Помощник машиниста
Содержание:
- Женщины в метро
- Получение специальности в колледже
- Где обучаться:
- Описание профессии
- Профессиональные обязанности
- Как стать машинистом поезда дальнего следования при РЖД?
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- Описание и характеристика профессии
- Особенности
- Заработная плата
- Заработная плата
- Чем занимается машинист?
- Сколько учиться на машиниста поезда?
- Требования к машинисту метро Москвы
- Заработная плата
- История профессии
- История профессии
- Как построить карьеру
- Описание и характеристика профессии
- История профессии
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Женщины в метро
Московский метрополитен занимает второе место в мире среди членов Сообщества метрополитенов (СoMET) по доле работающих женщин. Изпорядка 60 тысяч работников 21 388 человек (36 процентов) — это женщины. Причем за последние десять лет количество женщин, работающих в метро, увеличилось на 20 процентов.
Для сравнения: в метрополитене в Лондоне женщины составляют только 23,5 процента, Берлине — 19 процентов, Нью-Йорке — 18 процентов, Брюсселе — 11 процентов. А первое место занимает подземка в Мехико, где женщины составляют 38 процентов сотрудников.
Самые массовые женские профессии в московском метро — билетный кассир, дежурный по станции, дежурный станционного поста централизации, дежурный по приему и отправлению поездов, фельдшер.
В этом году Московский метрополитен занял 17-е местов топ-25 компаний России с максимально комфортными условиями и наилучшими возможностями для построения успешной карьеры для женщин.
Получение специальности в колледже
Если с физическим и психическим здоровьем всё хорошо, можно начинать учиться. Обучение на машиниста электропоезда метрополитена Москвы можно пройти в Железнодорожном колледже № 52 и Московском колледже железнодорожного транспорта. В этих заведениях можно стать помощником машиниста за короткое время. Если абитуриент пришёл после 11 класса, то весь процесс обучения займёт всего 10 месяцев. Для выпускников 9-х классов оно длится почти три года.
Коллектив бригад, работающих на локомотивах, исключительно мужской. Конечно, почти все работники слышали историю о машинистках, но на самом деле женщин нет в этой профессии уже довольно давно. В процессе обучения студент получает слесарный разряд после сдачи экзамена. Затем он начинает изучать уже основные дисциплины, например, техобслуживание электропоезда.
Где обучаться:
- Машинист локомотива в колледжах Москвы
- Машинист локомотива в колледжах Санкт-Петербурга
- Машинист локомотива в колледжах Перми
- Машинист локомотива в колледжах Екатеринбурга
- Машинист локомотива в колледжах Краснодара
- Машинист локомотива в колледжах Челябинска
- Машинист локомотива в колледжах Нижнего Новгорода
- Машинист локомотива в колледжах Омска
- Машинист локомотива в колледжах Волгограда
- Машинист локомотива в колледжах Казани
- Машинист локомотива в колледжах Самары
- Машинист локомотива в колледжах Тюмени
- Машинист локомотива в колледжах Саратова
- Машинист локомотива в колледжах Владивостока
- Машинист локомотива в колледжах Кирова
- Машинист локомотива в колледжах Липецка
- Машинист локомотива в колледжах Барнаула
- Машинист локомотива в колледжах Хабаровска
- Машинист локомотива в колледжах Иркутска
- Машинист локомотива в колледжах Новокузнецка
- Машинист локомотива в колледжах Оренбурга
- Машинист локомотива в колледжах Рязани
- Машинист локомотива в колледжах Пензы
- Машинист локомотива в колледжах Коврова
- Машинист локомотива в колледжах Златоуста
- Машинист локомотива в колледжах Батайска
- Машинист локомотива в колледжах Нижнего Тагила
- Машинист локомотива в колледжах Петрозаводска
- Машинист локомотива в колледжах Железногорска
- Машинист локомотива в колледжах Брянска
- Машинист локомотива в колледжах Мурома
- Машинист локомотива в колледжах Череповца
- Машинист локомотива в колледжах Магнитогорска
- Машинист локомотива в колледжах Таганрога
- Машинист локомотива в колледжах Ельца
- Машинист локомотива в колледжах Иваново
- Машинист локомотива в колледжах Вологды
- Машинист локомотива в колледжах Орехово-Зуева
- Машинист локомотива в колледжах Орска
- Машинист локомотива в колледжах Сызрани
- Машинист локомотива в колледжах Тамбова
- Машинист локомотива в колледжах Уссурийска
- Машинист локомотива в колледжах Улан-Удэ
- Машинист локомотива в колледжах Орла
- Машинист локомотива в колледжах Смоленска
- Машинист локомотива в колледжах Новороссийска
- Машинист локомотива в колледжах Чехова
- Машинист локомотива в колледжах Верещагино
- Машинист локомотива в колледжах Карасука
- Машинист локомотива в колледжах Губкина
- Машинист локомотива в колледжах Моршанска
- Машинист локомотива в колледжах Вельска
- Машинист локомотива в колледжах Ясного
- Машинист локомотива в колледжах Ржева
- Машинист локомотива в колледжах Чернышевск
- Машинист локомотива в колледжах Выксы
- Машинист локомотива в колледжах Топок
- Машинист локомотива в колледжах Кропоткина
- Машинист локомотива в колледжах Енисейска
- Машинист локомотива в колледжах Кинеля
- Машинист локомотива в колледжах Нижнеудинска
- Машинист локомотива в колледжах Узловой
- Машинист локомотива в колледжах Данилова
- Машинист локомотива в колледжах Новотроицка
- Машинист локомотива в колледжах Микуни
- Машинист локомотива в колледжах Серова
- Машинист локомотива в колледжах Белово
- Машинист локомотива в колледжах Ртищево
- Машинист локомотива в колледжах Унечи
- Машинист локомотива в колледжах Сасово
- Машинист локомотива в колледжах Карталы
- Машинист локомотива в колледжах Котласа
- Машинист локомотива в колледжах Новоалтайска
- Машинист локомотива в колледжах Аткарска
- Машинист локомотива в колледжах Черемхово
- Машинист локомотива в колледжах Няндомы
- Машинист локомотива в колледжах Хилок
- Машинист локомотива в колледжах Березовского
- Машинист локомотива в колледжах Вязьмы
- Машинист локомотива в колледжах Лиски
- Машинист локомотива в колледжах Белогорска
- Машинист локомотива в колледжах Абдулино
- Машинист локомотива в колледжах Бологое-2
- Машинист локомотива в колледжах Сосногорска
- Машинист локомотива в колледжах Облучья
- Машинист локомотива в колледжах Дна
- Машинист локомотива в колледжах Шарьи
- Машинист локомотива в колледжах Мичуринска
- Машинист локомотива в колледжах Шилки
- Машинист локомотива в колледжах Балашова
- Машинист локомотива в колледжах Бугульмы
- Машинист локомотива в колледжах Грязей
- Машинист локомотива в колледжах Камышлова
- Машинист локомотива в колледжах Поворино
- Машинист локомотива в колледжах Бузулука
- Машинист локомотива в колледжах Ишим
- Машинист локомотива в колледжах Рузаевки
- Машинист локомотива в колледжах Зимы
- Машинист локомотива в колледжах Светлый
- Машинист локомотива в колледжах Чусового
- Машинист локомотива в колледжах Буя
- Машинист локомотива в колледжах Лесозаводска
- Машинист локомотива в колледжах Волхова
- Машинист локомотива в колледжах Минеральных Вод
- Машинист локомотива в колледжах Кандалакши
- Машинист локомотива в колледжах Красноуфимска
- Машинист локомотива в колледжах Ужура
- Машинист локомотива в колледжах Малой Вишеры
Описание профессии
Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.
С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.
- Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
- Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
- Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
- Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.
Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.
Профессиональные обязанности
Машинист РЖД выполняет такие функции:
- управление разными видами поездов (пассажирские, грузовые) на различных маршрутах (пригородные или дальние), а также промышленными и маневровыми локомотивами;
- маневрирование на станциях и в депо;
- обеспечение стабильной работы всех узлов и механизмов для наиболее рационального движения поезда;
- приемку и проверку технического состояния поезда локомотива перед рейсом;
- мониторинг состояния контактной сети, сигналов светофоров, путей и показаний приборов;
- постоянную связь с работниками, ответственными за перемещение транспортных средств;
- соблюдение утвержденного графика движения;
- контроль над посадкой/высадкой пассажиров;
- обеспечение безопасной доставки людей и грузов в пункт назначения;
- устранение неисправностей по ходу движения;
- руководство локомотивной бригадой.
Это общие обязанности, которые выполняет машинист поезда, хотя в зависимости от места работы (метрополитен, горнодобывающее или промышленное предприятие) они могут несколько отличаться.
Как стать машинистом поезда дальнего следования при РЖД?
Еще есть возможность отучиться в специализированных учебных центрах при РЖД. В таких центрах проходят теорию, практику и по окончании курса подготовки, после успешно сданных экзаменов, выдают на руки сертификат с правом управления поездом. Но это не курсы обучения, а полноценная и довольно длительная подготовка.
Где и как отучиться на машиниста поезда дальнего следования вернее всего — сказать сложно. Каждый случай индивидуален. Явно же то, что те, кто успешно проходит все этапы подготовки, точно находят себе место среди сотрудников. Поездов множество и места в РЖД всегда есть.
Но пусть в профессию не так-то прост и не оканчивается обучением в учебном заведении. Когда на руках уже есть диплом об образовании, потребуется приступить к следующему этапу — к стажировке.
Стажер обычно работает под опекой опытного машиниста, у которого стаж работы не менее 3 лет. Стажироваться помощник машиниста будет минимум 3 месяца, а закончится практическое обучение только тогда, когда машинист будет видеть, что стажер готов к рейсам дальнего следования с пассажирами самостоятельно. Тогда он сможет управлять локомотивом и ему присваивается квалификация машиниста поезда.
Это не значит, что машинист поезда дальнего следования на этом заканчивает свое обучение. Теперь начинается его карьера. Дальше он проходит курс на повышение квалификации в профильных лицензированных учреждениях.
Всего у машинистов 3 уровня квалификации:
- Первый уровень — 3 класс. Машинист должен проработать, управляя локомотивом без аварий в течение одного года.
- Второй уровень — присвоение 2 класса. Машинист должен проработать в пригородных сообщениях, совершая перевозки пассажиров или грузов не меньше 2 лет, если есть диплом о высшем или средне-специальном образовании, то не меньше 1 года без аварий.
- Наивысший уровень — присвоение 1 класса. После того как машинист получил 2 класс квалификации, он должен проработать не менее 2 лет без аварий, что касается дипломированных специалистов, то не менее одного года.
Каждый этап повышения категории сопровождается медицинской комиссией и при выявлении малейших проблем со здоровьем, о карьере можно забыть. Но такова работа в этой профессии и выбирая обучение на машиниста поезда дальнего следования, это нужно учитывать.
У машиниста каждая трудовая смена начинается с медосмотра и инструктажа
Он должен выходить на смену отдохнувшим, здоровым и с сосредоточенным вниманием.. Подведем итог, как стать машинистом поезда дальнего следования
Первым шагом станет поступление в колледж, вуз или техникум. В колледж и техникум можно поступить после 9 и 11 класса, в институт – после 11 классов школы и после окончания ссуза.
Подведем итог, как стать машинистом поезда дальнего следования. Первым шагом станет поступление в колледж, вуз или техникум. В колледж и техникум можно поступить после 9 и 11 класса, в институт – после 11 классов школы и после окончания ссуза.
По результатам обучения, выпускника ждет стажировка в качестве помощника под руководством наставника – машиниста. За время стажировки помощник нарабатывает опыт, а также повышает свою квалификацию и если все выполнено правильно, проходит медицинскую комиссию, получает категорию и приступает к работе.
Вот, как можно стать машинистом поезда дальнего следования и вот, что нужно для этого сделать.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Учеба на машиниста электрички производится в профильных железнодорожных колледжах и техникумах. Специальностей для водителей всех видов ж/д транспорта предусмотрено две: «машинист локомотива» и «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно по месту трудоустройства.
Министерство транспорта России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых обучают рабочим специальностям, востребованным на железных дорогах. Среди них можно отметить:
- Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает абитуриентам несколько направлений подготовки, после которых выпускники получают квалификацию «техник» и могут работать слесарями, механиками или помощниками машиниста.
- Московский колледж железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение обладает прекрасной базой и сильным преподавательским составом. Практические умения учащиеся приобретают непосредственно в депо.
- Нижегородское отделение СПО Самарского государственного университета путей сообщения обучает выпускников 9 и 11 классов школ именно на машиниста электропоезда.
Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть профильные транспортные вузы:
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Владивосток). Среди ряда факультетов лучше всего подойдет институт тяги и подвижного состава, где есть специальности «эксплуатация транспортно-технических комплексов» и «подвижной состав железных дорог». Есть филиалы в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
- Ростовский государственный университет ПС. Вуз имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. На специальности «подвижной состав железных дорог» есть направление электротранспорта.
- Сибирский государственный университет ПС (г. Красноярск) дает возможность обучения студентов по направлениям «эксплуатация железных дорог» и «строительство ж/д, мостов и транспортных тоннелей».
В этих вузах всегда есть в наличии большое количество целевых мест от ОАО «Российские железные дороги» и других предприятий.
Описание и характеристика профессии
Машинист поезда лично управляет локомотивом, не доверяя эту работу никому. Он должен внимательно следить за дорогой и сигналами светофоров. Обслуживание техники и контроль над ее нормальной работой в пути возлагается на помощника.
Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:
- на локомотивах, к которым прицепляются вагоны (электровоз, тепловоз, паровоз);
- на моторвагонном составе (электропоезд, дизель-поезд).
Где можно работать людям данной профессии? Основным работодателем выступает ОАО «Российские железные дороги». В значительно меньших объемах профессия машинист поезда востребована в метрополитенах, на шахтах и крупных заводах, где есть свои железнодорожные пути.
Особенности
Машинист электропоезда — это человек, который обеспечивает управление локомотивом электропоезда и отвечает за перевозку пассажиров по наземным и подземным линиям метрополитена в мегаполисах. Можно сказать, что это водитель железнодорожного транспорта.
Первый метрополитен появился в 1863 г. в Англии. Изначально поезда в нём перемещались при помощи паровой тяги, а начиная с 1890 г. — уже на электрической. В Советском Союзе самая первая линия метрополитена была запущена в 1935 г. в Москве.
Составами управляют профессионалы, которые проходят специализированную подготовку. В России на сегодняшний день метро функционирует лишь в нескольких больших городах — Санкт-Петербург, Москва, Казань, а также Н. Новгород, Новосибирск и Самара. Кроме того, в Волгограде имеется метротрам.
Человек, который хочет стать машинистом метро, должен не только обладать всеми техническими навыками и компетенциями, он еще должен быть психологически готов продолжительное время работать под землей в условиях замкнутого пространства, поэтому все соискатели в обязательном порядке проходят предварительное тестирование. Как правило, машинист метро трудится посменно. Например, в Москве предусмотрены дневная, вечерняя, а также ночная смены, при этом ночная смена, в свою очередь, делится на несколько подсмен: начало работы в вечернее время, затем идёт небольшой отдых и утренняя часть.
По роду своей деятельности машинист метро может быть задействован в решении таких задач, как:
- перемещение пассажиров по определенному маршрутному листу;
- маневр составов на финишных станциях;
- пребывание в резерве;
- подмена отсутствующего коллеги.
Этот специалист должен соблюдать технику безопасности, при необходимости уметь оказывать первую медицинскую помощь, а также своевременно реагировать на разного рода нештатные ситуации.
Заработная плата
Заработная плата машиниста метрополитена складывается из целого ряда составляющих:
- платы за количество отработанных часов;
- доплаты за работу вечером, за разделенную смену и за труд в ночное время (соответственно 20, 30 и 40 процентов от часовой тарифной ставки);
- доплаты за количество лет выслуги;
- доплаты за уровень квалификации;
- премии и 13 зарплаты.
В Москве зарплата машиниста метро в среднем составляет около 60-65 тысяч рублей, хотя при наличии стажа свыше 10 лет и квалификации она может достигать и 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят несколько меньше (50-60 тысяч рублей), хотя глубина линий там больше и условия труда хуже. В других городах зарплата приблизительно 20-30 тысяч рублей. Часто машинисты из-за кадрового голода вместо положенных 6 часов в сутки работают по 8 часов. Это дает существенную прибавку в доходе, но плохо сказывается на здоровье.
Машинист метро имеет право на ряд льгот: форменную одежду, бесплатный проезд в любых направлениях на метро, длительный оплачиваемый отпуск (до 45 дней), обучение в профильных вузах за бюджетный счет, возможность получить ипотеку. Сотрудник, проработавший машинистом 12,5 года, может выйти на пенсию в 55 лет.
Заработная плата
Эта профессия традиционно в нашей стране оплачивается высоко. Однако на размер зарплаты конкретного работника влияет ряд факторов:
- регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, на периферии меньше);
- разряд специалиста;
- количество лет выслуги;
- качество выполнения заданий и вклад в работу предприятия.
Средняя зарплата машинистов электропоезда по России колеблется в диапазоне от 40 до 70 тысяч рублей, однако опытные работники могут получать свыше 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве размер заработной платы стартует с 80-85 тысяч рублей.
Говоря об оплате труда, не следует забывать о том, что машинист имеет еще ряд преимуществ. Речь идет о длительном отпуске (до 44 дней), который можно разбивать на части, форменной одежде, раннем выходе на пенсию при наличии стажа, возможности учиться в вузе за государственный счет и получить кредит или ипотеку. Это все также составляет основу благополучия работника и делает профессию, несмотря на все ее минусы, очень привлекательной.
Основными работодателями для машинистов электропоездов выступают ОАО «РЖД», метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты, в которых есть внутренние железнодорожные пути.
Чем занимается машинист?
Стоит иметь ввиду, что машинисты имеют разделение на различные технические специализации.
В связи с этим они выполняют соответствующие профессиональные обязанности.
- Машинист конвейерной линии, занимается управлением элеваторных систем, погрузочных линий. Здесь в круг обязанностей специалиста входит контроль за всеми рабочими узлами и элементами технических систем.
- Машинист поезда и электропоезда выполняет управлением локомотива, выполнением безопасной транспортировки грузов и людей по железнодорожным путям;
В самом начале профессионального пути машинист начинает с роли помощника. Это необходимо для наработки опыта и квалификации, так как работа является сложной и требует особой подготовки специалистов.
Сколько учиться на машиниста поезда?
Обучение в вузе на специальностях автоматика и электрика составляет 4-5 лет, плюс около 8 месяцев практики. Выпускники вполне могут занять руководящие должности при выходе на работу.
В техникумах и колледжах учиться на машиниста поезда будет нужно от 3х до 4х лет. Срок будет зависеть от ранее полученного образования (9 или 11 классов). Почти везде обучение возможно на бюджете и контракте.
Где еще учат на машиниста электропоезда?
Помимо вузов и колледжей, есть еще вариант, где этой профессии можно научиться быстрее и при этом бесплатно. Компании ОАО «РЖД» и «Метрополитен» набирают на учебу машинистов на курсы.
Такой вариант весьма перспективен, поскольку обучают здесь за счет будущего работодателя, выплачивают стипендию и гарантированно трудоустраивают. В некоторых случаях отправляют получать диплом по рекомендации в учебные заведения вне конкурса и можно учиться и продолжать работать.
Сколько учиться на машиниста электропоезда от учебных центров РЖД и Метрополитена? Сроки могут быть минимальными – от 1 месяца, но нужно понимать, что этот вариант доступен лишь тем, у кого уже есть образование и подходят курсы далеко не всем.
Оптимальным вариантом выступает обучение в колледже – вот где учиться на машиниста поезда. При этом срок обучения составит около 3х лет — вот сколько на него учиться. Но конечный выбор остается за будущим машинистом – за вами.
Требования к машинисту метро Москвы
Помимо психологического и физического здоровья, кандидатам на работу в машинисты нужно обладать серьезными знаниями.
Помимо здоровья, требования к машинистам метро Москвы таковы:
Первое — это уровень квалификации, позволяющий управлять электропоездом по заданному маршруту. Этот уровень получают вместе с образованием, практическими занятиями, стажировками с наставником, успешной сдачей экзаменов и безаварийной работой в течение года.
Второе требование к машинистам метро Москвы — это выполнение всех инструкций при движении, а их насчитывается более 50. На каждую ситуацию, штатную или нештатную, имеется алгоритм действия и соответствующая инструкция. Это позволяет быстро принимать решения, доводить действия до автоматизма.
Это очень помогает в ситуациях дефицита времени. Такие инструкции должны быть выучены и строго соблюдаться, практически каждое действие расписано инструкцией, например: через сколько секунд после объявления о закрытии дверей можно их закрывать, сколько секунд задержки возможно на посадке. Любое отклонение от инструкции может привести к аварии или столкновению со следующим позади электропоездом.
Третье требование к машинисту электропоезда метрополитена — умение оказывать первую медицинскую помощь. В ситуации подземного движения машинист является иногда единственным человеком, способным оказать помощь и спасти жизнь. Нередки случаи падения людей на рельсы, и в таких ситуациях помощь может оказать только машинист.
В требованиях к машинистам электропоезда метрополитена указана обязанность зафиксировать случаи падения в метро и оказать помощь пострадавшему. А при случаях аварийной остановки или аварии в тоннеле, на машиниста возлагается обязанность по эвакуации пассажиров к перрону.
Работа машиниста является сложной, связана с движением скоростных электропоездов и перевозкой большого количества людей. Любые перевозки являются зоной повышенного риска, поэтому предъявляются такие высокие требования к машинистам электропоезда метро. Ведь самое главное – это безопасность жизни людей.
Заработная плата
Профессия машинист является одной из самых высокооплачиваемых на железной дороге. Это компенсация за очень тяжелый и ответственный труд. Средний уровень зарплаты по стране составляет 60-65 тысяч рублей, во многих отдаленных регионах (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область) готовы платить до 75 тысяч рублей.
Но эти показатели усреднены. Уровень оплаты труда отличается в зависимости от региона (в крупных городах платят больше) и места работы (на шахтах, рудниках и заводах зарплаты ниже, чем на РЖД). Также на доход работника влияет его стаж и размер премии: квалифицированный машинист поезда дальнего следования со стажем может принести домой и 100 000 рублей в месяц.
Человеку, управляющему электропоездом в Московском метрополитене, платят в среднем около 60 тысяч рублей, в Петербурге немного меньше, в других городах, где есть метро – 25-30 тысяч рублей. На предприятиях с внутренней ЖД сетью уровень оплаты труда колеблется в пределах от 20 до 50 тысяч рублей.
История профессии
Изначально движение составов по железной дороге обеспечивалось силой пара, но в начале XX века дороги стали электрифицироваться. Так, в СССР на маршрут «Баку — Сураханы» в 1926 году вышел первый электропоезд. Напряжение на разных линиях могло колебаться от 1200 В до 3000 В, поэтому на станциях стыкования приходилось переключать оборудование.
Производство электропоездов было налажено в Риге, а после распада Советского Союза – в Торжке и Демихове. Сейчас активно развиваются скоростные перевозки на железной дороге, поэтому скоростные поезда закупаются за границей и производятся в Екатеринбурге. Для работы на маршрутах, где есть электрифицированные и неэлектрифицированные участки, применяют дизель-электропоезда.
История профессии
После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровыми локомотивами. В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался «chauffeur», то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.
В России профессия «машинист поезда» появилась еще в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому появилась необходимость в обучении соответствующих специалистов. На грузовых поездах и пассажирских дальних рейсах машинисту придается в подчинение помощник.
Как построить карьеру
Непосредственно в кабине водителя поезда можно расти по профессиональной лестнице, нарабатывая стаж и повышая свой класс, от которого напрямую зависит зарплата.
- Третий класс можно получить через 2 года, набрав необходимый наезд на маневровом локомотиве или пригородном электропоезде.
- Второй класс доступен еще через 2 года постоянной работы при условии, что сотрудник хорошо себя зарекомендовал и не имеет нарушений или аварий. Тогда ему доверят пассажирский поезд на коротком маршруте.
- Первый класс присваивается тем, кто, получив второй класс, качественно отработал не меньше 3 лет. Этому специалисту работодатель может доверить управление любым поездом на любую дистанцию.
Для получения руководящей должности необходимо будет окончить специализированное высшее учебное заведение.
Описание и характеристика профессии
Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным ему составом, выполняя поставленные задания (перевозка пассажиров, доставка груза и ремонтной бригады для обслуживания путей). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, сменным или ненормированным характером работы, воздействием на организм электрических полей.
Можно выделить два основных вида таких работников по месту их работы:
- машинист электропоезда РЖД, который обеспечивает движение на поверхности земли, в основном, между разными населенными пунктами;
- работник метрополитена, который осуществляет перевозки в границах конкретного города, в основном в подземном режиме.
В подчинении у машиниста часто находится помощник машиниста электропоезда, который способствует обслуживанию состава, следит за работой узлов и механизмов, а при необходимости может управлять транспортным средством.
История профессии
После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровыми локомотивами. В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался «chauffeur», то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.
В России профессия «машинист поезда» появилась еще в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому появилась необходимость в обучении соответствующих специалистов. На грузовых поездах и пассажирских дальних рейсах машинисту придается в подчинение помощник.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Стать помощником машиниста могут только юноши, поступив после 9 или 11 класса в один из железнодорожных колледжей или техникумов на обучение по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)».
Профессия помощник машиниста не требует учебы в вузе. Получить необходимые знания и диплом можно в ссузах:
- Хабаровский техникум железнодорожного транспорта работает как отделение Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Он входит в сотню лучших специальных учебных заведений страны.
- Лискинский техникум железнодорожного транспорта Ростовского государственного университета ПС. Здесь учат специалистов для предприятий местного железнодорожного узла (станция, вагонное, рефрижераторное, локомотивное, грузовое депо). Учащемуся после выпуска гарантировано трудоустройство в системе РЖД.
- Пензенский техникум железнодорожного транспорта является составной частью Самарского государственного университета ПС. Здесь на семи отделениях производится учеба не только на помощника машиниста, но и на другие востребованные специальности: «электроснабжение», «автоматика и телемеханика», «железнодорожное строительство» и др.
Большинство техникумов являются подразделениями региональных железнодорожных вузов. Здесь действует правило: если учишься в ссузе, то имеешь льготы при поступлении в соответствующий вуз. Правда, это касается только профильных специальностей. Кроме того, для обеспечения своих предприятий, РЖД всегда заказывает большое количество мест в техникумах и колледжах, поэтому есть хороший шанс получить образование за бюджетный счет.