Работа пилота: особенности профессии и зарплата
Содержание:
- Условия поступления в училище
- Основные обязанности пилотов гражданской авиации
- Как пилоту найти работу?
- Чем занимается пилот?
- Какие задачи должен выполнять пилот?
- Средне-специальные учреждения
- Как стать пилотом гражданской авиации?
- Как стать пилотом самолета — что сдавать и где учиться
- Особенности профессии летчик
- О вакансиях и зарплате
- Основные требования
- Женщины-пилоты гражданской авиации в России
- Прохождение медицинской комиссии
- Поиск подходящего места работы
- Летные лицензии
- Достоинства и недостатки профессии
- Как стать пилотом «Аэрофлота»?
- Какое образование нужно
- Какие качества нужны пилоту?
Условия поступления в училище
Предварительный отбор абитуриентов осуществляется силами местных военкоматов, либо воинскими частями, где в настоящим момент находятся поступающие. В ходе предварительного отбора оцениваются следующие критерии:
- возраст (по количеству полных лет);
- группа здоровья;
- физическая подготовленность;
- уровень профессиональной пригодности.
Для участия в конкурсном отборе необходимо подать заявление и личное дело:
- В военный комиссариат по месту постоянного проживания – для всех желающих. Срок подачи – до 20 апреля.
- На имя начальника части или руководителя суворовского училища – для действующих военнослужащих или учеников суворовских училищ. Срок предоставления – до 1 апреля.
- На имя начальника КВВАУЛ – для военнослужащих, выполняющих свой долг за пределами России. Крайний срок – до 20 мая.
Требования к кандидатам
Все абитуриенты должны отвечать обязательным требованиям:
- уровень образования – полное среднее или средне-специальное;
- возраст по состоянию на 1 августа года поступления – до 22 лет для не прошедших военную службу и до 24 лет для военнослужащих по призыву. Верхний порог для военных по контракту – 27 лет.
Документы для поступления
Каждый абитуриент предоставляет заявление (рапорт), к которому прилагает:
- Копию своего свидетельства о рождении и паспорта.
- Автобиографию.
- Характеристику с места последнего обучения, прохождения службы или работы.
- Копию документа, подтверждающего уровень образования.
- Цветные фотографии 4,5х6 см.
- Служебную карточку военнослужащего (для действующих военных).
- Табель об успеваемости (для школьников и студентов).
- Медицинскую справку и заключение врачебной комиссии о категории здоровья.
По прибытию в расположение приемной комиссии для прохождения вступительных испытаний, все кандидаты предоставляют оригиналы перечисленных документов.
Какие необходимо сдать экзамены
Оценка знаний, полученных в рамках освоения общеобразовательной школьной программы, производится путем предоставления результатов ЕГЭ по следующим предметам:
- математика (углубленная);
- физика;
- русский язык.
Некоторые категории поступающих могут пройти вступительные испытания по тем же предметам на базе КВВАУЛ. К таким абитуриентам относятся:
- Лица, сдавшие ГИА по программе полного среднего образования, либо сдавшие аттестационный экзамен (не ЕГЭ) в другом государстве.
- Лица, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании.
Все перечисленные абитуриенты могут самостоятельно выбрать условия поступления: сдача ЕГЭ в другом месте или прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам в КВВАУЛ. Срок годности сертификата ЕГЭ составляет четыре года.
Минимальный размер баллов по общеобразовательным предметам:
- математика – 27;
- физика – 36;
- русский язык – 36.
Для поступления необходимо набрать максимально возможное количество баллов (из 100), чтобы занять в конкурсном списке наивысшую позицию. Пересдача экзаменов, проводимых институтом, не допускается. Если кандидат не явился в день проведения экзамена по уважительной причине, подтвержденной документально, то он может пересдать его в резервный день. При несогласии с выставленной оценкой, абитуриент вправе обжаловать ее в течение 3 дней с момента оглашения результатов.
Нормативы ФИЗО
Отдельно проводится оценка физической подготовки абитуриентов. Все нормативы по упражнениям основываются на приказе Министерства обороны России № 200. Оценка выставляется по 100-балльной шкале. Для прохождения испытания, за каждое упражнение необходимо набрать не менее 26 баллов. В противном случае, кандидат выбывает из конкурсного отбора.
Список упражнений, входящих в экзамен по физической подготовке:
Для абитуриентов мужского пола:
- подтягивания;
- бег на 100 метров;
- бег на 3000 метров.
Для абитуриентов женского пола:
- подъем туловища из положения лежа;
- бег на 100 метров;
- бег на 1000 метров.
По каким причинам может быть отказано в зачислении
В Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков не могут поступить следующие граждане:
- не соответствующие требованиям, предъявляемым к военнослужащим по контракту;
- имеющие обвинительное постановление суда и наказание (даже, условное);
- находящиеся под следствием;
- имеющие в своем прошлом непогашенную судимость;
- находившиеся в местах лишения свободы, вне зависимости от срока и вида преступления;
- имеющие подтвержденные факты или административные наказания за употребление наркотических и психотропных веществ;
- лишенные права занимать любые воинские должности по постановлению суда;
- имеющие законченное высшее образование.
Основные обязанности пилотов гражданской авиации
Работа летчика предполагает управление разными типами воздушных кораблей
Важно отметить, что к категории летательных аппаратов относятся и вертолеты. Для получения доступа к пилотированию таких машин необходимо получить соответствующий сертификат
Рассматриваемая специальность сочетает в себе несколько должностных позиций.
Как правило, новички в этой сфере начинают работу в должности второго пилота. Получить статус командира воздушного судна можно лишь при условии наличия определенного количества летных часов. Перечень задач летчиков включает в себя взлет, пилотирование и посадку воздушного судна. На протяжении всего этого процесса члены экипажа должны контролировать работу электроники. Следует понимать, что от профессионализма работников авиации зависят здоровье и жизни клиентов авиакомпании.
Как пилоту найти работу?
Конечно, каждый выпускник летного училища надеется немедленно сесть за штурвал аэробуса и начать получать как минимум столько же, сколько зарабатывает средний класс в России. Однако в реальности авиакомпании даже при дефиците сотрудников не торопятся приглашать на работу начинающих летчиков. Поэтому задача усложняется:
- При скромном налете в 200 часов даже лицензия коммерческого пилота не поможет новичку устроиться на хорошее место. Придется нарабатывать стаж в малой авиации, доставляя пассажиров по местным маршрутам или обрабатывая поля химикатами;
- За границей получить необходимый опыт проще. Можно отправиться в США и найти место инструктора в авиашколе. Также в начинающих пилотах нуждаются компании Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, перевозящие туристов между островами;
- Налетать 1500 часов на лицензию ATPL возможно за два года. Однако за неё придется заплатить более 50000 долларов, поэтому многие пилоты заключают с авиашколами договоры о погашении долга в рассрочку из будущей зарплаты.
В отличие от других фирм, авиакомпании не публикуют сведения о приеме пилотов в газетах и на сайтах с объявлениями, поэтому у новичка есть лишь только результативный способ поиска вакансий — рассылка резюме всем подходящим работодателям. Если его кандидатуру посчитают достойной, пилота ждет долгое собеседование:
- Во время беседы претендента обязательно спросят о произошедших с ним нештатных ситуациях, его действиях для их устранения и критериях принятия решений;
- Для проверки знания английского интервьюер может попросить зачитать и перевести несколько абзацев из летных инструкций, рассказать о своем опыте полетов;
- Анализ эмоциональной стабильности и профессиональной сознательности проводит штатный психолог авиакомпании. Также проверка включает ряд тестов;
- Новичку непременно предложат продемонстрировать свои навыки работы в команде. Причем задачи могут не иметь никакого отношения к полетам;
- Тестирование технической подготовки будет включать рассказ о типах самолетов и их двигателей, правилах радиообмена, основах аэродинамики и метеорологии;
- Завершается собеседование, как правило, проверкой навыков управления самолетом на тренажере самостоятельно или в команде с другими пилотами.
Чем занимается пилот?
Даже далекие от авиации люди примерно представляют себе, чем именно занимается и сколько зарабатывает пилот самолета. Однако перевозка пассажиров или груза из одного аэропорта в другой требует не только манипуляций со штурвалом и переключения тумблеров: летчик должен сделать все, чтобы количество взлетов было равно количеству посадок. Поэтому его список его обязанностей намного длиннее, чем кажется:
- Анализ плана и графика полета по маршруту, изучение траекторий взлета и захода на посадку, ознакомление с доступными эшелонами в районе аэродромов;
- Получение у метеоролога сводок о состоянии воздушного пространства, изучение карты погоды и дистанции видимости по направлению полета;
- Расчет необходимого на полет объема топлива, анализ загрузки салона и багажного отделения для определения центра масс авиалайнера;
- Проведение с другими членами экипажа предполетного брифинга, информирование их о плане полета, возможных проблемах на маршруте;
- Прохождение текущего медицинского осмотра у дежурного медработника аэропорта, получение разрешения на выполнение рейса;
- Визуальный осмотр состояния фюзеляжа, шасси, двигателей и рулевой системы, проверка работоспособности приборов и оборудования кабины;
- Управление воздушным судном на этапах подъезда к ВПП, взлета, набора высоты, снижения и посадки в аэропорту назначения;
- Определение оптимальной скорости и высоты при движении по маршруту для программирования системы автопилота;
- Поддержание радиообмена с диспетчерами по пути следования лайнера, согласование с ними необходимых изменений в плане полета;
- Использование бортовых навигационных систем и наземных маяков для выполнения движения по маршруту согласно графику;
- Контроль показаний бортовых приборов, наблюдение за режимом работы двигателей и переключение на ручное управление внештатных ситуациях;
- Управление экстренной эвакуацией людей из салона при совершении аварийного приземления или посадки на водную поверхность;
- Передача воздушного судна после приземления наземным службам, оповещение их о замеченных во время полета сбоях оборудования;
- Проведение послеполетного брифинга с экипажем, изучение и разбор возникших на маршруте проблем, составление отчетной документации.
Какие задачи должен выполнять пилот?
Пилот должен выполнять следующие задачи:
- Управлять воздушными суднами. Уметь справляться с любыми самолетами. Как теми, что предназначены для мирного времени, так и для военного.
- Уметь использовать приборы, которые установлены в кабинах самолётов. Для того, чтобы эффективно управлять воздушным судном.
- Уметь общаться с диспетчерами. А также со многими другими наземными службами, которые помогут подростку в случае экстренной ситуации. Также, это нужно для того, чтобы иметь возможность сесть на посадку.
- Уметь принимать сложные решения. Чтобы спасти самолет и пассажиров во время экстренных ситуаций.
- Уметь налаживать работоспособность вверенного ему самолёта, если он был по какой-либо причине поврежден.
- Уметь настраивать оборудование, которое установлено в самолёте. И регулировать его настройки.
- Уметь заполнять необходимые документы. К сожалению, бумажной работы в профессии пилота довольно много. Поэтому тинейджер должен быть готов к большим объемам документации.
- Уметь управлять персоналом самолета в условиях критических ситуаций.
Главного пилота можно смело назвать «продюсером полета». Он отвечает за доставку пассажиров из аэропорта А в аэропорт В. Проверяет работоспособность судна. Поддерживает ее в полете. Отвечает за благополучные взлет и посадку.
Какими качествами должен обладать летчик?

Летчик должен обладать рядом физических качеств:
- У него должно быть крепкое здоровье. Как ментальное, так и физическое. Летать в самолете — очень сильная нагрузка на организм. С которой может справиться далеко не каждый человек.
- У него не должно быть хронических недугов. В частности, астмы.
- У него должно быть хорошее зрение. Отличный слух.
- Он должен иметь крепкий вестибулярный аппарат. Который нужен для того, чтобы у пилота не появлялась тошнота во время полета. Чтобы он прекрасно себя чувствовал при совершении неординарных маневров. А также при турбулентности.
- Пилот должен уметь брать ответственность за свои действия. На него возложена безопасность пассажиров. Поэтому он должен уметь принимать непопулярные решения.
- Стрессоустойчивость.
- Умение концентрироваться.
- Хладнокровность.
Также, у пилота не должно быть клаустрофобии. И боязни высоты.
Где учиться на летчика, и на какой специальности?
Выучиться на летчика можно в двух типах учебных заведений. Либо поступив в университет. Либо в ССУЗ.
В колледжах пилотов учат на специальностях, которые именуются «Испытание летательных аппаратов». В университетах список «летных специальностей» шире.
Средне-специальные учреждения
Чтобы стать лётчиком, необязательно поступать в высшие учебные заведения. Еще есть много авиационных училищ, расположенных в различных городах России, где абитуриентов набирают после 9 и 11 класса.
Заведения находятся в этих городах:
- Бугуруслан.
- Омск.
- Сасово.
- Красный Кут.
Если студент поступает в учебное заведение после 9 класса, то ему потребуется учиться 3 года и 4 месяца. На это могут рассчитывать студенты Омского колледжа. Там ведется ежегодный набор на профессии:
- Пилот вертолёта и самолёта.
- Авиамеханик.
- Бортмеханик.
- Инженер по навигационной связи и радиооборудованию.
В колледже обучается примерно 1 тыс. человек, и каждый студент имеет право получить заочное или очное образование. Необходимо учитывать, что отбор в учреждение довольно строгий: поступить получается только половине абитуриентов, подавших документы.
Поступившие на обучение курсанты будут тренироваться на вертолётах и самолётах. Чтобы успешно освоить программу и навыки пилотирования, на территории училища имеются специальные склады, ангары, вертолётные площадки и аэродромы. А также студенты имеют доступ к мастерским и лабораториям, где получают теоретические и практические навыки.
Если гражданин Российской Федерации закончил 11 классов в школе, то он может расширить варианты поступления. В Омский и Бугурусланский лётный колледж можно поступить и после 11 класса. Кроме него, имеется училище Красного Кута, где обучают гражданской авиации. Если человек окончил 11 классов, то обучение в учреждении составит 2 года и 10 месяцев.
Студент изучает пилотирование 5 разных видов самолётов и будет проходить тренировки на специальных тренажёрах. В Красном Куте ежегодно обучение проходят примерно 300 человек. Каждому курсанту предоставляют форму, питание и общежитие. Если молодой человек не поступил на бюджет, то он может подать заявление на платную основу, которая будет составлять свыше 100 тыс. рублей.
В Бугуруслане обучаются коммерческие пилоты. Ежегодно училище принимает 320 человек, большая часть которых обучается бесплатно. В колледже есть большой парк самолётов и специальных тренажёров, необходимых для современного обучения. Платное обучение составляет более 2 млн рублей за весь срок.
После 11 класса абитуриенты могут поступить и в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Прежде учреждение считалось особо престижным, поскольку располагается близко к столице. Но и сегодня оно не теряет лидирующих позиций: в училище имеется большое количество самолётов для обучения студентов. Есть возможность получить бесплатное или платное образование.
В академиях гражданской авиации России курсант имеет право получить дополнительно платные услуги. Это могут быть специальные курсы, переподготовка. В каждом училище есть столовая и пищеблок. За питание платить не придётся. В учреждениях оборудованы актовые залы, оснащены спортивные комплексы для занятий силовой подготовкой.
Студент должен учитывать, что ему придётся придерживаться строгих правил распорядка. Если на обучение поступили сироты или социально незащищённые граждане, они получают материальную поддержку и социальную стипендию.
Нюансы подачи документов
Для зачисления в летные училища после школы необходимо пройти обычные мероприятия. Для начала предоставить аттестат о завершении школы
Преподаватели особое внимание уделяют оценкам по физике, математике, иностранным языкам и русскому. Если возникает спорная ситуация, то оценки будут решающим фактором для поступления абитуриента
Также каждый абитуриент должен успешно пройти медицинское освидетельствование и комиссию с участием профессионального психолога. Сроки прохождения следует уточнить заранее, поскольку окончание приёма справок может отличаться.
Справки и врачи
Прохождение медицинской экспертизы — важный шаг при поступлении. В летчики берут только тех людей, которые полностью здоровы не только физически, но и психологически. Абитуриент должен пройти осмотр у следующих врачей:
- стоматолог;
- нарколог;
- психолог;
- лор;
- венеролог;
- хирург;
- терапевт.
А также понадобится сдать анализы кала, мочи, крови, пройти ЭКГ. Это обязательные процедуры.
Помимо предоставления справки о здоровье, необходимо:
- Правильно составить заявление абитуриента.
- Представить документы, удостоверяющие личность.
- Отправить баллы по ЕГЭ со школьным аттестатом.
- Принести сведения из страхового учреждения, медицинский полис и военный билет.
У каждой авиашколы есть соответствующая лицензия, подтверждающая полномочия обучать студентов ответственному ремеслу. Преподаватели — не любители, а профессиональные лётчики. У некоторых даже есть опыт работы на истребителях.
Как стать пилотом гражданской авиации?
Специалист с коммерческим лётным свидетельством имеет право поступить на работу. Как стать пилотом гражданской авиации, ему объясняют в авиакомпании, где он собирается трудиться. Процедура принятия лётчика в штат в большинстве случаев не претерпевает изменений.
После обучения в лётном училище новоиспечённый специалист может претендовать только на роль второго пилота экипажа.
Как стать гражданским пилотом:
- требуется наличие коммерческого пилотного удостоверения;
- сдача экзаменов: теория и практика;
- медицинское освидетельствование;
- наличие требуемого часового налёта.
Чтобы стать линейным пилотом, получить высшую категорию и устроиться на работу в крупнейшие авиакомпании, необходимо иметь большой опыт в совершении коммерческих рейсов как вторым пилотом, так и командиром экипажа.
Как стать пилотом самолета — что сдавать и где учиться
Какие же требования выдвигаются будущим пилотам и где проходить обучение?
Перед началом овладения этой профессией нужно знать, что лишь наличие летного свидетельства дает возможность управлять самолетом. Выделяется три категории «летных» прав – частный пилот, коммерческий пилот и линейный пилот. Присвоение каждой последующей категории происходит постепенно, так что получить «линейного пилота» сразу не возможно.
Существует три основных места, где проводится обучение пилотированию и выдача летных свидетельств (лицензии на право управления самолетом/вертолетом). Это летное училище, академия гражданской авиации и коммерческие аэроклубы.
Для зачисления на обучение в первые два учебных заведения необходимо пройти экзамен по физической подготовке, а именно проявить себя в беге на дистанции 100м и 1000м, а также сдать нормативы в подтягивании.
Если результаты удовлетворяют комиссию, то человек «рекомендуется к обучению»
Важно понимать, что если на протяжении всего срока в училище или академии здоровье студента ухудшилось, то существует вероятность того, что пилотом по итогу он так и не станет
Аэроклубы же более лояльно относятся к своим потенциальным ученикам, но по окончанию учебного курса пилот получает лишь первую категорию «летных прав» — частный пилот (пилот-любитель), что дает возможность совершать полеты лишь для собственного удовольствия.
Особенности профессии летчик

Летчиками называют специалистов, которые отучились в соответствующем ВУЗе. Изучили теорию и практику по полету на самолетах разных видов. И других летательных аппаратах. Как гражданских, так и военных.
Помимо традиционных самолетов, пилоты могут управлять вертолетами и истребителями.
Большинству людей кажется, что летчик и пилот — слова-синонимы. Однако, это не так. Пилоты — те специалисты, которые работают исключительно на гражданских суднах. Летчики — те, кто пилотирует военные самолеты.
Помимо этого, есть специальность под названием летчик-испытатель. В его задачи входит предварительная проверка и дальнейшее тестирование современных воздушных суден, которые были разработаны инженерами.
О вакансиях и зарплате
По состоянию на 2019 г., в России острый дефицит пилотов, поэтому авиакомпании часто сами предлагают выпускникам работу. Конечно, чтобы начать управлять большим лайнером и перевозить пассажиров, необходимо иметь определенное количество летных часов.
При трудоустройстве в известную организацию доходы пилота могут составлять от 150 тыс. руб. для второго пилота и в среднем 300 тыс. руб. Командиры экипажа получают еще больше. Аэрофлот, например, предлагает им доход до 650 тыс. руб. в месяц + шикарный социальный пакет.
Кроме того, имеются и другие бонусы:
- отпуск 70 дней в году с дополнительной премией;
- бесплатные или скидочные авиабилеты, в том числе и для членов семьи;
- санаторно-курортное обеспечение детей;
- разнообразные виды страхования;
- забронированное место парковки в аэропорту;
- бесплатные курсы повышения квалификации и перехода на другие виды судов;
- компенсация оплаты жилья на период обучения.

Фото: xusenru/pixabay
Открытых вакансий много. Аэрофлот набирает пилотов всех категорий, в том числе и командиров. Он погашает задолженность по ученическому договору перед предыдущим работодателем в связи с досрочным прекращением работы, если это необходимо. Принимаются также бывшие военные летчики. Обязательно знание английского языка на высоком уровне. Стать пилотом Аэрофлота с нуля практически невозможно, если только вы не обладаете выдающимися способностями.
S7 Airlines, еще одна крупная российская авиакомпания, также постоянно подбирает пилотов высокого класса. Требования и условия те же.
«Россия», базирующаяся в Санкт-Петербурге, также набирает вторых пилотов с оплатой до 450 тыс. руб. и командиров до 650 тыс. руб. На работу принимаются даже выпускники училищ и иностранные граждане – настолько велика нехватка профессионалов.
Конечно, региональные компании предлагают чуть менее внушительные заработки, однако, и они достаточно высоки.
О том, можно ли стать лётчиком после 30 лет, смотрите в видео:
Основные требования
Порядок поступления в любое учебное заведение военной и гражданской авиации в целом одинаков:
- подача документов;
- медкомиссия. Проводится по той же схеме, что и для пилотов перед полетами или при поступлении на работу. Все очень строго;
- проверка уровня физической подготовки. Включает отжимание, прыжки, подтягивание, бег на 100 и 1000 м, упражнения для пресса;
- психологическое тестирование;
- проверка результатов экзаменов по математике, физике и русскому языку.
К каждому из следующих этапов переходят только в случае прохождения предыдущего.

Фото: imcockpit/pixabay
Кроме аттестата и результатов ЕГЭ, необходимо предоставить:
- справки 086/у с заключением о годности к обучению и из психоневрологического диспансера;
- копии сертификата о прививках (форма 156/у-93г. или 063) и медицинского полиса.
Из личностных требований имеют значение:
- высокий уровень стрессоустойчивости;
- честность;
- готовность работать в команде.
Материал в тему! Как устроиться на работу в Росгвардию.
Женщины-пилоты гражданской авиации в России
Большинство людей привыкло к тому, что летчик – это мужчина. Поэтому для них женщина-пилот гражданской авиации – это что-то из ряда вон выходящее. Однако реальность такова, что управлять самолетом могут как мужчины, так и представительницы слабого пола. Вот только почему-то даже сегодня к большим авиалайнерам их подпускают с опаской. И тем не менее в России есть примеры женщин, управляющих такими гигантами.
Так, Ольга Кирсанова уже несколько лет пилотирует пассажирский самолет весом более ста тонн. Она уверена, что заполучить место в кабине крылатой машины может каждый – главное захотеть этого всем сердцем. Что правда, самой Ольге пришлось сильно попотеть, чтобы добиться своего положения, так как руководство ее авиакомпании уж больно долго не могло решиться на это назначение.
Прохождение медицинской комиссии
Все пилоты гражданской авиации проходят строгую медицинскую проверку. При этом она проводится как перед началом обучения, так и по его завершению. Также медицинскую комиссию придется ежегодно проходить и после устройства на работу, в противном случае пилота попросту не допустят к вылету.
Сложность заключается в том, что поводом для негативного заключения может стать любой изъян или болезнь. Если говорить о коммерческих перелетах, то врачи могут запретить вылеты даже из-за того, что у человека нет парочки зубов. Это связано с тем, что подобный дефект искажает речь, а это, в свою очередь, затрудняет общение с диспетчером авиавышки.
Поиск подходящего места работы
В поисках работы, естественно, все пилоты гражданской авиации в России отталкиваются от того, какая лицензия у них есть. Так, при наличии CPL следует попытаться устроиться в небольшую авиакомпанию, занимающуюся предоставлением туристических услуг. Как вариант, можно рассмотреть вакансии инструкторов в летных школах, однако тогда придется окончить дополнительные курсы.
Куда больше перспектив открывается перед теми, кто владеет лицензией ATPL. В этом случае велика вероятность, что большая авиакомпания сама предложит вам работу. Вот только есть одно но — скорей всего придется записаться на специальные курсы, позволяющие освоить управление авиалайнером.
Беда в том, что их стоимость довольно высока. Следовательно, придется заключать особый договор, согласно которому пилот будет отчислять часть своей зарплаты, дабы погасить долг перед авиакомпанией. К тому же изначально новичка допускают лишь к должности 2-го пилота, так как капитанское место требует наличия опыта полетов на крупных самолетах (свыше 1,5 тыс. часов).
Летные лицензии
На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.
Итак, существуют следующие виды лицензий:
- PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
- CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
- ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.
Достоинства и недостатки профессии
- Несмотря на техническую сложность, профессия является вполне доступной, так как стать гражданским пилотом можно даже без высшего образования;
- Летчики имеют много бонусов, среди которых долгий отпуск, финансовая помощь при найме на работу, лечение для членов семьи и ранний выход на пенсию;
- У пилотов самая высокая зарплата в России. Доход командира авиалайнера в два раза больше того, сколько зарабатывает менеджер по продажам в «Газпроме»;
- Летчик может побывать в десятках экзотических стран и осмотреть сотни городов, не вкладывая в путешествия ни копейки из личных средств;
- У пилотов гражданской авиации нет границ. Так как знание английского языка для них обязательно, они могут устроиться в любую авиакомпанию мира.
Однако опасность полетов не является секретом. Многие люди, осознавая реальность и тяжесть последствий авиакатастроф, предпочитают выбирать более спокойную работу и задумываются о том, сколько зарабатывает архитектор в России. Но на самом деле лайнеры падают редко, тогда как другие минусы профессии выглядят не менее важными:
- Сидячая работа, стрессы, перепады давления не лучшим образом влияют на здоровье пилотов. У многих из них после 40 лет появляются проблемы с сердцем;
- Летчик отвечает за все происходящее в полете. Даже если он предотвратит аварию и спасет пассажиров, его ждут не премия и медаль, а допросы и штрафы;
- У пилотов непредсказуемый график работы. Как следствие, они редко бывают дома и сталкиваются с нехваткой времени на общение с семьей;
- Часто приходится летать ночью и перемещаться через несколько часовых поясов. Это приводит к дезориентации организма и вызывает накопление усталости;
- После ухода из авиации сложно найти место в жизни. Вряд ли бывшему командиру лайнера приятно озадачиваться тем, сколько зарабатывают таксисты в Москве.
Как стать пилотом «Аэрофлота»?
«Аэрофлот» является крупнейшей авиакомпанией и национальным перевозчиком России, выполняющий внутренние и международные рейсы по всему миру. Работать в ней престижно и почётно. Авиакомпания проводит жёсткий отбор своих сотрудников, так как ей требуются только высокопрофессиональные кадры.
Как стать пилотом самолёта? На базе «Аэрофлота» созданы собственные лётные школы и разработаны программы по переподготовке персонала. При поступлении на работу пилот должен иметь при себе коммерческое удостоверение.
Первый этап полуторагодового обучения приходится на Ульяновское училище гражданской авиации. Затем школа «Аэрофлота» в течение шести месяцев готовит пилота к получению свидетельства Commercial Pilot Licence или Multi-crew Pilot Licence.
Стоимость обучения в размере двадцати семи тысяч долларов оплачивается самим пилотом. «Аэрофлот» предоставляет своему сотруднику кредит на эту сумму с условием, что он должен отработать в авиакомпании в течение пяти лет. С ежемесячной заработной платы у него будет удерживаться сумма в размере 450 долларов в счёт погашения кредита.
Для экономии денежных средств компания решила проводить обучение своих курсантов на лёгком двухдвигательном самолёте Diamond Aircraft австрийского происхождения. Также школа «Аэрофлота» оснащена новейшими тренажёрами, что позволяет проводить множество манипуляций на земле.
Авиакомпания предлагает пройти ускоренные курсы переподготовки стоимостью в 100 тыс. долларов. Первоначальный взнос в размере 55 тыс. долларов оплачивает курсант самостоятельно, а на оставшуюся сумму «Аэрофлот» предоставляет кредит.
Какое образование нужно
На самом деле, чтобы стать пилотом гражданской авиации даже не нужно высшее образование. Как правило, вполне хватает и среднего специального по специальности «Техническая эксплуатация летательного аппарата». На сегодняшний день получить профессию вы можете в двух видах учебных заведений:
- Специализированное летное училище.
- Школы частных летчиков (дают возможность получить специализацию пилота-любителя, но об этом позже).
Вместе с тем не следует обольщаться по поводу отсутствия необходимости высшего образования, чтобы стать пилотом гражданской авиации. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров для государственных и частных авиакомпаний, предъявляют крайне серьезные требования к отбору кандидатов. Пройти их может далеко не каждый, особенно это касается здоровья.
Несмотря на возраст абитуриентов, требования к ним будут предъявляться как к уже состоявшимся летчикам
Обращаем ваше внимание, мы говорим об этом абсолютно серьезно! От вас потребуют пройти углубленный медицинский осмотр, где каждая мелочь может закрыть вам «путь в небеса», после чего направят на тестирование по физической подготовке. Если вы хотите стать пилотом гражданской авиации, от вас потребуют сдать следующие нормативы:
- бег на спринтерские и стайерские дистанции;
- отжимания/подтягивания;
- прыжок в длину;
- упражнения на пресс.
Медицинский осмотр проходится не в обычной поликлинике, а под присмотром специальной медкомиссии. Требования для кандидатов крайне жесткие. Помимо, собственно, физического здоровья, от вас потребуется и сдача психологического теста
Здесь уделяется едва ли не большее внимание, чем к физическому состоянию. Даже если у двух претендентов будут одинаковые баллы, пройти сможет тот, кто, по мнению специалистов, лучше сдал тест
Более того, если вы желаете стать пилотом гражданской авиации, вам придется следить за здоровьем на протяжении всего периода учебы. Даже если вы будете отличником, вас могут отчислить из-за ухудшения состояния или выявления каких-либо заболеваний.
Какие качества нужны пилоту?
сколько зарабатывает водитель автобуса
Быстрая реакция. В воздухе все решают секунды. Если пилот не успеет своевременно заметить проблему и устранить её, последствия могут быть ужасными;
Хладнокровие
При возникновении опасной ситуации на высоте в десять километров важно не поддаваться панике и сохранять способность мыслить трезво;
Внимательность. В кабине лайнера находятся десятки приборов, показания которых важны для безопасности, а следить за ними приходится одновременно;
Выносливость
На дальних рейсах приходится проводить за штурвалом 10–14 часов подряд. Чтобы так долго не терять концентрации, нужен крепкий организм;
Ответственность. Пилоту не так просто летать с пониманием того, что от него зависят жизни сотен пассажиров и сохранность машины ценой в 250 млн долларов;
Решительность. Огромный лайнер не потерпит и тени сомнения со стороны пилота, особенно если ситуация требует немедленного совершения сложного выбора;
Сообразительность. Несмотря на наличие инструкций, нельзя все время летать по шаблону. Чтобы находить правильные решения, требуется высокий интеллект;
Пространственное мышление. В густом тумане или над облаками, где нет ориентиров, сложно представлять себе реальное положение и скорость самолета;
Пунктуальность. График полетов расписан по минутам. Если летчик будет опаздывать на брифинг или готовиться к рейсу с задержкой, он подведет всю команду.