Как учиться эффективнее: гид по формам обучения

Понятие очно-заочной формы

Ранее форма обучения называлась вечерней и подходила для тех, кто одновременно работает и учится. Сегодня отличие только в названии. Достоинство занятий в том, что они проводятся только вечером и в выходные дни, когда будни освобождены для официальной работы. Несмотря на плотный график, студентам приходится также уделять время самостоятельной подготовке. Поэтому считается, что очная и заочная форма тесно переплетаются между собой.

Рассмотрим характерные особенности обучения:

  • занятия проходят на базе университета на протяжении всего учебного года, но на них выделяется меньше часов, чем при пятидневном графике;
  • обучение проходит в нерабочее время, примерно с 18-19 часов и до 22.00;
  • возможно проведение занятий в выходные дни.

Несмотря на то, что студенты часто бывают в аудиториях и общаются с преподавателями лично, много работы им задают на дом и самостоятельное изучение.

Преимущество системы в том, что для нее тоже выделяются бесплатные места, а конкурс абитуриентов гораздо ниже, чем на дневном обучении. Так как график занятий несколько разбросан и не может охватить всю программу, сроки обучения продлеваются на год. То есть степень бакалавра вы получите через пять лет, а не четыре года.

Тем временем…

Учебный год начался в очном формате, несмотря на волнения школьников, студентов, учителей и родителей, бурно обсуждавших перспективы дистанционного обучения из-за пандемии. Но коронавирус лишь ускорил шаги цифровизации, назревшей в связи с техническим прогрессом и неизбежным его внедрением в систему образования.

Специалисты сходятся во мнении, что дистанционное обучение имеет определенные преимущества, и процесс его внедрения тормозится лишь из-за необходимых дорогостоящих вложений и создания необходимых инструментов. Достаточно вспомнить, что ВУЗы и школы России начали внедрять гибридные формы обучения задолго до объявления режима самоизоляции. Пример – Национальный проект «Образование», который поэтапно внедряется с 2018 года, задолго до начала пандемии. В нем детально расписан бюджет, а также, подробно изложено, с указанием точных сроков, как будет внедряться интернет и цифровизация.

После двухмесячной изоляции и вынужденного дистанционного формата обучения специалистам стало ясно, каких инструментов не хватает учителям и учащимся, чтобы повысить эффективность онлайн-уроков. Произошла непредвиденная апробация дистанционки в масштабах страны, и теперь, вероятно, ее материализация в системе образования ускорится.

Вместе с тем, полного отказа от очного формата, все же не предвидится. Одновременно с разработкой смешанной формы обучения, был проведен соцопрос сотрудниками НИУ ВШЭ, который показал убедительные результаты в пользу школьных линеек, шумных перемен, ответов в классе у доски:

  • Детям и студентам не хватает общения со сверстниками – так считают 35% опрошенных;
  • Учиться интереснее при личном общении с преподавателем – ответили 34%;
  • Считают, что учиться легче в коллективе, обсуждая материал урока с одногруппниками 20%;
  • Эмоциональный дискомфорт при онлайн-обучении испытывают 25%.

Эти и другие ответы учащихся доказывают неопровержимую истину: обучение – подготовка к жизни в обществе, а учеба «для себя» лишена красок и стимула. Ведь, люди – существа общественные, как бы не складывалась обстановка с пандемией. Дистанционное обучение должно стать не заменой, а дополнением традиционного обучения. Министерство просвещения РФ сейчас над этим работает.

Обучение в сообществе

Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.

Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.

Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.

Вот несколько вариантов обучения в сообществе.

Мастермайнд группы. Это групповые встречи близких по духу людей, которые регулярно поддерживают друг друга и помогают с личными и профессиональными проблемами.

Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Нетворкинг на конференциях или митапах. Нетворкинг — умение заводить полезные знакомства.

Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.

Выездные кампусы и летние школы. Такие мероприятия дают не только краткосрочное взаимодействие, но и совместный опыт.

Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.

Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:

«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.

В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям

Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.

Участие в мастермайнде учит:

  • слышать и слушать других;
  • доверять окружающим и процессу;
  • разбивать большие задачи на маленькие шаги;
  • брать ответственность за реализацию поставленных целей;
  • помогать другим;
  • развивает креативное мышление и способность видеть ситуацию с разных сторон.

Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.

Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»

Достоинства мастермайнд группы

(Фото: Наталья Ядренцева)

Преимущества нестандартных форм

Нестандартные формы обучения имеют ряд преимуществ:

  • создание интереса у школьников к новому материалу;
  • побуждение к творчеству и развитие творческих способностей учащихся;
  • использование иллюстративного материала и технических средств для более легкого освоения информации.

Проведение таких уроков дают шанс учителям проявить свои творческие способности и профессионализм

Важно учитывать тот факт, что частое проведение нестандартных уроков в скором времени вызовет у школьников отторжение и скуку. Поэтому не следует сильно увлекаться такими мероприятиями, а вводить их в учебных процесс порционно

В этом видео вы узнаете, как уйти от традиционной формы проведения урока:

Чем семейное и заочное обучение отличаются от дистанционного

Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте. 

В нашей стране дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Юридически это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

И на семейном, и на заочном обучении можно применять такие технологии. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно изучать все предметы школьной программа, причём не нужно никуда идти или ехать. В нашей школе есть расписание, домашние задания, а главное — занятия в режиме реального времени, где можно задавать вопросы преподавателям и тут же получать ответы.

Минобрнауки – о формате обучения в ВУЗах

16 сентября 2020 года министр образования и науки на заседании правительственного часа в Госдуме сообщил, что переход российских ВУЗов на дистанционный формат невозможен. Вместе с тем В. Фальков рассказал о готовности ВУЗов к работе в новой реальности.

Министр совершенно справедливо убежден, что сегодня качественная подготовка специалистов невозможна без практических занятий, а их нельзя проводить в дистанционном формате. Пресс-служба Минобрнадзора дополнительно пояснила, что «дистанционка» оправдана, когда речь идет о лекциях, индивидуальных консультациях, общении со студентами, проживающими в другом городе или регионе. Однако трудно представить будущего врача или инженера, не принимавших личного участия в практической работе. Для практики дистанционный формат в таких случаях недопустим.

Учитывая ситуацию с очередным всплеском пандемии, ведомство «дало добро» на изменение графика проведения практических занятий: переносе их на другой семестр или даже на следующий учебный год – не в ущерб здоровью студентов и преподавателей, но и без потери качества обучения.

Так, в соответствии с указом мэра Москвы и рекомендациями Минобрнауки, ректор МГУ В. Садовничий издал приказ о частичном переводе на дистанционный режим с 5 октября по 28 октября 30% сотрудников. Ранее, 4 сентября 2020 года, министр Фальков сообщал РИА LIVE 24, что ВУЗы России с 1 сентября частично переведены на дистанционный формат обучения в связи с новым обострением эпидемиологической ситуации, и еще раз уточнил, что речь идет только о проведении лекций в формате онлайн, а на практические занятия студенты обязаны являться лично.

Вслед за МГУ на дистанционное обучение частично перешли:

  • Московский государственный лингвистический университет: удаленно продолжали работу до 28 октября 2020 года сотрудники старше 65 лет, а также люди, имеющие хронические заболевания; на студентов режим ограничения не распространялся;
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова: на дистанционный режим, на время действия указа мэра Москвы перешли студенты магистратуры, вечерней и заочной формы обучения, а также часть сотрудников;
  • Московский архитектурный институт тоже с 5-28 октября работал «в гибридном формате» — на удаленку перевели часть сотрудников учебного заведения; студенты младших курсов учились в обычном режиме, а старшекурсники посещали лекции, где не предполагалось большое скопление студентов;
  • Российский университет дружбы народов перевел студентов, кроме первокурсников; практические и лабораторные занятия для старшекурсников проводились в формате оффлайн; были введены ограничения для сотрудников, как и в МГЛУ;
  • Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана решил вопрос посещения занятий на период ограничения иначе: на дистанционку перевели отдельную группу, в которой оказалось больше половины заболевших студентов или находящихся на самоизоляции; также, согласно указу, на работу не вышли сотрудники преклонного возраста; для незаменимых работников старшего возраста были созданы специальные санитарные условия.

Переходят на смешанный формат и другие ВУЗы России, прежде всего в регионах, где на сегодня уже сложилась неблагоприятная обстановка по коронавирусной инфекции. Как сообщает ТАСС, Минобрнауки с 1 сентября перевел на дистанционный формат иностранных студентов, которые из-за пандемии не смогли вернуться, чтобы продолжить обучение, а также для граждан РФ, оказавшихся на карантине за рубежом.

На сегодня единого и обязательного распоряжения о переходе ВУЗов на дистанционный формат нет. Поэтому ректоры российских университетов формируют график обязательного посещения занятий на свое усмотрение, по ситуации.

Характеристика контрактной формы обучения

Учеба по контракту представляет собой форму обучения, осуществляемую за средства физических или юридических лиц. В качестве первых выступает сам учащийся или его представители, а в качестве вторых — организации.

Данная форма называется платной или коммерческой. Обычно ее выбирают абитуриенты, не прошедшие на программы, финансируемые государством. Но спрос на качественную коммерческую подготовку растет.

Правовые основы платных учебных услуг регулируются статьей 101 Закона «Об образовании в РФ». В соответствии с документом, услуги, предоставляемые на бесплатной и коммерческой основе, должны оказываться одинаково.

Стоимость получения высшего образования определяется Вузом и различается в зависимости от специальности и формы обучения.

Для зачисления в образовательную организацию, нужно заключить договор и внести оплату. В документ вносится информация:

  • полные реквизиты учебной организации и данные представителя;
  • фамилия, имя и отчество заказчика и обучающегося;
  • стоимость договора и порядок оплаты;
  • данные лицензии на ведение деятельности;
  • сведения о программе подготовки;
  • сроки освоения программы;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения изменений в бумаги.

Повышение стоимости услуг после подписания бумаг неправомерно, за исключением поправки на инфляцию. Нарушение условий договора, задержка оплаты чреваты расторжением документа и отчислением.

Коммерческое отделение встречается на всех специальностях, уровнях и формах образования. При наличии хороших оценок, студент-платник может перевестись на бесплатное отделение.

Оплату разрешается вносить за счет средств материнского капитала или образовательного кредита:

  • Использовать маткапитал разрешается абитуриентам в возрасте до 25 лет. Документ может быть выдан после рождения любого ребенка в семье. Применить сертификат не удастся, если институт не имеет государственной аккредитации.
  • Образовательный кредит представляет собой вид целевого финансирования, когда банк перечисляет оплату Вузу. Такой заем субсидируется государством и выдается под пониженный процент с льготным периодом погашения (9 месяцев).

Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения (ДО) — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

· Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM — диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения

При подготовке к первым семинарам лектор должен обсудить со студентами содержание китайской пословицы: \ «Лучшая память хуже худших чернил». Они также должны продемонстрировать первокурсникам ведение конспектов, чтобы они могли участвовать в обсуждении конкретных проблем:

  • Выдержки, цитаты — дословные, точные записи определенного текста со ссылкой на источник информации и его автора;
  • конспект речи — ряд четко сформулированных мыслей, представленных одна за другой, которые отражают основное содержание прочитанного
  • Тезис — краткое изложение основных положений текста без дополнительных пояснений;
  • Синопсис — краткое, беглое изложение информации из первоисточника Для использования на рабочем месте студентам можно посоветовать собирать информацию на специальных карточках — небольших листах плотной бумаги.

Эти рабочие листы можно использовать для различных целей:

  • Каталожные карточки с информацией из первоисточника, написанной на одной стороне и краткой записью на обороте Например:
  • Подоляк Л.Г., Юрченко В.И. Психология высшего образования: практикум: Навчпосиб — К: Каравелла, 2008 — 336 с.
  • Обратная сторона карточки.

Пособие содержит методические материалы, характеризующие авторские подходы к организации семинарских и лабораторных работ, самостоятельной работы при изучении дисциплины «Психология высшего образования», конкретные ситуации, упражнения и задания могут быть использованы преподавателями, аспирантами и студентами.

Такие карточки удобно хранить в компьютерном файле, но это затрудняет их использование в классе

Рабочие карточки, на которых учащиеся пишут формулировки терминов, законов, цитаты, примеры, формулы и т.д.

Рабочие карточки удобно использовать для ответов на вопросы, создания презентаций и запоминания материала.

Как вариант просеминаров иногда может быть семинар — аннотированное чтение Такой семинар эффективен, когда студенты владеют методикой обработки конкретной научной работы (монографии, научной статьи, диссертации или курсового исследования).Основной целью аннотированного чтения является развитие у студентов умения анализировать и правильно интерпретировать научный текст Такие семинары Эффективны на младших курсах, на старших курсах их проведение практически не практикуется.

На первых просеминарах студентам следует давать рекомендации, оптимизирующие самостоятельную работу и повышающие эффективность интеллектуального труда.

Например, первокурсники могут получить следующий совет:

1.Работайте самостоятельно в одно и то же время каждый день Формируйте привычку к постоянной умственной работе Если поначалу будет трудно, вспомните поговорку: \ «Учеба и работа закаляют все».

3.Ритм и чередование умственного труда и отдыха способствуют повышению работоспособности. 4.

4.Определите конкретно, что должно быть сделано сегодня, но не забывайте о перспективе Комплексная работа может быть выполнена отдельными частями.

  1. во время отдыха активно двигаться, выполнять физическую работу, заниматься спортом
  2. позволяйте себе хорошо отдохнуть ночью, потому что это биологическая потребность организма
  3. правильная организация рабочего места и привычный порядок улучшат вашу работоспособность.
  4. не забывайте подводить итоги ежедневных достижений, чтобы внести коррективы в недельный график.
  5. любой результат умственной работы должен быть четко сформулирован в виде протокола или устного заявления Помните, что «незаписанное мнение — потерянное сокровище» (ДиМенделеев)

Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые студенты изучали самостоятельно или работали над ними на лекции.

Преимущества вечернего обучения в университете

Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:

  • проходные баллы на бюджет ниже,
  • при учебе на контрактной основе цены на вечернее обучение доступней «очки»,
  • зачисление проходит позже, поэтому подать документы на очно-заочное отделение можно в том случае, если абитуриент не прошел по конкурсу на очную форму,
  • возможность работы во время учебы позволяет оплачивать обучение «профессии мечты».

Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.

С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:

  • можно самостоятельно планировать темп выполнения домашних заданий,
  • систематическое посещение занятий не дает «запустить» учебу,
  • есть возможность «вживую» консультироваться с преподавателями по сложным вопросам,
  • активная работа и хорошее посещение в течение семестра часто дает возможность получать зачеты и экзамены «автоматом», разгружая сессию;
  • отношение к «вечерникам» обычно довольно лояльное, преподаватели склонны идти навстречу.

Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:

  • оплаченные отпуска на время сессий (40 дней в год, для старшекурсников – 50),
  • четыре месяца отпуска для подготовки и защиты диплома и сдачи госэкзамена,
  • в последние 10 месяцев учебы – сокращенная на 7 часов рабочая неделя (эти часы оплачиваются на 50%).

Новые стандарты обучения — нестандартные уроки

Обычные уроки проходят по всем известной стандартной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов. Многим ученикам становится скучен и неинтересен мир знаний из-за скучного подхода к процессу обучения.

Чтобы разнообразить серые школьные будни учащихся, были придуманы нестандартные уроки. Необычно и креативно провести можно не только урок, но даже контрольную работу. При помощи проектора разнообразить процесс обучения и вовсе не составить труда.

Учитель также может прибегнуть к играм, конкурсам, театральным сценкам. Здесь все зависит от воображения и уровня креативности педагога. Рассмотрим несколько примеров нестандартных уроков:

  • урок в форме игры. Особенно эффективны такие занятия в младших классах, где детям нужно объяснить материал максимально доступно. Сюда можно отнести забеги по станциям, игру в «КВН», конкурсы. Для старшеклассников отлично подойдут игры-соревнования на уровень знаний;
  • творческий урок. Многие дети любят проявлять творчество. Для этого учитель может организовать конкурс стенгазет или плакатов, попросить придумать какой-нибудь рассказ или сказку. Творчество можно проявлять абсолютно в разных направлениях;
  • метод проектов. Учитель предлагает своим ученикам создать проект на одну из предложенных тем. Такой подход позволит учащимся раскрыть свой потенциал и применить свои практические знания, научиться чему-то новому, развить навыки. Проект может быть в виде диаграммы, таблицы, рисунка, графика, подделки и так далее.

Нестандартные уроки позволяют школьникам посмотреть на процесс обучения с другой стороны. Такие занятия должны вызывать интерес и желание получать знания.

Почему формы обучения важны

Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.

При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.

Глобально все обучение бывает:

  • формальным — изучение теории;
  • социальным — обучение через взаимодействие с другими людьми;
  • практико-ориентированным — через действие или решение новых задач.

Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.

Сколько лет учатся на заочном

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени — и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения — больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет. При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.

На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются — поэтому такие студенты часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего заочно сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет.

Очное обучение

Традиционной формой обучения является очное или аудиторное обучение в формате лекций, семинаров, тренингов и т.д. Но все они используют различные подходы и методики.

В чем же их существенное отличие?

Человек, в среднем, запоминает 10% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% того, что видит и слышит, 80% того, что делает сам. В отличие от семинаров, на которых слушатели (!) слушают, запоминают, записывают, одним словом получают знания, тренинг, как вид обучения персонала, предлагает участникам все попробовать сделать самим, не только получить теоретические знания, но и наработать умения и навыки. Большинство психологов признает, что наилучший эффект дают тренинги, проводимые в группах. Если на лекциях и семинарах опора делается на визуальное и аудиальное восприятие (зрение и слух), то на тренингах подключается кинестетическое восприятие: «истина, данная нам в ощущениях». Эффективность воздействия возрастает многократно!

Тренинги – это занятия с большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, их разбору и анализу – то это обучение явно можно назвать тренингом.

семинаре

Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы

  • и по визуальному каналувосприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты),
  • и по аудиальному(речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера),
  • и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность).

Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector