 2013
- ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Сибирь, 2013
- ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Урал, 2013
- ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Центр, 2013
- ЕГЭ по информатике, Решение задач по программированию, Златопольский Д.М., 2013
- ЕГЭ по информатике, Решение задач, Златопольский Д.М., 2013
- ЕГЭ, Информатика, Экспресс-подготовка, Трофимова И.А., Федосеева А.А., Яровая О.В., 2013
- Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ 2013, Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., 2012
- Информатика, Материалы для подготовки к ЕГЭ 2013, Поляков К.
- Информатика, Подготовка к ЕГЭ 2013, Диагностические работы, Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А.
- Информатика, Подготовка к ЕГЭ в 2013 году, Диагностические работы, Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А.
- Информатика, пособие для подготовки к ЕГЭ, Вовк Е.Т., Глинка Н.В., 2013
- Информатика, Пособие для подготовки к ЕГЭ, Вовк Е.Т., Глинка Н.В., Грацианова Т.Ю., 2013
- Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания информатике и ИКТ, Ройтберг М.А., 2013
- Подготовка к ЕГЭ по информатике, Оптимальные способы выполнения заданий, Чупин Н.А., 2013
- Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году, Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., 2013
Литература
- Каймин В.А. Информатика. Учебник для поступающих. М.:Проспект, 2009.
- Каймин В.А. Информатика. Пособие к экзаменам. М.: РИОР, 2008.
- Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М, 1998-2008.
- Каймин В.А., Касаев Б.С. Информатика: Практикум на ЭВМ., М, ИНФРА-М, 2001-2003.
- Макарова Н.В. Информатика. Учебник для студентов.М., Финансы и Статистика, 1998.
- Макарова НВ. Информатика. Практикум по работе на компьютере. М., Финнансы и Статистика, 1998.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2006.
- Семакин, Хеннер Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2007.
Проверка знаний и умений
В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
- единицы измерения информации;
- принципы кодирования;
- системы счисления;
- моделирование;
- понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
- основные алгоритмические конструкции;
- основные элементы программирования;
- основные элементы математической логики;
- основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:
- подсчитывать информационный объём сообщения;
- осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
- осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
- формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
- создавать и преобразовывать логические выражения;
- формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
- оценивать результат работы известного программного обеспечения;
- формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:
- решать логические задачи;
- анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
- реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
2010 год
- ЕГЭ 2010 — Информатика — Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ — Реальные тесты 2010 — Чуркина Т.Е.
- ЕГЭ 2010 — Информатика — Сборник заданий — Зорина Е.М., Зорин М.В.
- ЕГЭ 2010 — Информатика — Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ — Крылов С.С., Ушаков Д.М.
- ЕГЭ 2010 — Информатика — Типовые тестовые задания — Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П.
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, 20 вариантов заданий типа С, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Вариант реального ЕГЭ, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Вариант № 130, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Вариант № 135, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Пробный экзамен, Вариант № 51, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2009
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2, 2009
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №4, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №5, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №6, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Экзамен, Вариант № 121
- ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Экзамен, Вариант № 129
- ЕГЭ 2010, Информатика, Анализ, 2010
- ЕГЭ 2010, Информатика, Диагностическая работа, 2009
- ЕГЭ 2010, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2009
- ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2010
- ЕГЭ 2011, Информатика, Диагностическая работа №1, 2010
- ЕГЭ, Информатика, Универсальный справочник, Трофимова И.А., Яровая О.В., 2010
- ЕГЭ, Информатика, Энциклопедия, Сафронов И.К., 2010
- ЕГЭ-2010 — Информатика и ИКТ — 11 класс — Демонстрационный вариант
- ЕГЭ-2010 — Информатика и ИКТ — Кодификатор.
- ЕГЭнциклопедия, Информатика, Cафронов И.К., 2010
- Информатика и ИКТ — Подготовка к ЕГЭ-2010 — Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н.
- Информатика и ИКТ, Тематические тесты, Подготовка к ЕГЭ, 10-11 класс, Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., 2010
- Отличник ЕГЭ — Информатика — Решение сложных задач — Крылов С.С., Ушаков Д.М.
- Паскаль для школьников, Подготовка к ЕГЭ, Кашаев С.М., Шерстнева Л.В., 2010
- Практикум по подготовке к ЕГЭ, Тренировочные задания тестовой формы, Анеликова Л.А., Гусева О.Б., 2010
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010 — Информатика — Якушкин П.А., Ушаков Д.М.
- Трудные темы информатики, Сдаем ЕГЭ и сессию, Есипов А.С., 2010
Как готовиться к решению задач из первой части
Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны
Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике — один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.
Как готовиться к экзамену
Изучите сайт Константина Полякова: https://kpolyakov.spb.ru/. Там собрана самая полная и актуальная информация по ОГЭ и ЕГЭ «Информатика и ИКТ».
Изучите КИМ на сайте ФИПИ. В кодификаторе перечислены все темы, которые проверяются на экзамене, в спецификации подробно изложено, какие знания и навыки проверяются на экзамене, какой сложности задания и в чём особенности их выполнения в новом формате. Демоверсия помогает понять формат и тематику заданий: .
Познакомьтесь с демонстрационной версией станции КЕГЭ — ЕГЭ в компьютерной форме: http://kege.rustest.ru
Обратите внимание на задание № 10 на работу с текстовым редактором. Раньше такого задания в экзамене не было
Суть задания: найти стандартными инструментами редактора необходимую информацию. Например, подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово, заданное в условии.
Уделите время изучению электронных таблиц. Раньше на таблицы было одно простое задание. Теперь же с помощью таблиц нужно решить несколько заданий, и часть из них уже не настолько элементарны.
2018 год
- ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
- ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
- ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
- ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
- ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, Вариант 101
- ЕГЭ 2018, Информатика, 14 вариантов, Лещинер В.Р., 2018
- ЕГЭ 2018, Информатика, Большой сборник тематических заданий, Ушаков Д.М.
- ЕГЭ 2018, Информатика, Комплекс материалов, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2018
- ЕГЭ 2018, Информатика, Тренажёр, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
- ЕГЭ 2018, Тренажёр, Информатика, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
- ЕГЭ 2019, Информатика, 10 тренировочных вариантов, Ушаков Д.М., 2018
- ЕГЭ 2019, Информатика, Задания, Ответы, Комментарии, Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., 2018
- ЕГЭ, Информатика, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Лещинер В.Р., 2018
- ЕГЭ, Информатика, Задания, ответы, комментарии, Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., 2018
- ЕГЭ, Информатика, Лещинер В.Р., 2018
- ЕГЭ-2018, Информатика и ИТК, Рекомендации по оцениванию заданий, 2018
- ЕГЭ-2019, информатика, 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Ушаков Д.М., 2018
- Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ в 2018 году, Диагностические работы, Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Н., 2018
- Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ в 2018 году, Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Н., 2018
- Информатика и ИТК, Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом, 2018
- Информатика, Авторский курс подготовки к ЕГЭ, Есакова Л.Б., 2018
- Информатика, Большой сборник тематических заданий для подготовки к ЕГЭ, Ушаков Д.М., 2018
- Информатика, Большой сборник тематических заданий для подготовки к ЕГЭ, Ушаков Д.М., 2018
- Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по информатике и ИКТ, Крылов С.С.
- Обобщение знаний по теме логические основы ЭВМ, Обучающихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ по информатике, Пегасова Н.А., Иванова Е.Н., Лесников И.Н., 2018
- Я сдам ЕГЭ, Информатика, Методика подготовки, Ключи и ответы, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2018
- Я сдам ЕГЭ, Информатика, Типовые задания, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2018
2020 год
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по информатике и ИКТ
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Методические рекомендации, Крылов С.С.
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Тренировочный вариант №1-16
- ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, Досрочный вариант
- ЕГЭ 2020, Информатика, 16 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Лещинер В.Р.
- ЕГЭ 2020, информатика, 16 вариантов,типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Лещинер В.Р., 2020
- ЕГЭ 2021, Информатика и ИКТ, Методические рекомендации, Крылов С.С., 2020
- ЕГЭ, Информатика, 11 класс, Готовимся к итоговой аттестации, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2020
- ЕГЭ, Информатика, Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом, Крылов С.С., 2020
- Информатика и ИКТ, подготовка к ЕГЭ в 2020 году, диагностические работы, Зайдельман Я.Н., 2020
- Информатика, Единый Государственный Экзамен, Готовимся к итоговой аттестации, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2020
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, 2020
- Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности, Информатика и ИКТ, Крылов С.С., 2020
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ
Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике
1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ
Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:
«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Структурирование информации и информационные модели
Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.
Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.
Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.
Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):
множество:
перечисление элементов, собранных по характерному признаку;
Вася, Петя, Коля 1, 17, 22, 55
В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.
линейный список
Важна упорядоченность следования элементов.
таблица
В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):
дерево или иерархия объектов

Уровни в дереве
Рассмотрим родственные отношения в дереве:

«Сыновья» А: B, C.
«Родитель» B: A.
«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.
«Предки» F: A, C.
Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).
файловая система (иерархия)
Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:
Получим дерево:
графы
Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:
Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф, отображающий дороги между поселками
матрица и список смежности

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф
Дерево

Дерево — связный граф без циклов
взвешенные графы и весовая матрица
У взвешенных графов указан «вес ребра»:
Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица
Поиск кратчайшего пути (перебор)

Определение кратчайшего пути между пунктами A и D
- В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
- Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
- На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.
Егифка :

Самостоятельная подготовка
Многие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.
Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.
Демоверсия, спецификация, кодификатор
Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.
Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.
Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:
- структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
- изменения по сравнению с предыдущим годом;
- регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
- система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.
Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.
Печатные пособия
Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:
- Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
- Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
- И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
- В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».
Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.
Онлайн-ресурсы
При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.
Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:
Недостатки программированного обучения
Программированное обучение — это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов. Наличие в вопросах ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.
За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов. Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.
Неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.