Егэ по истории: как избежать типичных ошибок

Как избежать типичных ошибок

В задании 24

Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании. В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике. Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.


Пример задания 24 из демоварианта 2019 года

В задании 25

При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий

Здесь важно напомнить, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою»

Примеры конкретных действий:

«И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;

«Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;

«Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;

«Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».

Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» — не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.


Фрагмент задания 25 из демоварианта 2019 года

Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его. Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.

Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности

Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».

Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой. Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй». Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.

Тестирование, оно же ЕГЭ

Среди плюсов такого экзамена отмечают объективный характер проверки и оценки. Это верно до определенной степени. Дело в том, что объективно можно проверить лишь знание фактов. А вот остальное предпочтительнее выяснять в ходе устной беседы, ибо представления, скажем, о причинах отмены крепостного права, могут разниться, а тот или иной термин может употребляться в разных смыслах. И тут возникает ситуация, при которой правильно ответить на все вопросы может только составитель тестов или тот, кому известна логика его рассуждений.

Конечно, тест — вовсе не безнадежный случай, зачастую он легче устного экзамена

Готовиться к тестированию имеет смысл примерно так же, но большее внимание следует уделить изучению подходов и оценок, принятых в данном вузе, хронологии событий. Кроме того, постарайтесь найти максимальное количество подобных тестов

Может быть, какие‑то тесты предлагаются в качестве образцовых или примерных. Поработайте с ними, чтобы “набить руку” и понять принципы, которыми руководствуются составители. Выделите типичные варианты тестов и потренируйтесь в самостоятельном их составлении по темам программы для поступающих. Можно готовиться с кем‑то в паре: один будет составлять тесты, которые предстоит решить другому, и наоборот.

Какой бы экзамен вам не предстоял, готовьтесь к нему последовательно и методично. Рассчитывайте, в первую очередь, на свои силы и немного на удачу, и тогда она вам обязательно улыбнется.

Что запомнить

Начинать готовиться к ЕГЭ по истории лучше уже в 10 классе.
Помимо учебника и справочника необходимо приобрести атласы, завести терминологический словарь и папку для материалов по истории культуры.
Чтобы справиться с заданием 24, нужно чётко выстроить аргумент: указать факт и пояснение, как данный факт подтверждает/опровергает спорную точку зрения.
Чтобы справиться с заданием 25, нужно не только указать два события, две причинно-следственные связи, двух исторических деятелей, исторические термины, но и раскрыть влияние деятельности избранных героев на ход и результаты описанных событий, дать оценку событий периода на дальнейший ход истории.
Желательно при тренировочном выполнении заданий второй части получить комментарии опытного преподавателя, который обратит внимание на ошибки и поможет их устранить.
Если нет возможности получить компетентную поддержку, следует готовиться к ЕГЭ по истории в компании сверстников, чтобы научиться дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Совместное изучение истории, обсуждение проблемных вопросов превращает кропотливую работу в интеллектуальное удовольствие.

Чем поможет преподаватель

Даже если ЕГЭ через несколько недель, профессиональный преподаватель сможет выявить пробелы в знаниях и разъяснить сложные для ученика темы. Такая экспресс-подготовка позволит набрать дополнительное количество баллов, но лучше обратиться за помощью заранее, записаться на курсы или к репетитору.

Задача педагога — выявить пробелы в знаниях ученика и структурировать уже имеющиеся знания. Даже в идеальной ситуации, когда ученик не пропускал школьные уроки, найдутся темы, в которых он «плавает». Бывает, школьник ещё не успел разобраться с одной темой, а школьный учитель уже переходит к следующей. Опытный преподаватель помогает повторить и закрепить материал, а также отработать аналитические умения.

В письменных заданиях второй части важно проверить работу и оценить ответ по критериям. Полезно отдать сочинение на проверку другому человеку

Преподаватель не только укажет ошибки, но и научит, как их избежать.

В течение последнего учебного года выпускнику приходится осмысливать и запоминать много информации. В памяти остаются только свежие сведения, а материал, изложенный в начале года, забывается. Репетитор строит занятия так, чтобы регулярно повторять пройденные темы, чего обычно не делают на уроках в школе.

Как устроен экзамен

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

Первая часть

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Вторая часть

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.

Когда начинать готовиться к ЕГЭ по истории

Часто школьников интересует, как быстро подготовиться к ЕГЭ по истории. Обычно для того, чтобы набрать высокий балл, требуется не менее двух лет активных занятий. Если вы определились с предметом только в начале 11 класса — готовьтесь вкалывать. Но менять один из экзаменов на историю в середине выпускного года уже не стоит — подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц практически невозможно.

Многое зависит от исходных данных. Если вы нормально учились на протяжении школы и имеете определённую базу знаний, будет легче. Но, как показывает практика, немногие школьники могут с ходу назвать всех Рюриковичей-Калитичей и Романовых. 

Бесплатно

Лекториум

Сайт: https://www.lektorium.tv

Курс рассказывает об истории России. Это базовая теория, которая пригодится на экзамене.

Лекции по темам:

  • Введение. Теория и методология истории
  • Древнерусское государство (IX–XIII вв.)
  • Московское царство
  • Российская империя в XVIII в.
  • Российская империя в 1800–1870-х гг.
  • Россия на переломе (XIX–XX вв.)
  • Советское государство (1917–1945 гг.)
  • Советское государство (1945–1991 гг.)

Всего 41 видео-лекция с проверочными заданиями. Присоединяйтесь к курсу в любое время.

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На сайте можно проверить свои знания и пройти пробный экзамен по истории в формате ЕГЭ. Варианты заданий — официальные от ФИПИ 2021 года.

Суть в том, что пройти тестовое задание и получить результаты по нему можно в автоматическом режиме и бесплатно. Если хотите письменную часть проверили реальные эксперты ЕГЭ, то нужно оплатить их работу. Проверка без комментариев эксперта — 500 р., проверка с развернутыми комментариями — 1000 р.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны различные материалы, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по истории.

Например, есть видеоуроки/карточки/таблицы/конспекты по темам:

  • Известные личности с одной фамилией («двойники»)
  • Справочная таблица правителей России 19 века и основных событий в период их правления
  • Исторические личности
  • Памятники архитектуры
  • Алгоритм выполнения типовых заданий ЕГЭ по истории
  • Российская архитектура
  • Список исторических деятелей
  • Все значимые иллюстрации из вопросов ЕГЭ
  • Важные даты в истории России
  • Разбираемся с новым форматом исторического сочинения
  • Культура России
    и т.д.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории:

  • Основные даты
  • Термины
  • События 1941-1945 годов
  • Деятели VIII – начала XXI в
  • Карты, схемы
  • История культуры России
  • Как писать историческое сочинение по истории ЕГЭ

В разделе с практикой собраны задания по разделам:

  • Историческое сочинение
  • Определение характеристик исторического источника
  • Анализ иллюстративного материала
  • Анализ различных точек зрения и их защита
  • Анализ исторических фактов, процессов, явлений
  • Поиск исторической информации
  • Основные факты, процессы, явления
  • Работа с историческим источником
  • Систематизация исторической информации
  • Работа с картами

Кроме этого, на сайте размещены демоверсии и КИМы текущего и прошлых годов, публикуются актуальные новости по теме ЕГЭ.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://hist-ege.sdamgia.ru

Каждый месяц на сайте публикуются новые варианты ЕГЭ по истории. Их составляет компьютер из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. А чтобы потренироваться по определённым темам, вы можете сформировать вариант из заданий каталога по определенным разделам под себя.

Также на сайте размещены материалы, которые пригодятся для написания исторического сочинения: алгоритм работы и примеры качественных сочинений.

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте собрано 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по истории от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Задания аналогичны реальным экзаменационным тестам, они составлены экспертами (в том числе авторами «СтатГрада»). В тренировочных вариантах есть ответы с разборами.

Преимущество данного сайта в том, что каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«История ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по истории от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь:

  • Собраны понятные видео-разборы заданий и теории ЕГЭ
  • Уроки выходят каждый день — уже 167 видео
  • Регулярно проводятся онлайн-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

В видеоуроках эксперт ЕГЭ по истории объясняет решение сложных задач, рассматривает типичные ошибки, даёт правильные ответы и лайфхаки. Сейчас на канале 18+ видео, новый выпуск выходит каждую среду.

«История с Элей Смит»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале собраны:

  • Теория для подготовки к экзамену — более 43 видео
  • Разбор всех типов заданий: тестов, второй части, сочинения, заданий с картами
  • Лайфхаки по запоминанию самых сложных терминов

Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?

Исторические источники

Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12-13, 16. 

Таблицы на сопоставление

Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.

Новинкой 2022 года стало задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.

Установление причинно-следственных связей

С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое отсылает нас к критерию К3 (причинно-следственные связи) из исторического сочинения. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов.

Задание на терминологию

С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.

Задание на аргументацию

Задание 19 помимо своей сложной структуры отныне включает в себя элементы всеобщей истории.

Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.

Чего делать не следует

В процессе сдачи экзамена не сообщайте преподавателю, что вы ничего не знаете. Что-то, относящееся к теме, вы точно вспомните. Вы можете, например, попросить дать вам немного времени подумать. Если вы не совсем уверены в том, что ваш ответ правильный, начинайте предложения с фраз, таких как «я полагаю». Не стоит начинать ответ с «мне кажется», когда речь идет о конкретных исторических событиях.

Не используйте шпаргалки, особенно если не умеете ими пользоваться так, что никто не заметит. Однако приготовить шпаргалки все-таки следует, причем не готовые, скачанные и распечатанные из Интернета. Вы должны написать их самостоятельно. Так вам удастся запомнить много исторических дат и фактов. Кроме того, осознание того, что у вас есть шпаргалки, придаст вам больше уверенности на экзамене.

Если вы думаете, как сдать экзамен по истории, если вы ничего не знаете, сама постановка вопроса неверна. Не стоит опускать руки и сдаваться. Вы учили историю в школе или даже посещали лекции по этому предмету в университете. Поэтому базовые знания у вас точно имеются.

Не надо волноваться. Визуализируйте сданный на удовлетворительную оценку экзамен и поймите, что через час все эти переживания и стрессы останутся в прошлом. Почему-то в большинстве случаев люди только спустя несколько лет после окончания университета понимают, что экзамен – это всего лишь экзамен, и волноваться из-за него не стоит.

Не только учебники

Здесь вам помогут не только учебники для вузов, специальные энциклопедии, но и  подшивки журналов “Вопросы истории” и “Отечественная история” за последние годы (их вы найдете в библиотеке). Если, отвечая на экзамене, вы с пониманием и к месту сошлетесь на ту или иную статью, будьте уверены, что экзаменатор это оценит в прямом и переносном смысле. Правда, следует избегать прямых утверждений, что в такой-то статье содержится высшая истина: вдруг ваш экзаменатор придерживается иной точки зрения. Последнее относится и к абитуриентам–“не историкам”. Если вы знаете о существовании спорной проблемы и разных точек зрения, постарайтесь указать их, но утверждайте, что одна из них предпочтительна только в том случае, если уверены, что так принято в данном вузе. В противном случае вы рискуете вызвать раздражение экзаменатора, ибо не всякий специалист готов подняться над научными разногласиями.

«Годограф»

Подготовка к экзамену по истории с экспертами ЕГЭ. Занятия проводятся в мини-группах до 10 человек с двухсторонней связью в формате конференции. Никаких лекций! Урок длится 120 минут.

Педагог контролирует процесс обучения с помощью включенных камер, а вовлеченность детей — благодаря постоянным вопросам каждому ученику. Школьники отвечают и задают вопросы через микрофон.

Все уроки проходят на платформе Zoom и записываются. Записи можно пересматривать.

Групповые онлайн-занятия:

  • Один онлайн-урок в неделю
  • Занятия в формате конференции
  • Поддержка эксперта 24/7
  • Еженедельная смс-рассылка об успеваемости ученика

Индивидуальные онлайн-занятия — 1 на 1 с педагогом, неограниченное количество уроков.

Как подготовиться к ОГЭ по истории самостоятельно

Приведем несколько советов по успешной подготовке к экзамену.

Изучите ФИПИ

Чтобы понять, как подготовиться к ОГЭ по истории, нужно подробно ознакомиться с составляющими экзамена и внимательно изучить нормативные документы. Найти их можно на сайте ФИПИ

Обратите внимание на три важнейших документа: демоверсию, спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году

Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. А кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется на ОГЭ.

Составьте расписание

Это особенно важно для тех, кто планирует самостоятельную подготовку с нуля. Возьмите кодификатор и распишите все темы, которые в нём указаны, по неделям и месяцам

Распределите материал так, чтобы пройти всё до мая. Тогда месяц до экзаменов сможете потратить на повторение. 

Забудьте про ненужное

Вовсе не требуется учить всю историю от сотворения мира до наших дней! На помощь опять же придёт кодификатор. Из него следует, что проверять будут знания по истории с древнейших времён до 1914 года. Поэтому не включайте в подготовку к ОГЭ по истории с нуля отработку знаний по периодам ХХ и ХХI веков. Это программа 10 и 11 класса. Не тратьте время на то, что вам не понадобится.

Отрабатывайте трудности

Задания в ОГЭ делятся по нарастающему уровню сложности. В начале — лёгкие, потом чуть сложнее и самые сложные.

Деление на уровни сложности в ОГЭ по истории‍

Иногда школьники допускают ошибку — «забивают» на задания низкой сложности и «налегают» на финальную часть. Но так вы рискуете потерять баллы на элементарных вопросах. А это гораздо обидней! Старайтесь готовиться ко всему тесту по истории равномерно.

Чтобы выявить пробелы, регулярно решайте полноценные экзаменационные версии. Соглашайтесь на все пробники в школе. Чем больше тестов напишите — тем круче набьёте руку. Отмечайте ошибки, записывайте проблемные темы и возвращайтесь к ним для повторного изучения. 

Используйте мнемотехнику

Если вы не уверены в начальном уровне знаний по истории, сразу подойдите к процессу творчески. Ориентироваться в материале и запоминать нужную информацию помогут мнемотехнические приёмы. Это совокупность методов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Суть в том, чтобы визуализировать учебный материал. Вот несколько крутых способов, которые пригодятся при подготовке к ОГЭ по истории с нуля: 

  • Создавайте «ленты времени». Это поможет выстроить хронологическую последовательность в голове. Можно работать с двумя лентами параллельно — например, внешняя и внутренняя политика правителя. 
  • Придумывайте ассоциации. Чтобы в голове сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Например, можно запомнить какой-то яркий и нелепый факт, который вряд ли пригодится на самом экзамене, но вокруг него выстроить всю остальную информацию. 
  • Составляйте короткие рассказы с новыми терминами, которые представляют трудность при запоминании. Например, придумайте анекдот про вассала — феодала, который зависел от своего сеньора и нёс определённые повинности. 
  • Делайте досье. Почувствуйте себя следователем или шпионом! Соберите материалы на ключевых фигур истории. В досье указывайте имя и фамилию, род деятельности, этапы, взгляды, друзей и врагов, оценку историков. Это поможет структурировать знания. И если на экзамене что-то забудется — представьте нужное досье, и информация всплывёт в голове.

Необязательно следовать всему списку. Можно использовать любые творческие приёмы, которые нравятся. Это облегчит самостоятельную подготовку к ОГЭ. Главное, чтобы было в кайф.

Работайте с картами

Это важный навык, который проверяют на экзамене. У школьников нередко возникают сложности с географическими перемещениями исторических фигур и народов. Чтобы не облажаться, потребуется доскональное знание карт и умение ориентироваться по ним. Причём нужно не просто отмечать, к какому веку относится карта, а объяснять, что за событие на ней изображено. Поэтому отрабатывайте картографические навыки и зрительную память при подготовке к ОГЭ. Используйте интерактивные методы — например, пригодится бесплатное приложение «Атлас+». 

Изменения ЕГЭ по истории 2022

Обновлённая модель ЕГЭ по истории удивила всех масштабными изменениями, которые, впрочем, не так страшны, как кажутся.

Прежде всего, из экзамена исключили «золотую антилопу» — историческое сочинение, которое раньше могло принести до 10% от общей суммы баллов. Ушла и аргументация в классическом виде, и теперь это задание стало гибридным. С 2022 года оно включает элементы всеобщей истории, поэтому для получения заветных баллов придётся попотеть.

Из экзамена ушли задания-дубли, которые проверяли схожие навыки и единицы знаний. В целом КИМ стал менее перегруженным и более прозрачным. Еще важные изменения:

  • на экзамен отводится 180 минут вместо прежних 235;
  • максимальное количество баллов сократилось с 56 до 38.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector