Типы гипотез в научных исследованиях (и примеры)

Определение категорий в ст. 211 ГК РФ

И, наконец, рассмотрим пример гипотезы в статье 211 Гражданского кодекса, действующего на территории Федерации. Здесь риск случайного повреждения или случайной гибели имущества является гипотезой. Его несет именно собственник, если иные правила не предусмотрены договором или законом (это уже диспозиция). Под юридической нормой (другими словами, нормой права) следует понимать общеобязательное веление, которое выражено в виде государственного и властного предписания. Оно регулирует общественные отношения, правовые нормы, устанавливающие определенный поведенческий шаблон в конкретной ситуации.

Гипотеза, санкция и диспозиция в УК РФ

Выделим примеры гипотезы, диспозиции и санкции в ст. 105, 106 УК РФ. Убийство, иными словами, причинение смерти иному человеку умышленно, наказуемо, как правило, лишением свободы. Срок составляет от 8 до 20 лет. Категория убийства может содержать следующие компоненты (обстоятельства):

  • Убийство двух или большего количества лиц.
  • Лица или его близких по причине осуществления им (ими) служебной работы или исполнением долга перед обществом.
  • Малолетнего или другого лица, которое для виновного заведомо находится в беспомощном состоянии. В равной степени здесь рассматривается убийство, которое сопряжено с похищением гражданина.
  • Женщины, когда виновному заведомо известно, что она находится в состоянии беременности.
  • Убийство, реализованное с особой степенью жестокости.
  • Совершенное способом, опасным для общества.
  • Убийство в соответствии с мотивом кровной мести.
  • Совершенное группировкой лиц, группировкой лиц по предварительному сговору или группировкой организованного типа.
  • По найму или из корыстных побуждений, а равно убийство, которое сопряжено с разбоем, бандитизмом или вымогательством.
  • Из хулиганских побуждений.
  • Убийство с целью скрыть иное преступление или в некоторой степени облегчить его осуществление, а равно сопряженное с насильственными действиями сексуального плана или изнасилованием.
  • По мотивам расовой, религиозной, политической, идеологической или национальной вражды или ненависти.
  • В целях применения тканей или органов потерпевшего.

Во всех перечисленных случаях наказание предусматривает ограничение свободы на срок от 8 до 20 лет с лишением свободы на период от 1 года до 2 лет. В некоторых ситуациях имеет место пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.

Итак, разберемся. В соответствии с теорией уголовного права, статьи (нормы права) классифицируются на части: гипотеза, диспозиция и санкция. В данном случае под гипотезой следует понимать название непосредственно статьи. Примером гипотезы является слово «убийство», которому необходимо дать понятие, расшифровать. Диспозиция — не что иное, как содержание этого термина (стоит отметить, что оно дано в ч. 1 ст. 105). Под санкцией следует рассматривать то, что получит виновный за это убийство.

Важно заметить, что практически во всех статьях Особ. части УК, в частности, в приведенных статья 105 и 106 примеры правовой гипотезы и диспозиции слиты

Их невозможно разделить. Понятие убийства двух и большего количества лиц, а также убийства, реализованного с особой жестокостью — эти категории представляют собой как диспозицию, так и гипотезу. Исключением выступает ст. 331 УК РФ. Она не делится на диспозицию и гипотезу, так как содержит понятие правонарушений, преступлений против военной службы. Так, в приведенных статьях выделить диспозицию и гипотезу практически невозможно. Под санкцией же необходимо понимать меру наказания, предусмотренную данными статьями.

Отличие Гипотезы от Теории

Часто можно встретить ситуации, когда люди случайно, по не знанию или намеренно путаются в терминах «теория» или «гипотеза». Так можно часто услышать фразу: «Это всего лишь теория…», которую относят к таким явлениям как «Глобальное потепление», «Эволюция» и другие. На самом деле существуют довольно точные критерии, которым могут отнести утверждение к одной или другой категории. Так в представленной ниже таблице показано отношение Ньютона к данным терминам: Определения понятий «теория» и «гипотеза»

Теория Гипотеза
Утверждение тогда и только тогда является теорией, когда оно удовлетворяет всем следующим критериям: Утверждение тогда и только тогда является гипотезой, когда оно удовлетворяет одному или нескольким следующим критериям:
Т1. Это утверждение точно является истиной, ибо оно было достоверно выведено из экспериментов. Х1. Это утверждение в лучшем случае хотя бы высоко вероятно является правдой.
Т2. Это утверждение экспериментально — то есть оно имеет экспериментально тестируемые последствия. X2. Это догадка или предположение — это то, что не основано на экспериментальных свидетельствах.
Т3. Это утверждение относится к измеримым и наблюдаемым свойствам вещи, а не к её «природе». X3. Это утверждение имеет отношение к «природе» вещи, а не к наблюдаемым, измеряемым её свойствам.

Ньютон считал свою «теорию универсальной гравитации» именно теорией, ибо она может быть подтверждена экспериментами. Но с другой стороны, объяснения, причины этого феномена он относил к гипотезам, ибо это уже относилось к объяснению природы явления гравитации, так как возможности для измерения или подтверждения любых утверждений о причинах возникновения гравитации экспериментально в те времена не существовало. Другими словами гипотеза

о природе гравитации пытается ответить на вопросы: «Почему гравитация есть?» и «Что является причиной гравитации?», атеория гравитации отвечает на вопросы: «Существует или нет гравитация?», «Насколько сильна гравитация?» «Как измерить гравитацию?».

Что выражает гипотеза

Итак, мы рассмотрели примеры гипотезы в праве. Стоит заметить, что она может выражать:

  • сроки вступления прав. нормы в действие;
  • достижение конкретного возраста гражданина, который является субъектом права;
  • место и время совершения определенного события;
  • «принадлежность» гражданина к конкретному государству;
  • самочувствие, от которого напрямую зависит возможность осуществления права.

Например, несовершеннолетний, который достиг возраста шестнадцати лет (это гипотеза), объявляется полностью дееспособным (это диспозиция), если он работает в соответствии с трудовым договором (это продолжение гипотезы). Пример взят из ст. 27 ГК РФ. Или в нормах семейного права есть обстоятельства заключения брака. Так, согласно п. 1 ст. 10 СК РФ «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния». Это условие органа или места заключения брака. «Обязанности и права супругов появляются со дня регистрации заключения брака» (п. 2 ст. 10 СК) — это условие момента появления брачного правоотношения.

Выдвижение гипотезы

Для выдвижения гипотезы потребуется иметь некоторые факты, относящиеся к определенному явлению, и они должны обосновывать вероятность предположения, пояснять неизвестное. Поэтому вначале происходит сбор материалов, знаний и фактов, относящихся к определенному явлению, которое будет в дальнейшем поясняться.

На основании материалов высказывается предположение о том, что же представляет собой данное явление, или, другими словами, формулируется гипотеза в узком смысле. Предположение в данном случае представляет собой некое суждение, которое высказывают в результате обработки собранных фактов. Факты, на которых сделана гипотеза, можно логически осмыслить. Вот так появляется основное содержание гипотезы. Предположение должно отвечать на вопросы о сущности, причинах возникновения явления и так далее.

Как составить цель проектной работы

Цель проекта напрямую зависит от выбранной темы, дисциплина, по которому выполняется проект, а также взаимосвязана с объектом и предметом, определённым во введении проектной работы (именно поэтому желательно объект и предмет определять перед целью).

Рассмотрим алгоритм составления цели проектной работы:

  1. Для удобства можно выписать отдельно на листок или напечатать в документ Word:
  • тему проекта;
  • предмет который определён во введении (не путать со школьным предметом);
  • объект который был составлен во введении.

Подобрать глагол или отглагольное существительное, который будет описывать то, что будет выполнено в ходе работы над проектном, например:

  • если будет только теоретическое исследование, можно использовать – изучить, выяснить, определить и т.д.;
  • если выполнение проектной работы подразумевает практическое исследование, это необходимо отразить в цели – исследовать, установить, определить и т.д.

Необходимо записать наиболее подходящий глагол для удобства можно на отдельной строке (можно даже несколько).

Простой вариант. Можно просто подставить после выбранного глагола объект исследования или тему проекта и исправить в склонения, на этом составление цели будет окончено, такой способ можно применять ученикам начальной школы, учащиеся других классов также имеют право так составить цель, но простота её формулирования может не устроить учителя (преподавателя).
Более сложный вариант. Необходимо определиться, что именно необходимо сделать в проектной работе для раскрытия темы и как именно её лучше раскрыть т.е. сформулировать цель таким образом, чтобы она отражала суть темы и включала в себя объект и предмет исследования при этом необязательно дословно повторять объект и предмет, но в цели обязательно должна фигурировать тема, возможно, немного перефразированная или расширенная.

Приведём пример сформулированной таким образом цели:

  1. Тема проектной работы: «Исследование воды, продаваемой в продуктовых магазинах города. Вредна ли она или же всё-таки полезна?».
  2. Объект исследования: «Бутилированная (негазированная) вода «Горячий Ключ», «Borjomi», «Donat», «Архыз», «Рычал-Су».
  3. Предмет исследования: «Качество бутилированной воды, её влияние на здоровье человека».

Целью работы может выступать:

Исследовать, вредна или полезна вода, продаваемая в магазинах города.

Итак, цель является расширенным вариантом объекта проектной работы то есть самым простым способом постановки цели в проектной работе является использование связки «глагол (действие) + объект проектной работы», но не желательно дословно повторять объект, при возможности необходимо его расширить или уточнить.

Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса

Приведем примеры составления гипотезы для различных классов и курсов, для примера будет использоваться тема, которую могут рассматривать обучающиеся любого возраста.

Влияние пластика на природу.

Гипотеза для учащихся начальной школы (1-4 классы) может быть следующей:

Пример гипотез для 1-4 классов:

Мы предполагаем, что пластик оказывает влияние на природу.

Гипотеза для 5-6 классов должна быть более сложной, например:

Пример гипотез для 5-6 классов:

Мы предполагаем, что пластик оказывает негативное влияние не только на природу, но и человека.

Гипотеза для 7-8 классов должна более точно отражать изучаемый вопрос и показывать значимость темы проекта, например:

Пример гипотез для 7-8 классов:

Мы предполагаем, что пластиковые отходы оказывают негативное влияние на природу и организм человека, что связано с долгим периодом его разложения, поэтому на сегодняшний день так важно утилизировать пластиковые отходы. Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы

Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме

Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы. Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме.

Пример гипотез для 9-11 классов и колледжей:

Мы предполагаем, что пластиковые отходы в связи с большим сроком разложения наносят непоправимый вред всем живым организмам, засоряют Мировой океан, почву, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, поэтому в настоящее время важной является проблема переработки пластиковых отходов и уменьшения уже имеющихся захоронений пластика, что позволит очистить от него территории, которые в дальнейшем могут быть использованы человеком. Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения

Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце

Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения. Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце.

Признаки гипотезы

Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.

  1. Гипотеза – это особая форма развития научных знаний. Именно гипотезы позволяют науке переходить от отдельных фактов к определенному явлению, обобщению знаний и познанию законов развития того или иного явления.
  2. Гипотеза строится на выдвижении предположений, что связано с теоретическим пояснением определенных явлений. Это понятие выступает в качестве отдельного суждения или же целой линейки взаимосвязанных суждений, закономерных явлений. Суждения – это всегда проблематично для исследователей, ведь в этом понятии говорится о вероятностном теоретическом знании. Случается, что гипотезы выдвигаются на основе дедукции. В пример можно привести шокирующую гипотезу К. А. Тимирязева о фотосинтезе. Она подтвердилась, но изначально все началось из предположений в законе сохранения энергии.
  3. Гипотеза – это обоснованное предположение, которое строится на каких-то конкретных фактах. Потому гипотезу нельзя назвать хаотичным и неподсознательным процессом, это вполне логически стройный и закономерный механизм, который позволяет человеку расширить свои знания для получения новой информации — для познания объективной действительности. Опять же можно вспомнить шокирующую гипотезу Н. Коперника о новой гелиоцентрической системе, в которой раскрывалась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Все свои идеи он изложил в труде «О вращении небесных сфер», все догадки опирались на реальную фактическую базу и показывалась несостоятельность тогда еще действующей геоцентрической концепции.

Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза – это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.

Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление

Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.

Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.

Интересные гипотезы и их опровержение

Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.

  1. Некоторые частицы движутся из будущего в прошлое. У физиков есть свой свод правил и запретов, которые принято считать каноном, но вот с появлением тахионов, казалось бы, все нормы пошатнулись. Тахион — это частица, которая может нарушать все принятые законы физики сразу: масса ее мнимая, а двигается она быстрее скорости света. Была выдвинута теория о том, что тахионы могут двигаться обратно во времени. Ввел частицу теоретик Джеральд Фейнберг в 1967 году и объявил, что тахионы – это новый класс частиц. Ученый утверждал, что это фактически обобщение антиматерии. У Фейнберга была масса единомышленников, и идея прижилась на долгое время, впрочем, опровержения все же появились. Тахионы не ушли из физики совсем, но их все же никто не сумел обнаружить ни в космосе, ни в ускорителях. Если бы гипотеза была верной, люди бы могли связываться со своими предками.
  2. Капля водяного полимера может уничтожить океаны. Эта одна из самых шокирующих гипотез говорит о том, что воду можно трансформировать в полимер – это компонент, в котором отдельные молекулы становятся звеньями большой цепи. При этом свойства воды должны меняться. Гипотезу выдвинул химик Николай Федякин после эксперимента с водяным паром. Гипотеза долгое время пугала ученых, ведь предполагалось, что одна капля водного полимера может превратить всю воду планеты в полимер. Впрочем, опровержение самой шокирующей гипотезы не заставило себя ждать. Опыт ученого повторили, подтверждений теории не нашлось.

Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования – вот два главных компонента для каждого ученого.

Что такое гипотеза

Гипотезой считается научно-исследовательское предположение, подлинность которого предстоит установить. Смысловая нагрузка этого предположения касается выявления наличия (отсутствия) определенных причин (связей, последствий) между установленными исследователем процессами (явлениями). В ходе построения и осуществления исследования, имеющего своей сутью определение истинности или ложности предположения, сама формулировка предлагаемого утверждения может претерпевать корректировки и уточнения.

Метод гипотезы представляет комплексный подход, результатом осуществления которого является установление, определение и расширение теорий и принципов, объясняющих окружающую реальность. Первоначально используется теоретическое ознакомление с изучаемым явлением и попытками его объяснения посредством имеющихся уже закономерностей. При отсутствии описания необходимых закономерностей, исследователь самостоятельно выдвигает возможные предположения о детерминациях и закономерностях интересующих явлений, из числа которых выбирает наиболее вероятные. Далее гипотетическое предположение при помощи теоретических методов, проверяется на степень соответствия необходимым теориям и принципам, перерабатывается и корректируется в соответствии с ними. В заключении проводится экспериментальная проверка выдвинутого предположения.

Гипотетическим предположением признается утверждение, которое удовлетворяет таким характеристикам: включает одно (редко свыше одного) утверждение; процессы и категории, которые являются составляющими догадки, не должны предполагать многозначности толкования и быть четко и однозначно определены исследователем; утверждение должно быть проверяемо, обусловлено определенными фактами и иметь простую логическую конструкцию.

Метод гипотез включает этапы выдвижения (где она формулируется с учетом всех вышеизложенных требований) и проверки определенного выдвинутого предположения (в зависимости от исхода проверки – утверждение либо становится теорией, которая включается в непосредственное практическое использование, либо отбрасывается или претерпевает изменения и становится базой для генерирования новых идей).

Условно разделить догадки можно на теоретические и эмпирические. Первые охватывают проверку на отсутствие противоречий, наличие возможности исследования, соответствия той теории, в рамках которой выдвигается предположение. Эмпирические элементы охватывают наблюдение и экспериментальное исследование предоставленных факторов.

Для того чтобы гипотеза была включена в теорию должен пройти длительный процесс интеграции, вследствие которого бывшее теоретическое умозаключение должно обрести соответствие объяснениям явлений, определяемых теорией. Теория – это постоянная установленная форма, принцип взаимодействия, причинно-следственные связи, которые отражают механизмы функционирования определенных областей реальности. Возникают теоретические закономерности вследствие многократных исследований и тестирований, проверки соответствия гипотетических предпосылок и распространения результатов.

При планировании исследования следует учитывать и ссылаться на уже известные факты и теории, касающиеся выбранной темы, а также учитывать небанальность гипотетической предпосылки и потребность ее доказательства.

При формулировке предположений бывают допущены ошибки, чтобы избежать таковых, необходимо учитывать некоторые особенности. Так, гипотеза должна формулироваться в терминах той научной области, которой она касается, и соответствовать ранее изученным данным, касательно обозначенной проблематики (в случае абсолютной уникальности и самостоятельности гипотезы – не противоречить имеющимся теориям).

Подготовка гипотезы

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы

Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Что такое гипотеза?

Но вернемся к тому, с чего начинаются все знания – к гипотезе. Сначала ученые выдвигают гипотезу, чтобы потом сделать ее знанием или опровергнутой гипотезой. Что это такое? Гипотеза – утверждение в виде догадки или предположения, которое требует объяснения. Она возникает в любой сфере жизни человека, где человек пока не обладает знаниями и не может объяснить конкретные явления. Гипотеза выдвигается в адрес объекта, явления или конкретной характеристики, причины возникновения или устранения, что потом требует доказательств и изучения.

Поначалу гипотеза не является истинной или ложной. Нужно провести эксперименты, посмотреть на явление в естественных условиях, проследить все изменения, найти все веские доказательства или опровержения, чтобы прийти к тому, что гипотеза превращается в истинное знание или ложное предположение.

Если гипотеза была опровергнута, она не забывается, а остается в истории изучения конкретного явления. Причиной такого подхода становится то, что ложная гипотеза базируется на реальных и доказанных факторах, просто ее нужно изменить, скорректировать, дополнить, чтобы она стала истинным знанием. Просто так гипотезы не возникают у человека в голове, поэтому опровергнутое знание требует пересмотра, корректировки и доведение его до истинного.

Процесс достаточно прост:

  1. Сначала у человека в голове появляется идея – гипотеза. Он предполагает или по-своему объясняет некоторое явление.
  2. Затем проводятся исследования и эксперименты, которые должны доказать или опровергнуть гипотезу.
  3. Делаются выводы на основе полученных результатов.

Даже если гипотеза была опровергнута, она все равно становится подспорьем для выдвижения новой гипотезы. Ее просто корректируют, дополняют, видоизменяют.

Если гипотеза была доказана, то она превращается в знание. Однако не каждое знание является абсолютным. Возможно нахождение опровержений, которые подвергают сомнениям истинное знание. Поэтому даже знания могут оказаться в некоторых (не во всех) ситуациях ложными.

Гипотеза может быть:

  1. Общенаправленной или частной.
  2. Поверхностной или глубокой.
  3. Касаться конкретных характеристик или рассматривать предмет в целом.
  4. Относиться к одной области знаний или совмещать несколько наук.

Гипотеза – научно-теоретическое знание, которое требует своего доказательства. Гипотеза выдвигается ученым, который сталкивается с определенными явлениями или предметами, за которыми замечает конкретные характеристики, пока еще не имеющие своего объяснения. Там, где у человека возникают вопросы, появляются и гипотезы. Только если у ученых гипотезы являются знанием, которое нужно доказать или опровергнуть путем исследований и экспериментов, то у простых людей идеи и мысли, которые на индивидуальном уровне возникли в голове, часто воспринимаются человеком как истинное знание, инсайт, познание истинного, поэтому он даже не опровергает свою идею, считая ее правильной во всех вариантах.

Знание сначала является гипотетическим, то есть всего лишь предположением, которое объясняет причины, связи, характеристики и явления. Затем наступает период многочисленных исследований и экспериментов, наблюдений и прочих процессов, которые должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. Если гипотеза оказалась неполной, тогда ее корректируют. Если она вообще не имеет под собой никаких оснований для возникновения, тогда от нее полностью отказываются.

Гипотеза, диспозиция и санкция в норме таможенного права

Рассмотрим пример гипотезы, диспозиции и санкции в одной из статей ТК ЕАЭС. Итак, возьмем ст. 154 «Ответственность лиц при нарушении таможенной процедуры таможенного транзита».

В соответствии с ней при недоставке всей товарной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного транзита, и документации на нее в место доставки товаров (это гипотеза) лица, которые указаны в статье 150 настоящего Кодекса, являются ответственными согласно законодательству государства-члена, таможенным органом которого реализован выпуск товарной продукции в соответствии с таможенной процедурой тамож. транзита (это диспозиция).

Здесь пример простой гипотезы указывает на часть правовой нормы, раскрывающей обстоятельства (условия), при отсутствии или наличии которых возможным является действие этой нормы. Иными словами, в ней содержатся указания на определенные жизненные условия, обстоятельства. Именно в соответствии с ними конкретная правовая вступает в действие.

Диспозиция здесь — не что иное, как составляющая правовой нормы, которая раскрывает само правило поведения, то есть обязанности и (или) права поступать или не поступать конкретным образом. Стоит дополнить, что диспозиция указывает на обязанности и права сторон, которые являются участниками правоотношений, появляющиеся и реализующиеся на основе соответствующей нормы.

Под санкцией стоит рассматривать ответственность за невыполнение диспозиции. В нашей статье она будет следующей: «За неисполнение обязанностей в процессе перевозки товаров железнодорожным транспортом согласно таможенной процедуре таможенного транзита, перевозчик, который указан в первом абзаце настоящего пункта, является ответственным согласно законодательству того государства, к перевозке по территории которого принята товарная продукция».

Методы научного познания

Английский философ Ф. Бэкон и логик, экономист Дж. Милль предложили 4 метода выдвижения гипотез на основании установления причинно-следственных связей.

  1. Метод сходства заключается в предположении, что если несколько случаев наблюдаемого явления имеют схожее обстоятельство, то именно оно и является причиной исследуемого объекта. Методика предполагает установление всех возможных случаев и обстоятельств, глубокий анализ различий, определение вероятности.
  2. Метод различия противоположен предыдущему. То есть если в одном случае обстоятельство наступает, а в другом – нет, то, вероятнее всего, причина кроется в исследуемом условии наступления последствий.

Метод сопутствующих изменений – установление взаимосвязей различных явлений.
Метод остатков или исключения (то есть если известно, что причиной точно не являются одни условия, то предполагается, что оно вызвано именно исследуемым обстоятельством). Эту методику активно использовал в своей научной деятельности А.С. Попов, проводящий опыты по радиосвязи в 1897 году

Так, он обратил внимание на то, что проходящие между кораблями другие морские суда нарушают радиообмен. Он пришел к выводу, что причиной помех является металлический корпус корабля, экранирующий электромагнитные волны.

Рассмотренные выше методы чаще всего используются для обоснования гипотезв совокупности, гармонично дополняя друг друга. С проблемой обоснованного выдвижения гипотезы сталкиваются даже опытные ученые. Большую роль в этом играют воображение, фантазия и математическая интуиция исследователя.

Способность предчувствовать, интуитивно предугадывать называют предикативностью мышления. Это длительный творческий процесс, не имеющий универсального рецепта реализации.

Тем не менее этому можно научиться на любом уровне – начиная от бакалавриата и специалитета. Умение будет полезно всем, кто занимается исследованиями, публикует свои работы в научных журналах.

Гипотеза в работе

Разберем пример гипотезы работы, еще одной разновидности категории, если рассматривать ее не только в рамках права, а в общем смысле. Так, гипотеза в дипломной работе выступает как наиболее ценный методологический инструмент реализуемого исследования. Именно благодаря гипотезе научные изыскатели обнаруживают новые знания и идеи. Это своеобразное предположение, следующее из теории. Стоит заметить, что существование подобного предположения, которое обозначается во введении работы, еще экспериментально не опровергнуто и не доказано. В результате на протяжении всего исследовательского труда автору предстоит успешно доказать ложность или обнаружить истинность изучаемого объекта.

Два уровня гипотезы

Говоря об уровне гипотезы, стоит заметить, что он в свою очередь подразделяется на два вида, а именно:

  • Эмпирический. В его основе лежат результаты определённого опыта, следовательно, сама гипотеза строится на изменении какого-то определённого явления либо на отсутствии этого изменения. Таким образом, эмпирическая гипотеза служит для выявления новых сведений и развития определённой теории в дальнейшем.
  • Теоретический. Эта гипотеза нацелена на проверку определённого теоретического постулата и обычно бывает обобщающей. Зачастую, её применяют для определённой группы рассматриваемых явлений. Нацелена она на то, чтобы раскрыть их сущность с помощью установления причин взаимосвязей между теми параметрами, что подлежат экспериментальному виду исследования.

Требования к гипотезе

Гипотеза исследования должна соответствовать нескольким параметрам:

  • Связь с установленными научными фактами (гипотеза не должна противоречить имеющимся научным данным);
  • Проверяемость (гипотеза должна быть такой, чтобы в дальнейшем тексте работы можно было провести ее проверку с помощью теоретических или эмпирических методов);
  • Неочевидность (нельзя предлагать в качестве гипотезы научные факты, которые не вызывают сомнений. Например, в качестве гипотезы не подойдет утверждение: «Предполагается, что в Конституции РФ заложены фундаментальные основы всех отраслей российского права»).

Формулировка гипотезы обычно включает в себя фразы: «Предполагается, что…», «Если…, то…», «На основании … мы выдвигаем гипотезу, что…».

Гипотеза, диспозиция, санкция. Примеры

Целесообразно рассмотреть еще одну ситуацию, в которой отражены все три категории. Именно из нее мы получим примеры гипотезы, санкции и диспозиции. Итак, статья 20.1 КоАП РФ, содержание которой связано с мелким хулиганством, гласит: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение порядка в обществе, выражающее явное неуважение к нему, сопровождающееся нецензурной бранью в местах общественного пребывания, оскорбительным отношением к гражданам, а равно повреждением или уничтожением чужого имущества, влечет наложение штрафа административного типа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест, срок которого составляет до 15 суток».

Гипотеза, диспозиция, санкция в праве — примеры их без труда можно найти в представленном положении. Иными словами, все три компонента структуры нормы права здесь налицо. Так, гипотеза данной правовой нормы указывает на определенные факторы, обстоятельства. При их наличии действия, которые совершает субъект, могут быть признаны мелким хулиганством. Примером гипотезы является совершение перечисленных деяний в общественных местах тогда, когда они не влекут за собой использования уголовного наказания.

Необходимо знать, что диспозиция данной нормы заключается, прежде всего, в запрещении конкретных действий, в частности, нецензурной брани, оскорбительного приставания к гражданам или иных действий. Наконец, в данной статье имеется и прямое указание на определенные неблагоприятные последствия (арест или административный штраф), которые наступают для того лица, которое допустило действия, запрещенные законом.

Итак, мы рассмотрели примеры гипотезы, диспозиции и санкции в норме КоАП. Целесообразно перейти к разбору данных категорий в соответствии с Уголовным кодексом, действующим на территории РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector