Создание сложной программы

Содержание базовых учебников информатики

Содержание базовых учебников, соответствующее государственным стандартам и единым экзаменам ЕГЭ по информатике:

ТЕМА 1. основы информатики

  1. . Информация и информационные процессы.
  2. Информационные ресурсы
  3. Информатика и информационные технологии.
  4. Информация и информатизация общества.

ТЕМА 2. Основы компьютерных технологий

  1. Архитектура и история ЭВМ. ЭВМ.
  2. Классификация современных ЭВМ.
  3. Программное обеспечение ЭВМ.
  4. Элементы математической логики.

ТЕМА 3. Архитектура персональных ЭВМ

  1. Персональные компьютеры.
  2. Операционная система Windows.
  3. Операционная система Linux
  4. Типология программных средств.

ТЕМА 4. Работа в сети Интернет

  1. Работа в глобальной сети Интернет.
  2. Работа с электронной почтой.
  3. Поиск информации в Интернет.
  4. Элементы исчисления высказываний.

ТЕМА 5. БАЗОВЫЕ программные средства

  1. Работа с редакторами текстов.
  2. Работа с электронными таблицами.
  3. Работа с базами данных на ЭВМ.
  4. Элементы исчисления предикатов.

ТЕМА 6. Работа В СЕТЯХ ЭВМ

  1. Архитектура сетей ЭВМ.
  2. Создание сайтов в Интернет.
  3. Язык гипертекстов HTML.
  4. Интерактивные сайты.
  5. Сетевые базы данных

ТЕМА 7. алгоритмы и программирование

  1. Алгоритмы и программы для ЭВМ.
  2. Языки программирования для ЭВМ.
  3. Язык программирования Pascal.
  4. Проверка программ на ЭВМ.

ТЕМА 8. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ

  1. Методы разработки программ для ЭВМ.
  2. Технология решения задач на ЭВМ.
  3. Систематическое методы разработки.
  4. Анализ правильности алгоритмов.

ТЕМА 9. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

  1. Язык скриптов JavaScript.
  2. Языки программирования Basic.
  3. Язык Пролог и базы знаний на ЭВМ.
  4. Элементы логического вывода.

ТЕМА 10. защита информации В ЭВМ

  1. Правовые аспекты защиты информации. 73
  2. Компьютерное право и Интернет.
  3. Защита информации в ЭВМ.
  4. Информационная безопасность.

Рекомендуемая литература

Практика

Основных вариантов решения два: логические рассуждения, либо построение таблицы истинности. Иногда проще решать первым методом, иногда вторым.

Первый метод. Логические рассуждения.

Пример:

Логическая функция F задаётся выражением y ∧ (x → z) ∧ ¬w. Во фрагменте таблицы истинности приведены все строки, при которых значение функции F истинно.Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z, w.

Решение:

Итоговая функция всегда истинна для нашей таблицы (единички в значениях F). Заметим, что в последнюю очередь выполняются две конъюнкции, значение которых будет = 1 только тогда, когда значение каждого выражение равно 1.

Вывод:y = 1(x → z) = 1¬w = 1,а значит w = 0

y всегда 1, такой столбик лишь один: y — переменная 4w всегда 0, такой столбик лишь один: w — переменная 2

Для x и z остаётся переменная 1 и переменная 3. Осталось определится с порядком.(x → z) = 1, значит не может быть набора, когда x = 1, а z = 0. Во второй строчке перем1 = 1, а перем3 = 0. Следовательно, z — переменная 1, x — переменная 3.

z — переменная 1w — переменная 2x — переменная 3y — переменная 4Ответ: zwxy

Второй метод. Таблица истинности

Пример:

Логическая функция F задаётся выражением (y → w) ∨ (¬x ∧ z). Во фрагменте таблицы истинности приведены все строки, при которых значение функции F ложно. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z, w.

Решение:

Итоговая функция всегда равна нулю. Между скобками дизъюнкция, значит обе скобки должны быть ложными. Рассмотрим каждую скобку отдельно:

y → w = 0

¬x ∧ z = 0

Объединяем все переменные в одну таблицу:

2013 год

  • Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 по информатике, 11 класс
  • ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, Типовые экзаменационные варианты, 10 вариантов, Крылов С.С., Чуркина Т.Е., 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика и ИКТ, Типовые экзаменационные варианты, 10 вариантов, Крылов, Чуркина, 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №1, Вариант 3-4, 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №2
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Пробный экзамен
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа № 1, 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, Вариант 3-4, 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №3
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №4
  • ЕГЭ 2013, Информатика, 11 класс, Центр
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Оптимальный банк заданий, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П.
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Оптимальный банк заданий, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2014
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Самое полное издание типовых вариантов заданий. Ушаков Д.М., Якушкин А.П.
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Сдаем без проблем, Островская Е.М., Самылкина Н.Н., 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Тематические тестовые задания ФИПИ, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Тематические тестовые задания ФИПИ, Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2013
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Тематические тренировочные задания, Самылкина Н.Н., Островская Е.М., 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Тренировочные задания, Самылкина Н.Н., Островская Е.М., 2012
  • ЕГЭ 2013, Информатика, Шпаргалки
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с критериями оценки, 11 класс, Варианты 401-402, 11.12.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с ответами, 11 класс, Варианты 301-304, 11.12.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тематическая диагностическая работа, 11 класс, Варианты 201-202, 08.10.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 101-104, 08.10.2013
  • ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Дальний Восток, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Сибирь, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Урал, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 1 вариант, Центр, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Дальний Восток, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Сибирь, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Урал, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 2 вариант, Центр, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Дальний Восток, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Сибирь, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Урал, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 3 вариант, Центр, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Дальний Восток, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Сибирь, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Урал, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 4 вариант, Центр, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Дальний Восток, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Сибирь, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Урал, 2013
  • ЕГЭ по информатике, 5 вариант, Центр, 2013
  • ЕГЭ по информатике, Решение задач по программированию, Златопольский Д.М., 2013
  • ЕГЭ по информатике, Решение задач, Златопольский Д.М., 2013
  • ЕГЭ, Информатика, Экспресс-подготовка, Трофимова И.А., Федосеева А.А., Яровая О.В., 2013
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ 2013, Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., 2012
  • Информатика, Материалы для подготовки к ЕГЭ 2013, Поляков К.
  • Информатика, Подготовка к ЕГЭ 2013, Диагностические работы, Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А.
  • Информатика, Подготовка к ЕГЭ в 2013 году, Диагностические работы, Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А.
  • Информатика, пособие для подготовки к ЕГЭ, Вовк Е.Т., Глинка Н.В., 2013
  • Информатика, Пособие для подготовки к ЕГЭ, Вовк Е.Т., Глинка Н.В., Грацианова Т.Ю., 2013
  • Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания информатике и ИКТ, Ройтберг М.А., 2013
  • Подготовка к ЕГЭ по информатике, Оптимальные способы выполнения заданий, Чупин Н.А., 2013
  • Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году, Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., 2013

Литература

  1. Каймин В.А. Информатика. Учебник для поступающих. М.:Проспект, 2009.
  2. Каймин В.А. Информатика. Пособие к экзаменам. М.: РИОР, 2008.
  3. Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М, 1998-2008.
  4. Каймин В.А., Касаев Б.С. Информатика: Практикум на ЭВМ., М, ИНФРА-М, 2001-2003.
  5. Макарова Н.В. Информатика. Учебник для студентов.М., Финансы и Статистика, 1998.
  6. Макарова НВ. Информатика. Практикум по работе на компьютере. М., Финнансы и Статистика, 1998.
  7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2006.
  8. Семакин, Хеннер Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2007.

Проверка знаний и умений

В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;
  • принципы кодирования;
  • системы счисления;
  • моделирование;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования;
  • основные элементы математической логики;
  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;
  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
  • создавать и преобразовывать логические выражения;
  • формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;
  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:

  • решать логические задачи;
  • анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

2010 год

  • ЕГЭ 2010 — Информатика — Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ — Реальные тесты 2010 — Чуркина Т.Е.
  • ЕГЭ 2010 — Информатика — Сборник заданий — Зорина Е.М., Зорин М.В.
  • ЕГЭ 2010 — Информатика — Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ — Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2010 — Информатика — Типовые тестовые задания — Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П.
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, 20 вариантов заданий типа С, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Вариант реального ЕГЭ, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Вариант № 130, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Вариант № 135, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Пробный экзамен, Вариант № 51, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2009
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2, 2009
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №4, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №5, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №6, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Экзамен, Вариант № 121
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Экзамен, Вариант № 129
  • ЕГЭ 2010, Информатика, Анализ, 2010
  • ЕГЭ 2010, Информатика, Диагностическая работа, 2009
  • ЕГЭ 2010, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2009
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2010
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Диагностическая работа №1, 2010
  • ЕГЭ, Информатика, Универсальный справочник, Трофимова И.А., Яровая О.В., 2010
  • ЕГЭ, Информатика, Энциклопедия, Сафронов И.К., 2010
  • ЕГЭ-2010 — Информатика и ИКТ — 11 класс — Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ-2010 — Информатика и ИКТ — Кодификатор.
  • ЕГЭнциклопедия, Информатика, Cафронов И.К., 2010
  • Информатика и ИКТ — Подготовка к ЕГЭ-2010 — Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н.
  • Информатика и ИКТ, Тематические тесты, Подготовка к ЕГЭ, 10-11 класс, Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., 2010
  • Отличник ЕГЭ — Информатика — Решение сложных задач — Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • Паскаль для школьников, Подготовка к ЕГЭ, Кашаев С.М., Шерстнева Л.В., 2010
  • Практикум по подготовке к ЕГЭ, Тренировочные задания тестовой формы, Анеликова Л.А., Гусева О.Б., 2010
  • Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010 — Информатика — Якушкин П.А., Ушаков Д.М.
  • Трудные темы информатики, Сдаем ЕГЭ и сессию, Есипов А.С., 2010

Как готовиться к решению задач из первой части

Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны

Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике — один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Как готовиться к экзамену

Изучите сайт Константина Полякова: https://kpolyakov.spb.ru/. Там собрана самая полная и актуальная информация по ОГЭ и ЕГЭ «Информатика и ИКТ».
Изучите КИМ на сайте ФИПИ. В кодификаторе перечислены все темы, которые проверяются на экзамене, в спецификации подробно изложено, какие знания и навыки проверяются на экзамене, какой сложности задания и в чём особенности их выполнения в новом формате. Демоверсия помогает понять формат и тематику заданий: .
Познакомьтесь с демонстрационной версией станции КЕГЭ — ЕГЭ в компьютерной форме: http://kege.rustest.ru

Обратите внимание на задание № 10 на работу с текстовым редактором. Раньше такого задания в экзамене не было

Суть задания: найти стандартными инструментами редактора необходимую информацию. Например, подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово, заданное в условии.
Уделите время изучению электронных таблиц. Раньше на таблицы было одно простое задание. Теперь же с помощью таблиц нужно решить несколько заданий, и часть из них уже не настолько элементарны.

2018 год

  • ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2018, Информатика и ИКТ, Вариант 101
  • ЕГЭ 2018, Информатика, 14 вариантов, Лещинер В.Р., 2018
  • ЕГЭ 2018, Информатика, Большой сборник тематических заданий, Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2018, Информатика, Комплекс материалов, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2018
  • ЕГЭ 2018, Информатика, Тренажёр, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2018, Тренажёр, Информатика, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2019, Информатика, 10 тренировочных вариантов, Ушаков Д.М., 2018
  • ЕГЭ 2019, Информатика, Задания, Ответы, Комментарии, Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., 2018
  • ЕГЭ, Информатика, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Лещинер В.Р., 2018
  • ЕГЭ, Информатика, Задания, ответы, комментарии, Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., 2018
  • ЕГЭ, Информатика, Лещинер В.Р., 2018
  • ЕГЭ-2018, Информатика и ИТК, Рекомендации по оцениванию заданий, 2018
  • ЕГЭ-2019, информатика, 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Ушаков Д.М., 2018
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ в 2018 году, Диагностические работы, Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Н., 2018
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ в 2018 году, Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Н., 2018
  • Информатика и ИТК, Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом, 2018
  • Информатика, Авторский курс подготовки к ЕГЭ, Есакова Л.Б., 2018
  • Информатика, Большой сборник тематических заданий для подготовки к ЕГЭ, Ушаков Д.М., 2018
  • Информатика, Большой сборник тематических заданий для подготовки к ЕГЭ, Ушаков Д.М., 2018
  • Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по информатике и ИКТ, Крылов С.С.
  • Обобщение знаний по теме логические основы ЭВМ, Обучающихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ по информатике, Пегасова Н.А., Иванова Е.Н., Лесников И.Н., 2018
  • Я сдам ЕГЭ, Информатика, Методика подготовки, Ключи и ответы, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2018
  • Я сдам ЕГЭ, Информатика, Типовые задания, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2018

2020 год

  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по информатике и ИКТ
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Методические рекомендации, Крылов С.С.
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Тренировочный вариант №1-16
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, Досрочный вариант
  • ЕГЭ 2020, Информатика, 16 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Лещинер В.Р.
  • ЕГЭ 2020, информатика, 16 вариантов,типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Лещинер В.Р., 2020
  • ЕГЭ 2021, Информатика и ИКТ, Методические рекомендации, Крылов С.С., 2020
  • ЕГЭ, Информатика, 11 класс, Готовимся к итоговой аттестации, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2020
  • ЕГЭ, Информатика, Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом, Крылов С.С., 2020
  • Информатика и ИКТ, подготовка к ЕГЭ в 2020 году, диагностические работы, Зайдельман Я.Н., 2020
  • Информатика, Единый Государственный Экзамен, Готовимся к итоговой аттестации, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2020
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, 2020
  • Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности, Информатика и ИКТ, Крылов С.С., 2020
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ

Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике

1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
  Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

Структурирование информации и информационные модели

Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.

Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.

Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):

множество:

перечисление элементов, собранных по характерному признаку;

Вася, Петя, Коля
1, 17, 22, 55

В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.

линейный список

Важна упорядоченность следования элементов.

таблица

В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):

дерево или иерархия объектов

Уровни в дереве

Рассмотрим родственные отношения в дереве:

«Сыновья» А: B, C.

«Родитель» B: A.

«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.

«Предки» F: A, C.

Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).

файловая система (иерархия)

Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:

Получим дерево:

графы

Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф, отображающий дороги между поселками

матрица и список смежности

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф

Дерево

Дерево — связный граф без циклов

взвешенные графы и весовая матрица

У взвешенных графов указан «вес ребра»:

Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица

Поиск кратчайшего пути (перебор)

Определение кратчайшего пути между пунктами A и D

  • В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
  • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
  • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

Егифка :

Самостоятельная подготовка

Многие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.

Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.

Демоверсия, спецификация, кодификатор

Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.

Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.

Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:

  • структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
  • изменения по сравнению с предыдущим годом;
  • регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
  • система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.

Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.

Печатные пособия

Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:

  • Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
  • Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
  • И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
  • В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».

Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.

Онлайн-ресурсы

При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.

Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:

Недостатки программированного обучения

Программированное обучение — это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов. Наличие в вопросах ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.

За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов. Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.

Неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector