Чем отличается магистратура от аспирантуры в россии

Как максимально упростить себе годы обучения в аспирантуре?

Сложно ли учиться в аспирантуре? Да, сложно, за 3−4 года подготовки студент должен:

  • публиковаться (каждая статья оформляется, подтверждается, редактируется, утверждается на нескольких уровнях);
  • участвовать на форумах, конференциях, научных собраниях (оформлять командировки, оформлять отпуска у работодателя);
  • вести бакалавров/магистров-дипломников, преподавать;
  • заполнять журнал достижений;
  • собирать подробную информацию для диссертации.

На первом году обучения аспиранта ждут классические лекции, семинары, занятия. Второй год посвящен подготовке к кандидатской экзаменации. Последние 2 года — почти на 100% индивидуальные занятия под руководством научного руководителя.

Упростить жизнь аспиранта может только он сам. Мы создали для этого оптимальные условия:

  • учеба проводится вечером (удобно посещать лекции после работы);
  • состав научных руководителей — самый сильный (доктора, профессора);
  • доступ к паспортам специальностей (выбор тематики диссертации) — дистанционный, широкий выбор тем.

Самый верный способ упростить для себя аспирантуру — угадать с темой диссертации. Чем дольше ее осваивает студент (начать можно с первой курсовой работы будущего бакалавра), тем проще подготовка и защита труда.

Для чего нужна магистратура после специалитета

Рассмотрим все формы высшего образования и их отличия друг от друга.

Бакалавриат — это базовое высшее образование. Оно дает основы, не углубляясь в предмет. Специалисту с дипломом бакалавриата обычно не светят высокие должности; для повышения ему придется поступать в магистратуру.

Магистратура (или graduate) в настоящее время является выпускным высшим образованием, которое дает также более узкую профессиональную специализацию, углубляет знания, развивает необходимые для профессиональной деятельности навыки.

У каждого есть своя причина поступить в магистратуру, но давайте рассмотрим подробнее, зачем нужна магистратура именно после специалиатета.

Важно!Магистратура в наше время вовсе не обязательно дает ученую степень; чаще это академическая квалификация выпускника высшего учебного заведения.

Далеко не всегда выпускники бакалавриата или специалитета поступают в магистратуру сразу. Многим требуется время и опыт трудовой деятельности, чтобы осознать, что вторая ступень высшего образования необходима для тех, кто настроен на карьерный рост.

Недостатком специалитета является его узкая специализация. Проблема в этом случае заключается в том, что специалисту сложно перестроиться. Конечно, если профессия выбиралась грамотно, с привлечением профориентации, вероятность, что человек не сможет реализоваться в выбранной сфере, существенно снижается. Но не стоит забывать о том, что времена меняются: сейчас, в эпоху беспрецедентного роста технологий, ситуация на рынке труда тоже на месте не стоит. Поэтому в выигрышной позиции находятся те, кто может быстро перейти в смежную область. Выпускникам специалитета это сделать сложнее, чем обладателям магистерских дипломов. Пока они учатся на специалитете 5, а то и 6 лет, может измениться очень многое.

Вот почему не стоит сомневаться, что учеба в магистратуре повысит вашу ценность как специалиста и ваши возможности трудоустройства.

Важно!Если вы оканчивали специалитет набора 2011 года или позже, магистратура для вас будет считаться вторым высшим, и в СНГ учеба будет платной.

Поступать в магистратуру после специалитета можно на ту же либо на другую специальность. В первом случае вы углубляете и расширяете свои профессиональные компетенции, во втором — осваиваете новую специальность.

Интересно!

Осваивает смежную профессию примерно половина поступающих в магистратуру.

Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен

Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:

  • необходимости отпуска по беременности;
  • при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.

Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.

Ежегодно аспиранты могут претендовать на 2 месяца отпуска, но учащиеся очно чаще всего работают в это время в приемной комиссии. В течение учебного года аспирантам предстоит вести лекции и принимать зачеты у студентов. Дело в том, что проходящие очное обучение зачастую получают дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы.

Почему так важен научный руководитель

Научный руководитель – это, как правило,
профессор, доктор наук, которому разрешено вести аспирантов. Что он может
сделать для аспиранта:

  • ввести в круг новейших научных проблем,
    актуальной полемики;
  • обучить научному стилю (то есть, если
    по-простому, научить писать научные статьи);
  • дать подсказку в выборе темы исследования,
    правильных формулировок и т.д.;
  • обрисовать круг научных журналов, где
    может напечататься аспирант, конференций, где он может принять участие;
  • ну и, конечно, всячески мотивировать
    аспиранта на написание статей и диссертации. Аспиранты тоже люди, и ничто
    человеческое – в частности, лень – им не чуждо. А научный руководитель может
    вовремя разогнать эту лень и сподвигнуть аспиранта на тяжелый научный труд.

В
любом случае вклад научного руководителя – неоценим, а во многих случаях
является определяющим.

А
теперь представьте, что научный руководитель вами совершенно не интересуется:
вы числитесь в его аспирантах, но встречаетесь разве что на промежуточной аттестации.
Все остальное вам приходится делать самому. В каком-то смысле – изобретать
велосипед, ведь научный руководитель может вам все это объяснить, но по
каким-то причинам не делает этого. Теперь понимаете, насколько важен выбор
научного руководителя?

В чем различия магистратуры и аспирантуры?

Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.

Магистратура

Аспирантура

Кто может поступать?

  • Бакалавры
  • Специалисты
  • Магистры
  • Специалисты

Сколько длится обучение?

2 года

От 3 до 5 лет

Нужно ли сдавать экзамены при поступлении?

Да

Да

Выпускная работа

Магистерская диссертация

Кандидатская диссертация

Предусмотрены ли бюджетные места для поступающих?

Да

Да

Выплачивается ли стипендия на очных бюджетных формах обучения?

Да

Да

Кого готовят в процессе обучения?

  • Специалистов высшей квалификации
  • Преподавателей для средних специальных образовательных учреждений
  • Преподавательский состав для вузов
  • Будущих ученых

Какая степень присваивается после защиты научной работы?

Магистр

Кандидат наук*

Можно ли после успешного обучения претендовать на поступление в докторантуру?

Нет

Да

* Следует понимать, что получение степени кандидата наук не является прямым следствием прохождения обучения в аспирантуре и подготовки выпускной квалификационной работы, которая действительно является самой будущей кандидатской диссертацией или ее черновиком.

Защита кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук является отдельным процессом. По окончании аспирантуры выпускник получает квалификацию «исследователь», «преподаватель-исследователь» и только в случае дополнительной процедуры защиты в совете ВАК по соответствующей специальности выпускник аспирантуры может претендовать на присвоение степени кандидата наук.

Данные таблицы демонстрируют, что степень магистра указывает на менее высокую квалификацию, чем у кандидата наук, успешно окончившего аспирантуру.

В заключение хотим еще раз выделить следующие важные моменты:

  • аспирантура выше магистратуры;
  • при успешной сдаче экзаменов аспирант может учиться бесплатно;
  • после окончания аспирантуры можно стать ученым или преподавать в вузе.

Таким образом, поступление в аспирантуру после магистратуры демонстрирует серьезность намерений студента и позволяет ему реализовать свой потенциал в научной сфере.

Совмещение работы и аспирантуры: законно или нет?

На одну стипендию аспиранту явно не прожить, а то минимальное количество часов преподавания, которое ему выделяет вуз, не оплачивается должным образом. Вот поэтому и возникает острая необходимость в дополнительном источнике доходов, не связанным с педагогикой и профессиональным обучением. Однако вот здесь имеется одно, но очень существенное НО.

Согласно официальным правилам, которые должен знать любой учащийся аспирантуры, аспирант очной формы обучения не имеет права работать в каком-либо другом месте, несвязанным со стенами вуза и наукой.

Правило, конечно, строгое, но, как известно, все правила созданы для того, чтобы их нарушать. Именно поэтому все аспиранты пренебрегают такими рекомендациями и запретами, а для улучшения своего материального состояния подыскивают денежную подработку.

В аспирантуре об этом знать не должны, хотя по неофициальным данным профессора понимают финансовые трудности и закрывают глаза на некоторые нарушения.

На аспирантов – заочников и соискателей такие правила не распространяются, однако и обучение для них включает более продолжительный период времени. Защита кандидатской диссертации становится тем финишем, который обеспечивает хорошую должность и вполне приличную заработную плату.

Сроки обучения индивидуальны, но результат, по сути, один и тот же, как и перспективы молодого, но уже квалифицированного специалиста.

Как поступить в аспирантуру?

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в аспирантуру принимаются граждане России с высшим образованием. Прием осуществляется на конкурсной основе. Поступить в аспирантуру можно сразу после окончания ВУЗа или после опыта практической работы по выбранной специальности не менее двух лет.

Новые правила приема в аспирантуру претерпели значительные изменения. Теперь ВУЗы и научные институты сами устанавливают перечень вступительных экзаменов и проведение конкурса по каждому направлению.

Обязательными являются экзамены по специальности и иностранному языку. Форма проведения вступительных испытаний (письменная или устная) определяется организацией самостоятельно. Кроме того, ВУЗам разрешено производить наборы в аспирантуру с приемом вступительных экзаменов по мере формирования групп.

Перспективы в построении карьеры

Один из важных плюсов — строчка в профиле/резюме, которая значительно повышает привлекательность кандидатуры аспиранта на должность руководителя/куратора/капитана команды по проекту (включая стартапы). Опытные наработки, полученные при обучении, определяют способности выпускника готовить новых кадров, проводить просветительские семинары, тренинги.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Как стать аспирантом в университете

Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:

  • заявление
  • удостоверяющий личность документ;
  • диплом магистра или специалиста.

О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.

Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:

  • историю или философию науки (все чаще этот экзамен отсутствует в перечне вступительных);
  • иностранный язык;
  • предмет по специальности.

Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.

На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом. 

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия

Также не менее важно участвовать в работе кафедры

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Аспирантура или второе высшее образование

В то время как второе высшее образование позволяет стать универсальным специалистом широкого профиля, освоившим сразу два направления, либо полностью сменить сферу деятельности, аспирантура обеспечивает вертикальный образовательный рост за счет повышения профессионализма и квалификации, позволяя выпускнику в случае удачной защиты получить ученую степень. Кроме того, поступление в аспирантуру предоставляет отсрочку от армии, что актуально в первую очередь для молодых людей призывного возраста, при этом кандидаты на получение второго диплома о высшем образовании подобной льготой не обладают.

Обучение по программам второго высшего образования допускает его прохождение одновременно с первым высшим, в то время как аспирантура не позволяет совершить подобный маневр. Более того, получить статус аспиранта возможно только после прохождения магистратуры, которая представляет собой предшествующую аспирантуре образовательную ступень

Немаловажно также, что не каждый вуз имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в то время как получить еще один диплом ВО можно в любом высшем учебном заведении

Отличия разных ступеней образования

Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс. Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени. Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:

  1. Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
  2. Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
  3. Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.

Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.

Поступаем в магистратуру после специалитета по той же специальности

При поступлении в магистратуру на ту же специальность имеет значение, поступаете вы в российский или зарубежный университет.

Дело в том, что в российских вузах магистратура часто рассматривается как подготовка в аспирантуре и «тренировка» написания диссертации. Таким образом, «конечный результат» — это подготовка ученых и преподавателей.

В зарубежных вузах магистратура ставит задачей, прежде всего, подготовку высококвалифицированных кадров для государства, бизнеса, производства, здравоохранения. Также в магистратуре проходят подготовку будущие преподаватели и научные сотрудники низшего звена.

Обучаясь в магистратуре на той же специальности, по которой окончен специалитет, вы получаете возможность сэкономить время; часть дисциплин, которые вы уже проходили, могут быть учтены, если вы уже изучили их в необходимом объеме.

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» — соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3−4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.

  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.

  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.

  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.

  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.

  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).

  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

4. Особенности проведения вступительных испытаний

4.1.Вступительные испытания проводятся в следующих формах:

  • учёт результатов олимпиады «Я – Профессионал»;
  • учёт результатов Конкурса научных работ в рамках 62 й Всероссийской научной конференции МФТИ;
  • вступительное испытание в форме собеседования.

4.2.Вступительные испытания по англоязычным программам могут проводиться на английском языке, по остальным конкурсным группам – только на русском языке.

4.3.Все вступительные испытания проводятся с использованием дистанционных технологий при условии идентификации личности поступающих.

4.4.Медалисты и победители олимпиады «Я – профессионал» за последние два учебных года по профилям, соответствующим направлениям подготовки, могут зачесть свои результаты за 100 баллов по вступительному испытанию. Соответствие профилей олимпиады и направлений подготовки устанавливается приказом ректора МФТИ.

4.5.Дипломы победителя Конкурса научных работ в рамках 62 й Всероссийской научной конференции МФТИ по желанию поступающего могут быть зачтены в качестве результатов с максимальным баллом по вступительным испытаниям в рамках конкурсных групп соответствующих подразделений.

4.6.Результат вступительного испытания действует в рамках только одной конкретной конкурсной группы.

4.7.Вступительные испытания начинают проводиться с 01 июля 2020 года и заканчивают проводиться не менее, чем за три дня до начала учебного года, в сроки, установленные графиком работы приёмной комиссии. 

4.8.Поступающий однократно сдаёт каждое вступительное испытание.

4.9.Лица, не явившиеся на вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к сдаче вступительного испытания в другой день (при наличии соответствующей возможности в соответствии с расписанием вступительных испытаний). Абитуриент должен до соответствующего дня проведения вступительного испытания подать в приёмную комиссию заявление о допуске его в другой день с обязательством представления подтверждающих документов до начала вступительного испытания.

4.10.Во время проведения вступительных испытаний абитуриентам запрещается иметь при себе и использовать средства связи, справочные материалы и электронно-вычислительную технику, а также любое программное обеспечение, за исключением разрешённых экзаменатором.

4.11.При нарушении поступающим во время проведения вступительных испытаний правил приёма в МФТИ или порядка проведения вступительного испытания экзаменационная комиссия вправе прекратить проведение вступительного испытания с составлением акта.

4.12.Результаты вступительного испытания объявляются на официальном сайте не позднее третьего рабочего дня после проведения вступительного испытания.

4.13.В день объявления результатов вступительного испытания поступающий (доверенное лицо) имеет право подать заявление на апелляцию. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего дня после её подачи.

4.14.После рассмотрения заявления апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (доверенного лица), в том числе посредством электронной почты. Факт ознакомления поступающего (доверенного лица) с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).

Выбор формы обучения

Форму
обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел
аспирантуры он только уточняет это в документах.

Существуют
две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что
есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в
аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно.
Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в
аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и
заочной форме.

Очная
форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать
образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении.
Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием
денег.

Поэтому

прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность
науке или финансовая независимость.

Вступительные экзамены в аспирантуру

Вступительные испытания могут отличаться в зависимости от специфики вуза. Чаще всего для зачисления будущие аспиранты сдают:

  • философию;
  • английский;
  • экзамен по специальности (иногда его сдают только те, кто заканчивал магистратуру по другому направлению).

Список вопросов для подготовки можно попросить в отделе аспирантуры или на соответствующих кафедрах. К экзаменам стоит отнестись серьезно: если количество мест в аспирантуре ограничено, поступят те, кто сдаст их лучше всего.

Без экзаменов поступить в аспирантуру невозможно, но многие вузы делают упрощенную программу для своих выпускников.

Преимущества аспирантуры

Прежде всего, студенты обращают внимание на то, что в аспирантуре реально получить отсрочку от армии и стипендию. Если ВУЗ или НИИ готовят научных работников по технической специальности, то размер стипендии может быть намного выше минимальной по стране, которая сейчас установлена на уровне 2 500 рублей

Другие преимущества стоит разделить на три большие группы:

  1. Возможность самосовершенствоваться в выбранной профессии. Это преимущество редко привлекает молодых и амбициозных людей, поэтому данная формулировка все чаще привлекает в аспирантуру зрелых и уже состоявшихся в профессии специалистов. На время обучения аспирантам доступны научные библиотеки, лаборатории и посещение конференций.
  2. Возможность заниматься наукой и делать собственные открытия и изыскания. У будущих кандидатов наук есть перспектива заниматься наукой. Даже без защиты диссертации они могут заявить о себе в научном мире публикациями и выступлениями на конференциях.
  3. Вариант пойти не только по выбранной специальности, но и обучать студентов. Окончание магистратуры тоже дает возможность преподавать, но в заведения выше ССУЗов вас не возьмут. С кандидатской степенью можно вести лекции в вузах.
  4. За научную степень на государственной службе доплачивают, а за публикации в специализированных изданиях часто дают повышенные гонорары.
  5. Со временем можно защитить докторскую диссертацию, что дает возможность вступить в руководящий состав вуза или научного учреждения.

Чаще всего аспирантуру предпочитают выбрать те, кто хочет заниматься научными изысканиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector