Чем занимаются стажёры-аналитики в яндексе

Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:

Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.

Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.

Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.

Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.

Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.

Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.

Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.

Когда проходят стажировки

Стажировки в бывают двух видов: летние и те, которые проходят в течение учебного года. Разумеется, больше всего стажёров приходят работать летом после сессии — как правило, на три месяца с конца июня или начала июля. Поскольку в этот период не надо ходить на занятия, ребята работают полный день.

На стажировку, которая проходит в течение учебного года, можно выйти в любой период и работать по индивидуальному графику. Кто-то выбирает 20 часов в неделю, кто-то — 30.

Само собой, мы отпускаем стажёров на экзамены, защиты и по другим важным делам. Так как ребята совмещают работу с учёбой, такая стажировка, как правило, длится дольше летней — около полугода.

Часть 1. Подача заявки и Я.Контест

После прохождения десятка курсов на степике, я понял, что хочется применить этот опыт где-то и решил подать заявку на стажировку в Яндекс на позицию стажёра по направлению «Аналитик данных». Зашёл на сайт, заполнил анкету, через час получил ссылку на тестовое задание в Яндекс Контест. Увидел, что даётся 6 часов на решение задач и принял решение выделить утро субботы на прохождение теста.

UPD: условия задач удалены по просьбе

Тест оказался не очень сложным, было 6 задач. 2 из них на математическую статистику (задачи A и B), 2 стандартные задачи на Питоне (C и D), 1 задача на базовые знание библиотеки Pandas (E) и задача на логику и аналитическое мышление.С последними двумя задачами я справился за полчаса, с первой задачей по матстату ещё минут за 10, на вторую задачу было потрачено 20 минут, и осталось целых 5 часов на 2 задачи на питоне. На каждую я потратил минут по 30, но в одной задаче не прошёл несколько тестов (скорее всего, условие мною было проинтерпретировано неверно), а в другой выдавал memory limit. В итоге, оптимизировать код и дорешать задачи до конца не вышло. Ещё раз проверил 4 прошлые задачи и отправил решения.На следующий день мне приходит письмо счастья от рекрутера о том, что со мной готовы провести техническое интервью и предложили выбрать время, также предупредили, что оно займёт около часа. 

Как повлиял коронавирус

Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.

Менторы уделяли дистанционным стажёрам особенно много внимания, чтобы им было проще адаптироваться в команде, несмотря на расстояния. Коллеги, как и в предыдущие годы, помогали погружаться в рабочие процессы — только теперь дистанционно.

Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.

Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.

Фото на обложке: Shutterstock / Nadia Snopek

Совет 3: люди не кусаются, с ними можно и нужно разговаривать

Боязнь коммуникации с людьми и низкая эффективность коммуникации — главные враги стажёров. После лени. Но, в отличие от лени, эта болезнь поддаётся системному решению — главным образом через осознание причин её происхождения.

Во-первых вы находитесь в новой для себя модели отношений. До этого вы общались с родственниками, друзьями, учителями, партнёрами. В офисе у вас есть руководители и коллеги, и общение с ними отличается от общения с другими четырьмя категориями, хотя и не является чем-то особенно сложным.

Руководитель. Помните, что этот человек стал вашим руководителем, потому что сам этого захотел и потому что вы ему понравились. Он переживает за успех вашей стажировки местами больше, чем вы сами. При этом руководитель — второй человек, от которого зависит успех стажировки. Первый, разумеется, — вы. Успешная коммуникация с руководителем строится на вполне конкретных вещах:

  1. Встреча 1:1 не реже раза в неделю. Если такой встречи нет, о ней надо явно попросить. Если руководителю совсем некогда, такой встречей может быть обед. Убедитесь, что эта встреча имеет формат opt-out, а не opt-in, иначе по факту она будет проходить не чаще раза в месяц.

  2. Сформулированные письменно задачи на стажировку.

  3. Регулярная обратная связь от руководителя о вашей работе. Советы по улучшению проекта и личному развитию. Зачастую неопытный руководитель стесняется давать полноценную обратную связь, а стажёр не хочет её слышать из-за опасений, что она не будет положительной. Если хочется действительно вырасти за время стажировки — придётся побороть боязнь критики. 

Коллеги. Как правило искренне желают вам успеха и готовы уделить время, чтобы этот успех приблизить. Смело идите к коллегам с вопросами, когда руководитель занят или отсутствует, присоединяйтесь к обсуждению по нерабочим вопросами и никогда не отказывайтесь от предложения сходить на обед.

Руководитель руководителя (aka step). Представляет особый интерес для любопытного стажёра. Скорее всего, это очень занятой человек, но, если вы попросите (например, через своего руководителя), он не откажет вам в одной–двух встречах 1:1 в течение стажировки.

Тимур Асылхузин

Студент четвёртого курса мехмата МГУ. С февраля 2020 года проходит стажировку в службе аналитики, метрик и экспериментов Поискового портала.

В университете мы изучаем в основном фундаментальную математику. Она далеко не всегда как-то соотносится с задачами, с которыми сталкиваешься в реальном мире. Поэтому я хотел понять, как обстоят дела в индустрии. К зиме четвёртого курса занятий в МГУ стало меньше, близилась сессия, и я подал несколько заявок на стажировки в разные компании, в том числе и в Яндекс.

Тестовое задание состояло из нескольких задач по программированию на Python. Дальше шли три очных собеседования. После второго вы формально уже приняты, остаётся только выбрать команду. Мне понравились ребята из группы анализа экспериментов, и я пошёл к ним.

Я попал в службу аналитики Поиска. У каждой команды в Яндексе есть свои метрики. На их основе принимаются решения, например, запускать ли сервис или обновления к нему. Мы занимаемся разработкой метрик для других сервисов Яндекса. У меня нет какой-то одной большой задачи, чаще это постоянный поток небольших заданий. Например, для Яндекс.Толоки. Это наша краудсорсинговая платформа, на которой можно выполнять небольшие задания в интернете и зарабатывать. При выполнении этих заданий у исполнителя растет тот или иной навык — так мы оцениваем умение выполнять задачи определенного типа.  

Я работаю над созданием таких навыков, инструкций и экзаменов, а также анализирую результаты экспериментов и автоматизирую небольшие процессы в рассылках. Для некоторых задач пришлось освоить пару новых библиотек Python.

Любой аналитик в Яндексе должен иметь математический склад ума и обладать базовым математическим аппаратом, чтобы разговаривать с командой на одном языке. Конечно, необходимо знать Python хотя бы на начальном уровне. Всё остальное просто подтянуть в процессе.

Моя стажировка длится всего полгода. В зависимости от количества часов в неделю, которые каждый стажёр может уделять работе, она может быть короче или длиннее. Мне очень повезло, что я успел поработать в офисе, сделать несколько задач и пообщаться с командой до режима самоизоляции. Так что переход на удалёнку прошёл безболезненно. 

Сложновато было вначале, когда я только пришёл. В Яндексе много внутренних сервисов, я не сразу понимал, о чём говорят коллеги. Но это нормальный процесс, через него проходят все сотрудники, нужно время, чтобы разобраться. Мне очень помогал куратор: рассказывал про всё и отвечал на вопросы. Это такой коллега из команды, который помогает новичку освоиться. До середины марта я приезжал на работу утром или вечером, пар было много. Сейчас часть занятий отменилась, я спокойно работаю утром, а вечером — учусь.

Мой руководитель отвечает за работу нескольких сервисов, общаемся мы нечасто. Больше коммуникации с аналитиком из команды, он-то и назначает мне задачи. Сначала мы обсуждаем вопрос устно, затем оформляем задачу в Трекере. Встреч у стажёров немного: ежедневные с командой и еженедельные с аналитиками. Приятно наблюдать, как ребята быстро решают задачи, задают правильные вопросы.  

Мне особенно нравится применять на практике то, что я узнал в университете. И приятно ощущать, что я приношу пользу.

Хочу в крутую компанию!

Теперь перейду уже к стажировке. Я понимал, что в 25+ устроиться без опыта работы в крутую it  компанию будет довольно непросто и уже пытался до этого попасть в школу программистов Хэдхантера и курсы от Тинькофф банка, после которых можно было попасть в штат, но там были очень сложные алгоритмические задачи, с которыми я не мог справиться полностью, обычно решая половину задач или меньше. В мэйл дорога была заказана сразу, потому что на свои стажировки они берут только выпускников своих образовательных программ. Про Яндекс я почему-то всё это время даже не думал, потому что считал, что там всё будет ещё гораздо страшнее. Но месяц назад в телеграм канале одного хорошего ютубера (S0ER) я наткнулся на пост о стажировке в Яндекс и подумал ну а почему бы и не попробовать, я вообще ни на что не расcчитывал и заполнил анкету указав честно все свои скромные достижения в виде одной курсовой, пачки сертификатов и резюме с указанием технологий, которые я освоил на тот момент.

Бэкенд

Игнат Колесниченко, один из руководителей группы разработки в Службе технологий распределенных вычислений

Чем занимаются стажеры

Наш проект называется YT, мы делаем самую базовую инфраструктуру хранения и обработки данных для всего Яндекса. Считаю, мы проводим одну из лучших стажировок. Обычно стажёр делает какой-нибудь продуктовый эксперимент, до которого у людей не дошли руки. Руководитель смотрит — скорее всего, не удалось, и результат уходит в никуда. Это не только в Яндексе: поспрашиваешь стажёров из Google, Facebook — там всё точно так же. У нас, в свою очередь, висит по две сотни задач. Это крайне полезные задачи. Возможно, они не увеличат утилизацию кластера на 10%, не сэкономят миллион долларов компании, но сделают счастливыми сотни людей.

Например, у меня сейчас есть стажёр, который занимается нашим клиентом для запуска операций на наших кластерах. Ты запускаешь операцию, которая перемалывает терабайты данных. Перед запуском операция должна загрузить некие данные на кластер. Обычно это занимает 20–40 секунд, и раньше это происходило молча: запустил в консоли и сидишь, смотришь на чёрный экран. Стажёр пришёл и за две недели сделал фичу: теперь видно, как файлы заливаются и что происходит. Это очевидная польза для многих людей. Задача, с одной стороны, несложная в описании, а с другой — есть в чём покопаться, какие библиотеки посмотреть. Ты берёшь API большой сложной системы, через много слоёв пробираешься — разве что не работаешь с многопоточностью.

Как правильно работать со стажёром

Стажёры как наименее опытные члены команды требуют к себе максимум внимания. Я стараюсь хотя бы через день подходить, спрашивать, как у него дела. Если вижу, что закопался, то стараюсь ему помочь, спросить, в чём проблема, и вместе с ним её раскопать. Ясно, что это отнимает мои силы и делает работу стажёра не столь эффективной интегрально — я же тоже своё время трачу. Зато это позволяет стажёру получить результат, и всё равно это быстрее, чем если бы я это делал сам. 

Есть странные истории, которые иногда слышишь, про то, как стажёр месяц не знал, чем ему заниматься. Причём слышишь, к сожалению, и у нас тоже. Для меня это удивительно. Понятно, что мне легко говорить: у меня пять подчинённых и общаться с шестым для меня небольшая нагрузка. А когда у человека 50 подчинённых и стажёр в личном подчинении, это, конечно, странная ситуация.

На месте стажёра стоит приглядеться, куда ты идёшь, и стараться в такие ситуации не попадать, а попадать в маленькие понятные группы, где ты будешь непосредственно взаимодействовать со своим руководителем.

Переход в штат

Мы достаточно трепетно относимся к найму стажёров. Стараемся стажёрами брать достаточно молодых ребят. Если у человека пять лет опыта разработки, он приходит в Яндекс и выясняется, что по уровню он стажёр, то, к сожалению, для нас это означает, что он — хоть и будучи молодцом, раз смог устроиться в Яндекс с пятью годами опытами, — до старшего разработчика вырасти не сможет. Обычно дело в скорости, но по-разному бывает. В любом случае, это достаточно яркий маркер. Так что стажёрами мы стараемся брать студентов старших курсов или младших, если это летняя стажировка. Когда мы берём студента старшего курса стажёром, мы сразу примеряем его к тому, чтобы он попал к нам в команду. И как правило, единственное препятствие к этому — отсутствие вакансии.

У нас есть разработчик Паша Киселёв, который является контрпримером к тому, что я рассказывал. Он пришёл ко мне собеседоваться и выяснилось, что университет он окончил семь лет назад. Я его пособеседовал, вроде хороший стажёр. Поспрашивал, чем он занимался, — не может ответить. Но главное — эти семь лет он не занимался программированием. Если бы занимался — понятно, что это был бы нехороший маркер. Но поскольку он занимался чем-то ещё и теперь вернулся в эту область, ему интересно, хорошо решает задачи, голова на плечах есть. Взяли его стажёром, сейчас он в штате, всё отлично. То есть это не препятствие. Препятствие — когда мы видим, что, действительно, у человека был медленный рост в прошлом, что будет означать медленный рост и у нас.

Когда стажёр слишком крутой

Мой коллега Максим Ахмедов тоже когда-то начинал со стажёра. Когда мы его собеседовали, было понятно, что он очень крутой. Межнарник по программированию, с рабочим опытом, пусть и небольшим. Он не просто решал все олимпиадные задачи, но и писал при этом очень опрятный код. Приписать ему еще пять лет опыта и привести на собеседование — его бы наняли просто в штат разработчиком. По проверке на секциях было невозможно определить, что он новичок. И по факту, когда мы его взяли, это подтвердилось. Сейчас он уже старший разработчик, ему расти и расти дальше. Если ты вкладываешься в работу, рост просто обеспечен.

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Виктория Трифонова, старший менеджер по работе с персоналом Microsoft в России

Привлечение молодых талантов и их обучение – одно из приоритетных направление Microsoft в России. За интернатуру в компании отвечает отдельная команда рекрутеров по работе со студентами 4–5 курсов. Они способны на начальном этапе карьеры разглядеть реальный потенциал кандидата и вместе с ним определить подходящее направление в работе. От их профессионализма зависит многое – молодые люди часто еще не осознают все свои возможности и желания. 

Работа по поиску интернов идет круглый год – рекрутеры просматривают социальные сети и открытые источники в поисках активных, талантливых студентов и сами связываются с претендентами. Первый этап собеседования – видеоинтервью, в рамках которого оценивается соответствие кандидата требованиям выбранной позиции и департамента: продажи, маркетинг, финансы, юридический отдел и т.д. Учитываются знания, полученные во время учебы и опыт работы над различными студенческими проектами. Также важны активная жизненная позиция, широкий кругозор и страсть к технологиям. Вне зависимости от выбранного департамента интернатура проходит в ИТ-компании, следовательно участнику необходимы хотя бы базовые знания о принципах работы технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных и др. 

На втором этапе собеседование проходит с нанимающим менеджером в Москве – лично или удаленно через Microsoft Teams, если кандидат живет в другом городе. Microsoft делает ставку на раскрытие потенциала человека через личную беседу. Также предлагаются тестовые задание в формате кейсов. Например, менеджер может попросить разработать предложение о продукте на базе Microsoft Azure для клиента из ритейл индустрии. Специальных знаний здесь не требуется, необходимы скорость, умение работать с информацией и ее критическая оценка, чтобы выделить аргументы в пользу решения под нужды индустрии. 

Студент становится штатным сотрудником Microsoft Россия на все время программы. Обычно она стартует в сентябре и длится 9 месяцев. Интерн сам решает, какое количество часов работать в неделю – все 40 или меньше. У него появляется не только профессиональный наставник, но и социальный, который помогает понять корпоративную культуру общения и со всеми познакомиться. Работа начинается с определенной позиции в одной из команд, но в процессе появляется возможность попробовать свои силы в различных проектах. Нередки случаи, когда студент к концу интернатуры понимает, что его место в другом департаменте. Если по итогам мы видим у интерна высокие результаты и мотивацию работать в Microsoft, то стараемся удержать его и предоставить все условия для роста и раскрытия своего потенциала.

Как принять решение

В каком случае разработчику стоит идти в школу, а в каком — на стажировку? Стажировка сфокусирована на решении конкретных боевых задач и подходит тем, кто предпочитает самостоятельность и автономность. Школа даёт возможность прокачаться с технологической точки зрения, подтянуть фундаментальные знания и немного погрузиться в атмосферу университета — с лекциями, домашними заданиями и созданием своих проектов с нуля. 

Если вы студент, но хотите работать в Яндексе, то вы можете пойти на стажировку.  Если вы уже где-то работали или стажировались, а теперь хотите разложить свои знания по полочкам или подтянуть навыки, чтобы расти дальше, то вам больше подойдёт школа. Если вы хотите интенсивно поработать над собой, то лучше сначала пойти учиться в школу, а после — на стажировку. Так вы сможете получить лучшее от обоих форматов.

Часть 3. Второе интервью

Через неделю мне назначили ещё одно интервью, где уже был Сергей и девушка из отдела планирования Яндекс Маркета, назовём ещё Светлана.Светлана представилась, рассказала чем занимается их отдел, как он связан с отделом аналитики, наговорила кучу умных слов (мне, как студенту 3го курса МФТИ, не вся информация была понятна и как человеку, который никогда не сталкивался с подобными вещами), от которых я остался под впечатлением. Далее, Светлана спросила, как я понял задачи, про которые мне рассказал Сергей. В целом, я рассказал очень кратко, тк получил мало информации на первом интервью. Потом, она задавала классические для интервью вопросы: «Какая у тебя суперспособность?», «Как ты определяешь приоритет задач?», «Сколько времени я смогу уделять стажировке?» спросила ещё, собираюсь ли я в магистратуру(видимо, для того, чтобы понять, может ли компания в дальнейшем на меня рассчитывать), но не идти туда я не могу, тк там военная кафедра. Спросила ещё какие языки программирования я знаю, я сказал, что Python. Меня спросили про sql, но на тот момент я его не знал (после интервью сразу пошёл осваивать, не повторяйте моих ошибок). После этого Сергей дал ещё 2 задачки на аналитику, даже скорее на продуктовую аналитику, здесь было немного тяжело, потому что продуктовой аналитики нас не учили и я отвечал исходя из логических соображений. 1ая задача:»Кто является конкурентом у Яндекс Маркета?». Я назвал только 3/4 основных пунктов — онлайн магазины(dns, ozon, wb, перекрёсток, авито и тд по списку) и офлайн магазины (любой ларёк является также конкурентом) и реклама на сайтах. До чего я не догадался, так это до социальных сетей, тк сейчас это направление растёт и там уже довольно много покупок/продаж.Вторая задача была аналогичной, только вопрос был про Яндекс.Бразуер. Дополнительным был вопрос о том, какую метрику используют в Яндекс Браузере. Я подумал, что количество кликов на рекламу, но позже сообразил (с подсказкой), что это время, проведённое пользователем в браузере.Далее, меня спросили, чем бы я хотел заниматься из возможных задач. Я сказал, что визуализацией дашбордов в Tableau, ещё задали пару простеньких вопросов на аналитику. После этого интервью закончилось и Сергей сказал, что дальнейшую информацию передаст через рекрутера.

С чего все началось?

На стажировку я пошел почти сразу после окончания университета. По специальности я преподаватель математики и информатики, математик. Буквально в последний момент я решил не идти работать в школу или вуз, а попробовать себя в тестировании. Мое образование дало неплохую базу, но никакой специальной подготовки не было. Чтобы попасть на трехмесячную стажировку, нужно было подать заявку, прикрепить резюме и сделать довольно большое тестовое задание. Через пару недель со мной связались и позвали на первое собеседование, затем их было еще три. На собеседованиях задавали вопросы на понимание теории, а начиная со второго — давали потестить конкретные странички.

Для прохождения испытаний мне хватило книги Романа Савина «tестирование dot com» и душевных разговоров со знакомой с релевантным опытом. Стажировка, тем более в крупной IT-компании, — это идеальный способ начать карьеру в тестировании, других рациональных (особенно быстрых и безболезненных) способов я не вижу.

Дистанционная стажировка разработчиком: гибкий график, но мало общения с коллегами вне работы

После года обучения в Школе анализа данных я решил, что мне лучше подойдет роль разработчика машинного обучения, и, мне кажется, я нашел свое место. В Школе я получил ключевые навыки, которые помогли мне пройти отбор на вторую стажировку: глубинное обучение, машинное обучение и программирование на Python и С++. Если сравнивать с испытаниями на стажировку аналитика, то собеседования на разработчика были более направлены на hard skills, нежели, например, на умение аналитически мыслить.

Опыт первой стажировки мне безусловно помог попасть на вторую, потому что я уже знал, как выглядит процесс собеседования. С одной из команд, в которую я собеседовался, я уже косвенно работал осенью. В результате, я ее и выбрал: в бригаде голосовой активации Алисы уже знали меня, я знал их и понимал, что мне интересно то, чем они занимаются.

Задачи второй стажировки были связаны с улучшением качества голосовой активации Алисы фразой «Алиса» или «Яндекс». Я проводил эксперименты, которые были направлены на улучшение работы нейронных сетей: так, чтобы они решали задачи с наибольшей точностью, и чтобы вычисления были при этом не слишком ресурсоемкими. Я проводил множество экспериментов, пытался улучшить модели, которые работают над этой задачей. Это уже удалось сделать с активационной фразой «Яндекс», а над фразой «Алиса» я еще работаю.

Мы ежедневно созванивались с моим ментором на 15 минут, обсуждали мои задачи и возможные вопросы, а после переписывались в чатах. Когда вся большая команда работает дистанционно, то процессы уже более-менее налажены и общение в личных сообщениях не приносит какого-то дискомфорта. Это уже стало естественной частью рабочего процесса. Дважды в неделю мы общались с командой: обсуждали результаты экспериментов и общие задачи, скидывали обзоры прочитанных статей по тематике голосового распознавания, планы на будущее и самое интересное, что происходило у нас за несколько дней. У нас был хорошо организованный чат в Slack с каналами по разным тематикам, где всегда можно было задать вопрос. Коммуникация была плотной и недостатка в ней я не испытывал.

Во время дистанционной стажировки тоже можно прокачать гибкие навыки: основным инструментом коммуникации было письменное общение, поэтому важно уметь грамотно писать и четко формулировать свои мысли. У нас даже был небольшой курс по soft skills, где нам рассказывали про тайм-менеджмент, публичные выступления, коммуникацию

Было ощущение, что о нас позаботились, помогли выстроить взаимодействие, что очень важно, когда ты находишься в начале своего пути. Хотя все эти лекции были онлайн, мы активно общались и проводили командные выступления. Например, на лекции по публичным выступлениям мы должны были за несколько минут придумать презентацию, а потом представить ее.

Пришлось учиться отделять рабочее время от отдыха, потому если у тебя открыт рабочий чат и придет очень важное сообщение, то оставить его без внимания уже не получится. Иногда я работал до позднего вечера по собственному желанию, потому что хотел успеть сделать больше

По чему я скучал, так это по общению с командой вне работы, по разным приятным моментам: мы встречались на обедах, иногда команда выходила куда-нибудь после работы в кафе или бар, я играл со своими знакомыми в настольный теннис в офисе, что помогало мозгу отдохнуть. Вместо этого на дистанционной стажировке мы играли в квизы на эрудицию с другими стажерами и кураторами. Команда стажировок даже организовала для нас день летнего стажера онлайн. Я не смог на нем побывать, но мне рассказывали, что он проходил в формате квеста: стажеры дистанционно «управляли» сотрудниками Яндекса, которые проходили задания в офисе.

Если есть выбор, то в качестве первой стажировки я бы посоветовал выбирать очную, потому что будет проще влиться в работу, возможно, проще выстраивать отношения с новыми людьми. Если же такого выбора нет, то я бы посоветовал не бояться идти на дистанционную стажировку, потому что все понимают, что у вас будут возникать вопросы, и все вам будут готовы помочь.

Моя вторая стажировка подходит к концу в середине сентября. Сейчас мне нужно закончить бакалавриат и ШАД, и я решил сконцентрироваться на этом. Если бы не учеба, то я бы обязательно остался. После университета я хочу пойти в магистратуру и работать разработчиком машинного обучения, — возможно, вернувшись в Яндекс.

B. Метеозонд (1 балл)

Статус: Проверка пройдена

Метеозонд отправляет данные с его смещениями по X и Y за последние N минут (N ≥ 1). За минуту зонд может сместиться на +/-1 по каждой координате или остаться на месте.
Аппаратура зонда сломалась и отправляет все значения координат без знаков (’+’ или ’-’).
Проверьте существование комбинации знаков, для которых зонд вернулся на свое начальное положение.
На вход данные передаются как массив из N смещений. Каждое смещение имеет формат: .
Ваша функция должна вернуть модифицированный массив смещений со знаками, для которых зонд вернулся в начальное положение, или null, если такой комбинации не существует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector