Виды профессионального образования

Как поступить в профессиональное техническое училище

Перед поступлением надо собрать необходимый пакет документов

Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.

Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.

В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.

Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Образование в России

Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения

Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.

Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.

Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика

Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:

  • в аспирантуре;
  • адьюнктуре;
  • ординатуре;
  • ассистентуре-стажировке.

Аспирантура

Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.

Обучение в аспирантуре включает в себя:

  • образовательную часть;
  • педагогическую деятельность;
  • научно-исследовательскую работу;
  • практику.

Ученая степень присваивается аспиранту после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. Также выпускник аспирантуры получает диплом о квалификации «Преподаватель-исследователь». 

Поступить в аспирантуру на бюджетной основе могут только выпускники с дипломом «специалиста». Аспиранты получают отсрочку от военной службы. Длительность обучения в аспирантуре составляет 3 года по очной форме и 4 года по заочной. 

Адьюнктура

Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.

Ординатура

Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования. Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен. Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области. Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения. В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:

  • выступление;
  • концерт; 
  • показ мод; 
  • выставка; 
  • фильм. 

По завершении обучения по программе ассистентуры-стажировки выдается диплом с присвоением квалификации «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», который дает право как исполнительской, так и преподавательской деятельности.

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

Будущие повара на занятиях в профтехучилище

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

По окончании обучения студенты сдают экзамены по предметам и по рабочей специальности

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Какие бывают уровни профессионального образования

Уровни образования — это
завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл
обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа –
свидетельства, аттестата или диплома.

Теперь рассмотрим сами
уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы
сосредоточимся на уровнях профессионального образования:

  1. СПО.
  2. ВО –
    бакалавриат.
  3. ВО –
    специалитет, магистратура.
  4. ВО –
    подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно

Болонской декларации

, принятой 19
июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип
построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых
друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.

Что такое среднее профессиональное образование?

Профессиональное образование — это такой его тип, который подразумевает повышенную подготовку учащихся, адаптированную под определенную профессию. В советское время основным заведением, которое предоставляло возможность получения среднего профессионального образования, являлись техникумы. Сейчас же их часть была переименована в колледжи.

При этом как техникумы, так и колледжи могут принадлежать определенному вузу, в который можно будет поступать сразу на третий курс. Хотя далеко не везде так. Но определенные привилегии имеют место. Например, более выигрышные позиции в конкурсе при поступлении. Но это зависит уже непосредственно от университета, к которому принадлежит техникум.

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия – это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой

Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ.

  2. Органы управления образованием.

  3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

  1. Обучение в учебных заведениях.

  2. Образование в семье.

  3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

  1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

  2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Почему системе СПО пора измениться

В академической науке пока не изучался ещё один фактор роста СПО — может быть, колледжи просто сами по себе становятся привлекательнее? В пользу этого говорит позитивный информационный фон, созданный вокруг СПО движением WorldSkills. Мальцева и Шабалин согласны с тем, что эти соревнования стали в России полноценным инструментом для развития среднего профессионального образования — внедряются новые отраслевые стандарты, практика демонстрационного экзамена, идёт переподготовка преподавателей.

Пока нет исследований, которые подтвердили бы влияние нового имиджа СПО на рост числа поступающих. Но эта связь выглядит логично — если среднее профессиональное образование становится более современным, качественным, престижным, то выбор в пользу колледжа — это не отказ от вуза, как от чего-то более ценного, не жертва. Это самостоятельная и вполне осознанная образовательная траектория.

Но до сих пор система СПО недостаточно гибко реагировала на возросший спрос, считают Мальцева и Шабалин. Она словно бы оказалась не готова к собственной популярности.

В целом колледжи ориентированы на выпускников 9-х классов — для них они замещают старшую школу, помогают реализовать конституционное право граждан России на бесплатное среднее образование. А бюджетные места в СПО для выпускников 11-х классов в 2010-х годах выделялись по остаточному принципу, утверждают исследователи. Из-за этого в колледжах появился конкурс на поступление по ряду популярных специальностей — траектория СПО перестала быть безбарьерной. И несмотря на то, что в Конституции РФ закреплено право на бесплатное среднее профессиональное образование, в системе разрастается платный приём.

Однако сейчас в среднем профессиональном образовании происходят большие перемены: запускается эксперимент по профессионалитету, обновляются образовательные стандарты, в крупных городах создаются учебные заведения нового типа. Возможно, система СПО подошла к рубежу, когда количественный рост получится перевести в качественный, а отдельные «лучшие практики» распространить на всю страну.

Высшее образование. Уровни

Итак, уровни высшего образования – это:

  • бакалавриат;
  • специалитет
  • магистратура.

Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.

Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.

Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:

  • очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
  • заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
  • очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
  • экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).

Сеть образовательных учреждений в системе образования

В РФ все существующие образовательные учреждения (ОУ) представлены такими категориями:

  • дошкольными (детскими яслями, садами, специальными кружками);
  • школами, гимназиями;
  • лицеями, техникумами, колледжами, ПТУ;
  • духовными семинариями, академиями, теологическим факультетами;
  • ВУЗами (академиями, университетами, институтами);
  • учреждениями по переподготовке всех видов кадров (учебными комбинатами на базе любых заведений – и средне-специальных, и высших), в том числе педагогических и научных;
  • факультетам и, академиями, ординатурами, аспирантурами, центрами для получения научных кадров.

Структура образовательной системы в РФ включает в себя такие уровни получения знаний:

  • дошкольное;
  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное;
  • переквалификация.

Дошкольное образование (с 2-х месяцев до 8 лет) предоставляют ДОУ – ясли, детские сады, образовательные организации (спортивные школы, секции, кружки, интернаты), которые смотрят, играют и обучают малышей по разработанным методикам и программам. В детские сады государственного или частного плана принимают по записи, поэтому мамы стараются записать кроху в заведения заранее.

Обязательное образование состоит из начального (1-4 классы), основного (9 классов), общего среднего (11 классов). Существуют также вечерние школы и заведения с дистанционным обучением. Обучение проходит на базе школ, гимназий и лицеев. В школу родители отправляют детей по месту жительства или по выбранному направлению уклона (математического, ин.яза, филологического и т. д.), на основании заявления и папки с собранными документами. В вечернюю школу учащегося могут направить на базе производства.

Среднее профессиональное образование (колледжи, ПТУ, техникумы) обеспечивают социум специалистами рабочих профессий и среднего звена. Учиться в таких заведениях можно на базе 9-го или 11 классов (водители, автослесаря, повара, медсестры, младший военный состав, проводники, сфера услуг, слесаря, строители, сварщики, монтажники, связисты и т. д).

Высшее образование включает в себя 1 и 2 уровни: бакалавриат (4 г.), специалитет (5 лет) и магистратуру (1,5 года). А также 3 и 4 уровни: аспирантура (очно или заочно, 3-5 лет), ординатура (2 г.), ассистентура, в виде очной стажировки (2 г.).

Все текущие процессы российской системы образования контролируются Министерством науки и высшего образования РФ, а также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Назначенные ими в регионах департаменты образования осуществляют деятельность по установленным программам и протоколам.

Они же занимаются отчетами, проверкой соблюдения и выполнения установленных предписаний в ОУ и всех учебных заведениях. Службы имеют собственные официальные сайты, в которые можно обратиться по прямым ссылкам или через портал «Госуслуги».

Похожие термины:

  • количество времени, необходимого и установленного на обучение конкретной профессии в определенном типе профессионального учебного заведения. Зависит от условий и потребностей общественно-экон

  • методы обучения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности; для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, о

  • специалист, обеспечивающий приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций,

  • основные положения профессионального обучения, отражающие закономерности педагогического процесса и включающие: политехнический принцип; принцип соединения обучения с производительным трудом

  • соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта и параметрам профессионального обучения.

  • отрасль профессиональной педагогики, исследующая закономерности обучения определенным предметам и производственного обучения и на этой основе выявляющая пути, способы и средства реализации со

  • система учебных средств, используемых в теоретическом и практическом профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения. В составе средств профессионального обучения выделяю

  • учебные курсы, входящие в образовательную область «ТЕХНОЛОГИЯ».

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. Программы д

  • систематическое наблюдение, отслеживание и оценка состояния и результативности процесса профессионального обучения. Разработка прогностических мер на основе мониторинга в профессиональном об

  • дидактический принцип, в соответствии с которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Наглядность в профессиональном обучении обогащает круг пр

  • метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном

  • оптимальный учет конкретных личных качеств и событий жизни каждого учащегося при педагогическом руководстве его развитием как специалиста, пригодного к замещению некоторого типового трудового

  • мероприятия органов службы занятости, проводимые совместно с предприятиями, учреждениями, организациями по обучению и трудоустройству высвобождаемых работников до наступления срока расторжени

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

Поступление

Кто имеет возможность поступать в средние специальные учебные заведения и на каких условиях? Данное право получают:

  • абитуриенты, которые получили неполное или базовое среднее образование;
  • лица, имеющие начальное профессиональное образование. Причем, данная категория получает право поступать без вступительных экзаменов.

Перед поступлением необходимо предоставить в приемную комиссию пакет документов:

  • оригиналы свидетельств о неполном (полном) среднем образовании;
  • фото 3 на 4 см в количестве 4 штук;
  • ксерокопию паспорта или свидетельства о рождении.

Дополнительные условия поступления:

  • абитуриенту может быть предложено пройти собеседование;
  • в случае, когда претендентов на поступление больше, чем свободных мест, проводится тестирование по основным школьным предметам;
  • многие учреждения проводят конкурс среднего балла школьных аттестатов.

Что касается колледжа и техникума, то зачисление в них осуществляется по результатам вступительных экзаменов, зачастую, с учётом среднего балла аттестата.

Важно! Основным условием для оказания образовательных услуг является наличие лицензии. Поэтому при поступлении в учебное заведение старайтесь убедиться, что такой документ имеется и срок его действия не истек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector