Квалификация по диплому
Содержание:
- Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность
- Основные признаки персонала
- Диплом о среднем профессиональном образовании
- Так чем отличается специальность от профессии?
- Диплом
- Квалификация
- Куда поступить без аттестата за 11 класс
- Пример квалификации и специальности в дипломе (бакалавриат, специалитет, магистратура)
- Аккредитация специальности: что это и зачем нужно?
- Должности с обязательными квалификационными требованиями
- Что общего в профессии и специальности?
- Специалист, бакалавр, магистр
- Какая специальность если написано в дипломе бакалавр юриспруденция
- Где работать
- Показатели уровней квалификации
- Востребованность
- Кто и как классифицирует персонал
- Виды повышения квалификации
- Определение уровня квалификации
- Специалитет
Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность
Випускники бакалаврату та спеціалітету, ви маєте чудову можливість вступити та навчатись на магістратурі за напрямком «Консолідована інформація». Основними перевагами спеціальності є можливість вступу з будь-якого ВУЗу, отримання знань та навиків, необхідних для працевлаштування, та можливість навчання на безкоштовній основі!
Необходимость возрождения статуса магистра возникла после присоединения системы образования России к так называемому «Болонскому процессу», взявшему начало в Европе с 2021 года. Соглашение в Болонье имело целью возможность создания беспрепятственного выбора места обучения и работы для студентов либо научных работников, а также легкого перехода из одного вуза в другой. Его составляющими стали:
Основные признаки персонала
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
- Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
- Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
- Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.
Управление персоналом отличается такими особенностями, как:
- Интеграция в общую управленческую структуру.
- Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
- Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
- Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
- Централизация управленческих процессов.
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Посмотреть характеристику видов ответственности
Диплом о среднем профессиональном образовании
Что это такое. Его вручают после техникумов, колледжей, училищ. В учебных заведениях на 1 курсе экстерном проходят 2 года школьной программы, а оставшееся обучение отводится изучению основ специальности.
Диплом о среднем профессиональном
Где работать. Цель колледжа – подготовить специалиста среднего звена. С дипломом среднего профессионального парни спокойно могут устраиваться дальнобойщиком, в мастерскую авто или бытовой техники, электриком, плотником, токарем, мастером отделочных работ. Девушки – продавцом, кассиром, хостес, секретарем, помощником воспитателя, инспектором в полиции, операционистом в банк. Вариантов – масса.
Зарплата. На этой ступени средняя оплата труда – 50 тысяч.
Так чем отличается специальность от профессии?
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540300 — Филологическое образование при очной форме обучения — 6 лет.
Например, установленные нормативы квалификационного разряда должны быть подтверждены спортсменом на состязаниях определенного ранга в присутствии необходимого количества судей соответствующего уровня.
В 2012 году заканчиваю НГУ. В этом году я получу диплом квалификации дипломированный специалист по специальности химия. После чего я планирую поступать в магистратуру того же университета на тот же факультет по специальности биология, а затем в аспирантуру.
Скажите, если образование «бакалавр», нужно ли писать в графе «образование» кроме слова «высшее» в скобках «бакалавр»? И еще: что в данном случае писать в графе «специальность, профессия».
Диплом
По общему правилу, закрепленному в , по окончании программ повышения квалификации выдается удостоверение, а переподготовки – диплом. Этого стандарта придерживаются все организации дополнительного образования (ДО).
Диплом о дополнительном образовании, в отличие от вузовского аналога, всегда имеет форму так называемого установленного образца (то есть его вид и содержание определяет само заведение, а не вышестоящие государственные инстанции). Связано это с тем, что по новому закону об образовании программы допобразования больше , следовательно, ни Минобрнауки, ни Минпросвещения не могут устанавливать единую форму документа, который подтверждает соответствие полученных знаний госстандартам – просто потому, что их нет в дополнительном образовании, которое дают и частные, и государственные учреждения.
Цитата из письма Минобрнауки № АК-610/06 о недопустимости использования бланков государственного образца для дипломов о дополнительном образовании
Несмотря на то что формулировка «установленного образца» означает, что единой, унифицированной формы для всех учреждений нет и учебное заведение самостоятельно определяет перечень и порядок отображения информации в документах, Минобрнауки все-таки рекомендовало письмом № АК-610/06 от 12.03.15 примерную форму дипломов о дополнительном профессиональном образовании – профпереподготовке и удостоверений – о повышении квалификации. Именно ее используют и бюджетные вузы, и коммерческие центры (образцы документов есть в письме).
Образец бланка диплома о дополнительном профессиональном образовании (Гознак)
Диплом о дополнительном профессиональном образовании в виде профпереподготовки может быть выдан, только если объем программы – не меньше 250 академических часов, а учеба завершилась успешной итоговой аттестацией.
В соответствии с за выдачу документов об образовании и приобретении квалификации, дубликатов дипломов и удостоверений учебное заведение не вправе взимать плату с учащихся.
Второй важный момент состоит в том, что обучение по программам профпереподготовки трудоемкостью от 250 часов и с обязательной итоговой аттестацией всегда должно сопровождаться выдачей диплома установленного образца. Если школа, академия или любой другой учебный центр пытается выпустить своего клиента с сертификатом, то, скорее всего, заведение не имеет лицензии на образовательную деятельность.
Диплом о дополнительном профессиональном образовании (профпереподготовке) установленного образца дает право работать по полученной специальности в государственных и частных учреждениях и компаниях, так как практически во всех официальных профстандартах указано, что для занятия определенной профессиональной деятельностью нужен диплом (вуза или колледжа) о соответствующем образовании или о профессиональной переподготовке – она равноценно заменяет второе высшее или среднее специальное образование.
Квалификация
А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.
Любой, кто достигает шестого, способен управлять сложными техническими или профессиональными действиями или проектами и нести ответственность за принятие решений в контексте непредвиденной работы или образования, а также для управления профессиональным развитием отдельных лиц и групп.
Вероятно, это принесет пользу более высокопрофессиональным школам, которые не заканчивают степень бакалавра, но бакалавры колледжа, как будто они рушатся вниз. В нем подчеркивается необходимость получения бакалавра большего веса и считается полной степенью в колледже. По его словам, мы относимся к Европе в этом смысле среди экзотических. В этих рамках передача высшего профессионального образования на пятый уровень.
Квалификация в сфере трудовых отношений — это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.
Также рассматривается сокращение продолжительности обучения. Затем преобразованная небольшая группа высших профессиональных школ должна предлагать короткие курсы университетского образования в университетах или бакалавриат. «Мне жаль, что это сильный отказ многих руководителей университетов от введения коротких циклов в университетскую систему и законодательство», — говорит Карписек.
Однако в них внесен существенный проект Закона о высшем образовании. По словам заместителя директора Национального института профессионального обучения Дитки Поханковой, наш национальный отчет о присвоении был утвержден Министерством образования и будет представлен правительству в июне, а осенью — Европейская комиссия, которая также предоставила финансирование для проекта.
Квалификация по диплому — это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.
Куда поступить без аттестата за 11 класс
Дойдя до 11 класса, школьник уже имеет на руках аттестат об основном общем образовании, который позволяет ему поступить в ссуз. Для этого не нужно сдавать ЕГЭ и иметь аттестат о среднем общем образовании. Поступить абитуриент может в:
- профессионально-техническое училище (ПТУ);
- техникум;
- колледж.
В каждом из них можно получить достойное образование, притом не всегда по рабочей специальности: абитуриентам доступны медицинские, дизайнерские, творческие профессии.
Поступление без ЕГЭ возможно потому, что в России действует программа непрерывного образования. Она предполагает легкий переход ученика колледжа в тот вуз, с которым ссуз или связан структурно, или пересекается по изучаемым темам. Тогда выпускнику колледжа достаточно пройти вступительные испытания вуза.
Списки внутренних испытаний нужно уточнять на сайте вуза. Например, на сайте СПбГУПТД информация о приеме абитуриентов, выпустившихся из колледжей, содержится в разделе «Поступление» в соответствующей вкладке:
Тем не менее если после окончания ссуза выпускник хочет менять специальность, ЕГЭ придется сдать. Тогда поступление будет проходить по стандартам общего приема:
- абитуриент подает заявку на сдачу ЕГЭ (русский он сдает в обязательном порядке);
- в положенный срок – досрочно или в основной период, – сдать экзамен;
- получить результаты;
- подать их в приемную комиссию вуза вместе с аттестатом о среднем профессиональном образовании.
Пример квалификации и специальности в дипломе (бакалавриат, специалитет, магистратура)
В дипломах выпускников бакалавриата/магистратуры сначала указывается квалификация (степень академического/прикладного бакалавра), а потом направление, рекомендуемое для реализации полученных знаний/навыков (например, академический бакалавр по менеджменту и т.д.).
Для выпускников специалитета оформление диплома несущественно меняется: на первом месте отображается полученная профессия (квалификация), а на втором – направление/специальность (отрасль деятельности) в соответствии с перечнем, утвержденным Минобрнауки (например, юрист – «ведение правоохранительной деятельности», экономист – «экономическая безопасность»и т.д.).
Вопрос, что это такое — квалификация по диплому в образовании, крайне актуален для многих российских соискателей, которые ищут себе подходящее место работы. При этом, чтобы избежать возможных ошибок при отборе и приеме граждан на работу, знать о том, что значит квалификация по диплому, необходимо также руководителям, сотрудникам отдела кадров и другим ответственным за прием новых работников специалистам. Ведь неправильная квалификация образования может привести как к потере ценного работника, так и к нарушению действующего законодательства.
Аккредитация специальности: что это и зачем нужно?
Государственная аккредитация – это обязательное условие для полноценного ведения образовательной деятельности во всех учебных учреждениях, кроме дошкольных организаций. Она проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в образовательной сфере.
Аккредитация необходима для официального подтверждения соответствия образовательной программы основным требованиям федеральных государственных стандартов (качество, содержательность преподаваемых дисциплин по заявленным критериям и стандартам в процессе подготовки обучающихся).
Наличие государственной аккредитации специальности в учебном учреждении свидетельствует о высококачественной образовательной подготовке студентов по определенной специальности. После успешного окончания учебы, выпускник такого вуза становится квалифицированным специалистом в выбранной отрасли и получает на руки диплом об образовании государственного образца.
Должности с обязательными квалификационными требованиями
Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:
- педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
- медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
- летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
- адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
- аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
- государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
- муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
- судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).
Что общего в профессии и специальности?
Обобщить эти два понятия может их направленность. Оба они определяют границы образованности человека, его кругозор и количество навыков. Называя свою профессию или специальность, и не вдаваясь в подробности человек, может четко объяснить свою деятельность. Если сказать, «я юрист» или «я юрист по операциям с недвижимостью», для человека несведущего в этом фраза будет звучать одинаково.
При этом также общими являются такие параметры:
- И специальности и профессии нужно обучаться, не бывает так, что профессия «врожденная», бывают только люди, склонные к той или иной специальности.
- И то, и другое подразумевает набор освоенных навыков, которые нужно применять в будущем.
- Часто овладевая специальностью, человек выбирает себе и профессию, после или во время общего образования начинает углубляться в одно из направлений, профессия как бы вытекает из специальности, сужая, но конкретизируя род его деятельности
Что бы ни было общего в понятиях специальности и профессии, все равно это два абсолютно разных слова с разными значениями, поэтому их важно отличать, чтобы не допустить речевую ошибку в деловой беседе. На бытовом уровне это может быть и не замеченным, однако на профессиональном это очень вероятно
Специалист, бакалавр, магистр
После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:
- специалитет (не менее 5 лет обучения);
- бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
- магистратура (не менее 6 лет обучения).
В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность – «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность – в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.
Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы – бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае — «Экономика»).
А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».
Какая специальность если написано в дипломе бакалавр юриспруденция
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемом случае все условия для предоставления гарантии, предусмотренной ст. 173 ТК РФ, соблюдены, работодатель обязан предоставить работнику учебный отпуск и оплатить время пребывания в таком отпуске в размере среднего заработка.
Обоснование вывода: Глава 26 ТК РФ предусматривает гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных организациях высшего профессионального образования. В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной или очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения государственной итоговой аттестации на срок до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования. Работодатель обязан предоставлять такие отпуска при получении работником образования соответствующего уровня впервые (часть первая ст. 177 ТК РФ) и только по основному месту работы (часть первая ст. 287 ТК РФ). Основанием для предоставления по месту работы указанного дополнительного отпуска является справка-вызов из образовательной организации (часть четвертая ст. 177 ТК РФ), форма которой утверждена приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2021 N 1368. Данный документ является свидетельством успешного обучения работника (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2021 N 11-18728/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11.06.2021 по делу N 33-1155/2021, кассационное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 09.02.2021 по делу N 33-368). Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме (часть первая ст. 177 ТК РФ). В рассматриваемой ситуации работник поступил в высшее учебное заведение самостоятельно. Следовательно, оплачиваемый учебный отпуск ему положен только в том случае, если он получает образование соответствующего уровня впервые. Согласно п. 2 и п. 3 части 5 статья 10 Федерального закона от 29.12.2021 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» бакалавриат и магистратура отнесены к разным уровням высшего профессионального образования. Согласно части 8 ст. 69 указанного закона обучение по программам магистратуры является получением второго или последующего высшего образования только для лиц, имеющих диплом специалиста или диплом магистра. Таким образом, для работника, имеющего диплом бакалавра, обучение по программе магистратуры является получением образования соответствующего уровня впервые. Статья 173 ТК РФ не ставит право работника, совмещающего работу с получением образования, на предоставление ему соответствующих гарантий в зависимость от того, получает ли работник новый уровень образования по той же специальности, по которой был получен предыдущий уровень образования, или по какой-либо другой. Следовательно, работник имеет право на льготы, предусмотренные ст. 173 ТК РФ, при обучении в магистратуре, в том числе и по специальности, отличной от указанной в его дипломе бакалавра. Данный вывод подтверждается судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 января 2021 г. по делу N 33-256-2021).
Где работать
У талантливого и инициативного педагога широкие возможности найти работу. Конечно, это может быть школа, гимназия или лицей. Квалифицированные специалисты нужны в образовательных центрах и различных институтах (например, РИКЗ), где разрабатываются учебные программы. При желании можно окончить магистратуру или аспирантуру и стать преподавателем вуза. Они часто работают в качестве учёных-методистов и составителей учебников. Репетиторство — тоже вариант. Часто амбициозные учителя совмещают свой педагогический опыт с современными областями знаний (такие как маркетинг, и т. д.) и находят себя в преподавании взрослым.
Если понял, что профессия учителя для тебя, то вперёд. Ты имеешь все шансы стать отличным специалистом.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.
Показатели уровней квалификации
Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.
Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:
А на 6-м квалификационном уровне вот такие:
Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:
- Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
- Затем проанализировать его трудовую функцию, определенную трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
- После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
- И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.
По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.
Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.
Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту
Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником
Что делать после того, как узнали квалификационный уровень работника?
Лучше всего организовать для него и его подразделения корпоративное обучение в нашей академии.
Оставьте заявку на бесплатный расчет стоимости обучения!
Заказать расчет корпоративного обучения
Как оценивают квалификацию персонала в вашей компании?
Востребованность
На февраль 2021 года, на сайте hh.ru 10 тысяч вакансий для соискателей по профессии учитель. Из них 2,5 тысячи — для педагогов без опыта, а 3 тысячи — с частичной занятостью.
Сервис Russia.trud.com предлагает 147 тысяч вариантов трудоустройства для педагогов с заработной платой от 20 до 50 тысяч рублей и выше.
Для репетиторов представлено 111 тысяч вакансий. Больше всего объявлений — для репетиторов начальной школы, преподавателей математики и английского языка.
Ежемесячно пользователи Яндекса вводят 735 тысяч поисковых запросов со словом «репетитор».
Скриншот с Yandex.Wordstat
Кто и как классифицирует персонал
Международная организация труда делит трудящихся на три категории:
- «Белые воротнички». Специалисты, занятые нефизическим трудом. Это могут быть офисные или школьные работники (учителя, завучи).
- «Синие воротнички». Это рабочий класс. Они занимаются ручным трудом, получают почасовую зарплату или сдельную за объем работ.
- «Серые воротнички». Обслуживающий персонал. Это официанты, уборщицы, грузчики.
В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:
- top management – высшее звено (генеральный директор);
- middle management – среднее звено (руководители подразделений);
- lower management – низшие звенья (руководители подотделов, групп, бригадиры).
В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:
- линейные – генеральный директор, начальник цеха;
- нелинейные – функциональные руководители (например, технический директор, HR-директор).
Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:
- высококвалифицированные кадры (например, авиатехник, шеф-повар или кардиолог);
- квалифицированные (бухгалтер или сварщик);
- неквалифицированные (дворник, грузчик).
Классификация работников в организациях
Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:
- профессиональная структура – представители различных профессий;
- квалификационная структура – рабочие различной квалификации;
- содержание квалификации – знания, умения, навыки, опыт и другие составляющие для выполнения конкретной работы.
В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:
- Половозрастная структура. Руководитель старается соблюдать паритет между мужчинами и женщинами, поэтому в его компании работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Также он стремится набирать работников разных возрастных групп. Одни – молодые, инициативные, предлагают новые идеи, а другие – опытные и стабильно выполняют свои функции, но с менее гибким мышлением.
- По семейному статусу. По своему опыту руководитель знает, что семейные работники более надежны, так как они заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе. Но есть и риски: например, женщины с маленькими детьми часто уходят на больничный.
- По образованию. Практически на любом предприятии требуются кадры с высшим, средним или неоконченным образованием.
- Стаж работы. В производственный отдел руководитель предприятия нанимает рабочих, несмотря на опыт. В отделе есть мастер, который готов обучить новеньких. Но в технический и научно-исследовательский отделы руководитель ищет специалистов с опытом работы от трех лет.
Работников также делят:
- По функциям, которые специалист выполняет в производственном процессе. Например, одни рабочие собирают оборудование, другие – упаковывают его, маркетологи проводят рекламную кампанию.
- По роду занятий (специалист с высшим образованием, служащий, частный предприниматель).
- По сроку работы. Например, бухгалтер пять лет работает в компании – он постоянный специалист. Инженер-технолог ушла в декрет, на ее место взяли другого специалиста – это временный работник. Студент летом устроился продавцом в ларек мороженого – это сезонная работа.
Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:
- формы производственной деятельности (прокладка электрики или составление сметы);
- тарифные разряды (они определяют соотношение заработной платы и квалификации) – всего их восемь;
- классы квалификации – выше мы их уже рассмотрели;
- модель заработной платы: может быть сдельная, премиальная, классическая;
- уровень механизации труда – насколько автоматизирована работа.
Виды повышения квалификации
Если сотрудник хочет больше зарабатывать, он может повысить свой уровень квалификации. Повышения квалификации бывают краткосрочными, средними и длительными.
Краткосрочное повышение квалификации сроком до 72 часов проводится, как правило, по месту работы. Высококвалифицированные сотрудники проводят занятия с новичками. Затем учащиеся сдают экзамен по пройденному материалу и им выдается свидетельство о повышении квалификации, определяющее их квалификационный уровень.
Среднее по длительности повышение квалификации длится от 72 до 100 часов. Оно состоит из тренингов и семинаров по данной тематике. Такое повышение квалификации необходимо при изменении условий труда на предприятии, при внедрении новых технологий. Для проведения занятий могут быть привлечены специалисты со стороны.
Длительное повышение квалификации сроком более 100 часов проводится для сотрудников, имеющих опыт работы, но нуждающихся в приобретении практических навыков в какой-либо определенной области деятельности. Сотрудники могут быть направлены для дополнительного обучения на курсы, которые они будут посещать с отрывом или без отрыва от производства. Также сотрудники могут быть направлены для повышения квалификации в другой город. При этом за ними сохраняется их должность и оклад.
Квалификация сотрудников гражданской службы определена законом. Работники государственной сферы делятся на руководителей предприятия, помощников и советников, специалистов, обеспечивающих выполнение производственных задач, и обслуживающий персонал, обеспечивающий бесперебойную работу остальных категорий (бухгалтеры, секретари, уборщики и пр.).
Еще должности разделяются по группам: младшие, старшие, ведущие, главные, высшие. Но не во всех областях квалификационные категории одинаковы. К примеру, в сфере образования, чтобы иметь первую категорию, учитель должен владеть современными технологиями образования и применять их на практике, иметь положительный результат работы, совершенствовать образовательный процесс в своем учреждении. То есть первая категория учителям дается не так просто.
Во всех учреждениях ценятся квалифицированные добросовестные работники. Ясно, что признаком высокой квалификации является знание не только основ, но и глубин профессии. Квалифицированный работник должен быть готов к решению назревающих проблем, к анализу подводных камней в своей деятельности, к поиску и исправлению ошибок (и не только своих). И даже этого мало. Работодатель стремится принять на работу служащего, который работает в данной области не первый год. Что же делать вчерашним студентам? Многие уже нашли ответ на этот вопрос.
На старших курсах практически все студенты подрабатывают, занимая должности, соответствующие будущей специальности. Надо помнить, что для получения опыта и приобретения высокой квалификации сначала придется согласиться на низкооплачиваемую работу. Повышение своего профессионального уровня того стоит. Так, будущим врачам стоит во время обучения в институте поработать в качестве младшего медицинского персонала. Журналистам имеет смысл писать работы за небольшой гонорар, будущим инженерам – поработать лаборантами. Кроме того, необходимо хвататься за все возможности повышения квалификации: посещать занятия и семинары, учиться на различных курсах, читать современную литературу по тематике своей деятельности. Необходимо изучить иностранный язык, Это требуется практически во всех областях. Повышение вашей квалификации может быть инициировано работодателем или вами. Зато впоследствии за вас будут бороться руководители лучших предприятий, вам будут предлагать наиболее выгодные условия работы.
Определение уровня квалификации
Для определения качества рабочей силы в нашей стране введен квалификационный разряд, с помощью которого определяется квалификационный уровень работника
Существует аттестационная комиссия, которая в зависимости от сложности работы, ее важности и степени виртуозности выполнения данной работы работником присваивает ему разряд. На промышленных предприятиях в России приняты 6 разрядов для определения квалификации работников
Первый – самый низкий, шестой – самый высокий.
В научно-исследовательских институтах для определения квалификации персонала предприятия введены категории. Категория инженера напрямую влияет на его оклад. Для определения оклада приняты тарифные коэффициенты квалификации работников. Они представляют собой цифры от 0 до 1, на которые умножается оклад инженера высшей категории. Таким образом определяется оклад инженера конкретной категории. При определении категории инженера отсчет ведется не так, как при присвоении квалификационного разряда работникам на заводах.
Напротив, инженер первой категории – это самый квалифицированный сотрудник в данной должности. Вторая категория – это менее квалифицированный персонал и т. д.
Для регулирования отношений работодателя и работника существуют такие понятия, как должностная инструкция и квалификационные требования. Должностная инструкция – это список обязанностей сотрудника. Квалификационные требования – список навыков и знаний, которыми должен обладать квалифицированный персонал. При приеме на работу оба эти документа предъявляются будущему сотруднику. В процессе работы, если обязанности не входят в должностную инструкцию, а запросы к навыкам сотрудника отличаются от квалификационных требований, сотрудник может отказаться от выполнения работы. При этом работодатель не имеет права его уволить или понизить ему оклад. Хотя в процессе развития предприятия должностные инструкции могут измениться. Работодатель обязан уведомить об этом сотрудника.
Специалитет
Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.
Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.
Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.
Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.