Арт-терапия зависимости
Содержание:
- Виды невротического расстройства
- Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
- Методика исцеления по Бахтыбеку Талкамбаеву
- Арт-терапия: методики
- Формы арт-терапии
- Арт-терапия в реабилитации зависимости
- Материалы и средства в работе арт-терапевта: от ремесла к искусству
- Метод
- Цели аот-терапии
- Задачи, решаемые семейной арт-терапией
- Эффекты арт-терапии в коррекции аддитивных состояний
- Заключение
Виды невротического расстройства
Все неврозы проходят в своем развитии 3 стадии. Первая из них длится 1 месяц и характеризуется острой психической травмой. Если ее последствия не были вовремя замечены, то происходит развитие процесса, появление определенных реакций и осознание своего «ненормального» состояния. Когда расстройство длится от полугода до 2 лет, говорят о второй его стадии.
Если на первых двух стадиях болезнь не искореняется, она переходит в статус хронического расстройства со стойкими изменениями структуры личности.
Существует три самых распространенных вида невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия.
Главные симптомы неврастении – истощение и повышенная утомляемость на фоне раздражительности и гипервозбудимости. Могут также присоединиться и другие симптомы: повышенная чувствительность к яркому свету, температурным скачкам, громким разговорам. Появляются и вегетативные расстройства: тахикардия, повышенная потливость, головные боли. Больному сложно сосредоточиться, настроиться на какую-либо деятельность.
Истерия – это разновидность невроза, которую прозвали великой симулянткой за разнообразие ее симптомов. Способствует ее развитию истерический тип характера.
Среди проявлений болезни выделяют приступы удушья, рыдания или смеха. Она может маскироваться под гипертонический или сердечный криз. Наблюдается временная обездвиженность и потеря чувствительности в конечностях. Редко проявляются невротическая глухота, слепота.
Наверное, самым известным симптомом расстройства является приступ истерии. При нем человек падает в обморок, но, удивительно, очень удачно. Возможно появление, похожих на судорожные, припадков. Больные размахивают руками, «убиваются» страданиями, их тело выгибается в дугу. Такой приступ носит демонстративный характер. Чаще им подвержены женщины.
Несмотря на удручающие, мучительные симптомы, больные не стремятся избавиться от этого состояния. Наоборот, они искусно им манипулируют. При любых претензиях к ним они ссылаются на свою «тяжелую» болезнь. Как правило, такие личности демонстративны и эгоцентричны.
Осторожно: истерия может быть заразна! Это доказал случай в одной из школ Танганьики. Три девочки смеялись так заразительно, что их смех подхватили 95 учеников
Максимальная продолжительность приступа составила 16 дней. Эту школу закрыли, но эстафету переняли еще 14 школ. Всего истерическому припадку подверглось около тысячи учащихся. Возможной причиной истерии у девочек считают плохие жилищные условия общежития, в котором они проживали, и невозможность предъявить на это претензии.
Невроз навязчивых состояний – еще одна форма заболевания, при которой определенные мысли, действия, страхи становятся настолько навязчивыми, что человек воспринимает их болезненно, они мешают привычному для него укладу жизни.
Среди часто встречаемых фобий – страх смерти, смертельного заболевания, высоты, замкнутого пространства и другое.
Страхи способны спровоцировать и навязчивые действия. Так, индивиды стремятся постоянно мыть руки, чтобы «не подхватить какую-нибудь заразу», дезинфицируют все вокруг, избегают общественных мест.
Компульсии могут возникать и сами по себе. Например, появляется безудержное желание ругаться матом или сделать что-то противозаконное.
Известный изобретатель Никола Тесла страдал неврозом навязчивых состояний. Его мания доходила до того, что он мог считать шаги, чашки кофе или кусочки пищи. Он панически боялся микробов, из-за чего в отеле требовал менять полотенца до 18 раз в день, а в ресторане, если на стол садилась муха, требовал его пересервировать. Номер же в отеле обязательно должен был быть кратным трем.
Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.
В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.
Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.
С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.
Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.
Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:
- раскрытие и развитие творческого начала;
- помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
- установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
- налаживание взаимоотношений;
- расслабление и релаксация;
- помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
- коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
- помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
- снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
- общее развитие;
- формирование позитивного мышления.
Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:
Диагностика
Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.
Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.
Развитие
Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.
Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.
Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.
Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.
Методика исцеления по Бахтыбеку Талкамбаеву
Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.
«Пусть рисует рука, а не ум!»
Уран. Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.
«чем мельче штрихи, закорючки, геометрические фигуры, тем тщательнее прорабатываются проблемы, тем качественнее меняется формула жизни»
Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.
Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.
«нормализовалось давление, исчезла усталость, ушел лишний вес, перестали беспокоить головные боли, поменялась реакция на негативные события, изменился психоэмоциональный фон, который позитивно повлиял на личную жизнь и другие сферы жизни, пришло душевное равновесие».
Арт-терапия: методики
Методики в области арт-терапии отличаются своим разнообразием. Самые популярные из них:
- видеотерапия;
- маскотерапия;
- театротерапия;
- пластика;
- лепка (пластилин, глина);
- игротерапия;
- изотерапия;
- керамика;
- сказкотерапия.
Эффективность арт-терапии доказана на практике: создавая какой-либо творческий продукт, пациент вкладывает в него часть себя, свои мысли, переживания и эмоции. Поэтому именно в изобразительном искусстве наиболее ярко проявляется личность человека.
В клинике «IsraClinic» используется методика психореабилитации посредством свободного творческого мышления. Спонтанный рисунок, который используется в этой методике, помогает успокоиться, отвлечься от привычных назойливых мыслей, расслабиться, и, одновременно, сосредоточиться. Рисуя в клетках-матрицах без определенного плана и замысла, повинуясь спонтанному движению руки, мы актуализируем подавленные эмоции и выражаем их в спонтанных образах. С помощью спонтанных рисунков можно дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
Лучше всего данная методика психотерапии проявляется в работе с детьми и подростками. В силу своего возраста они более открыты, и с ними довольно легко работать. Арт-терапия четко покажет, что с ребенком происходит на данный момент, о чем он думает или переживает.
Выполняя рисунки день за днем, на протяжении длительного периода времени, мы возвращаем себе внутреннюю гармонию, актуализируем стремление к самореализации, развиваем творческие способности и повышаем самооценку.
Методика при регулярном использовании помогает повысить качество жизни и удовлетворенность ею здоровых людей, но уникальность ее в том, что она эффективна для психореабилитации в случае выраженных психических расстройств, наркозависимости, психосоматических заболеваниях.
Для закрепления результатов мы рекомендуем пациентам продолжать занятия арт-терапией по возвращении домой, что помогает закрепить результаты лечения и служит хорошей поддерживающей терапией для профилактики рецидивов заболевания.
Формы арт-терапии
Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.
Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.
Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.
Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.
Арт-терапия в реабилитации зависимости
У болезни зависимость бывают разные проявления: наркомания, алкоголизм, игромания или пищевая зависимость. Но все виды зависимости объединяет два ключевых фактора: неумение полноценно проживать свои чувства и закрытость от внешнего мира.
Зависимые люди по разным причинам не проживают свои чувства: когда больно – не плачут, когда весело – не ликуют.
Возможно, в детстве им запретили быть естественными, и зависимый проживает чужую жизнь. А истинные мотивы его поступков социум вытесняет в подсознание. Потом эти подавленные чувства дают печальные плоды.
Зависимый человек очень закрытый. Часто он может выглядеть общительным, но носить маску для него – обыденное дело.
Добраться до естества, до истинных мотивов зависимого бывает невозможно, а любая глубинная терапия подразумевает работу с глубинными пластами психики.
В обоих случаях арт-терапия подходит идеально. Человека не просят рассказать, прожить, поделиться, открыться. Терапевта как бы и нет вовсе. Только клиент и рисунок.
Широкую популярность арт-терапия обрела именно в кругах зависимых людей. Взрослые пациенты, которые разучились быть искренними за годы своих недугов, с радостью берут краски и дурачатся. Даже в атмосфере кажущейся несерьезности опытный терапевт сможет увидеть решающие факторы. Ведь человек не может сотворить того, чего нет в пределах его психики.
Материалы и средства в работе арт-терапевта: от ремесла к искусству
Курс знакомит с оригинальными художественными материалами и авторскими арт-технологиями, редко использующимися в арт-терапевтической работе. В процессе обучения слушатели осваивают новые материалы и средства для применения в арт-терапевтической практике.
Подробно изучаются:
- материалы, техники и темы для арт-терапевтической работы с объемными формами (фольга, проволока, картон, льняная нить, бумага с особыми свойствами)
- арт-технология трехуровневой личностной работы в арт-терапии (авторская арт-технология «Завтрак-Обед-Ужин»)
- цветоструктурирование фрактальных матриц
- технология создания арт-объекта: веер (авторская технология изготовления веера с применением бамбуковых палочек В. Кокоренко)
Метод
В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в арт-терапии, нарисованное самим клиентом сказочное существо.
«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.
Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.
Цели аот-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его психическое состояние. Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.
Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:
- Раскрыть творческий потенциал человека, его таланты и способности.
- Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
- Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
- Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
- Помочь человеку социально адаптироваться.
- Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.
Задачи, решаемые семейной арт-терапией
Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:
- опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
- влияние родителей на детское восприятие мира;
- проработка семейного опыта в прошлом;
- выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
- причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
- коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
- помощь в решении семейных конфликтов;
- проблемы родительского поведения.
На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.
Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:
- общая разработка и изображение герба семьи;
- рисование или театрализация сцен из жизни;
- совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
- создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
- совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
- рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
- описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
- изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
- прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
- описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
- обдумывание и визуализация целей семьи;
- рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
- рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
- изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.
Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).

Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.
В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.
Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:
- проработка дисфункциональных взаимоотношений;
- реакции взаимодействий;
- принятие или непринятие чувств себя или другого;
- получение опыта, который получен впервые и совместно;
- взаимодействия (особенно – сопереживание);
- получение новых знаний и новых позиций;
- обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).
Эффекты арт-терапии в коррекции аддитивных состояний
Зависимые люди не могут объяснить, по какому алгоритму арт-терапия улучшает их состояние. Но широкий статистический срез демонстрирует – арт-терапия благотворна.
Главная практическая польза терапии искусством – концентрация на текущем моменте. Все неурядицы отступают в прошлое: долги, кредиты, ошибки прошлого, проблемы со здоровьем и близкими.
Зависимый перестает вожделеть о «веществе» и находится в «здесь и сейчас»
Этот элемент покажется незначительным для обывателя, но наркологи знают, насколько важно направить внимание зависимого в конструктивное русло
Также арт-терапия провоцирует эмоциональный катарсис. Это когда пациент выплескивает на бумагу свои эмоции, которые долго прятал. Часто такое освобождение сопровождают слезы, смех или ощущение небывалой легкости.
Иногда подробные тесты, доверительные беседы и гипнозы не приносят результат – причина подавленности пациента остается настолько глубоко, что вытащить ее не удается.
На помощь приходит арт-терапия. Клиент в ходе акта творения может выплеснуть на бумагу факт, который сознание так тщательно скрывало от остальных.
Задание терапевта – нарисовать семью. Пациент рисует малыша, а по обе стороны от него мама и папа. Рука отца сцеплена с малышом, а рука матери – нет. Плюс со стороны матери у малыша контур тела окрашен гуще, чем все тело.
Такой банальный пример позволит увидеть корень семейного недуга даже дилетанту. Но опытный психотерапевт расшифрует самые тонкие детали картины пациента.
Заключение
С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.
На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.
Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.
Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом
Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена
Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты
Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение
Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.
Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания
Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать