Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов. Может ли считаться бакалавриат полноценным высшим образованием? Ответ однозначный: может.

Неполное высшее образование — это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании — документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом — процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Два уровня образования

О том, чем отличается бакалавр от специалиста, можно судить по срокам обучения студента профильной специальности. Прослушав четыре курса очной формы обучения, студент имеет право сдать государственные экзамены, написать диплом и получить степень бакалавра. Для студентов заочной и вечерней формы обучения этот срок, как правило, больше.

Магистр – это следующая ученая степень. Диплом магистра получают бакалавры после двухлетних занятий на очной форме обучения. Таким образом, становится лишним устаревшее научное звание «специалист», которое давали после пяти лет обучения в вузе.

О том, чем отличается бакалавр от специалиста и магистратуры, уже можно получить общее представление. Бакалавр обучается по другим программам, и знания, необходимые для профессионального выполнения своих обязанностей, он получает за более короткий курс обучения. Специалист – это ученая степень, сохранившаяся лишь для некоторых видов специальностей в нашей стране. Полный перечень профессий, в которых необходима квалификация специалиста, можно найти на сайтах министерства образования. Магистратура подходит тем студентам, которые решили посвятить себя науке и получить ученую степень. Так что вопрос, чем отличается диплом бакалавра от специалиста и магистра, лежит скорее в психологической плоскости. Объем знаний, необходимый для выполнения той или иной работы, у бакалавра вполне достаточен.

Специалитет и бакалавриат – в чем разница, что выбрать, что лучше?

Специалитет – это уровень квалификации высшего образования в России в советское и некоторое постсоветское время. Он ориентируется в первую очередь на то, чтобы студент получил полную базу нужных навыков и специальную подготовку.

После окончания учебы студент получает квалификацию специалиста, а в дипломе указывается точное название специальности.

Обратите внимание! Срок учебы, в среднем, составляет 5 лет для дневного и 6 – для заочного отделения, однако, некоторые специальности могут требовать большего срока – к примеру, медицинские. Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России

Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра

Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра.

Бакалавриат – что, кого и где?

Бакалавриат – это уровень квалификации высшего образования согласно Болонской системе образования (в России бакалавриат вводился с 2003 года).

Обратите внимание! Учеба на бакалавриате длится четыре года – и по окончанию студент может забрать официальный документ – диплом бакалавра. После этого можно найти работу или же поступить на магистерскую программу и написать магистерскую диссертацию

После завершения бакалавриата открыты возможности, как по дальнейшему обучению на территории страны, так и за границей.

Важно знать! После бакалавриата при поступлении в магистратуру вы можете выбрать не только другой ВУЗ, но и другую специальность (в таком случае, вероятно, предполагается сдача дополнительных экзаменов). Например, закончить бакалавриат на экономиста и поступить в магистратуру на нефтяника (неплохая перспектива)

Чаще всего абитуриенты выбирают бакалавриат. Для этого есть две причины. Первая заключается в том, что сегодня практически не осталось программ подготовки специалистов. Вторая же – в том, что бакалавриат дает куда большие перспективы для молодых студентов, планирующих переезд за границу или тех, кто подозревает смену вида деятельности в дальнейшем.

Отличия специалитета от бакалавриата

Сравним, что вас ждет после окончания специалитета и бакалавриата (без магистратуры).

Продолжение образования в России + +
Продолжение образования за границей +
Трудоустройство сразу после получения диплома + +
Трудоустройство в государственной власти или образовании +
Поступление в аспирантуру +

Плюсы и минусы бакалавриата

Программа продолжается четыре года После бакалавриата нельзя по сокращенной процедуре поступить на аспирантуру.
После окончания можно на бюджетные средства поступить в магистратуру Такой диплом не дает сразу же устроиться в некоторые сферы – к примеру, в образовательную или же в аппарат власти.
Можно легко сменить профессию – нет нужды учиться заново. Можно выбрать магистратуру с другим родом занятий. Для продолжения образования необходимо пройти и вторую ступень обучения.
Можно получить работу или продолжать образование в другой стране – диплом легко признается действительным в других странах.
Получение диплома бакалавра и последующее получение диплома магистра дает отсрочку от армии на 6 лет.

Плюсы и минусы специалитета

Диплом специалиста в часто воспринимается работодателем благосклонно – таким претендентов считают лучше подготовленными. Такой диплом предлагает узкие возможности образования и трудоустройства за границей – с его признанием возникают некоторые сложности.
Без прохождения дальнейшем подготовки специалисты имеют возможность работать во всех сферах – к примеру, преподавать или занимать должность в органах власти. В случае поступления в магистратуру после получения специалиста  не будет отсрочки от армии – в то же время, получение диплома бакалавра и последующая магистратура – дают.
Дает пути для дальнейшего обучения в аспирантуре.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Диплом бакалавра и трудоустройство

К сожалению, среди работодателей по-прежнему сохраняется некое недоверие к диплому бакалавра, хотя многие из них и не могут четко объяснить, чем отличается бакалавр от специалиста. Отзывы многих выпускников вузов говорят о нежелании работодателей и HR-агентств трудоустраивать молодых бакалавров. Причин здесь может быть несколько.

1. Многие современные работодатели получали свое высшее образование еще в советские времена, когда высшие учебные заведения по окончании давали диплом специалиста. Слово «бакалавр» в те времена было «не нашим», «западным».

2. Разница в программах обучения: специалисты подготавливаются по конкретным специальностям, а обучение бакалавра базируется на широкопрофильном охвате всех дисциплин, которые пригодятся ему в непосредственной работе. Курс бакалавриата нацелен на общенаучную, общепрофессиональную подготовку. Закон, конечно, говорит о том, что бакалавр имеет право занимать должности, предназначенные для тех, кто получил полное высшее образование. Но отделы кадров по-прежнему предпочитают брать на работу специалистов и магистров.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалавриата. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

fb.ru

Образование в современном обществе является неотделимым правом каждого человека. Юноши и девушки оканчивают школу, определяясь с дальнейшей профессией. Какой бы она ни была, необходимо разбираться в особенностях современных вузов.

С 2011 года большинство из них перешли на ступенчатую систему обучения. И теперь абитуриентов и их родителей волнует вопрос: бакалавр — это высшее образование или нет? И в чём его отличие от ставшего уже редким специалиста и недавно появившегося магистра?

В чем подводные камни обучения в магистратуре

Помимо очевидных преимуществ, нужно учитывать существующие недостатки при обучении в магистратуре. В первую очередь, они коснутся тех, кто сильно сомневается, что делать после бакалавриата и не имеет четкого и осознанного плана на дальнейшую жизнь, продолжая обучение в университете, что называется, «ради диплома».

К таким недостаткам следует отнести:

  1. Диплом магистра не всегда гарантирует выпускнику вуза преимущества при поиске работы. Все зависит от конкретной специальности, в некоторых случаях работодателю совершенно все равно, какой уровень образования и потенциального сотрудника – бакалавриат или магистратура. Вместо этого многие больше внимания при приеме на работу уделяют реальному опыту, полученному соискателем.
  2. На протяжении двух лет обучения в магистратуре у студента не будет возможности полноценно трудиться и, соответственно, зарабатывать. Не стоит обольщаться, что вам удастся совмещать работу и учебу, даже несмотря на то, что занятия магистрантов преимущественно проводят по вечерам. Требования к студентам в этот период оказываются выше, чем при обучении на бакалавриате, много времени нужно уделять самостоятельной работе и подготовке. Всего этого просто не успеть, если параллельно где-то работать.
  3. При поступлении в магистратуру требуется сдавать общие предметы, в том числе те, которые никак не связаны с выбранной специальностью. В число обязательных входят английский язык и философия, также предполагается, что выпускники магистратуры выберут преподавательскую стезю, так что придется практиковаться в педагогической деятельности. Для многих студентов это становится непреодолимым препятствием, особенно для тех, кто обучается на технических и прикладных специальностях.

Современное полное высшее образование – это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Особенности обучения на магистратуре

Нюансы касаются процесса учебы, поступления:

  • Студенты могут претендовать на платные или бюджетные места. Бюджетники получают стипендию. Иногородние — место в общежитии.
  • Обучение проводится в очном или заочном формате.
  • Продолжительность освоения знаний зависит от формы получения ВО. Если студент работает очно, сроки составляют 2 года. Заочный формат предполагает продление нормативных сроков на полгода. Продолжительность обучения составляет 2 года 6 месяцев.
  • Молодые люди, которые поступили в магистратуру, имеют право на дополнительную отсрочку от призыва на военную службу.

По окончании обучения студенты пишут магистерскую диссертацию, которая представляет собой полноценный ученый труд малого формата. Такой опыт может стать незаменимым в будущем, если обучающийся планирует стать аспирантом.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Немного из отечественной истории

Все новое — это хорошо забытое старое. Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты — это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени — порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Что выбрать?

Выбор делает абитуриент, опираясь на:

  • Личные предпочтения.
  • Профессиональные планы.
  • Перспективы развития по конкретным должностям.

При поиске степени рекомендуется:

  1. Посмотреть программы подготовки, которые предлагает университет.
  2. Изучить заведение по отраслевым рейтингам, уровню востребованности у работодателей.
  3. Проанализировать преподавательский состав.
  4. Узнать о наличии программ двойных дипломов.

Бакалавры и специалисты готовятся по базовым программам, приобретая знания для успешной трудовой деятельности. Вопрос полезности прикладных навыков.

Существуют заблуждения относительно образовательных форматов. Считают, что бакалавр имеет меньше практически полезных навыков, проигрывает перед другими соискателями на должность.

При описании требований при приеме работодатели не указывают конкретную степень. Каждая работа имеет специфические черты, требует различных умений. На решение будущего начальника влияют:

  • Знания.
  • Коммуникативные способности.
  • Гибкость мышления.
  • Желание обучаться.

Продолжение учебы (магистратура) происходит согласно желанию студента. Если выпускник планирует занимать руководящие должности, требуется достигнуть нового уровня знаний.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры

Специалитет позволяет получить не только фундаментальные знания, но и даёт возможность совершенствоваться в узком конкретном направлении. Этот способ получения образования напоминает ранее существовавший в России в прежние годы. 

В первые 4 года студент получает фундаментальные знания (получает степень бакалавра), затем 1-1,5 года учится на специалиста, где ему предоставляют узкоспециализированное обучение.

Чтобы стать магистром, нужно после бакалавриата проучиться еще 2 года. Бакалавр — это базовое образование по выбранной специальности.

Основные отличия выпускников — тех, кто окончил магистратуру или бакалавриат:

  1. Звание магистра значит, что у выпускника более высокий уровень знаний.

  2. Бакалавр обладает фундаментальными знаниями и исследовательскими навыками, а второй — дополнительно усвоил специализированную профессию.

  3. В магистратуру поступают уже после бакалавриата. Тут имеется возможность более взвешенно выбрать специальность, чем сразу после окончания школы.

  4. Обучение на магистра занимает больше времени по сравнению с бакалавром — четыре года против двух.

Считается, что специалитет применяется обычно для получения медицинского или инженерного образования. Если человек хочет дополнительных для себя знаний и развития, желает освоить большой объём информации и овладеть сложными практическими навыками, он может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Уровни высшего профессионального образования в России и за рубежом

Официально с двухуровневой системой образования в России познакомились в 2009 году. Ранее все студенты преодолевали 5 лет обучения и получили диплом. Разделение на два этапа вызвало путаницу. Уровни высшего образования: 

  1. Бакалавр. Считается первой ступенью, неполным высшим. Фундаментальная общая подготовка. 
  2. Магистратура и Специалитет. Уровень направлен на углубление в специальность, практическую деятельность, подготовку к научной деятельности. 
  3. Аспирантура. Обучение включает образовательную, педагогическую, исследовательскую деятельность. Студенты пишут диссертацию, получают квалификацию «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Присваивается степень кандидата наук. 

Европейская система образования имеет такую структуру: 

  1. Бакалавр – 3-4 года обучения. 
  2. Магистратура – 5 лет или 1-2 года после бакалавра. 
  3. Доктор – 8 лет обучения, 3 года после магистратуры. 

Три уровня подразумевает Болонская система образования. На нее Россия перешла в 2003 году. Преимущества перехода: 

  1. Приобретение конкретных навыков и появление разных квалификаций. 
  2. Учащиеся вправе выбирать место и программу обучения. 
  3. Есть возможность получить несколько дипломов. 

Недостатки: 

  1. Система образования СССР считалась одной из лучших в мире. Переход на нее стал невозможным. 
  2. Молодые специалисты спешат уехать на ПМЖ в Европу. 
  3. В Европе не котируются даже лучшие российские ВУЗы. 

Специалисты сделали вывод, что недостатки есть не у самой системы образования, а у применения ее в России. При введении нескольких уровней были допущены ошибки, чтобы довести качество получаемых знаний, необходимо проделать еще много работы. 

Чем отличается магистратура от бакалавриата

В обоих случаях речь идёт об окончании высшего учебного заведения. Бакалавриат возможно уподобить прежнему понятию высшего образования. На этой ступени обучение длится 4 года.

Обучаясь высшем учебном заведении, студент получает знания, относящиеся к выбранному им направлению профессиональной деятельности. Он получает большой объём знаний фундаментального характера в избранной области и навыки, позволяющие заниматься исследовательской деятельностью.

В результате выпускник получает диплом, свидетельствующий о полноценном высшем образовании. После окончания вуза у него есть такой выбор:

  • поступить в магистратуру, продолжив образование на второй ступени;

  • заняться своей карьерой.

Магистратура считается более высокой ступенью в образовательной системе. Сюда нельзя поступить сразу после школы, но после бакалавриата можно.

Образование в данном случае имеет свои важные особенности:

  • здесь готовят не только специалиста с квалификацией по данному направлению, но и углубляют его знания и навыки в рамках выбранной специализации;

  • здесь речь идёт не только о теоретических знаниях, но и о практических.

Интересно, что поступая в магистратуру, можно выбрать прежнее или иное направление, отличающееся от ранее полученной специальности.

Отличие бакалавриата от специалитета

Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования. Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

  • на бакалавриате вы будете учиться 4 года, а на специалитете 5 или 5, 5 лет (зависит от специальности);
  • бакалавр изучает базу профессии, общие дисциплины. Специалитет, наоборот, предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент;
  • на первых 2 курсах на обеих квалификациях изучаю общеобразовательные предметы. Затем уже начинается разделение.
  • на бакалавриате можно получить основу профессии и затем уйти в любую ее область, на специалитете чаще всего получают знания по определенной узкой области;
  • получив степень бакалавра, студент может пойти только в магистратуру. Специалист же может сразу идти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру;
  • бакалавры могут претендовать на бесплатное обучение в магистратуре, так как такая степень квалификации позволяет участвовать в конкурсе. Для специалистов магистратура будет платной, так как будет считаться вторым высшим образованием. По закону второе высшее можно получиться только за деньги.
  • попасть в аспирантуру бакалавр может только в случае, если закончит магистратуру.

Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат — это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом. Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр — это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет — выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам — это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector