Кто это
Содержание:
- Южная Америка
- Должности на кафедре в университете
- Как получали ученые степени и зачем они сейчас
- Откуда взялся исследовательский университет
- Должностные обязанности ректора кратко
- Порядок избрания
- Что главнее: кафедра или факультет
- Кто может работать ректором
- Базовое и военное отделения
- Как ранжируют ученые степени?
- Карьера: образование или способности?
- Кто кем в ВУЗе управляет
- Что выше: университет или академия
- Классические университеты
- Кто кем в ВУЗе управляет
- Сотрудники деканата
Южная Америка
Аргентина
Термин « ректор» используется для обозначения высшего должностного лица университетов и принадлежащих университету средних школ (например, Escuela Superior de Comercio Carlos Pellegrini ) в Аргентине . Каждый факультет ( исп . Facultad ) имеет своего декана.
Бразилия
Термин « ректор» ( португальский : Reitor ) используется для обозначения высшего должностного лица университетов Бразилии . Каждый факультет возглавляет директор, подчиняющийся ректору. В настоящее время, учитывая большие размеры некоторых университетов, должность проректора уступает позиции ректора. Проректор отвечает за управление определенной областью университета, например, исследованиями или высшим образованием .
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
- готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
- оформляют документы;
- работают в библиотеке кафедры.
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
- Организовывать учебный процесс;
- Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
- Проводить совещания с педагогическим коллективом;
- Координировать работу подчиненных.
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Как получали ученые степени и зачем они сейчас
Кроме факультетов, лекций и экзаменов, еще одной уникальной чертой университета были ученые степени. В Средние века получение студентом степени магистра означало, что он становился полноправным членом гильдии преподавателей. В старых университетах — Болонском, Парижском, Оксфордском — выпускники получали степень ius ubique docendi, дававшую право преподавать где угодно.
Ученая степень в те времена была свидетельством того, что корпорация готова ценить тебя не за происхождение или достаток, а за интеллектуальные способности. На практике это означало, что человек из семьи, скажем, ремесленника, священника или аристократа мог сменить род занятий, выбрав для себя научное поприще, и поступить в университет, если такой путь был ему по душе.
В Средневековье, когда дела с социальной мобильностью обстояли не очень, шансов стать тем, кем тебе хочется, было намного меньше, чем сейчас.
Степень по-прежнему остается одной из традиций университетского образования. Сделать сегодня карьеру в высшем учебном заведении без кандидатской или докторской невозможно, хотя вопросов к правилам присуждения ученых степеней становится всё больше.
Критики недоумевают, зачем тратить годы на то, чтобы защититься, если университет располагает массой других средств, чтобы оценить профессионализм исследователя: конкурсы на стипендии и гранты, выступления на конференциях, публикации (книги, статьи, сборники, рецензии), отзывы студентов. Былой привилегии преподавать где угодно степень давно не предоставляет: в наши дни в любом сильном университете для соискателя на новую должность предусмотрен жесткий конкурс.
Откуда взялся исследовательский университет
Еще одна проблема, давно набившая оскомину историкам, — появление так называемого исследовательского или «классического» университета, которое с начала ХХ века было принято ассоциировать с Вильгельмом фон Гумбольдтом и открытым при его участии Берлинским университетом. Согласно распространенному заблуждению, этот университет стал первым в мире местом, где исследовательское творчество стало неотъемлемым элементом образования, то есть где студенты не только ходили на занятия и сдавали экзамены, но и ставили эксперименты, производили вычисления, выращивали растения и наблюдали за звездами, иначе говоря, усваивали готовое знание и вместе с тем создавали новое. Тем самым Берлинский университет рассматривался как «историческое чудо» — начало новой эпохи в высшем образовании.
Должностные обязанности ректора кратко
Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:
-
организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);
-
руководство образовательной деятельностью;
-
выработка стратегии развития вуза;
-
руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;
-
издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;
-
прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;
-
утверждение расписания, структуры вуза;
-
обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;
-
подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.
Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.
Порядок избрания
Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.
Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.
Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.
Что главнее: кафедра или факультет
Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?
Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.
В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.
В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.
На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.
Кто может работать ректором
Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:
- высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
-
опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;
-
звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;
-
ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).
Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:
-
государственных образовательных стандартов;
-
педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;
-
психологии;
-
теории и методов управления высшим учебным заведением;
-
экономики, социологии;
-
законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.
Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.
Базовое и военное отделения
В современных высших учебных заведениях активно формируется базовая кафедра. Её специфика заключается в ориентированности на потребности и интересы бизнеса, производства. На должность преподавателя привлекаются педагоги, студенты-практиканты. Принцип работы базовой кафедры — вовлечение студентов в специальность, повышение качества образования, открытие возможностей для карьерного роста.
Подготовка специалистов ведётся по просьбе конкретного бизнеса. После защиты дипломной работы студенты начинают работать на данном предприятии. Выпускники прикладной информатики политехнического университета привлекаются на работу в следующие компании:
- Acronis;
- Virtuozzo.
Компании, которые предоставляют учебную базу, заинтересованы в сотрудничестве с квалифицированными специалистами. В университетах формируется военная кафедра, на которой готовят офицеров, рядовых и сержантов запаса. Выпускники получают не только диплом о высшем образовании, но и военный билет. В нём ставится отметка о прохождении срочной службы. Студентам предоставляется возможность в период учёбы заключить контракт с Министерством обороны. Таким способом они обязуются отслужить 3 года после получения диплома.
Как ранжируют ученые степени?
Российская система высшего образования предполагает также наличие двух званий для преподавателей вузов – доцент и профессор. Чтобы получить их, надо иметь определенный стаж преподавательской и исследовательской работы, опубликовать научные труды по своей специальности (согласно ВАК), включая монографии.
Доцент по своему статусу располагается ниже профессора, это сказывается как на престиже, так и на размерах оплаты. Достижение кандидатского уровня не делает преподавателя вуза автоматически доцентом, а получение докторского – профессором.
Чтобы получить степень, надо иметь опубликованные работы и защитить в диссертационном совете университета или научно-исследовательского института диссертацию. После успешной защиты документы направляются в ВАК, который принимает окончательное решение о присвоении ученой степени.
|
Ученая степень |
Должность |
Ученое звание |
Членство в академии |
|
лаборант |
|||
|
ассистент |
|||
|
старший преподаватель |
|||
|
кандидат наук |
доцент |
доцент |
член-корреспондент |
|
доктор наук |
профессор |
профессор |
академик |
|
заведующий кафедрой |
Ученые степени в порядке возрастания в медицине
Не только медики-преподаватели вузов и сотрудники медицинских исследовательских центров, но и практикующие врачи ведут исследовательскую деятельность по своей специализации. Иерархия научных рангов в медицине такая же, как в других сферах теоретической деятельности. Выделяются две ступени: кандидат и доктор медицинских наук.
Карьера: образование или способности?
В карьерном росте играет роль образование человека, но не всегда и не во всех областях
Можно назвать отрасли, где не важно, какое учебное заведение окончил человек и есть ли у него вообще диплом. Основную роль играют его организаторские способности и умение ладить с людьми
Например – фермерство, ресторанный бизнес или кафе, торговля.
В других отраслях – педагогике, юриспруденции, науке, исследованиях – без образования не обойтись. По сути – человек начинает учиться в детстве и занимается этим всю свою жизнь, постепенно оканчивая вуз, магистратуру, после магистратуры – аспирантуру, докторантуру.
Мы попробуем разобраться, у всех ли может получиться стать авторитетным руководителем, выдающимся ученым или, например, ректором высшего учебного заведения.
Для этого проанализируем отзывы и опыт некоторых великих людей в своей области, которые впоследствии стали хорошими руководителями и привели свое учебное заведение к процветанию: стремились ли они в начале карьеры стать руководителями, что они думали по поводу менеджмента.
Кто кем в ВУЗе управляет
Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.
Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться
Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.
Непосредственными помощниками ректора являются его замы проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).
Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.
Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор начальником отдела по чему-либо.
Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.
Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.
Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.
Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.
Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.
У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.
Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.
В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.
Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..
У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.
Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:
- библиотека,
- лаборатории,
- отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью,
- издательский отдел,
- научно-методический отдел,
- бухгалтерия
Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).
Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.
Что выше: университет или академия
Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:
- многопрофильность подготовки;
- проведение исследований по нескольким направлениям;
- более высокие требования к квалификации преподавателей (60 % педагогов обязаны иметь научные степени и звания, в академиях этот показатель – 55 %).
Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.
Классические университеты
Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).
Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:
- филологический;
- философский;
- журналистики;
- психологии;
- социологии;
- исторический;
- юридический;
- экономический;
- искусств;
- международных отношений;
- политологии;
- иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
- лингвистики;
- романо-германской филологии;
- восточных и редких языков;
- славянской филологии;
- переводоведения.
Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:
- филологическом;
- журналистики;
- социологии и культурологии.
Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:
- биологический;
- химический;
- математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
- мехмат – механико-математический;
- прикладной математики;
- механики;
- компьютерных наук;
- кибернетики;
- физический;
- географический;
- геологический;
- медицинский;
- подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.
На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.
Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.
Кто кем в ВУЗе управляет
Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.
Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться
Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.
Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).
Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.
Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.
Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.
Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.
Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.
Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.
Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.
У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.
Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.
В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.
Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..
У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.
Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:
- библиотека;
- лаборатории;
- отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
- издательский отдел;
- научно-методический отдел;
- бухгалтерия
Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).
Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
- готовить документы;
- визировать их у начальства;
- доносить информацию до кафедр и пр.
Декан
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
