Учитель

7) Каникулы? Какие каникулы? У учителя такого понятия нет

Если вы думаете, что в каникулы учителя отдыхают, то это совсем не так. Кому-то везёт больше, кто может проверять тетради, готовить уроки на следующую четверть и т.д., а кому-то меньше – кто вынужден работать на площадке. Вашему ребёнку наверняка предлагали летом посещать площадку при школе. Его в это время развлекают, кормят, водят в музеи, кино и т.д. В осенние и весенние каникулы тоже организуются такие «лагеря дневного пребывания», но работать там должны обычные учителя. Дополнительно это не оплачивается, в итоге «лагерная» работа просто убивает такое драгоценное для педагога время.

Где можно работать

Выбор мест для трудоустройства очень велик. Это одна из тех профессий, которые будут востребованы всегда и везде. Сразу после выпуска из вуза (или еще до получения диплома в рамках практики) можно работать:

  • в общеобразовательной школе;
  • детском саду;
  • собственном вузе (функции методиста, отличная возможность совмещать работу, практику и учебу);
  • социальных организациях;
  • колледжах;
  • частных образовательных заведениях;
  • образовательных центрах;
  • фрилансе (частная практика репетиторства);
  • Российской академии образования;
  • правоохранительных органах (колонии, приемники-распределители).

В будущем педагог может трудоустроиться в госаппарат (разработка методических пособий, утверждение регламентов), найти себя в научной сфере, заняться исследовательской деятельностью в области педагогики.

Заработная плата

Преподаватели в вузах получают более высокий оклад, чем, например, школьные учителя или педагоги-организаторы. На уровень оклада чаще всего оказывают влияние:

  • наличие/отсутствие подготовки в аспирантуре;
  • наличие/отсутствие ученой степени;
  • стаж, а также уровень вуза, в котором специалист работает.

Дополнительным источником дохода может стать репетиторство, ведь услуги преподавателей вузов, которые готовят ребят к вступительной кампании, очень хорошо оплачиваются.

Карьерный путь

Преподаватель может в перспективе занять более высокую должность. Например, ассистентом может стать выпускник аспирантуры или человек с опытом работы свыше одного года. Старшим преподавателем — соискатель, который является кандидатом наук или же имеет стаж работы в вузе (3 года и более). Доценты и профессора – самые престижные специалисты, для достижения этих высот необходимо окончить аспирантуру, вести исследовательскую деятельность и публиковать научные труды, а также иметь большой опыт работы.

Профессиональные знания

  1. Преподавательская деятельность.
  2. Правила разработки методических материалов.
  3. Психология деятельности студенческого коллектива.
  4. Конфликтология.
  5. Иностранный язык.

Плюсы и минусы работы в школе

При всех недостатках профессии, о которых я еще расскажу, трудовой процесс очень насыщенный и творческий. Учитель – это не профессия, это образ жизни. И это правда. Ты каждый день должен учить и учиться сам. Без этого невозможно быть на одной волне с учениками.

Повышение квалификации

Тем более, в век новых технологий все стремительно идет вперед, в том числе и образование. То, что было новым пять лет назад, может быть сегодня уже неактуальным. Постоянные курсы повышения квалификации, постоянное общение с коллегами, обмен опытом, посещение семинаров – без этого жизнь учителя остановится. Конечно, не все довольны условиями, в которых приходится работать.

Например, в 2014 году мне пришлось проходить обучение в условиях обновления содержания образования по Программе Кэмбриджского Университета. Это обучение длилось три месяца. Не каждый муж будет доволен столь долгой командировкой супруги. Не каждый учитель найдет, куда определить маленьких детей. Но при всем при этом, курсы, действительно, многое дали для самообразования и профессионального совершенствования. Потому каждый молодой учитель должен реально понимать, что профессия педагога – это многогранная творческая профессия, требующая постоянного обучения.

Плюсы

Человеку, который всей душой любит свое дело, никогда не надоест эта профессия, потому как плюсов у нее много:

  • постоянное профессиональное развитие;
  • возможность реализоваться творчески;
  • хорошая зарплата плюс полный социальный пакет;
  • умственный труд, как известно, престижнее физического;
  • довольно продолжительный отпуск всегда приходится на лето;
  • и, самое главное, искренняя благодарность учеников.

Минусы

Минусы профессии тоже имеются и порой они заставляют плакать даже самого опытного учителя:

  1. Очень много бумажной работы – огромное количество папок. Работа с одаренными и со слабоуспевающими детьми, взаимопосещение уроков, подготовка к экзаменам, классное руководство, олимпиады и внеклассная работа, открытые уроки и мастер-классы – это всего лишь минимум папок, который должен иметь и систематически вести учитель. Кроме того, каждую четверть предусмотрены отчеты по всем этим направлениям. Среди учителей бытует шутка, что дети мешают им в учебном процессе. Во многих школах уже давно введены электронные дневники и журналы, но почему-то забыли отменить бумажные. Вот и ведется в школах этакая «двойная бухгалтерия» и не дай бог оценки в трех ресурсах не совпадут.
  2. Постоянные проверки. Кто только нас не проверяет! Администрации школы, района, области, финансовая полиция, санэпидемстанция и многие-многие другие. Смешно, но все комиссии считают, что документация в идеальном состоянии – показатель хорошего качества знаний в школе. А то, что бумажная работа забрала время, предназначенное для детей, об этом никто не думает.
  3. Бесплатная нагрузка. При хорошей зарплате учителя обременены еще и общественными поручениями: подворные обходы, руководство всевозможными школьными обществами, ремонт класса и благоустройство школьного участка. За это никто не платит. Плюс ко всему этому учитель обязан оформить подписку на полгода на государственные печатные издания. Зачем, если у меня дома высокоскоростной интернет.

Но в целом, если учитель действительно учитель по призванию, а не по диплому, то на все эти минусы закрываются глаза, потому как двигает учителем, в первую очередь, любовь к детям и своему делу. Потому хочется обратиться ко всем тем, кто выбрал ту благородную профессию: не думайте, что путь учителя легок и прост. Нет, он сложен и тернист, но каждый учитель знает, что впереди его ждет результат: благодарные ученики, которые несут память о своем учителе сквозь года.

История профессии

Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.

Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.

В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии

Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Большим подспорьем могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

Дисциплина: почему она важна и как ее наладить

Не допускать проблем с дисциплиной — первое, что должен сделать педагог в начале работы в школе. Дисциплина — основа успешного обучения. Если её не будет, всё остальное, что вы говорите и делаете, окажется бессмысленным.

В первые дни в начальной школе проблем с поведением на уроках у вас может не быть, но это не повод расслабляться. Скорее всего, дети просто к вам присматриваются и оценивают, насколько серьезно следует к вам относиться.

Следующая стадия — испытание на прочность. Ученики будут пробовать: что можно, что нельзя, что вы простите, а за что накажете. И если они почувствуют слабинку, на них не подействует ни ваш крик, ни замечания в дневниках.

Что делать? Сразу дайте детям понять, кто здесь главный и каковы правила. Неуклонно добивайтесь их исполнения. Не заигрывайте, но и не будьте жестокими.

Никогда не начинайте урок, пока все дети не сели на свои места и не замолчали.

Не грозите наказанием, которое не сможете выполнить. Пригрозили — так и сделайте.

Баловство возникает там, где детям скучно. Там, где детям интересно и нет ни одной свободной минутки, времени на шалости не остается. Всегда имейте в запасе дополнительные задания для тех, кто быстрее всех справится с основными.

► Помните, что дисциплина — только ваша ответственность. Не обращайтесь к завучу или директору, чтобы они помогли вам навести порядок в классе — вы навсегда потеряете авторитет в глазах детей.

Особенности профессии учитель

Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям

Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие

Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность

Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера

Профессия учитель — зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Значимые свойства личности в профессии

Нигде так не важны личностные качества, как в профессии учителя. И это совершенно неслучайно. Ведь этот человек не просто дает знания по своему предмету, он активно участвует в формировании нравственных и духовных ценностей у детей, что может сыграть большую роль в дальнейшем. Есть качества, которые отличают учителя от представителей других профессий.

Любовь к детям

Это, пожалуй, самое основное качество, без которого в учебном заведении делать нечего. Далеко не все люди обладают этой способностью – искренне любить детей. Именно от хорошего отношения к детям зависят все остальные мотивы, побуждающие педагога к действию. Здесь и желание научить детей многому, оказать помощь в становлении личности, качественно организовать досуг, привлечь к интересным занятиям. Когда взрослый человек искренне относится к своим ученикам, они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же: стремятся порадовать своего учителя, хорошо себя ведут, усваивают материал. Так что от учителя зависит очень многое.

Стремление к совершенствованию

Педагог вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться. В какой-то степени учитель постигает новые знания месте со своими воспитанниками. Они могут вместе увлечься каким-то новым делом. Все зависит от той области знаний, в которой работает педагог. Это могут быть совместные походы с попутным изучением флоры и фауны, интересные открытия.

Учитель не только готовит детей к конкурсам, олимпиадам и соревнованиям. Он и сам участвует в таких мероприятиях, тем самым демонстрируя ребятам желание постоянно развиваться, стремиться к достижению цели. Дети с такого учителя охотно берут пример.

Правильная оценка своих возможностей

Педагог должен быть объективным по отношению, прежде всего, к самому себе. Директор школы всегда стремится сделать так, чтобы педагогический коллектив работал плодотворно. И речь идет не только об образовании и воспитании детей, но и об организации различных мероприятий, участий в профессиональных конкурсах, семинарах. Каждый педагог по мере своих сил вносит лепту в общую работу коллектива и, конечно, старается, чтобы его класс был на хорошем счету по оценкам, дисциплине, участию в общих делах.

И здесь главное – правильно оценить свои возможности. Учитель тоже должен чувствовать себя комфортно и успевать выполнять те обязанности, которые на него возложены. Но при этом нужно понимать, сколько сил и времени требуется для подготовки урока, мероприятия. Если педагог адекватно оценивает свои возможности, он справляется с работой, делает ее качественно.

Гуманизм

В любых ситуациях учитель должен проявлять гуманность, даже если это бывает сложно. В каждом ребенке учитель должен видеть личность и помогать ей реализоваться. Все дети разные, и обстоятельства в каждой семье свои. Но независимо от этого, учитель должен суметь втянуть ребенка в образовательный процесс, увлечь его, помочь адаптироваться в коллективе. А если есть явные проблемы со сверстниками, именно учитель должен пресечь все неприятные ситуации, не позволить довести ситуацию до критического состояния.

Хотя это порой и сложно претворить в жизнь с современными детьми, но настоящий профессионал своего дела должен уметь «достучаться» до каждого ребенка и при этом оставаться доброжелательным, терпеливым, мудрым.

История

История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода простолюдинам. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.

В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

Где получить образование учителя начальных классов?

Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:

  • 5 лет в вузе;
  • 3 года 10 месяцев, если учиться заочно в колледже на базе 11 классов или очно на базе 9 классов;
  • 2 года 10 месяцев при очном обучении в колледже на базе 11 классов;
  • 5 лет 4 месяца, если учиться в колледже заочно после окончания 9 классов.

Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.

Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.

Ознакомьтесь с программами профессиональной переподготовки АНО ДПО «УрИПКиП». Окончив любую из них, вы получите диплом учебной организации с государственной лицензией — этот документ станет подтверждением вашей квалификации и позволит вам устроиться на работу в школу, гимназию или лицей.

Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Рекомендуемые программы обучения

Все программы направления

Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (620ч)
17100 руб.  10600 руб.

Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста» (1100ч)
23700 руб.  17400 руб.

Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области методики обучения предмету «Русский язык» с учетом требований ФГОС ООО с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (1100ч)
23700 руб.  17400 руб.

Педагогика и методика начального образования с дополнительной подготовкой в области организации и методического обеспечения образовательного процесса начальной школы с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» с дополнительной квалификацией «Преподаватель педагогики начального образования» (1100ч)
23700 руб.  17400 руб.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах и т. д.).

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:

  • Учитель младших классов — первый наставник малышей после родителей и родственников. Занимается в большей степени социальной адаптацией учеников, становлением их личности. Такому специалисту желательно освоить соответствующую специальность в университете, поскольку работа с детьми 7−10 лет имеет свои особенности.
  • «Предметник» или учитель средних и старших классов. Прийти в профессию можно и из другой специальности: филолог может преподавать литературу и русский, переводчик — иностранный язык. Для смены профиля обычно достаточно курсов профессиональной переподготовки.
  • Педагог-психолог. Его еще называют социальным педагогом или тьютором. Этот человек не только занимается социальной адаптацией детей, но и разбирает их внутриличностные, а иногда и семейные проблемы. Он помогает справиться с высокой нагрузкой ребенку, который испытывает сложности в новом обществе.
  • Тренер — учитель физической культуры. Практикует и разрабатывает оздоровительные программы для укрепления маленького организма, следит за нормальным физическим развитием детей, выявляет молодые таланты.
  • Педагог дополнительного образования — репетитор. Занимается с детьми, которые по разным причинам отстают в освоении предмета или хотят подготовиться к ответственным испытаниям.

Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.

Причем некоторые качества нужно уметь совмещать, не допуская «перегибов» в ту или другую сторону. В частности, специалист должен быть тактичным и терпеливым, но требовательным, оригинальным и даже артистичным, но авторитетным. В профессии важен энтузиазм — умение по-настоящему увлекаться своим делом. А еще — самоуважение, стремление к росту, самоанализ, ораторские способности и навыки организатора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector