Как составить план урока: пошаговая инструкция

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Пример плана-конспекта урока

Рассмотрим план-конспект урока для 5 класса по теме «Правописание корня -лаг-/-лож- ».

Цель урокаосвоение правила чередования гласных в корне -лаг-/-лож- .

Задачи:

  • знакомство с  правилом чередования гласных в корне -лаг-/-лож- ;
  • развитие умения использовать данную орфограмму на практике;
  • формирование навыков правильного произношения; 
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие связной речи.

Оборудование

  • таблица или схема «Правописание корня -лаг-/-лож- »;
  • разноцветные маркеры.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Настрой учащихся на занятие, введение в тему 

Преподаватель кладет книгу на стол.

– Ребята, что я сейчас сделал(а)? (Вы положили учебник на стол.)

Верно. А кто из вас знает, как пишутся слова положил, положила, положить? Какая гласная буква употребляется в корне -лож- : а или о? 

(Педагог записывает на доске данные слова, намеренно пропуская гласную в корне.

Дети по очереди высказываются,  затем учитель  вписывает в слова нужную букву, подчеркивая ее, и выделяет в них корень. Школьники  делают это в тетрадях.

Далее к доске выходит один из ребят и под диктовку учителя пишет следующие слова: предлагать, полагать и располагать. Затем преподаватель просит ученика выделить в каждом из слов корень и подчеркнуть нужную букву.)

Для лучшего запоминания писать слова, подчеркивать чередующуюся гласную  и выделять корень следует маркерами разных цветов.

3. Формулировка темы

– Ребята, как вы уже, наверное,  догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание корня -лаг-/-лож-».

II. Основная часть

1. Поиск существующих закономерностей, развитие умения делать выводы

По просьбе педагога ребята изучают записи на доске, выявляя закономерность написания а – о в корне -лаг-/-лож-.

Дети приходят к выводу: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о.

2. Работа с книгой

Учитель предлагает детям  найти и прочитать   правило в учебнике.

На доске появляется соответствующая схема (таблица).

3. Развитие умения применять новое правило на практике

Преподаватель рисует таблицу, состоящую из двух колонок, а  затем вместе с ребятами заполняет ее. 

-лаг-

-лож-

полагать

предлагать

предполагать

положить

проложить

предложить и т.д.

(Педагог обращает внимание детей на слово-исключение полог.)

– Может быть, вы обнаружили еще одну закономерность в написании о – а в корне -лаг-/-лож?

(При возникновении у ребят трудностей учитель им помогает.) 

Вывод: если за корнем стоит буква а, то в корне тоже надо писать а.

4. Закрепление изученного материала

Учитель записывает глаголы и предлагает детям самостоятельно образовать от них существительные. Дети  записывают пары слов в тетрадь.

излагать – …

предлагать – …

предполагать – …

прилагать – …

располагать – …

слагать – …

(Проверка выполненных работ.)

5. Орфоэпия

– Ребята, запомните: корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется.

(Учитель обращает внимание на приставку в уже написанных словах.) Поэтому нельзя говорить ложить, ложу, ложит, ложим.  Следует говорить: Я кладу журнал на стол, он кладет пенал в сумку, мы кладём учебники на парты. 

6. Закрепление нового материала

Диктант

Высказывать предположение, обсудить положение, располагаться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, располагать свободным временем, имя прилагательное,  возлагать надежды, предлагать чаю, разобрать предложение, литературное приложение, слагаемые успеха, легкий полог. 

(Все вместе выполняют проверку. При необходимости проводится работа над ошибками.)

Составление словосочетаний, предложений

Дети придумывают и по очереди озвучивают словосочетания и предложения со словами, имеющими корень -лаг-/-лож-. 

III.  Заключительная часть

Ребята устно формулируют изученное правило. Педагог задает им вопросы относительно написания отдельных слов. 

Школьники получают оценки и записывают домашнее задание.

Учитель прощается с классом до следующего урока.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны

Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Основные цели урока

Основная цель групповой работы – обучение работе в команде

Современные методики не предполагают разделение целей на развивающие, обучающие и воспитывающие. Но, как показывает практика, многие молодые учителя предпочитают всё же использовать старый и проверенный способ чёткого разграничения целей по трём основным позициям:

Обучающие цели. Здесь ставятся следующие задачи: ознакомить учащихся с…, систематизировать знания о…, выработать определённые навыки (например, анализа стихотворения).

Воспитательные цели

Основные задачи: воспитать у школьников чувства трудолюбия, гуманизма, патриотизма, развить эстетический вкус, ознакомить с этическими нормами и рассказать о важности дисциплинированности.

Развивающие. Здесь указываются цели, благодаря которым у школьника развивается мышление, аналитические способности, память, фантазия, самостоятельность и т

д. Если урок предполагает групповую работу, то следует указать, что основной развивающей целью будет обучение работе в команде (а также развитие умения работать в команде) и навыкам коммуникации.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

1 этап: подготовка и концентрация

Пусть ребёнок заранее подготовит тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверит, пишет ли ручка, и возьмёт всё необходимое: маркеры, линейку, карандаш, ластик

В поисках канцелярских принадлежностей во время урока можно пропустить что-то важное. . Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

  • убрать со стола всё лишнее,
  • отключить мессенджеры и поставить телефон на беззвучный режим,
  • закрыть не относящиеся к уроку вкладки браузера,
  • закрыть дверь в комнату, чтобы не отвлекаться. 

Объясните, что не стоит пытаться делать несколько дел одновременно — например, слушать один урок и параллельно готовиться к другому. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач мы выполняем за один раз, тем меньше можем выучить или запомнить. 

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-pisat-konspekt.html

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Структурные элементы урока

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

3 этап: оформление

Несмотря на то что многие современные школьники печатают быстрее, чем пишут, рекомендуем приучить вашего ребёнка вести конспекты от руки. Это развивает мелкую моторику, необходимую для тренировки мышления. Кроме того, во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию. 

При этом можно дополнять свой рукописный конспект схемами и другими визуальными пособиями, сделанными на компьютере, как делает это ученик домашней школы «Фоксфорда» Степан Павловских.

<<Блок перелинковки>>

Научите ребёнка оптимально использовать тетрадные поля. На них можно ставить дату и обозначать особо важные места. Писать лучше всего через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями и исправлять допущенные ошибки.    

При составлении конспектов используйте сокращения. Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.


Виды сокращений в конспектах‍

В конспектах можно использовать символы и схемы. Стрелки, рамки, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.

Научите ребёнка использовать цветные текстовыделители при оформлении конспекта

Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Разные части конспекта можно писать разноцветными ручками

Например, вопросы — красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя легче «сохранять» материал конспекта. 

Придумайте с ребёнком систему символов, чтобы отмечать непонятные места. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, можно поставить рядом с ним яркий значок, чтобы разобраться позднее. 

Примеры привлекающих внимание знаков:

  • — прочитать об этом в учебнике;
  • — скачать презентацию по теме;
  • ⟳ — повторить перед следующим уроком. 

 Объясните ребёнку, что если что-то непонятно во время урока, то при просмотре записи будет непонятно вдвойне. Лучше прервать конспектирование и написать учителю в чат уточняющий вопрос.

После урока работа с конспектом не заканчивается. Предложите ребёнку дополнить его информацией из учебника и повторить то, что он записал, через несколько часов или на следующий день. Помимо прочего, это позволит ребёнку осознать, насколько полезный и понятный конспект у него получился. 

Ещё больше идей о том, как оформлять школьные конспекты по разным предметам читайте в этой статье.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector