Как школьнику выбрать будущую профессию: тесты на профориентацию и советы родителям

Содержание:

Как родители могут помочь подростку с выбором профессии

2. Учитывайте предпочтения и способности ребенка

Чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, следует помочь ему разобраться в себе, в своих предпочтениях и способностях. И работать над этим следует не в подростковом возрасте, а гораздо раньше: пробовать различные занятия, кружки и секции. Это поможет выявить и развить склонности и интересы, определить, что получается лучше всего, а что вызывает сложности и затруднения. В дальнейшем, когда вы с подростком будете рассматривать разные профессии, то сможете их оценивать с точки зрения необходимых навыков и компетенций.

3. Расскажите ребенку, что работа – это не всегда хобби

Однако выбирать профессию, руководствуясь только предпочтениями и вкусами, тоже нельзя. Задача родителей – донести, что профессиональная деятельность должна стать базой, которая даст возможность содержать себя и свою будущую семью. Например, тот факт, что ребенок с детства занимается спортом и даже имеет определенные успехи, не означает, что он и профессиональную деятельность должен связать со спортом. Спорт – это важный элемент и физического, и личностного развития, но в будущем он может быть просто хобби и увлечением, а для самореализации и формирования своего благосостояния может быть выбрано другое направление.

4. Узнайте, какие профессии востребованы на рынке труда

Изучите реальный спрос на рынке труда. Бухгалтеры, экономисты, адвокаты и менеджеры на сегодня являются востребованными только после достижения определенного уровня профессионализма. А это значит, что с трудоустройством по окончании обучения могут возникнуть серьезные проблемы. Рекомендуется обратиться к статистике центров занятости и далее рассматривать профессии сразу с трех позиций: востребованность, перспективность развития в ближайшие годы и уровень оплаты.

5. Познакомьтесь вместе с профессиями изнутри

Когда определен круг интересующих профессий, постарайтесь изыскать возможность для ознакомления с этой работой изнутри – различные экскурсии на предприятия, общение с работающими в этой области специалистами и т. д. Ребенок должен получить представление, в чем реально заключается работа по выбранной специальности, и как проходит рабочий день.

6. Рассмотрите оригинальные и неочевидные решения

Расширьте кругозор и выйдете за рамки привычных и «модных» профессий. Направлений профессиональной деятельности существует огромное количество, и не стоит зацикливаться на ВУЗах своего региона. Изучите вместе с ребенком, какие вообще существуют специальности, чему учат в вузах за пределами вашего города или даже страны. Возможно, его заинтересует профессия, которая не характерна для вашего региона, но востребована и перспективна в другом (туризм, виноделие, животноводство и т.д.).

7. Дайте ребенку право выбрать учебное заведение и право прервать обучение

После всех совместных рассмотрений, обсуждений и представленных аргументов хорошо бы дать время ребенку все осмыслить и сделать самостоятельный выбор. Не факт, что он понравится родителям и окажется верным. Но это будет его выбор. И следующий важный момент – если после 1-2 лет обучения по выбранной специальности ребенок поймет, что это «не его», он теперь знает, чем действительно хочет заниматься, нельзя заставлять его доучиваться ради диплома. Необходимо поддержать и дать возможность найти свой путь реализации.

Надеемся, что наши советы помогут и вам, и вашему ребенку!

София Шевченко

Фото с сайта nfourok.ru

Насколько ребенок вам доверяет

Уверенность в близком человеке даёт спокойствие и силы развиваться, творить, радоваться новому дню. Когда родители замечают, что ребенок замыкается в себе или трудные ситуации выбивают его из колеи, то часто уже пропущен момент, когда детское доверие пошатнулось. Ответив на вопросы теста, вы сможете по-новому взглянуть на свои отношения с ребенком. Пройти тест

Факторы, влияющие на выбор ребенком профессии

Дело в том, что правильное определение дальнейшего рода деятельности и профессии — одно из главных условий счастливой жизни. Это дает человеку осознание собственной значимости в окружающем обществе и твердые жизненные позиции.

Конечно путь профессионального самоопределения очень сложен и зависит от многих факторов. Прежде всего, на выбор ребенком будущей профессии влияет:

  1. Мнение родителей. Бывает, что родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, возлагая на него и ответственность за это. Случается, что взрослые полностью контролируют подростка, загоняют в строгие рамки. При этом проецируя на ребенка свои нереализованные мечты в профессиональном плане, мешают его осознанному выбору профессии.
  2. Суждения друзей. Как известно, существует понятие стадного инстинкта. Особенно ему подвержены старшеклассники, склонные к подражанию. В этом случае влияние сверстников может быть определяющим в профессиональном определении.
  3. Позиция школьных учителей. Педагог может определить склад мышления ребенка. Бывает, что одни дети любят творческие предметы, а другие хорошо разбираются в точных науках. Поэтому преподаватель может положительно повлиять на выбор профессии учащимися.

Также огромную роль в поиске направления трудовой деятельности подростка играют его психологические особенности.

Рубежи профориентации

У большинства детей без каких-либо ярко выраженных способностей (например, абсолютный музыкальный слух в три года) склонность к определенным видам деятельности выявляется в семь-восемь лет, когда завершается период игровой деятельности и начинается развитие эмоциональной сферы. До этого возраста проявляются в основном творческие способности, и зачастую нет смысла чем-либо серьезно заниматься, потому что ребенок еще не способен осознавать, например, гимнастику или плавание как «работу». Решение погружаться в это для него — игра, зависящая от факторов «хочу»/«не хочу». До семи-восьми лет ребенок в целом может интересоваться только игровыми видами деятельности и ходить в секции лишь ради друзей. И только потом начнется пора настоящего интереса к спорту, музыке или шахматам.

Подростковый кризис (примерно 13 лет) тоже может повлиять на интересы ребенка, который начинает искать себя в мире. Причем возможны два варианта: попытка стать максимально самостоятельным и выбрать «взрослое» занятие или, наоборот, всеми силами пытаться отодвинуть взросление и вернуться к детским увлечениям. Например, ребенок до школы занимался плаванием, потом бросил, и в 13-15 лет снова хочет туда же, просто потому что эмоционально процесс возвращает его в условные шесть-семь лет.

После завершения подросткового периода (18-19 лет) эмоциональная сфера начинает сдавать позиции перед рациональной, и это тоже может повлиять на смену интересов человека. Выбор профессии уже чаще происходит не по критерию «нравится» или «не нравится», а с учетом перспективности, востребованности, полезности для мира и общества. В исследовании, проведенном в Бразилии на людях в возрасте 12-65 лет, четко прослеживаются изменения ценностей с течением жизни. Для 20-30 летних было характерно стремление к карьерному росту, в то время как после 30 лет рос интерес к семье, и здесь на первый план может выйти стабильность профессии, а не ее перспективность.

Экономика образования

Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений

В исследовании коммуникационной группы ADV Group, проведенном в 2014 году (больше подобных исследований не выполнялось), четко видны изменения интересов в зависимости от возраста. У подростков 13-17 лет акцент идет на видеоигры, спорт, моду, музыку и танцы, а у студентов 18-24 лет приоритеты смещаются: спорт теряет актуальность и пропадает из топа. Возможно, одна из причин в том, что родители в этом возрасте уже перестают влиять на выбор ребенка, и он может уйти из секций, в которые его отдали. Кроме того, часто после школы те, кто не планирует дальше связывать жизнь со спортом, бросают его. У молодых людей 25-34 лет в топе интересов остается мода, появляется тяга к кулинарии и возвращается на прежние позиции спорт. После 35 лет картина остается прежней, но добавляются путешествия, а после 45 лет в топ попадает литература, которая остается актуальной и для людей 55-64 лет, и для тех, кому 65-74 лет, но сюда также добавляются искусство и кино.

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются… Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги.

Екатерина Крушинская Консультант: Анна Назарова, психолог, сотрудник кадрового агентства

Как помочь ребенку найти свой путь: 8 пунктов

Если посчитать, то 70% жизни — это время, потраченное на работу

Поэтому очень важно сделать правильный выбор: и родителям, и ребенку. Что поможет детям выбрать нужную дорогу в профессии?

1. Узнать, чего хочет ребенок

Спросите у ребёнка, чего он хочет? С детских лет он должен научиться брать ответственность за свои решения и понимать, что решение, принятое сегодня, повлияет на его жизнь завтра.

2. Составить предварительный список профессий

Составьте с ребенком предварительный список сфер деятельности и профессий. Минимум 10 различных вариантов по приоритетности, где ему интересно было бы себя реализовать: от 1 — «очень хочу» и до 10 в порядке убывания желания.

Сейчас огромный выбор профессий. Посмотрите, какие есть новые в этих сферах, так как о многих мы даже не слышали.

3. Помогите ребенку увидеть его таланты и способности

Помогите ребёнку увидеть его таланты и способности, данные при рождении – это его внутренний гений! Лучше приложить усилия и развить сильные стороны ребёнка, чем потратить кучу времени, чтобы научить бабочку производить мёд.

Я точно знаю, что каждый из нас наделён уникальными «дарами» и важно не проигнорировать их, а разглядеть, отшлифовать и сделать своим неповторимым отпечатком

4. Выбирайте профессию, исходя из желаний

Выбирайте профессию не исходя из того, «что я уже знаю и видел как это работает», а исходя из того, «кем бы я хотел стать?». Тогда какие знания и предметы для этого необходимы?

Другими словами, знания нужно подгонять под профессию, а не профессию под знания. Тогда уже читайте книги, углубляйтесь в необходимые предметы.

5. Изучите рынок труда

Изучите рынок труда и определите, какие профессии сейчас не просто популярны, а именно востребованы. Посмотрите, кто сейчас требуется и какую предлагают оплату.

6. Отберите пять профессий и изучите их

Отберите из этого списка предпочтений три-пять тех, которые попадают по критериям: хочу, теоретически могу, востребовано. И изучите эти профессии изнутри.

Возможно у вас есть знакомые в этих профессиях. Или найдите возможность съездить и познакомиться с этой профессией поближе. Поговорите с теми, кто уже этим занимается, чтобы знать преимущества и сложности профессии.

7. Найдите недостающую информацию

После полученной информации сядьте с ребёнком и подумайте, совпадают ли знания о профессии с желанием и ценностями ребенка. Если нет, то чего не хватает, чтобы сделать окончательный правильный выбор? Найдите недостающую информацию и пересмотрите список предпочтений.

8. Дайте ребенку сделать свой выбор

Дайте ребенку сделать выбор. Если после такого тщательного отбора, ребёнок через пару курсов решит, что «это не его», не паникуйте, любящие родители. Сядьте и проанализируйте вместе с ним: что не так, чего не хватает и что дальше делать?

Поверьте, один-два года учебы ничто по сравнению со всей жизнью! Лучше ребенку определиться и поступить туда, куда он хочет, чем окончить университет, получить диплом и не работать по специальности. Или ещё хуже, работать и быть не счастливым.

Любите своих детей, доверяйте им и уважайте их выбор. Помогайте ребенку найти свой путь, но формируйте самостоятельность в нем. Тогда ваше чадо точно сделает правильный выбор!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Виктория Кривошеина

  • Харьков,Украина

Я сертифицированный трансформационных коуч IPS. Член международной ассоциации коучей и тренеров IPACT. Врач. Помогаю выйти на новый уровень себя и «сорвать свой потолок», быть в ресурсе, мечтать правильно и достигать любых целей!

Записаться на консультацию

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип «человк-человек» разбили на два: «социальное общение» (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и «общение в сфере бизнеса» (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)

Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария

менеджер

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

Кого читать, чтобы планировать свою карьеру

У специалистов сферы HR и экспертов в карьерных стратегиях часто можно подсмотреть полезные приемы. Например, как вести себя на собеседованиях или что читать (смотреть), чтобы быть в курсе новостей рынка труда.

Елена Резанова — специалист по карьерным стратегиям и самореализации, автор книг. На ее странице есть полезные эфиры, рекомендации фильмов и книг «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя» и «Сейчас. Блокнот для выхода из тупика», постов о карьере и психологических аспектах саморазвития.

Карьерный консультант Елена Иванчикова на своей странице пишет о том, как планировать карьеру, готовиться к собеседованиям, развивать навыки самопрезентации. В рубрике #карьерапосредам Елена публикует видео разных аспектах развития карьеры.

Елена Гоноровская пишет о том, как в обычных ситуациях можно заметить психологические и профессиональные моменты, которые будут влиять и на карьеру. В постах делится полезной информацией, связанной с HR, изменениями на рынке труда.

Максим Спиридонов — генеральный директор «Нетологии» и основатель онлайн-школы «Фоксфорд» пишет об образовании, бизнесе и трендах. На его странице много анонсов масштабных мероприятий, интервью и ссылок на статьи про обучение и предпринимательство.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять

Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка

Поясняет психолог Анна Назарова:

«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».

Как помочь ребенку выбрать профессию

Говорите с ребенком о будущем

Рассказывайте, как вы его видите, слушайте, как он видит его. Не давите своими приоритетами, лучше просто фантазируйте. Попробуйте поговорить о профессиях будущего. О каком-нибудь воспитателе роботов, например. Есть такая книга, даже исследование — «Атлас новых профессий». К нему можно относится по-разному, но для начала разговора о профессиях с ребенком он может подойти. С помощью таких диалогов, вы поймете, как видит ребенок мир и какое место в нем он хочет занять.

Говорите с ребенком о прошлом

Вспомните себя, свои школьные и институтские годы. Первые шаги, а может быть, ошибки. Ваши первые попытки заработать и т. д. Попробуйте честно рассказать вашему ребенку про сложности отношений в коллективе, про разных людей и разные мнения. Безусловно все это будет восприниматься через определенную призму юношеского максимализма, но базовые тезисы взрослой жизни отложатся в памяти у вашего чада.

Смотрите с ним правильные фильмы

Хотя бы пару раз в месяц просматривайте вместе научно-популярные фильмы. С помощью подобной информации, вы быстро поймете, что нравится вашему ребенку, а что ему безразлично. Подобная методика относительно быстро принесет свои результаты, и вы с большой долей вероятности поможете ребенку выбрать профессию и не ошибиться. Может быть ваш ребенок увидит в себе инженера-конструктора, военного или научного исследователя

Только тут важно понимать и отсеивать семена от плевел. Если после просмотра исторической документалистики ваш ребенок начал собирать модели танков, участвовавших в первой мировой войне, это совсем не значит, что ему интересна профессия конструктора или танкиста. Может быть ему просто интересна тема истории или геральдики

Может быть ему просто интересна тема истории или геральдики.

Знакомьте его с профессиями

Во многих зарубежных школах есть такая практика, как знакомить детей с профессиями, когда на уроки приглашают родителей, дабы они рассказывали о том, чем они занимаются в жизни и как это помогает им. Вы вполне можете предложить подобное на одном из родительских собраний. Если это не вызовет у других родителей одобрения, то вы вполне можете, как альтернативу, использовать интернет или документальные фильмы. В сети есть много информационных роликов о профессиях. Главное, не давите, и не отбейте желание изучать подобный материал.

Помогите ребенку заработать первые деньги

Очень важный момент который поможет ребенку выбрать профессию — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Но придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

Экономика инноваций

16 типов личности: как строить отношения с коллегами на удаленке

Насколько родитель должен вмешиваться в процесс профориентации подростка?

Очевидно, что у взрослого человека больше опыта и понимания рынка труда. Как правильно действовать?

Выбор профессии состоит из нескольких элементов

В процессе самоопределения важно обратить внимание на несколько факторов. Первое – понимание своих ценностей и интересов. Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон

Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений

Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон. Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений.

Что может сделать родитель?

А) помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей

Можно пройти профориентационный тест, поработать со специалистом в профориентации, коучем или наставником.

Б) рассказать подростку о существующих профессиях

Можно начать с себя и своих родственников, друзей и знакомых семьи. Пусть подросток возьмет у них интервью о том, чем они занимаются и что нужно, чтобы стать экспертом в их области.

Такое интервью с экспертом – часть нашей профориентационной программы, и оно качественно меняет восприятие подростками мира профессий.

Роль родителя в процессе профориентации подростка – помочь получить информацию в экспертных источниках и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.

Желаем вам удачи в этом нелегком, но важном процессе!

Если вашему ребенку тяжело выбрать профессию самостоятельно, запишитесь на онлайн-консультацию «Дни бесплатной профориентации». Эксперт поможет подростку выбрать профессию: проведет специальный профориентационный тест, проанализирует его результаты и подберет подходящий вариант в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Индивидуально для каждого!

Внутренняя и внешняя мотивация

Я занимаюсь профориентацией и коучингом профессионально уже несколько лет, работаю как с подростками, так и с взрослыми людьми. За годы работы я заметила одну важную закономерность.

Люди, которые при выборе сферы деятельности ориентируются на свои интересы и способности, реже меняют эту сферу в будущем. Такие люди больше удовлетворены работой и заинтересованы в выстраивании карьеры. Внутренняя мотивация позволяет им постоянно развиваться и получать удовольстиве. Даже когда что-то не складывается на конкретной должности, всегда можно поменять компанию, подход, получить дополнительные навыки.

Еще есть люди, которые при выборе профессии ориентируются на престиж, востребованность, средний заработок и другие внешние факторы. Часто они, уже добившись успехов в какой-то сфере, приходят к нам, чтобы поменять ее и найти свои настоящие интересы. А сколько людей, выбравших не свою сферу, пока не задумались о смене профессии! К сожалению, миллионы людей во всем мире страдают, потому что принимали решения, опираясь на внешнюю, а не на внутреннюю мотивацию.

Эта проблема распространена и среди молодых ребят. К нам в учебный центр MAXIMUM часто приходят студенты, которые уже поступили в вузы, но поняли, что выбранная специальность им не подходит. Им нужно готовиться к ЕГЭ заново — начинать эту безумную гонку сначала, так как для поступления на новые специальности часто требуются другие предметы.

Хотите избежать страданий и выбрать профессию, которая будет приносить вам удовольствие? Приходите на консультацию по профориентации в MAXIMUM! Эксперт поможет ребенку поймет, как принимать осознанные решения, какие у него интересы и сильные стороны. Все это абсолютно бесплатно!

Если не знает, что выбрать

Так бывает в двух случаях: либо ребёнок одинаково успешен в нескольких областях, либо имеет во многих сферах лишь поверхностные знания. В этом случае полезно начать делать хоть что-то: составить список привлекательных профессий и начать осваивать одну из них.

Первым шагом может стать стажировка или посещение тематического кружка. Если школьнику интересна работа с животными или растениями, стоит обратиться на станцию юннатов. Если привлекает юриспруденция — полезно устроиться помощником в адвокатскую контору. Возможно, через пару месяцев школьник откажется от своего выбора. Это хорошо, ведь теперь можно двигаться дальше и пробовать следующий вариант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector