Педагогический совет на тему «современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Содержание:

Ход собрания.

Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.

Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.

Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.

Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.

Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.

В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.

Для этого в группе создается определенная среда:

• Дидактические игры.

• Настольно-печатные игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Картотека экскурсий

• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.

Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.

С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.

В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.

Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.

Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.

Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.

Времена меняются

С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.

Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта

Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.


Задачи проекта:

  • Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.

  • Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.

  • Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.


Преимущества проекта:

  • Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.

  • Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.

  • Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.

  • Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.


Результаты проектной деятельности:

  • Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.

  • Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.

  • Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.

  • Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.

Возможности школьной профориентации

— Судя по тому, что вы рассказываете, было бы очень полезно профессионально ориентировать каждого ребёнка и делать это последовательно на протяжении всей учёбы в школе. Но обеспечить хорошими профконсультантами все школы пока вряд ли возможно. Как вы считаете, если ввести хотя бы только тестирование, это поможет сделать выбор профессии и вуза более осознанным?

— Нет, если просто раздать тесты, даже не обсуждая результаты, пользы от этого не будет. Я вам больше скажу: консультации после тестирования тоже недостаточно. Нужна комплексная, последовательная работа по самоопределению и профориентации.

Например, надо вводить специальные занятия, которые знакомили бы детей с профессиями и ситуацией на рынке труда — какие специалисты сейчас востребованы, а у каких огромная конкуренция за рабочее место, какие новые профессии появляются. Можно дать возможность детям самим поразмышлять, пофантазировать, обсудить, кто будет нужен лет через десять.

И надо для начала вообще заинтересовать детей этой темой, вдохновить их идеей своего профессионального самоопределения, показать, что, вообще-то, выбор профессии — это прикольно, интересно.

— А существуют какие-то методики, которые помогают заинтересовать?

— Конечно. Есть такой профессор Николай Сергеевич Пряжников, он всю жизнь посвятил разработке методик, активизирующих профессиональное самоопределение, придумал игры и упражнения, которые можно делать с классом. Эти занятия вдохновляют детей на размышление о том, чем им заниматься в будущем.

— Какие средства профориентации может применять обычный педагог? Ведь если профориентация — психологическая услуга, у консультанта должно быть соответствующее образование, но не у каждого учителя оно есть.

— В профориентации существует много разных технологий. Чтобы применять психологические методики (тестирование, консультация), требуется психологическое образование и, кроме того, дополнительная подготовка в качестве профконсультанта

Это важно, потому что, применяя диагностический инструмент, надо хорошо понимать, как он работает и что показывает, разбираться в технометрике. Консультация проводится в русле психологического консультирования, так что это тоже требует психологической базы

Однако есть и такие профориентационные технологии, которые вполне может применять педагог, не будучи психологом: например, поручить детям подготовить доклады о профессиях родителей, тем самым подтолкнуть их к изучению этой темы, организовать экскурсии в вузы или какие-то игровые активности. Но желательно всё же подготовить педагога и к таким мерам тоже. Ведь мало сводить ребят в университет — надо сначала настроить их так, чтобы они продумали и записали вопросы, которые хотят там задать, а после экскурсии обсудить с ними, что они там увидели, хорошим им показался этот вуз или не очень, что он может им дать, а чего от него ждать не стоит.


Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

Инженерное направление в школе


Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:

  • Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.

  • Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.

  • Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.


Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:

Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:

  • 5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».

  • 5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».

  • 5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».

  • 7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».

  • 7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».

  • 7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».

  • 8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»

  • 9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».

  • 10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».


Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:

Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников

Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:

  • физико-математическое;

  • физико-химическое;

  • биолого-географическое;

  • химико-биологическое;

  • филологическое;

  • социально-экономическое;

  • агротехнологическое;

  • социально-гуманитарное;

  • информационно-технологическое;

  • электротехническое;

  • оборонно-спортивное;

  • индустриально-техническое;

  • инженерно-технологическое;

  • медико-биологическое;

Ранняя профориентация: плюсы

Проводить профориентацию для учеников младшей школы не всегда разумно. Дети еще слишком малы, поэтому их увлечения и склонности могут не проявиться достаточно четко. Поэтому лучше всего заняться поиском профессии по душе в средней школе, начиная с 7-8 класса. И вот почему:

1. Выявление наклонностей, способностей, типа мышления школьника

В результате можно получить целый ассортимент подходящих профессий и начать знакомить с ними ребенка за несколько лет до выпускных классов. Знание определенного набора данных ученика поможет сориентироваться в целой сфере специальностей. К тому же это станет плюсом в воспитательных и коммуникативных моментах для родителей.

Международные достижения российских школьников

Участие и победы российских школьников в масштабных соревнованиях по профессионально-технической подготовке свидетельствуют об успешной реализации образовательных инноваций в сфере предпрофессиональной подготовки. Доказательство тому — Чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills Budapest, проходивший в 2018 году в Будапеште, где наша команда стала победителем по числу золотых наград.

Очень порадовали наших соотечественников результаты наших школьников, принимающих участие во Всемирной робототехнической олимпиаде (WRO), которая проходила в этом году в столице Венгрии. На счету сборной России пять медалей, две из которых золотые.

Но прежде, чем попасть на мероприятия международного уровня, дети принимают участие в российских соревнованиях научно-технического творчества, направленных на поощрение интереса к инженерной профессии. Они могут попробовать силы и проявить таланты на ежегодном фестивале «Робофест», где проходят всевозможные олимпиады, соревнования по робототехнике, мастер-классы, интерактивные лекции и много другое.

Значение ранней профориентации в ДОУ

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Ранняя профориентация дошкольников — План работы родительского клуба «Профориентация детей в дошкольном образовании»

Публикация «План работы родительского клуба «Профориентация детей в дошкольном…»
Сентябрь Родительское собрание «Профориентация детей в дошкольном образовании». Цель: познакомить родителей с планом работы группы на год по профориентации

Показать важность данной темы. Октябрь Тест для родителей «Кем может стать ребёнок в будущем?».Цель: ориентировать..

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Выступление для педагогов из опыта работы на тему: «Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста». В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, это…

Профориентационная работа сельскохозяйственной направленности в детском саду
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Барачатский детский сад» ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ (творческий отчет) выполнила: воспитатель Новгородова Наталья Васильевна Барачаты, 2021 СЛАЙД 1 Детский сад…

Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работа Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней…

Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?

Итак, вашему ребенку точно нужна ранняя профориентация, если вы:

  • хотите, чтобы он выбирал будущую профессию исходя из своих способностей и желаний;
  • заинтересованы в том, чтобы он уже с 12-13 лет знал о мире профессий и задумывался о своем будущем;
  • не можете определиться с внешкольными дополнительными занятиями для развития вашего ребенка;
  • имеете разные взгляды со вторым родителем на его будущее;
  • сами в свое время пошли не по тому пути и не хотите, чтобы ваш ребенок повторил эту ошибку.

Иными словами, ранняя профориентация нужна, если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично и занимался тем, что ему по-настоящему нравится. В этом вам помогут специалисты нашего образовательного центра. Они знают психологию детей и хорошо понимают тенденции рынка труда. Благодаря этому они найдут ту самую специальность, которая подойдет именно вашему ребенку.

Задачи и цели

Дошкольный возраст самый благоприятный для педагогического воздействия. Поэтому очень важна работа воспитателей. С детьми проводятся интересные мероприятия, цель которых показать малышу, какие есть профессии. Рассказать о следующем:

  • трудности, возникающие при выборе профдеятельности;
  • какие достоинства у разных ремесел;
  • какие качества нужны для определенной профессии;
  • в чем суть работы и т. д.

Важно, чтобы малыш знал о профессиях, кем работают его родители и какие у них обязанности. В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду

Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности

В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду. Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности.

Все профессии важны

Нужно лишь определить направление и обязательно дать свободу выбора. Также не навязываются размышления о том, что есть престижные или малооплачиваемые специальности. Помните, каждая профессия важна и интересна по-своему.

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний. На заметку педагогу: хорошие отзывы получил мультсериал «Калейдоскоп профессий», созданный в рамках проекта «Навигатум».

Игровые комплексы

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств.

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Основные этапы

Развитие ребенка очень быстро происходит в период от 2 до 7 лет. Ранняя профориентация дошкольников может быть разделена на три этапа:

  • младший дошкольный возраст;
  • средний дошкольный возраст;
  • старший дошкольный возраст.

В эти этапы дети по-разному реагируют на информацию и воспринимают ее.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). В этом возрасте они способны понять виды труда и трудовые операции. Они уже проявляют способность к определенному виду деятельности. Опираясь на способности и на психологическое развитие, можно спрогнозировать предпочтения в выборе профессии.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). На данном этапе они хорошо воспринимают информацию о профессиях, учатся сравнивать и различать различные трудовые деятельности, учатся искать цели деятельности и выявлять пользу. В этом возрасте они хорошо анализируют полученные знания и выделяют для себя понравившиеся виды труда.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). Появляется способность систематизировать полученные ранее знания, выявить результаты труда, расширяет знания о технике выполнения работы.

Он может получать знания о профессиях и их трудовых особенностях через совместную деятельность со взрослыми, через различные формы подачи информации:

  • прочтение сказок,
  • беседа,
  • просмотр фильма,
  • прочтение сказки,
  • просмотр картинок,
  • игра ,
  • просмотр театрализованных представлений,
  • экскурсии на предприятия и т.д.

Выбор формы подачи можно выбирать в зависимости от ситуации.

Три модели выбора профессий

— Заметны ли какие-то тенденции и тренды в том, как люди выбирают профессии?

— Мы называем эти тенденции моделями профориентации. Бывают традиционная, индустриальная и постиндустриальная модели. Подробно об этом пишут Игорь Станиславович Сергеев и Николай Фёдорович Родичев.

— Традиционная модель — это какая?

— Это когда выбора, по большому счёту, нет. Мы иногда в шутку называем её феодальной профориентацией: сын мельника становится только мельником. В России это до сих пор кое-где существует. Например, в моногородах, где работу можно найти только на градообразующем предприятии. Или когда родители говорят: «У нас вся семья работает в полиции, значит, и тебе туда надо», и другие варианты даже не рассматриваются.

Индустриальная модель профориентации — это когда человек выбирает из множества профессий и соотносит со своими склонностями. Эта модель была распространена в ХХ веке, да и до сих пор много где она ключевая. В Германии, Швейцарии, Австрии, например, она хорошо работает.

— А постиндустриальная модель что из себя представляет?

— Это когда профессий как таковых нет, но есть человек со своими особенностями, из которых можно сформировать сложносочинённые компетенции и придумать на их основе уникальную профессию. Это большой вызов для профконсультантов, когда нужно не профессию порекомендовать, а сформулировать сложную компетенцию и подумать, где она может быть востребована.

— Сейчас какая модель преобладает?

— Наши данные пару лет назад продемонстрировали, что индустриальной модели становится меньше, она сужается, а постиндустриальная и традиционная, наоборот, расширяются.

— Любопытно. Постиндустриальная модель, я догадываюсь, по какой причине растёт — потому что мир сильно меняется. Но традиционная сейчас почему активизировалась?

— Да, постиндустриальная модель растёт, потому что молодому человеку, оканчивающему сейчас школу и выбирающему вуз, в будущем понадобятся самые разные компетенции, и его работа, скорее всего, будет подразумевать очень широкий спектр разнообразных задач. К тому же в будущем количество рабочих мест будет сокращаться, значит, нужно учиться самому себе создавать работу. А для этого необходимы предпринимательские компетенции.

Что касается традиционной модели, то её популярность связана с тем, что люди боятся изменений. Поэтому выбирают семейное ремесло, некое дело, которым занимается близкое им сообщество.

— Наверное, постиндустриальная модель растёт в больших городах, а традиционная — в маленьких?

— В основном, так, конечно. Хотя благодаря интернету образовательные возможности есть и в малых городах. Сейчас вообще, пожалуй, самое лучшее время для образовательных возможностей. Можно учиться разным профессиям и навыкам, комбинировать их в самых разных вариантах. Раньше у человека, который жил где-нибудь в глубинке в маленьком городе или в селе, не было доступа к специалистам высокого уровня, у которых можно было бы чему-то научиться. А теперь — пожалуйста.

Профориентация — это далеко не только тесты и консультации

— Кто чаще становится инициатором профориентационной консультации тинейджера — он сам или его родители?

— Чаще — родители, конечно, это их забота и ответственность. Из тех подростков, которые в наш центр обращаются, только процентов 15 сами принимают такое решение.

Родителям трудно разобраться в современных профессиях и в том, какие из них будут востребованы, они не понимают, как выбрать университет. Очень много запутанного: вузы объединяются, правила ЕГЭ и поступления меняются, родителям приходится во всё это погружаться. Конечно, они испытывают стресс.

— Что представляет собой профориентационная консультация? По сути, это ведь психологический тест и доступное разъяснение его результатов, да?

— Да, тем, кто к нам обращается, мы рекомендуем пройти наш профориентационный тест и даём консультацию по нему. Это компьютерный тест, который оценивает особенности человека: его личностные черты, интересы, способности.

Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

Не стоит профориентацию сводить только к тестированию. Во-первых, нужен не любой, а хороший тест, но такой непросто найти. Во-вторых, даже если провести «правильный» тест, это ещё не профориентация. Нужен человек, который отлично понимает, что это за тест и как он устроен, может обсудить результаты с ребёнком и родителями. Тест выявляет особенности ребёнка, а консультант подсказывает, где их можно применить.

— Присутствие родителей важно потому, что они обычно сильно влияют на выбор ребёнка?

— Выбор профессии — чаще всего семейное решение. Причём мнения родителя и ребёнка могут не совпадать. Ребёнок иногда вообще не решается сказать семье, чего он на самом деле хочет. Боится, что его засмеют. Иногда дети делятся своими сокровенными мечтами, но взрослые их не поддерживают. На консультации желательно всё это проговорить, где-то защитить ребёнка и его интерес, объяснить родителям, что нет ничего страшного в его мечте, а до ребёнка донести позицию родителя.

— Расскажите про ваш центр на базе факультета психологии МГУ. Что он из себя представляет?

— Мы сами разрабатываем профориентационные методики, в частности тестовые диагностические технологии для профориентации, апробируем их и реализуем. А спустя 7–10 лет мы проверяем валидность — насколько наши методики оказались полезными людям. Обзваниваем тех, кто у нас консультировался несколько лет назад, и спрашиваем, кем они сейчас работают, в какой сфере, насколько удовлетворены.

— Можете привести пример?

— Ну давайте возьмём естественно-научное направление. Теперь оно стало модным, а в начале 2000-х многие ребята, которые им интересовались, не выбрали его по финансовым причинам — денег там мало платили. Так вот, оказалось, что у тех, кто отказался от своей мечты и пошёл, например, на экономический факультет, уровень удовлетворённости потом был крайне низок. А те, кто рискнул и всё же пошёл на естественно-научное, довольны.

Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

— Какие ещё у вас есть методы, кроме тестирования и консультаций?

— Ещё мы разрабатываем и проводим профориентационные тренинги и организуем один из вариантов профессиональных проб. Это лагеря, где ребята в течение одного дня или недели могут попробовать на практике выбранное профессиональное направление, проходят мастер-классы с экспертами, делают проекты, а представители профессий рассказывают им, насколько соответствующие специальности востребованы сегодня.

Уроки самоопределения

Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.


В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:

  • Формирование знаний о личностных качествах.

  • Выявление личных стремлений и потребностей.

  • Эмоциональное развитие ребенка.

  • Выявление интеллектуальных способностей.

  • Уточнение определенных профессиональных склонностей

  • Знакомство с видами профессий.

  • Правила успешной профессиональной карьеры.

Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.

Компания «Логия» предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» — центров «Точка роста», «IT-куб» и технопарков «Кванториумы». Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.

Подведем итоги

Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников.

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector